Реферат по предмету "Психология"


Традиции философской психологии

1. Укажите, кем и когда впервые были сформулированы понятия иосновные черты философской психологии, в чем заключается их сущность.
Феноменологическая парадигма обильно представлена тем, что принятоназывать «философской психологией»: смысловыми рассуждениями о том, чтотакое дух, душа, сознание, мысль и как решить проблему души и тела [2, с.34].
Эту парадигму можно назвать смысловой потому, что в основномона работает на уровне языка, анализируя понятия.
К «феноменологическим» рассуждениям относятся, например,такие: «сознание интенционально» (Брентано), «сознание — это свойствовысокоорганизованной материи» (Ленин), «душа проста» (Платон),«субъект — это структура» (Лакан).
Традиции у философской психологии как течения в развитии психологиибогатейшие: началась она в Античности с рассуждений Платона и Аристотеля о душе.
Поэтому мы, с полной уверенностью можем утверждать, что философскаяпсихология возникает в VII-VI вв. до н.э [2, с.34].
Она представляет собой знания о психике, полученные с помощьюумозрительных рассуждений.
Такие знания либо выводятся из общих философских принципов, либоявляются результатом рассуждений по аналогии. Из-за отсутствия специальных методовисследования и наличия мифотворческого элемента она еще очень близка к донаучнойпсихологии. Но по сравнению с ней характеризуется стремлением установить общие законы,которым должна подчиняться душа.
Затем была продолжена в трудах Августина, Декарта, рационалистов/эмпириков,Канта.
Особый интерес, на наш взгляд представляет собой развития философскойпсихологии во времена Просвещения в Америке [3, с.47].
Развитие данного направления связано с именем Джонатана Эдвардса(1703-1758).
Энтузиазм Эдвардса по отношению к эмпиризму был так велик, чтогений увлек его в направлении идей Беркли и Юма. Подобно Беркли, он отрицал различиемежду первичными и вторичными свойствами и пришел к выводу, что разум знает толькосвои перцепции, а не внешний мир.
Подобно Юму, он расширил роль ассоциаций в функционировании разума,обнаружив, как и Юм, что законами ассоциации являются смежность, сходство, а такжеследствие и причина. Наконец, как и Юм, он обратился к скептицизму и стал утверждать,что причину нельзя рационально объяснить и что эмоции, а не рассудок — истинныйисточник действий человека.
Но Эдвардс, в отличие от Юма, остался христианином, и в этомотношении его можно считать больше средневековым, чем современным ученым [3, с.48].
Акцент Эдвардса на эмоциях как основе религиозного обращенияпомог открыть путь американской форме романтизма и идеализма: трансцендентализму.Трансцендентализм представлял собой мятеж Новой Англии против того, что стало удобной,удушающей и сухой формой пуританства.
В 19 веке эта дисциплина переживала некоторый застой, в связи,с чем в конце 19 века была потеснена сразу двумя эмпирическими школами, собственнонаучными в современном смысле этого слова: интроспекционистами и вундовцами.
В начале 20 века к этим двум эмпирическим школам добавились ещемощные школы гештальт-психологов, бихевиористов, а в середине 20 века присоединилисьпсихофизиологи, пиажисты, экзистенциалисты и другие.
В первой половине и в середине 20 века спекулятивная философскаяпсихология была практически не у дел.

2. Изучив учебную и справочную литературу, заполните таблицу,указав, какие ученные Древнего мира и какой вклад они внесли в развитие психологии.Ф. И.О. ученого Вклад в развитие науки Фалес Милетский, Анаксимен, Анаксимандр
Им первым принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений.
Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения, а многообразие мира есть лишь различные состояния единого материального начала, первоосновы или первоматерии.
Это положение распространялось древними мыслителями и на выделяемую ими область психического. Они полагали, что материальное и духовное, телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними только феноменально, а не субстанционально, т.е. по состоянию, проявлению и выражению этого первоначала.
Различие же между взглядами ученых этой школы состояло в том, какой вид конкретной материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания. Гераклит Эфесский
Выделял понятие «душа».
Душа — это особое переходное состояние огненного начала в организме, которому Гераклитом дано название «психея». Введенное Гераклитом название для обозначения психической реальности было первым психологическим термином. Он также попытался выделить и охарактеризовать отдельные стороны души. Большое внимание философ отводил познавательным актам. Важное значение он придавал чувствам, а среди них особенно зрению и слуху. Алкмеон Выдвинутые Алкмеоном положения о связи психики с мозгом, принцип нервизма, принцип подобия в объяснении возникновения ощущений и восприятий, идея о внешних и внутренних факторах, определяющих общую активность и жизнедеятельность организма, оставили заметный след в дальнейшем развитии древней медицины, философии и психологии. На идеи Алкмеона будет опираться вся медицина Гиппократа и, в частности, его учение о четырех типах темперамента. Принцип нервизма станет основой для развития мозгоцентрической точки зрения на локализацию души. Принципа подобия в объяснении механизма ощущений и восприятий будут придерживаться Эмпедокл, атомисты. Эмпедокл Принцип подобия и механизм истечений были положены в основу объяснения и цветового зрения. Эмпедоклу первому принадлежит заслуга в построении теории цветового зрения. Восприятие цветов, по мнению философа, определяется как свойствами воздействующих на глаз предметов, так и характеристиками самого воспринимающего органа. Эмпедоклом также впервые высказывается предположение о возможности сведения всей цветовой гаммы к четырем основным цветам. В ощущениях и восприятиях философ видел начальную форму познания, из которого вырастает разум. Он не сомневался в реальности видимых предметов и адекватности их восприятия органами чувств. Однако чувственное познание, по мнению ученого, должно контролироваться разумом, позволяющим лучше пользоваться нашими чувствами.
В учении Демокрита об ощущениях впервые обращается внимание на объективную и субъективную стороны чувствительности. Механизм восприятия целостных объектов описывался философом с позиций теории истечений. Истечения, названные Демокритом идолами, представляют собой сочетание тонких атомов, воспроизводящее форму воспринимаемого предмета.
Эмоции и аффекты определяются различными свойствами атомов, проникающих в тело. Кроме физических свойств атомов, эмоциональные состояния зависят от потребностей. Положительные эмоции вызываются ровным течением круглых, шарообразных атомов при условии удовлетворения потребностей.
Отрицательные эмоции возникают в результате действия неравномерно движущихся угловатых и крючковатых атомов в случае нереализованных потребностей. Гиппократ
Для медика важно было знать устройство живого организма, причины, от которых зависят здоровье и болезнь. Определяющей причиной Гиппократ считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь). Пропорция в смеси была названа темпераментом.
С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь).
Для будущей психологии этот объяснительный принцип при всей его наивности имел очень важное значение. Недаром названия темпераментов сохранились поныне. Сократ Обращаясь к человеку, его внутреннему, духовному миру, Сократ впервые подчеркнул ведущее значение активности самого субъекта, его способности управлять собой в соответствии с социально-этическими понятиями и принципами, выступающими в качестве регуляторов поступков и поведения человека. Указаны некоторые существенные признаки, отличающие человека от животных. К их числу философ относил прямохождение, наличие освобожденной руки, разума, языка и членораздельной речи. Хотя происхождение этих отличительных признаков было истолковано Сократом в идеалистической форме, самое указание перечисленных свойств, присущих только человеку и выделяющих его из животного мира, имело принципиальное значение для последующих материалистических интерпретаций проблемы антропогенеза. Платон
Платон обосновал независимости души от тела. Тело человека является для души лишь временным пристанищем. Основное же ее место пребывания в божественных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей, не всем человеческим душам суждено достигать божественных высот. Души тех, кто были рабами телесных вожделений, кто предавался чревоугодию или другим телесным излишествам, через ряд поколений вырождаются в души животных. К высотам божественного мира идей приближаются только души философов, поскольку лишь им свойственно почти полное освобождение от телесного рабства.
У человека Платон выделял два уровня души — высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг. Аристотель
Во-первых, в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое на части.
Во-вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития, которая была реализована философом, как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой — развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие. Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье.
Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируются наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля.
 
3. Укажите, какие индивидуальные различия существуют в восприятии.
Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания,интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействуетна нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все людиразличаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик,мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии.
Индивидуальные различия в восприятии велики, но, тем не менее,можно выделить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретногочеловека, а для целой группы людей.
К их числу в первую очередь необходимо отнести различия междуцелостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим, восприятием [4, с.213].
Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуетсятем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета,общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято [4, с.214].
Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание надетали и на подробности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то нев первую очередь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавливаютсмысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для тогочтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнениекоторой порой дается им с трудом.
Лица с другим типом восприятия — детализирующим, или аналитическим, — наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей [4, с.214].
Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явлениев целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план,иногда даже совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватновоспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу,выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностямии описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.
Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерныдля крайних полюсов [4, с.215].
Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивновосприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов. Однако дажекрайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто ониопределяют то своеобразие восприятия, которое позволяет человеку быть неординарнойличностью.
Существуют и другие типы восприятия, например описательный иобъяснительный.
Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактическойстороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятогоявления [4, с.215]. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явленийостаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу,не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии [4, с.215]. Они всегдастремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетаетсяс целостным, или синтетическим, типом восприятия.
Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия.
Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствиетому, что происходит в действительности [4, с.215].
Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того,что им дано фактически, и привносят многое от себя [4, с.215]. Их восприятие подчиненосубъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке,сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонныпередавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они большеговорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.
4. Дайте определение понятию «память». Укажите, какиесуществуют формы памяти.
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокомууровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическоеразвитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания.
Все, что мы узнаем, каждое паше переживание, впечатление илидвижение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточнодлительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становитьсяпредметом сознания [4, с.247].
Память — это отражение объективной действительности, заключающейсяв запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что былов нашем опыте [8, с.81].
Память — это отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании,сохранении, последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было воспринято,пережито или сделано.
Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствамии другими психическими процессами.
И.М. Сеченов считал память «основным усилием психическойжизни», «краеугольным камнем психического развития» [Цит. по: 8,с.82].
Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствамии другими психическими процессами.
Мышление и воображение невозможны без деятельности памяти, котораяхранит впечатления и знания, дает этим процессам материал для логической и образнойпереработки.
Связь памяти с мышлением особенно ясно выражена в так называемойлогической памяти, входящей в состав процесса мышления. Связь с чувствами выражаетсяв том, что человек испытывает удовольствие при успехе и неудовольствие при неудачахзапоминания и воспроизведения. Существует также особый вид памяти — память на чувства,пережитые человеком. Запоминание и воспроизведение могут быть как непроизвольными,так и произвольными. Во втором случае видна связь памяти и воли.
Физиологической основой памяти, согласно учению И.П. Павлова,является образование, сохранение и возобновление нервных связей в коре больших полушарий.Эти процессы протекают в соответствии с законами высшей нервной деятельности [8,с.83].
Связи, возникающие в мозгу, отражают объективные связи, существующиемежду предметами и явлениями действительности. Они могут быть пространственными,временными, структурными, причинно-следственными и др. Запомнить — значит связатьчто-то с чем-то: имя человека — с его внешним видом, дату исторического события- с содержанием события и т.п.
В психологии подобные связи называют ассоциациями. И.П. Павловтак характеризовал значение и физиологический механизм ассоциаций: «Временнаянервная связь есть универсальное физиологическое явление в животном мире и в нассамих.
Вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называютассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатленийили букв, слов и мыслей. Какое было бы основание как-нибудь различать, отделятьдруг от друга то, что физиологи называют временной связью, а психологи — ассоциацией?»[Цит. по: 8, с.83].
И.П. Павлов считал, что наши знания о работе мозга были бы значительнополнее и точнее, если бы удалось проникнуть в сущность тех биохимических процессов,которые протекают в нервных клетках. В этом направлении проведено много исследованийотечественными и зарубежными учеными.
В настоящее время существует почти полное единодушие относительнотого, что постоянное хранение информации связано с химическими или структурнымиизменениями в мозгу [4, с.254].
Существует несколько основных подходов в классификации памяти.
В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделенияразличных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти отособенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.
При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремяосновными критериями:
1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности,память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (всвязи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременнуюи оперативную (рис.1).
/>
Рис.1. Классификация основных видов памяти
Образная память— это память на представления, картиныприроды и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключаетсяв том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуяобразную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны дляпредставлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Этихарактеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятогораньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различиямогут существенно углубляться.
Отклонение представлений от первоначального образа восприятияможет идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первомслучае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступаетто общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во второмслучае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркиваясвоеобразие предмета или явления.
Словесно — логическая память выражается в запоминании и воспроизведениинаших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания,размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуютбез языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:
а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала,а точное сохранение подлинных выражений не требуется;
б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражениемыслей (заучивание мыслей).
Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловойобработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическимзапоминанием.
В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальнойсистеме, поскольку словесно-логическая память — специфически человеческая память,в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формахсвойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическаяпамять становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительнойстепени зависит развитие всех других видов памяти.
Мы уже говорили, что все виды памяти тесно связаны друг с другоми не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либодвигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но ина все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаемне только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления.Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.
Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямосвязано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целейдеятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеетсяв виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, безволевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствуетспециальная цель что-то запомнить или припомнить, т.е. не ставится специальная мнемическаязадача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевогоусилия.
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым,чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материалвоспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольноуслышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается болеенадежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминаетсяматериал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связанаопределенная умственная работа.
Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную.Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранениемвоспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожана непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременнойпамяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной,при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевыеусилия.
Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когдаиспытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень маловремени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил.Естественно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходитпотому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.
Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека.Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеиваетсяненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузкидолговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значениедля организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы,обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляемего по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточныерезультаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результатуконкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явлениемы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала,которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читатьсо складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти,существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому длязапоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативныхединиц памяти.
 
5. Заполните таблицу, указав виды общения и дав им краткую характеристику.Виды общения Краткая характеристика 1. Межличностное общение Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. 2. Массовое общение Это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Межперсональное общения Участниками общения выступают конкретные личности, которые обладают специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. Ролевое общение В данном случае носителями коммуникации выступают представители определенных ролей (продавец, студент, школьник). Доверительное общение Этот вид общения отличается тем, кто между участниками коммуникации установлена доверительная атмосфера, решаются важные вопросы. Конфликтное общение Характеризуется взаимным противостоянием людей, выражением недовольства и недоверия. Личное общение Характеризует обмен неофициальной информацией. Деловое общение Процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности либо включенных в одну и ту же деятельность. Прямое общение Это процесс непосредственной коммуникации людей друг с другом.  Опосредованное общение Это процесс общения с помощью дополнительных средств (письма, теле — аудио техники). Императивное общение Это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.  Манипулятивное общение Это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Диалогическое общение Это равноправное субъект — субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. «Контакт масок» Формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Примитивное общение Общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Светское общение Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобном случае
 
6. Дайте краткую характеристику и определение психогигиене ипсихопрофилактике.
Психогигиена — отрасль медицинских знаний, изучающая факторыи условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояниечеловека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психическогоздоровья [1, с.176].
Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психическогоздоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различныхфакторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатываетна основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия насреду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятныхусловий для сохранения и укрепления здоровья людей. Если ещё до недавнего времениобязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних условийна соматическое здоровье человека, то в настоящее время предметом её главных заботстановится анализ влияния среды на нервно-психический статус населения, и в первуюочередь подрастающего поколения. Наиболее обоснованными и передовыми являются принципыпсихогигиены, исходная позиция которых базируется па основе представлений о том,что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении,что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляютсяпо тем же законам природы. В психогигиене выделяют следующие разделы:
1) возрастная психогигиена,
2) психогигиена быта,
3) психогигиена семейной жизни,
4) психогигиена трудовой деятельности и обучения.
Раздел возрастной психогигиены включает психогигиенические исследованияи рекомендации, относящиеся прежде всего к детскому и пожилому возрасту, так какразличия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны.Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенностях психики ребёнкаи обеспечивать гармонию её формирования. Необходимо учитывать, что формирующаясянервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия,поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка. Основными условиямивоспитания являются:
развитие и тренировка процессов торможения,
воспитание эмоций,
обучение преодолению трудностей.
Психогигиенические проблемы имеют свою специфику в пожилом истарческом возрасте, когда на фоне падения интенсивности обмена веществ снижаетсяобщая работоспособность, функции памяти и внимания, заостряются характерологическиечерты личности. Психика пожилого человека становится более уязвимой для психическихтравм, особенно болезненно переносится ломка стереотипа.
Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствуетсоблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, неутомительныйтруд.
Психогигиена быта. Большую часть времени человек проводит в общениис другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости,хорошему настроению. И наоборот, грубость, резкий иди пренебрежительный тон могутстать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей.
Дружный и сплочённый коллектив может создать благоприятный психологическийклимат. Люди, которые «всё принимают слишком близко к сердцу», придаютнезаслуженное внимание мелочам, не умеют тормозить отрицательные эмоции. Им следуетвоспитывать в себе правильное отношение к неизбежным в повседневной жизни трудностям.Для этого необходимо учиться правильно, оценить происходящее, управлять своими эмоциями,а когда нужно, и подавить их.
Психогигиена семейной жизни. Семья представляет собой группу,в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие. Характервзаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтомуобладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.
Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимногоуважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношенийв семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановкаспособствует созданию счастливой семьи — непременному условию правильного воспитаниядетей.
Психогигиена трудовой деятельности и обучения. Значительную частьвремени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональноеотношение к труду. Выбор профессии — ответственный шаг в жизни каждого человека,поэтому необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала интересам, способностями подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительныеэмоции: радость, моральное удовлетворение, а в конечном счете, и психическое здоровье.
В психогигиене труда немаловажную, роль играет промышленная эстетика:современные формы машин; удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразнооборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки,уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих. Важное значениеимеет психогигиена умственного труда. Умственная работа связана с высоким расходомнервной энергии.
Психопрофилактика — отрасль медицины, занимающаяся разработкоймер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническоетечение [1, с.177].
Пользуясь данными психогигиены, психопрофилактика разрабатываетсистему мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости и способствующихвнедрению их в жизнь и практику здравоохранения. Методы психопрофилактики включаютизучение динамики нервно-психического состояния человека в процессе трудовой деятельности,а также в бытовых условиях. Психопрофилактику принято подразделять на индивидуальнуюи социальную, кроме того, на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика включает сумму мероприятии, направленныхна предупреждение самого факта возникновения болезни. Сюда входит широкая системазаконодательных мер, предусматривающих охрану здоровья населения. Вторичная профилактика- это максимальное выявление начальных проявлений психических заболеваний и их активноелечение, т.е. такой вид профилактики, который способствует более благоприятномутечению болезни и приводит к более быстрому выздоровлению.
Третичная профилактика заключается в предупреждении рецидивов,достигаемом проведением мероприятий, направленных на устранение факторов, препятствующихтрудовой деятельности больного.
Усилия врачей и педагогов объединяются с целью проведения соответствующейпсихогигиенической и психопрофилактической работы в отношении воспитания подрастающегопоколения.
Успешно служит делу психогигиены и психопрофилактики широкаясеть лесных школ, санаториев, пионерских лагерей, детских площадок.
7. Тревога — это эмоция:
1. связанная с переживанием текущих неприятностей и неудач;
2. направленная на будущее, связанная с предвосхищением возможныхнеудач;
3. связанная с переживанием прошлых обид и потерь.
Тревога — отрицательно окрашенная эмоция, выражающее ощущениенеопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия [1,с.178].
В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются,но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждаетего к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий.
Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутныйстрах по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда ещё нет (и можетне быть) реальной опасности для человека, но он ждет её, причём пока не представляет,как с ней справиться. По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собойкомбинацию из нескольких эмоций — страха, печали, стыда и чувства вины [1, с.178].
Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаевхарактерен следующий ход мысли: человек находит в своём прошлом или из окружающейжизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем проецирует этот опытв своё будущее.
Список используемой литературы
1. Боков, С.Н., Мягков, И.Ф., Чаева, С.Л. Медицинская психология: Учебник длявузов/С.Н. Боков, И.Ф. Мягков, С.Л. Чаева. — М.: Логос, 2003. — 320с.
2. Кирпиченко, А.А., Ладик, Б.Б., Пашков А.А. Основы медицинской психологии:Учебное пособие для вузов.2-е изд. перераб. и доп./А.А. Кирпиченко, Б.Б. Ладик,А.А. Пашков. — М.: Вышейшая школа, 2001. — 144с.
3. Кирпиченко, А.А., Ладик, Б.Б., Пашков А.А. Основы медицинской психологиии коммуникации: Учебное пособие/ А.А. Кирпиченко, Б.Б. Ладик, А.А. Пашков. — М.:Высшая школа, 2004. — 174с.
4. Маклаков, А.Г. Общая психология/А.Г. Маклаков. — Спб: Питер, 2001. — 592с.
5. Менделеевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология [Текст] /В.Д. Менделеевич.- М.: МЕДпрессинформ, 2005. — 432с.
6. Середина, Н.В., Шкуренко, Д.А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая,патопсихология: Учебник для вузов/
7. Н.В. Середина, Д.А. Шкуренко. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2003. — 512с.
8. Соловьева, С.Л. Медицинская психология: Конспект лекций/С.Л. Соловьева.- М.: АСТ Сова, 2004. — 160с.
9. Шкуренко, Д.А. Общая и медицинская психология: Учебное пособие/Д.А. Шкуренко.- Ростов — на — Дону: Феникс, 2002. — 352с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.