МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им.Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
Тест «Рисунок семьи». Метод Кормана
Выполнила студентка
3 курса, 14-33 группы
Васильева И.В.
Преподаватель:
Хмелёв Е.А.
Цель: Диагностика семейных отношений.
Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а так же те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
Описание методики: Ребенку предлагают нарисовать семью (свою или любую другую).
В протоколе фиксируется время выполнения задания, все вопросы и высказывания испытуемого, стирания, поправки и т.п.
Беседа с ребенком после окончания рисования включает в себя примерно такие вопросы:
1. Чья семья изображена на рисунке (его самого, какого-нибудь друга, вымышленного героя)?
2. Кто конкретно нарисован (роль в семье, пол)?
3. Чем занимается каждый персонаж?
4. Где они находятся?
5. Им весело или скучно? Кто самый счастливый (несчастный) и почему?
Можно также предложить ребенку решение нескольких ситуаций:
Представь, что вся семья идет в гости, но кто-то заболел и должен остаться дома. Кто это будет?
Представь, что у тебя есть два билета в кино. Кого бы ты взял с собой?
Представь, что ты попал на необитаемый остров? С кем бы ты хотел там пожить?
Материалы: Для выполнения рисунка предлагаются стандартный чистый белый лист бумаги, карандаш (желательно с мягким стержнем), ластик. Дополнительно можно предложить цветные карандаши.
Инструкция: "Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Если хочешь, можешь добавить к рисунку другие детали".
Интерпретация
1. Анализ структуры рисунка
1. Сравнение состав нарисованной семьи с реальной:
А) Если семья нарисована в полном составе — это признак эмоционального благополучия семьи.
Б) Если на рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией, наличие эмоциональных конфликтов в семье и даже агрессию.
В) Случай, когда на рисунке вообще нет людей или когда изображаются люди, не связанные с семьей, может свидетельствовать о:
неких травматических переживаниях по поводу семьи;
о чувстве отверженности, покинутости (например, дети из интерната);
об аутизме;
о высоком уровне тревожности, связанном с чувством небезопасности;
а также отсутствии контакта между психологом и ребенком.
Г) Случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье.
На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок дает ответ защитного характера: «не хватило места», «боюсь, это плохо получиться». Вместо них ребенок иногда рисует зверушек или птиц.
Д) Если ребенок не рисует себя или рисует только себя, это обозначает отсутствие чувства общности с семьей:
вариант, когда ребенок рисует только себя, объясняется дополнительно в зависимости от того, как он это делает:
если он украшает образ на рисунке большим количеством деталей, аксессуаров, цветов и проч., а также делает изображение очень большим, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности, возможно, истерических чертах характера;
маленький рисунок в совокупности с негативным эмоциональным фоном — это признак чувства отверженности, покинутости, иногда — аутических тенденций.
Е) Вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи, может объясняться наличием таких тенденций, как:
неудовлетворенные психологические потребности в равноправных кооперативных связях, то есть желание иметь для общения ребенка того же возраста (брата, сестру);
потребность быть в обществе других людей;
желание занять родительскую охраняюще-руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и проч.);
потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту;
кроме того, иногда это может быть связанно с символических разрушением целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.
2. Расположение членов семьи, особенности взаимодействия
А) Семья нарисована в полном составе, с соединенными между собой руками или семья занята одним делом — это признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в ситуацию.
Б) На низкий уровень эмоциональных связей в семье могут указывать:
разобщенность членов семьи на рисунке;
большое расстояние между ними;
помещение между ними различных предметов или стены, например, отец-газета, мать-плита.
Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от других. Если ребенок нарисует себя в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности.
В) Если члены семьи вовлечены в какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч — это обозначает, что ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также, наличия соперничества за влияние в семье.
Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами, указывает на баланс любви и соперничества.
Мяч возле головы одного из персонажей означает, что ребенок признает за ним активную, решающую роль в семейной жизни.
Мяч лежит или подпрыгивает возле ноги какого-нибудь персонажа — неадекватная роль этого персонажа в процессе соперничества.
3. Последовательность и особенности рисования членов семьи
А) Наиболее значимый персонаж рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и детализировано, дольше всех остальных.
В процессе рисования ребенок может возвращаться, подправлять и дополнять его.
Б) Отрицательное отношение к какому-либо члену семьи может выражаться через недетализированное или неполное (без каких-либо частей тела, например) изображение.
Использование штриховки для изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствии аффективных связей.
Так же можно объяснить и паузы, сомнения перед рисованием какого-либо персонажа.
В) Величина фигуры рисовальщика по сравнению с другими фигурами может быть разной.
Если она больше или наравне с другими, то это трактуется как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом-сестрой.
Если же фигура автора меньше остальных, что не слишком соответствует реальности, то это — признак чувства незначительности или требование заботы со стороны родителей.
По тому как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу.
4. Символика рисунка
а) Грязь (сваленные в кучу грязные тарелки, куча грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и т.д.) — символ внутреннего беспокойства из-за неприятных для него моментов: внутренняя дисгармония, действия и поведение, вызывающие у него чувство вины и т.д.
б) Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода — символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции.
Об этом же могут свидетельствовать кровати и лежащие на них, спящие или больные люди, особенно если ребенок идентифицирует себя с ними.
в) Символы соперничества: спортивные игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой.
г) Шарик, бумажные змеи — символ реального или желаемого спокойствия и безмятежности.
д) Символы агрессии: детская кроватка или клетка, как символ «пленения», лишение свободы, наказания (например, младший братик в кроватке).
Здесь же — барабан, оружие, молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, посещение зоопарка).
е) Символы власти и угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания.
ж) Изображения опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи) — символы агрессивности, существования фактора соперничества.
5. Технология анализа детских рисунков
Что касается общих моментов интерпретации рисунков, то здесь речь пойдет о качестве рисуночных линий (нажиме, направление, прерывность-непрерывность), о расположении рисунка на листе, о его размерах, наличии дополнительных деталей и их количестве, стираниях.
Качество рисуночных линий:
Сильный нажим трактуется как сильное психологическое напряжение, имеющее выход через:
А) амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению;
Б) энергичность, настойчивость;
В) тревожность.
Очень легкий нажим:
А) неуверенность, робость, боязливость, нерешительность, колебания, агрессивность;
Б) недостаток энергии;
В) или свидетельство гибкости и подвижности мышления.
Неровный, переменчивый нажим: нестабильность, импульсивность, эмоциональная лабильность, значимые детали выделены более сильно или заштрихованы.
Нажим, слабеющий в процессе рисования: утомляемость испытуемого, возможно, депрессия.
Формы и направления линий:
Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация в обществе.
Преобладающие горизонтальные штрихи — слабость, боязливость, постоянная обеспокоенность собственной безопасностью или женственность.
Вертикальные линии — самоуверенность, решительность, повышенная активность, упрямство, настойчивость.
Преобладание кривых линий свойственно женственной или конфликтной личности.
Прямые, жесткие штрихи — агрессивность, упрямство, настойчивость.
Постоянное изменение направления штриховки — обеспокоенность, возможно, незащищенность.
Твердые уверенные штрихи — безопасность, упорство, решительность, амбициозность.
Прерванные, зигзагообразные линии — чувство беззащитности, медлительность, зависимость.
Длинные линии предполагают импульсивный, легко возбудимый темперамент.
Штрихи справа налево — признак интроверсии, изоляции. Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.
Размер рисунка:
Рисунки во весь лист — это компенсаторное превознесение себя в воображении.
Рисунки большого размера предполагают агрессивную, экспансивную натуру, зачастую лишенную чувства меры, склонную к тщеславию, высокомерию.
Рисунки малых размеров предполагают наличие комплекса неполноценности, возможную предрасположенность к депрессии, тревогу, эмоциональную зависимость, чувство дискомфорта.
Расположение рисунка:
В центре — признак нормальной, уверенной личности, чувствующей себя в безопасности, эгоцентризм у ребенка, значимость для него нарисованного образа, иногда — незащищенность.
В верхней части листа — высокий уровень надежд, иногда нереальный уровень оптимизм или завышенная самооценка.
В нижней части листа — чувство беззащитности, депрессии, возможно, заниженная самооценка.
На краю листа — неуверенность в себе, потребность в одобрении, поддержек, боязнь самостоятельных решений, стремление избегать нового опыта.
Слишком частые стирания рисунка означают тревожность, нерешительность, недовольство собой.
Если стираются и перерисовываются отдельные детали, следовательно, они имеют большую значимость для рисовальщика.
Наличие дополнительных деталей на рисунке, фон, окружение.
Стремление заполнить все пустоты на рисунке какими-нибудь изображениями обозначает наличие у рисовальщика чувства одиночества, незащищенности, недостаточного удовлетворения потребности в любви и тепле.
Рисование линии опоры (например, контур земли), означает незащищенность, желание иметь дополнительную опору в жизни, тревожность, неуверенность.
Наличие туч означает тревогу, боязливость, а солнце, лампочка, горящая печь и другие образы, связанные со светом или теплом означают потребность в дополнительном внимании, заботе, ласке.
Используемая литература
Обозов Н.Н. Мир нашего «Я» в рисунке и почерке. 1999.
Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. 1999.