Реферат по предмету "Психология"


Технологии управления стрессом

--PAGE_BREAK--УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ


Не секрет, что в большинстве видов профессиональной деятельности все производственные технологии стали чрезвычайно сложными в применении; кроме того, они постоянно совершенствуются и обновляются. К тому же ситуация в мировой экономике, а в экономике России особенно, стала настолько изменчивой и непредсказуемой, что большинство технологий приходится видоизменять «по ходу дела», делая это зачастую в условиях цейтнота и недостатка информации, как говорится, на свой страх и риск. Кроме того, с каждым годом растет и цена ошибки сотрудников, и в первую очередь это касается руководителей всех уровней. Все эти факторы приводят к тому, что современные специалисты постоянно работают под своеобразным психологическим прессом, что отнюдь не повышает эффективность их работы. Причем в ряде областей, например, в области финансов эта проблема встает чрезвычайно остро. Где же выход? Рецепт прост, хотя и не легок в реализации: учиться управлять стрессом! И хотя дело это отнюдь не простое, но другой разумной альтернативы нет.

Причем, чем сложнее деятельность и условия, в которой она осуществляется, тем сложнее и «изощреннее» должны быть технологии по управлению стрессом. Время кустарного подхода безвозвратно прошло – сегодня успешно решать задачи по управлению стрессом можно только с помощью действенных и удобных в применении технологий. Это интуитивно чувствуют практики, об этом говорит и наука.

Не случайно на Западе в программы по управлению стрессом вкладываются значительные средства – игра стоит свеч. В качестве яркого конкретного примера внимания к этому вопросу можно привести беспрецедентное решение руководителя Лондонского метрополитена, который откомандировал весь топменеджмент на 26-тидневный тренинг по управлению стрессом. Результат был ошеломительный: в течение года все прямые (организация обучения) и косвенные затраты (снижение прибыли) окупились только за счет экономии на оплате больничных листов. А ведь наверняка увеличилась производительность труда за счет повышения работоспособности сотрудников; уменьшились непроизводительные расходы, связанные с ошибками персонала; появились новые «неудобные», рискованные, сложные, но при этом очень выгодные проекты, на которые раньше «не хватало пороху».

Есть обнадеживающие примеры и в России. В частности, в 2007 году одним из четырех «горячих» проектов группы «Ренессанс страхование» стала программа «Стресс-аудит». Но, к сожалению, для российского бизнеса все-таки это пока не типично.

СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ


Одно из положений психологии труда гласит следующее: «Любая деятельность ВСЕГДА осуществляется на двух уровнях: на первом — «внешнем» уровне ведется основная деятельность, а на втором — «внутреннем» уровне ведется деятельность по саморегуляции». И чем более сложной для субъекта является основная деятельность, чем в более экстремальных условиях она производится, тем большее внимание необходимо уделять деятельности по саморегуляции. И в первую очередь это относится к деятельности, осуществляемой в условиях стресса.
Рис.1 Структура эффективной деятельности, выполняемой на фоне стресса


Конечно, если человек выполняет хорошо освоенную им работу в привычных и комфортных условиях, то деятельность по саморегуляции осуществляется им в минимальном объеме. Но в современных условиях практически невозможно всегда работать в зонах устойчивой компетентности (по субъективной оценке — зона комфорта и рабочая зона). Изменение внешних условий, или ухудшение внутреннего состояния, или применение новых методов деятельности практически всегда приводят к тому, что человек попадает в зону неустойчивой компетентности (зону дискомфорта) или в зону некомпетентности (зону страха). А в этом случае стресс просто неизбежен! И тогда деятельность по управлению стрессом является просто необходимой, причем как для поддержания эффективности основной деятельности, так и для сохранения своего здоровья и работоспособности.
Рис.2 Уровни компетентности (по субъективному признаку) и соответствующие им профессиональные качества и навыки



*  Зона высокой компетентности;

**  Зона средней компетентности;

***  Зона низкой компетентности;

****  Зона некомпетентности.

Адаптированность– владение всем объемом информации, навыков и качеств, необходимым для успешной деятельности в определенных условиях. Степень адаптированности определяет размер зоны высокой и средней компетентности.

Адаптивность– способность быстро (не входя в состояние сильного стресса) перестраивать имеющиеся навыки и активировать свои качества, для адекватного ответа на требования ситуации. Необходима в основном для деятельности в зоне низкой компетентности.

Стрессоустойчивостьи навыки управления стрессом обеспечивают человеку способность к осуществлению эффективной деятельности в состояние стресса. Необходимы при нахождении в зоне низкой компетентности и зоне некомпетентности.

Исходя из этого, миссию современного стресс-менеджмента можно сформулировать так:

Миссия стресс-менеджмента заключается в том, чтобы помочь людям сохранять их эффективность и обеспечивать их безопасность при осуществлении ими деятельности в зонах низкой компетентности и некомпетентности.

Отсюда следует, что целевая группа стресс-менеджмента – это люди, которые хотят оставаться эффективными, сохраняя при этом свое здоровье и работоспособность, при осуществлении ими новой или сложной для себя деятельности, в условиях высокой неопределенности, опасности или цейтнота, находясь в нересурсных состояниях (утомления, дискомфорта, эмоционального возбуждения или апатии и т.д.).

Причем иногда для повышения эффективности отдельных видов деятельности уровень стресса целесообразно и повышать, поскольку простые – «рутинные» задачи легче решаются на повышенном уровне стресса:
Рис.3 Взаимосвязь эффективности выполняемой деятельности и уровня испытываемого стресса при решении задач разного класса сложности



И если теперь посмотреть на деятельность современных специалистов сквозь призму вышеизложенного, то станет абсолютно ясно: освоения технологий управления стрессом является необходимым условием эффективной экологичной профессиональной деятельности современного человека.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.