Реферат по предмету "Психология"


Технологии реабилитационной работы с семьями находящимися в социально опасном положении

--PAGE_BREAK--Выезд мобильной бригады Особенность метода — максимальная приближенность услуги к месту жительства — решает проблему удаленности услуги, и, в связи с этим, ее низкой доступности. В задачу мобильных бригад входит: анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений, происходящих в семье.
Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в СОП подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.
Метод совместного планирования работы с семьей или составление трехстороннего договора между родителем (-ями), ребенком и специалистами СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь» — это системный метод социально-психологической работы с семьей, который опирается на использование ресурсов и потребностей семьи. Особенность этого метода в минимализации вмешательства специалистов в принятии решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешения проблемы. Семья сама формулирует цели работы, определяет сроки. При этом обхватываются все сферы жизни семьи. Специалисты СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь» действуют как организаторы и проводники — подключают к работе с семьей другие субъекты, поддерживают связь с сотрудниками организаций, участвующих в реабилитации семьи. Важно при этом, чтобы семья сама принимала участие в определении целей и ожидаемых результатов, планировании достижения их. На первых этапах ставятся цели, обеспечивающие физиологические потребности, безопасность (сделать ремонт, постирать одежду, засадить огород и т.д.). На последующих этапах – цели связаны с самоактуализацией семьи (уважение со стороны односельчан, нормальное функционирование детей в социуме). Составляется письменный «договор» с семьей, в котором специалисты идут от потребностей семьи и подводят ее к принятию ответственности на себя за конечный результат при его подписании. Также договор позволяет отследить пошаговую работу специалистов учреждений системы профилактики и промежуточные результаты этого взаимодействия. Такой качественно новый подход в работе с семьей меняет отношение специалистов к работе и семьи к своим проблемам. Исходя из внутренних потребностей и ресурсов семьи, она сама начинает работать на свою реабилитацию и улучшение качества жизни.
Система тренингов с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап – ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап – уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я – как родитель, я – как личность, я – как член общества, 3 этап – принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей.
Тренинг является малознакомой формой работы для родителей. Но она становится наиболее выигрышной в том плане, что не навязывает какие-то догмы и правила в воспитании детей и изменении своего образа жизни, а участники приходят к этому сами. Пусть не сразу, а постепенно, но это их вывод и их решение, что гораздо важнее и результативнее. Ценно то, что опыт, полученный в ходе тренинга, участники обсуждают со своими односельчанами и обсуждение в кругу показывает на схожесть проблем, которые есть и в других семьях, а значит найти решение и заметить решаемость проблемы легче. Упражнения и задания подбираются с учетом уровня образования участников, их ближайшими целями развития и реабилитации.
В межтренинговый период идет работа специалистов СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь» с семьями (патронаж). Специалисты сопровождают их, поддерживают, обеспечивают по мере необходимости консультациями узких специалистов, ненавязчивое наблюдение со стороны с упором на позитивные изменения и цели на будущее, дополнительная поддержка внутренних ресурсов, дополнение новыми возможностями, совместное подведение итогов и отметка в совместном договоре выполняемости обозначенных пунктов, добавление по согласованию следующих, соответствующих ближайшим целям развития и реабилитации семьи, стимулирование активности самих членов семьи и их окружения по изменению сложившейся ситуации, максимальная мобилизация ресурсов самой семьи и ее окружения. Важным моментом в работе специалистов с семьей является обобщение опыта и выход специалистов из семьи, так чтобы не возникло зависимости у членов семьи и потребности в постоянном участии специалистов.
Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления села, района, которыепомогают решить вопросы трудоустройства, обеспечения семьи жильем, материальной помощи, оздоровления детей в летний период.
Консультации специалистов проводятся по личным запросам семьи или определяется их необходимость из совместного планирования. Консультации могут носить различный характер – например, психолого-педагогический, юридический и т.д. Консультации проводят те специалисты, которые компетентны в этой области.
Включение семей в сферы культурной жизни села: выставки, клубные вечера, спортивные мероприятия, конкурсы, семейные гостиные, акции, например, акция в выходные дни «Воскресенье вместе с папой». Содействие включенности родителей в жизнедеятельность своего ребенка поможет укреплению детско-родительских отношений.
Целью методической работы со специалистами-координаторами является развитие системы сопровождения семей, находящихся в СОП.
 Задачи:
·                    раскрыть технологии работы с семьями, находящимися в СОП
·                    оказывать психолого-педагогическую, методическую помощь в работе специалиста-координатора с семьей
·                    предупредить эмоциональное выгорание специалистов-координаторов.
Внедрение инновационных технологий происходит в несколько этапов. В рамках первого этапа – разработческого – специалисты КГАУ «КЦСО «Тесь» на обучающем семинаре предлагают составление «Совместного плана работы с семьей», методические материалы, определяющие инновационные подходы в работе с семьей. Со специалистами-координаторами Минусинского района проводится серия встреч специалистами КГАУ «КЦСО «Тесь» в виде совещаний, индивидуальных и групповых консультаций по обучению новым технологиям. На тренингах отрабатываются приемы и методы внедряемых технологий, здоровье сберегающие технологии как система поддержки специалистов, работающих с семьями, находящимися в СОП. Начало первого этапа — февраль 2009 года. В развитие системы сопровождения семей на первом этапе включаются специалисты КДН (они предоставляют информацию по семьям, состоящим в СОП, документацию, отражающую, на каком этапе находится работа с семьей, перспектива семьи), специалисты Управления социальной защитой населения предлагают услуги по первичной социальной помощи семьям.
Методы работы со специалистами на Iэтапе:
·                   Обучающий семинар по раскрытию технологий работы с семьей. Специалисты обобщают опыт свой и коллег по работе с семьями, находящимися в СОП, предлагают технологию по работе с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, позволяющую решать проблемы семьи с опорой на возможности и мнение семьи и определить ее ближайшую зону развития. В рамках семинара прорабатываются психологические аспекты работы с родителями, семьей.
·                   Тренинги по профилактике эмоционального выгорания специалистов, работающих с семьей. Цель: психологическая поддержка специалистов, работающих с семьей, предупреждение эмоционального выгорания, знакомство со способами отстранения от негативного переживания.
·                   Индивидуальные и групповые консультации по вопросам работы с семьей, по личным запросам специалистов-координаторов. Во время таких встреч определяются стратегии работы с конкретной семьей, отрабатываются способы «подстройки» специалиста под условия, удобные для семьи, находится совместное решение как эффективной помощи, альтернативные пути выхода из сложившейся ситуации. При необходимости предлагаются встречи для семьи со специалистами (психолог, соц.педагог, нарколог и т.п.).
·                   Наблюдение за изменением состояния семьи. Специалист фиксирует изменения, способствующие выходу из ситуации СОП, их стабильность и динамичность. Рефлексия важна на всех этапах работы с семьей. Своевременное отслеживание положительных изменений поможет как для вывода из ситуации СОП, так и для перехода от работы на стадии реабилитации к работе на профилактику негативных явлений в семьях, для реализации принципа актуальности и своевременности помощи — работа не со следствиями критических ситуаций, а на стадии возникновения проблем, для своевременного оказания помощи семье, не допуская помещения ребенка в госучреждение.
Второй этап – внедренческий — проходит с ноября 2009 года. Он предполагает обучение специалистов-координаторов, повышение их профессиональной компетентности, реализацию технологии на практике и расширение области применения методов, создание системы профессиональной поддержки специалистов. На втором этапе в работу включаются главы поселковых администраций. Их задача – оказывать содействие в работе с семьями, находящимися в СОП (выделение жилья, трудоустройство, развитие клубной системы села и т.п.). С педагогами школ отрабатываются приемы и способы взаимодействия с родителями и детьми для включения детей в социум семьи, которых находятся в СОП.
Методы работы со специалистами на IIэтапе:
·                   Семинары-тренинги для педагогов, психологов и специалистов-координаторов Минусинского района по работе с семьями СОП позволяет отработать приемы и способы взаимодействия с семьями, с организациями и субъектами по работе с семьей, находящейся в кризисной ситуации.
·                   Тренинги по профилактике эмоционального выгорания специалистов, работающих с семьей.
·                   Индивидуальные и групповые консультации по вопросам работы с семьей, по личным запросам.
·                   Наблюдение за изменением состояния семьи.
Третий этап –внедренческо-корректировочный — IIполугодие 2011 года — перспективный, подразумевает мониторинг как отслеживание результататов работы и корректировку и совершенствование форм и методов работы с семьями, находящимися в СОП, внедрение новых технологий, развитие межведомственного взаимодействия и партнерства, пропаганду методов, ориентированных на активизацию собственных ресурсов, тиражирование форм работы, издание методических материалов.
Методы работы со специалистами на IIIэтапе:
·                   Круглый стол со специалистами, работающими в рамках программы с семьями СОП. Данный метод поможет обозначению эффективных приемов в работе с семьей, при подстройке, ведении или сопровождении, важных качеств специалиста, работающего семьей СОП, как профессиональных, так и личностных, а также необходимых дополнительных знаний и умений.
·                   Индивидуальные и групповые консультации по вопросам работы с семьей, по личным запросам.
Рефлексия работы и своевременное отслеживание изменений, способствующих выходу из ситуации СОП.
Подведение итогов работы специалиста-координатора важно для дальнейшего развития семьи, ее перспектив и определения эффективности приемов и методов работы с данной семьей.
Результативность действия программы.
Патронаж специалистами органов самоуправления села после вывода семьи из СОП.
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка эффективности программы отслеживается при помощи следующих индикаторов и критериев:
Уровень педагогической компетентности родителей
Умение решать конкретные психолого-педагогических проблемы в семье
Отсутствие конфликтов в семье
Сформированность осознанной родительской позиции
Восстановленность детско-родительских отношений
Уровень социальной компетентности семьи
Самостоятельное обращение за помощью
Отсутствие пропусков в школе у детей
o   Успешная учебная деятельность
o   Применение альтернативных форм поведения членами семьи
o   Устройство родителей на работу
o   Отсутствие правонарушений членами семьи
•                    Использование внутреннего потенциала семьи
o   Способность семьи опираться на свои внутренние резервы
·                   Стабильность позитивных изменений в семье
·                   Выведение из банка данный семей, находящихся в СОП, 24 семьи за период февраль 2009 – сентябрь 2011.
Методы и способы отслеживания результата:
•                    Анкетирование членов семьи
•                    Опрос соседей, специалистов школы, администрации села
•                    Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д..)
•                    Диагностика детско-родительских отношений
•                    Мониторинг динамики уровня семейного взаимодействия
•                    Беседы

СОВМЕСТНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Предполагаемый результат:
Сроки:
№ п/п
Наименование
Содержание работы
Срок
Отметка о выполнении
1
Консультация юриста
2
Консультация социального педагога
3
Консультация педагога-психолога
4
Посещение родителем ребенка в СРОдН
5
Материальное обеспечение ребенка
6
Трудоустройство родителей
7
Создание жилищно-бытовых условий для проживания ребенка в семье
8
Посещение КДН родителями по представлению
    продолжение
--PAGE_BREAK--Специалист-координатор______________________________
Педагог-психолог
Родитель
С планом работы согласен  
Дата / подпись / расшифровка подписи
Динамика детско-родительских отношений в семье
Ответьте на предложенные вопросы, интуитивно проставив балл по пятибалльной шкале
1.                Оцените психологический климат в Вашей семье: _______
2.                Насколько Вы интересуетесь проблемами своего ребенка? ______
3.                Какова степень трудности в общении с ребенком? ______
4.                Как Вы думаете, как ребенок относится к Вам? ______
5.                Насколько Вы последовательны во взаимоотношениях с ребенком? _____
Из отчета наблюдений за семьей Тимшиной Юлии
Дети (Таня, 12 лет, Ваня, 11 лет, Ира, 6 лет) поступили в социально-реабилитационное отделение в феврале 2009 года. Причина поступления – мать злоупотребляет спиртными напитками, воспитанием детей не занимается, в доме часто отсутствуют продукты питания, несовершеннолетние находятся в социально-опасном положении. Семья проживает в селе Жерлык. В марте дома сделан ремонт. В мае посажен огород и в течение лета обихаживается. Юлия устроилась разнорабочей в колхоз «Прогресс», с.Жерлык в июне. В августе дети отданы домой. В сентябре приобретены все школьные принадлежности, зимняя одежда, телевизор.
ИНДИКАТОРЫ И КРИТЕРИИ
РЕЗУЛЬТАТ
Решение конкретных проблем:
отсутствие топлива,
антисанитарное состояние дома, разбита оконная рама, баня отсутствует,
одежда в ветхом состоянии, грязная, отсутствие картофеля, отсутствие постельного белья, места для занятий школьникам, доход семьи – детские пособия
Сделан ремонт в доме: стекла вставлены, поставлена новая входная дверь, электроснабжение и запас дров имеется.
Вещи лежат на стеллажах, постираны, кровати застелены постельным бельем, заправлены.
Мать устроена на работу.
Засажен огород (картофель, овощи, зелень)
Стабилизация позитивных изменений в семье
Дома чисто, убрано, имеется все необходимое для проживания из мебели, вещей.
Мама работает в течение пяти месяцев, замечаний не имеет, положительно отзываются как о работнике.
Огород ухожен, получен свой урожай
Закодировалась.
Повышение уровня педагогической компетентности родителей
Ваня не посещает школу, Ира не посещает детский сад, Таня часто нервничает, переживает за маму и братьев. Дети агрессивно ведут себя с матерью, разговаривают грубо, не стесняясь посторонних людей.
Дети пошли в школу.
Таня ведет себя спокойно.
Ваня перестал плакать.
Мама посещает тренинги, сама обращается за консультацией специалиста.
Использование внутреннего потенциала семьи
Желание детей жить дома и желание мамы возвратить детей домой.
Поддержка матери детьми: Таня убирается в доме, ухаживает с младшими Ваней и Ирой, за огородом.
Улучшилось финансовое положение семьи – не только детские пособия, но и зарплата мамы, оформлена пенсия по потере кормильца, дети одеты в школу, приобретены необходимые принадлежности, бытовая техника.
Применение альтернативных форм поведения членами семьи
Мать никогда не обращалась за помощью, переживала свои проблемы сама, в случае обращения получала отказы, часто меняла партнеров.
Дети стимулируют хорошее поведение матери и сожителя.
Живет с одним сожителем в течении года.
Мама сама обращается за помощью к специалистам и администрации села.
Наладились отношения между мамой и детьми.
Дети посещают школу, внешний вид опрятный.
Перспектива семьи – 1.возвращение детей в социальную среду села,
2. самореализации Тимшиной Юлии,
3. вывод семьи из банка СОП.

Годовой план работы педагога-психолога Овчаренко Т.В.
С кем проводится работа
Вид работы
Дата проведения
Воспитанники СРОдН
Диагностика
При поступлении ребенка в СРОдН
Повторно через три месяца
Повторно по необходимости
Индивидуальные занятия
1-2 раза в неделю
Групповые коррекционно/развивающие занятия
1 раз в неделю
Индивидуальные консультации
По обращению
Родители воспитанников СРОдН
Диагностика
При поступлении ребенка в СРОдН
Индивидуальные занятия
1-2 раза в неделю
Индивидуальные консультации
По обращению
Семейные консультации
По необходимости
Патронаж
Зависит от ситуации
Индивидуальные консультации
По необходимости
По обращению
Воспитатели
Групповые консультации
Тематические 1 раз в месяц
По обращению
Педконсилиум
1 раз в месяц
Тренинги
1 раз в месяц
Индивидуальные консультации
По обращению
Социальные педагоги
Групповые консультации
По обращению
Педконсилиум
1 раз в месяц
Тренинги
1 раз в месяц
Диагностика
По обращению
Потенциальные родители
Индивидуальные консультации
По обращению
Групповые консультации
По обращению
Индивидуальные консультации
По обращению
Семьи, находящиеся в банке данных СОП Минусинского района
Семейные консультации
По обращению
Тренинги
Ноябрь 2009
Февраль 2010
Июнь 2010
Семинары
Октябрь, 2009
Январь, 2010
Май, 2010
Индивидуальные консультации
По обращению
Специалисты-координаторы, работающие с семьями, находящимися в банке данных СОП
Групповые консультации
По обращению
Тренинги
Ноябрь, 2009
Март, 2010
Июнь, 2010
Тренинги
По запросам
Диагностическая работа

Вид работы
Сроки
1
Выявление особенностей высших психических функций
В течении года
2
Выявление личностных особенностей
В течении года
3
Выявление индивидуальных межличностных особенностей
В течении года
4
Диагностика уровня тревожности и агрессивности
В течении года
5
Индивидуальная работа по активизации резервных возможностей
В течении года
6
Профдиагностика
Февраль 2010 г.
7
Диагностика семей СОП
В течении года
Консультативная работа

Вид работы
Сроки
1
Индивидуальные беседы, консультации детей
В течении года
2
Индивидуальные консультации родителей и членов семьи
В течении года
3
Индивидуальные беседы, консультации педагогов
В течении года
4
Групповые консультации родителей и членов семьи
В течении года
5
Групповые консультации родителей и детей
В течении года
6
Групповые консультации педагогов и детей
В течении года
7
Групповые консультации педагогов и родителей, членов семьи
В течении года
Работа с документацией

Вид работы
Сроки
1
Заполнение индивидуальных карт психологического развития детей
В течении года
2
Составление индивидуальных графиков эмоционального состояния детей
В течении года
3
Составление психологических характеристик на каждого ребенка
В течении года
4
Подготовка документов на городскую, краевую ПМПК
В течении года
5
Изготовление и разработка тестового материала
В течении года
6
Знакомство с личными делами каждого ребенка
В течении года
7
Работа с методической литературой
В течении года
8
Составление совместного плана индивидуальной работы с семьей
В течении года
9
Заполнение профдиагностических карт
В течении года
Развивающая и коррекционная работа

Вид работы
Сроки
1
Психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций
В течении года
2
Коррекционно – развивающие упражнения интенсивного взаимодействия
В течении года
3
Коррекционно – развивающие упражнения познавательной, когнитивной, эмоционально – волевой сфер
В течении года
4
Профилактика употребления ПАВ, пропаганда ЗОЖ
В течении года
5
Снятие уровня тревожности
В течении года
6
Формирование адекватных способов реагирования в психотравмирующих ситуациях
В течении года
7
Коррекция девиантного поведения подростков
В течении года
8
Коррекционные упражнения по налаживанию благоприятного психологического внутрисемейного климата
В течении года
Проведение семинаров, педконсилиумов, педсоветов, тренинговая работа с педагогами СРОдН
1
Тренинг педагогической осознанности
Октябрь
2009 г.
2 часа
2
Тренинг ассертивного поведения
Март
2010 г.
4 часа
3
Тренинг управления агрессией: знакомство со своей и чужой агрессией
Февраль
2010 г.
8 часов
4
Педсовет: психологическая реабилитационная работа: методы, формы, результативность.
Декарь
2009 г.
5
Проведение семинаров, тренингов для координаторов семей СОП
В течении года
6
Проведение тренингов для семей СОП
В течении года

Циклограмма работы педагога – психолога Овчаренко Т. В.
понедельник
Время проведения
Вид и форма работы
Место
проведения
 8.20 – 8.40
Планерка
Тесь
8.40 – 12.00
Обработка результатов диагностики, разработка рекомендаций (родители).
13.00 – 17.20
Консультирование (дети, педагоги).
Групповые занятия (дети).
вторник
8.00 – 13.20
Патронаж.
Консультирование (родители).
Работа с личными делами.
Минусинск
среда
8.20 – 8.40
Планерка
Тесь
8.40 – 12.00
Психодиагностика, обработка результатов, разработка рекомендаций (дети)
13.00 – 17.20
Консультирование (дети, педагоги).
Индивидуальные занятия (дети).
четверг
8.20 – 8.40
Планерка
Тесь
8.40 – 12.00
Обработка результатов, разработка рекомендаций (дети).
Разработка конспектов занятий.
13.00 – 16.00
Консультирование (дети, педагоги).
пятница
8.00 – 12.00
Консультирование, диагностика (родители).
Минусинск
13.00 – 17.00
Методический часы.
Тренинг с координаторами
Цель: понимание и принятие другого человека с его системой ценностей.
1.                Приветствие.
На первую букву своего имени назвать себя каким-либо прилагательным.
2.                Тест «Дом моей мечты».
«Представьте дом своей мечты, вы заходите в него и видите перед собой лестницу. Куда она ведет: наверх или вниз? Она освещена или нет? Какое место в вашем доме самое грязное? (туалет, ванная, коридор, кухня).
Интерпретация: лестница – это жизненная цель; освещение – насколько она видна, осознанна, либо насколько она тревожит; чистое место – нет проблем; грязное место – есть проблемы; туалет – деньги, ванна – здоровье, коридор – друзья, близкие, коллеги, т.е. окружение, кухня – семья.
Обсуждение: Были ли такие ответы, что есть проблемы в семейном окружении или в общении с окружающими?
Как вы думаете, почему они возникают?
Вы правы, нам бывает трудно принять позицию другого человека, его взгляды, жизненные убеждения.
3. Упр. «Подстройка»
Инструкция. Выберите того человека, с которым вы хотели бы работать в паре. Определите: кто будет номер 1, а кто – 2. Номер один танцует под музыку как хочет, а второй – подстраивается, копирует движения первого.
Танец в паре, смена три раза.
Обсуждение: Что было легко? трудно? Что хотели сделать, поменять, как справились с желанием?
Упр. «Паровозики»
Разбейтесь на тройки. Первый с открытыми глазами – ведет, остальные с закрытыми – следуете за паровозом.
Обсуждение: Какое место в паровозе вам понравилось занимать больше всего?
На каком месте чувствовали себя некомфортно и почему?
Какие чувства вы испытывали и что вам хотелось сделать (что делали)?
Что помогло вам справиться со своим состоянием?
В жизни возникают ситуации, в которых нам приходится вести себя иначе, по-другому, не привычно, не так, как мы привыкли себя вести. Эти ситуации вызывают дискомфорт. Как поступать в таких ситуациях?
Самый легкий способ – убегать от таких ситуаций. Как долго мы можем бегать? Другой способ – принять ситуацию и подумать как действовать в ней, попробовать новый способ поведения, поэкспериментировать.
Сейчас вы можете попробовать себя в разных ролях, заметьте – что вы чувствуете и что помогает вам эту роль выполнять (пережить это состояние).
Упр. «Ведущий — ведомый»
Танцуют в паре, держась за руки и смотреть глаза в глаза. Один ведет, другой подстраивается. Интуитивно меняться ролями.
Прогон с двумя парами.
Обсуждение: Что сложно? Легко?
Как чувствовали, что вам отдают или забирают инициативу?
Хотели ли забирать, отдавать инициативу?
Какие новые эмоции, ощущения испытали, играя незнакомую вам роль?
Упр. «Гидра»
Инструкция вы единый организм. Вам важно сохранить его целостность. Под музыку вы двигаетесь так, как вам хочется, идете, куда хочется, сохраняя при этом целый единый организм.
Обсуждение: Удалось группе выполнить задание?
Что помогло? Мешало?
Что чувствовали, когда приходилось делать то, что делали? Не то, что хотели? Когда заставляли возвращаться на свое место? Идти со всеми?
Что было лично для вас открытием? Что поняли для себя? Какие новые ощущения испытали?
Пытались ли вы понять, почему человек в связке ведет себя именно так?
Какую роль вы брали на себя в связке: управления или подчинения?
Иногда мы играем одновременно две роли: ведущую и ведомую. Насколько это комфортно или некомфортно и как справляться в такой ситуации?
Когда другие люди ведут себя по-другому, не так как нам хочется, раздражает ли это нас? Как часто мы встаем на их позицию и пытаемся понять, зачем они так себя ведут, не критикуя их поступки. Какие эмоции владеют нами или мы ими?
Иногда бывает полезнее понять и принять другого человека, чем давить на него и устанавливать свои правила.
С чего начинается принятие другого человека? Чтобы принять другого человека, нужно принимать себя. Сделаем это.
Упр «Я такая»
4. Рефлексия
Вспомните все, что вы сегодня делали в кругу. Какие вы испытывали чувства сначала, потом, сейчас. Вспомните, что для вас было знакомым, что – открытием, что было значимым? Поделитесь с нами.

Заполнение анкет.
Анкета обратной связи
Дата занятия _____________
1.                   Степень включенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что мешало быть включенным в занятие: _______________________________
___________________________________________________________________
2.                   Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3.                   Что раздражало, вызывало напряжение, неприятие: _________________
___________________________________________________________________
4.                   Твои замечания и пожелания ведущим (по содержанию, по форме занятия и т.п.): ________________________________________________
___________________________________________________________________
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.