Реферат по предмету "Психология"


Сходства и отличия психики человека и высших млекопитающих

Реферат по курсу: Психология
на тему:
Сходства и отличия психикичеловека и высших млекопитающих

Содержание
Введение
Понятие психики. Истоки психики живых существ
Сравнение психики животных и человека
Заключение
Библиографический списокВведение
В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина шатким мостиком эмоциональной экспрессии перекрыла психологическую и поведенческуюпропасть, веками разделявшую эти два биологических вида — человек и животные — ис тех пор начались интенсивные исследования их психики. Много трудов посвящены этойтеме Леонтьевым, Хайндом, Выготским и другими. Эта тема вызвала и наш интерес, сцелью улучшения знания в этой области. Отсюда следуют основные задачи нашей работы:
· выяснить истоки психики
· рассмотреть проявление психических процессов у человека и высших млекопитающихв сравнении.
Для решения данных задач было проведеноисследование, основными методами которого стили анализ научной и учебной литературы,сравнительный анализ.
Предметом исследования стали психическиеявления человека, высших млекопитающих.
Круг рассмотренной литературы указанв библиографическом списке.
Понятие психики. Истоки психики живых существ
Для более тонкого понимания заданной темы обратимся к трактовкетерминов «психика» и «высшие млекопитающие».
В «Словаре по профориентации и психологической поддержке»читаем: психика — свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, котороезаключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимоот них существующую действительность. В то время как «Биологический энциклопедическийсловарь» помогает понять, что «высшие млекопитающие» — это отрядприматов, включающий полуобезьян, обезьян и человека.
Прежде чем мы продолжим, уточним, что в данной работе пониманиеприроды и появление психики рассматривается как материалистическое явление (прим.идеалистическое понимание рассматриваться не будет). В соответствии с этим психическиеявления это результат эволюционного развития живых существ. В процессе эволюциивыделился специальный орган — нервная система. «По мере ее усложнения шло развитиеформ поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения,восприятие, память, представление, мышление, сознание, самопознание (рефлексия)»(Р.С. Немов).
Притом интересен тот факт, что исследования человеческого организмав сравнении с животными неоднократно показали, что физиология человека почти аналогичнафизиологии некоторых видов животных. Вместе с тем в сравнении с животным миром психическоеустройство человека значительно отличается от психики животных. Наша задача сейчасстоит как раз и разобраться в сходстве и отличие психики человека и высших млекопитающих.
психика человек высшее млекопитающее
Сравнение психики животных и человека
Первоначально сделаем акцент на сходство между психикой человекаи животного, при этом указывая, чем все-таки человек отличен от высших млекопитающих.
Первое отличие — это мотивация к всякой деятельности животныхи человека. В первом случае это непосредственно на биологической основе. Иначеговоря, деятельность животного допустима лишь по отношению к предмету, жизненнойбиологической потребности, все время оставаясь в пределах их инстинктивных, биологическихотношений к естеству. Это общий закон природы. В связи с этим и возможности психическогоотражения животными окружающей их реальности также являются принципиально ограниченными,так как охватывают лишь стороны и свойства объектов, связанные с удовлетворениемих биологических потребностей. Поэтому у животных в антагонистичность человеку неимеется устойчивого объективно предметного отражения действительности. Таким образом,для животного любой предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимоот его подсознательной потребности.
Все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретаетсяим одним из двух допустимых путей: передается по наследству или усваивается в процессенаучения. Но при этом существенно, что у человека кроме наследуемого и получаемогоопыта есть еще преднамеренно регулируемый, процесс формирования, связанный с обучениеми воспитанием.
Как человек, так и высшие животные обладают общими врожденнымиспособностями воспринимать мир в виде образов, запоминать информацию. К тому жевсе центральные виды ощущений: зрение, осязание, слух, обоняние, кожная чувствительность,вкус и др. — с рождения присутствуют у человека и животного. Но опять-таки человекдемонстрирует свое преимущество: восприятие и память отличается от аналогичных функцийу животных.
Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующиепознавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие — «осмысленностью,константностью, предметностью», а память — «произвольностью». Во-вторых,память у животного по сравнению с памятью человека существенно ограничена. Они могутиспользоваться в течение всей своей жизни исключительно теми сведениями, которыеприобретают самостоятельно. У человека дело обстоит по-другому. Можно сказать непобоявшись, что память его практически не имеет границ. К тому же благодаря изобретению«знаковых систем», люди могут записывать информацию, хранить ее, передаватьиз поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры.
Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека иживотных. Оба вышеперечисленных вида живых существ чуть ли не с рождения имеют всвоем распоряжении возможную способность к нахождениюответа примитивных практических задач «в наглядно-действенном плане».тем не менее уже на последующих 2-х стадиях формирования интеллекта — в наглядно-образноми словесно-логическом мышлении — между ними обнаруживаются разительные различия.
Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами,причем это до настоящего времени в среде ученых является спорным вопросом. Человекпроявляет данную способность после 2х и 3х лет. Если же говорить о словесно-логическоммышлении, то у животных нет даже каких-либо признаков этого типа интеллекта, таккак ни значения, ни логика слов (понятия) им не доступны.
У высших млекопитающих, главным образом у обезьян в человека,из-за высокого уровня формирования головного мозга возникают ране отсутствующиеспособности, позволяющие находить решение задачи без предварительных пробных манипуляций.
Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюцииобезьяны и, несомненно, человек смогли сформировать данную способность устанавливатьсвязь между различными составляющими ситуации и приходить в итоге к правильномурешению путем умозаключений, не прибегая к экспериментальным действиям,совершаемым наудачу.
Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях будничногосуществования, идет ли речь о перемещении с места на место, о выполнении поставленнойзадачи, или о получении и осмысливании информации, идущей от среды, в которой водитсяиндивидуум.
Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироватьсяособенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей:
ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированиюсхемы решения задачи;
формирование пластически изменчивых программ поведения, направленныхк достижению цели;
сличение выполненных действий с исходным намерением. Характернымдля такого строения сложной деятельности показывается ее само контролирующий характер:если деятельность приводит к необходимому результату, оно кончается, если же нет- в мозг животного поступают надлежащие сигналы и усилия найти решение поставленнойзадачи начинаются снова.
Систематические исследования интеллектуального поведения высшихживотных были основаны известным в своих кругах психологом В. Келлером из Германии.Для исследования этой формы поведения В. Келлер ставил в сложные условия обезьян,когда непосредственное достижение цели было невозможно.
Обезьяна должна была либо использовать окружный путь, чтобы достатьприманку, либо воспользоваться для своей цели специальными приготовленнымиза ранее орудия. Так, в частности, обезьяну пристраивали в клетку достаточнобольшого размера, неподалеку от которой укладывали приманку на таком расстоянии,чтобы обезьяна не могла до нее дотянуться обычным способом. Раздобыть ее она могла,лишь идя обходным путем через дверь, размещенную в задней стене клетки.
Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующуюкартину. На первых порах обезьяна безрезультатно пробовала прямо получить приманку:тянулась к ней или прыгала. Вслед за тем она оставила свои безрезультатные усилия,и последовал период, когда обезьяна сидела неподвижно и едва лишь «раздумывала»над ситуацией, что сопровождалось надлежащими движениями глаз, до такой степени,пока не доходила до верного решения задач. специфично, что решение задачи перемещалосьиз периода прямых проб в период предшествующего попытке наблюдения, и движение обезьяныделалось лишь осуществлением ранее сформированного “плана решения”.
Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальномурешению задачи, и этот процесс интерпретируется всевозможными исследователями итак и этак. Одни полагают вероятным свести эти формы поведения обезьяны с человеческиминтеллектом и анализируют их как проявление творческого озарения. Австрийский психологК. Вюлер считает, что употребление орудийных средств обезьянами надлежит рассматриватькак итог переноса давнопрошедшего опыта («обезьянам, живущим на деревьях, приходилосьпритягивать к себе плоды за ветви»). По словам нынешних исследователей, базисинтеллектуального поведения составляет воссоздание сложных взаимоотношений междуотдельными вещами. Животные способны уяснить отношения между предметами и предвосхититьрезультат в данных условиях. И.П. Павлов, наш отечественный биолог, нарекал интеллектуальноеповедение обезьян “ручным мышлением”.
Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшиммлекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян,представляет из себя ту верхнюю границу развития психики, за которой завязываетсяистория формирования психики уже совершенно прочего, нового типа, характерной тольколишь человеку, — история развития человеческого сознания. Предысторию человеческогосознания составляет, как мы проследили, продолжительный и сложный процесс развитияпсихики животных. Если окинуть целостным взглядом этот путь, то четко определяютсяего основные стадии и управляющие им закономерности. Развитие психики животных связанос процессом их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса.Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новымвнешним условиям существования животных и новым шагом в усложнении их физическойорганизации.
Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций уживотных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции,существующие у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ,по-видимому, их одинаково чувствуют, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенныхситуациях.У высших животных и человека имеется многообщего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобноенастроениям человека, его аффектам и стрессам.
Вот один довольно комичный пример. Демонстрация оскала — широчайшераспространенная у позвоночных инстинктивная программа. Ее цель — предотвратитьпри встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы за себя постоять. Приматы пользуютсяею при контактах очень широко. Человек в свою очередь скалит зубы при сильном страхеили гневе. Оказаться адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется.
Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства,которых нет у животных. Они, в отличие от «тривиальных» эмоций, воспитываютсяи изменяются под влиянием социальных условий.
Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобратьсяв вопросе об единстве и разнице в мотивацииповедения людей и животных. Утех и других, вне сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей,и в этом отношении трудно найти даже слегка заметные мотивационные различия междуживотным и человеком.
Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальныхразличиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым,т.е. спорным. Это — потребности в общении (контактах c себе подобными и другимиживыми существами), агрессивности, преобладании (мотив власти), альтруизме. Их элементарныепризнаки можно отмечать у животных, и окончательно до сего времени неизвестно, передаютсяони человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.
У человека имеются и специфические социальные потребности, близкиеаналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это — духовные потребности,потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребностьв самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.
Заключение
Итак, мы рассмотрели психику человека и высших млекопитающих,что позволило выделить нам существенные точки для их сравнения:
мотивация к деятельности
приобретение «опыта» одним из двух возможных путей
основные виды ощущений
мышлении
проявление эмоций
специфические потребности.
У нас получились достаточно однозначные результаты, которые демонстрируюсходства и различия психических явлений двух, рассматриваемых нами видов.
В заключение, хотелось бы обозначить важный аспект: как бы далеконе зашли наши достижения в области экономики, физики, медицины и т.д. нельзя неучитывать природное начало человечества. Оно сосуществует и даже порой конкурируетс природным. И только если рассматривать их воедино, можно достичь высоких результатовв понимании поведения человеческого поведения.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна.Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. //Л.С.Выготский. Собр. соч. В 6 т. М., 1983, Т 3.
3. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системногоописания. // “Вопросы  языкознания “, №1, 1995 г.
4. Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию Я, какой онараскрылась нам в психоаналитическом опыте//  Кабинет: картины мира. Вып.1.Ст.-Петербург: Инапресс, 1998. с. 136-142.
5. Жане П. Эволюция памяти и понятия времени // Хрестоматия по общей психологии:Психология памяти. М., 1979.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1981.
7. Фабри. Учебная литература.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Glass Menagerie Essay Research Paper Rich
Реферат Учет и анализ финансовых результатов на примере предприятия ООО Родонит
Реферат Залежність схильності до суїциду від соціометричного статусу старшокласників
Реферат Heatcliffe Vs Hamlet Essay Research Paper Most
Реферат Динамика заработной платы бухгалтера ООО "Парус"
Реферат Теория мышления в ассоциативной психологии
Реферат Анализ Бородинского сражения
Реферат Auditor Liability Essay Research Paper Throughout the
Реферат Sexual Harassment 5 Essay Research Paper Sexual
Реферат Образ ребенка в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Реферат Sexual Harassment Essay Research Paper Sexual Harassment
Реферат Лечебная физкультура для детей 5-7 лет с заболеваниями кожи и почек
Реферат Роль бюджету в фінансовому забезпеченні охорони навколишнього середовища та ядерної безпеки
Реферат Трудовое право и его особенности в деятельности ОВД
Реферат Победоносцев как социальный теоретик