Реферат по предмету "Психология"


Сущность и предмет изучения психологической науки

1. Структурапсихологической науки. Естественнонаучная и практическая психология.Современное состояние психологической науки
В системенаук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по какимпричинам. Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству.Ведь психика — это «свойство высокоорганизованной материи». Если жеиметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованнаяматерия» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека — этосамая высокоорганизованная материя, известная нам.
Знаменательно,что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийсядревнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знанийисследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном».
Психологиянаходится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект исубъект познания. Например, рождается на свет человек. Сначала, пребывая вмладенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие егоидет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; онучится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей онпознает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вотпостепенно из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастаетсовершенно особое ощущение — ощущение собственного «Я». Где-то вподростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляютсявопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Тепсихические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средствомдля освоения внешнего мира — физического и социального, обращаются на познаниесамого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.
Точно такойже процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытномобществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоениевнешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали ссоседними племенами, получали первые знания о природе.
Человечествотого периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы ивозможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создалиматериальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. Ивот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которыедают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природаего разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная жизнь?
Этот момент ибыл рождением самосознания человечества, т.е. рождением психологическогознания.
Событие,которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысльчеловека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя.Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать самомышление.
Итак, задачипсихологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в неймысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человекастановится его научным самосознанием.
Особенностьпсихологии заключается в ее уникальных практических следствиях.
Практическиерезультаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнеерезультатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто — значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять.
Научитьсяуправлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача,конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надоособенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.
Психологияуже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека осебе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния ипереживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можносказать, что психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая,созидающая человека.
И хотя этомнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громче звучатголоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает еенаукой особого типа.
Появлениюпсихологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественныхнаук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому досих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.
Научнаяпсихология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого онаиспользует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функцийнауки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов иявлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются,соотносятся друг с другом, связываются в законы. Научная психология, во-первых,опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него своизадачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
Функциипсихики. Классификация психических явлений: псих. процессы, псих. состояния,псих. св-ва личности
Каждый человек является обладателем психической реальности: все мыпереживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, – но мало ктозадумывался, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешнейреальности. Психическая реальность дана нам непосредственно. По большому счету,можно сказать, что каждый из нас и есть психическая реальность и только черезнее мы можем судить об окружающем мире. Она существует для того, чтобыобъединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашимипотребностями и регулировать поведение в процессе адаптации – приспособления креальности/
В повседневной жизни мы не отличаем субъективную реальность отобъективной. Только в особых ситуациях и при особых состояниях она дает о себезнать.
Галлюцинации – это образы, возникающие у человека без наличиявнешних воздействий на органы чувств.
Главная функция психики – регуляция индивидуального поведения на основеотражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.
Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можноразделить на:
1. экзопсихику (Экзопсихикой называется та часть психикичеловека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность.Например, мы считаем источником зрительных образов не наш орган зрения, апредметы внешнего мира.)
2. эндопсихику (Эндопсихика – это часть психической реальности, отражающаясостояние нашего организма. К эндопсихике относятся потребности, эмоции,ощущения комфорта и дискомфорта. В этом случае источником ощущений мы считаемсвой организм.)
3. интропсихику. (Интропсихические процессы и явления можносчитать как бы «собственно психическими процессами».)
Психика служит человеку для построения «внутренней модели мира»,включающей индивида в его взаимодействии со средой. Обеспечивают построениевнутренней модели мира познавательные психические процессы. Втораяважнейшая функция психики – регуляция поведения и деятельности.
Третья функция человеческой психики – коммуникативная. Коммуникативныепроцессы обеспечивают передачу информации от одного человека к другому,координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми. Речьи невербальное общение – основные процессы, обеспечивающие коммуникацию. Приэтом главным процессом, несомненно, следует считать речь, которая развитатолько у людей
Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую изотдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы.
Психические процессы, состояния и свойства
Психическая функциональная система в действии – это психическийпроцесс.
Психические процессы, инициирующий и направляющие поведение – этопроцессы психической регуляции.
Эмоциональные процессы обеспечивают избирательное отношение человека кразличным аспектам действительности. Психологическая функция эмоций заключаетсяв оценке явлений окружающей действительности и результатов поведения индивида.
Процессы контроля обеспечивают так называемую «произвольнуюрегуляцию» целеустремленного поведения. Эти процессы следуют за мотивационнойактивацией и принятием решения. Благодаря им возможно выполнение действия идостижение необходимого результата.
Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают отражениереальности при непосредственном воздействии сигналов на наши органы чувств.
Продукты фантазии тоже являются результатом преобразованияпрошлого опыта индивида. Но продукт фантазирования может не иметь ничего общегос объективной реальностью. Результаты же мыслительного процесса всегдапретендуют на истинность и верифицируемы. Мышление обеспечивает прогнозированиебудущего и процесс принятия решения.
Познавательные процессы отражают пространственно-временныехарактеристики объективного мира и соотносятся с ними.
Коммуникативные процессы, обеспечивающие общение между людьми,выражение и понимание мыслей и чувств.
Язык – это система знаков (акустических образов), соотнесенная ссистемой значений (понятий). Языковой знак (например, слово) представляет собойединство означенного и означающего. Субъективные значения называются смыслами.Речь представляет собой целенаправленное использование языка для регуляциивзаимодействия между людьми.
Особо выделяется невербальное общение – передачаинформации с помощью поз, мимики, пантомимики и т. д. Психологи выделяют такженевербальные составляющие речевого поведения – тембр голоса, высоту, интонацию,громкость, – которые обеспечивают выражение эмоций в речи и пониманиеэмоционального состояния говорящего, а также субъективного смысла сказанного.
Как любая система, психика человека обладает системнымисвойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Люди отличаются друг отдруга эмоциональной чувствительностью, уровнем интеллекта, временем реакции, совестливостью,дружелюбием и т.д.
К числу основных групп психических свойств относят особенноститемперамента, способности (общие и специальные), личностные черты. Считается,что психические свойства индивида относительно неизменны во времени, хотя имогут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых воздействий, опытадеятельности и биологических факторов.
Свойства личности характеризуют индивида как систему егосубъективных отношений к себе, к окружающим людям, группам людей и миру вцелом, которая проявляется в общении и взаимодействии. Личность является самыминтересным и загадочным предметом психологического исследования. В свойствахличности проявляются психорегулятивные и мотивационные особенности психикиконкретного человека. Совокупность личностных свойств образует структуруличности.
Психическое состояниепредставляет собой внутреннюю целостнуюхарактеристику индивидуальной психики, относительно неизменную во времени, Поуровню динамичности состояния занимают как бы промежуточное место междупроцессами и свойствами.
Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:
— эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);
— активационные (уровень интенсивности психических процессов);
— тонические (психофизиологический ресурс индивида);
— тензионные (уровень психического напряжения);
— временные (длительность состояния);
— знак состояния (благоприятное или неблагоприятное длядеятельности).
Таким образом, психические процессы, состояния и свойства образуютосновной понятийный «каркас», на котором строится здание современнойпсихологии.
Определение,функции, хар-ки сознания
Представление о сознании возникло в философии, являетсяодним из ее основных понятий и означает высший уровень психической активностичеловека как социального существа. Человеческое сознание – одна из последнихтайн.
Вплоть до Нового времени сознание отождествляли с психикой вцелом. Трактовалось как созерцание субъектом содержания собственноговнутреннего мира. Такое понимание обусловило первые (конец XIX в.) собственнопсихологические определения сознания как потока феноменально данных переживанийи мыслей (У. Джемс, Э.Б. Титченер), а также метод его изучения – систематическоесамонаблюдение (интроспекцию), направленное на выделение элементов сознания –ощущений, образов и аффектов.
В западной психологической науке с начала XX в. и на протяжениимногих десятилетий сознание и бессознательное исследовались в рамках двух различныхметодологических подходов – понимающей и объяснительной психологии. В рамкахпонимающей психологии сознание рассматривается как феноменальная данность, какпонимаемая в переживании внутренняя реальность, подразделяемая напредставления, образы и волевые действия; их целостность обусловлена имманентноприсущими сознанию и непосредственно переживаемыми связями между разрозненнымивпечатлениями.
Типы сознания (Э. Тулвинг):
-простое осознание внешних раздражителей;
-осознание символических репрезентаций окружающего;
-осознание себя и личностного опыта, протяженного во времени.
В современной психологической науке выделяют различные состояниясознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и посовокупности поведенческих и психофизиологических показателей:
— бессознательное состояние – экстремальное состояние, при которомрегистрируются лишь психовегетативные реакции; проявления познавательных иэмоциональных процессов отсутствуют;
— сон – состояние, которое предполагает переживание сновидений,различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченныхпоследовательностей; допускает подпороговое восприятие и частичное запоминаниесодержания сновидений;
— бодрствование – состояние осознания окружающего мира и себя,доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлении вмодусе осознания – восприятие, воспоминание, внимание, мышление исаморегуляцию.
К особой группе относятся так называемые измененные состояниясознания – гипноз и состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ(алкоголя, наркотиков и др.).
Измененные состояния сознания – это то, с чем каждый человексталкивается в своей жизни. Одни такие состояния очень кратковременны и могутбыть незаметны для человека, как например рассеянность внимания, потеря ясностивосприятия окружающего мира, другие, такие как сон, изменения сознания поддействием психоактивных веществ, более очевидны и заметно отличаются отпривычного состояния человека.
На современном этапе развития науки измененные состояния сознанияпонимаются как способ приспособления сознания к изменению внешних и внутреннихусловий. Измененные состояния сознания было бы корректно понимать каккачественный сдвиг в характере психологического функционирования.
Безсознательное
Представление о бессознательном как совокупностипсихических процессов, операции и состояний, не представленных в сознаниисубъекта, в философии было впервые сформулировано в XVIII в. Г.В. Лейбницем. В XIX в. бессознательноестановится предметом психологических исследований (И.Ф. Герберт, Г.Т. Фехнер,В. Вундт). Новый стимул для его изучения дали работы З. Фрейда в областипсихопатологии в конце XIX в. Согласно его концепции, бессознательное какпсихическое содержание, не присутствующее в сознании, оказывает на последнеезначительное влияние. Таким образом, к началу XX в. сложилосьпредставление о двух уровнях психического, сознательном и бессознательном, а ихизучение получило различное развитие в отдельных направлениях психологии.
В западной психологической науке с начала XX в. и на протяжениимногих десятилетий сознание и бессознательное исследовались в рамках двухразличных методологических подходов – понимающей и объяснительной психологии. Врамках понимающей психологии сознание рассматривается как феноменальнаяданность, как понимаемая в переживании внутренняя реальность, подразделяемая напредставления, образы и волевые действия; их целостность обусловлена имманентноприсущими сознанию и непосредственно переживаемыми связями между разрозненнымивпечатлениями.
Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотреноФрейдом, который ввел представление об уровнях строения психики; в современнойтерминологии их можно описать следующим образом:
- бессознательное– принципиально не доступное сознанию содержание, включающее ценностныеустановки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическое ядро личности;
Ощущение, классификация, основные св-ва. Пороги ичувствительность. Сенсорная организация человека.
 
Ощущение– это процесс первичной обработки информации науровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информацииназывается сенсорным. На нем отсутствует целостное представление о том явлении,которое вызвало ощущения. Ощущение – только первичный материал психического образа,который формируется на уровне восприятия.
Функция кинестетической и вестибулярной чувствительности состоит винформировании индивида о его собственных движениях и положении в пространстве.Кинестетические ощущения – это совокупность сенсорной информации,поступающей из мышц, сухожилий и связок. Вестибулярные ощущенияоснованы на информации, приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха.Одна из основных функций системы вестибулярных ощущений обеспечить устойчивуюоснову для зрительного наблюдения.
Кожная чувствительность обеспечивает индивида информацией о том, чтосоприкасается с его телом: это может быть предмет или некоторая среда (напримерводная или воздушная). Наибольшей чувствительностью обладают ладони, кончикипальцев, губы и язык. Различают четыре разновидности кожнойчувствительности: ощущения давления, тепла, холода и боли.
Болевая чувствительность имеет крайне важное биологическоезначение; болевые ощущения сигнализируют о возможной физической опасности.
Обоняние обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухеразличных химических веществ. Обоняние играет гораздо меньшую роль в нашейжизни, чем в жизни многих животных.
С помощью слухаиндивид получает передаваемуюпосредством волновых колебаний среды информацию о поведении удаленных от негообъектов. Основными характеристиками звуковых волн являются амплитуда ичастота,
Выделяют два типа порогов чувствительности:абсолютный и дифференциальный, или разностный.
Абсолютный порог чувствительности – величина стимула, прикоторой начинаетвозникать ощущение. Дети похожи на родителей. Иногда мыне можем отличить голос сына от голоса отца, во всяком случае, в первые секундытелефонного разговора. Следовательно, есть такая величина физического различиямежду стимулами, при которой мы начинаем их различать. Эта величина носитназвание дифференциального порога, или порога дифференциальнойчувствительности.
Дифференциальный порог – величина физического различия между стимулами,при которой мы начинаем их различать.
Психометрическая функция – зависимость вероятности обнаружения (различения)стимулов от их интенсивности.
Восприятие, эмпирические характеристикивосприятия: первичные и вторичные свойства
 
Восприятие(перцепция), – это процессобработки сенсорной информации, результатом которой является отражениеокружающего нас мира как совокупности предметов и событий.
Восприятие движения. Известно, что объект может восприниматься какдвижущийся, даже если его изображение не перемещается по сетчатке. Примером иллюзорногодвижения является эффект индуцированного движения. Например, луна, движущуюсяна фоне облаков. Конечно, не луна движется, а облака, гонимые ветром. Лунапрактически не перемещается вдоль сетчатки, а воспринимается как движущаяся;облака же перемещаются относительно нас самих, а воспринимаются какнеподвижные. Получается, что перемещение вдоль сетчатки не только необязательный атрибут восприятия движения, но еще и недостаточный. Человекувообще свойственно приписывать движение тому из двух объектов, которыйвоспринимается фигурой на фоне другого. Фон – это то, что окружает, включает,является большим по отношению к другому объекту, воспринимаемому,соответственно, как фигура.
Восприятие формы. Для восприятия объекта мало видеть, где оннаходится и куда перемещается; желательно знать, что это за объект, т, е.идентифицировать его. Восприятие формы объекта является важнейшим аспектом егоидентификации.
Образы восприятия характеризуютсяцелостностью, Это означает, что в них представлена некоторая связная картина,образ предмета или события. Мы не воспринимаем дерево за окном как совокупностьовальных объектов зеленого цвета, находящиеся на фоне черных толстыхвертикальных линий Мы видим дерево: ствол, ветви и листья. Данную особенностьвосприятия особо подчеркивали представители школы гештальпсихологии, основнойтезис которой состоял в том, что психические образы, и в частности образывосприятия – это нечто большее, чем простая сумма элементов. Образ восприятияпредставляет собой некоторую организацию стимулов.
Гештальтпсихологи сформулировали целый рядпринципов, которым подчиняется перцептивная группировка. Один из такихпринципов – близость: чем ближе два элемента друг к другу, тем более мы склонныгруппировать их вместе при восприятии.
Другим принципом группировки являетсясходство: сходные объекты объединяются в единый образ.
Элементы, образующие плавный, непрерывныйконтур, воспринимаются как единая фигура – группируются. Этот принцип получилназвание хорошего продолжения, или непрерывности
Если контур фигуры имеет разрывы, то мысклонны как бы заполнять их, дополнять фигуру до некоторого целостного образа.Этот принцип получил название замкнутости.
Несмотря не непрерывную изменчивостьокружающих нас объектов, мы воспринимаем их как относительно постоянные поформе, размеру, цвету и т.д. Эта особенность нашей воспринимающей системыназывается константностью восприятия. Если бы ее не было, то нам быпришлось каждое мгновение пересматривать свое поведение по отношению кокружающим объектам. Константность восприятия помогает нам отвлекаться отнесущественных, преходящих изменений и воспринимать объекты как нечтоотносительно неизменное.
 

Внимание, виды и свойства
 
Внимание– осуществление отбора нужной информации,обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроляза их протеканием.
Никакой другой психический процесс не упоминается так часто вповседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамкахпсихологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи вучебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи и неудачи. Особенности вниманияс необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самойразной профессиональной деятельности, а также для определения текущегосостояния человека.
Внимание, на первый взгляд, нигде не выступает изолированно отдругих феноменов и не имеет своего отдельного специфического продукта, являетсяпсихическим инструментом активности субъекта.
Внимание рассматривается как побочный продукт или характеристикадругих процессов. Например, в рамках гештальтпсихологии считалось, что всефеномены внимания можно объяснить организацией внешних стимулов.
Вниманием можно управлять, используявнешние или внутренние инструменты, это управление не сводится к управлениюдеятельностью. Существуют специфические нарушения внимания, которые приводят кизменению поведения.
Критерии внимания:
1. Внешние реакции –моторные, поздно-тонические, вегетативные, обеспечивающие условия лучшеговосприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксации глаз, мимика и позасосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочнойреакции.
2. Сосредоточенность на выполнении определеннойдеятельности. Он связан с организацией деятельности и контролем за еевыполнением.
3. Увеличение продуктивности когнитивной и исполнительнойдеятельности. В данном случае речь идет о повышении эффективности«внимательного» действия (перцептивного, мнемического, мыслительного,моторного).
4. Избирательность (селективность) информации. Этоткритерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать,анализировать только часть поступающей информации, а также в реагированиитолько на ограниченный круг внешних стимулов.
5. Ясность и отчетливость содержаний сознания,находящихся в поле внимания.
Степень внимания – это характеристика егоинтенсивности.
Объем внимания определяют как число простых впечатлений илистимулов, осознаваемых ясно и отчетливо. Степень и объем внимания связаныобратной зависимостью: увеличение объема воспринимаемых элементов приводит куменьшению степени внимания, и наоборот.
Изменения общей направленности и объема внимания называютотвлечениями, или сдвигами внимания.
Виды внимания
Существует несколько разных классификаций видов внимания. По У.Джемсу, внимание может быть:
1. сенсорным, т.е. непосредственным (если объектвызывает интерес сам по себе), или производным (опосредствованным, если объектвызывает интерес лишь по ассоциации)
2. непроизвольным (пассивным, рефлекторным, несопровождающимся чувством усилия)
3. произвольным (активным, сопровождающимся чувствомусилия).
В рамках произвольного внимания можно выделить:
— волевое (возникает в случае конфликта междусознательно выбранным направлением деятельности и тенденциями непроизвольноговнимания)
— выжидательное (связано с сознательным ожиданиемпоявления того или иного объекта)
— спонтанное (является трансформированным волевымвниманием и возникает в том случае, когда объект, оказавшийся в поле вниманияблагодаря усилию, остается там благодаря вызываемому им интересу)
Внутри этих видов внимания выделяют различные подвиды:
1. вынужденное (Вынужденным называется внимание, которым оченьтрудно управлять, его привлекают громкие звуки, яркий свет, едкие запахи)
2. невольное (Невольным называется внимание к объектам, которыесвязаны с удовлетворением основных потребностей, например голод или жажда, ноэти объекты привлекают внимание только при определенных обстоятельствах)
3. привычное. (Привычное внимание связано с основными сферамиинтересов и деятельности человека).
 
Память. Виды памяти. Связь памяти с другимипсихическими процессами
 
Память– способность живой системыфиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этоговзаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.
Виды памыти.
1. По признаку наличия целей выделяют произвольнуюи непроизвольную память.
2. Если при рассмотрении блоковзапоминания и воспроизведения акцент ставится на используемых мнемическихсредствах, то говорят об опосредованном или непосредственномзапоминании и воспроизведении.
3. Если имеются в виду главным образомвзаимозависимости между блоками хранения и воспроизведения, то выделяют имплицитнуюи эксплицитную память (также называемую осознаваемой инеосознаваемой, или активной и пассивной).
Имплицитная память – это память без осознания предмета запоминания,или бессознательная память.
Чувствительность имплицитной памяти к модальности лежит в основечувства знакомости.
Осознаваемая память называется эксплицитной.
Кратковременная и долговременная память различаются также и поколичеству материала, который удерживается в памяти. Эта характеристиканазывается объемом, или емкостью памяти. Объем и длительность хранения являютсязависимыми параметрами. Объем памяти является константой, и если количествоинформации превышает пропускную способность памяти, то «лишняя» информациятеряется.
Для определения объема долговременнойпамяти невозможно разработать аналогичную (расчетную) экспериментальнуюпроцедуру; объем долговременной памяти принято считать бесконечным.
Эмоции, характеристики и виды. Классификацияэмоциональных состояний. Эмоции и чувства
Эмоции делят на положительные и отрицательные.Наиболее древними являются, переживания удовольствия и неудовольствия (такназываемый эмоциональный тон ощущений), которые направляют поведение человека иживотных на сближение с источником удовольствия или на избегание источниканеудовольствия. У животных и человека в головном мозге имеются центрыудовольствия и неудовольствия, возбуждение которых и дает соответствующиепереживания.
Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) иотрицательные (гнев, горе, страх) эмоции.
В зависимости от личностных и темпераментных особенностей людей, атакже от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызыватьу них разные эмоции.
Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также постепени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют:
1. Настроение – этослабо выраженноеустойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть неясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона,повышая или понижая его активность в общении или работе.
2. Собственно эмоции – это более кратковременное, нодостаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей иимеют хорошо осознаваемую причину появления.
3. Аффект– быстро возникающее оченьинтенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным илиособо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствиемконфликта.
У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят отакой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражаетчеловек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тембольше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоцийне говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать свои переживания.
Различаются люди и по эмоциональной возбудимости; одниэмоционально реагируют на самые слабые раздражители, другие – только на оченьсильные.
Эмоции обладают свойством заразительности.
Другим свойством эмоций является их способность долгое времяхраниться в памяти.
В связи с этим выделяют особый вид памяти – эмоциональнуюпамять.
Управление эмоциями
Поскольку эмоции не всегда желательны, нужно научиться управлятьими и контролировать их внешнее проявление.
Снятию эмоционального напряжения способствуют:
— сосредоточение внимания на технических деталях задания,тактических приемах, а не на значимости результата;
- снижениезначимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности
- получениедополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;
- разработказапасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи
- откладываниена время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это приналичных знаниях, средствах
- физическаяразрядка
Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих вмомент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядкиэмоционального напряжения;
Чувства Житейское понимание слова «чувство» настолько широко, чтотеряет конкретное содержание. Это обозначение ощущений (боль), возвращениесознания после обморока («прийти в чувство»). Нередко и эмоции называют чувствами.В действительности же строго научное использование этого терминаограничивается лишь оценочного отношения к каким-либо объектам. При этом, вотличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувствадолговременны и могут порой оставаться на всю жизнь.
Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости оттого, в какой ситуации оказывается объект.
Прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та жеэмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться вразных эмоциях. Д
Особо выделяют так называемые высшие чувства,которые отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением иоценкой происходящего, Человек сознает, почему он ненавидит, гордится, дружит.Высшие чувства отражают социальную сущность человека и могут достигать большойстепени обобщенности.
К нравственным чувствам относятся в первую очередьчувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанностик определенным людям, потребность в общении с ними.
Эстетические чувства – это отношение человека к прекрасному иуродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного итрагического. К этой группе относят и чувство юмора. При этом, юмор за шуткойскрывает серьезное отношение к предмету, а ирония за серьезной формулойскрывает шутку. И шутка, и ирония носят обвиняющий, обличительный, но незлобный характер, в отличие от насмешки. Чувство юмора может быть врожденным,но оно также является показателем интеллектуального развития личности, еекультурного уровня. У англичан есть пословица: «Нельзя жениться на девушке,которая не смеется над тем, что смешно вам».
 
Мышление. Основные фазы мыслительного процесса,мыслительные операции. Свойства мышления
 
Интеллект – способность к мышлению.
Мышление – это процессопосредованного и обобщенного познания действительности. Результатом мышленияявляется субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственногоопыта (содержания ощущений, восприятия, представлений).
Мышление и интеллект – близкие посодержанию термины. Родство их становится еще яснее, если перейти на обыденнуюречь. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум».
Мышление и интеллект с давних порсчитаются важнейшими отличительными чертами человека.
Прежде всего мышление рассматривается каквид познания. С психологической точки зрения познание выступает как созданиепредставлений внешнего мира, его моделей, или образов. Мышление – это не любоепознание, познанием является, например, и восприятие. Поэтому мышлениеопределяетсякак опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.
Мышление – процесс комплексный, в немзадействованы многочисленные психические структуры и процессы.
Первая теория, описывающая процессмышления, была предложена еще в XIX в. в рамках ассоциативной психологии.
Ассоцианисты описывают мыслительныйпроцесс примерно следующим образом. В поле сознания при получении субъектомзадачи попадает одновременно условие задачи и цель, которой требуетсядостигнуть. Условие задачи и цель будут способствовать тому, что в полесознания попадет такой средний элемент, который связан и с условием задачи и сцелью.
По мнению ассоцианистов, мышление начинается с созданияпредставления о проблемной ситуации. Правда, проблемная ситуация понимается имине как структура, а только как сумма элементов: неважно, в каких отношенияхнаходятся условие задачи и цель, важно лишь, что они присутствуют в сознании.
В современной когнитивной психологии обычно выделяется два этапа впроцессе мышления:
— этап создания модели проблемной ситуации (в ее созданииучаствуют структуры и схемы знания, находящиеся в долговременной памяти. Здесьпроисходят те же процессы поиска и извлечения знаний, что и рассматриваемыеисследователями памяти. Разница, однако, заключается в том, что процессмышления требует создания из известных элементов новой модели, тогда как памятьпредполагает простое извлечение того, что было в нее заложено.)
— этап оперирования с этой моделью, понимаемый как поиск впроблемном пространстве.
Для объяснения способности человекавыбирать в ходе решения задачи наиболее осмысленные варианты, было введенопонятие «эвристика», тоесть такой метод поиска,который со значительной вероятностью позволяет отбирать наиболее удачныеспособы решения задачи.
 
Мотивация и потребности. Связь с регуляциейдеятельности
 
Мотивация – это совокупностьпсихических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общуюнаправленность. Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения, т.е.проблема мотивации является проблемой причин поведения индивида.
Одному из представителей гуманистической школы в психологиипринадлежит часто упоминающаяся в психологической литературе теория иерархиипотребностей (мотивов). Автор ее, А. Маслоу, выделяет пять основных группмотивов человеческого поведения:
1. физиологические;
2. безопасности;
3. принадлежности и любви (стремление принадлежать к некоторойсоциальной группе, быть любимым и любить);
4. оценки (стремление к достижению, приобретению мастерства икомпетентности, потребность в престиже и высоком социальном статусе);
5. самореализации (познавательные и эстетические).
Маслоу полагает, что все мотивыинстинктоподобны, имеют врожденный характер, однако актуализация мотивовзависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня:удовлетворение нижележащих потребностей является необходимым условием переходана следующий уровень.
Человек стремится подняться все выше ивыше по «лестнице» мотивов, и это стремление в основном определяет егоповедение. Однако в случае конфликта – когда неудовлетворенными оказываютсяпотребности разных уровней – побеждает низшая потребность.
Поскольку мотивы низших уровней являются общими для всех людей,поведение, связанное с ними, является относительно хорошо предсказуемым, в тоже время проявления высших мотивов таких, как потребность в самоактуализации,предельно индивидуализированы, а поэтому по сути дела непредсказуемы.
Деление мотивов на:
1. мотивы нужды (удовлетворение мотивов нужды приводит к снижениюмотивации (по принципу снятия напряжения)
2. мотивы роста (занимают относительно более высокое положение виерархии).
Теория мотивационного контроля Д. Хайленда.
В теории мотивационного контроля выделяются четыре типа критериясоотнесения:
1. конечное состояние
2. скорость (темп) продвижения к цели, 3. определенный типдействия
4. определенная эмоция
Нередко человек формулирует то, к чему он стремится, в терминахнекоторого конечного, итогового состояния.
Действие можно контролировать не только по степени удаленности отнекоторого конечного состояния, но по темпу продвижения к цели.
Особенно важную роль критерий соотнесения типа темпа продвижения кцели приобретает в тех случаях, когда конечную цель определить затруднительноили невозможно.
Человека очень интересуют его собственные психические состояния.Он стремится не только к совершению некоторых изменений во внешней среде или всвоих взаимоотношениях с ней, но и к определенным эмоциям и чувствам.Большинство людей ходят в ради эстетических переживаний. Расхождение междукритерием соотнесения и перцептивным входом слишком велико.
Перцептивный вход можно определить как воспринимаемый исущественный с точки зрения исполнителя действия аспект среды, или информация отекущем состоянии дел.
Выделяются три типа перцептивного входа:
1) некоторыйаспект окружающей (внешней) среды;
2) информацияо собственных действиях;
3) информацияиз внутренней среды (чувства, мысли, состояния).
Один из главных выводов, который можно сделать то, что дляэффективного управления действием человек нуждается в информации,соответствующей его критериям.
Интенсивность поведения связана с чувствительностью к отклонению.
Основные структурные блоки контролядействия. Теории являются, так сказать, хронологическими: они рассматриваютконтроль действия как цикл, начинающийся до действия и завершающийся послеокончания предыдущего и перед началом следующего действия. Структура контролядействия, таким образом, представляется состоящей из двух основных компонентов:
1. интенциональные процессы, или процессыформирования намерения, цели и программы действия.
2. оценочные процессы, или процессысоотнесения, сравнения параметров протекания действия с заданными илисформированными целями и программами.

Речь. Общая психологическая характеристика
Человеческая речь – совершенно особый и невероятно богатый каналвыразительности. Одно звучание голоса во многом характеризует текущиепсихические переживания говорящего. Еще большее значение для самораскрытиячеловека имеет то, о чем он говорит, какие выбирает темы, насколько понимает иучитывает собеседника, умеет его убедить и увлечь, какие использует языковыеформы и многое другое, что мы обычно называем содержанием речи. Именно этасторона речи глубоко и в то же время динамично отражает текущую направленностьсознания говорящего и многие другие стороны его психологии. Возможность речивыражать психический мир человека практически безгранична. С позиции психологииречь – это вынесенная вовне психика субъекта и, соответственно, одна изважнейших психологических функций, дающая человеку возможность быть понятнымдля окружающих.
Речь переводит психические феномены в доступный наблюдениюпроцесс. И наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесспревращается в мысль, психологический продукт.
Каждый психически здоровый человек сраннего детства обнаруживает способность говорить. Но люди говорят, используяразличные языки.
Акцентуации характера и их влияние на поведение.Типология личности
В современной психологии выделяют семьосновных подходов к изучению личности.
Личность– это многомерная имногоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечиваютиндивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведениячеловека.
Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений оприроде и механизмах развития личности. Теория личности пытается не толькообъяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл, Зиглер). Основныевопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:
1. Каковхарактер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?
2. Какойвозрастной период наиболее важен для формирования личности?
3. Какиепроцессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные(рациональные) или бессознательные (иррациональные)?
4. Обладаетли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль надсвоим поведением?
5. Являетсяли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективени может быть выявлен с помощью объективных методов?
Существует три уровня анализа личности какпсихологического образования: свойства отдельных «элементов» личности,компоненты («блоки») личности и свойства целостной личности. Соотношениесвойств и блоков личности всех трех уровней называют структурой личности.
Психодинамическая теория личности
По мнению Фрейда, главным источникомразвития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), аточнее, общая биологическая энергия – либидо (от лат. libido– влечение, желание). Этаэнергия направлена, во-первых, на продолжение рода и, во-вторых, на разрушение(агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни,Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивныевлечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются
Фрейд выделяет три основных концептуальныхблока, или инстанции личности:
1) ид(«оно»)– главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных(сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии спринципом удовольствия;
2) эго(«я») –совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных иисполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все нашизнания г реальном мире; эго – это структура, которая призвана обслуживать ид,функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процессвзаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбымежду ними;
3) суперэго («сверх-я») –структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности тогообщества, в котором живет человек.
Аналитическая теория личности
Аналитическая теория личности близка к теории классическогопсихоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Многие представителиэтого направления были учениками Фрейда. Наиболее ярким представителем этогоподхода является швейцарский исследователь К. Юнг.
Главным источником развития личности Юнгсчитал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству отродителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые архетипы универсальны,например идеи Бога.
По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. Вструктуре личности доминирует бессознательное, основная часть которогосоставляет «коллективное бессознательное» – совокупность всех врожденных архетипов.Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено еговрожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мирчеловека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мирличность способна только через свои сновидения и отношения к символам культурыи искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.
Выделяют три основных концептуальных блока, или сферы личности:
1. Коллективноебессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен веськультурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека ввиде унаследованных архетипов.
2. Индивидуальноебессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслейи чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить «комплексвласти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность,прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.
3. Индивидуальноесознательное – структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли,чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя,регулируем свою сознательную деятельность.
Гуманистическая теория личности
В гуманистической теории личности выделяется два основныхнаправления:
1.«клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику),представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса
2. «мотивационного», направления является американскийисследователь А. Маслоу.
Главным источником развития личности представители гуманистическойпсихологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личностиесть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психикечеловека существу ют две врожденные тенденции:
1.«самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально всвернутом виде будущие свойства личности человека.
2. «организмический отслеживающий процесс» – представляет собоймеханизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека впроцессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает«идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся всложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии(Роджерс К,, 1994).
Цель жизни, согласно К. Роджерсу, – реализовать весь свойврожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е.человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свойпотенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своейистинной природе.
А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развитияличности:
1.«дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения,
2. «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после ихреализации.
Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:
1) физиологический(потребности в еде, сне);
2) потребностив безопасности (потребность в квартире, работе);
3) потребностив принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке,например в создании семьи;
4) уровеньсамооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);
5) потребностьв самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.)
В гуманистической модели личности основными концептуальными«единицами» выступают:
1) «реальноеЯ» – совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»(Роджерс К.,1994);
2) «идеальноеЯ» – совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметьдля реализации своего личностного потенциала.
3) потребностив самоактуализации – врожденные потребности, определяющие рост и развитиеличности (Маслоу А., 1997)
Когнитивная теория личности
Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в нейимеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода являетсяамериканский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, чточеловек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с нимпроизойдет в будущем.
Главным источником развития личности,согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теорияличности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека.В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы оприроде вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто длямногократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является«конструкт» (от англ, construct– строить). Это понятиевключает в себя особенности всех известных познавательных процессов(восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам, человек не толькопознает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которыележат в основе этих отношений, называются личностными конструктами (ФранселлаФ., Баннистер Д., 1987). Конструкт – это своеобразный классификатор-шаблоннашего восприятия других людей и себя.
У каждого человека имеется своя собственная система личностныхконструктов, которая делится на два уровня (блока):
1. блок«ядерных» конструктов – это примерно 50 основных конструктов, которыми человекпользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.
2. блокпериферических конструктов – это все остальные конструкты. Количество этихконструктов сугубо индивидуально.
Целостные свойства личности выступают какрезультат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяютдва типа целостной личности: 1. когнитивно сложная личность (личность, укоторой имеется большое количество конструктов)
2. когнитивно простая личность (личность снебольшим набором конструктов).
Поведенческая теория личности
Существуют два направления в поведенческой теории личности:
1. рефлекторное
2. социальное.
Главным источником развития личности,согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова,В личности нет ничего от генетического или психологического наследования.Личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенныеповеденческие рефлексы и социальные навыки.
Основатели этой теории считают, что личность формируется иразвивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения.Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные.
 Согласно поведенческой теории, человекпрактически полностью лишен свободы воли. Внутренний мир человека объективен. Внем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческихпроявлениях. Наше поведение и есть личность.
Деятельностная теорияличности
В этом подходе отрицается биологическое и,тем более, психологическое наследование личностных свойств. Главным источникомразвития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельностьпонимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активногочеловека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойстваличности (Леонтьев А.Н., 1975). Сформированная личность (внутреннее) вдальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказываетвлияние на человека.
Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческойзаключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особыймеханизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоениеобщественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельностиявляются предметность и субъектность. Специфика предметности состоит в том, чтообъекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь будучипреобразованными в процессе самой деятельности.
Предметность – это характеристика, котораяприсуща только человеческой деятельности и проявляется, прежде всего, впонятиях языка, социальных ролях, ценностях.
Субъектность означает, что человек самявляется носителем своей активности, собственным источником преобразованиявнешнего мира, действительности. Субъектность выражается в значениидеятельности для самого человека.
Представители деятельностного подходасчитают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в тоймере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным всоциальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он –активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания иобучения. Детство и юношеские годы, тем не менее, рассматриваются в этой теориикак наиболее важные для формирования личности. Представители этой теории верятв позитивные изменения личности человека по мере социального прогресса.
Диспозициональная теория личности
Диспозициональная (от англ, disposition– предрасположенность)теория имеет три основных направления: «жесткое», «мягкое» и промежуточное –формально-динамическое.
Главным источником развития личности, согласно этому подходу,являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направленияподчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие – со сторонысреды.
«Жесткое» направление пытаетсяустановить строгое соответствие между определенными жесткими биологическимиструктурами человека: свойствами телосложения, нервной системой или мозгом, содной стороны, и определенными личностными свойствами – с другой.
«Мягкое» направлениедиспозициональной теории личности утверждает, что личностные особенности,безусловно, зависят от биологических свойств человеческого организма, однако,от каких именно и насколько – не входит в круг их исследовательских задач.
Основной отличительной особенностью формально-динамическогонаправления является утверждение, что в личности человека существуют двауровня, два разных аспекта личностных свойств – формально-динамический исодержательный. Содержательные свойства личности близки к понятию проприума.Они являются продуктом воспитания, научения, деятельности и охватывают нетолько знания, умения, навыки, но и все богатство внутреннего мира человека:интеллект, характер, смыслы, установки, цели и т.д. По мнениюдиспозиционалистов, личность развивается в течение всей жизни.
Типы личности:
Холерик – эмоционально неустойчивый экстраверт, Раздражительный,беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистичный,активный.
Меланхолик – эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив понастроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый, неконтактный,спокойный.
Сангвиник – эмоционально стабильный экстраверт. Беззаботный, живой,легок на подъем, разговорчивый, общительный.
Флегматик – эмоциональностабильный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый,мирный, Задумчивый, заботливый, пассивный.
 
Волевая регуляция деятельности: природа волевого действия, волевойпроцесс
Воля выражается в способности человека к сознательномурегулированию и активизации своего поведения. Любое действие всегда в той илииной степени сопряжено с психическим регулированием, т. е. волевым процессом
Большой вклад в изучение вопроса внес Мясищев. Единого определенияволи нет. Воля — сознательная организация и саморегуляция человекомсвоей деятельности по поведению, обеспечивающему достижение поставленной целипутем преодоления трудностей. Особая форма активности возникла в трудовомдействии. Воля складывается из двух моментов: а) внутренних (борьбамотивов), воля проявляется в большей степени, б) внешних (преодолениетрудностей).
Функции воли: 1) интеграция — внутренняя функция (мобилизует всепотенциалы психики); 2) регулирование — внешняя функция (когда усилия носятколлективный характер). Из всех психических явлений «произвольными»могут быть внимание и память.
Общий источник воли — потребности человека.
Структура волевого акта: 1. Возникновение побуждения и постановка цели. 2.Борьба мотивов, проблема выбора. 3. Принятие решения. 4. Выполнение действия.
Волевые действия бывают: 1) Простые: — постановка цели, исполнение 2)Сложные: — осознание цели — смутное влечение, желание, мотив; — планирование — намерение пути и средства — исполнение — связано с преодолением препятствия.
 
Социальные установки (аттитюды). Функции, компонентыи влияние на поведение
Аттитюд(социальная установка) состояние мысленной и нервной готовности, возникающее наоснове опыта и оказывающее направляющее и стимулирующее влияние на реакциюиндивида по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми он связан.Аттитюд явл. оценочным представлением об объектах, людях, идеях, событиях..
Аттитюд клюбому объекту, явлению, идеи или человеку рассматривается как устойчивоенаправленность когнитивных, аффективных и поведенческих компонентов. Аффективный(оценочный)компонент аттитюда состоит из всех эмоций человека по отношению к объекту,особенно позитивных или негативных оценок. Поведенческий компонентсостоит из готовности человека реагировать или действовать определенным образомпо отношению к объекту аттитюда. Когнитивный компонент состоит изфактов, знаний, убеждений относительно данного объекта. Функции аттитюда: 1)Инструментальная(приспособление) функция помогает быть принятыми другими людьми. 2)Знания(чувство понимания), помогает осмыслить мир и дает чувство понимания того, чтомы делаем. аттитюд – это схема, которая помогает избежать чувстванеопределенности и направляет поведение и интерпретацию событий. 3) ФункцияЭго-защиты (защита целостности Я). аттитюд защищает от неприятнойинформации о себе и мире. 4) Экономии (минимизация затрат напсихическую активность) 5)Выражение ценностей (организация поведения всоответствии с ценностными ориентациями лисности) Структура:1. Знание 2. Чувства 3. ДействиеФункции аттитюда: 1) еогнитивная сложность, т.е. по отношению к объектуаттитюда есть много мыслей, мнений. 2)оценочная простота.
 
Эффект суггестии в психологии и его использованиев рекламной деятельности
Суггестия,или внушение, — это процесс воздействия на психику человека, связанный соснижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, нетребующий ни развернутого логического анализа, ни оценки. Внушениеосуществляется с целью создания определенных состояний или побуждений копределенным действиям. Суть внушения состоит в воздействии на чувствачеловека, а через них на его разум и волю. Предполагается, что процесс этотзависит от степени ослабления сознательного контроля, осуществляемого поотношению к воспринимаемой информации. Воздействие содержания, воспринятого наоснове внушения, отличается навязчивостью: оно с трудом поддается осмыслению икоррекции, став совокупностью «внушенных установок». Внушениевозможно в форме гетеросуггестии (то есть внушения «со стороны») иаутосуггестии (самовнушения). Обьектом могут быть и большие группы людей — массовое внушение. Сила воздействия во многом зависит от наглядности,доступности, образности и лаконичности информации. Эффект особенно силен тогда,когда внушаемое в общем соответствует потребностям и интересам.
Среди ситуативных факторов внушаемости:
— некоторые психические состояния (например,внушаемость возрастает в условиях покоя, релаксации или, наоборот, сильногоэмоционального возбуждения, при стрессе, утомлениях, заболеваниях); — низкийуровень осведомленности, компетентности; — высокая степень значимости; — неопределенность; — дефицит времени.
Применительно к рекламному делу приемы суггестиимогут обеспечить высокий эффект, используются такие приемы как: Конкретность и образностьключевых слов (Использование слов, смысл которых конкретен), Конкретностькачеств, образность качеств, Не употребляются слова «нет» и«не», Речевая динамика (темп, тембр речи и т.д), Мимика,жестикуляция, Воздействие звукосочетаниями.
В рекламном деле суггестия направлена наинтуитивное мышление (правое полушарие), хотя сама реклама преподноситпоследовательную и логическую информацию.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.