Реферат по предмету "Психология"


Стресс и его влияние на вегетативную нервную систему

Белорусский государственный университет
Факультет философии и социальных наук
Кафедра психологии
КУРСОВАЯРАБОТА ПО ТЕМЕ:
«Стресс и его влияние на вегетативную нервнуюсистему»
студентки 2 курса
отделения психологии
Чернюк Юлии Витальевны
Минск 2008
Содержание
Введение
1.   Природа стресса
1.1     История развитиятеории стресса
1.2       Общие положениятеории стресса
1.3       Классификациявидов стресса
Выводы по главе 1
2.   Нейрофизиологические механизмыстресса
2.1     Нервная ось
2.2     Реакция«битвы-бегства» — нейроэндокринная ось
2.3     Эндокринные оси
2.4     Стадияформирования стрессовой реакции
Выводы по главе 2
3    Влияние стресса на вегетативнуюсистему
3.1     Влияние стрессана деятельность внутренних органов
3.2     Симпатическая ипарасимпатическая иннервация под влиянием стресса
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы

Введение
В наше время всеувеличивающийся темп жизни заставляет людей прилагать все большие усилия длярешения возникающих проблем. Но развивающаяся технология выдвигает подчасневыполнимые для человеческих усилий требования. И тогда с каждым днем у людейнарастает усталость, раздражительность, бессонница. В обыденной речи всепривыкли называть такое состояние стрессом.
Но правомерно лииспользовать этот термин в данном случае? По утверждению создателя концепциистресса Ганса Селье, «стресс – не просто нервное напряжение». Стресс – этопостоянное состояние человеческого организма, его качественная характеристика,позволяющая судить о возможностях адаптации к неблагоприятным условиям среды. Втаком определении больше позитивных сторон. Но при пересечении точки некоегооптимального уровня стресса он становится разрушительным, деструктивным посвоей сути. И вот это-то состояние и обозначает этот термин в обыденной жизни.И потому некорректна постановка вопросов типа «Как справиться со стрессом?».Его нужно не уничтожать, а лишь снижать напряжение до оптимума. В наше время сэтой целью разработано множество методик: релаксация, медитация, арт-терапия,аутогенная тренировка, даже животных привлекают для помощи решения этойпроблемы.
Но стресс не тольковлияет на наш уровень жизнедеятельности. При высоком напряжении страдают и нашивнутренние органы, происходят непоправимые процессы в организме. Они-тоостаются чаще всего незамеченными, списываются на счет различных заболеваний,имеющих органическую природу. Все чаще ученые мира фиксируют случаи смертельныхболезней, вызванных таким привычным для нас, только более длительным илиинтенсивным стрессом. По оценкам некоторых западных экспертов, до 70%заболеваний связано с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают болеемиллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистойсистемы. На основе эмоциональных стрессовформируются такие психосоматические заболевания, как неврозы, нарушениесердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечноготракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания. И это неполный список. Стресс затрагивает практически все функциональные системыорганизма, но более явные проявления затрагивают именно вегетативную систему,меньше приспособленную к негативному влиянию, а также наиболее легкодисбалансируемую. Лечитьпсихофизиологические заболевания непросто, и уж точно гораздо легче это делатьна ранней стадии, в самом начале. А для этого необходимо знать симптомы, чтобысразу же различить эти болезни при первом же появлении.
Поэтому исследований натему влияния стресса на организм человека в настоящее время столь много, на нихтратится много денег и усилий. Знание же этих данных для всех людей позволитизбежать неблагоприятных и смертельных последствий нашей жизни в сложномизменяющемся мире.
Цель исследования:выявить основные закономерности развития стресса и его влияние на вегетативнуюсистему организма.
Задачи исследования:
1.        определениепонятия стресса;
2.        определениехронологической последовательности изучения проблемы стресса
3.        определениепричин возникновения стресса;
4.        определениявлияния стресса на вегетативную систему организма.
Объект исследования:психология стресса.
Предмет исследования:влияние стресса на вегетативную систему организма.

 1. Природа стресса
1.1. История развитиятеории стресса
В настоящее времясуществует множество определений стрессовой реакции, но все они берут начало изтак называемого классического определения Ганса Селье: «Стресс естьнеспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Этонаиболее поздняя и точная формулировка. Но отнюдь не единственная. Например,Ю.Г. Чирков определяет стресс как угрозу, беду, напасть; Р. Лазарус расцениваетугрозу как предвосхищение человеком будущего столкновения с какой-то опасностьюи считает ее ключевым механизмом развития эмоционального стресса; В.В. Сувороватрактует стресс как чрезвычайное состояние, которое необходимо преодолеть и изкоторого необходимо выйти; Ю.Б. Абрамов и М.А. Уколова считают, что стресс –это приспособительная реакция по отношению к сильным угрожающим жизнираздражителям, и возникает он в конфликтных ситуациях, в которых человек неможет удовлетворять свои потребности; А.В. Вальдман склонен пониматьэмоциональный стресс как реакцию организма на угрозу, которая воспринимаетсядистантно, вызывает соответствующее эмоциональное отношение к воздействию, чтоявляется запускающим процессом подготовки организма к возможным последствиям.Подобным же образом стресс определяется и в «Словаре физиологических терминов»,в котором данным термином именуют тревогу, переживания, расстройства, досаду,угрозу безопасности или неудачи, т.е. эмоциональные состояния, которыепроявляются у человека тогда, когда он сталкивается с психологически труднойситуацией или просто считает, что столкнулся с таковой.
Несомненно, что в товремя сложно было комплексно изучать влияние стресса на организм человека,однако ценной заслугой Селье необходимо считать признание фактапсихофизиологической природы стресса, а также обобщение проведенных ранееисследований о схожести физиологической реакции в ответ на широкий спектрвнешних воздействий. Однако Селье не был единственным ученым, кто разрабатывалэту проблему. Влияние внешних раздражителей на организм человека и его ответнуюреакцию изучали такие физиологи и невропатологи, как Кеннон, Павлов, Орбели,Геллгорн. Следует подробнее остановиться и на каждом из них.
Кеннон еще в 1914 годупредвосхитил работы Селье и описал один из специфических аспектов стрессовойреакции – нейроэндокринный процесс. Он исследовал феномен, который впоследствииназвал реакцией «борьбы-бегства». Основную роль в этой реакции играет мозговойслой надпочечников. Реакция «борьбы-бегства» рассматривалась им как мобилизациявсего организма, подготавливающая его, а особенно мышечные структуры, кдействию в ответ на возникшую ситуацию. Этот механизм позволял либо бороться сугрозой, либо убежать от нее. Также Кеннон являлся основоположником теориигомеостаза и учении о роли симпатоадреналовой системы в мобилизации функцийорганизма. Ключевая роль в поддержании гомеостаза отводилась центральнойнервной системе, а особенно гипоталамусу и таламусу, и периферическойвегетативной нервной системе. Кеннон первый предположил, что все внешниераздражители отражаются в коре головного мозга и определяют эмоциональнуюокраску реагирования на них.
Селье начал свою работупрактически одновременно с Кенноном, но пришел к несколько другим выводам. Порезультатам экспериментов он обосновал идею о двух видах реагированияорганизма: специфическом реагировании на каждый конкретный раздражитель инеспецифическая генерализованная реакция (общий адаптационный синдром) в ответна любые, положительные или отрицательные воздействия. Селье выделял три стадиипрохождения адаптационного синдрома, каждая из которых характеризоваласьиспользованием одного из двух типов адаптационной энергии: поверхностного илиглубокого. В целом, общий адаптационный синдром – это усилие организмаприспособиться к изменившимся условиям за счет включения выработанных впроцессе эволюции специальных механизмов защиты. Таким образом, всеболезнетворные воздействия предъявляют требования к неспецифическойперестройке, адаптации к возникшей ситуации, какой бы она ни была.
Открытие закономерностейизменений высшей нервной деятельности в ситуациях завышенного функционированияорганизма принадлежит русскому физиологу Павлову. Согласно его теорииэкспериментального невроза, «при определенных внешних воздействиях, требующихмаксимального функционального напряжения высшей нервной деятельности,происходит срыв нервного процесса в сторону торможения или в сторонувозбуждения» [16, 11]. Срыв в сторону торможения приводит к общей вялостиживого существа, нарушению безусловнорефлекторной деятельности, в крайнихслучаях к смерти. Срыв же в сторону возбуждения, наоборот, вызывает общеедвигательное возбуждение, нарушение сна. В настоящее время экспериментальноподтверждены случаи срывов высшей нервной деятельности в ситуацияхфункционального перенапряжения.
Павлов не былединственным советским ученым, разрабатывающим теорию стресса. Например, еще в1934 году Д.Н. Насонов открыл, что содержимое животной клетки (протоплазма)одинаково реагирует на изменение условий окружающей среды. Этот стереотипныйответ был назван «паранекрозом». Таким образом, Насонов описал стресс не на уровнеорганизма, а на клеточном. К.И. Погодаев определял стресс как состояниенапряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головногомозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях егоорганизации при помощи единых гуморальных и внутриклеточных механизмоврегуляции.
Влияние вегетативнойнервной системы на формирование стресса подробно рассмотрено в теории Орбели обадаптационно-трофической функции симпатической нервной системы. Согласно этойтеории, иннервация симпатической нервной системы приводит к изменению«функциональных свойств и функциональных способностей тканей и органов и, такимобразом, приноравливает размер выполняемой работы и степень реактивностиорганов к условиям данного момента» [16, 13]. Однако влияние парасимпатическогоотдела вегетативной нервной системы на формирование стресса данным автором нерассматривалось.
В теории эмоциональногореагирования Геллгорна рассматривается взаимодействие симпатического ипарасимпатического отделов вегетативной нервной системы в отношении их влиянияна стрессорное реагирование. Основная роль отводится гипоталамусу, которыйявляется центральным представителем вегетативной нервной системы, связан скорой головного мозга, особенно с лобными долями, и с подкорковыми структурамии отвечает за эмоциональное реагирование. Воздействие на различные частигипоталамуса приводят к вегетативным сдвигам, характерным для естественногоизменения эмоционального состояния, положительного или отрицательного.Иннервация симпатического отдела приводит к возбуждению коры головного мозга, атакже к тем вегетативным, соматическим и гуморальным сдвигам, которые описывалиКеннон и Селье (подробнее они будут рассмотрены во второй главе). Активностьпарасимпатического отдела приводит к общему расслаблению и нарастаниюдепрессивного состояния.
Однако после событийВторой Мировой войны термин «стресс» стал настолько популярен, что было решенопереименовать его в «эмоциональный стресс». В содержание этого термина включалитак много различных понятий: и первичные эмоционально-психические реакции, иэмоционально-психические синдромы, возникающие на основе телесных повреждений,и аффективные стрессовые реакции, и лежащие в их основе физиологическиепроцессы – что это привело к смешению психофизиологическиго и физиологическогозначений данного явления. Разграничить данные понятия попытался Р. Лазарус,который выдвинул концепцию о разграничении физиологического стресса, связанногос реальным (физиологическим) раздражителем, и психического (эмоционального)стресса, при котором реакцию определяет субъективная оценка человеком ситуациикак угрожающей. В настоящее время столь явного разграничения нет, так как воснове любого стресса лежат как физиологические, так и эмоциональные элементы.
В.Л. Марищук предлагаларазделять стресс на основе характера стрессора, его вызывающего. Военныесобытия вызывают военный стресс, спортивные нагрузки – спортивный, авиаучения –авиационный. Любой стресс всегда и физиологический, так как происходятизменения организма на нейроэндокринном и эндокринном уровнях, и эмоциональный,так как сопровождается эмоциональными переживаниями.
Исследование, проведенныеданными авторами, позволили объединить разрозненные знания о реагированиеорганизма человека на всевозможные внешние раздражители и выделить ряд основныхположений, характеризующих формирование стрессовой реакции. Хотя до сих пор нетединства ни в точном определении термина «стресс», ни в факторах, еговызывающих, ни в видах, на которые его можно подразделить, все жемногочисленные разработки в данной области позволяют диагностировать состояниестресса у человека и определять методы его снятия.
1.2 Общие положениятеории стресса
Все те внешниераздражители, которые вызывают стрессовую реакцию, носят название «стрессоров».Различают стрессоры физиологические и психологические. Физиологическиестрессоры оказываю непосредственное влияние на ткани тела. К ним относятболевые воздействия, холод, высокие температуры, чрезмерную физическую нагрузкуи др. Психологические стрессоры – стимулы, которые свидетельствуют обиологической или социальной значимости события. Стоит уточнить, что этотраздражитель становится таковым в силу когнитивной интерпретации, то естьзначения, которое человек ему приписывает [20]. Но стресс может возникать и безосознания человеком действия стрессора в случае, когда последнее оказываетпостоянное, непрекращающееся, разрушительное воздействие. При этом организм сампытается справиться со стрессовой реакцией доступными ему способами: изменениемметаболизма, двигательной активностью. Влияние любого стрессора осуществляетсялибо непосредственно через экстеро- и интерорецептры и афферентные нервныепути, либо гуморально через жидкие среды организма на структуры ЦНС,расположенные в гипоталамусе, ретикулярной формации, миндалевидном комплексе игиппокампе. Однако не каждый стрессор моет вызвать стрессовую реакцию.Некоторые люди обладают так называемым психосоматическим иммунитетом, которыйобусловлен физиологическими или социальными факторами. Также такой иммунитетможет иметь генетическую природу.
Но все же долякогнитивного истолкования внешних стимулов в возникновении стресса велика. Какправильно замечено Селье: «Имеет значение не то, что с вами происходит, а каквы это воспринимаете». Наше восприятие зависит от множества личностных иситуативных факторов, и достаточно часто стрессовая реакция возникаетнеадекватно оказанному воздействию.
По даннымэкспериментальных исследований выделяют три вида изменений при стрессовойадаптации [9]:
ü   адаптивное увеличение потенциальноймощности стресс-реактивных систем;
ü   уменьшение стресс-реакции приповторении стрессорных ситуаций;
ü   снижение реактивности нервных центрови исполнительных органов к медиаторам и гормонам стресса.
Также следует подчеркнутьважное различие между психофизиологическими расстройствами и неврозами.Стрессовая реакция непосредственно влияет на деятельность внутренних органов,изменяет состав и биохимию внутренней среды организма и при длительномвоздействии может привести к смерти. Невроз же, в свою очередь, влияет большейчастью на когнитивно-поведенческую сферу и к смерти непосредственно неприводит, хотя может продолжаться десятилетиями. Невроз может приводить кстрессовой реакции, если происходит дезадаптация личности в обществе.
Ценным дополнением квышесказанному следует отметить, что стресс, по существу, не является абсолютноотрицательной и деструктивной реакцией человека. Еще Селье указывал, что жизньбез стресса невозможна, только смерть приносит нам полную свободу от него. Этолегко понять, если вспомнить, что стресс – это некоторое напряжение, а нулевоенапряжение равно нулю всех функций организма. В психологии мотивации существуетзакон Йеркса-Додсона, который вполне приложим и к стрессовому воздействию.Существует некоторый оптимальный уровень стресса, обеспечивающий наилучшуюжизнедеятельность. Но при пересечении некоего порога полезность стрессаубывает, зато возрастает деструктивный показатель [20].
1.3 Классификация видовстресса
Вследствие слишкомширокого и расплывчатого определения термина стресс, а также разной еготрактовки различными авторами, единой классификации, способной представить всехарактерные черты отдельных видов стресса, составлено не было. Различные авторыиспользуют не согласующиеся между собой критерии разграничения проявления видовстресса, что приводит и к созданию разных понятий.
Наиболее простойпредставляется дихотомическая классификация Китаева-Смыка, которая описываеткратковременный и длительный стрессы. Кратковременный стресс по своим симптомампохож на начальную стадию длительного, только протекающую более интенсивно.Кратковременный стресс – это очень сильное расходование так называемыхповерхностных адаптационных резервов организма при затрагивании глубоких. Еслиразвитие процесса происходит очень быстро, а поверхностных резервов не хватает,организм может погибнуть, даже имея большой запас глубоких адаптационныхрезервов. В основе протекания длительного стресса лежат те же механизмы, толькоменее интенсивные. Длительный стресс – это медленное, постепенное расходованиекак поверхностной, так и глубокой адаптационной энергии. Этот вид стресса можетпроходить скрыто, так что обнаружить можно только при специальном обследовании.Если же организм не успевает подстраиваться к сильным экстремальнымвоздействиям, то изменения могут привести к развитию соматических илипсихических заболеваний. Сам стресс может переходить в болезнь, при которойпериоды адаптации сменяются реадаптацией.
Также Китаев-Смык выделяетспецифический вид – рефлекторно-эмоциональный стресс, характеризующийсяотсутствием первичного повреждения или перенапряжения, первичного осознания,обдумывания и понимания ситуации опасности с преобладанием физиологических илипатофизиологических проявлений стресса. Этот вид можно определить прииспользовании большого числа методик, измеряющих физиологические показателиорганизма. Однако при возрастании количества этих методик увеличиваетсявероятность влияния этого исследования на протекание стресса и искажениеполученной информации. Таким образом, рефлекторно-эмоциональный стресс болеелегок, и одновременно, более сложен в диагностике, чем другие виды стресса, окоторых речь пойдет ниже.
П.С. Гуревич дает краткоеописание так называемому военному стрессу. Он характеризуется слабойконцентрацией внимания, повышенным уровнем гнева, сверхбдительностью. Военныйстресс может проявляться и спустя несколько недель после возвращения человека вспокойную обстановку (домой). Возникают навязчивое желание возмездия,рассеянность, немотивированная агрессия, человек может уйти в запой. Активнуюформу военного стресса Э. Кречмер во время первой мировой войны назвал«двигательной бурей», при которой проявляется беспокойство, суетливость,мнительность, бессмысленные движения, паника. При пассивной форме, или «мнимойсмерти», наблюдаются ослабление силы и тонуса мышц, общая слабость организмавплоть до полной потери контроля над движениями тела.
По мнению В.В. Суворовой,в основе разделения видов стресса лежит «степень вовлеченности разных отделовцентральной нервной системы» [16, 90]. Таким образом, стрессовые состояниябывают двух классов: стресс периферический и стресс церебральный, который, всвою очередь, делится на церебральный первосигнального типа и церебральный второсигнальноготипа. Под стрессом периферическим понимается классический стресс Селье, подпервосигнальным – экспериментальный невроз Павлова, под второсигнальным –стресс эмоционального реагирования Геллгорна.
Стресс периферический вбольшинстве случаев может ограничиваться вегетативными и эндокринными сдвигами,не нарушая функции коры головного мозга. Он возникает в ответ на разнообразныевредные воздействия: термические, химические, механические и другие поврежденияживой ткани. При длительном или остром протекании стресса могут наблюдатьсяизменения высшей нервной деятельности как вторичные проявления при осложнении.Характерной особенностью периферического стресса является боль. При сильныхболях, особенно невралгических, стресс может давать психические осложнения,такие как острые реактивные психозы. Интенсивность данного процесса определяетсяиндивидуальными особенностями гормональной секреции, особенно гормонов корынадпочечников (малоактивного кортикостерона и активного гидрокортизона).
Церебральный стресс первосигнальноготипа возникает при воздействии раздражителя на нервные процессы, надеятельность центральной нервной системы. Он характеризуется перенапряжениемпроцессов либо возбуждения, либо торможения. Возбудительное перенапряжениевызывает снижение числа положительных условных рефлексов и появлениязапредельного торможения охранительного типа. Тормозное перенапряжениесопровождается ослаблением внутреннего торможения или широкой его иррадиацией.По Е.А.Яковлевой, «перенапряжение подвижности нервных процессов вызываетпатологическую лабильность или патологическую инертность как возбуждения, так ивнутреннего торможения [цит. по 16, 99].
Стресс церебральныйвторосигнального типа и является, по существу, стрессом психическим, которыйнаиболее изучаем в настоящее время. «Стресс второсигнальный – это та частьконтинуума стрессовых состояний, которую следует целиком отнести к областиотрицательных чувств и эмоций [16, 115]. Данный вид связан с личностнымикачествами и особенностями, прошлым опытом, воспитанием и образованием, схарактером и темпераментом. В его основе лежит психическая травма, котораяможет быть вызвана множеством причин (например, при несоответствии условий итребований внешней среды и возможностям и желаниям личности, при котором эти требованиястановятся отрицательными, травмирующими, вызывают напряженные состояния).Психический стресс может быть направлен «на себя» или «на других». В первомслучае он характеризуется самобичеванием, самообвинением, недовольством собой,отчаянием, снижением самооценки; во втором – гневом, агрессией,раздражительностью. В основном для изучения этого стресса применяются методыконфликтных ситуаций, невыполнимых заданий, отрицательная оценка или порицание.Второсигнальный стресс в большинстве случаев затрагивает организацию личности:успех-неуспех в осуществлении деятельности, оценка и самооценка поведения и др.При длительном отрицательном воздействии могут развиваться вегетативные сдвиги,которые, в свою очередь, приводят либо к невротическим расстройствам (присдвиге парасимпатической системы), либо к реактивным психозам (присимпатическом сдвиге).
Данилова своюклассификацию стрессовых состояний выстраивает на основе типов стрессоров,лежащих в основе этих процессов. Таким образом, стресс подразделяется нафизиологический и психологический. Последний, в свою очередь, бываетинформационный и эмоциональный. Информационный стресс характеризуетсянеспособностью человека вовремя принять верное решение в краткий фиксированныйпериод времени при высокой ответственности за принимаемое решение,информационной перегрузкой. Информационную нагрузку человека составляют объем исложность перерабатываемой информации. Стресс возникает тогда, когда человекзаинтересован в правильном выполнении работы, но выполнить ее не в еговозможностях. Эмоциональный стресс возникает в условиях отрицательныхэмоциональных воздействий, таких как угроза, обида, конфликтные ситуации, прикоторых невозможно удовлетворение первичных биологических или социальныхпотребностей. Для человека наиболее длительно действующими и травмирующимистрессорами являются словесные раздражители, воздействующие на второсигнальнуюсистему.
Ю.В. Щербатых, наряду собщепризнанным психологическим, выделяет и такой вид стресса, какпрофессиональный. Его причинами могут быть перегрузка работой, плохие условиятруда, сложности в общении в коллективе, отсутствие перспективы развития,низкая оплата труда, монотонная деятельность, а также слабая загруженность илисубъективное ощущение недостаточной реализации собственных творческихпотенциалов. Среди профессиональных стрессов он выделяет учебный стресс,спортивный, стресс медицинских работников, руководителей. К факторам,вызывающим учебный стресс, относятся сильная умственная нагрузка, длительноесохранение статической позы (сидячей), нарушение режимов сна-бодрствования,эмоциональные переживания. Этот процесс может привести к повышениюартериального давления, нарушению работы сердечно-сосудистой, иммунной, нервнойсистем организма. Спортивный стресс может быть вызван чрезмернымитренировочными нагрузками, травмами, завышенным уровнем притязаний нарезультат, плохим выступление на соревновании. Медицинский стресс являетсярезультатом огромной личной ответственности медицинского работника за жизньлюдей, постоянного «соприкосновения» с отрицательными эмоциями (боль,страдание, отчаяние), нефиксированного рабочего дня с ночными дежурствами, атакже с возможной неудовлетворенностью человека собственной деятельностью,например при недостаточной оплате. Стресс руководителя обычно вызываетсянекомпетентностью подчиненных, жесткой конкуренцией на современном рынке,высокой ответственностью за принимаемые решения, необходимостью учитыватьогромный массив информации.
Также Щербатых обращаетвнимание на тот факт, что большинством авторов выделяются психологический,эмоциональный и психоэмоциональный стресс. Каждый исследователь по своемутрактует эти понятия, но многими отождествляются понятия психологического иэмоционального стресса, либо последний входит в трактовку первого, как у Даниловой.Щербатых предлагает отличать эти виды по нескольким критериям: психологическийстресс присущ только человеку, эмоциональный – и животным; эмоциональный стресссопровождается эмоциональными реакциями, психологический – когнитивной оценкой;термин «эмоциональный» используется физиологами, «психологический» — психологами.
Н.В. Самоукина, разделяяпозицию Щербатых о профессиональном стрессе, подразделяет его наинформационный, эмоциональный и коммуникативный. Первый возникает в ситуацияхограниченности времени, второй – при реальной или прогнозируемой опасности,третий – при проблемах в деловом общении.
Ю.И. Савченков предлагаетразграничивать разные виды стресса по стрессирующим агентам, которые ихвызывают. Наиболее значимыми он выделяет экстремальные факторы, социальные иэмоциональные. Однако подробно рассматривается лишь эмоциональный стресс,который возникает в ситуациях конфликта при невозможности удовлетворить ведущиесоциальные и биологические потребности, а также при дефиците времени и малой вероятностидостижения желаемой цели, либо при достижении результата, не соответствующегопредполагаемому. Эмоциональный стресс может привести к таким вегетативнымнарушениям, как ишемическая болезнь сердца, гипертензия, язвы, нарушениефункционирования эндокринной системы, сердечно-сосудистой.
Апчел предлагалклассифицировать стресс, опираясь на природу стрессора, его вызвавшего. Такимобразом, он определял стресс эмоциональный, физический, мотивационный,операционный, интеллектуальный, боевой, акустический, холодовый и др. При этомне каждый стрессор может вызвать соответствующую реакцию. Некоторые люди имеютсильный психосоматический иммунитет к развитию стресса, имеющий физиологическуюили социальную природу. Также Апчел выдвинул предположение, что существуютгенетическая предрасположенность или генетическая устойчивость к стрессу.
Выводы по главе 1
До настоящего времениостается нерешенным вопрос о единой формулировке понятия «стресс», которая бывключила в себя весь спектр определяемых понятий, но позволила вычленить их изсходных физиологических состояний, таких как депрессия, синдром хроническойусталости (который многими авторами в отдельный феномен не выделяется), синдромпрофессионального выгорания и др. С определенностью лишь можно сказать, что почтивсе ученые сходятся во мнении, что воздействие может быть названострессогенным, только если оно носит повреждающий характер.
Многообразиеклассификации стрессоров, а также неясная формулировка самого этого понятияпорождает проблему классификации стресса. В основном, все разделение базируетсяна отграничении стрессоров, связанных с внешней окружающей средой, истрессоров, действующих непосредственно в самом организме. Но даже такаяклассификация не дает четких пределов различных стрессовых состояний, отличающихсядруг от друга по силе, интенсивности, психическому и физиологическомувоздействию.
Таким образом, вследствиеизначально неопределенного формулирования термина «стресс» Гансом Селье под этухарактеристику подпадает большое количество состояний человека, непосредственноне являющихся повреждающими, но приводящие к дисфункции организма. Эта проблемана данном этапе не имеет решения, однако все увеличивающееся количествособранного эмпирического материала должно позволить в будущем создать такуюклассификацию стресса, которая бы смогла удовлетворить и все существующиетеории, и запросы практики.

2. Нейрофизиологические механизмыстресса
2.1 Нервная ось
В организме человекасложно представить себе какие-либо психические реакции, не приводящие к соматическимизменениям, и наоборот. Именно поэтому полное понимание стресса возможно лишьпри изучении как психических, так и физиологических его проявлений.
Первую попытку обобщитьэкспериментальные данные и представить полную и подробную картину развертываниястресса на разных физиологических уровнях предприняли Эверли и Розенфельд.Последующие исследователи дополнили их модель, внесли некоторые коррективы,однако основная часть их теоретических построений осталась неизменной.
Любой стимул, до того,как он сможет вызвать стрессовую реакцию, должен каким-то образомсоприкоснуться с организмом. Первыми его воспринимают сенсорные рецепторыпериферической нервной системы. Полученный сигнал еще не несет никакойинформации о важности, полезности или вреде раздражителя. Далее этот сигнал посенсорным путям передается в головной мозг, где и будет происходить вся егообработка.
Сначала по разветвленнойсистеме сети нервных коллатералей информация поступает в ретикулярную формацию,которая оценивает степень важности и нужности сигнала. Жизненно маловажныйсигнал в более сложные структуры мозга допущен не будет, а так и останется нанеосознанном уровне, так что индивид о нем даже не узнает. На этом уровне можетпроявляться так называемая «эмоциональная реакция внутренних органов» [20, 33].Если же информация важна, или чрезвычайно опасна, то она приобретаетэмоциональную окраску и направляется в гипоталамус и лимбический круг, а затеми в неокортекс. Начавшаяся на этом уровне когнитивная интерпретация стимулазавершается вновь в лимбическом кругу. Если эта неокортикально-лимбическаяинтерпретация оценивает воздействие как угрожающее либо неприятное, то вслед заэтим наступает эмоциональное возбуждение.
Если стрессор является невнешним, а представляет собой внутреннюю психическую деятельность самогоорганизма (воспоминания, фантазия), соответственно, стимул минует фазупериферического сенсорного восприятия. При симптоматическом раздражителенеокортекс и лимбическая система не принимают участие в стрессовомотреагировании, сигнал проходит на неосознаваемом уровне.
Таким образом, как ужеотмечалось Селье, человек реагирует не на сам стимул, а на его когнитивнуюинтерпретацию либо возникшее вслед за воздействием эмоциональное возбуждение.
Эмоциональное воздействиеявляется своеобразным стимулом для одной из трех психофизиологических осейстресса. Первыми основными путями активации стрессовой реакции являютсясимпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы, так как ихвоздействие осуществляется через самые быстродействующие нервные механизмы.
Сигнал, прошедшийнеокортикально-лимбическую интерпретацию и оцененный как угрожающий, по нервнымпутям передается либо в задние отделы гипоталамуса (при симпатическойактивации), либо в передние отделы (при парасимпатической активации). Далеенервный импульс по симпатическим нервным путям спускается через грудной ипоясничный отделы спинного мозга, через цепочку симпатических ганглиев всоответствующие внутренние органы, где происходит соматическое отреагирование.По парасимпатическим нервным путям он спускается через черепной и крестцовыйотделы спинного мозга к концевым органам.
Изменение активностивнутренних органов происходит под влиянием медиатора норэпинефрина всимпатических нервных окончаниях. В парасимпатических его заменяетнейротрансмиттер ацетилхолин. Симпатичекая активация представляет собой общеевозбуждение внутреннего органа, «эрготропную» реакцию по Нессу [20, 35].Активация через парасимпатическую систему вызывает торможение, замедление илинормализацию (после чрезмерного возбуждения) функционирования органа,«трофотропную» реакцию [20, 35]. У человека симпатическая реакция возбужденияпри стрессе возникает чаще, но при сильной степени эмоционального ивегетативного реагирования она сменяется парасимпатическим торможением, чтовозвращает внутренние органы к их нормальному функционированию.
Однако стрессовая реакцияна уровне нервных осей носит кратковременный и немедленный характер. Этообъясняется тем, что организм не может длительное время вырабатывать нужныегормоны в большом количестве. Поэтому для увеличения времени протеканиястрессовой активации организм задействует вторую психофизиологическую осьстресса, получившую название «ось битвы-бегства».
2.2 Реакция«битвы-бегства» — нейроэндокринная ось
Изучение участиянейроэндокринной оси в формировании стрессовой реакции связано с работамиУолтера Кэннона, а именно с его исследованиями феномена, названного имгомеостазом. Он определял гомеостаз как тенденцию организма к поддержаниюбаланса.
Кэннон описал лишь однусторону влияния автономной нервной системы на развитие стресса –нейроэндокринный процесс. Центральным органом реакции «битвы-бегства» являетсямозговой слой надпочеников, что определяет нейрогенный (с участием автономнойнервной системы), и эндокринный (через гормональную регуляцию) ее характер.
Эта реакция может бытьвызвана множеством психологических или психосоциальных раздражителей. Онамобилизует ресурсы организма, подготавливает мышцы к активным действиям,позволяя индивиду либо бороться с угрозой, либо от нее убежать.
Нервный импульс возникаетв дорсомедиальной части миндалевидного тела, затем идет к латеральной и заднейобластям гипоталамуса. Дальше нервные импульсы спускаются через грудной отделспинного мозга, сходясь в чревном ганглии, в мозговой отдел надпочечников, гдепроисходит его иннервация. Под действием нервной иннервации в системукровообращения выделяются адреналин и норадреналин, которые усиливаютгенерализованную активность организма, приводят к возбуждению, то есть их действиетождественно симпатической иннервации, вот только гормональная регуляцияосуществляется медленнее нервной, зато сохраняет свою действенность в десяткираз дольше.
Действие этихкатехоламинов на соматическом уровне приводит к таким изменениям, как подъемартериального давления, повышение уровня свободных жирных кислот в плазме,увеличение сердечного выброса, снижение кровотока к почкам, повышение уровняхолестерина в плазме. Эти изменения способствуют лучшей адаптации организма кновым условиям функционирования.
Однако нейроэндокриннаяось вызывает не самую длительную стрессовую реакцию. Более длительная фазаобеспечивается активацией эндокринной оси.
2.3 Эндокринные оси
Эндокринные оси вызываютнаиболее длительную соматическую реакцию. К этим осям относятадрено-кортикальную, соматотропную и тироидную. Они могут быть активированыразличными психологическими, психосоциальными, стимулами.
Начальным звеномадрено-кортикальной оси является септально-гипоталамический комплекс, изкоторого нервные импульсы поступают в срединный бугор гипоталамуса. Далеенейросекреторные клетки гипоталамуса выделяют кортикотропин-рилизинг фактор(КРФ), который поступает в передний отдел гипофиза. Чувствительные к этомуфактору клетки выделяют адренокортикотропный гормон (АКТГ). Далее через системукровообращения АКТГ поступает в мозговой слой надпочечников.
АКТГ стимулируетвыработку надпочечниками кортизола и кортикостерона, которые вызывают усиленныйсинтез глюкозы, увеличение образования мочи, подавление иммунологических механизмов,увеличение синтеза кетоновых тел. Также эти глюкокортикоиды приводят к такимнегативным последствиям, как повышение риска миокарда нетромботическогопроисхождения, тимиколимфатическая атрофия.
Активация соматотропнойоси происходит подобным же образом, только гипоталамус синтезируетсоматотропин-рилизинг фактор, который стимулирует выработку передним гипофизомсоматотропного гормона, или гормона роста. О его действии при стрессе известномало, но он возникает в ответ на психосоциальные стимулы и приводит к повышениюуровня жирных кислот и глюкозы в крови.
Психосоциальныевоздействия также приводят к активации тироидной оси. Тиротропин-рилизингфактор, выделенный гипоталамусом, вызывает выработку в переднем гипофизетироид-стимулирующего гормона, который затем поступает в щитовидную железу истимулирует синтез тироксина. Тироидные гормоны ведут к повышению метаболизма, увеличениючисла сердечных сокращений, повышению артериального давления.
Также к эндокринным осямотносят и ось заднего гипофиза. Задний, или нейрогипофиз получает импульсы отсупраоптических ядер гипоталамуса и отвечает на эту стимуляцию выделениемвазопрессина, или антидиуретического гормона (АДГ). Результатом действиявазопрессина является задержка воды в организме и уменьшение выделения мочи.Таким образом, во время стрессовой реакции снимается одна из важнейшихбиологических потребностей. Это позволяет организму адекватно реагировать наситуацию, не отвлекаясь на удовлетворение витальных потребностей.
2.4 Стадии формированиястрессовой реакции
Как отмечал Селье, всвоем развитии стресс проходит три стадии. Он сравнивал их с периодамичеловеческой жизни:
·          стадия тревоги –детство, характеризующееся низкой сопротивляемостью и резкими реакциями налюбые раздражители;
·          стадия сопротивления– зрелость, во время которой человек наиболее адаптирован и приспособлен кусловиям существования;
·          стадия истощения– старость с падением уровня приспособляемость, что неминуемо приводит ксмерти.
Стадия тревогихарактеризуется мобилизацией общих адаптационных ресурсов и резким падениемсопротивляемости стрессу. В ее протекании выделяют три четко выраженныхпериода. Первый период – резкая активизация защитных механизмов организма,сопровождающаяся стеническими эмоциями и повышением работоспособности. Этотпериод кратковременный, исчисляется минутами или часами. Второй – формированиенового «функционального» уровня, который бы позволял организму существовать визменившихся условиях. Наблюдается общее ухудшение состояния человека и падениеработоспособности, которое, правда, может компенсироваться высокой мотивацией.Однако при сильном перенапряжении могут давать обострения хроническиезаболевания. В общем оба этих периода продолжаются 11 дней, что являетсяпостоянной величиной, не зависящей ни от интенсивности, ни от вида стресса.Третий период – неустойчивая адаптация, длящаяся примерно 20-60 дней, послекоторой наступает стадия сопротивления, в которой организм достаточно долгоможет чувствовать себя относительно комфортно.
Стадия истощения возникаеттогда, когда уровень кортикостеронов в крови слишком высок, а в гипоталамус непоступает информация об их избытке, выработка рилизинг-факторов непрекращается, что приводит к еще большему увеличению уровня гормонов. Большоеколичество гормонов коры надпочечников в жидких средах вызывает нарушенияфункционирования внутренних органов (сердце, сосуды, легкие, системупищеварения.
Однако при нормальномуровне кортикостероны на стадии сопротивления оказывают противовоспалительное,десенсибилизирующее, антиаллергическое, противошоковое и антитоксическоедействие.
Сапов И.А. предлагаетнесколько иное разграничение стадий протекания стрессовой реакции. На основеисследований, проведенных на специалистах, проводящих длительное время всостоянии стресса (подводников, полярников, спелеологов) он выделяет четырепериода:
—   периодпереадаптации или физиологического напряжения (период компенсации),наблюдающийся в первые дни развития стрессовой реакции и характеризующийсяповышением активности внутренних органов и систем.
—   периодотносительно устойчивой адаптированности организма к новым условиямсуществования, при котором все физиологические сдвиги не превышают норму, аработоспособность индивида сохраняется на высоком уровне. Этот период длится от2 недель до 2-3 месяцев.
—   периоддезадаптации, наступающий вследствие перенапряжения механизмов регуляции.Характеризуется отсутствием адаптации нервной и эндокринной систем, общимухудшением функционирования организма. Эти признаки появляются через 3-4 месяцапосле начала стрессогенной деятельности.
—   периодреадаптации, который протекает в три этапа: первый этап характеризуетсянарушениями в функционировании органов и систем органов, второй – углублениемнеблагоприятных физиологических сдвигов, третий – постепенное уменьшениесердечно-сосудистых и мышечных сдвигов и возвращение организма к нормальномууровню функционирования. Наблюдается в течение нескольких недель послепрекращения длительного воздействия стрессирующего фактора.

Выводы по главе 2
Формирование стрессовойреакции происходит на разных уровнях организма: нервном, нейроэндокринном,эндокринном,- в зависимости от интенсивности и продолжительности повреждающеговоздействия. Нервный уровень, или ось, обеспечивает самый быстрый ответорганизма сразу же после начала действия раздражителя, но этот ответ носиткратковременный характер, что связано с особенностями функционирования нервнойсистемы (процессами возбуждения и торможения). Нейроэндокринная ось включаетсяв формирование стресса при воздействии так называемых психологическихстрессоров, обеспечивает совместную работу нервной и эндокринной систем,вызывает общую генерализированную реакцию организма на повреждение. Привовлечении эндокринной оси стрессовая реакция носит более специфическиххарактер, влияние оказывается на конкретный орган или группу органов, ипродолжительность реакции намного дольше, чем при первых двух осях.
Процесс формированиястресса включает в себя несколько стадий, каждая из которых характеризуетсясвоеобразием психических и физиологических проявлений, интенсивности и силывоздействия. Наиболее выраенной и диагностируемой является стадия тревоги, накоторой происходит начальная реакция организма на повреждающее воздействие. Настадии резистентности организм адаптируется к изменившимся условиямфункционирования и проявления стресса могут носить скрытый, латентный характер.На стадии истощения организм, исчерпавший все резервы своей энергии, обречен нагибель.

3. Влияние стресса навегетативную нервную систему
3.1 Влияние стресса надеятельность внутренних органов
Первыми исследованиямивлияния изменения эмоционального состояния на деятельность внутренних органовбыли эксперименты Брунсвика. Во время исследования испытуемым в желудок идвенадцатиперстную кишку вводились резиновые баллончики, при помощи которыхрегистрировалась активность пищеварительной системы.Далее испытуемый подвергался различным эмоциональным воздействиям, таким, каквыстрел из пистолета, удар током, поднесение к лицу испытуемого крысы. Оказалось,что при действии раздражителя, вызывающего отчетливую эмоциональную реакцию,наблюдались также заметные изменения в деятельности желудочно-кишечного тракта,хотя у разных испытуемых реакция желудочно-кишечного тракта на эмоциональноевозбуждение была различной: такие эмоции, как страх, ревность, разочарование,раздражение, боль, огорчение, вызывали ослабление мышечного напряжения стенокжелудка и двенадцатиперстной кишки, удивление — усиление напряжения, а радость,восторг и изумление не вызывали никаких регистрируемых изменений [16].
Такжеизменение деятельности внутренних органов зависит и от модальностиэмоциональных состояний, сопровождающих стресс. Повышение кровяногодавления наступает в тех случаях, когда преобладает готовность к действию(напряжение, гнев); когда же, несмотря на наличие вредного фактора, человек непредпринимает никаких действий, когда он чувствует, что находится в безвыходномположении и испытывает чувство собственного бессилия, давление крови можетпонизиться. Также при отрицательных эмоциях снижается уровень сахара в крови, апри положительно окрашенном возбуждении, наоборот, повышается.
По результатам исследований Акса быловыявлено, что эмоции страха и гнева влекут за собой различные измененияфункционального состояния испытуемых. В состоянии гнева более значительноувеличивалось диастолическое давление, чаще наблюдались случаи временногозамедления работы сердца и резкие изменения проводимости кожи, большеповышалось мышечное напряжение. Эмоция же страха сопровождалась болеезначительным повышением проводимости кожи, большим числом резких скачков(увеличения) мышечного напряжения, большим увеличением скорости дыхания.
Акс высказал предположение, что эмоция гневасопровождается выбросом в кровь гормона норадреналина, а эмоция страха –адреналина, что и обуславливает эту разницу [16].
Однако ни данные Акса, ни теория мобилизацииКэннона не могут объяснить всех фактов в каждом конкретном случае. Наряду снеспецифическим реагированием, которое и изучалось данными авторами, в стрессетакже существует и специфическая составляющая, изменяющая общие результаты всоответствии и с индивидуальными особенностями человека (например, при сильнойустойчивости к стрессу), и с теми органами, на которые может направлятьсявоздействие. Поэтому более точные данные можно получить тогда, когда каждаясистема органов рассматривается отдельно, изменения в ее функционировании несвязаны с деятельностью организма в целом. Наиболее систематизировано этиданные представлены в работе Рейковского.
Наиболее заметны привозникновении эмоционального возбуждения изменения системы кровообращения. Восновном это касается кровяного давления, просветов сосудов, частоты сердечныхсокращений. Неожиданность, удивление, ожидание обычно вызываюткратковременное повышение кровяного давления, сужение сосудов в области живота,расширение сосудов скелетной мускулатуры и мозга, а иногда и учащение пульса.Эмоции, сопровождающие критические или угрожающие индивиду ситуации, а такжеболевые раздражители вызывают повышение кровяного давления. Сильные положительныеэмоции могут стать причиной заметного повышения пульса, а состояние апатии иугнетенности, наоборот, понизить его.
В системе дыханияизменениям подвергаются частота и амплитуда дыхания, а также соотношение междувдохом и выдохом. Сильное эмоциональное возбуждение любой модальности приводитк учащению дыхания, а также делает его более глубоким. Резкие раздражителивызывают кратковременную задержку дыхания, что впоследствии можетсопровождаться некоторой его нерегулярностью. Стрессовая ситуация, угрожающаяиндивиду, влечет за собой увеличение продолжительности вдоха.
В системе пищеварениясильные отрицательные эмоции, вызванные угрозой или фрустрацией, могутуменьшать моторную и секреторную активность желудочно-кишечного тракта.Продолжительный стресс, вызывающий хроническое эмоциональное возбуждение(тревогу) приводит к увеличению этой активности, что было отмечено Селье какодин из составных элементов так называемой «триады стресса». Очень сильноеотрицательное реагирование может вызвать серьезные нарушения деятельностьпищеварительной системы, что сопровождается тошнотой, диареей и т.д. Угнетенноеэмоциональное состояние также ослабляет активность желудочно-кишечного тракта.
Скелетная мускулатурареагирует на увеличение эмоционального напряжения увеличением тонуса мышц. Вбольшей степени это характерно для мышц шеи, области носа, рта. Постоянноенапряжение этих мышц, при невозможности для индивида прямого выражения эмоций,моет служить причиной возникновения хронических головных болей (мигреней),часто сопровождающих стрессовое состояние.
Также под влияниемстрессогенных факторов происходят значительные изменения состава крови:увеличивается содержание глобулина, фибриногена, многоядерных лимфоцитов,уменьшается — лимфоцитов и гемоглобина.
К другим, нелокализованнымизменениям, вызванным продолжительной стрессовой реакцией, относятся изменениетемпературы тела, расширение зрачков, увеличение электропроводимости кожи,уменьшение количества и изменение состава слюны.
3.2 Симпатическая ипарасимпатическая иннервация под влиянием стресса
В результате многочисленных исследований было установлено, что различныеэмоциональные реакции вызывают изменения в функционировании внутренних органов.Систематизировал же эти данные и представил в виде единой теории уже упоминавшийсяУ. Кэннон. Его теория «реакции мобилизации» [11, 302] является классическойконцепцией, объясняющей изменения в деятельности внутренних органов подвлиянием эмоционального возбуждения. Согласно его исследованиям, функциюмобилизации выполняет симпатическая нервная система. Ее возбуждение влечет засобой целый ряд физиологических изменений, в числе которых:
– увеличение частоты сердцебиений, а также силы сердечныхсокращений, сужение кровеносных сосудов в органах брюшной полости, расширениепериферических сосудов (сосудов конечностей), расширение коронарных сосудов,повышение кровяного давления;
– снижение тонуса мышц желудочно-кишечного тракта,прекращение деятельности пищеварительных желез, торможение процессовпищеварения и выделения;
– расширение зрачка, напряжение мышц, обеспечивающихпиломоторную реакцию;
– усиление потоотделения;
– усиление секреторной функции мозгового веществанадпочечников, вследствие чего увеличивается содержание адреналина в крови.Адреналин оказывает весьма разнообразное влияние на деятельность организма,подобно влиянию симпатической нервной системы; таким образом, нервный игормональный факторы взаимодействуют. Адреналин вызывает усиление сердечнойдеятельности, торможение перистальтики, увеличение содержания сахара в крови,ускорение свертываемости крови.
Все этиизменения необходимы для того, чтобы подготовить организм человека к адекватнойреакции, битве или бегству, на соответствующий стимул. Ониимеют очевидный биологический смысл: усиленная работа сердца приводит кинтенсивному кровоснабжению рабочих органов — скелетной мускулатуры, в то времякак органы, деятельность которых не может способствовать борьбе или бегству(такие, как желудок или кишечник), получают меньше крови и их активностьпрекращается. Для повышения способности организма к усилию изменяется ихимический состав крови; сахар, высвобождаемый из печени, становитсяэнергетическим материалом, необходимым для работающих мышц. Ускорениесвертываемости крови также имеет важное биологическое значение, ибопредохраняет организм от слишком большой потери крови вслучае ранения.
Подобные изменения уместны при реакции нафизическую опасность. Однако организм человека реагирует сходным образом и наотрицательные социальные стимулы, что очень часто не соответствует ситуации:перед экзаменом у студентов может пропасть аппетит, ухудшиться работапищеварительной системы, без видимой причины начинают дрожать или потеть руки.
Но симпатическая система не единственная,отвечающая за ответную реакцию организма. Часто ее активация сопровождаетсятакже и активацией антагонистической парасимпатической системы. Вследствиеэтого стрессовая ситуация может проходить относительно спокойно, когдаорганизм, благодаря мобилизации своих резервов, справляется с напряжением, а послепрекращения воздействия проявляются вялость и апатия. Действиепарасимпатической системы обычно носит более длительный характер, потому послесильного эмоционального отреагирования наблюдается резкий спад активностимногих внутренних органов. Последовательность участия симпатического ипарасимпатического отделов вегетативной нервной системы представлена на рис. 1.
/>
Рис.1 Схема взаимозависимости процессов коркового возбуждения иторможения, а также возбуждения симпатической и парасимпатической систем.
Как было доказано Селье,сильное эмоциональное возбуждение воздействует на организм через нервный игуморальный механизмы (см. рис. 2).
/>
Рис.2Два направления изменений под влиянием эмоциональныхраздражителей.
Характер вызванныхизменений, в первую очередь, зависит от силы эмоционального возбуждения. Резкоеи сильное воздействие вызывает торможение активности внутренних органов, в товремя как менее интенсивное, но более длительное воздействие усиливает этуактивность, мобилизируя резервы организма и направляя их на преодолениенегативной ситуации.
Выводы по главе 3
Анализ экспериментальныхданных, касающихся влияния эмоций на телесные функции, позволяет сформулироватьнесколько общих выводов. Эмоциональный процесс, возникающий в центральнойнервной системе, активизирует вегетативную нервную систему, а также ось гипофиз— надпочечники, вследствие чего возникает сложный комплекс изменений вдеятельности организма.
Изменения, происходящие ворганизме под влиянием эмоциональных процессов, являются прежде всегорезультатом приспособления организма к ожидающим его задачам. Эмоции, которыехарактеризуются значительным повышением уровня возбуждения, приводят кизменениям, подготавливающим организм к усилию, борьбе, бегству. Изменениямогут носить также и более специфический характер, что связано с особенностяминекоторых эмоций — комплексы реакций, проявляющиеся при гневе и страхе, будут,видимо, несколько отличаться друг от друга.
Некоторые особенности функциональныхизменений связаны с включением механизмов контроля или торможения; например,чрезмерно сильное возбуждение симпатической системы приводит к компенсаторнойактивации парасимпатической системы. Некоторые функциональные измененияявляются следствием дезорганизации активности из-за чрезмерного возбуждения,вызывающего признаки нарушения адаптации (например, мочеиспускание или диареяпри страхе).
Уменьшение эмоционального возбуждения, связанное спассивными отрицательными эмоциями (безнадежность, печаль, подавленность),приводит, по-видимому, к снижению активности организма в целом. При слишкомнизком уровне активации, связанном с подавленным настроением, также проявляютсяпризнаки нарушения адаптации.
Изменения в деятельности внутренних органовхарактеризуются, как правило, высокой степенью лабильности, поэтому измерениеодного и того же параметра в различные моменты развития эмоционального процессаможет давать разную информацию.
Изменения в деятельности организма не являютсяидентичными для всех людей. В общем комплексе реакций, характерных для того илииного класса эмоциональных явлений, могут наблюдаться существенные различия,связанные с индивидуальными особенностями людей. Кроме того, разная сила однойи той же эмоции будет вызывать различные конфигурации изменений в деятельностивнутренних органов.

Заключение
В настоящее время нерешена проблема создания единой формулировки, могущей четко определить границыстрессового состояния и отделить его от других функциональных состояний.Несуществование точной терминологии порождает проблему классификации. Каждыйавтор, в соответствии со своим пониманием стрессового процесса, предлагает свойметод выделения всевозможных видов и типов стресса. Общие положения теории,которые, как принято считать, поддерживаются большинством ученых, все жеслишком широки и абстрактны, чтобы внести хоть какую-то ясность, а часто ещебольше добавляют путаницы. В термин «стресс» вкладывается столько понятий, чтооно стало отождествляться вообще с любым состоянием организма, так или иначеотличающимся от абсолютного покоя, который возможет лишь после при гибелииндивида.
В первую очередьстрессовая реакция начинается на уровне организма, вовлекая в этот процесснервную и эндокринную системы. Механизмы нервной и гуморальной регуляции несправляются в ситуации повышенного напряжения, в первую очередь эмоционального,что приводит к их гиперфункционированию. Избыток гормонов по цепи порождает рядфизиологических изменений, которые лишь усугубляют стрессовую реакцию. Еслииндивид не может элиминировать внешнее воздействие, а организм не в состоянииподдерживать надлежащий уровень функционирования, то наступает так называемаяфаза истощения, которая рано или поздно приводит к смерти человека.
Однако даже не сильноинтенсивное внешнее (или внутреннее) воздействие приводит к нарушениямфункционирования внутренних органов. В первую очередь страдают нервная исердечно-сосудистая системы, как наиболее уязвимые. Влияние стресса можетограничиться лишь легкими повреждениями, такими как временная тахикардия,повышение температуры тела, различные покраснения или зуды, а может вызватьзаболевания, не совместимые с жизнью, как, например, инсульт, инфаркт миокарда.
Таким образом, стресс внашей жизни занимает достаточно большое место, с одной стороны, играя рольиндикатора, благодаря которому мы можем вовремя замечать вредоносноеповреждающее воздействие (при условии, что человек сразу безошибочнодиагностирует у себя состояние стресса), а с другой стороны, вследствие своегопатологического характера наносит вред организму, очень часто несоразмерный соказываемым воздействием.

Список литературы
1.        Абрамов Ю.Б.Особенности эмоционального стресса у крыс в сигнальной и бессигнальнойситуациях// Стресс и его патогенетические механизмы: материалы всесоюз.симпоз.- Кишинев: Штиинца, 1973.- с.46-47.
2.        Апчел В.Я, ЦыганВ.Н. Стресс и стрессоустойчивость организма.- СПб.: Питер, 1999.- 86 с.
3.        Вальдман А.В.,Козловская М.М., Медведев О.С. Фармакологическая регуляция эмоциональногостресса.- М.: Медицина, 1979.- 359с.
4.        Геллгорн Э.Регуляторные функции автономной нервной системы.- М., 1948.
5.        Гуревич П.С.Психология: учеб. пособие. М.: Знание, 1999.- с.104-108.
6.        Данилова Н.Н.,Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.- Ростов-на-Дону: Феникс,2002.- с.360-372.
7.        Китаев-Смык Л.А.Психология стресса.- М.: Наука, 1983.- 386 с.
8.        Марищук В.Л.,Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.:Сентябрь, 2001.-
9.        Меерсон Ф.З.,Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и нагрузкам.- М.: Медицина,1993.- 256 с.
10.      Погодаев К.И. Кбиологическим основам «стресса» и «адаптивного синдрома»// Актуальные проблемыстресса.- Кишинев: Штиинца, 1976.- с.211-229.
11.      Рейковский Я.Экспериментальная психология эмоций.- М.: Прогресс, 1979.- 392 с.
12.      Савченков Ю.И.Основы психофизиологии: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-с.267-271.
13.      Самоукина Н.В.Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1999.- с.186-213.
14.      Сапов И.А.,Солодков А.С., Щеголев В.С. Влияние походов кораблей на функциональноесостояние и работоспособность моряков// Физиология подводного плавания иаварийно-спасательного дела.- Л.: ВМедА, 1986.- с.111-130.
15.      Селье Г. Стрессбез дистресса. М.: Прогресс, 1982.- 124с.
16.      Суворова В.В.Психофизиология стресса.- М.: Педагогика, 1978.- 208 с.
17.      Уколова М.А.,Гаркави Л.Х., Квакмча Е.С. Место стресса в адаптационной деятельностиорганизма// Стресс и его патогенетические механизмы: материалы всесоюз.симпоз.- Кишинев: Штиинца, 1973.- с.11-39.
18.      Чирков Ю.Г.Стресс без стресса.- М.: ФиС, 1988.- 176с.
19.      Щербатых Ю.В.Психология стресса и методы коррекции.- СПб.: Питер, 2006.- 256 с.
20.      Эверли Дж.С.,Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. Пер. с англ.- М.: Медицина, 1985.- 224с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.