Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессиональногообразования
«Челябинскийгосударственный педагогический университет»
Факультетпсихологии
Контрольнаяработа по предмету «Педагогическая психология»
на тему:«Стили педагогического общения»
Исполнила:
Зырянова
Александра Александровна
314 гр
заочного отделения
факультета психологии
Научный руководитель:
Соболева
Ольга Александровна
Челябинск
2006
Содержание
Введение 3
1. Из истории вопроса 4
2. Педагогическое общение 6
3. Стили общения 7
4. Значение индивидуального стиля общения исредства повышения коммуникативности педагога. 16
Заключение 19
Список литературы 20
Введение
Гуманизациясистемы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляетвысокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров,к проявлению их творческой индивидуальности.
Индивидуальныйстиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализациипрофессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует,с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структурепрофессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытиисвоей индивидуальности.
Педагогическаядеятельность — сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия еекомпонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический исоциально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогическогопроцесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать вполной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве являетсясоциально-психологический компонент, т.е. педагогическое общение (ПО), котороеобеспечивает реализацию двух других.
В общениискладывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующихэффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общениеприобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает вней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получаютздесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческихперерастают в компоненты профессионально-творческие.
Из истории вопроса
Наопределяющую роль и большое значение педагогического общения вучебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А. С.Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникойпедагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметьчитать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть дажеописано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том,чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическоемастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своимлицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел быиграть… Но нельзя просто, играть сценически, внешне. Есть какой-то приводнойремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность… Ясделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить „идисюда“ с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановкелица, фигуры, голоса».
Несмотря наобщеизвестную истину «убедительность педагога не пропорциональна громкостиего голоса», многие, с позволения сказать «педагоги» используютв педагогическом общении самый вульгарный крик. Горечью и болью проникнутыстраницы книг выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, посвященныеучительскому крику. «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом,который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубыерубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней… Слово щадити оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от душивоспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания»распечь", «пробрать»… слово педагога должно, преждевсего, успокаивать". Не так уж редко педагогическое общение подменяетсяназидательным пустословием учителя, которое вызывает у учащихся только одножелание: скорее дождаться его конца. В. А. Сухомлинский по этому поводу писал:«Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым,целеустремленным, полновесным и — это особенно важно — обращенным к совестиживого конкретного человека, с которым мы имеем дело… чтобы не былообесценивания слов, а наоборот — чтобы цена слова постоянно возрастала».
Общение (в частности,педагогическое) — одно из самых модных тем современной психологии. С конца 60-хгодов и по настоящее время этой тематике посвящены сотни работ. Особенно многотаких работ вышло в США, ФРГ и Италии. Время от времени появляются оченьсолидные труды, обобщающие целые пласты исследовательских работ по проблемамобщения. Одну из таких обобщающих работ американских психологов Дж. Брофи и
Т. Гудда«Отношения учителя и ученика» анализирует профессор А. А. Леонтьев.Он обращает внимание на собранные авторами данные, которые касаются«субъективности» общения учителя, проявляющейся, прежде всего в избирательномотношении.
Педагогическоеобщение
Насегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общенияпризван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологическийконтакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их всубъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры (возникающиев процессе взаимодействия), перевести детей из привычной для них позицииведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогическоготворчества. В этом случае педагогическое общение образует целостнуюсоциально-психологическую структуру педагогической деятельности.
Педагогическоеобщение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личностьобучаемого. Педагогическое общение — целостная система (приемы и навыки)социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая всебе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношенийс помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, спецификапедагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологическогообеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношенийпедагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
В числонаиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организацияпродуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развитиякоммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобыэтот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Стили общения
Что же такоестиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется? Обэтом следует поговорить подробно. Для продуктивной коммуникативной деятельностипедагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогическоговоздействия, каждый его микроэлемент.
Спецификапедагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми ифункциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общенияучитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональныеобязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения ируководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания,а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений вучебной группе.
На урокепедагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогическогопроцесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотноситьизбранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данномэтапе. Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы:
1.конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность),своих отношений с учащимися, т. е. стиль общения;
2.конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия. Второйкомпонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических исоответственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средствкоммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений педагога сучащимися.
Можновыделить следующие характеристики общения в процессе педагогическойдеятельности:
ü общаясложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
ü системаобщения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;
ü ситуативнаясистема общения, возникающая при решении конкретной педагогической икоммуникативной задачи.
Под стилемобщения мы понимаем индивидуально-типологические особенностисоциально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стилеобщения находят выражение:
ü особенностикоммуникативных возможностей учителя;
ü сложившийсяхарактер взаимоотношений педагога и воспитанников;
ü творческаяиндивидуальность педагога;
ü особенностиученического коллектива.
Причемнеобходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми - категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себесоциально-этические установки общества и воспитателя как его представителя. Первоеэкспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецкимпсихологом Куртом Левином.
В наши днивыделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.
1. Авторитарный
Приавторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющийконтроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллегприбегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилиенетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированноевосхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие целиработы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кембудет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателемпоэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию,поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, каковафункция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что всоциально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок,поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют оневерии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, вего глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности изаслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициативарассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательногосамоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняетсяего опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность:«Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому,значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Крометого, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своихподопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколькоотносительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководстваучитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опорына актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критическиезамечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихсяих вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования иосуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилюруководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяютучаствовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечномсчете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
2. Попустительский
Главнойособенностью попустительского стиля руководства по сути дела являетсясамоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себяответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименеепредпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации — наименьшийобъем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученикине бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежитникакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. Припопустительском стиле руководства учитель стремится, как можно меньшевмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется отруководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указанийадминистрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель взависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состоянияосуществляет любой из описанных выше стилей руководства.
3.Демократический
Что касаетсядемократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а неличность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то,что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящейработы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность всебе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативывозрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если приавторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная нафоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то придемократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе,обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой вличностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опираетсяна коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организациидеятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого средиравных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическимзамечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждаютпроблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решениеформулирует учитель.
4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основеэтого стиля — единство высокого профессионализма педагога и его этическихустановок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском — результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степениего отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагогМ.О.Кнебель заметила, что педагогическое чувство «гонит тебя к молодежи,заставляет находить пути к ней...» Такой стиль общения отличалдеятельность В.А.Сухомлинского. На этой основе формируют свою системувзаимоотношении с детьми В.Ф.Шаталов. Этот стиль общения можно рассматриватькак предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности.Увлеченность общим делом — источник дружественности и одновременнодружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместныйувлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками,А.С.Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшимтоварищем и наставником, а с другой — соучастником совместной деятельности.Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношенияхпедагога с коллективом.
Размышляя овариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А.С.Макаренко отмечал: «Вовсяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своейстороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никакихвольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны,совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанниковбыли угрюмыми, раздражительными, крикливыми». Подчеркивая плодотворностьтакого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующийхарактер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения — на основеувлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, чтодружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическаяустановка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагогипревращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а этоотрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередкона такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнениявзаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, непротиворечить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.
5. Общение-дистанция
Этот стильобщения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключаетсяв том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качествеограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру.Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально — психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданиюистинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системевзаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать изобщей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основавзаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога,строится на его авторитете. Превращение «дистанционного показателя» вдоминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровеньсовместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарногопринципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечномсчете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В.Петровский иВ.В.Шпалинский отмечают, что «в классах, где преподают учителя спреобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплинаи успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительныеизъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника»
В чемпопулярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередкосчитают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя какпедагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средствосамоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинствеслучаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическимнеудачам. Авторитет должен завоевываться не через механическое установлениедистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческойдеятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативныйподход к человеку. Общение-дистанция в известной степени является переходнымэтапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.
6. Общение – устрашение
Этот стильобщения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан восновном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченностисовместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодойучитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избираяобщение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.
В творческомотношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно нетолько не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческуюдеятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не нато, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общениедружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое длясовместной творческой деятельности.
7. Заигрывание
Опять-такихарактерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумениеморганизовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общенияотвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, чтопротиворечит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общениявызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установитьконтакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны — отсутствиемнеобходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыковпедагогического общения, опыта
профессиональнойкоммуникативной деятельности. А.С.Макаренко резко осуждал такую «погоню залюбовью». Он говорил: «Я уважал своих помощников, а у меня былипросто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужнобыть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю,что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, являетсяпреступлением… Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливостьлюбовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своихтоварищей, что этого привеска… не должно быть в нашей жизни… Пусть любовьпридет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то этотолько вред...»
Общение-заигрывание,как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогомстоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыковобщения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт сучениками.
В чистом видестили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатствосамопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В егоспектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты,устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, онинаходятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общенияодного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общенияярко проявляется индивидуальность личности.
Значениеиндивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.
От стилязависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определеннуюроль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемовобщения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формыобщения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагогапрофессиональных навыков общения могут укорениться и «въесться» втворческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющимипедагогический процесс и снижающими его эффективность.
Наиболееплодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежновыстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:
ü взаимодействиемфакторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;
ü наличиему школьников ощущения психологической общности с педагогами;
ü ориентировкойна взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;
ü отсутствиемавторитарных форм воспитательного воздействия;
ü использованиемв качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованностиучащихся;
ü единствомделового и личностного общения;
ü включениемучащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в томчисле через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т.п.
В результатемногочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуютучителям для развития коммуникативных способностей следующее:
Нужносознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям — выражениеобщественных требований.
1. Учительне должен, открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова ипоступки педагога должны восприниматься как проявление его собственныхубеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залогпрочных контактов с воспитанниками.
2. Адекватнаяоценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно статьпостоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлятьсвоим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительныйтон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
3. Педагогическицелесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надоуважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для егосамоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных чертличности.
4. Педагогунеобходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силусвоей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.
5. Развитиенаблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональноесостояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуациии принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого — ученика, родителей, коллеги, — становиться на их точку зрения.
6. Увеличениеречевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя — важный показатель мастерства общения учителя.
7. Дажепри незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно вприсутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть приэтом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручитьжесты, мимика, взгляд.
8. Сделатьродителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
9. Содержаниебесед должно быть интересно обеим сторонам.
Если педагогбудет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.
Заключение
Сознательноеформирование своего стиля ПО возможно при определенном уровне развитияспособности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случаев ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбираюти накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальнуюрезультативность во взаимодействии с детьми и соответствуют ихиндивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение,приводит к переживанию психологического комфорта.
Постепеннопроисходит стабилизация состава средств и способов осуществлениякоммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостнаяструктура, а именно — индивидуальный стиль педагогического общения. В ходестихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способыобщения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.
В дальнейшемпроисходит стабилизация этих средств и способов общения, стихийно складываетсяиндивидуальный стиль общения, субъективно удобный, но не всегда профессиональнооптимальный, так как воспитатель не уделяет должного внимания анализуцелесообразности используемых средств и способов деятельности с точки зрениятребований деятельности. Чем раньше педагог осознает необходимость формированиясвоего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивногостиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его какпрофессионала.
Список литературы
1. РеанА.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Санкт-Петербург,1999.
2. ЗимняяИ. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
3. РадугинаА.А. Психология и педагогика. М., 2000.
4. НемовР.С. Психология образования. М., 1995.
5. БадмаевБ.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.
6. Канн-КаликВ.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
7. БадмаевБ.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.
8. Научныйжурнал. Вопросы психологии. М.,5-2000.