Реферат по предмету "Психология"


Сравнительный психологический анализ аффектогенного характера

РЕФЕРАТ
 
подисциплине “Психология”
 
потеме:
Сравнительныйпсихологический анализ аффектогенного характера
 

Содержание
 
Введение
1. Понятие эмоции, аффекта и аффектогенности
2. Аффектогенность характера профессиональной деятельностипожарных
3. Исследование психофизиологического состояния пожарных впериод максимальных нагрузок
Заключение
Литература
 

Введение
 
Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание,сопровождаемое ярко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найтиадекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций.
Именно с такими ситуациями подчас приходится сталкиваться пожарным,поэтому особенно актуально провести сравнительный психологический анализаффектогенного характера их работы.
В настоящее время наблюдается возрастание роли пожарного вобществе. На сегодняшний день пожары и аварии являются одними из наиболеетяжелых бедствий, обстановка с ними постоянно ухудшается. Как показываетстатистика, в России за 2004 год произошло 259479 пожаров, прямой ущерб от нихдостиг 17798 млрд рублей. Растет число поджогов, особенно это касается лесныхмассивов. Темпы роста числа пожаров и ущерба от них в России в 2,5-3 разапревышают аналогичные показатели в развитых странах. В 2004 году при тушениипожаров получили травмы около 350 сотрудников пожарной охраны. В среднем за годтолько на пожарах погибает 35–40 сотрудников Государственной противопожарнойслужбы МЧС России.
В условиях технического прогресса, широкого примененияновых инженерных технологий, внедрения новых видов веществ и материалов, ростачисленности городов, использования при их застройке специфических подземных ивысотных сооружений требуется совершенствование специфическихпожарно-технических знаний и инженерной подготовки, необходимых дляпредупреждения и тушения пожаров. Помимо этого, важность психологическогоизучения профессии пожарного обусловлена необходимостью совершенствованиясистемы профессионального отбора и подготовки личного состава, планирования ипроведения мероприятий по поддержанию боеготовности сотрудников, проектированияновых видов труда в соответствии с тенденциями научно-технического прогресса впожарном деле. В связи с тем, что профессия пожарного относится к группеохранных профессий, не создающих материальных ценностей, а сберегающих их отуничтожения огнем, то в процессе выполняемой работы пожарные имеют дело, как слюдьми, так и с материальными объектами. Исходя из распространенного деленияпрофессий по системам взаимодействия «субъект – объект труда», профессиюпожарного относят к профессиям, где взаимодействие происходит в системе «человек– среда – человек».
Всемирная организация здравоохранения относит профессию пожарногок числу десяти сложнейших. Труд пожарных связан со значительным физическим иэмоциональным напряжением, так как выполняется в опасных для здоровья и жизниусловиях.
Поэтому целью моей работы является анализ аффектогенного характерапрофессиональной деятельности пожарных, что достигается решением следующихзадач:
·    рассмотрениеосновных теоретических понятий исследования, то есть эмоций, аффекта,аффектогенности;
·    проведениеанализа влияния личности пожарных на их действия в аффектогенной ситуации;
·    выявлениевлияния индивидуальных качеств, психологических характеристик и временныхнеблагоприятных факторов на действия пожарных в аффектогенной ситуации.
Работа состоит из трех глав. В первой главе определяютсяосновные понятия исследования, во второй главе рассматриваются особенностипрофессиональной деятельности пожарных с точки зрения психологии, в третьейглаве проводится исследование эмоционального состояния пожарных в экстремальныхситуациях, и делаются выводы.

1. Понятие эмоции, аффекта и аффектогенности
 
Подэмоциями в психологии понимают особый класс психических процессов и состояний,отражающих в форме непосредственного переживания значимость (смысл, отношение кпотребностям) для индивида явлений и ситуаций, внешних и внутреннихраздражителей. Эмоции сопровождают всякую деятельность человека, в том числе ипрофессиональную, проникают в каждый психический процесс. Как писал С.Л.Рубинштейн, целостный акт отражения всегда в той или иной мере включаетединство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуальногои «аффективного», из которых то один, то другой выступает в качествепреобладающего[1].
Будучинеотъемлемым компонентом отражения, эмоции играют очень важную роль восуществлении психических функций. В форме эмоциональных переживаний онивыполняют функцию оценки, однако в отличие от познавательных процессовотражают, оценивают непосредственно не объективные свойства среды, а ихотношение к актуальным потребностям субъекта, сигнализируя о качестве ивеличине актуальной потребности и возможности (вероятности) ее удовлетворенияна основе врожденного (видового) или ранее приобретенного индивидуального опыта[2].
Другаяважная функция эмоций (эмоциональных переживаний) –функция побуждения. «Эмоцияв себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предметуили от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менееэмоционально»[3].
Эмоцияне только побуждает и направляет, регулирует деятельность, но и обеспечивает ееэнергетически, определяя мобилизацию всего организма. Это проявляется вповышении уровня бодрствования, росте чувствительности анализаторов, активациивегетативной нервной системы и контролируемых ею функций организма:дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной, скелетной,гладкой мускулатуры и др. Способность тотальной функциональной интеграциипсихической и соматической сферы человека — одно из существенных качествэмоций.
Предметвозникшего эмоционального переживания спонтанно и, как правило, мгновенноовладевает вниманием субъекта. Он становится предметом «наиболее ясного»[4]восприятия, как бы перемещается в «центр» сознания, оттесняя остальные объектывосприятия на его «периферию». При резко выраженном эмоциональном, переживаниитакая избирательность восприятия и поляризация содержания сознания приводят кклиническому феномену «сужения сознания». Это повышает эффективность выполняемогоактуального действия, но делает его односторонним, негибким, так какконкурирующие стремления, желания, оценки подавляются по принципу доминанты.
Высокаяэмоциональная напряженность изменяет не только структуру сознания, но и егосодержание, характер познавательных процессов. Познавательная деятельность,течение идей в сознании начинают определяться не объективными условиямиситуации, а качеством доминирующих эмоциональных переживаний. Например, пристрахе они сосредоточиваются на предвосхищении угрозы, поисках путей ееизбегания. Дальнейшее усиление интенсивности эмоционального переживанияприводит к ограничению и нарушению процессов всестороннего и глубокого познаниядействительности и регуляции деятельности[5]. Ограничивая процессыпознания, выбор средств и путей реализации деятельности, сверхинтенсивныеэмоции приводят к ухудшению ее качества вплоть до разрушения. В наиболее резкойстепени это проявляется в состоянии физиологического аффекта.
Аффект – (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное эмоциональноепереживание, которое возникает в критических условиях при неспособности найтивыход из опасных и неожиданных ситуаций и которое сопряжено с выраженнымидвигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживаниювсех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческихреакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы,которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин,при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект[6].
Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание,сопровождаемое ярко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найтиадекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. «Аффект, – отмечает С. Л. Рубинштейн, – это стремительно и бурнопротекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать и неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии»[7].
Ограничениев состоянии аффекта произвольности поведения, снижение уровня его волевойрегуляции личностью отражается и в самосознании субъекта. Эмоции обычнойинтенсивности воспринимаются как состояние активности своего «Я», аффекты – как пассивно переживаемые состояния, навязанные субъектуизвне, «овладевающие» человеком. Подчеркивая это различие, А.Н. Леонтьев писал:«… мы говорим – меняохватил гнев, но Я обрадовался...»[8].
Указанноесвойство аффектов неоднократно отмечалось как психологами, так и судебнымипсихиатрами, С.Л. Рубинштейн считал, что действие в состоянии аффекта как бывырывается у человека, а не вполне регулируется им. По мнению Калашника Я.М., всостоянии аффекта душевная деятельность становится односторонней из-заединственного стремления осуществить свое намерение. Вся остальная личность,поскольку она противоречит этому, как бы перестает существовать[9].
Следовательно,эти данные убедительно свидетельствуют об отчетливом ограничении осознания исвободы волеизъявления в аффекте. Именно это ограничение дает основаниеправоведам рассматривать «извинительные» аффекты как смягчающие винуобстоятельства. Как отмечал В. Н. Кудрявцев, в аффекте переживания настолькозавладевают механизмами саморегуляции поведения, что психологический процесспостановки цели, выбора средств, правовой и нравственной оценки содеянного свертывается,становится формальным и переход к действию следует сразу же после появленияжелаемого объекта[10].
Вместес тем юристы, судебные психиатры и судебные психологи единодушны в оценкеаффекта как обстоятельства, которое хотя и ограничивает, но не исключаетполностью возможность осознания содеянного и своего волеизъявления при егосовершении.
Нарядус влиянием на сознание и волю, регуляцию поведения имеют важное значениеследующие функции эмоций: особо прочная фиксация эмоциональных следов в памятичеловека, образование так называемых аффективных комплексов путем закреплениявсего того, что сопутствовало аффекту; способность предмета аффекта вновьовладевать сознанием, вызывать переживания всего комплекса чувств и отношений,связанных с аффективным воздействием, при оживлении одного из указанных следов.Эта фиксирующая, синтезирующая функция эмоций, тенденция накопления и обобщенияэмоциональных переживаний лежит в основе «кумуляции» аффектов. Они объясняютповышение чувствительности к повторным аффективным воздействиям (аффективная сенсибилизация)и раскрывают механизм развития аффективных реакций не только при непосредственномповторном воздействии прежней аффектогенной ситуации, но и при встрече лишь сотдельными ее элементами: реальными или схожими, воображаемыми.
Одноиз главных качеств эмоций – их ситуационность. Эту зависимость хорошо описываетструктурная формула эмоций П.В. Симонова[11]. Из нее следует, чтонеобходимыми и достаточными причинами развития аффектогенной ситуации являютсявысокая личностная значимость угрожающего психотравмирующего фактора и наличиеусловий, порождающих у субъекта дефицит информации о путях, средствах и временинейтрализации возникшей угрозы и удовлетворения актуализированной ею потребностив безопасности.
Личностная значимость травмирующего психику воздействия определяетсяместом фрустрируемой потребности в иерархии потребностей человека. Иерархияпотребностей индивидуальна, однако у всех людей обязательно включает в свойсостав так называемые основныепотребности. К ним относятсябиологические, инстинктивные потребности (в жизни, продолжении рода) инекоторые высшие социальные потребности, прежде всего потребности в социальномпризнании, уважении, самоактуализации, сохранении и повышении ценности своего«Я». Основные потребности невыводимы друг из друга и не взаимозаменяемы. Именнопоэтому они обладают наиболее высоким аффектогенным потенциалом. При невозможностиих удовлетворения в социально приемлемой форме личность бывает «вынуждена»переходить на эволюционно примитивный видовой, «аварийный» способ аффективногоразрешения ситуации. Такие аффекты особенно легко возникают при наличии вситуации обстоятельств, угрожающих жизни, здоровью, социальному престижу,чести, достоинству, самооценке и самоуважению, как самой личности, так и техлиц, с которыми она себя идентифицирует. Это, прежде всего малолетние дети,члены семьи, близкие и другие значимые для субъекта люди, в том числе и случайныелица, способные вызвать сочувствие, сопереживание субъекта.
Нередкопрепятствия в удовлетворении потребностей возникают не вследствие межличностныхконфликтов, а в результате наличия у личности внутренних барьеров: приодновременной актуализации ситуацией двух или более приблизительно равных посиле, но разнонаправленных и внутренне противоположных мотивов, пристолкновении в сознании различных желаний, целей, ценностей. В этих случаяхаффектогенная ситуация принимает характер внутренне конфликтный.
Различаюттри типа внутриличностного конфликта:
 1)когда субъекту приходится выбирать между двумя в равной степенипривлекательными, но требующими противоположных действий решениями;
2)когда одна и та же цель одновременно оказывается в равной степенипривлекательной и непривлекательной;
3) принеобходимости выбора из двух в равной степени непривлекательных решений.
Внутри-и межличностные конфликты могут сочетаться. Конфликтность – основной признакаффектогенной ситуации. Наряду с личностной значимостью травмирующей ситуациина развитие аффектов существенное влияние оказывают ее информационныехарактеристики. Наибольшую аффектогенность имеют новые, необычные для личностиситуации, для овладения которыми в опыте субъекта нет готовых, апробированныхпрограмм поведения. Этот фактор может иметь абсолютное и относительноезначение. В последнем случае речь идет о невозможности экстренно найтиправильный выход из сложной ситуации вследствие ее быстротечности, резкогодефицита времени для решения, наличия помех наблюдения.
Этокачество конфликтной ситуации может быть определено как ее внезапность. Его неследует путать с внезапностью возникновения сильного душевного волнения,установление которого входит в задачу юристов. Оценка же внезапности развитияконфликтной ситуации составляет необходимый элемент анализа аффектогенностиситуации. Такая оценка ситуации может и должна выполняться и учитываться при диагностикеаффекта. По мнению М.М. Коченова, аффектогенной может быть названа любая ситуация,в которой человек обязан действовать, но не находит подходящих способовдействия[12].
Нетрудно увидеть, что информационные характеристики психотравмирующеговоздействия, как и его значимость, сугубо индивидуальны и детерминированы нетолько объективными условиями ситуации, но и особенностями личности субъекта,его динамическими (быстрота познавательных процессов, способность кконцентрации внимания и др.) и содержательными (ценности, интеллект, опыт,навыки и др.) свойствами. В связи с этим аффектогенное значение ситуации неможет быть понято лишь на основании изучения ее объективных аспектов.Адекватная оценка ситуации возможна только при учете личности субъекта,взаимодействующего с этой ситуацией, то есть вступает в силу принципсовместного двуединого рассмотрения личности и ситуации.
 
2. Аффектогенность характера профессиональной деятельности пожарных
 
Аффектогенностьпрофессиональной деятельности пожарных заключается в постоянно возможномпосягательстве на вмененные им в охрану объекты в виде пожара. Рассмотримподробно характер их деятельности.
Состав пожарной части,как правило, состоит из начальника караула, который возглавляет дежурныйкараул, и дежурного караула, состоящего из одного, двух и более отделений, взависимости от местных условий.
Дежурный караул обычнохарактеризуется слаженностью и сработанностью, поскольку боевые условиядеятельности сами способствуют отбору более надежных людей. При тушении пожарови проведении аварийно-спасательных работ успех зависит от эффективноговыполнения всеми членами коллектива своих обязанностей. В этих условияхначальник караула должен быть формальным и фактическим лидером в коллективе,именно это обстоятельство требует от него умения заменить любой номер боевогорасчета, в опасный и трудный момент взять на себя инициативу и повести людей засобой.
Основное содержаниедеятельности начальника караула заключается в обеспечении боевой готовностиподчиненного подразделения. Это достигается выполнением следующих задач:
·    обеспечениемпостоянной готовности караула к ведению боевых действий при тушении пожаров впериод дежурства;
·    созданием условийдля быстрого восстановления караульной службы при ее нарушении после выполнениябоевой задачи и т.д.
Начальник караулаявляется первым руководителем тушения пожара, от его действий напрямую зависитуспех. По данным статистики, в 64 % из всех случаев успех тушения пожаразависел от правильной оценки руководителем тушения пожара обстановки и принятыхим решений. Тушение пожара от руководителя требует решения сложных задач приотсутствии алгоритмов принятия оптимальных решений.
В современных условияхтруд пожарных стал несравнимо сложнее, напряженнее и опаснее, так какповсеместно связан с применением различных технических средств, вооружения испециальной техники. Работа пожарных частей связана со значительным физическими нервно-психическим напряжением, вызванным высокой степенью личного риска,ответственностью за людей и сохранность материальных ценностей, с необходимостьюпринятия решения в условиях дефицита времени. Кроме того, деятельность пожарныхпротекает в крайне неблагоприятных условиях, характеризующихся повышеннойтемпературой, наличием токсичных веществ в окружающей среде, что требуетприменения средств индивидуальной защиты. А периодические круглосуточныедежурства являются нарушением нормального режима сна и бодрствования, чтоспособствует развитию патологических процессов. Эти обстоятельства способствуютне только развитию утомления, негативных функциональных состояний, но и могутбыть причиной заболеваний и травматизма.
Деятельность пожарныхможно разделить на два резко различающихся вида. Первый характеризуется режимоможидания сигнала на выезд, то есть значительно сниженной активностью и в то жевремя постоянной готовностью к боевым действиям. Этот режим можно назвать режимомтревожного ожидания, который является существенной характеристикойпрофессиональной деятельности и не может не отразиться на личностныхособенностях. Развиваются такие качества, как ответственность, сдержанность,осторожность, склонность к беспокойству, снижение активности. Благодаря этомупроисходит развитие сдерживающих, контролирующих качеств личности. Переход кчрезвычайной активности происходит мгновенно. Боевая активность, связанная стушением пожара, имеет существенно иные характеристики, требующие от пожарныхоперативности, решительности, энтузиазма, физической активности. Без этихкачеств невозможна успешная деятельность по ликвидации пожара. Таким образом,для начальника караула и его подчиненных характерной является работа в режимеожидания. Находясь в состоянии оперативного покоя, они должны сохранятьготовность к активным профессиональным действиям. Такое состояние провоцируетбыстрое утомление. У некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара,сопровождается реакцией, которая может превосходить реакцию, возникающую впериод боевых действий. Эмоциональный стресс, возникающий с получением сигналао выезде, длительное время не исчезает и после возвращения с пожара. Оценка психическогосостояния сотрудников ГПС после боевых действий по ликвидации пожара,последствий аварий и стихийных бедствий показала, что значительное числопожарных находится в состоянии психической дезадаптации. Наличие указанныхстрессогенных факторов создает большие трудности в работе пожарных, снижает ихфизическую и психическую работоспособность. Изложенное подтверждает важностьпсихологического изучения профессиональной деятельности пожарных, котороепозволяет выявить необходимые требования к психофизиологическим и личностнымхарактеристикам человека, определить всю совокупность профессионально важныхкачеств.
При этом психологическоеисследование аффектогенных факторов профессии требует комплексного подхода. Онопредполагает изучение результатов самой деятельности и условий, в которых онавыполняется; исследование особенностей личности специалиста, а такжесвоеобразия и динамики его психического состояния; рассмотрение социальных ипсихологических аспектов трудового процесса. Использование системного подхода икомплексности позволяет раскрыть сложность профессии, выявить ее содержательныеи структурные особенности, установить многообразие взаимоотношений личностиспециалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми,с рядом специфических и неспецифических явлений, сопровождающих трудовойпроцесс, выявить присущее ему напряжение различных психических функций и наосновании этого определить полную совокупность требований к человеку как субъектусоответствующей профессиональной деятельности.
Образовательный процессподготовки пожарных предполагает формирование конкретных профессионально важныхкачеств, необходимых начальникам караулов в их деятельности. Эти качествараспределяются в следующем порядке по степени значимости:
·    смелость;
·    способность братьна себя ответственность в сложных ситуациях;
·     уверенность всебе;
·    способностьпринять правильное решение при недостатке необходимой информации и отсутствиивремени на ее осмысление;
·     профессиональнаянаблюдательность;
·    способность кбыстродействию в условиях дефицита времени;
·    умение даватьчеткие, ясные формулировки при сжатом изложении мысли (при ответах и постановкевопроса);
·    быстрая реакцияна слуховое впечатление посредством определенных движений, а также способностьк длительному сохранению высокой активности.
3. Исследование психофизиологического состояния пожарных в периодмаксимальных нагрузок
 
Парадоксальностьаффективного реагирования состоит в том, что, протекая как примитивная, чуждаяличности реакция, аффект по механизму своего развития вместе с тем имеет«максимально личностный, минимально опредмеченный характер»[13].Именно поэтому психологический анализ личности – один из важнейших этапованализа аффектогенности профессиональной деятельности пожарных. Основная егозадача – дать научный контекст для оценки аффективной феноменологии, получить надежныеобъяснительные критерии особенностей развития, структуры, динамики итрансформации эмоциональных реакций.
Цель нашего исследования– рассмотреть особенности эмоционально-психологического состояния пожарных впериод максимальных психологических и физических нагрузок на основаниисенсомоторных реакций и особенностей выбора цветов.
Объектисследования – группа сотрудников ГПС г. Ростова-на-Дону из 200 человек.Возраст испытуемых колеблется в диапазоне от 22 до 37 лет. Образование – нениже 10 классов. Испытуемые прошли предварительно ряд медицинских комиссий,подтверждающих их полную профессиональную пригодность.
Испытуемымбыло предложено заполнить предварительную анкету, выясняющую Ф.И.О., возрастиспытуемого, опыт работы в пожарных частях. Ситуация экспериментахарактеризовалась повышенным физическим и психологическим напряжениемиспытуемых.
Гипотезаисследования – зависимость поведения в состоянии повышенных нагрузок от возрастаиспытуемого, психологических характеристик его личности и его текущегопсихологического состояния.
Методическийинструмент – исследования проводились по следующим методикам[14]:
·    малый тест Люшера (включает в себя 8 цветных карточек:темно-синюю, зеленую, красную, желтую, коричневую, фиолетовую, серую и черную;которые испытуемому надо выбрать в порядке предпочтения);
Наосновании теста Люшера, учитывая отношение испытуемых к определенному цветуможно дать характеристику его психологического состояния. В основу берутсятолько два цвета, имеющие соответственно минимальные и максимальные разностныепороги, т.е. промежуточные цвета не учитываются.
·    рефлексометрия и определение разностных порогов цветоразличения;
Рефлексометрия– определение времени сложной сенсомоторной реакции на зрительный раздражитель.Количество сигналов контрольно. серии предъявления – 30. Модальности сигналов:красный, синий, зеленый цвета при равной интенсивности стимулов (лампочки 12Вт). Последовательность предъявления стимулов строго определена и одинакова вовсех сериях эксперимента. Перед контрольной серией предъявлений производилосьознакомление испытуемых с правилами работы на приборе, и даваласьпредварительная серия предъявлений, (20–30 сигналов), необходимая для выработкисоответствующих навыков. Во всех контрольных сериях испытуемые получали одинаковуюинструкцию: работать с максимальной скоростью. Регистрировались на отдельныхэлектронных миллисекундомерах величины латентного периода (ЛП) и моторногокомпонента (МК) реакции. Для каждого испытуемого и для групп с одинаковыми типамиэмоциональности закономерности распределения величин МК и ЛП, а также ихстандартные отклонения вычислялись на ЭВМ.
 Определениеразностных порогов цветоразличения проводились на анималоскопе АН-59.
Измерения проводилисьсогласно инструкции к прибору. Оценка эмоциональных состояний по типу сдвигацветовой чувствительности производилась по методике Э.Т. Дорофеевой (1969).Согласно этой методике изменение чувствительности по трем основным цветамсвязано с изменением эмоционального состояния. Таким образом, получается шестьосновных комбинаций соотношений величин порогов. Эта методика получена в результатеобследования значительной выборки психически больных лиц с явно выраженнымиразличными психопатологическими синдромами. Исследования, проведенные наздоровых испытуемых, позволили дополнить эту методику, объединив конкретныеэмоции в группы по принципу их взаимосвязи с функциональными состоянияминервной системы.
Такоепонимание более адекватно отражает изменения в цветочувствительности, так каконо дает не только качественную оценку, но и предполагает внутри этой оценки иколичественные изменения. В норме эмоции связаны с активностью индивида, а внашем частном варианте – с двигательной активностью, что является основаниемдля классификации их по этому параметру.
Каждоеиз этих функциональных состояний имеет свои особенности, окраску или тональность,выраженные субъективно разнообразными проявлениями эмоциональных отношений, ноимеющими, по-видимому, в своей основе и различные психофизиологическиеизменения (ЭЭГ, КГР, тонус мышц, частота пульса, поведенческие реакции и т.п.), т. е. хотя и в методике цветовой чувствительности всего шесть возможныхвариантов соотношений разностных порогов, но каждому из этих вариантов должнасоответствовать определенная группа эмоций. Таким образом, понимание значимостиизменения порогов было модифицировано. В результате мы получили следующиегруппы эмоциональных состояний, которые и приняты за основу в нашей работе.
1-й тип сдвига: Активные аффекты.Состояние аффективного возбуждения («АВ»). Диапазон возможных количественныхизменений от переживания чувства нетерпения, возмущения до состояний гнева, ярости.
2-йтип сдвига: Группа эмоций, связанных с удовлетворением потребности. Кратко ееможно описать как переживание состояния функционального возбуждения («ФВ»).
З-й типсдвига: Группа эмоций, связанных с отсутствием выраженных переживаний.Регистрируется у лиц, оценивающих свое состояние как спокойное, не имеетвыраженной количественной характеристики. Его можно охарактеризовать как состояниефункциональной расслабленности («ФР»). Вероятно, самое оптимальное дляреализации человеческих отношений, социальных контактов, различных видов деятельности,где не требуется напряжение. В отдельных группах встречается до 80%.
4-йтип сдвига: Ориентировочные эмоции. Состояние функциональной напряженности,настороженности («ФН»). Не имеет выраженного количественного диапазона изменений.Состояние характеризуется повышением внимания, активностью и встречается в техситуациях, где требуется проявление подобных качеств. Здесь, по сравнению сметодикой Дорофеевой, более узкое понимание эмоционального состояния.
5-йтип сдвига: Группа эмоций, связанных с неудовлетворением потребностей (печаль,тоскливость, напряженность и т. п.). Диапазон возможных количественныхизменений: от состояния грусти и до подавленности, от состояния озабоченностидо тревоги. Его можно обозначить как состояние функционального торможения («ФТ»),так как оно полярно состоянию функционального возбуждения. Здесь пониманиеэмоционального состояния расширено, так как включены все отрицательные эмоции.
б-й типсдвига: Пассивные аффекты. Состояние аффективного торможения («АТ»).Встречается в основном в клинике при глубоких экзогенных депрессиях. Диапазонвозможных количественных изменений от состояния растерянности, психологическогодискомфорта до состояния страха. Полярно состоянию аффективного возбуждения.
Полученныерезультаты представлены в таблице 1. По строкам таблицы представлены результатыисследования по первому тесту, по столбцам – по второму, при этом в группы былисведены наиболее часто повторяющиеся комбинации цветов:
Таблица1
Результатытестирования пожарных ГПС г. Ростова-на-Дону,
количествочеловекЭмоциональные состояния Выбранные цвета (предпочитаемый – отвергаемый) Красный–зеленый Красный– темно-синий Зеленый– темно-синий Зеленый–красный Темно-синий–красный Темно-синий–зеленый Прочие сочетания АВ ФВ 9 1 ФР 3 65 2 10 ФН 1 1 40 3 ФТ 1 29 5 АТ 9 1 Переходные состояния 2 3 5 1 4 3 2

Рассмотриминтерпретацию сочетания цветов по второму тесту:
1. Предпочитаемыйкрасный цвет и отвергаемый зеленый.
Первыйцвет означает «ударную силу воли» и является завоевательным, влияющим,возбуждающим, способствующим активности и успеху. Второй, соответственно,означает «волевое усилие» и является оборонительным, владею им,самоутверждающим, способствующим терпению, самооценке. В принципе эти два цветапротивоположны по своему функциональному значению. При позиции этих цветов впротивоположных концах раскладки (первое и последнее места) красный, стоящий напервом месте, служит компенсацией зеленому. А это означает, что при подобнойраскладке карточек испытуемый находится в состоянии «интенсивного возбуждения»,одновременно испытывая состояние невыносимого напряжения, которое ведет кнетерпению, утрате самообладания и импульсивным действиям.
2. Предпочитаемыйкрасный и отвергаемый темно-синий.
Неприятиетемно-синего, означающего страх перед покоем, компенсируется красным, означающимжажду возбуждающих переживаний.
3. Предпочитаемыйзеленый и отвергаемый темно-синий.
Отверганиетемно-синего и компенсация его зеленым означают накопление возбуждения, желаниесамоутвердиться, критический анализ, притязание на независимость. Подобнаякомбинация цветов оптимальна для функционирования личности в социальном аспектедеятельности.
4.Предпочитаемый зеленый и отвергаемый красный.
Отверганиекрасного и компенсация его зеленым также означают желание самоутвердиться, нотолько через волевое усилие, притязание на независимость.
5.Предпочитаемый темно-синий и отвергаемый красный.
Отверганиекрасного и компенсация его темно-синим означают необходимость усыпляющегоуспокоения, потребность в удовлетворении.
6.Предпочитаемый темно-синий и отвергаемый зеленый.
Испытуемыйчувствует себя униженным, перенапряженным, не имеющим сил к сопротивлению.Настойчиво требует успокоения и разрядки.
Наосновании таблицы 1 можно сделать вывод о существующей зависимости междувыбираемыми сочетаниями цветов по второму тесту и определенными функциональнымисостояниями по первому тесту. Отсюда следует вывод о зависимости междупсихологическими характеристиками человека, вытекающими из второго теста и егофункциональным состоянием в минуты повышенных физических и эмоциональных нагрузок.
Втаблице 2 описываются функциональные состояния различных возрастных групписпытуемых
Таблица2
Результатытестирования по возрастным группам испытуемыхЭмоциональные состояния Возрастные группы 22-25 25-30 30-35 35-37 АВ ФВ 8 2 ФР 7 9 41 23 ФН 8 7 25 5 ФТ 1 1 13 20 АТ 2 3 3 2
Переходные
состояния 5 6 4 5
Наосновании таблицы 2 можно отследить зависимость между возрастом ифункциональным состоянием испытуемых. В экстремальных ситуациях лучшепоказатели у обследуемых с возрастом больше 30 лет (64 из 80 с эмоциональнымсостоянием «ФР» и 30 из 45 с функциональным состоянием «ФН»). Признакиаффектогенного состояния наблюдаются в основном у испытуемых моложе 30 лет (8человек из 10 с функциональным состоянием «ФВ» моложе 25 лет, еще двое ввозрастной группе между 25 и 30 годами, ни одного испытуемого с этимфункциональным состоянием старше 30 лет). Состояние «ФТ» присуще испытуемымстарше 30 лет (33 человека из 35).
Такимобразом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Во-первых,особенности эмоционального реагирования зависят не только от личности, но и отмногих психофизиологических свойств, присущих ему как индивиду. Следует такжеуказать на характер эмоциональной реактивности, являющийся основой темперамента.
Эмоциональнаяреактивность индивида в существенной степени определяется его возрастом.Выявляется преобладание среди лиц, которым присущи состояния аффектогенногохарактера молодых исследуемых. По-видимому, это определяется более высокойэмоциональной реактивностью в указанные периоды жизни, но, несомненно, такжесвязано с ограниченностью опыта в сочетании со свойственными молодым людямзавышенной самооценкой, стремлением утвердить себя, максималистскими тенденциями.
Добавимтакже, что наряду с относительно постоянными индивидными свойствами,существенное влияние на развитие аффектов оказывают различные неблагоприятныефакторы, изменяющие психофизиологическое состояние индивида к моментуэмоционального реагирования. Наибольшее значение имеют психическое и физическоеперенапряжение (усталость), бессонница, истощение, передозировка некоторыхлекарственных средств (психостимуляторов). Их роль как условий, способствующихразвитию аффектов, отмечается практически всеми авторами и связывается ссостоянием общей психической астении, изменениями настроения и (или)вегетативной дизрегуляцией.

Заключение
 
Сложностьи ответственность выполняемых пожарными функций и дальше будут нарастать, азначит, будут повышаться и требования к профессиональному мастерству личногосостава. Залогом успешного выполнения всех задач, стоящих перед пожарнымиявляются сложившиеся за эти годы традиции честного и добросовестного отношенияк своему делу.
Постоянныепсихологические перегрузки, вызванные ожиданием деятельности, сопровождаютсяреакцией, которая может превосходить реакцию, возникающую в период боевыхдействий. Эмоциональный стресс, возникающий с получением сигнала о выезде,длительное время не исчезает и после возвращения с задания. Однако, оценкапсихического состояния сотрудников пожарной охраны ГПС г. Ростова-на-Дону впериод повышенных эмоциональных и физических нагрузок показала, что, несмотряна экстремальный характер их деятельности, большинству пожарных не присущи аффектогенныефакторы.

Литература
 
1.   Василюк Ф. Е. Психология переживания.М., 1984.
2.   Вилюнас В. К. Психологияэмоциональных явлений. М., 1976.
3.   Калашник Я.М. Патологический аффект.– В кн.: Проблемы судебной психиатрии. М., 1941, вып. 3.
4.   Кудрявцев В.Н. Правовое поведение.Норма и патология, М., 1988.
5.   Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы,эмоции. М., 1971.
6.   Лунц Д. Р. Проблема невменяемости втеории и практике судебной психиатрии. М., 1966.
7.   Марьин М.И., Гегель А.Л., АпостоловаЛ.О. Результаты оценки функционального состояния и работоспособности пожарных.//Проблемыпожарной безопасности зданий и сооружений. – М.: ВНИИПО, 1990.
8.   Марьин М.И. Критерии оценки тяжеститруда пожарных//Пожарное дело.– 1990.–№ 3.
9.   Марьин М.И., Соболев Е.С. Исследованиевлияния условий труда на функциональное состояние пожарных.//Психологическийжурнал. 1990.–№ 1.
10.     Плишко Н.К. Онекоторых особенностях выбора цветов и сенсомоторных реакциях на световыестимулы различной модальности при изменении эмоционального состояния.//Диагностикапсихических состояний. Сборник статей. М., 1986.
11.     Плишко О.Н.Особенности сенсомоторных реакций при изменении эмоциональногосостояния.//Диагностика психических состояний. Сборник статей. М., 1986.
12.     Повзик Я.С.,Панарин В.М. Тактическая и психологическая подготовка руководителя тушенияпожара. – М.: Стройиздат, 1989.
13.     Профессиографияосновных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России: Пособие/ М.И. Марьин,И.Н. Ефанова, М.Н. Поляков и др. – М.: ВНИИПО, 1998.
14.     Психологическийсловарь. М., 2003.
15.     Рубинштейн С. Л.Бытие и сознание. М., 1957.
16.     Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. М., 1946.
17.     Самсонов А.П.Методика изучения индивидуально-психологических особенностей личностипожарного. – Пермь, 1978.
18.     Сидоров Б. В.Аффект. Его уголовно-правовое и криминологическое значение. Казань, 1978.
19.     Симонов П. В. Ещераз о потребностно-информационном подходе к изучению эмоций. – Психологическийжурнал, 1983, т. 4, №4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста
Реферат Перенос столицы России из Москвы в Санкт-Петербург 1730-е
Реферат Интермедиальные связи стихотворений Б.Л. Пастернака "Рождественская звезда" и "Магдалина" с произведениями изобр. Искусства
Реферат Diabetes 6 Essay Research Paper Diabetes mellitus
Реферат Эмоционально-волевое развитие младшего школьника во вне учебной деятельности
Реферат The Physics Of Bridges Essay Research Paper
Реферат Ценообразование на факторы производства при совершенной конкуренции
Реферат Систематизація законодавства
Реферат Кольорова металургія
Реферат Shakespeare The Feminist Taming Of The Shrew
Реферат Андрей Федорович Плюснин (1827-1880) происходил из крестьян Забайкалья. В 1860 г на своем баркасе он пристал у селения Хабаровка и открыл торговлю, затем купил дом в виде сруба у поселенца Кудрявцева
Реферат Карин-Пахлевиды
Реферат Manhood As Seen By Enerst Hemm Essay
Реферат Вспомогательный справочный аппарат в энциклопедиях
Реферат МВ Ломоносов и русская педагогика