СаратовскийГосударственный Университет им. Н. Г. Чернышевского
кафедрапсихологии
Реферат пообщей психологии
на тему:
«Спецификапсихологического познания: человек как субъект и объект познания»
Выполнила:
студентка I курса
151гр.
Чурикова А.В.
Руководитель:
Калистратов П.Ю.
Саратов
2007 год
Понятие личности
Личность — этосовокупность индивидуальных социальных и психологических качеств,характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать. Теснаявзаимосвязь и взаимообусловленность этих качеств составляет ее первоесвойство. Другим свойством является активная деятельность, направленнаяна познание и преобразование окружающего мира. И, наконец, третье свойство заключаетсяв устойчивости, что позволяет прогнозировать поведение личности,т.е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих.Поведение людей определяется эмоциональными и рациональными факторами,внутренними склонностями и внешней обстановкой, вкусами, взглядами, мотивацией.
Черты личностиформируются под влиянием природных свойств: физиологического состоянияорганизма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств,восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта,привычек, круга общения и т.п. Любая личность характеризуется:
1) общими качествами(интеллект, ум, наблюдательность, внимание, работоспособность,организованность, общительность и проч.);
2) специфическимисвойствами, под которыми понимаются способности к тому или иному видудеятельности;
3) подготовленностью кнему в виде совокупности умений, знаний, квалификации, навыков, привычек;
4) направленностью, т.е.ориентированностью своей активности, возникающей во многом под воздействиемсоциальных моментов: интересов, стремлений, идеалов, убеждений;
5) определенным складомхарактера;
6) биологическиобусловленными особенностями (например, темпераментом);
7) психологическимиособенностями: диапазоном деятельности (широта, глубина), который может бытьобщим, видовым и специальным; стилем работы (форма воздействия) и динамикойпсихики. Форма воздействия может основываться на знаниях, опыте, эмоциях, адинамика психики характеризуется силой, подвижностью и возбудимостью;
8) психическим состоянием,т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительнодлительного периода времени (возбуждение, апатия, депрессия и проч.).
Следует заметить, чточерты личности и ее поведение в определенной степени предопределяются полом ееносителя (табл. 1).
Таблица 1.Психологические различия между мужчинами и женщинами1Характеристика Мужчины Женщины Способ преодоления препятствий Интеллект, сила Хитрость, ловкость Ориентированность на проблемы Перспективная Текущая Потребность в эмоциональных стимулах Пониженная Повышенная Основа решений Рассудочность Чувственность Характер Замкнутый Открытый Отношение к внешнему миру Реалистичное, критичное Идеализированное, интуитивное Поведение Сдержанное Эмоциональное Преобладающий тип мышления Словесно-логическое Наглядно-действенное Объект внимания Содержание Форма Наблюдательность и точность Пониженные Повышенные Ориентированность Деловая Личная Отношение к другим Прямолинейное Гибкое Действие словесного поощрения Расслабляющее Возбуждающее Реакция на критику Агрессивная Спокойная
1 Cм .-Демченко А.А., Зидоркин В.И.,Скляров П.Ф. Управление персоналом. Теоретический курс. М., 1994.
Теорииличности
Насегодня в психологии нет какой-либо единственной общепринятой теории личности,но существует великое множество различных теорий, концепций и моделей личности,имеющих значительное влияние и большое число сторонников. Здесь мы краткоостановимся лишь на некоторых известных моделях личности.
Существуюттеории личности, которые известны не только психологам, но и популярны вшироких слоях населения. Одной из таких концепций является психодинамическаятеория личности 3. Фрейда. По Фрейду, личность образуется тремяструктурными компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-Я).Сфера ид — это инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты, находящиеся всфере ид, требуют своей реализации и определяют (прямо или косвенно) поведениеличности. В целом функционирование сферы ид подчиняется принципу удовольствия.В психодинамической теории Фрейда выделяются два основных инстинкта —сексуальный инстинкт, трактуемый еще как инстинкт жизни (либидо, эрос), идеструктивный, разрушительный инстинкт, трактуемый как инстинкт смерти(мортидо, танатос). Такая форма человеческого поведения, как агрессия,рассматривается в данной концепции в качестве инстинктивной формы поведения, вкачестве проявления деструктивного инстинкта личности.
Сфераэго — это рациональная часть личности, т.е. сфера сознания. Эго находится впостоянном взаимодействии со сферой ид, пытаясь предотвратить опасные,дезадаптивные проявления двух базовых инстинктов. Рациональная сфера эго должнаразрабатывать для личности такие программы действий, которые, с одной стороны,удовлетворяли бы требованиям ид, а с другой стороны, учитывали бы требования иограничения социального мира и собственного сознания человека. Функционированиесферы эго определяется принципом реальности.
Сферасуперэго — это сфера морального «Я» личности, включающая в себя систему норм,ценностей, этических представлений, согласующихся с требованиями социума. Этасфера формируется в процессе социализации и является, по Фрейду, последним (вовременном смысле) компонентом развивающейся личности. Сфера суперэго, хотя и неявляется инстинктивной, так же как и ид, находится в противоречии срациональным эго. Можно сказать, что суперэго пытается убедить эго в приоритетеидеалистических целей над реалистическими.
Психодинамическаяконцепция 3. Фрейда имеет так же много противников, как и сторонников. Пожалуй,это та теория, относительно которой высказывается самое большое количествокрайних, радикальных оценочных суждений — от восторженного принятия добезусловного отвержения. В наиболее крайней форме неприятие психоанализанаучной психологией было, пожалуй, сформулировано всемирно известным психологомП. Фрессом, который как-то заявил, что психоанализ — это вера, а для того чтобыверить, надо сначала «встать на колени».
Теорияличности А. Адлераизвестна как индивидуальная теорияличности или индивидуальная психология. Эту теорию такжетрадиционно относят к психоаналитическому направлению (Адлер — один из первых илюбимых учеников Фрейда), хотя в действительности большинство положенийиндивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда. Теория А.Адлера, как это ни парадоксально звучит, по своему духу и основнымконцептуальным положениям может быть рассмотрена как предвестник и предтечасовременной гуманистической психологии.
Сущностныеосновы теории Адлера связаны с такими понятиями, как 1) фиктивный финализм; 2)стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсация; 4)социальный интерес; 5) стиль жизни; 6) креативное «Я».
Фиктивныйфинализм. По Адлеру,основные цели человека, т.е. те цели, которые и определяют направление жизниличности, представляют собой фиктивные цели — их соотнесенность с реальностьюневозможно проверить. Но, несмотря на фиктивность, именно наличие таких финальныхцелей является реальным стимулом активности человека и объясняет егоповедение. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя изпредставления о том, что напряженная работа и только немного удачи позволяютдостичь почти всего. Это утверждение (по Адлеру) — лишь фикция, так как многиеиз тех, кто напряженно работает, не получают того, что они заслуживают. Другимипримерами фиктивных убеждений, которые способны оказывать влияние на жизньчеловека, являются следующие: «честность — лучшая политика», «все люди созданыравными». Вера в то, что праведники попадут в рай, а грешников ждет ад,несомненно, также оказывает влияние на поведение человека. И эта вера тожеявляется примером фиктивного финализма. Финальная цель, являясь фикцией, некимидеальным представлением, несмотря на это, играет роль реального стимула,мотива вполне конкретного устойчивого поведения человека.
«Индивидуальнаяпсихология решительно настаивает на том, что психологические феноменыневозможно понять, не основываясь на принципе финализма. Причины, силы,инстинкты, побуждения не могут быть основой для объяснения. Только финальныецели могут объяснить человеческое поведение» (Adler A., 1930).
Стремлениек превосходству. Первоначальнов качестве конечной цели, к которой стремятся все люди, Адлер называлстремление к власти. Позднее он отказался от термина «воля к власти» в пользутермина «стремление к превосходству». Стремление к превосходству при этом несводится лишь к достижению высокого социального статуса или лидерства.Стремление к превосходству — это общее стремление к росту, движение внаправлении «снизу вверх». Таким образом, стремление к превосходству можетвыражаться огромным числом различных способов, и каждый человек по-своемуреализует это стремление.
Чувствонеполноценности и компенсация. Чувство неполноценности — это чувство, возникающее в связи спереживанием собственной социальной или психологической несостоятельности. Оновозникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере.Чувство неполноценности присуще практически всем людям. По существу, в основевсего, что делают люди, лежит стремление к преодолению ощущения собственнойнеполноценности и к упрочению чувства превосходства. Следовательно, чувствонеполноценности не является признаком патологии. Напротив, оно являетсяпричиной совершенствования человека. Вместе с тем чувство неполноценности приопределенных обстоятельствах (например, связанных с неправильным воспитанием)может усиливаться и достигать аномального уровня. В этом случае говорят оформировании комплекса неполноценности. Адлер выделял три видастраданий, испытываемых в детстве, которые могут привести к развитию комплексанеполноценности: неполноценность органа, чрезмерная опека, отвержение состороны родителей. Стремление к компенсации неполноценности ведетчеловека к развитию — либо в той сфере, в которой ощущается неполноценность,либо в другой. В качестве классического примера компенсации неполноценностиоргана можно вспомнить Демосфена, который в детстве страдал заиканием, авпоследствии стал одним из величайших ораторов. Однако в определенных случаяхкомпенсация может уступить место гиперкомпенсации, в результате чего развитиеможет пойти по аномальному пути и привести к формированию компенсаторногокомплекса превосходства.
Социальныйинтерес. Социальныйинтерес (или чувство общности), по Адлеру, включает в себя стремление ккооперации, к идентификации с группой, к проявлению эмпатии и т.п. Концепциясоциального интереса в сущностном плане состоит в том, что у людей выраженатенденция подчинять свои личные потребности, частные выгоды делу социальнойпользы, общей пользы. В основе своей социальный интерес является врожденным,так как люди — по своей природе социальные существа. Однако спонтанно,автоматически эта природная предрасположенность вряд ли будет реализована, длятого чтобы она проявилась в должной мере, необходимы определенные усилия. Вразвитии социального интереса большое значение, таким образом, имеет социальноеокружение и воспитание, причем уже на самых ранних этапах развития ребенка.
Жизненныйстиль. Точноопределить, что такое жизненный стиль, достаточно трудно, так как сам Адлерпо-разному представлял это понятие в своих работах. Вместе с тем именно этопонятие считается наиболее характерной особенностью теории личности Адлера. Да,все люди имеют общую базовую цель — достижение превосходства, но пути еедостижения — различны. Жизненный стиль включает в себя уникальное соединениечерт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, иопределяют неповторимую картину существования индивида. Все поведение человекаопределяется его жизненным стилем. Один человек старается обрестипревосходство, развивая свой интеллект, другой видит этот путь в физическомсовершенствовании. Жизненный стиль, по Адлеру, формируется в детстве,приблизительно к пятилетнему возрасту, и в дальнейшем не претерпеваетсущественных изменений. Предполагается, что жизненный стиль определяетсяспецифической неполноценностью ребенка, воображаемой или реальной. То естьжизненный стиль — это компенсация конкретной неполноценности. В его основележат наши усилия, направленные на преодоление чувства неполноценности и засчет этого упрочивающие чувство превосходства.
Креативное«Я». Концепциякреативного «Я» является самым главным и самым последним (в том числе и вхронологическом плане) элементом теории личности Адлера. Согласно идеекреативного «Я», человек сам творит свою личность. Наследственность и дажесубъективный жизненный опыт являются лишь материалом, из которого человек самстроит свою личность. И даже такое основополагающее для Адлера понятие, какстиль жизни, оказывается подчиненным креативному «Я»: стиль жизни формируетсяпод влиянием творческих способностей личности. То есть каждый человек можетсвободно создавать свой собственный стиль жизни. Таким образом, именнокреативное «Я» является в теории Адлера первопричиной личности — той первопричиной,которая определяет и жизненный стиль, и развитие социального интереса, и самицели жизни, а также способы их достижения.
Широкоераспространение получила в психологии концепция личности Г. Айзенка.В ней выделяются два измерения личности: интроверсия—экстраверсия инейротизм—стабильность. Указанные два измерения (или фактора) являютсянезависимыми друг от друга. Каждый из полюсов этих измерений личностипредставляет собой некую суперчерту, так как, по Айзенку, в основекаждой из них лежит совокупность нескольких составных черт. Кроме того, каждаясуперчерта (например, интроверсия) — это не дискретный количественныйпоказатель, а континуум определенной протяженности. Поэтому в теории Айзенкаотносительно суперчерт применяется термин «тип».
Экстравертированныйтип характеризуется обращенностью личности к окружающему миру. Таким людямсвойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность,постоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раскованные формыповедения, высокая двигательная и речевая активность. Они легко откликаются наразличные предложения, «зажигаются», берутся за их выполнение, но также легкомогут и бросать начатое, берясь за новое дело.
Интровертированныйтип характеризует направленность личности на себя, на явления собственногомира. Для таких людей характерна низкая общительность, замкнутость, склонностьк самоанализу, рефлексии. Прежде чем взяться за что-либо, они анализируютусловия, ситуацию, задачу; склонны к планированию своих действий. Внешнее проявлениеэмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкойэмоциональной чувствительности, скорее справедливо обратное.
Взависимости от сочетания параметров интроверсия—экстраверсия инейротизм—стабильность, всех людей можно разделить на четыре группы (табл.2). Таблица 2. Категории людей, выделяющиеся на основе комбинациисуперчерт (Eysenk,1975) СТАБИЛЬНЫЙ НЕВРОТИЧНЫЙ ИНТРОВЕРТ
Спокойный,
уравновешенный,
надежный,
контролируемый,
миролюбивый, внимательный,
заботливый, пассивный Склонный к переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий ЭКСТРАВЕРТ
Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый,
разговорчивый, дружелюбный, общительный Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный
Важноотметить, что представленные в таблице черты, описывающие тот или иной типличности, относятся к крайним вариантам типа. Понятно, что при менее выраженныхособенностях (экстраверсии, интроверсии или нейротизма) и описания будут более«мягкими», не столь категоричными.
Загоды существования данной концепции по всему миру проведено огромное количествоисследований, целью которых было выявление различий между типами. В качественебольшой выдержки из них представим следующие факты (Wilson, 1978; Хьел Л., Зиглер Д., 1997). Эмпирическиустановлено, что:
•экстраверты значительно более терпимо относятся к боли, чем интроверты;
•экстраверты делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и попить кофе,чем интроверты;
•интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности, в то времякак экстраверты склонны отдавать предпочтение работе, связанной с людьми;
•интроверты чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как экстраверты — повечерам; соответственно, интроверты лучше работают утром, а экстраверты — вовторой половине дня;
•интроверты чаще признаются в практике мастурбации, чем экстраверты; но при этомэкстраверты вступают в половые связи в более раннем возрасте, более не два, атри ортогональных (независимых) измерения личности. Люди с высокой степеньювыраженноститакой суперчерты, как психотизм, являются эгоцентричными, импульсивными,равнодушными к другим, склонны к асоциальному поведению, трудно контактируют слюдьми и не находят у них понимания, отличаются конфликтностью инеадекватностью часто и с большим числом партнеров, чем экстраверты.
Значительнопозже того, как Айзенк описал экстраверсию, и интроверсию, он ввел в свою теориюеще одно измерение — психотизм.
Такимобразом, в настоящее время в теории Айзенка выделяются эмоциональных реакций.
Вмодели личности К.К. Платонова, которая известна подназванием динамической функциональной структуры личности, выделяютсячетыре процессуально-иерархические подструктуры личности. При этом задаетсясубординация низших и высших подструктур. Основными подструктурами личностиявляются 1) направленность личности, 2) опыт, 3) особенности психическихпроцессов, 4) биопсихические свойства. В свою очередь каждая из этих подструктурсостоит из ряда компонентов, которые К.К. Платонов называет «подструктурамиподструктур». Направленность личности включает в себя убеждения, мировоззрение,идеалы, стремления, интересы, желания. Опыт включает в себя привычки, умения,навыки и знания. Подструктура «особенности психических процессов» — этоощущение, восприятие, память, мышление, эмоции, воля, внимание. Биопсихическиесвойства включают в себя темперамент, половые и некоторые возрастныеособенности.
Навсе подструктуры личности, кроме того, накладываются способности и характер.Все подструктуры различаются между собой по степени представленности в нихсоциального и биологического, спецификой их развития и формирования в процессежизнедеятельности, а также соотнесением их с конкретным уровнем психологическогоанализа. Иерархия основных подструктур личности, а также их содержаниепредставлены в табл.3.Таблица 3. Основные подструктуры личности и их иерархия (поК. К. Платонову, 1984)Подструктуры Подструктуры подструктур
Соотношение социального
и биологического
Специфические
виды
формирования
Необходимые уровни
психологического
анализа Направленность личности
Убеждения, мировоззрение,
идеалы; стремления, интересы, желания
Определяющую роль играет социальное, биологического
почти нет Воспитание
Социально-
психологический Опыт Привычки, умения, навыки, знания
Значительно
больше социального Обучение
Психолого-
педагогический
Особенности психических
процессов Внимание, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции, память Чаще больше социального Упражнение
Индивидуально-
психологический Биопсихические свойства
Темперамент,
половые, возрастные,
фармакологически обусловленные свойства
Социального
почти нет Тренировка
Психофизиологический
Нейропсихологический
Резюме
личность теория индивидуальный психологический
Личность— это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности иобщения. В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином «индивид»обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» — егосоциальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Социальное вчеловеке не оторвано от биологического. Индивидное начало включено в личность ипроявляется в личностном.
Впроцессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальныйопыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частьюличности. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующегоактивного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывносвязан с общением и совместной деятельностью людей. Разные личности могутвыносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальныйопыт. Это положение является одним из оснований, лежащих в основе прочной связидвух одновременно и противоположных и единых процессов — социализации ииндивидуализации.
Социализацияне есть антипод индивидуализации, процесс социализации не ведет к нивелированиюличности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации исоциальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всегосложным и противоречивым образом. Личность — это не только социальный индивид,но это и активный субъект социального развития, и что не менее важно, активныйсубъект саморазвития. Таким образом, чрезвычайно важно не просто говорить обусвоении социального опыта индивидом, но необходимо обязательно рассматриватьличность в качестве активного субъекта социализации.
Я-концепция— это обобщенное представление о самом себе, система установок относительнособственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция — это «теориясамого себя». В самом общем виде в психологии принято выделять две формыЯ-концепции — реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды,например профессиональная Я-концепция личности, или Я-профессиональное. В своюочередь профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной иидеальной.
Реальнаяи идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но и в большинствеслучаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальнойЯ-концепцией может приводить к различным, как негативным, так и позитивнымследствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я»может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны,несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источникомсамосовершенствования личности и стремления к развитию. Самооценку можнорассматривать как аффективно-оценочный компонент Я-концепции. Отношениечеловека к самому себе является наиболее поздним образованием в системеотношений человека к миру. Но, несмотря на это, в структуре отношений личностисамооценке принадлежит особо важное место.
Проблематикойсоциальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся такиенауки, как педагогика, психология, социология, криминология и др. Проблемасоциальной зрелости личности является центральной для такой относительно новойобласти человекознания, как акмеология. Предметом акмеологии является феномензрелости человека, или процесс и результат достижения человеком вершин какиндивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) ииндивидуальностью.
Насегодня в психологии нет какой-либо единственной общепринятой теории личности.Тем не менее, существуют такие теории, которые имеют значительное влияние ибольшое количество сторонников. Одной из таких концепций являетсяпсиходинамическая теория личности 3. Фрейда. Теория личности А. Адлера известнакак индивидуальная теория личности, или индивидуальная психология. Эта теориятакже относится традиционно к психоаналитическому направлению, хотя вдействительности большинство положений индивидуальной психологии развивалиськак антитезисы теории Фрейда. Широкое распространение получила в психологииконцепция личности Г. Айзенка, в которой выделяются два измерения личности:интроверсия — экстраверсия и нейротизм — стабильность. В целом, в настоящеевремя существует множество теорий личности, которые развиваются в рамках такихнаправлений, как психоанализ, неофрейдизм, когнитивно-бихевиоральный подход,гуманистическая психология, структурно-типологическое направление.
Списоклитературы
1. В.Р.Веснин,Практический Менеджмент персонала, пособие по кадровой работе// М.: ЮРИСТЪ, 1998
2. А. А. Реан, Н. В.Бордовская, С. И. Розум, Психология и педагогика// СПб.: Питер, 2002