Реферат по предмету "Литература"


В. Гумбольдт и А.А. Потебня

Основным влингвистической концепции Гумбольдта является учение о тождестве “духа народа”и его языка.
Пытаясь объяснитьсущность языка, В.Гумбольдт даёт несколько определений языка. Он полагает, чтоязыкознание не решит ни одного вопроса, если оно не поднимется до пониманияязыка как деятельности духа. Поэтому Гумбольдт постоянно апеллирует к “духународа”, под которым он понимает комплекс интеллектуальных ценностей и всюсовокупность культуры народа, его духовное своеобразие. “Язык, — говорит он, — представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратитьартикулированный звук в выражение мысли”. Понять сущность языка можно только втом случае, если рассматривать язык в тесной связи с формированием “духанарода”, поскольку “язык в своих взаимозависимых связях есть созданиенационального языкового сознания”. “Дух народа” и язык настолько его настольковзаимосвязаны, что если существует одно, другое можно вывести из него. Этасвязь нашла своё выражение в знаменитой формуле Гумбольдта: ” Язык есть как бывнешнее проявление духа народа; его язык есть его дух, и его дух есть его язык– трудно себе представить что-либо более тождественное”.
Гумбольдт относит язык кчислу тех явлений, которые отражают характер народа. Вместе с тем духовныеособенности народов определяют национальное своеобразие языков. Идеалистическийподход Гумбольдта заключается в том, что национальные особенности языка онрассматривает не как результат исторического процесса формирования данногоязыка в тесной связи с общими условиями существования и развития говорящего наэтом языке народа, а как проявление некого духовного начала, недоступной нашемупониманию абсолютной идеи. Признав ”дух народа” в качестве причины языковогоразнообразия Гумбольдт говорит, что язык развивается по законам духа.Психический склад народа, его образ мыслей, философия, наука, искусство илитература, т.е. всё что входит в понятие “ дух народа”. Языкявляется своеобразным “промежуточным миром”, находящимся между народом иокружающим его объективным миром. Таким образом, язык у Гумбольдта выступаеткак деятельность, преобразующая внешний мир в собственность духа.
Гумбольдт теоретическиобосновывает новое и чрезвычайно важное положение о том, что формойсуществования языка является его развитие. “Язык есть не продукт деятельности,а деятельность”. Понимая язык как деятельность, Гумбольдт подчёркивает нетолько динамизм языка, но и его активность. Активность языка проявляется ввоздействии его как социального явления на индивидуума: чем индивидуум сознательнеепользуется языком, тем сильнее воздействует язык на его мышление.
Одним из первых в историимирового языкознания Гумбольдт обосновал системный характер языка. В работе “Осравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития” онопределил основную задачу языкознания как изучение каждого известного языка вего внутренних связях, в его отношениях, ибо своеобразие природы целоговыявляется всегда через отношение его составляющих. Гумбольдт приходит квыводу, что “в языке нет ничего единичного, каждый отдельный его элементпроявляет себя лишь как часть целого”.
Гумбольдт создал такжезнаковую теорию языка. В труде “О сравнительном изучении языков…” он отмечал,что язык есть одновременно и отражение, и знак. Слово – знак отдельного понятия,но нельзя себе представить, чтобы создание языка началось с обозначения словамипредметов внешнего мира. Для того чтобы слово стало словом, оно не простодолжно быть облачено в звуковую оболочку, а должно представлять собой двоякоеединство – единство звука и понятия.
Гумбольдт различает языки речь. Он, рассматривая живые языки, приходит к выводу, что все люди говоряткак бы одним языком и в то же время у каждого человека свой язык, и выдвигаеттезис о необходимости изучения живой разговорной речи и речи отдельногоиндивидуума.
Гумбольдт затронулбольшой комплекс вопросов, связанных с проблемами сущности языка и егофункционирования, но центральной в его лингвистической теории стала проблемавнутренней формы языка. Язык состоит из множества элементов: слов, правил,аналогий, всякого рода исключений и т.п. Основой, которая позволяет соединитьэти разрозненные части в единое целое, Гумбольдт считает форму языка. Определяяязык как средство познания и выражения “духа народа”, он указывает, что “формуязыка составляет нечто постоянное и единообразное в деятельности духа, чтовозвышает артикулированный звук до выражения мысли”.
При построении своейконцепции языка Гумбольдт воспринял основные теоретические положения немецкихфилософов и унаследовал достижения языковедов предшествующего периода.
В своей книге “Мысль иязык” выдающийся русский и украинский языковед Потебня посвятил великомунемецкому ученому целую главу. Критикуя метафизические взгляды Гумбольдта,Потебня высоко ценил его как гениального провозвестника новой теории языка.
УтверждениеГумбольдта о тождестве языка и “духа народа” является, по мнению Потебни,“следствием каких-нибудь недоразумений”. Критикуя метафизическую точку зренияГумбольдта, Потебня соглашается, что дух без языка невозможен, но придаёт слову“дух” иное толкование: “Принявши… дух в смысле сознательной умственнойдеятельности, предполагающей понятия, которые образуются только посредствомслова, мы увидим, что дух без языка невозможен, потому что сам образуется припомощи языка и язык в нем есть первое по времени событие”.
Особоевнимание Потебни привлекла идея Гумбольдта о том, что язык есть деятельность.Эта мысль помогла Потебне понять сущность языка как динамического процессасовершенствования языковых форм. В творчестве Потебни  получило самостоятельное развитие и другоеизвестное положение Гумбольдта – тезис о том, что взаимное понимание  есть одновременно и взаимное непонимание.Потебня замечает, что здесь следует говорить не о непонимании как обязательномотклонении от мыслей, идущих от сообщающего, а о понимании по-своему кактворческой работе воспринимающего.
Иногдаговорят, что Потебня развивает гумбольдтовские идеи на русской почве.Преемственность между взглядами Потебни и идеями Гумбольдта не вызываетсомнений, но положениям Гумбольдта Потебня придает иное лингвистическоеистолкование, вкладывает в них другое содержание.
Влияниеучения Гумбольдта сильнее всего проявилось в психологическом подходе Потебни канализу языковых явлений. Стремление исследовать факты языка как отражение техпсихических процессов, которые происходят в сознании говорящего индивидуума,позволило Потебне впервые в русском языкознании применить психологическийподход к языку. В какой бы форме ни проявлялся психологизм в работах Потебни –в форме народной или индивидуальной психологии, — он позволял выявитьлингвистическое содержание его теории и вплотную подойти к таким проблемамобщего языкознания, как соотношение языка и мышления, слова и понятия,происхождение и развитие языка, сущность языка и языкового знака, внутренняяформа слова и т.д.
Какотмечает Потебня, несовпадение языка и мысли проявляется в том, что областьязыка далеко не совпадает с областью мысли. Другими словами творческая мысльживописца, музыканта, шахматиста невыразима словом, а в математике самыесложные понятия выражаются условными знаками. Мысль, по словам Потебни,вскормлена словом. Потебня подчёркивает обобщающую силу слова в систематизациии классификации человеческих знаний, ибо только слово определяет всему своёместо в системе. И всем своим строем логических доказательств, анализомкатегорий представления, суждения, понятия Потебня утверждает тезис о теснойсвязи языка и мышления, слова и понятия.
Винтерпретации Потебни взаимосвязь языка и мышления выглядит следующим образом:прежде всего, существуют объекты мышления – предметы и вещи объективнойдействительности. Объекты мышления включают в себя и взаимоотношения междупредметами объективного мира, существующего независимо от субъекта инаходящиеся с ним во взаимодействии. Всё это влияет на органы чувств и являетсяпричиной возникновения процесса мышления, а также образов и понятий какрезультатов мышления.
Процессмышления Потебня рассматривает как проекцию на внешний объект познаниядеятельности субъекта, результатом чего является образ познаваемых предметов ипонятий о них, представляющий собой синтез субъективного и объективного.

Работамивеликого немецкого учёного Вильгельма Гумбольдта (1767 – 1835) были заложеныосновы общего и теоретического языкознания. С именем Гумбольдта связываетсястановление философии языка как самостоятельной науки. Его лингвистическаятеория настолько широка и всеобъемлюща, что её влияние продолжает сказываться ив современном языкознании.
Лингвистическиевзгляды В. Гумбольдта тесно связаны с его историко-философской концепцией иотражают положения классической немецкой философии.
Уже вранних работах Гумбольдт стремился определить, общие задачи лингвистики втесной связи с философией. Эти задачи были изложены в опубликованном уже послесмерти автора введении к книге “О различии организмов человеческого языка и овлиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода”. Этосочинение, цель которого представить языки при разнообразии их устройстванеобходимым основанием развития человеческого духа и объяснить влияние языковна это развитие и обратно, является вершиной гумбольдтской философии языка.
Особоеместо в языковедении принадлежит русскому учёному Александру АфанасьевичуПотебне. Теоретическим вопросам языкознания посвящены его книга “Мысль и язык”(1862) и “Из записок по русской грамматике” (1874). А.А.Потебня считал языкотражением народной психологии и отрицал связь грамматики с логикой, но это немешало ему признавать единство языка и мышления. В вопросе о языке и мышлениион оставался на позициях Гумбольдта. Особенно примечательно то, что Потебня неограничивался психологическим истолкованием языка и речи, а стремился вскрытьспецифику языка как особой системы. В результате этого ему удалось по-новомупоставить вопрос о слове, грамматической форме и частях речи и обнаружитьсущественные специфические свойства этих явлений языка.
Пошироте разрабатываемых проблем – общие вопросы языкознания, фонетика,семантика, синтаксис, этимология, диалектология, фольклор и этнография,литературоведение – Потебня занимает исключительное место в историиязыкознания.

Идеянеразрывной связи языка и сознания народа привела Гумбольдта к совершенноновому решению вопроса об отношении языка и мышления. Он впервые выдвинул тезис– язык есть не только средство передачи мыслей, но и средство самого мышления,”образующий орган мысли”. Это – глубоко правильная и важная мысль. Гумбольдтутверждал, что мышление народа формируется под воздействием его языка и зависитот структуры языка, что, следовательно, в силу различия языков у разных народовсложились различные системы мышления.
Посколькувсё внимание Гумбольдта было направлено на незнаковые свойства языка, знаковаясторона языка в его учении осталась в тени.
Сущностьязыка, по учению Гумбольдта, состоит в том, что язык есть создание народа,находящееся в единстве с его сознанием и служащее средством мышления. Этопонимание языка было совершенно новым и глубоко прогрессивным.
Значениеработ Потебни для современного языкознания заключается в том, что он выдвинулряд новых принципов понимания и исследования синтаксических явлений:
1.    
2.    
Решение основных вопросов языкознания, в том числе и проблемыопределения языка в связи с теорией познания, анализ всех лингвистическихпроблем с точки зрения гносеологии – основная особенность лингвистическойконцепции Потебни. Его концепция языка, прежде всего, должна быть определенакак философско-гносеологическая. Несомненная заслуга Потебни перед языкознаниемв том, что он стремился к решению общих проблем.
Список использованной литературы
1.    
2.    
3.    

Ростовский институт иностранных языков
Кафедра лингвистики
дисциплина: общее языкознание
РЕФЕРАТ
В. Гумбольдт и А.А. Потебня
НефёдоваДарья Александровна
2курс ДО,
группа3”Е”
Ростов-на-Дону
2004


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :