МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ СГГА
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
психолого-педагогическийфакультет
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ ИБЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Севастополь 2007
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ ИБЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понимание соотношения сознания ибессознательного в работах З.Фрейда
1.2 ВзглядК.Г. Юнга на проблему соотношения сознания и бессознательного
1.3 Пониманиесоотношения сознания и бессознательного в работах К.Ясперса
ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ ИБЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1 Л.С. Выготский о проблеме соотношениясознания и бессознательного
2.2Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах Д.Н.Узнадзе
2.3 Взгляд современных украинскихучёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕПроблема соотношения сознания ибессознательного на данный момент одна из основных в общей психологии. Сознаниене является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы,свойства и состояния человека, далеко не все, что воспринимается и управляетповедением человека, осознается им. Кроме сознания, впсихике человека есть ибессознательный уровень. Это – те явления, процессы, свойства и состояния,которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, ночеловеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.
Вместе с тем следует признать, что всвете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными идругими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остаетсясложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тотфакт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений которыепо-разному соотносятся с сознанием.Проблема соотношения сознания и бессознательного,является актуальной, т.к. не все стороны нашей деятельности регулируются состороны сознания. Изучение тех явлений нашей жизни, которые содержаться набессознательном уровне поможет нам глубже понять и предугадать деятельностьчеловека.
Цель: Анализ соотношения сознания ибессознательного в общей психологии
Объект: Сознание и бессознательное врамках общей психологии
Предмет: Соотношение сознания ибессознательного в психологической науке
Задачи:
1. Проанализироватьвзгляды зарубежных психологов на проблему соотношения сознания ибессознательного
2. Проанализироватьвзгляды отечественных психологов на проблему соотношения сознания ибессознательного
ГЛАВАI. СООТНОШЕНИЕСОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понимание соотношения сознания и бессознательногов работах З. Фрейда
С точки зрения Фрейда содержаниебессознательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются изсознания вследствие их неприемлемого характера. Вытеснение — это процесс,начинающийся в раннем детстве под моральным давлением среды и продолжающийся втечение всей жизни. При помощи анализа вытеснения устраняются, а вытесненныежелания осознаются [15].
Всфере психического З. Фрейд выделяет три области, как бы по иерархическомупринципу: подсознание (Ид), сознание (Эго) и сверх– или надсознание (Суперэго).Сознание оказывается по существу границей между Ид и Суперэго, а вбессознательном разграничиваются две области. Подсознательное бессознательноговыступает, с одной стороны, как природно обусловленный компонент психики, а сдругой. – как компонент, содержание которого детерминировано прошлым опытомсубъекта. Надсознательное бессознательного – это обусловленные структуройкультурного пространства, в котором действует человек, факторы, не осознаваемыеи не регулируемые индивидуально психологически. Человек говорит, не отдаваясебе отчета в закономерностях функционирования языка, принимает участие вполитических акциях, обнаруживая впоследствии, что результатом их явилось то,что никак не входило в его намерения и цели, пользуется приборами, зачастую неподозревая о закономерностях, приведших к их созданию [5].
Согласно этой теории бессознательноесодержит в себе лишь те стороны личности, которые вполне могли бы бытьсознательными и были подавлены только благодаря процессу воспитания.
З. Фрейд так же настаивал на том, что в добавление квытесненному материалу бессознательное содержит в себе так же все тепсихические компоненты, которые опустились ниже порога сознания [15].
Процессы, начинающиеся внеосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот,сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействиесознательного и бессознательного может осуществляться согласованно, синергичноили антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимыхпоступках человека, внутриличностной конфликтности.
Внесознательная сфера психики неявляется объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферубессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейсяв конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду,«цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений,которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтныхсостояний, индивид прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации(замещению) рационализации и регрессии. 3. Фрейд утрировал рольподсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного – рольсексуальных влечений, темных сил природы. Он понимал подсознания как мощную сферу,влияющую на сознание [2].
Он говорил, что бессознательноесоставляет основу нашей индивидуальности, а иррациональное начало, котороезаложено в бессознательном, является конструктивным, творческим началом.Человек часто сталкивается с тем, что случайная ошибка или заблуждениенеожиданно открывают ему совершенно новый взгляд на проблему [9].
Фрейд считал, что сфера бессознательного — это вытесненные,нереализованные потребности человека. Он внедрил понятие «Я» и«Оно», для различения которых предложил принимать во внимание законих функционирование. В основу системы, что отвечает сознанию «Я»,заложен принцип реальности, проявления «Оно» предопределены принципомудовольствия. Действия «Я» отвечают реальности и подчиненные физическимзаконам, социальным установкам и логике; «Оно» руководствуетсясубъективными потребностями биологического и аффектного характера.
Между «Я» и «Оно»нет резкой границы. «Я» стремится способствовать влиянию внешнегомира на «Оно», изменить принцип удовольствия, которым руководствуется«Оно», принципом реальности. Для психической деятельности характерныепостоянные переходы сознательного в несознательное и наоборот [16].
Фрейд указывал, что примером переходасознательного в бессознательное может служить сон. Сновидение — это своеобразноесостояние сознания того, кто спит, какой характеризуется появлением более илименее ярких представлений. Они возникают в результате работы отдельныхнезаторможенных центров коры головного мозга. Потому, то, что мы видим все сне,базируется на уже пережитых раньше впечатлениях, которые соединяются междусобой в многообразные, даже фантастические или абсурдные связи [7].
Таким образом в работах Фрейдаосновной акцент делался на то, что решающую роль в жизни и поведение каждогочеловека играет бессознательная сфера, а
сознание практически полностьюсостоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент. Помнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации,хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного ибессознательного.
1.2 Взгляд К.Г. Юнга на проблемусоотношения сознания и бессознательного
В отличие от 3. Фрейда Юнг не тольконе противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано наглубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах –представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, поЮнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательныхустремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, ачувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влияниемглубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов)находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблемаприспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру [6].
К. Юнг в своих работах о соотношениесознательного и бессознательного ввёл такое понятие как «психическая субстанция».
Психическая субстанция состоит из двухвзаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг другу областей:сознания и бессознательного. Человеческое «Я» принимает участие в обеихобластях.
На рисунке 1.2. «я» расположено междудвумя областями, которые не только дополняют, но и компенсируют друг друга.
/>
Рисунок 1.2. Соотношение сознания ибессознательного по Г. Юнгу
Иными словами, линия, разделяющая этидве области в рамках нашего «Я», может быть сдвинута в обоих направлениях — чтопоказывают стрелки и пунктирные линии на рисунке. Конечно, положение «Я» всамом центре круга следует воспринимать как условность. Смещение разделительнойлинии вверх означает ограничение сознания, а смещение вниз — расширениесознания.
Но если мыпопытаемся оценить соотношение этих двух областей, мы увидим, что сознаниесоставляет лишь очень малую часть нашей психической субстанции. Согласноантропологическим данным, сознание — плод относительно поздней дифференциации.Оно подобно островку в безграничном океане бессознательного. На рисунке 2.2.черной точкой в центре отмечено наше «Я»; окруженное и поддерживаемоесознанием, оно представляет собой ту часть психической субстанции, котораяориентируется прежде всего на адаптацию к внешнему миру. Под «Я», Юнг понималцелый комплекс представлений.
/>
Рисунок 2.2.Структура психики по Г.Юнгу
1- Я
2 — сферасознания
3 — сфераличностного бессознательного
4 — сфераколлективного бессознательного
Юнг называет«Я» так же «субъектом сознания» Он определяет сознание как «функцию илидеятельность, которая поддерживает связь психического содержимого с “Я”» Любоепереживание воспринимается и осознается только при условии, что оно проходитчерез «Я»: «элементы психического содержимого, не ощущаемые нашим „Я” кактаковые, не становятся достоянием нашего сознания».
Следующийкруг — область сознания, окруженная бессознательным. Содержание бессознательнойсферы как бы отодвинуто в сторону (ибо сознание способно одновременноудерживать весьма незначительный объем), но может в любой момент возвратитьсяна уровень сознания. Сюда же относятся и те элементы содержимого нашей психики,которые мы так или иначе вытесняем, поскольку они по разным причинам намнеприятны — «все то, что забыто, подавлено, что воспринимается, мыслится иощущается лишь подпороговым образом». Юнг называет эту область личностнымбессознательным и отличает ее от коллективного бессознательного [19].
«Бессознательноестарше сознания. Это первичная данность, из которой сознание каждый развозникает заново». Соответственно, сознание — «лишь вторичное явление,надстраивающееся над фундаментальной психической деятельностью, каковойявляется деятельность бессознательного». Считать, что жизненная установкачеловека определяется его сознанием, — ошибка: ведь «значительную часть нашейжизни мы проводим в сфере бессознательного; мы спим или грезим наяву… Во всехважных жизненных ситуациях наше сознание зависит от бессознательного». В началежизни человек пребывает в бессознательном состоянии и лишь затем вырастает досознания. Если так называемое личностное бессознательное составляют «забытые,вытесненные, подавленные, воспринимаемые лишь „подпороговым образом"»содержательные элементы, источник которых — в жизни данной личности, то коллективноебессознательное не зависит от исторической эпохи, от влияний, обусловленныхобщественной или этнической принадлежностью, и представляет собой хранилищетипичных, исконно присущих всем людям реакций на универсальные ситуации —такие, как тревога, угроза, борьба с превосходящей силой, отношения полов,отношения между детьми и родителями, ненависть и любовь, рождение и смерть,власть светлого и темного начал [18].
Г. Юнгуказывал, что одно из самых существенных свойств бессознательного состоит втом, что оно способно компенсировать реакции сознания. При нормальных условияхреакция сознания специфична для данной личности и адаптирована к внешнейдействительности; бессознательное же обеспечивает типическую реакцию,проистекающую из совокупного опыта человечества и гармонирующую с потребностямии закономерностями внутренней жизни человека. Таким образом, бессознательноедает человеку возможность принять такую установку, которая соответствовала быконфигурации его психики в целом [17].
Таким образом, в своих работах Юнгпошёл дальше Фрейда, расширив понимание составляющих психики и введя такоепонятие, как коллективное бессознательное.
Юнг считал психику динамическипротиворечивым единством, дополняющим и компенсирующим взаимодействием сознанияи бессознательного при непрерывном энергоинформационном обмене между ними.
1.3 Понимание соотношения сознания ибессознательного в работах К. Ясперса
К. Ясперс, немецкий философ,представитель экзистенциальной психологии, психиатр. Утверждал, что термин«сознание» имеет троякое значение. Во-первых, он подразумевает осознаниесобственных переживаний — в противоположность тому, что пребывает за пределамисознания. Во-вторых, он подразумевает осознание объекта, знание о чем-топредметном и внешнем — в противоположность неосознанным субъективнымпереживаниям. В-третьих, он подразумевает самосознание, осознание личностьюсобственного «Я» — в противоположность бессознательному, в рамках которогосубъект и объект переживаются как отдельные сущности, но личность не осознаетразличия между ними сколько-нибудь отчетливо.
Состояние нечёткого осознанияокружающей действительности Ясперс называл состоянием «без сознания» — понимаяпод сознанием любую форму внутреннего переживания, в том числе и такую, когдапереживание ограничивается всего лишь неосознанным чувством, не направленным накакой-либо определенный объект. Но психическая жизнь не может быть полноценнопонята только как сознание; она также не может быть понята средствами одноготолько сознания. Реальный опыт душевных переживаний необходимо дополнитьтеоретическим фундаментом,выходящим за пределы сознания.
Ясперс считал, что для объясненияпсихической жизни мы должны работать с механизмами, внешними по отношению ксознанию — с происходящими в сфере бессознательного событиями, которые, сами посебе не могут быть переведены в форму, доступную непосредственному восприятию,а могут лишь мыслиться в форме психических или физических символов илианалогий.
Само существование событий бессознательной психической жизничасто подвергалось сомнению. Ясперс утверждал, что в этой связи необходимо различатьсобытия, в действительности пережитые личностью, но оставшиеся незамеченными, исобытия, происходившие за пределами сознания и, значит, не пережитые. Первыемогут быть замечены при определенных благоприятных условиях и таким образомдоказать свою реальность. Вторые же никогда не могут быть замечены поопределению [21].
К. Ясперс считал, что передпсихологией стоит важная задача: высветить оставшиеся незамеченными события психической жизни и темсамым сделать их доступными сознанию. Стремление к истине и саморазвитиюпредполагает озарение бессознательных глубин личности.
События, происходящие за пределами сознания, могутбыть замечены лишь в тех случаях, когда они являются восприятию как событиясоматической сферы. Но эти же события могут трактоваться как причины иследствия того, что происходит в сознании; соответственно, с их помощью можнообъяснять феноменологию сознательной психической жизни. Бессознательноепроявляет себя во множестве разнообразных форм — таких, как привычки,умственные способности, темперамент. Человек нередко сознает, что он оказалсялицом к лицу с неким переживанием, исходящим из бессознательных глубин егосущества и даже способным оказать на него подавляющее воздействие.
К.Ясперс пытался разъяснить многообразие значений, приписываемыхтермину бессознательное.
а) Бессознательное мыслится какпроизводное от сознания. Как таковое оно может быть идентифицировано с:
· автоматическим поведением (т. е.деятельностью, которая некогда осознавалась, а теперь осуществляетсяавтоматически и, значит, неосознанно; речь идет о ходьбе, письме и т. п.);
· забытым опытом, все еще не утратившимсвоей действенности (имеются в виду так называемые комплексы, остаточныеаффекты, обусловленные прежним опытом);
· воспоминаниями, готовыми «всплыть наповерхность» памяти.
б) Бессознательное мыслится всоотношении с недостаткомвнимания. С этой точки зрения оно есть то, что:
· будучи пережито в действительности, проходит незамеченным;
· хотя и выявляется, но не преднамеренно;
· ускользает из памяти, т. е., будучинекогда содержанием сознания, забывается.
· никогда не было объективировано и,таким образом, не может быть сформулировано в словах.
в) Бессознательное мыслится как сила, как первоисточник, т. е. как:
1) творческое, жизненное начало;
2) убежище, защита, первопричина и конечная цель. Нашистрастные устремления и озарения, все импульсы и идеи, все виды и формы нашеготворческого воображения, все ослепительные и мрачные моменты жизни — приходит кнам из бессознательного; и любое осуществление оказывается бессознательным, вкоторое мы в конце концов возвращаемся.
г) Бессознательное мыслится как«бытие» — как истинный, глубинный смысл бытия. Но нельзя упускать из виду, что сознание не можеттрактоваться ни как нечто механически и случайно добавленное к психическойреальности, ни как нечто такое, к чему сводится вся психическая реальность —укорененная в бессознательном, подвергающаяся его влиянию и сама, в своюочередь, оказывающая на него влияние.
Существует множество проявленийсознания у человека, которые остаются незамеченными, но, взятые как целое,создают определенную атмосферуи способствуют формированию общего состояния сознания, общего настроения,смысла и потенциала ситуации. Начинаясь от ярко освещенного центра сознания,сфера более или менее осознанного содержания доходит до той темной области, гдеуже становится трудно различить грань между сознанием и бессознательным.Высокоразвитая способность к самонаблюдению делает возможным исследование«уровня сознания».
В рамках общего состояния нашего сознания, внашей психической жизни, взятой во всей ее целостности, в каждый данный моментможет присутствовать множество различных степеней сознания, начиная отабсолютно ясного сознания, через различные стадии помрачения — до полной утратысознания [20].
В своих работах основной акцентК.Ясперс делал на изучение сознания, не отрицая при этом роль бессознательныхвлечений в жизни и деятельности человека, он не признавал за ними статусапервичности.
Исходя из анализа взглядов зарубежныхпсихологов на проблему соотношения сознания и бессознательного, рассмотренных впервой главе, можно выделить ряд основных положений:
1. Согласно Фрейду,бессознательное содержит в себе те стороны личности, которые вполне могли быбыть сознательными, но были подавленны благодаря воздействию цензуры. Оно составляет основу индивидуальности, аиррациональное начало, которое заложено в бессознательном, является творческимначалом.
2. К. Юнг же,отбросив механическое разделение Фрейдом на сознание и бессознательное, считалпсихику динамически противоречивым единством, дополняющим и компенсирующимвзаимодействием сознания и бессознательного при непрерывномэнергоинформационном обмене между ними.
3. К. Ясперскритиковал психоаналитиков за то, что они делали основной акцент набиологических характеристиках человека и инстинктах, которые не могут отразитьсущность высших уровней человеческой деятельности. Однако при этом Ясперс неотрицал роль бессознательных влечений в жизни и деятельности человека, но непризнавал за ними статуса первичности.
Однако в теориях достаточно много каксходств, так и различий, что можно в основном объяснить определением авторомроли, которую играет бессознательное в жизни человека.
ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙПСИХОЛОГИИ
2.1 Л.С. Выготский опроблеме соотношения сознания и бессознательного
Задачи психологии Л.С. Выготскийвидел в том, чтобы заполнить пробелы в картине сознательной душевной жизни,теми звеньями, которые не являются объектом полного, непосредственного ипостоянного сознания, т.е. тем, что называют подсознательным, малосознательными бессознательным.
Л.С. Выготский рассматривалчеловеческую психику как составное сложного процесса, который совершенно непокрывается сознательной его частью и потому как считал Выготский совершеннозаконно говорить о психологически сознательном и психологическибессознательном: бессознательное есть потенциально-сознательное [4].
Центральным понятием психологииявляется бессознательное, которое позволяет заполнить недостающие пробелыпсихической жизни, установить отсутствующие причинные связи. Для Выготскоговажно поставить вопрос так: психологично ли бессознательное, может ли онорассматриваться в процессах поведения наряду с целостными психологическими.
Бессознательное психично и обладаетвсеми свойствами психического, кроме того, что оно не является сознательнымпереживанием. Выготский говорил о том, что уже сам характер бессознательного,заключающийся в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы иповедение, требует признания его психофизиологическим явлением [3].
Л.С. Выготский считал, чточеловеческое сознание – это не сумма отдельных процессов, а система, структураих, т.е. объединение психических функций, способностей и свойств личности – этои есть сознание. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждойфункции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в нейзанимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, вдошкольном – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессыразвиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. Помнению Л.С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройкесистемной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловойструктуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход бессознательных явлений всознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания кдругой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря –обобщения.
Л.С. Выготский в своих трудах делаетакцент на том, что в научной психологии нельзя игнорировать факты сознания,необходимо просто перевести их на объективный язык. Сознание нельзя рассматриватькак нечто отдельное от биологического, физиологического и психологического, емудолжно быть найдено место в одном ряду со всеми реакциями организма. Сознание –это проблема структуры поведения. Существует ряд вопросов, на которые должнаотвечать психология, и которые наиболее тесно связаны с понятием сознания:самосознание, психологическая природа познания чужих сознаний, сознание трёхосновных сфер эмпирической психологии (мышления, чувства и воли), понятиебессознательного, тождество и взаимосвязь сознания и бессознательного.
Он в основном говорил о существованиии развитии бессознательных психических явлений, говоря о том, что не все из нихосознаются человеком. Выготский утверждал, что сама сознательность явленийимеет различные степени: мы одно переживаем более сознательно и ярко, другое –менее.
Есть вещи, находящиеся почти на самойгранице сознания и постоянно входящие и выходящие за его поле. Есть смутноосознаваемые вещи, есть переживания, более или менее тесно связанные с реальнойсистемой переживаний, например сновидения. Он утверждал, что явление нестановится более или менее психичным, от того, что оно становится менеесознательным. Отсюда он делал вывод, что существуют и бессознательныепсихические явления.
Сам характер бессознательного, заключающийсяв том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требуетпризнания его психофизиологическим явлением [4].
В своей концепции Л.С. Выготский восновном рассматривал бессознательное, как психический процесс, говоря, что онообладает всеми свойствами психического, кроме того, что не являетсясознательным переживанием. Так же отмечал, что сам характер бессознательного,заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы иповедение. Говоря о сознание Л.С. Выготский подчёркивал, что сознание этообъединение психических функций, способностей и свойств личности.
2.2 Рассмотрение проблемы соотношения сознания ибессознательного в работах Д.Н. Узнадзе
Узнадзе считал, что психика и сознание вовсе не совпадают ине покрывают друг друга, а наоборот, существует и вторая, во всяком случае, неменее значительная сфера психической жизни, известная под названиембессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную частьполя нашей активности [10].
Бессознательными могут быть как процессы психическогоотражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разныеавторы вносят различный смысл. С точки зрения Д.Н. Узнадзе, понятиебессознательного следует свести или даже заменить понятием психическойустановки.
Установка понимается как всеобщееявление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка втеории Д.Н. Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическоепонятие [14].
Исходный пункт психологии, согласно Д.Н.Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Поэтому психологиядолжна исследовать в первую очередь субъекта, личность как целое. Явления жесознания, изучавшиеся традиционной психологией независимо от личности, должнырассматриваться лишь как дальнейшие определения личности. При наличиипотребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние,которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовностьсовершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка –готовность к совершению определенного действия. Установка, таким образом,является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды ипсихической деятельностью человека.
Любые психические процессы человекаотличаются друг от друга тем, что в одном случае они сопровождаются сознанием,а в другом — лишены такого сопровождения; по существу же содержания этипсихические процессы остаются одинаковыми: достаточно появиться сознанию, ибессознательное психическое содержание станет обычным сознательным психическимфактом [13].
По мнению Д.Н. Узнадзе, установка неотражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания,не является отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания. Вместе с темУзнадзе считает ненужным понятие бессознательного, так как внутренняя структураи сущность его остается нераскрытой и толкуется по аналогии с сознательнымипроцессами. Д.Н. Узнадзе признает заслуги З. Фрейда в разработке проблем,связанных с бессознательным психическим. Однако учение З. Фрейда не содержит всебе общей теории бессознательного и теории отношения последнего к поведению.Фрейду были ясны функции бессознательного, но форма существованиябессознательного оставалась неясной [12].
Д.Н. Узнадзе считал, что, знаяфункции, выполняемые бессознательным психическим, мы можем определить и формуего существования.
Согласно учению Узнадзе, сферадействия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основевсей активности человека, как внутренней, так и внешней. Концепция Д.Н. Узнадзеслужит выяснению путей формирования структуры и функций этого бессознательного.В субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическоесостояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, всоответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации,направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения.После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности даннаяустановка перестает существовать, уступая место иной установке[11].
Таким образом, согласно взглядам Д.Н.Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всейпсихической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует идействует в форме установок.
2.3 Взгляд современных украинских учёных на проблемусоотношения сознания и бессознательного
По мнению Скрипниченко О.В.: «Сознание— это высшая интегрированная форма психики, которая складывается подвоздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человекаи общения с помощью языка с другими людьми» [7,c.95].
Если рассматривать основные взглядыСкрипниченко О.В. на проблему сознания, то можно выделить несколько основныххарактеристик сознания:
— отображение окружающего мира спомощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление,воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит красстройству сознания;
— различения субъекта и объекта (тоесть того, что принадлежит «Я» и «не Я»), котороепроисходит в процессе формирования самосознания человека. Человек —единственное живое существо, способное к самопознанию и самооценке своейдеятельности и себя в целом.
— обеспечивает целое образовывающейдеятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрываетпричинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель,учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы,преодолевает трудности. Своей деятельностью она активно влияет на окружающиймир;
— наличие эмоционально-оценочныхотношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самой себе. Этахарактеристика сознания оказывается более выразительным в таких моральныхчувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживанияусиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важнымстимулом для активизации сознания.
Человек издавна задумывался над тем,как работает его сознание, чем оно отличается от других людей, которая живутрядом, как оно воспринимает окружающую среду и в то же время осознает его,почему много с того, что видят глаза и слышат уши, проходит мимо него [8].
Сознание — это интегральный моментпсихических процессов. В психической деятельности нет отдельных психических актов,все они взаимосвязаны, но при этом каждый хранит свою специфику. Например,сознание хранит то, что является объектом внимания; напрягая память, мывыполняем действие припоминания и осознаем его; отыскивая карандаш, мы осознаемдействие восприятия.
Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает усебя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольныхреакциях, действиях, психических явлениях.
Мясоед П.А. схематично рассматривал соотношение сознания ибессознательного, располагая сознание в центре и предлагая при этом следующуюсхему:
/>
Рисунок 3.3. Соотношение сознания ибессознательных процессов
I – Неосознаваемые механизмысознательных действий
II – Неосознаваемые побудителисознательных действий
III – Процессы «надсознания»
Благодаря сознанию человекприспосабливается к окружающему миру. Объектом осознания является то, чтонуждается в определенной регуляции нашего поведения, наших действий с учетомреальности.
Сознание человека оказывается в егодеятельности. Дело и слово человека является проявлением его сознания. Сознаниев разные моменты жизни индивида и при разных обстоятельствах неодинаково. Об этоммы говорим, характеризуя поступки и состояния людей. Отдельные действияоцениваются как высоко сознательные, в других таких качеств не видится. Потомуможно говорить о разном уровне самосознания не только у разных людей, но и уодной, лица, что зависит от глубины и выразительности того отображенияобъективной действительности, которое направляется деятельностью.
О низком уровне сознания говоряттогда, когда человек недостаточно осознает обстоятельства, в которых он действует,и свое отношение к ним. Высокий уровень сознания характеризуется тем, чточеловек раскрывает существенно необходимые связи, руководствуясь отдаленной иобщественно значимой целью и определенными мотивами, и соответственно планируеторганизует и регулирует свои действия. Чем сложнее и более ответственноезадание, тем более высоким должен быть уровень сознания.
Сознательная деятельность человека неисключает наличия в ней бессознательного. Осознаются цель деятельности, путидостижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения частоавтоматизируются. Хождение, вещание, письмо, чтение, счет — это максимальноорганизованная автоматическая психическая деятельность. Сначала эти актыосуществляются в результате деятельности сознания, а в дальнейшемавтоматизируются, освобождая сознание для последующего, более совершенногоприспособления к окружающему миру.
Однако эта автоматизацияотносительна. Сознание в любой момент может взять под свой контроль любоеавтоматизированное действие. В таких случаях бессознательное становится важныммеханизмом приспособления к окружающей среде.
Не осознаются также так называемые субцептивныереакции, которые предопределяются подпороговыми раздражителями, некоторыемотивы деятельности и поведения.
Существуют множество объясненийпроявления бессознательного. Так, например, переход от сна к активномубодрствованию — это переход от бессознательной психической деятельности ксознательной. Таким образом, психическая деятельность человека являет собойединство сознательного и бессознательного [7].
В работах украинских психологовсинтезировано множество теорий, как отечественных, так и зарубежных.
Основной акцент украинские учёныеделают на том, что сознание человекапроявляется в его деятельности. А бессознательное – это те качества, интересы,потребности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи ипроявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психическихявлениях.
При рассмотрение взглядовотечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного,рассмотренных во второй главе, можно выделить ряд основных положений:
1. Л.С. Выготскийакцентировал своё внимание на том, что сознание и бессознательное в основномпроявляется в активности и в деятельности человека.
А сам характер бессознательного, заключается в том, что онооказывает влияние на сознательные процессы и поведение.
2. Д.Н. Узнадзе иЛ.С. Выготский,в противовес большинствузарубежных учёных, отрицали тот факт, что бессознательная сфера являетсяведущей в жизни и деятельности человека.
3. Украинские психологи– синтезировали множество теорий и в итоге пришли к своему пониманиюсоотношения сознания и бессознательного. В частности, П.А. Мясоедсхематизировал соотношение сознания и бессознательных процессов в человеческойпсихике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При анализе литературы по даннойтеме, мы в соответствие с поставленными задачами:
1. Рассмотрели взгляды зарубежныхпсихологов на проблему соотношения сознания и бессознательного
2. Рассмотрели взгляды отечественныхпсихологов на проблему соотношения сознания и бессознательного
Несмотря на многообразие точек зренияна рассмотренную проблему, во всех рассмотренных теориях есть множество сходныхположений на понимание сознания и бессознательного.
Многие зарубежные и отечественныеучёные занимались изучением этой проблемы. В зарубежной психологии огромныйвклад в развитие учения о бессознательном внёс З.Фрейд, акцентируя внимание натом, что основную роль в регуляции психической жизни играет бессознательное, асознание – лишь небольшая часть нашей психики, которая в данный конкретныймомент актуально осознаётся человеком. В последствие его теорию развил идополнил Г. Юнг. Он считал психику динамически противоречивым единством,дополняющим и компенсирующим взаимодействием сознания и бессознательного принепрерывном энергоинформационном обмене между ними.
К.Ясперс рассматривал многообразие значений,приписываемых термину бессознательное, а так же рассматривал различные степенисознания – от ясного сознания, до его полной утраты. Он критиковалпсихоаналитиков за то, что они делали основной акцент на биологическиххарактеристиках человека и инстинктах, которые не могут отразить сущностьвысших уровней человеческой деятельности.
В отечественной психологии проблемысоотношения сознания и бессознательного в своей теории рассматривал Л.С. Выготский,говоря о том, что бессознательное обладает всеми свойствами психического, крометого, что оно является сознательным переживанием.
Так же он отмечал, что сам характербессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательныепроцессы и поведение. Говоря о сознание Л.С. Выготский подчёркивал, чтосознание это объединение психических функций, способностей и свойств личности.
Д.Н. Узнадзе рассматривал соотношениесознания и бессознательного с позиции разработанной им теории установки.Согласно взглядам Д.Н. Узнадзе, бессознательное, лежащее в основе протеканиявсей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания,существует и действует в форме установок.
И Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготскийотрицали тот факт, что бессознательная сфера является ведущей в жизни идеятельности человека.
Современные украинские учёные, такиекак О.В. Скрипниченко, Мясоед П.А. и др. Рассматривали эту проблему, указывая на то, что различные бессознательные явления по-разному связаны с поведением человека и егосознательной регуляцией. Украинские психологи – синтезировали множество теорийи в итоге пришли к своему пониманию соотношения сознания и бессознательного. Вчастности, П.А. Мясоед схематизировал соотношение сознания и бессознательных процессовв человеческой психике.Вместе с тем следует признать, что всвете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным,остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этогоявляется тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений,которые по-разному соотносятся с сознанием, а так же с поведением человека иего сознательной регуляцией.
Проблема бессознательного впсихологии занимает огромное место. Только через изучение бессознательногоможно познать себя, решить многие свои проблемы.
Но как мы выяснили, сознание, отнюдь,не является единственным звеном многогранной человеческой психики, оноконтролирует многие процессы, но далеко не все без исключения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бескова И.А. Эволюция и сознание. – М.:Ренессанс, 2001. – 275с.
2. Бойко В.В. Взгляд на себя и на других.– М.: Смысл, 1996. – 426 с.
3. Выготский Л.С. Проблемы общейпсихологии. – М.: Питер, 1996. – 502 с
4. Выготский Л.С. Теории и историипсихологии. – М.: Педагогика, 1982. – 488с.
5. ГинецинскийВ.И. Человеческое сознание. – СПб.: Питер, 1997. – 346с.
6. ЕникеевМ.И. Общая и социальная психология. – М.: Просвещение, 1999. – 294с.
7. Мясоед П.А. Вопросы общейпсихологи. – К.: Либідь, 2004. – 457с.
8. Скрипниченко О.В. Общая психология.– К.: Либідь, 2005. – 464 с.
9. Тараненко Н.В. Аллегориисознания // Практическая психология и социальная работа. – 1999. – № 7. –С.15–17.
10. Узнадзе Д.Н. Виды установок. –М.: Смысл, 1987. – 243с.
11. УзнадзеД.Н. Общая психология. – СПб.: Смысл,1989. – 478с.
12. Узнадзе Д. Н.Психологические исследования. – М.: Наука, 1966. – 413с.
13. Узнадзе Д. Н. Психологияустановки. – Минск: Питер, 2001. – 416с.
14. Узнадзе Д. Н.Экспериментальные основы психологии установки. – Тбилиси: АПН Грузия, 1961. –382с.
15. Фрейд 3. Введение в психоанализ.– М.: Смысл, 1991. – 253с.
16. Фрейд З. Психологиябессознательного. – М.: Ренесанс, 2005. – 253с.
17. Юнг К. Г. Архетип и символ. – М.:Ренессанс, 1991. – 317с.
18. Юнг К.Г. Конфликты детской души.– М.: Просвещение, 1991. – 325с.
19. Юнг человек и его символы. – М.:Смысл, 2002. – 326с.
20. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997. –427с.
21. Ясперс К. Сознание и бессознательное. Флюктуациисознания. – СПб.: 2001. – 341с.