Реферат по предмету "Педагогика"


Применение тестовых заданий на уроках биологии

Курсоваяработа
На тему
Применениетестовых заданий на уроках биологии

Содержание
 
1. Значение проверки знаний учащихся по биологии
2. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся
3. Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями
4. Виды тестовых заданий.
5. Использование тестовых заданий для текущей и итоговойпроверки.
Литература

1. Значениепроверки знаний учащихся по биологии
Проверка знаний и умений — важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения:формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний,необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, наподготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, гдеиспользуются законы живой природы. На проверку знаний и умений возлагаютсяследующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.
Изучение состояниябиологической подготовки учащихся- непременное условие совершенствованияучебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает уучащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальныеособенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Она даетболее достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке,позволяет учителю управлять прессом обучения.
Систематическая проверказнаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание,на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранееприобретенных знаний в новую систему.
2. Формы иметоды проверки знаний и умений учащихся
 
Различают текущую,тематическую и итоговую (годовую) проверку знаний и умений. Задачи обучения,воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки.Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую,развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая иитоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как длятекущей проверки, так и для итоговой проверки используются различные формы,методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая.
В обучении биологии донедавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методыпроверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устнаяпроверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровнеподготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знанийсочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются,обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи.Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, какусвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности,ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут лиучащиеся делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколькохорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебнойподготовке учащихся.
Однако устная проверкаимеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на одини тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниямиучеников группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематическойи итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы наотдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установитьобратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы всеболее широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы иметоды проверки с помощью открытых и закрытых тестов ( тесты с выборомправильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определениепоследовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей всхеме, заполнение таблицы и др.)
Нетрадиционные формыпроверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяютболее рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связьс учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелахв знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшегопродвижения в учении. Только нетрадиционные формы проверки дают возможностьсистематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке иформировать у них установку на неизбежность контроля. Например, систематическийтестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам,не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.
В процессе тематической иитоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезоквремени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихсягруппы, получить объективные данные для сравнения результатов учебнойподготовки учащихся одной или нескольких групп.
Нетрадиционные формы иметоды проверки имеют определенные недостатки. Главный из них — высокаявероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышениякачества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того,ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данногонедостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банкапроверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяютвыявить умения учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответдоказательно. С помощью нетрадиционных форм проверки трудно выявить степеньовладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например,проводить наблюдения, определять растения и др.
В связи с этимцелесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать всочетании с традиционными, как при проведении текущего, так и итоговогоконтроля. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курсабиологии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки.
3. Обучениеучащихся работе с тестовыми заданиями
Нетрадиционные формызаданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этомуспособствует систематическое применение тестовых заданий для текущей проверкизнаний, знакомство учащихся с различными видами тестов и обучение работе сними. Прежде всего, важно обучить работе с заданиями на выбор одногоправильного ответа.
Например, при выполнениизаданий, ориентированных на выбор ответа, учитель предлагает учащимся прочитатьего, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым изпредлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву.
Каждый новый вид заданиятребует обучения работе с ним.
Таким образом, на первыхэтапах применения тестовых заданий важно больше времени уделять обучениюучащихся работе с каждым новым видом задания. Овладение этой технологиейпозволит в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний.
Тест успеваемости – этосистема заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить и измеритьуровень знаний и умений.
Тест состоит из двухчастей: задания и эталона. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можнообъективно судить о качестве усвоения учебного материала. Тест, лишенныйэталона, превращается в обычное контрольное задание.
Классификация тестовпо уровням усвоения.
1.Тесты первогоуровня усвоения:
— Тесты на опознания
— Тестовые задания свыбором одного правильного ответа
— Тесты с частицей «НЕ»
— Тестовые задания назадания биологических терминов
— Тестовые задания сиспользованием рисунков.
2. Тесты второгоуровня усвоения:
— Тесты с выборомнескольких правильных ответов
— Тест «на подстановку»
— Тестовые задания наклассификацию объектов и процессов
— Тестовые задания наопределение последовательности событий
3. Тесты третьегоуровня:
Тесты третьего уровня — этотворческое использование приобретенных знаний, которые позволяют выявить уменияприменять знания в нестандартных ситуациях. Условно этот уровень можно назвать«нетиповая задача». Проверка качества регулировки и усвоения и применениезнаний на практике.
4. Видытестовых заданий
 
1. Тесты на опознания.
В тесте на опознанияучащемуся задается вопрос, требующий от него альтернативного ответа: «да» или«нет»; «является» или «не является».
Например:
В организме человека 23пары хромосом.
А. Да
Б. Нет
2. Тестовые задания свыбором одного правильного ответа
В педагогике спорнымостается вопрос о числе ответов в задании. Предлагаются задания, содержащие отдвух до восьми ответов. Экспериментальная проверка тестовых заданий показала,что двух ответов недостаточно, так как в этом случае возрастает вероятностьугадывания правильного ответа. В тоже время включение в задание шести- восьмиответов также оказывается неэффективным. В этом случае у учащихся уходит многовремени на выполнение заданий и теряется одно из ведущих преимуществнетрадиционных форм проверки — экономия времени. Поэтому считаетсяцелесообразным включать в тестовое задание этого типа четыре- пять ответов, изкоторых всего один правильный.
Например:
1. Где в растениипроисходит фотосинтез?
А. В клетках корня.
Б. В хлоропластах клетоклиста или стебля.
В. В завязи цветка.
Г. В сердцевине стебля.
Учащиеся выбирают изчетырех ответов один, по их мнению, правильный и записывают в тетрадь стоящуюоколо него букву, в данном случае букву Б.
3. Тестовые задания назнания биологических терминов.
Часто подобные заданияиспользуются, чтобы проверить, овладели ли учащиеся биологическими терминами ипонятиями. Легче учащимся выполнить задание, в котором дается определение ипредлагается выбрать его название.
1. Процесс образованияорганических веществ в растении с использованием энергии солнечного светаназывается:
А. Дыханием.
Б. Испарением
В. Фотосинтезом.
Г. Размножением.
Ответ: В.
Значительно сложнеезадания, в которых дается термин, а учащимся необходимо выбрать его правильноеопределение.
1. Прокариоты — этоорганизмы:
А. Клетки, которых неимеют оформленного ядра.
Б. Осуществляющиефотосинтез на свету.
В. Состоящие изодинаковых клеток.
Г. Содержащие в клеткахядро и разнообразные органоиды.
Ответ: А.
4. Тестовые задания счастицей «НЕ».
Иногда в вопросвключается отрицательная частица «НЕ», слова «НЕЛЬЗЯ», «НЕ СЛЕДУЕТ» и т.п. Привыполнении заданий этого типа учащиеся часто не обращают внимание на отрицаниев вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания могутдаваться только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь вниманиеучащихся к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом. Однакосоставить задания с отрицанием «НЕ» очень сложно, так как требует подобрать триправильных ответа и лишь один неправильный. Эти задания ориентируют учащихся надругой, более сложный характер умственной деятельности и чаще всего превышаютуровень обязательного усвоения.
Рассмотрим примерыподобных заданий.
1. Какую функцию НЕвыполняет стебель?
А. Передвижениеорганических веществ.
Б. Передвижениеминеральных веществ.
В.Опорную.
Г. Поглощение воды иминеральных солей.
Ответ: Г.
2. Почему бактерии НЕЛЬЗЯотнести к растениям?
А. Размножаются с помощьюспор.
Б. Состоят из однойклетки.
В. Не содержатхлоропластов.
Г. Не имеют оформленногоядра.
Ответ: В.
5.Тесты с выборомнескольких правильных ответов.
Характер мыслительнойдеятельности учащихся усложняется при выполнении тестовых заданий, в которыхдается несколько правильных ответов. В этом случае общее число ответовувеличивается до пяти- семи, число же правильных ответов учащимся несообщается. Тестовые задания подобного типа побуждают учеников к аналитическоймыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний.Поэтому задания такого рода могут широко использоваться для проверкирезультатов обучения на обязательном для всех уровне овладения учебнымматериалом. Обычно такие задания не требуют выстраивания ответов в определеннойпоследовательности, так как от этого их сущность не меняется.
Рассмотрим примерыподобных заданий.
1. Какого значениеклеточного обмета веществ?
А. Способствуетразмножению организмов.
Б. Обеспечивает организм энергией.
В. Обеспечивает передачунаследственной информации.
Г. Снабжает клеткустроительным материалом.
Д. Способствует повышениюуровня организации организма.
Ответ: Б, Г
2. Какова роль листа вжизни растения?
А. Осуществляетпоглощение воды и минеральных солей.
Б. В нем происходитфотосинтез.
В. Выполняет опорнуюфункцию.
Г. Выполняет функциюиспарения воды.
Д. Используется животнымидля питания.
Е. Может выполнятьфункцию размножения.
Ответ: Б, Г, Е
6. Тестовые задания счастицей «НЕ».
Иногда в вопрос включаетсяотрицательная частица «НЕ», слова «НЕЛЬЗЯ», «НЕ СЛЕДУЕТ» и т.п. При выполнениизаданий этого типа учащиеся часто не обращают внимание на отрицание в вопросе.Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания могут даватьсятолько после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся котрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом. Однакосоставить задания с отрицанием «НЕ» очень сложно, так как требует подобрать триправильных ответа и лишь один неправильный. Эти задания ориентируют учащихся надругой, более сложный характер умственной деятельности и чаще всего превышаютуровень обязательного усвоения.
Рассмотрим примерыподобных заданий.
1. Какую функцию НЕвыполняет стебель?
А. Передвижениеорганических веществ.
Б. Передвижениеминеральных веществ.
В.Опорную.
Г. Поглощение воды иминеральных солей.
Ответ: Г.
2. Почему бактерии НЕЛЬЗЯотнести к растениям?
А. Размножаются с помощьюспор.
Б. Состоят из однойклетки.
В. Не содержатхлоропластов.
Г. Не имеют оформленногоядра.
Ответ: В.
7. Тестовые задания сиспользованием рисунков.
Для тестовой проверкизнаний можно использовать рисунки. Задания с рисунками развивают образноемышление учащихся, учат распознавать объекты и устанавливать связи между ними,проверяют сформированности умения наблюдать. Задания с рисунками могут бытьочень разнообразными. Чаще всего они ориентируют на выбор одного правильногоответ
Например:
Рассмотрите рисунок иперечислите атавизмы.

/>
Ответ: Б.Д.
8.Тестовые задания наклассификацию объектов и процессов.
Задания, в которых даютсятолько правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать,распределить в группы и занести результаты
в таблицу, относят кразряду сложных. Однако после многократных упражнений их можно использовать идля контроля знаний на базовом уровне. Подобные задания хорошо применять дляпроверки знаний о классификации растений и животных, об особенностях строенияживотных разных групп. Рассмотрим примеры:
1. Из приведенных ниже выберитепризнаки, характеризующие фотосинтез и дыхание. Внесите в таблицу буквы,обозначающие признаки этих процессов.
А. Происходит во всехклетках.
Б. Протекает только насвету.
В. Поглощается углекислыйгаз, выделяется кислород.
Г. Поглощается кислород,выделяется углекислый газ.
Д. Происходит в клетках схлоропластами.
Е. Протекает на свету и втемноте.
Ж. Органические веществаобразуются
З. Органические веществарасщепляются до минеральных.
9.Тестовые задания наопределение последовательности событий.
Выполнение заданийповышенной сложности требует сложной мыслительной деятельности. И поэтому онимогут даваться для проверки знаний только сильным учащимся и интересующимися,этим предметом. Например, задания, в которых предлагается определить, какоеявление или процесс следует за имеющимся в задании или предшествует ему.
1.В процессеисторического развития животных земноводные появились на Земле после:
А. Птиц
Б. Пресмыкающихся
В. Рыб
Г. Млекопитающих.
Ответ: В.
Задание на определениепоследовательности событий усложняется, если учащимся предлагается составитьотчет из приведенных элементов, определить порядок изложения. Эти задания чащевсего превышают базовый, обязательный для всех учащихся уровень, их выполнениетребует сложных мыслительных операций: нахождения нужных элементов, определенияих последовательности, конструирования ответа в целом. Учащимся дается четыреили более правильных элементов ответа на вопрос, а они должны сконструироватьиз них один ответ.
Приведем пример:
1. Из предложенныхэлементов с помощью букв составьте ответ на вопрос: как формируетсяприспособленность к среде обитания?
А. Благодарянеоднородности особей в популяции происходит борьба за существование.
Б. Благодарянаследственной изменчивости и размножению популяция неоднородна.
В. В неоднороднойпопуляции действует естественный отбор.
Г. Без наследственнойизменчивости не может идти отбор.
Д. В популяции выживают иоставляют потомство особи с наследственными изменениями, полезными в конкретныхусловиях.
Ответ: Б, А, В, Г, Д.
Может быть использован идругой вариант тестовых заданий на определение последовательности событий.Учащимся предлагается несколько ответов с заданной последовательностью явленийи предлагается определить правильную.
Например, нужно найтиответ на вопрос:
1. Назовите основныестадии эволюции человека.
А. Древний человек-древнейший человек- ископаемый человек современного типа.
Б. Человек умелый-древний человек- древнейший человек- ископаемый человек современного типа.
В. Древнейший человек-древний человек- ископаемый человек современного типа.
Г. Древнейшийчеловек-австралопитек- древний человек- ископаемый человек современного типа.
Ответ: В.
2.Определите правильносоставленную цепь питания.
А. Плотва- цапля- окунь — водоросли
Б. Цапля — водоросли — окунь- плотва
В. Водоросли — плотва-окунь- цапля
Г. Водоросли — окунь-плотва- цапля.
Ответ: В.
10. Тестовые заданияповышенной сложности (тесты 3 уровня).
Задания этого виданачинаются следующим образом: Каковы основные различия между...; приведитеразличия; укажите отличительные особенности.
Например:
О чем свидетельствуютразличия в строении человека и животных?
Каково значение кислородав жизни организма
Какую функцию выполняетцитоплазма в клетке?

5. Использованиетестовых заданий для текущей и итоговой проверки
 
1) Особенности текущейпроверки с использованием тестовых заданий.
Разнообразные тестовыезадания могут успешно применяться как в целях текущей проверки, так и итоговойпроверки знаний и умений учащихся. Для текущей проверки используются все видытестовых заданий. Они находят применение на разных этапах урока: проверки изакрепления знаний, изучения нового материала (в последнем случае тестовыезадания носят обучающий характер).
Учитывая недостаткиприменения тестовых заданий, целесообразно использовать их в сочетании страдиционными формами проверки знаний. Желательно проверять усвоение одного илитого же понятия, как с помощью тестов, так и вопросов и заданий со свободнымответом.
Например, для проверкиусвоения знаний о роли цитоплазмы в клетке модно применить следующее тестовоезадание:
1.Цитоплазма в клетке…
А. Защищает содержимоеклетки от механических повреждений.
Б. Поглощает световуюэнергию.
В. Осуществляет связьмежду частями клетки.
Г. Обеспечивает делениеклетки.
Ответ: В.
Наряду с тестовымизаданиями знания о цитоплазме проверяются также с помощью обычных вопросов.Ученику предлагается рассмотреть изображение клетки на рисунке и рассказать оместе в ней цитоплазмы и ее функциях.
Реализации дифференцированногоподхода на уроке способствует применение всего разнообразия тестовых заданий.Для проверки знаний учащихся на обязательном для всех уровне чаще всегоиспользуются задания с выбором одного правильного ответа, в то время какзадания, требующие конструирования ответа из ряда элементов, выявленияпоследовательности процесса и т.п., предлагаются для интересующихся биологиейучащихся. При выставлении отметки учитывается степень сложности задания.
В последние годы тестовыезадания широко применяются на уроках биологии для текущей проверки знанийучащихся. При этом тестовый контроль дополняется традиционными формами иметодами проверки, что повышает объективность оценки результатов обучения.
2) Тематическаяпроверка знаний.
В меньшей степенинетрадиционные формы и методы проверки применяются для итогового контроля.Учитель не доверяет им, считая, что они не могут дать объективной картинысостояния знаний учащихся. Однако подобное мнение нельзя назвать правильным.Дело в том, что тестовый контроль занимает меньше времени, позволяет проверитьбольшой объем знаний у всех учащихся одновременно. Тестовый итоговый контрольцелесообразно проводить по завершении изучения крупной темы или ряда тем, вконце полугодия и даже года.
Для проведениятематического контроля знаний и умений готовятся тесты, состоящие из большогочисла заданий (15-20) и традиционных вопросов. На проведение подобного зачетавыделяется целый урок. Чтобы не допустить списывания ответов, подготавливаютсяобычно четыре варианта тестовых заданий. При этом тесты в вариантах должны бытьравноценными, идентичными.
Целесообразно в тест,включать разнообразные по форме задания, а не только с выбором одного ответа.Это обусловлено тем, что к моменту проведения зачета учащиеся уже должныовладеть умением работать с различными заданиями. В тоже время для итоговойпроверки следует использовать задания, требующие более обобщенного ответа, вменьшей степени ориентировать на проверку отдельных фактов, деталей.
Однако не все видытестовых заданий можно использовать для итоговой проверки знаний и умений. Вменьшей степени для этой цели подходят различного рода диктанты, работа стаблицами, задания с пропусками отдельных терминов.
Тесты должны бытьсоставлены таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированныйподход при проверке знаний. Для этой цели составляются задания различнойстепени сложности: одна группа заданий — на обязательном для усвоения всемиучащимися уровне, а другая- на повышенном уровне. Например, тест содержит 20заданий, из которых 15 составлены для всех и соответствуют обязательномууровню, а 5 даны на повышенном уровне и предлагаются для выполнения учащимся, интересующимсябиологией.
Известно, что с помощьютестов нельзя проверить все виды знаний и особенно умений. Поэтому целесообразнодля итоговой проверки использовать тестовые задания в сочетании с традиционнымивопросами и заданиями, требующими свободного, традиционного ответа. Можнопредложить учащимся 15 тестовых заданий и 5 заданий со свободным ответом. Приэтом все 5 заданий можно составить на повышенном уровне сложности. Но можнодать на повышенном уровне сложности 2-3 тестовых задания и 2-3 традиционныхвопроса.
Таким образом, сочетаниетестовых заданий с традиционными вопросами позволить повысить достоверностьрезультатов проверки знаний и умений учащихся, а также выявить их умениелогично излагать мысли, аргументировать факты, прибегать к доказательствам.
По разделу общей биологиирассмотрим примеры тестовых заданий для проведения 1 варианта зачета по блокузнаний « Клетка — единица строения, жизнедеятельности и размноженияорганизмов»
Вариант 1.
Основная часть.
I. Выберите один правильный ответ:
1. Значительную частьклетки составляет вода, которая выполняет функцию:
А. Энергетическую
Б. Информационную
В. Транспортную
Г. Каталитическую
Ответ: В
2. В чем состоит главноеотличие клетки растений от клетки животных?
А. В наличии у нееоболочки.
Б. В наличии хлоропластовс хлорофиллом.
В. В наличии митохондрий.
Г. В наличии сложногоядерного аппарата.
Ответ: Б
3. Биополимеры составляютоснову жизни, они входят в состав всех клеток любого организма, к нимотносятся:
А. Глюкоза, фруктоза
Б. Молекула АТФ
В. Белки, нуклеиновыекислоты
Г. Липиды.
Ответ: В.
4. Молекулы АТФ- основнойисточник энергии в клетке, так как они:
А. Содержат богатыеэнергией фосфатные связи
Б. Ускоряют химическиереакции в клетке
В. Поглощают энергиюсолнечного света
Г. Участвуют в реакцияхбиосинтеза.
Ответ: А.
5. Какова рольхлоропластов в клетке?
А. В них происходитокисление органических веществ.
Б. Они участвуют вбиосинтезе белка.
В. Они участвуют впередаче наследственной информации.
Г. Они поглощают энергиюсвета и используют ее на синтез органических веществ.
Ответ: Г.
II. Выберите несколько правильныхответов:
6. Какие функциивыполняет плазматическая мембрана в клетке?
А. Служит матрицей дляреакций биосинтеза белка.
Б. Защищает клетку отмеханических повреждений.
В. Обеспечиваетпоступление веществ в клетку и их выделение из клетки.
Г. Преобразует энергиюсолнечного света.
Д. Участвует в синтеземолекул АТФ.
Е. Осуществляет связьмежду клетками.
Ответ: Б, В, Д, Е.
7. Чем отличаются клеткипрокариот от клеток эукариот?
А. Они более мелкогоразмера.
Б. В них практическиотсутствуют органоиды.
В. Состоят из болеепростых органических веществ.
Г. Не имеют оформленногоядра.
Д. Представляют собойклетку- организм.
Ответ: Б, Г.
8. Почему о вирусахнельзя с полной определенностью сказать, что это живые организмы?
А. Они не имеют тканей.
Б. У них отсутствуютхромосомы.
В. Процессыжизнедеятельности у них проявляются только в клетках других организмов.
Г. У них нет оформленногоядра.
Д. Они не имеютклеточного строения.
Ответ: В, Д.
III. Заполните таблицы:
9. В одну графу выпишитебуквы, указывающие на строение и функции митохондрий, в другую хлоропластов, втретью — рибосом.
А. Состоят из двухнеодинаковых по размеру частиц.
Б. Состоят из наружной ивнутренней мембран, внутренняя мембрана имеет много складок.
В. Состоят из наружной ивнутренней мембраны, внутренняя мембрана образует граны.
Г. Располагаются на мембранахЭПС или в цитоплазме.
Д.Располагаются вцитоплазме.
Е. На складкахрасполагается множество ферментов.
Ж. Между двумя частямиорганоида располагается и-РНК.
З. Главная функция-синтез АТФ.
И. Происходит синтезбелка.
К.Происходит фотосинтез.Митохондрии Б, Д, Е, З Хлоропласты В, Д, К Рибосомы А, Г, Ж, И.
10. В одну графу выпишитебуквы, обозначающие особенности молекул ДНК, в другую- РНК, в третью белка.
А. Состоит из большогочисла аминокислот
Б. Состоит изнуклеотидов, содержащих аденин, тимин, гуанин, цитозин.
В. Состоит изнуклеотидов, содержащих из аденин, гуанин, цитозин, урацил.
Г.В состав входит углеводрибоза
Д. В состав входитуглевод дезоксирибоза.
Е. Аминокислотысоединяются пептидными связями.
Ж. Молекула представляетсобой одноцепочечную спираль.
З. Характеризуетсяпервичной, вторичной и третичной структурами.
И. Молекула образуетдвуцепочечную спираль
К. Цепочки спиралисоединены водородными связями.Молекула ДНК Б, Д, И, К. Молекула РНК В, Г, Ж Молекула белка А, Е, З.
 
Дополнительнаячасть.
11. С помощью буквсоставьте ответ на вопрос: Какова последовательность действий при митозе?
А. Происходитсамоудвоение ДНК, синтез белка, образование двух хроматид.
Б. Хроматиды расходятся кполюсам клетки.
В. Хромосомывыстраиваются в центре клетки.
Г. Хромосомыспирализуются, становятся компактными и заметными в световой микроскоп.
Д. Нити веретенаприсоединяются к хроматидам.
Е. Вокруг хромосомобразуется ядерная оболочка.
Ж. Цитоплазма делитсямембраной посередине клетки, образуются две клетки.
Ответ: А, Г, В, Д, Б, Е,Ж.
12. Ответьте на вопросы:
а) В чем проявляетсявзаимосвязь процессов митоза, мейоза и оплодотворения?
б) В чем взаимосвязьэнергетического и пластического обмена веществ?
3.Итоговая (годовая)проверка знаний.
Велика роль нетрадиционныхформ и методов проверки не только для тематического контроля знаний и уменийучащихся по биологии, но и для итоговой проверки, в конце учебного года. Этотконтроль предполагает проверку результатов усвоения большего по объему учебногоматериала, чем в тематической проверке, использования заданий более обобщенногохарактера. Контролируются знания биологических закономерностей, ведущихпонятий, овладение основными видами учебной деятельности.
Для получения объективныхрезультатов, кроме тестовых заданий, целесообразно включать также в проверочнуюработу традиционные задания, требующие свободного ответа.
Рассмотрим примерпроверочной работы для итоговой проверки знаний учащихся по предмету «Общаябиология» (10-11 кл.)
Вариант 1
IВыберите один правильный ответ:
1. Какая группаорганизмов НЕ относится ни к эукариотам, ни к прокариотам:
А. Грибы
Б. Бактерии
В. Вирусы
Г. Сине-зеленые водоросли
Ответ: В
2. Какой углеводнаходится в клетках растений:
А. Крахмал
Б. Клетчатка
В. Гликоген
Г. Хитин
Ответ: А
3. Из последовательностикаких кислот состоят белки:
А. Аминокислот
Б. Нуклеиновых кислот
В. Высших жирных кислот
Ответ: А
4. Какую функциювыполняет хитин
А. Энергетическую
Б. Строительную
В. Защитную
Ответ: В
5. У какой клеткиотсутствует целлюлозная клеточная стенка:
А. У животной
Б. У растительной
Ответ: А
6. В какой части растенийнаходятся хлоропласты:
А. В цветках
Б. В клубнях
В. В стеблях
Г. В листьях.
Ответ: Г
7. К какому отрядумлекопитающих относится « человек разумный»:
А. Отряд Насекомоядные
Б. Отряд Хищники
В. Отряд Рукокрылые
Г. Отряд Приматы
Ответ: Г
8. Для каких людейхарактерны следующие признаки: объем мозга 1600 см, жили в родовой общине, изготовляли орудие труда, приручали животных и начали развивать земледелие:
А. Кроманьонцы
Б. Дриопитеки
В. Австралопитеки
Ответ: А
9. Назовите чертуотличающую человекообразных обезьян от человека:
А. Похожие зубы
Б. Общие болезни
В. Выражены надбровныедуги
Г. Химический составкрови.
Ответ: В
10. К какой человеческойрасе относятся люди со следующими признаками: «Лицо узкое, широкий нос, толстыегубы»:
А. Монголоидной.
Б. Негроидной
В. Европеоидной.
Ответ: Б
11. Совокупностьпроцессов развития организма с момента образования зиготы и до смертиназывается:
А. Гистогенез
Б. Органогенез
В. Гаструляция
Г. Онтогенез
Ответ: Г
12. Как называется периодразмножения взрослого организма:
А. Дорепродуктивный
Б. Репродуктивный
В. Пострепродуктивный.
Ответ: Б
13. Как называетсяпроцесс образования половых клеток:
А. Сперматогенез
Б. Овогенез
В. Гаметогенез
Г. Гистогенез
Ответ: А
14. При помощи спорразмножаются:
А. Растения
Б. Грибы.
В. Водоросли.
Г. Бактерии.
Ответ: Б
II Выберите несколько правильныхответов:
Какие функции в клеткевыполняют углеводы?
А. Каталитическую Г.Двигательную
Б. Структурную Д.Сократительную
В. Запасающую Е.Энергетическую
Ответ: Б, В, Е.
16. Какие функциивыполняет цитоплазма в растительной клетке?
А. Обеспечивает связьмежду ядром и органоидами клетки.
Б. Способствуетпоступлению веществ в клетку.
В. В ней протекаютпроцессы жизнедеятельности.
Г. В ней образуетсяклеточный сок.
Д. Участвует восуществлении связи между клетками.
Е. Является хранителемнаследственной информации.
Ответ: А, В, Г.
17. Чем отличаются клеткипрокариот от клеток эукариот?
А. Они более мелкогоразмера.
Б. В них практическиотсутствуют органоиды.
В. Состоят их болеепростых органических веществ.
Г. Не имеют оформленногоядра.
Д. Представляют собойклетку организм.
Ответ: Б, Г.
III. Заполните таблицы:
19. Назовите признакиестественного и искусственного отбора. Сведения о них занесите в таблицу.
А. Отбор проводитсячеловеком.
Б. Отбирающий фактор-условия внешней среды.
В. Сохраняются особи сполезными для человека признаками.
Г. Признаки у особейимеют приспособительное значение.
Е. Признаки у особей неимеют приспособительного значения.Искусственный отбор А, В, Е Естественный отбор Б, Г, Д
20. Из предложенныхответов в одну графу таблицы выпишите буквы, характеризующие биогеоценоз, а вдругую — агроценоз.
А. Комплексвзаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с однороднымиусловиями.
Б.Сообщество, возникающеев результате хозяйственной деятельности человека.
В. Высокая численностьрастений одного вида.
Г. Большое число видов.
Д. Ведущий фактор,влияющий на сообщество,- искусственный отбор.
Е. Виды имеют различныеприспособления к совместному обитанию.
Ж. Виды расположеныярусами.
З. Естественныйкруговорот нарушен.
И. Не может существоватьбез вмешательства человека.Биогеоценоз А, Г, Е, Ж Агроценоз Б, В, Д, З, И
21. Найдите срединазванных организмов производителей, потребителей, разрушителей органическихвеществ.
А. Дождевой червь Е.Клевер
Б. Заяц- беляк Ж. Голубь
В Мукор З. Бактерии
Г. Волк И. Хламидомонада
Д. Пшеница


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.