Реферат по предмету "Психология"


Смыслотехники самоподдержки: сценарии и программы тренингов

Федеральноегосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Южныйфедеральный университет»
Методическиеуказания для студентов-психологов
«Смыслотехники самоподдержки: сценарии ипрограммы тренингов»
Мушастая Наталья Викторовна
Суприянов Виталий Владимирович
г. Ростов-на-Дону
2007

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ САМОПОДДЕРЖКИ
Для разработкиспециальных педагогических технологий, направленных на смыслообразование исмыслоактуализацию студентов в процессе обучения, особый интерес вызываетразработка Д.А. Леонтьевым механизмов смыслотехнического воздействия. Онисходит из структуры смысла, который всегда задается его субъектом (смысл длякого), носителем (смысл чего), непосредственным смыслообразующим источником исмысловой связью между носителем и источником смысла, благодаря которой первыйприобрел смысл. Этот механизм позволяет разработать инструментальный компонентсмыслотехнологий, ориентированный на тот опыт, который уже существует впсихологии.
Техники и заданияпредлагаемые в данном пособии как раз и ориентированы на то, чтобы черезинициацию смыслообразования, помочь студенту овладеть приемами самоподдержки исаморегуляции.
1.Прием«Вечерний пересмотр событий» (ведь для тех, ктоработает с людьми, самый губительный принцип — «Я подумаю об этом завтра»).
2.Визуализация:мысленное представление,проигрывание, видение себя в ситуации, которая еще не произошла, — это прием,помогающий строить реальность. Человек воображает себя делающим (или имеющим)то, к чему он стремится; и — получает желаемое. (10 минут перед отходом ко снуи 10 минут утром. Всего 20 минут!).
Этапы визуализации:
•  решите,чего вы хотите добиться: буквально, четко, зримо, в цветах и красках (мысленносоздайте точные картины и сцены того, чего вы хотите добиться)
•  Расслабьтесь.
•  В течение5—10 минут мысленно представляйте желаемую реальность. Как будто создаваявидеофильм успешных действий.
Важно, чтобы вы помнили: при визуализации нужна систематичность.Здесь главное — практика. Не надо ждать быстрых результатов. Недостаточно представитьсебе что-нибудь один или два раза. Результат появится, если образотпечатывается в сознании вновь и вновь на протяжении недель и даже месяцев.Так что продолжайте упражняться в визуализации, пока ваша цель неосуществится. Не пытайтесь оценить результаты после одной — двух попытоквизуализации.
Если возникнут сомнения, — избегайте бороться с ними. То, противчего борешься, только сильнее укрепляется. Надо просто проигнорировать своисомнения. Отрезать их и отбросить!
И еще несколько техник самопомощи, которые могут помочь впрофилактике сгорания
Техника 1. «Отрезать, отрубить». Она пригодна для работы слюбыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет», «всеэто бестолку и т.д. и т.п.) Как только почувствуете, что в душу закраласьподобная мысль, — немедленно „отрежьте ее и отбросьте“, сделав дляэтого резкий, „отрезающий жест левой рукой и зрительно представив, как вы “отрезаете»и отбрасываете эту мысль.
После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматьсявизуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечноже, позитивную). Все встанет на свои места.
Техника 2. «Лейбл или Ярлык». Если в голову пришланегативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней состороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Некоторые считают, чтодействие этой техники усиливается, когда вы представите, как не просто «вытащили»негативную мысль вовне, но произвели в воображении некоторые действия над ней.К примеру, представили, как будто брызнули на нее краской из баллончика,пометили ее (ядовито-зеленая, канареечно-желтая и т.п.) и уже теперь наблюдаетесо стороны.
Негативные мысли имеют силу только над вами и только в том случае,если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Кактолько вы перестаете на них реагировать, они теряют власть. Скажите: Это всеголишь негативная мысль!
/>По данным специалистов(Д. Кехо и др.) эта техника помогает на 75%
Техника 3. Преувеличение. Как только обнаружится негативная мысль,преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной
Техника 4. «Признание своих достоинств». Помогает при излишнейсамокритичности. Одно из противоядий — осознать, что вы -так же, как идругие люди, — не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточнохороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.
А теперь — сам самоподдерживающий прием (женщины примут егоскорее, чем мужчины!). Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом исобираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе иговорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточнохорош (хороша)!». При этом хорошо, если вы улыбнетесь себе!
 
СТРАТЕГИИ СНИЖЕНИЯ ЭФФЕКТА ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЭФФЕКТА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХФАКТОРОВ
 
Стратегия № 1 СОБЛЮДАЙТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ДИЕТУ
Психологическая диета
1. Приятное начало и конец дня
Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это можетбыть все, что угодно. Важно, чтобы вечером, засыпая, вы знали, что утром васожидает нечто приятное, и весь день жили в предвкушении столь же приятного. Этоможет быть одно и то же или разное. Главное — это должно согревать вас самимпроцессом и ожиданием этого процесса. Придумайте, что бы это могло быть иначинайте «принимать два раза в день до и после сна». Любые приятныесобытия в течение дня желательны и предпочтительны, но не заменяют этих двухпериодов.
2. Фиксирование положительных импульсов
Человек постоянно воспринимает и перерабатывает огромноеколичество положительных и отрицательных импульсов. В зависимости от того,какая «программа» в это время «работает» в человеке,производится отбор этих импульсов. Импульсы, соответствующие программе,фиксируются, учитываются, не соответствующие — отбрасываются. Человек всостоянии депрессии или тревожности бессознательно фиксирует вниманиена отрицательных, тревожащих импульсах и не замечает множество положительных.Исправить это искажение можно с помощью сознательной перестройки своеговнимания.
В течение дня обращайте внимание на все приятное, что происходит,вплоть до разных мелких, обыденных событий. В конце дня подсчитайте, сколько ихпроизошло. Пусть у вас под рукой будет листок бумаги и ручка, чтобы каждый разфиксировать эту «приятность», что-то положительное. Просто ставьте «плюсик».Если произошло что-то очень приятное, поставьте большой «плюс».
Фиксировать на бумаге положительные факторы и составлять графикнужно не меньше трех месяцев. За это время возникнет привычка обращать особоевнимание на положительные моменты в жизни, автоматизм в предпочтительномакцентировании внимания на положительных импульсах. Это кажется очень простым и поэтомунезначительным. На самом деле выработка такого «позитивного автоматизма»очень важна для общего психологического состояния человека и егомировосприятия.
Позже возвращайтесь к этому приему всякий раз, когда почувствуете,что теряете положительный настрой. Такая фиксация на первых порах необходима,чтобы выработать привычку обращать как можно больше внимания на положительныесобытия. Конечно, день на день не приходится, но если вы будете действительностараться обращать внимание на все без исключения положительные факторы вашейповседневной жизни (например, понравился фильм, получился вкусный суп, муж(жена) сделал или сказал что-то приятное, очень уютно сидеть вечером в кресле сжурналом в руках, починили кран, увидел(а) что-то интересное на улице и т.д.),то вы увидите, что ваша линия постепенно ползет вверх.
3. Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов
Для жизнерадостного состояния человека необходимо, чтобы он проживалположительные и отрицательные факторы в пропорции 6:1 (небольшое количествоотрицательных факторов нужно для сохранения стрессоустойчивости психики).
Для обычного уравновешенного состояния эта пропорция не должнабыть меньше 3:1 (т.е. три положительных фактора на один отрицательный).
Поэтому, если Вы получаете в течение дня один отрицательный «заряд»,то позаботьтесь о том, чтобы «вознаградить» себя за это тремяприятными ситуациями, событиями, процессами и т.п. примерно такой же силы. Еслиэто невозможно сделать в тот же день, запланируйте это на ближайшие дни. Этоболее выполнимо, чем может показаться: очень многие отрицательные факторыкомпенсируются положительными просто в процессе проживания дня. Надо простонаучиться замечать это. Ну, а уж если «само» не компенсируется, тонадо приложить к этому дополнительные усилия. Это может быть случайно пришедшеена ум удовольствие или заранее продуманный список возможных удовольствий, изкоторого вы будете выбирать в таких случаях.
4.      Соблюдение пропорции забот и отдыха
Лучше это делать всегда, но по крайней мере до тех пор, пока вы непочувствуете себя в психологическом смысле хорошо, из семи дней минимум одиндолжен полностью посвящаться расслаблению и отдыху.
5.      Общее расслабление с образным представлением дляподпитки энергией (релаксация с визуализацией)
Два раза в день посвятите 10—15 минут общему расслаблению. Найдитеместо, где вам никто не помешает. Удобно сядьте на стуле или в кресле.Расстегните и ослабьте все, что давит и жмет. Положите руки на колени, ладонямивверх. Глаза лучше закрыть; если их удобно держать открытыми, то сосредоточьтеих в одной точке на каком-нибудь неподвижном предмете или стене. Начнитесчитать — не спешите, но и не растягивайте счет; он должен быть ритмичным.Начните дышать в такт со счетом: на первое «раз, два, три» — вдох, навторой счет «раз, два, три» — задержите дыхание, на счет «раз,два, три, четыре» — выдохните, на последний счет «раз, два, три»задержите дыхание и начните сначала. Продолжая дышать в том же ритме, последовательнообращайте внимание на мышцы лица, шеи, плеч, рук, спины, поясницы, живота, ног.Постарайтесь расслабить их. Теперь, когда вы расслабились, проделайте следующиеупражнения (техники).
6.      Наполнение энергией
«Дерево силы и добра». В состоянии расслабленияпредставьте себе образ дерева, которое вызывает в вас чувство душевной теплоты,доверия к нему. Вас тянет к этому дереву. Вы подходите к нему и обнимаетествол, прижавшись всем телом. Вы чувствуете, как нежное тепло, несущее энергию,силу, проникает в каждую клеточку вашего тела. Тело наполняется этим теплом,словно живительным бальзамом. Вы чувствуете, как каждая клеточка благодарнорасправляется, наливается силой.
«Картинка» должна быть ассоциирована (пояснение:ассоциирована — значит, вы должны видеть дерево, но не себя со стороны,т.е. так как это было бы в жизни, если бы происходило с вами, т.е. вы незритель, а участник этой сцены). Кроме того, для данной техники важно чувствовать,ощущать. Даже если вы ярко представляете себе это дерево, почувствуйтеудовольствие, которое вам доставляет даже просто его вид. Позвольте вашему телуреагировать на вызываемые ощущения. Правильно выполненная техника вызываетприлив энергии, «ликование» тела.
Стратегия № 2 В ВАШЕЙ ЖИЗНИ ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕЛЬ
Если у вас есть цель, которую вы действительно хотите достичь, онапревращается в мощный положительный фактор в вашем сознании. Если онареалистична, у вас появляется действенный стимул, заставляющий вас двигаться кцели. Люди, стремящиеся к вполне определенной цели, всегда настроены болееположительно, так как их сознание постоянно занято, и им некогда «пережевывать»мелкие неприятности.
Когда вы достигли одной цели, необходимо тут же поставить передсобой другую. Останавливаться нельзя. Именно в то время, когда мы никуда недвигаемся, нас настигает отрицательный дрейф.
У каждого из нас свои желания. Основная наша задача — понять себяи отдать приоритеты своим желаниям. Желание должно быть достаточно сильным,чтобы желаемое стало целью, эта цель должна быть настолько желанна, чтобы онаподняла человека над повседневными заботами, то есть, чтобы человек счел длясебя возможным тратить для достижения этой цели время, энергию, и т.п.
/>Иногда обстоятельствасами вынуждают человека ставить перед собой новые цели. Но можно и намеренноформулировать новые задачи. Для некоторых людей появление новой значимой цели —лучший способ сохранения положительного настроя.
Когда человек ставит перед собой цели, достигая которые он можетреализовать свои способности, потребности, осуществить мечты, он тем самымсоздает такой перевес постоянно поступающих положительных факторов, чтоотрицательный дрейф отступает.
Но что, если в вашей жизни присутствует постоянно действующийотрицательный фактор, сильно влияющий на ваш настрой? Его надо преобразовать вцель.
Так, например, если у вас существует проблема психологическогохарактера, вы можете поставить целью избавление от нее, как это сделал Р.
Р. в жизни очень мешала его застенчивость. Он обладал хорошимизнаниями, но всегда получал низкие оценки из-за того, что становился оченьскованным, если ему приходилось говорить в присутствии большого количествалюдей. На работе никто не считался с его мнением, просто потому, что он не могсвободно высказать его. Он был хорошим специалистом, но занимал самую маленькуюдолжность, так как не мог активно проявлять себя. Неудовлетворенный своимположением и вообще всей жизнью, на уклад которой сильно влияла егозастенчивость, однажды он решил поставить перед собой цель — избавиться от нее.Уже одно то, что он принял такое решение, улучшило его настроение. Когда онобратился к специалисту и выяснил, что эта цель вполне достижима, хотя итребует времени и приложения серьезных усилий, его настроение совершенноизменилось. Он стал меньше реагировать или просто не замечал множества мелкихотрицательных факторов, которые попадали в его поле восприятия, так какпрактически каждую минуту своего свободного времени посвящал работе над своейпроблемой.
Когда он добился значительных успехов, он поставил перед собойновую цель: пройти переподготовку по специальности и добиться полученияболее интересной для него работы.
Сам процесс достижения цели привносил в его жизнь столькоположительных эмоций, его жизнь стала настолько осмысленной и насыщенной, чтоон решил, что когда придет к поставленной цели, определит для себя новую цель.
Как только главная цель будет выбрана, необходимо определить рядпромежуточных этапов, которые помогут в ее достижении. Когда удастся добитьсяодной из промежуточных целей, необходимо перейти ко второй и так далее.
С достижением каждой промежуточной цели вы будете чувствовать всебольшую уверенность в себе, у вас начнет формироваться более конструктивноеотношение к жизни. Жизнь становится лучше и интереснее, если мы все времянаходимся в движении к очень важной для нас цели.
Стратегия № 3 КОНСТРУКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМАМ,ПОЯВЛЯЮЩИМСЯ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНИ
Люди, настроенные положительно, не позволяют проблемам заниматьбольше места в их жизни, чем это необходимо.
Надо усвоить одно правило: оставляя проблемы нерешенными, выможете навлечь на себя несчастье. Проблемы и заботы имеют свойстворазрастаться, все больше занимая наше внимание. Если мы и дальше откладываем ихрешение, они «взрываются», нанося жизненной позиции такой тяжелыйущерб, что восстановление ее и нашего душевного самочувствия потребует многосил.
Как избежать такой ситуации? Вот несколько рекомендаций.
•  Встречайтелюбую проблему лицом к лицу. Не старайтесь делать вид, что ее не существует.Ссылаясь на различные причины, которые мешают вам решить проблему, вызакладываете бомбу замедленного действия под собственное благополучие.
•  Принимайтерешение, обдумав все стороны данной проблемы.
•  Принимаярешение, всегда продумывайте Один-два варианта другого решения этой жепроблемы, на случай, если первый вариант, почему-либо закончится неудачей.
•  Решаяпроблему, не оглядывайтесь назад. Прошлое нельзя ни вернуть, ни изменить,сколько бы мы ни возвращались в него в своих мыслях. Прошлое нам полезно толькотогда, когда мы вспоминаем события, которые нам приятно вспоминать, либо еслимы находим в нем опыт конструктивного решения проблем.
 

ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Помогает осмыслить и интегрировать все ресурсы человека,необходимые для эффективной профессиональной деятельности, а также выйти запеределы личностных пристрастий и рассмотреть свою деятельность как служениесвоим идеалам и ценностям.
/>
 
Пространство «Окружение». «Какие люди и вещи,где и когда окружают вас при достижении вами своей цели?»
Пространство «Поведение». «Что вы делаете вданном окружении для достижения цели?»
Пространство «Способности». «Какие способностиподдерживают эти виды поведения?»
Пространство «Убеждение и ценности». «Почему важноиспользовать именно эти способности, осуществлять именно такое поведение врамках достижения вашей цели?»
Пространство «Идентичность». «Кто Вы такой,поддерживающий именно эти ценности и убеждения, чем вы отличаетесь от другихлюдей в данном окружении?» Используйте метафору для своего личностногосвоеобразия.
Пространство «Миссия». Представьте как можноболее детально образ себя в будущем, полностью реализовавшего свои цели.Всмотритесь, вслушайтесь, почувствуйте себя в этом опыте. Ощутите себяобладающим всеми ресурсами, необходимыми для успешной реализации цели. Создайтеметафору Миссии.
Путь интеграции. Идите назад по всем логическим уровням отидентичности к Способностям, Поведению, Окружению, привнося в каждое изпространств свое знание будущего и вновь отвечая на вопросы каждого изпространств. Находите добавления или изменения в каждом пространстве, которыесоответствуют
Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания
Прежде всего, признать, что они есть. Те, кто помогает другим людям,как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Труднопризнаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Темболее, что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемыемеханизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматическихсобытий, «окаменение» чувств и тела.
Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признаксобственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудныхсостояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать оних (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностьюотдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, нанекоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведьсверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вынуждаетесь сами.
Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверхмеры, могут замедлить процесс вашего восстановления.
Во-первых, ваше состояние может облегчить, физическая иэмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите своюситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.
Для профессионала при этом уместна и полезна работа ссупервизором, — профессионально более опытным человеком, который принеобходимости помогает менее опытному коллеге в профессионально-личностномсовершенствовании. В запланированный период профессионал и супервизор регулярносовместно обсуждают проделанную работу. В ходе такого обсуждения происходитобучение и развитие, которые помогают выйти из выгорания.
Во-вторых, в нерабочее время вам нужно УЕДИНЕНИЕ. Для того, чтобысправиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному,без семьи и близких друзей.
РАБОТА С СУПЕРВИЗОРОМ
Она особенно необходима в том случае, если специалист:
♦ Слишкомвовлекается в проблему клиента и теряет профессиональную объективность.
♦ Можетзастрять на такой модели помощи клиенту, в результате которой у клиента непоявляется мотивация помогать себе самостоятельно.
♦ Эмоциональнововлекается в проблему клиента, особенно когда ситуация вызывает у работникасобственные воспоминания.
♦ Продолжаетвыполнять свои обязанности, когда их эффективность снижается, в то время каквзгляд «со стороны» и обсуждение могло бы оказаться более полезным.
-•       Берет слишком много работы, постоянно помогает другим и начинаетстрадать от «сгорания».
•        Испытывает трудности при завершении работы с клиентом. ЗАПОМНИТЕ!
> Этитрудности могут коснуться каждого. Они не указывают на слабость или снижениепрофессионализма — это особенности деятельности специалистов «помогающих»профессий.
> Организациясупервизий поможет справиться с этими труд ностями и оценить качество услуг,предоставляемых клиентам.
ТИПЫ СУПЕРВИЗИЙ
• Один на один
Групповая
•  Неформальная
•  Кризисная
•  ОДИННА ОДИН — это заранее запланированная встреча с повесткой дня, чтобы обсудить иоценить конкретную работу.
•  ГРУППОВАЯСУПЕРВИЗИЯ — Коллектив сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу другдруга. Участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждыйслучай и то, как он решался. Происходит обмен опытом и знаниями.
•  НЕФОРМАЛЬНАЯСУПЕРВИЗИЯ — это незапланированная консультация с супервизором, лицом к лицуили по телефону.
•  КРИЗИСНАЯСУПЕРВИЗИЯ — незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениямработника, привел к кризисному состоянию специалиста. Происходит сразу послеработы с клиентом.
ЗАПОМНИТЕ!
о Никогда не бойтесь попросить о помощи.
о Не волнуйтесь по поводу «глупых» вопросов.
о Никто из специалистов не должен быть в изоляции.
Одним из методов психологического выхода из трудных ситуацийявляется искусство рационализации. Пройдя интервью или сессию, люди пробуютповторно избавиться от проблем в более интеллектуальном и менее личностномсвете, что позволяет им иметь дело с абстрактными качествами других и неподдаваться эмоциям. Примером может быть психологическое отстранение отоскорбляющего клиента и создание умственного построения, состоящего в том, чточеловек подвержен бреду и галлюцинациям, и его слова, в действительности,не направлены непосредственно на профессионала.
Другой метод, который используют профессионалы, состоит впсихологическом отстранении через создание физической дистанции — они могутстоять или сидеть немного дальше от клиентов, чем обычно; они реже смотрят вглаза пациентам или клиентам; они придерживают дверь за ручку (неявносигнализируя о быстротечности беседы). Они, также, с большей вероятностью будутговорить с клиентами на поверхностные, общие темы.
Что нужно делать и чего не нужно делать при профессиональномвыгорании
> НЕскрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьямобсуждать их вместе с вами.
> НЕизбегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможностьпересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
> НЕпозволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другиепредоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
> НЕожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе.Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительноговремени.
> Выделяйтедостаточное время для сна, отдыха, размышлений.
> Проявляйтеваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.
> Постарайтесьсохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Если вы понимаете, что профессиональная деформация уже происходити достигла стадии выгорания
ПОМНИТЕ: необходима специальная работа по отреагированиютравматического опыта и возрождению чувств. И не пытайтесь провести этуработу сами с собой, — такую сложную (и болезненную) работу можно выполнитьтолько вместе с профессиональным психологом-консультантом.
Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходимапрофессиональная помощь. Основа «психологического лечения» — помочьчеловеку «ожить» и «заново собрать себя».
Сначала идет трудная работа, цель которой — «снять панцирьбесчувствия» и дать разрешение своим чувствам выйти наружу. Это не ведет кутрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам ифизическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми»чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работыстановится «расчистка» внутреннего пространства, высвобождающаяместо для прихода нового, возрождение чувств.
Следующий этап профессиональной работы — пересмотр своихжизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себесамому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое «Я»,осознать ценность своей жизни; принять ответственности за свою жизнь издоровье и занять профессиональную позицию в работе.
И только после этого шаг за шагом изменяются отношения кокружающим людям и способы взаимодействия с ними. Происходит освоениепо-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей имоделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит, — онвышел из-под действия синдрома эмоционального сгорания и готов успешно жить и работать.
 
МИФЫ ТЕХ, КТО УЖЕ СГОРЕЛ
Миф первый: «Жить надо для людей».
Основная идея этого мифа — «человек должен жертвовать собойради других». У таких людей отказ от собственных интересов сочетается сотрицанием самой возможности быть слабым, просить о помощи. Они запрещают себеобычные чувства: у них не может быть просто любви и просто работы — лишьвеликая страсть и великие достижения. От такого напряжения немудреноперегореть.
Носители этого мифа в глубине души считают себя лучше всех иникому не доверяют. Их душа стонет от нехватки нежности, заботы, любви, нопризнаться в этом — выше их сил.
Советы для «светочей»:
> Помните:вы не монумент, а живой человек, а значит, имеете право позаботиться о себе.Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и большеникогда не путайте их.
> Наработе четко распределите, за что отвечаете вы, а за что — коллеги. Гордитесьтем, как здорово вы выполняете свой круг обязанностей, пусть и небольшой.
> Большевсего вы нуждаетесь в поддержке близких. Впустите в свою жизнь несколько «доверенныхлюдей», которые не связаны с вами рабочими отношениями. Скажите себе: сэтими людьми я буду делиться чувствами, шутить, а если нужно, попрошу ихпомощи.
Миф второй: «Если не я, то кто же?»
Такой человек чувствует себя в своей тарелке, лишь когда кого-тоспасает. Одни делают это профессионально, выбирая специальность педагога,медсестры, социального работника. Другие спасают «на общественных началах»:у них обязательно есть куча знакомых-неудачников — друг с проблемами,несчастная подруга, муж-алкоголик… Подобные люди способны довести окружающихдо белого каления своей заботой и советами по любому поводу. Но если заглянутьпоглубже, окажется, что «спасение утопающих» для них — единственнодоступный способ почувствовать себя нужным и обрести некоторую власть наддругими.
Советы для «спасателей»:
> Уяснитераз и навсегда: если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда непрожить свою собственную.
> Есливы «профессиональный спасатель», возьмите за правило давать советы иопекать людей только на работе.
> Лучшийспособ позаботиться о человеке — помочь ему понять, что он может решатьпроблемы самостоятельно. Попробуйте действовать именно так, а не взваливайте насебя груз чужих забот.
> Каждыйраз, когда вам хочется кого-нибудь спасти, задавай те себе два вопроса: «Такли уж ему это нужно?» и «Может, он справится сам?».
Миф третий: «Я должен быть для всех хорошим».
Про таких людей говорят: «Хочет быть червонцем». Онимягки и податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения вдругих. Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе,сказать «нет»: ведь люди могут обидеться! Окружающие этим с упоениемпользуются, и постепенно под улыбкой «червонца» разгораются обида игнев, выжигающие человека изнутри.
Воплощение этого мифа — герой фильма «Осенний марафон».Он боится обидеть старую знакомую и редактирует ее бездарный текст, когда «горит»собственный перевод; боится обидеть и жену, и любовницу… Итог — все горитсиним пламенем.
Советы для «червонцев»:
> Естьзамечательный афоризм: «Успокойся: ты не можешь быть лицом ко всем,кому-то достаются и другие стороны!» Крупными буквами напишите его налисте и повесьте на той стене, куда чаще всего обращается ваш взгляд.
> Хорошоизучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право бытьсобой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и ещемножество других прав.
> Научитесьговорить «нет!», не испытывая при этом ни раздражения, ни вины. Еслисделать это самостоятельно не получается, обратитесь к психологу.
> Небойтесь, что на вас обидятся: обижается тот, кому выгод но, — таким образом,человек манипулирует вами.
Миф четвертый: «Работа превыше всего!»
Приверженцы этого мифа строят жизнь по известной песне: «Всевыше, и выше, и выше...». Завершив одно дело, не дают себе возможностиостановиться, оглянуться, порадоваться, а без передышки отыскивают и штурмуютеще более высокую гору. Дело осложняется тем, что трудоголики очень серьезноотносятся к работе и убеждены, что лучше никто ее не сделает. Особая примета:подолгу задерживаются в офисе и боятся уйти в отпуск, если же уходят, то незнают, чем заняться.
Советы для трудоголиков:
> Помните:«Бессердечье к себе — это тоже увечье». Вы имеете право на свободноевремя!
> Уходяс работы, не только гасите свет, но и оставляйте в офисе все деловые бумаги имысли.
> Придядомой, сразу примите душ и переоденьтесь. Так вы психологически разграничитедве разные сферы жизни: работу и отдых.
> Найдитесебе увлечение и жестко забейте время на него в органайзер. Например: «Суббота,19.00 — театр (или фитнес — клуб, или пешая прогулка)». Строгоконтролируйте выполнение.
> Есливы женщина (а женщина ли?), перед выходом из офиса пользуйтесь другими, болеелегкомысленными, чем обычно, духами: они придадут соответствующий внутреннийнастрой.
 
КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.Будьте внимательны ксебе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
2.Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себенравиться.
3.Подбирайте дело по себе: сообразно своимсклонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в своисилы.
4.Перестаньте искать в работе счастье или спасение.Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
5.Перестаньте жить за других их жизнью. Живите,пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
6.Находите время для себя. Вы имеете право нетолько на рабочую, но и на частную жизнь.
7.Учитесь трезво осмысливать события каждого дня.Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8.Если вам очень хочется кому-то помочь или сделатьза него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, онсправится сам?

ЛИТЕРАТУРА,РЕКОМЕНДОВАННАЯДЛЯ ЧТЕНИЯ
1.        Аминов, А.Н.Российская энциклопедия социальной работы: Синдром эмоционального сгорания: в2-х т./А.Н.Аминов. – Т.2.-М., 1997.
2.        Водопьянова, Н.Е.Синдром выгорания: диагностика и профилактика/Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченко.– СПб.: Изд-во «Питер», 2005.
3.        Качюнас, Р.Психологическое консультирование и групповая психотерапия /Р. Качюнас. – 3-еизд.; стереотип. – М.: Академический проект; Трикса, 2004.
4.        Емельянова, Е.В.Психологическое консультирование в кризисных ситуациях / Е.В. Емельянова. –Саратов, 2004. – 190с.
5.        Малкина – Пых,И.Г. Психология экстремальных ситуаций: Справочник практического психолога /И.Г. Малкина –Пых. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005.
6.        Осухова, Н.Г.Сгоревшие на работе /Н.Г. Осухова. // Школьный психолог. – 2003.-№9.
7.        Пайнс, ЭПрактикум по социальной психологии / Э.Пайнс, К. Маслач. – СПб.: Изд-во «Питер»,2000.
8.        Ромек, В.Г.Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.А. Конторович, Е.И. Крукович –СПб.: Изд-во «Речь», 2004.
9.        Скотт, Дж. «Силаума» / Дж. Скотт.
10.      Самоукина, Н.В.Карьера без стресса Н.В. Самоукина. – СПб.: — Изд-во «Питер», 2003.
11.      Greenberger,R.S:Jobhazard-how «burnout» affects corporate managers and theirperformances.The Wall Street Journal,April 23,1981.
12. Pines, A., and Maslach, C.: Characteristics ofstaff burnout in mental healf settings, Hosp.Community Psychiat. 29: 233,1978.
13. Maslach, C.:Job burnout -, how people cope, PublicWealf, Spring, p. 56, 1978.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Деление суждений по модальности Деление суждений по типу логических союзов
Реферат Партійні системи: сутність і типи
Реферат Центральный федеральный округ
Реферат Литература шестидесятых годов 19 века
Реферат Билеты к государственным экзаменам по дисциплине "Проектирование экономических информационных систем"
Реферат Леонид Леонов — «Вор»
Реферат Литературный контекст романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Реферат Бенгальская литература
Реферат Узбекская литература
Реферат Онегин и Татьяна
Реферат Востановление независимости Армении в IX-XI веках
Реферат Поиски идеального героя (по рассказу «Чудик»)
Реферат Влияние мировоззренческих установок на творчество Германа Гессе
Реферат Русская сатира и юмор второй половины XIX – начала XX века
Реферат Дикой и Кабаниха — «Самодуры русской жизни»