Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы изучениясамооценки
1.1. Основные подходы зарубежных иотечественных
авторов к изучениюсамооценки
1.2. Этапы становлениясамооценки
Глава II. Основные факторы,влияющие на становление
и развитие самооценки.
2.1. Семейный фактор – основной факторразвития
самооценки.
2.2. Социальные факторы
2.3. Фактор физического Я-образа, влияющий на
становление самооценки
Заключение
Списоклитературы
Введение.
Одному из древних философов принадлежат слова:«Человек — мера всех вещей». А что является мерой самого человека? Ответ,наверное, очевиден — его дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят оценности человека, зрелости его как личности. Если же сместить акцент срезультатов деятельности (дел и поступков) на самого человека и задать себееще один вопрос: за счет чего способен человек совершать деяния? (т.е. в чемсостоит ценность самого человека?), то ответы уже не будут столь однозначны.Кто-то будет уповать на талант, иные — на умение строить отношения с другимилюдьми, а кто-то будет объяснять успехи в жизни и труде благоприятно сложившимисяобстоятельствами. Психолог же ответит на этот вопрос следующим образом: ценностьчеловека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянноработать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать своивозможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности.Действительно, только постоянное самопознание и саморазвитие являютсяинструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала,выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использованв полной мере. Известно немало случаев, когда способные и даже талантливыелюди, добившись определенных успехов, успокаивались, переставали работать надсобой, и в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее.
Каждый человек сам себя строит и выбирает свойжизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, самсовершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «формирование», «воспитание» идр., используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задачасемьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личностьрастущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в созданиинеобходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, вактуализации механизмов самопознания и саморазвития.
Все сказанное делает востребованными знания отом, что такое самопознание и саморазвитие, какую роль они играют в жизни,каковы механизмы их функционирования, как развиваются на разных возрастныхэтапах, как и посредством чего можно познавать себя, и о многом-многом другом.
Что же такое самопознание? С одной стороны, датьопределение довольно просто, исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание— это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств,личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений сдругими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о значении,структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть изопределения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто некой тайнойвыражение дельфийского оракула, которое было начертано на фронтоне одного изхрамов в Древней Греции: «Познай самого себя».
Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненныйпуть, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец сам совершает иисправляет ошибки. Поэтому понятия «формирование», «воспитание» и др.,используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задачасемьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии наличностьрастущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в созданиинеобходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, вактуализации механизмов самопознания и саморазвития.
Системообразующим ядром индивидуальности является самооценкаличности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень егопритязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиляповедения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многомобусловливает динамику и направленность развития субъекта. Поэтому, впсихологической работе очень важно уметь корректировать самооценку человека.Данная курсовая работа направлена на изучение самооценки и факторов, влияющихна её становление и развитие.
Глава I. Теоретические основыизучения самооценки.
1.1. Основныеподходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки.
1.2.
Выделение самоотношения как самостоятельногообъекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграниченияв едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе(и самих этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менееустойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Всякаяпопытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочныйэлемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями,представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведенияи т. д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию котораяопределяется как совокупность всех представлений индивида о себе,сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всегоназывают образом «Я» или представлением о себе. В обозначении аспекта,связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическаяопределенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, иэмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотношение.
За данными различиями в словоупотреблении чашевсего не стоит каких-либо более или менее определенных и общепризнанныхконцептуальных разграничений. Их понятийный смысл можно уловить лишь в рамкахконкретных исследований или теоретических построений. Так что прочнойтерминологической традиции в этой сфере пока не существует.
Понимание Я-концепции как совокупности установок«на себя» отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом [1]. В соответствии сэтим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный,эмоциональный и поведенческий) применительно к Я-концепции конкретизируютсяследующим образом:
1. Образ «Я» — представление индивида осамом себе.
2. Самооценка — аффективная оценка этогопредставления, которая может обладать различной интенсивностью, посколькуконкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции,связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция,т. е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
При этом самооценка как аффективная составляющаяустановки на себя существует в силу того, что ее когнитивная составляющая невоспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции,интенсивность которых зависит о г контекста и от самого когнитивногосодержания.
Предметом самовосприятия и самооценки индивидаможет быть его тело, его способности, его социальные отношения и тожестводругих личностных проявлений. В соответствии с этим выделяется системачастных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки,взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое обобщенноепережившие, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная иотносительно устойчивая самооценка и является предметом психологическогоанализа, в большинстве исследовании.
Так, Куперсмит называет самооценкой отношениеиндивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычныйхарактер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которогоопределяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости [11].
По мнению Розенберга, самооценка отражает степеньразвития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности ипозитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [10]. Поэтому,низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативноеотношение к своей личности.
Обобщая представления о самооценке, И. С. Конпишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я»,выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительноеили отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельныхсамооценок» [5].
Но если обобщенная самооценка есть производная ототдельных (частных) самооценок, то возникает вопрос, как же индивид берет этупроизводную, какие особенности функционирования и строенияэмоционально-оценочной системы делают возможной интеграцию частных самооценокв общее чувство положительности или отрицательности отношения индивида к собственнойлихости. Различные попытки ответа на эти вопросы оказались тесно связанными спредставлениями о строении системы самоотношения.
Наиболее простое из решений этих вопросов исходитиз того, что система самоотношения есть некий конгломерат частных самооценок; всоответствии с этим глобальная самооценка может быть понята иоперационализирована как простая сумма частных самооценок.
Гораздо более распространенной точкой зренияявляется представление о том, что различные сферы и особенности личности,которые могут выступать в качестве объектов самооценок, неравнозначны, исамооценки играют тем большую роль, чем более значимым является оцениваемыйаспект. Истоки данных представлений исторически лежат во взглядах У. Джемса,который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общуюсамооценку [3]. Соответствующих представлений придерживались многиеисследователи. Так, Куперсмит указывает, что обобщенная самооценкаесть сумма частных самооценок, «взвешенных» по субъективной значимости, однако,при этом отмечает, что данных, прямо подтверждающих эту гипотезу, крайне мало [11].
Анализируя различные методы измерения глобальнойсамооценки, Р. Уайли пишет, что принцип простого суммирования частныхсамооценок, применяемый при построении диагностических процедур, является ничеминым, как проявлением теоретического невежества, и что должны быть предпринятышаги для учета значимости пунктов и их вкладав обобщенную самооценку [11].
Розенбергом была предложена так называемая интерактивнаягипотеза, согласно которой влияние специфического аспекта «Я» на самооценкуварьирует в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его значимостидля значимых аспектов: их высокие уровни сильно увеличивают общую самооценку,в то время как низкие уровни частных значимых самооценок существенно снижаютитоговое самоотношение [11]. Вклад самооценок по менее значимым аспектам вобобщенную самооценку соответственно оказывается меньшим.
Таким образом, в соответствии с этимипредставлениями, строение самоотношения можно представить следующим образом:
Существуют два уровня самоотношения — уровень частных самооценоки уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом организацииэтих уровней в единую систему является интеграция частных самооценок с учетомих субъективной значимости. Структура же самоотношения, фактически, сводитсяк структуре входящих в Я-концепцию аспектов «Я».
Несмотря на распространенность этих взглядов и ихкажущуюся очевидность, прямых доказательств обоснованности соответствующихпредставлений до сих нор не получено.
В определенной степени это связано снеразработанностью понятия субъективной значимости и возможностью существованиявзаимодействия между значимостью и самооценкой. Исходя из теориикогнитивного баланса Фестингера, Узле и Марвелл считают, что если низкаяоценка по отдельному качеству вступает в противоречие с потребностью иметьвысокое общее самоуважение, то одним из возможных механизмов, с помощьюкоторого индивид выходит из этой дилеммы, является снижение значимоститех аспектов, по которым субъект себя низко оценивает [11]. Розенбергом былополучено подтверждение этой идеи, когда он обнаружил, что более высокаязначимость приписывается индивидом именно тем аспектам, по которым он успешен [11].Однако, свобода манипулирования значимостью оказывается не безграничной, ведьмногие критерии самооценки задаются объективной ситуацией жизнедеятельности. Всоответствии с различными гипотезами о взаимодействии между уровнем самооценкии субъективной значимостью того или иного качества личности созданы различныемодели взвешивания частичных самооценок при их интеграции в глобальнуюсамооценку.
В исследовании Ходжа и Маккарти была предпринята попыткапрямой проверки положения об интегральном характере обобщенной самооценки. Изучаласьзависимость между частными самооценками, их субъективной значимостью и общим самоуважением.Ими использовались различные модели взвешивания самооценок по значимости.Кроме этого использовались эмпирически полученные оценки значимости. Однако,несмотря на изрядную экспериментальную изощренность, они не получиликорреляций между интегральной самооценкой и общим самоуважением, превышающих г=0,45.Причем, взвешивание по значимости не приводило к заметному изменениюкорреляций по сравнению с простым суммированием частных самооценок [11].
На основании этих результатов они пришли квыводу, что интегральная самооценка частных аспектов и общее самоуважение(глобальная самооценка) — это разные конструкты, за которыми надо искатьразличное психологическое содержание. В этом исследовании интересен еще одинрезультат, парадоксальный с точки зрения Ходжа и Маккарти. Было обнаружено, чтоучет индивидуальной (субъективной) значимости давал меньше приращениекорреляций, чем учет групповых оценок значимости (полученных усреднениеминдивидуальных оценок значимости каждого аспекта по группе). Это позволило имзаключить, что групповые ценности (для данного контингента) имеют большеевлияние на глобальную самооценку, чем учет индивидуальных оценок ценностей.Однако, этот факт был оставлен ими без объяснении — лишь как парадоксальнаяконстатация.
Кроме изложенных выше взглядов, существуютпопытки создания более сложных, иерархических моделей строения самоотношения.Основная идея при этом состоит в том, что частные самооценки личностных качествне напрямую связаны с общим самоуважением, а организуются в промежуточныйуровень, задаваемый сферами жизнедеятельности субъекта или его личностныхпроявлений.
Одна из наиболее распространенных моделей такогорода принадлежит Р. Щавельзону, которым на основе анализа так называемой«номологической сети» переменных самооценки был выделен ряд сфер, наиболееважных для понимания обобщенного «Я» [11]. В соответствии с этой моделью обобщеннаясамооценка находится на вершине иерархии и может быть разделена наакадемическую и неакадемическую (связанную или несвязанную с успехами вучебе), последняя же подразделяется на физические, эмоциональные и социальныеаспекты.
Отсюда Я- концепция и обобщенная самооценка — этопросто одно и то же.
Мотив самоуважения, по определению Канлана, — это «личнаяпотребность сделать максимальным переживание положительных и минимальных — отрицательных установок по отношению к себе». Большей частью мотивысамоуважения и последовательности «Я» совпадают, но бывают случаи, когдаиндивид упорно сохраняет отрицательный образ «Я» не меняя его дажев случаях положительных внешних оценок и успехов всфере самореализации [11].
По литературным данным выделяют три основныхпонимания терминов самоотношения, каждое из которых отражает различные теоретическиеподходы и имеет свое собственное коннотативное значение:
1) любовь к себе,
2) самоприятие,
3) чувство компетентности.
Эти понятия различаются в зависимости от того, вкакой степени в них выражены элементы эмоциональной «привязанности», впротивоположность «оценке» (которые рассматриваются здесь как различныепроцессы).
Одним из различий между любовью к себе исамоприятием является глубинность. Соответствующего чувства, хотя и то и другоесвязано с эмоциональным чувством симпатии в собственный адрес. Самоприятие— это более феноменальный процесс, в котором подчеркивается сознательность или,по крайней мере, предсознательность выражающих самоотношение суждений. Любовь ксебе рассматривается как более глубинный и, возможно, даже более «мистический»процесс, включающий в себя интенсивные драйвы и энергии (в психоаналитическихтеориях) или базисные (онтологические) небезопасности (в экзистенциальноориентированных теориях).
В понимании самоотношения в терминахкомпетентности акцент делается на оценивании, т.е. сравнении объекта или событияс некоторыми эталонами, имущественной характеристикой является переживаниеуспеха или неудачи. При этом основой переживания является чувство уверенностив себе или своих силах.
В подходах к самоотнотношению с точки зрениясамоприятия последнее часто определяется как возникавшее на основе самооценкисубъекта по отношению к некоторому идеалу. Однако важнейшим аспектом этогопроцесса является чувство или
переживание, приводящее к этому оцениванию. Такнапример, К. Роджерс разделяет общее отношение к себе на самооценку (отношениек себе как носителю определенных свойств и достоинств) и самоприятие — приятиесебя в целом монады, вне зависимости от своих свойств и достоинств [11]. Р.Уайли отмечает, что развести две эти характеристики в эксперименте крайнетрудно, так как в самооценке по любой характеристике неизбежно присутствуети общий уровень принятия или непринятия себя [11].
Однако, механизм формирования этих сторонотношения к себе, совершенно различен. Самооценка по какому-либо качествуосновывается чаще всего на сравнении своих достижений с достижениями другихлюдей. Самопринятие же является не столько оценкой, сколько стилемотношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессеонтогенеза, а также путем сознательных усилий.
Таким образом, если в обзоре Уэлса и Марвелапредставлены различные понимания содержания глобальной самооценки, которая приэтом рассматривается как единое и целостное образование, то К. Роджерсрассматривает самопринятие и самооценку как два аспекта самоотношения,которое оказывается обладающим сложным строением, включавшим по крайней мередве подсистемы: самооценочную и эмоциональную [11]. Наличие двух аспектов вобщем самоотношении признается и некоторыми другими авторами — Так, С.Гордон констатирует различие между уважением и любовью как между разнымиформами эмоций, Для него самоуважение и самосимпатия представляют из себя днаразличных типа самоотношения, которые вытекают из различных форм позитивногоопыта — аффилиации и успеха в задании. «То, что люди чувствуют по отношению ксебе, вовсе не обязательно определяется тем, насколько они считают себя«хорошими» [11].
Для большинства исследователей аффективныйпроцесс — то же самое, что и самооценивание, описанное в терминах эмоции. Тоесть дело просто в различных ракурсах рассмотрения одной и той же реальности.Резюмируя точку зрения многих авторов, Р. Бернс пишет, что«положительная Я-концепция определяется тремя факторами: твердой убежденностьюв импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному видудеятельности и чувством собственной значимости». Здесь потенциально выделяютсятри характеристики самоотношення в качестве элементов его строения.Однако, оказывается, что третья характеристика — «чувство собственнойзначимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) — являетсяпроизводными от обшей оценки, которую индивид интуитивно выносит себе, оцениваядва первых момента: насколько он импонирует и какова его компетентность» [1].
· Можновыделить, пожалуй, два положения, которые явно или неявно принимаютсябольшинством исследователей: во-первых, что существует некоторое обобщенноесамоотношение (самоуважение, самооценка), которое является целостным,одномерным и универсальным образованием, выражающим степень положительностиотношения индивида к собственному представлению о себе:
во-вторых, что это обобщенноесамоотношение каким-то образом интегрируется из частныхсамооценок. Но, как это не парадоксально, именно эти положения оказываютсянаименее эмпирически обоснованными.
Самооценка — сложное динамическое личностноеобразование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, преждевсего, регулятивную функцию.
Проанализироваввышеизложенные подходы, автор курсовой работы придёрживается следующей точкизрения:
Существуют два уровня самоотношения — уровеньчастных самооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципоморганизации этих уровней в единую систему является интеграция частныхсамооценок с учетом их субъективной значимости. Структура самоотношениясводитсяк структуре входящих в Я-концепцию аспектов «Я».
Самооценка формируется в младшем школьномвозрасте. Это общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. Наформирование самооценки оказывает влияние близкое окружение ребёнка – егосемья. В течении жизни человека, под воздействиями социальной среды, успеха илинеудачи деятельности происходит колебания в самооценке – это частные самооценки.
1.2. Этапы становления самооценки.
I. Ранний возраст. Многие дети уже в раннемвозрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональнымиреакциями на них. Большинство детей этого возраста просто констатируютдостигнутый результат; некоторые воспринимают успех или неудачу,соответственно, с положительными и отрицательными эмоциями. В этой жевозрастной группе наблюдаются первые отдельные проявления самооценки,причем в основном лишь после успеха в деятельности. Ребенок не просто радуетсяуспеху, но проявляет своеобразное чувство гордости, преднамеренно ивыразительно демонстрируя свои достоинства. Однако даже такие элементарныесамооценочные реакции в этом возрасте еще крайне редки.
Около 3,5 лет у детей уже можно наблюдатьмассовые реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с самооценкой.Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие отего способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личнымивозможностями и с самооценкой.
Самооценка ребенка, осознание предъявляемыхк нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основесравнения себя с другими людьми.
II. К среднему дошкольномувозрастуу многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя,свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но такжеи в других видах деятельности: учении, труде и общении.
Такое достижение следует рассматривать как ещеодин шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так какс началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя вразличных видах деятельности, и если его самооценка оказывается неадекватной,то и самосовершенствование в данном виде деятельности обычно задерживается.
Особую роль в планировании и прогнозированиирезультатов личностного развития ребенка играет представление о том, как детиразного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, ктоявляется хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себеположительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию иповедение наиболее сильное влияние. В некоторых исследованиях установлено, чтосамое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте оттрех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенныеразличия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинаетчувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот периодвремени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то онизначительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пятидо семи лет, т.е. на три года меньше.
III. В старшем дошкольномвозрастедети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми.Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получитьпохвалу, очень старается ее заслужить. Все это свидетельствует о том, чторебенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования иукрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезныхличностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность егоучебной, профессиональной и других видов деятельности.
IV. Младший школьныйвозраст.Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их сдошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничноедоверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Детиэтого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почтибезоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность,младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый.
Это напрямую касается такого важного личностногообразования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Онанепосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и егоуспехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие отдошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенныеи заниженные.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главнымобразом, под влиянием оценок учителя.
Особое значение дети придают своиминтеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно,чтобы положительная оценка была общепризнана.
V. Подростковый возраст. Главная новая черта,появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьноговозраста, — это более высокий уровень самосознания. Вместе с нимвозникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использоватьимеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их доуровня, на котором они находится у взрослых людей.
В этом возрасте дети становятся особенно чуткимик мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемыморально-этического характера, связанные, в частности, с интимнымичеловеческими взаимоотношениями.
Отрочество — как иногда называют подростковыйвозраст — это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельностив учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подросткиобнаруживают веру в способность определять и контролировать собственноеповедение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст — это время обостренногостремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного,непротиворечивого образа «Я».
В период между 12 и 14 годами при описании себя идругих людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинаютиспользовать менее категоричные суждения, включая в самоописание слова«иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе напозиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства имногообразия личностных проявлений человека.
В начальный период этого возраста (10—11 лет)многие подростки (примерно около трети) дают себе самим в основномотрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и вдальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако здесь оно сопровождается уженекоторыми положительными изменениями в самовосприятии, в частности ростом самоуваженияи более высокой оценкой себя как личности.
По мере взросления первоначально глобальныеотрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными,характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частныепоступки.
В развитии рефлексии, т.е. способности осознанияподростками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция какбы противоположного характера. В начальный период подростничества детьмиосознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненныхситуациях, затем— черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности.
Подведём итог: Основой первоначальной самооценкиявляется умение сравнивать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна восновном не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрастуона дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранееоценка сравнивания себя с другими сверстниками. Недифференцированностьсамооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценкувзрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтомуиспользование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должнобыть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка,неверие в свои силы, отрицательное отношение к
Глава II. Основные факторы,влияющие на становление и развитие самооценки.
2.1. Семейный фактор – основной фактор развитиясамооценки.
Какие бы формы ни принимала семья, она всё жеявляется важнейшей единицей общества. Именно в семье ребёнок впервыеобнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуютли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в первые пятьлет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываютсяосновы Я-концепции. В этот период ребёнок особенно уязвим и несамостоятелен,эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или неполностью его потребности. Поэтому, очень важно информирование людей, и, преждевсего родителей о проблемах, трудностях и последствиях, возникающих принеправильном отношении к ребёнку.
1. Влияние членов семьи на становлениесамооценки.
Самооценка связана с размерами семьи истаршинством среди детей. В исследованиях Куперсмита, 70% детей, отличавшихсянизкой и средней самооценкой, не были первенцами. В то же, время в группе свысокой самооценкой первенцами не были лишь 42% детей. У первых и единственныхдетей в семье есть, по-видимому, определенные преимущества: условия, в которыхони развиваются, более благоприятны для формирования высокой самооценки.
По данным исследования, у мальчиков с высокойсамооценкой отношения с братьями и сестрами оказались скорее близкими, чемконфликтными. Эта гармоничность в отношениях, судя по всему, распространяется иза пределы семьи, ибо высокая самооценка обеспечивает хорошее владениетехникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, неприлагая особых усилий. Ребенок приобрел в семье способность к сотрудничеству,уверенность в том, что он окружен любовью, заботой и вниманием. Все этосоздает прочную основу для его социального развития. В семьях такого типаревность и соперничество между детьми встречаются редко.
Как утверждают матери мальчиков с высокойсамооценкой, они знают больше половины друзей своего сына. И напротив, третьматерей мальчиков с низкой самооценкой практически вообще не знают, с кем изсверстников дружит их сын. Вполне вероятно, что подобную неосведомленностьродителей можно расценивать как свидетельство недоверия ребенка к ним,обусловленного его оценкой своей роли и положения в семье[13].
2. Кормление младенца
Вопрос о преимуществах кормления грудью передискусственным кормлением до сих пор не потерял своей актуальности. Внастоящем исследовании не было получено данных, подтверждающих, что прикормлении грудью ребенок получает больше любви, заботы и внимания. Куперсмитприходит к выводу, что для формирования положительного самовосприятия важнауверенность матери в избранном способе кормления, а не способ сам по себе.Негативный тонус самовосприятия формируется у ребенка в том случае, если уматери возникает чувство неловкости и вины. В этом смысле о практике кормленияможно сказать то же самое, что и о воспитательном процессе в целом: в принципедля развития у ребенка положительной Я-концепции родители в своих действияхдолжны быть уверенными и последовательными [13].
3. Принятие и отталкивание ребенка
Если родители внутренне принимают ребенка, аотношения в семье являются изначально здоровыми, то ценность ребенка дляродителей выступает не как его заслуга, а как нечто само собой разумеющееся.Родителям достаточно того, что это — их ребенок. Они принимают его таким, какойон есть, невзирая на его умственные или физические данные.
Напротив, если родители внутренне не принимаютребенка, он оказывается для них не интересен, неприятен, вызывает неодобрение.Для таких родителей воспитание ребенка связано с большими финансовымитрудностями и социальной ответственностью. Но неприятие ребенка, облеченное вформу чрезмерной опеки, не менее пагубно, чем постоянное невнимание к нему илираздражительность.
Ярко выраженная установка родителей на безусловноепринятие своего ребенка не является абсолютно необходимой предпосылкойформирования высокой самооценки. Среди матерей, дети которых обладают ею,встречались и такие, которые не выражали особой готовности принять ребенка вцелом. Это свидетельствует о том, что мнение ребенка о безусловном принятии егородителями является, по крайней мере, столь же существенным, как и реальный типсемейных отношений и используемые родителями методы воспитания.
4. Снисходительность и требовательность ввоспитании
Уже в раннюю пору развития психоанализа его последователипризывали придерживаться более мягких методов воспитания, соответственнопредполагающих свободу выражения неудовлетворения внутренних импульсов ребенка.Однако результаты исследования Куперсмита свидетельствуют скорее о необходимостистроить отношения с ребенком на основе требовательности. Ясная и разумнаясистема требований, предъявляемых к ребенку, должна быть основой правильногосемейного воспитания [13].
Ясные требования и четко вчерченные нормы жизнив семье способствуют формированию у детей высокой самооценки. Дети свысокой самооценкой выказывают большую солидарность со взглядами, принятыми вих семье. И хотя в воспитании этих детей более распространенными былипоощрения, наказания воспринимались ими как нечто заслуженное и справедливое.Если ребенку предоставляется полная свобода в исследовании окружающего мира,если никто не ограничивает и не направляет его деятельность, есливоспитательным лозунгом его родителей является мягкость и вседозволенность,результатом этого обычно становится повышенная тревожность, сомнения всобственной ценности, низкий уровень успешности и в конечном счетенеспособность строить прочные отношения с людьми, основанные на взаимномуважении.
По-видимому, ребенок воспринимает наказания вконтексте всех остальных проявлений отношения к нему родителей. Внимательное изаботливое отношение к ребенку в сочетании с требовательностью делает ненужнымсуровые наказания. Судя по всему, секрет формирования высокой самооценкизаключается в благожелательном отношении к ребенку, готовности принять еготаким, какой он есть, но в то же время и в умении установить при этомопределенные границы.
5. Распад семьи. Развод родителей,конфликтные отношения между ними становятся источником проблем для ребенка. Общеизвестно,что с разрывом родителей часто связаны эмоциональные расстройства иправонарушения подростков. Дети из семей, где родители разведены, болеесклонны к низкой самооценке, чем дети, растущие в полных семьях. Дети, укоторых кто-то из родителей умер, нет существенных отклонений в уровнесамооценки. Таким образом, разрыв между родителями оказывает определенноенегативное, хотя и незначительное, влияние на уровень самооценки ребенка.
6. Порядок рождения детей. Наряду с родителями идрузьями, братья и сестры ребенка составляют заметную часть его социальногоокружения, Они влияют на него не только непосредственно как члены семьи, носамо их присутствие неизбежно сказывается на взаимоотношениях ребенка сродителями. Самооценка ребенка не связана с порядком рождения детей в семье.Важным является сам факт наличия братьев и сестер, ибо у единственного в семьеребенка самооценка в среднем выше.
Любопытно, однако, что это относится лишь кмальчикам. Если единственный в семье ребенок — девочка, ее самооценка в, среднемтакая же, как у девочек, имеющих братьев или сестер. В исследовании Розенбергабыла сделана попытка дифференцировать влияние на самооценку ребенка наличиястарших и младших братьев и сестер. У мальчиков, если большинство детей всемье тоже мальчики, самооценка в среднем ниже, чем в том случае, если половинаили большинство детей — девочки. На уровень самооценки девочек эти факторы неоказывают существенного воздействия.
Мальчик, растущий в семье, где старшие дети — преимущественно девочки, имеет, как правило, высокую самооценку. Казалось бы,есть основания ожидать прямо противоположное: например, идентификация состаршими сестрами может приводить к появлению у мальчика «девчачьих»черт, что делает его потенциальной мишенью для насмешек со стороны товарищем. Вто же время такое положение в семье имеет и ряд преимуществ. Розенбергсчитает, что ключевым фактором для формирования самооценки в данном случаеявляется отношение в семье к появлению мальчика.
Отец, у которого уже есть несколько дочерей, обычнохочет иметь сына. В конечном счете социальный статус семьи зависитпреимущественно от достижении мужчин, поэтому в перспективе на сынавозлагаются основные надежды: он призван стать опорой семьи в будущем. И чемпозже появляется сын, тем более желанным становится он для отца. Кроме того,только мальчик может унаследовать фамилию. В этом смысле сын важен для отцакак продолжение его идентичности. Именно сына отец может приобщить копределенным занятиям (например, футбол, рыбалка и т. д.), которые не совсемподходят для воспитания девочек. Все это в сочетании с общепринятым стереотипомкультуры, выраженным в сентенции «мужчина должен иметь сына»,заставляет отца желать его появления после рождения нескольких дочерей[13].
Но и матери, имеющие дочерей, хотят обычно, чтобыродился сын. Как убедительно показано в исследовании Сирса, Маккоби и Левина,отношение матери к мальчику, появившемуся вслед за несколькими девочками,отличается исключительной теплотой и нежностью. Все это помогает понятьособенности формирования самооценки у таких детей: она основывается не насоревновательных отношениях со сверстниками, не на достижениях в учебе илиуспешности в социальных ситуациях, а скорее отражает изначальное ощущениесобственной ценности, обусловленное той особой заботой и любовью, которой окружаютэтого ребенка в семье. По крайней мере в детские годы он должен пользоватьсяблагосклонностью всей семьи. Отец с нетерпением ждал его рождения, матьиспытывает к нему необыкновенную нежность, в глазах сестер он выглядитбесценным существом. Что же удивительного в том, что такой ребенок вырастает сощущением безусловной собственной ценности?
Однако следует отметить, что такие дети обычноучатся хуже, чем их сверстники. Устойчивое чувство самоудовлетворения нередкоудерживает их от стремления к совершенствованию. Ведь важным мотивом дляуспешной учебы в школе бывает стремление доказать себе и другим свою ценность,но этим детям не надо ничего доказывать, ибо их ценность определена условиямисемейного воспитания [13].
7. Заинтересованность родителей в ребенке
Можно выделить три области отношений, которыеособенно значимы как источники обратной связи, влияющие на формированиесамооценки у детей:
· знаниеродителями друзей ребенка;
· заинтересованностьродителей в результатах учебы ребенка;
· взаимодействиеродителей с ребенком в общей беседе за столом
Взаимоотношения в этих трех сферах могут служитьпоказателем заинтересованности в благополучии и развитии ребёнка. Рассмотримкаждое из этих положений.
В младшем школьном и подростковом возрастеэмоциональная жизнь ребенка во многом определяется кругом его друзей которыемогут выступать как основное продолжение его самого. Поэтому реакция родителейна друзей сына или дочери является косвенным показателем их интереса к ребенку. Явноеравнодушие родителей способствует формированию у ребенка низкой самооценки.
Заинтересованность в результатах учебы ребенка — важный показатель общей заинтересованности родителей в ребенке. Одну извозможностей судить о том, как идут дела ребенка в школе, дает школьныйдневник. Поэтому реакция родителей на текущие записи в дневнике характеризуетих отношение к учебе ребенка в целом, к его способностям и личным качествам.
Низкая самооценка связана не с наказаниями, а сбезразличной реакцией родителей на школьные отметки ребенка. При этом самыйнизкий уровень самооценки был зафиксирован у тех детей, которые утверждали:«Мама вообще не обращает внимания на мои отметки».
Самооценка детей, родители которыхруководствовались принципом поддержки, была, естественно, более высокой, чемсамооценка тех, кто сообщал о безразличной реакции родителей.
Родители, равнодушно относящиеся к успехамребенка в учебе, вообще не заинтересованы в своем ребенке. Даже если отец илимать ругают ребенка, наказывают его за полученные в школе плохие отметки, этовсе же проявление интереса и заботы о нем.
Каждый вечер вся семья обычно встречается заобеденным столом. С точки зрения интереса, проявляемого родителями к ребенку,эта ситуация показательна, поскольку в ней отражается все многообразие семейныхвзаимоотношений.
Самооценка ребенка тесно связана с еговосприятием заинтересованности в нем окружающих. Убежденность в том, чтодругим людям он интересен или неинтересен, обусловлена содержанием егоЯ-концепции в целом. Если ребенок придерживается не особенно высокого мнения осебе, он склонен считать, что другим неинтересны его мысли и занятия. Какие-тодетали в поведении и отношении к нему родителей постоянно подкрепляют этоубеждение. Ведь ребенок имеет богатый опыт общения с родителями и способенулавливать малейшие знаки заинтересованности или невнимания к тому, что онговорит. Кто-то из родителей в ответ на его слова зевнул, перебил его илисменил тему разговора, в их глазах он видит рассеянность и равнодушие, или,напротив, его мнение внимательно выслушивается, вызывает живой отклик, одобрительныезамечания или обоснованные возражения — по всем этим признакам ребенокбезошибочно угадывает, интересен или совершенно безразличен он окружающим.
Связь,существующая между безразличием родителей и низкой самооценкой ребенка, независит от каких бы то ни было статусных или ролевых характеристик. Точно также причины формирования низкой самооценки заключены не в том, придерживаютсяли родители мягкой или строгой линии воспитания, и не в том, считает ли ребенокоправданным наказания, которым его подвергают. Отсутствие позитивнойвовлеченности в заботы, интересы ребенка чаще всего сопровождается недостаткомлюбви, неумением относиться к нему с уважением, раздражительностью иневнимательностью в общении с ним. Какие бы типы поведения родителей ниассоциировались с этими установками, совершенно ясно одно: ребенок долженчувствовать свою значимость, ценность для других людей, которые призваны о немзаботиться. Это чувство является, по-видимому, решающим фактором дляформирования положительной самооценки.
Рольсоциальных факторов более широкого масштаба в формировании самооценки у ребенкапредставляется незначительной.
Таким образом, на формирование самооценки влияетряд условий:
1. Условия формирования низкой самооценки
Низкая самооценка тесно связанна с попыткамиродителей сформировать у ребенка способность к аккомодации, то есть кприспособительному поведению. Это выражается в следующих требованиях к нему:послушание; умение подстраиваться к другим людям; зависимость от взрослых вповседневной жизни; опрятность; бесконфликтное взаимодействие со сверстниками.Судя по всему, успешность, достигаемая умением подстраиваться под желаниядругих людей, а не на основе личных достижений, ведет к формированию низкойсамооценки.
Стремление родителей поставить детей вподчиненное, зависимое положение ведет к снижению самооценки. Ребенок в этойситуации оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающемумиру, ему не хватает ощущения собственной личностной ценности.
2. Условия формирования средней самооценки
Родители детей с низкой самооценкой в большеймере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительнуюпозицию. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие ониесть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельныедействия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельноголичного опыта вне дома у детей этой группы, как правило, ограничивается.
3. Условия формирования высокой самооценки
Матери детей с высокой самооценкой удовлетворены взаимоотношениями сына с отцом. Сами дети также считали отца главным довереннымлицом.
Важная особенность семей этой группы состоит вясных, заранее установленных полномочиях в принятии решений, недвусмысленностипроявления авторитета и ответственности. Один из родителей берет на себяпринятие основных решений, с которыми соглашается вся семья. Менеепринципиальные решения по различным бытовым вопросам в целом принимаютсяколлективно. Соответствующие стандарты семейного поведения пользуются в такихсемьях общей поддержкой. Здесь царит атмосфера взаимного доверия, каждый членсемьи чувствует себя включенным в общий домашний круг. В большинстве случаевосновные решения принимает отец, но, для формирования высокой самооценки важноскорее то, что эти решения одобряются всей семьей.
Таким образом, высокая самооценка развивается удетей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью. Более позитивноздесь отношение матери к себе и к мужу. В глазах ребенка родителям всегдасопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения,настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, ибочувствует уверенность в своих силах. Он меньше подвержен стрессу и тревожности,доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого.
У мальчиков с высокой самооценкой уровеньпритязаний оказывается выше, чем у их сверстников. Это объясняется тем, что ихродители более настойчиво подчеркивают ценность «стремления» ксовершенству. Они ориентируют ребёнка на определенные стандарты, создаютобратную связь в виде своих оценочных суждении и указывают ему необходимыесредства для достижения большего успеха. Ребенок с высокой самооценкой приученпостоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные ислабые стороны. Таким образом, дети с высокой самооценкой ставят перед собойболее высокие цели и чаще добиваются успеха. И наоборот, для детей с заниженнойсамооценкой характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности ихдостижения.
Ожидания родителей (или отсутствие таковых)являются важным фактором, направляющим личностное развитие ребенка поопределенному руслу), что особенно отчетливо проявляется в стенах школы в видезаранее обусловленных успехов или неудач.
Мальчики с высокой самооценкой независимы,самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела.Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорныхситуациях отстаивать свои взгляды и суждения, делает их восприимчивыми к новымидеям. Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождаетубежденность в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта установка исоответствующие ожидания обеспечивают им не только более независимый статус всоциальных отношениях, Но и немалый творческий потенциал, способность кэнергичным и позитивным социальным действиям, В групповых дискуссиях они обычнозанимают активную позицию. По собственному признанию, они не испытывают особыхзатруднений, сближаясь с новыми людьми, готовы выразить свое мнение, зная, чтооно будет встречено враждебно. Важной особенностью детей с высокой самооценкойявляется то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами. Отсутствиезастенчивости позволяет им выражать свои мысли открыто и прямо.
Поведение людей с высокой самооценкойпротивоположно хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей,испытывающих депрессивное состояние. Для последних характерна как разпассивность, неуверенность в себе, в правильности своих наблюдений и суждений,они не находят в себе сил, чтобы влиять на других людей, противостоять им, немогут с легкостью и без внутренних колебаний выразить свое мнение.
Основываясь на изученном, можно сделать вывод,что основной предпосылкой формирования у ребенка высокой самооценки являетсядисциплинирующее начало в семейном воспитании. Два других чрезвычайно важныхфактора — это установка матери на внутреннее принятие ребенка и уровень еесобственной самооценки. Как правило, более высокая самооценка формируется упервых детей в семье. Самооценка детей от второго брака в среднем ниже.Конфликты между родителями, так же как и затянувшиеся проблемные ситуации,связанные, например, с энурезом, тоже служат сигналом потенциально низкой самооценки.Существенным фактором, влияющим на формирование самооценки, являютсяособенности присущего ребенку субъективного восприятия. Данных, подтверждающихважность социальных, классовых или религиозных норм для снижения или повышениясамооценки, получено не было.
Безусловная готовность принимать ребенка таким,какой он есть, должна сопровождаться благожелательным, но не чрезмерноснисходительным отношением к нему. Важно, чтобы дисциплина была основана напринципах справедливости и на ясных и достижимых стандартах поведения,соответствующих возможностям ребенка, и не менее важно, чтобы все это былопонятно самому ребенку. Ему должна быть доступна та система ценностей, принявкоторую он получил бы надежные ориентиры, позволяющие квалифицировать своидействия как успешные или неуспешные. Характерно, что в семьях с устойчивойструктурой у детей более высокий уровень успешности. Если поведение ребенкарегулируется знанием общих принципов, а не разрозненными указаниями родителей,у него возникает уверенность всебе и в своих действиях,необходимая для формирования положительной самооценки.
Строгий внешний контроль способствует формированиюу ребенка способности к внутреннему самоконтролю. Когда ребенок усваивает отродителей нормы правильного поведения, он получает ориентир, помогающийповысить уровень успешности взаимодействия с родителями и снизить уровеньтревожности, обусловленной ожиданием реакции родителей на его поведение. Благодаряэтому социальное окружение ребенка приобретает в его глазах чертыупорядоченности. Он знает, чего можно ожидать от окружающих, у него развиваетсяуверенность в том, что он может так или иначе регулировать различныеситуации, связанные со своими социальными контактами. Соответственно низкаясамооценка возникает вследствие того, что социальное подкрепление поведенияребенка носит размытый и непоследовательный характер.
Во-вторых, ясно очерченные требования и правилаповедения способствуют более четкому формированию у ребенка образа Я. Онвынужден признать существование сил, внешних по отношению к нему, то естьмотивов и побуждений других людей. Тем самым он получает возможность еще наранних этапах развития научиться различать желания и реальность, отчетливовоспринимать различия между собой и другими лицами.
В-третьих, требования родителей ребенокрассматривает как доказательство родительской заботы о его благополучии. Поэтомусказать ребенку: «Делай что хочешь, только не приставай ко мне'', означаетдать ему понять, что он не стоит того, чтобы о нем заботились.
2.2. Социальныефакторы.
Как уже было сказановыше, общая самооценка формируется в младшем школьном возрасте. Но существуюттакже и частные самооценки, которые ситуативны и способны колебаться. Колебаниячастной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех илинеудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д.
1. Влияние социума в дошкольномвозрасте.
Социальное окружение неполноценноудовлетворяет потребности детей, значимые для становления адекватной самооценкив дошкольном возрасте, что в свою очередь оказывает негативное влияние наформирование внутренней позиции ребенка. Так, в частности, оценочная система,существующая в ближайшем окружении ребенка (в семье, детском саду) ирассматриваемая психологами как фактор социальной детерминации его личностногоразвития, не отвечает ряду психолого-педагогических требований. Во-первых, неучитывается ряд индивидуальных и возрастных различий потребности ребенка в получениивнешней оценки; во-вторых, не соответствует смыслу и значимости педагогическойоценки, обеспечивающей при ее грамотном использовании адекватное развитиеразнообразных сфер личности ребенка — эмоциональной, интеллектуальной,нравственной, мотивационной и др. Полноценное осуществление социокультурногоразвития не достигается вследствие снижения приоритета социокультурных образцови наличия в социальном окружении ребенка искаженной системы эталонныхпредставлений.
2. Положение семьи в обществе.
Если самооценка человека определяется мнением онем других людей, то есть основания ожидать, что у представителей высшихклассов она будет максимальной. Положение, занимаемое в обществе молодыми людьми,основано не на их собственных достижениях, а на социальном статусе родителей.Поэтому вполне возможно, что в юношеском возрасте ощущение собственной ценностиопределяется скорее мнениями родственников, друзей, соседей, чем общественнымпрестижем как таковым.
Дети из высших слоев общества в среднем болеесклонны к внутреннему принятию самих себя, чем дети, принадлежащие к низшимклассам.
В семьях, принадлежащих к высшим слоям общества,родители иначе ведут себя по отношению к сыновьям и руководствуются при этомиными ценностями, чем родители из низших классов. По отношению к дочерямразница гораздо менее ощутима. Эти различия в поведении и ценностныхустановках родителей коррелируют с уровнем самооценки детей. В семьях, принадлежащих к среднему классу, сыновьяпользуются большей психологической поддержкой отца, чем в рабочих семьях.Дочери в обоих классах могут рассчитывать на такую поддержку отцаприблизительно в одинаковой степени. Испытуемые, которые описывают своивзаимоотношения с отцом как близкие, имеют более высокую самооценку и болеестабильный образ Я, чем те, которые сообщают о конфликтном, отчужденномхарактере этих взаимоотношений. Это позволяет предположить, что одна из причинвысокой самооценки у детей — близкие отношения ребенка с отцом, то есть, чтоважную роль в формировании самооценки играет структура семейных отношений.
3. Влияние неудачи.
Снижение общей самооценки подвлиянием экспериментальной неудачи сопровождается у некоторых испытуемыхпоявлением мыслей о смерти, а удачная проверка высоко ценимой способностивызывает значительное повышение уровня самооценки других качеств. По некоторымданным, повышение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречаетсячаще, чем его понижение вследствие неудачи.
По мнению американского психолога Рут Уайли,которая критически проанализировала существующие эмпирические исследования,наличие или отсутствие сдвигов в самооценке под влиянием экспериментальнойнеудачи может зависеть от целого ряда моментов: личностных особенностейиспытуемого, например, общего уровня самоуважения и тревожности; специфическихкачеств, которые подверглись обесценению в эксперименте; того, как испытуемыйоценивает источник информации о своем поражении пли успехе и насколько ондоверяет этому источнику. Уайли пришла к выводу, что в большинстве случаев»испытуемый руководствуется не только желанием самоутверждения, но иобъективными соображениями. Ухудшение показателей деятельности и росттревожности в связи с экспериментальной неудачей может быть больше уиспытуемых с низким общим уровнем самоуважения". Иначе говоря, любаяэкспериментальная или жизненная ситуация переживается и оценивается субъектом всвете своего долгосрочного опыта, включая и его прошлое самоуважение.Человек с пониженным самоуважением будет переживать любую частную неудачуглубже тяжелее, чем спокойный и уверенный в себе [11].
4. Принципы «самости», влияющие на самооценку.
Принцип интериоризации чужих оценок – теория отражённого,зеркально «Я» (концепция Кули и Мида). Представление человека о самом себе вомногом зависит от того, как оценивают его окружающие, особенно если этоколлективная, групповая оценка. Под влиянием благоприятных мнений самооценкаповышается, неблагоприятных — снижается. Нередко такой сдвиг бываетдовольно устойчивым, причем заодно с главными самооценками сплошь и рядомизменяются и такие, которые непосредственно оценка окружающих не затрагивала.Например, у человека, получающею от имени группы завышенные оценки, с течениемвремени повышается общий уровень притязаний, выходящий за пределы тех качеств,которые были отмечены как положительные.
Изменения, под влиянием внешних оценок,«образа Я», как и социально-нравственных установок, болеезначительны, если испытуемый думает, что значимые для него лица (например,товарищи по работе) единодушны в оценке его качеств или поведения, чем в техслучаях, когда их мнения расходятся. Наконец, разные люди неодинаковочувствительны и восприимчивы к чужим мнениям, начиная от полного безразличия икончая полной перестройкой собственной «самости» в соответствии с желаниямидругих. Психологическая сложность интериоризации хорошо иллюстрируетсяэкспериментально. Членам нескольких маленьких производственных групп(пять-семь человек в каждой) предложили оценить организаторские и деловыекачества каждого, включая себя, и предсказать, как оценят его по этому качествуостальные. Сравнению подверглись три показателя: самооценка; объективнаягрупповая оценка, полученная путем усреднения оценок, данных индивиду еготоварищами по работе; предполагаемая групповая оценка. Выяснилось, что люди свысокой самооценкой получили более высокую групповую оценку, чем люди с низкойсамооценкой; предполагаемая и объективная групповая оценки также оказалисьсвязанными. Однако совпадение самооценок и предполагаемых оценок оказалосьвыше, чем самооценок и объективных групповых оценок. Только 40% лиц с высокойсамооценкой получили высокую групповую оценку, и только 26% лиц со среднейсамооценкой получили среднюю групповую оценку. По шкале деловых качеств большеполовины лиц с высокой самооценкой получили низкую групповую оценку.
Интериоризация чужих мнений предполагает исоциальное сравнение, и атрибутивные процессы (обычно, люди сначала приписываютдругим то или иное отношение к себе, а затем уже принимают или отвергаютего в качестве критерия оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим«образом Я» и ценностными критериями.
Принцип социального сравнения.Хотя многие элементынашего «Я» выглядят чисто описательными, фактуальными, в большинствеслучаев они соотносительны и молчаливо подразумевают какое-то количественноеили качественное сравнение. Во-первых, индивид сравнивает свое наличное«Я» с прошлым или будущим, а свои притязания — с достижениями.Во-вторых, он сравнивает себя с другими людьми.
Первый момент отражен уже в знаменитой формуле У.Джемса:
Успех
Самоуважение—------------------
Притязания
Одному человеку невыносимо стыдно, что он — вторая, а не первая перчатка мира, другой радуется победе на районныхсоревнованиях. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить.Правомерность формулы Джемса доказывается не только житейским опытом, но имножеством специальных экспериментов, показывающих, что удачи и неудачи вкакой-либо деятельности существенно влияют на самооценку индивидом своихспособностей.
Но процесс социального сравнения являетсядвусторонним. Индивид воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, адругих — по себе. Возникает вопрос: когда «другой» служит прототипом«Я», а когда, наоборот, «Я» служит отправной точкой,референтом восприятия «другого»? Хотя самопознание всегда считалосьтрудным, люди обычно считают, что о себе судить легче, чем о других, и большедоверяют таким суждениям, особенно если речь идёт о внутренних состояниях,мотивах и т. и. Отсюда и пословица: «Чужая душа – потемки». По то, чтокажется нам «непосредственным знанием себя», в действительности естьитог сложною процесса атрибуции (приписывания себе определенных свойств).
Хотя частные самооценки являются важнымииндикаторами, показателями того, как человек воспринимает «видит» сам себя, онивсе-таки остаются локальными и не позволяют судить о структуре и динамикесамосознания личностив целом. Чтобы схватить человеческое«Я» в его единстве, нужно гораздо более сложные исследования итеоретические модели.
2.3. Фактор физического Я-образа, влияющий на
становление самооценки.
Анализ литературы показывает, что у физическинеполноценных людей отмечаются существенные проблемы в сфере межличностноговосприятия и общения, а также трудности самопринятия. А. Стункарт и М.Мендельсон на основе интервьюирования 94 человек утверждают, что тучные людисклонны оценивать свой физический облик как «нелепый» и«вызывающий отвращение»[13].
Выдержки из высказываний больных. «Я называю себянеряхой и свиньей… Я смотрю в зеркало и говорю: „Ты — ничтожество, ты — жирная свинья…“, „Когда я смотрю на себя в зеркало, я испытываюприступ острой ненависти и отвращения к себе“, „Никто не хочет иметьдело с бочкой, никто не приглашает меня танцевать, и я вынуждена подпиратьстенку и слушать музыку. Я просто ничтожна“. Негативная самооценкаэкстраполируется и на ожидаемую оценку окружающих: „Я способнапонравиться только ненормальному — кто захочет иметь дело со слонихой“,»Я чувствую, что другие люди имеют полное право ненавидеть меня и таких,как я".
В формировании самосознания подростковаффективные и когнитивные процессы, сложно переплетаясь, образуют причинно-следственныйкруг: когнитивная недифференцированность предполагает низкую степень автономии«аффекта» и «интеллекта», так что любые изменения в однойиз сфер захватывают и распространяются на систему в целом. Бедность, когнитивнаяупрощенность образа Я, заимствованность, навязанностъ составляющих его структурушкал из травматического негативного опыта общения со значимыми другими снеобходимостью порождает негативное самоотношение. Последнее в свою очередьтребует и находит рациональные подтверждения собственной «плохости».Метафорически этот порочный круг можно было бы представить следующим образом:«Я — толстая, у меня нет друзей, спорт и развлечения не для меня, а длядругих — я просто слониха, конечно, я никчемный человек, и никаких другихчувств, кроме сожаления и неприязни к себе, ожидать не могу, и с этим согласна;что, кроме сожаления и неприязни, может вызывать человек, который толст, какбочка, танцует, как гиппопотам на льду, развлечения ему недоступны, асверстники его сторонятся? В силу нерасчлененности осознаваемых в себе качествс их эмоциональной оценкой круг этот может запускаться как когнитивной, так иаффективной составляющей самосознания с неизменным итоговым самонеприятием. Наповеденческом уровне в наиболее типичных случаях подобный вариантсамоотношения ведет к сужению круга общения, бездеятельности, заточению вчетырех стенах дома, что возвращается в самосознание в виде негативных чувств вадрес Я.
В школьные годы внешний облик ребенка во многомопределяет отношение к нему сверстников и учителей, что существенно отражаетсяна общей самооценке. Известно, как жестоко страдают дети, по своим физическимособенностям выделяющиеся из класса. Обычно это дети-изгои, „козлыотпущения“, предмет насмешек и издевательств — »дядь, достань воробушка",«жиртрест-мясокомбинат», «очкарик», «прыщ»,«рыжий, рыжий, конопатый» и т. д. в том же роде, вплоть до приписываниядетям с физическими отклонениями отрицательных душевных качеств. Подростки сзаметными отклонениями в физическом развитии в большей степени подверженынеблагоприятному влиянию социально-психологической среды, способствующейформированию негативной Я-концепции, зависимости от окружения или бунта противнего.
Самооценкатесно связана с ожидаемой родительской оценкой — так называемая«эхо-самооценка», или зеркальное отражение в самооценкеродительского видения ребенка и эмоционального отношения к нему. «Ябольная — так и мама считает», «Я честная. Так мама говорит»,«Мама говорит, что я эгоистка. Так оно и есть». Даже самостоятельнопридумывая свободные шкалы самооценивания, дети часто говорят: «Каксчитают родители, я...», «Мама мне часто говорит, что я...». Самооценкакак бы отстает в своем развитии, продолжая оставаться «линейнойфункцией» от отношения родителей к подростку. Это создает чрезвычайнопсихотравмирующую ситуацию для ребенка. Стремясь спрятаться от неблагоприятноскладывающихся отношений вне семейного круга, полный ребенок в своей семьесталкивается с отсутствием истинно глубоких чувств и эмоциональным отвержениемродителей, что еще более усугубляет его чувство неполноценности.
Заключение.
Итак, основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать,что самооценка – это отношение индивида к себе,которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценкаотражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущениясобственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферуего «Я».
Отношение к себе, т.е. самооценка формируется втечении первых 5-9 лет жизни. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает,любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успехили неудачи. В начальной школе (младший школьный возраст) процесс становлениясамооценки продолжается и завершается (под влиянием оценок учителя). В младшемшкольном возрасте завершает своё формирование именно общая самооценка, наиболееустойчивая и постоянная. В течении жизни человека, под воздействиями социальнойсреды, успеха или неудачи деятельности происходит колебания в самооценке – эточастные самооценки. Колебаниячастной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех илинеудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д. Хотя частные самооценки являются важными индикаторами,показателями того, как человек воспринимает «видит» сам себя, они все-таки остаютсялокальными и не позволяют судить о динамики самосознания и самоотношения вцелом.
Самооценка, как составляющая «Я –образа» способнаоказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Людис низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Этилюди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своейнеполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкаясамооценка становится причиной постоянного одиночества. Эмоциональная изоляция– тяжёлое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью инеуверенностью в себе она превращается в бедствие (Карен Корни)[13]. Т.к. лицас низкой самооценкой испытывают социальную неуверенность, они менее склонны кустановлению новых взаимоотношений или углублению существующих. И поэтому оченьважно, чтобы родители могли предвидеть проблемы ребёнка, знали о нормах иправилах воспитания, принимали активное участие в формировании положительногообраза Я ребёнка. Ведь то, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние навсю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямуюзависит от отношения к себе, от нашей самооценки.
Таким образом, знание себя, своей самооценки ифакторов, влияющих на её развитие и становление, может значительно изменитьжизнь каждого человека. Осознание того, что у тебя низкая самооценка позволитнаучиться жить с такой особенностью и жить эффективно.
Материалы данной курсовой работы могутиспользоваться в работе психологов, в образовательных учреждениях.
Список литературы:
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции ивоспитание. – М., 1986
2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценкистарших дошкольников. // Вопросы психологии, № 4, 2001. 31-38с.
3. Джемс У. Психология. – М., 1991
4. Зимбардо. Застенчивость. – М.,1991
5. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978
6. Креславский Е. С. Избыточнаямасса тела и образ физического «Я» //Вопросы психологии, №2, 1987
7. Лэнг Р. Расколотое «Я». – М., 1995
8. Мухина В.С. Детская психология. –М., 1999. – 352с.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. – 4-е изд. – М.,2000. –688 с.
10. Немов Р.С. Психология: Учеб. длястуд. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М, 2000. –608 с.
11. Психология самосознания.Хрестоматия – Самара, 2003
12. Рогов Е.И. Настольная книга практическогопсихолога в образовании: Учёбное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
13. Самосознание и защитные механизмыличности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М., 2003 – 656 с.
14. Сарджвеладзе Н.И. Личность и еёвзаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 1989
15. Соколова Е.Т. Самосознание исамооценка при аномалиях личности. – М., 1989
16. Столин В.В. Самосознаниеличности. – М., 1983
17. Уманец Л. И.: Роль самооценкив игровых отношениях дошкольников //Вопросы психологии, №4, 1987. 61с.