Реферат по предмету "Психология"


Роль неформальной среды в процессе социализации подростков

Саратовский ГосударственныйТехнический Университет
Контрольная работа
по дисциплине:
Превентивная психология
на тему: роль неформальной среды в процессесоциализации подростков
 
Выполнила: студентка 5 курса
ФУСС СРС-2
Миронова Е.М.
Проверила: Барябина Е.Н.
Саратов 2007

В последнее времяслышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднегои старшего возраста – стали неуправляемыми, непослушными, чересчурсамостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическимии психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которойпроисходит взросление подростков. Так какие же они – современные подростки?
Социализация – процессформирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцыповедения и установки, свойственные его социальной роли.
Данный процесс не следуетпонимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходесоциализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.
Под социализацией можнопонимать процесс накопления людьми опыта и социальных установок,соответствующих определенным социальным ролям.
Социализация включает всебя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случаеиногда говорят о воспитании, которое противопоставляется собственносоциализации. [1]
Условия возникновениямолодежных субкультур
 
Субкультуры в большей илименьшей степени наследуют элементы культуры более широких социальных групп,усваиваемые в процессе первичной социализации, а также приобщаются к общейдоминантной культуре благодаря средствам массовой информации. Таким образом,субкультуры могут формировать смешанную систему ценностей, отличную от культурыотцов и доминантной культуры, выступать в роли продолжателя одной из них либонаходиться в оппозиции к ним.
Условием возникновениясубкультур является также существование определенных систем ценностей,поведения, отличных от признанной системы норм.
Современное обществосостоит из множества социальных групп, имеющих определенные культурныеразличия. Из-за культурных отличий люди могут придерживаться, по меньшей мере,двух систем ценностей. Матца и Сайкс полагают, что наряду с респектабельнымиценностями существует система «подпольных» ценностей, которые обычносанкционированы во время досуга и дифференцированы от рабочего времени. В этомслучае социальный субъект может придерживаться не только ценностей порядкаработы, но и ценностей авантюрных.
Такая дифференциациясистемы ценностей становиться возможной лишь в современном обществе,характеризуемом возросшей степенью автономизации, индивидуализации ирефлективности культуры.
По мнению Фишера, субкультурилизацияявляется результатом урбанизации. Он считает, что динамическое разнообразиегородской популяции ведет к сложной структурной дифференциации, имеющейследствием социальное отчуждение, социальную дезорганизацию, девиантное поведениеи аномию.
Современные западныетеории молодежной культуры, особенно в Великобритании, подвержены влияниюмарксизма, отсюда субкультурный анализ постоянно соседствует с анализомклассовой культуры, ее традиций, ценностей. Членство в субкультуре обязательновключает в себя членство в классовой культуре. На первый взгляд, такой подходправомерен, но и результативен. Во всяком случае, нельзя игнорировать огромныйпласт структурно-функциональной методологии.
Структурно-функциональныйанализ культуры и субкультур связан с принадлежностью к социальному классу,способу производства, а также последующими социальными отношениями. Обществосостоит из взаимосвязанных субсистем, и система образования готовит молодыхлюдей к их месту в социально-экономической системе, которая, в свою очередь,сама отражает систему стратификации.
Традиционно различают поклассовому признаку два типа молодежных субкультур – это молодежные субкультурырабочего класса и молодежные субкультуры среднего класса, высший класс неучитывается по причине своей малочисленности и закрытости.
Молодежные субкультурырабочего класса базируются на культуре ближайшего окружения и темпоральнократковременны. Они ограничены промежутком между учебой и началом работы,семейной жизни.
Среднеклассовые молодежныесубкультуры более разнообразны, члены этих субкультур вовлечены в них напротяжении большого промежутка времени, эти субкультуры более интернациональныпо своему духу. Вместе с тем, несмотря на классовые корни молодежныхсубкультур, в индивидуальном членстве существуют исключения. [2]
Принадлежность ккакой-либо группе укрепляет социальные позиции подростка, прибавляет емууверенности, в то же время предоставляет поле для игры, возможность выразитьсвое отношение к жизни, поэкспериментировать со своим имиджем. Разумеется, впервую очередь нам бросаются в глаза заметным знакам отличия. Из-за этого всознании взрослых они начинают олицетворять всю молодежь.
На самом деле эти группыохватывают лишь незначительный процент. Остальные подростки держаться мене заметно.Однако и они не плавают по волнам взрослой культуры. Большинство подростовзаимствуют идеи и образы, предлагаемые киноиндустрией или музыкальной средой, имодифицируют их по своему вкусу или соответственно вкусам своей компании. Наоснове моды, причесок, музыки, форм общения они создают собственную субкультурус размытыми границами.
Течения в молодежной культуреразвиваются в тесном взаимодействии со средствами массовой информации, кино ителевиденьем, журналами и книгами. Средства массовой информации поставляютобразы, по которым молодые люди создают свой собственный имидж. В то же время иСМИ подхватывают идеи, генерируемые подростками, и превышают их массовоеявление. Но в тоже время СМИ оказывают негативное влияние на социализацию детейи подростков, ведя открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности,порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуар детскихтеатров и кино, политика книгоиздания. В детской и молодежной средекультивируются образцы псевдоморали и безнравственной культуры. Вот почемунеобходимо бороться с причинами, а не последствиями негативных процессов,порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию. [4]
Таким образом, новым течениями стилям обеспечивается привлекательность в среде молодежи. В поискесобственной идентичности подростки проявляют бесконечную изобретательность.
О подрастающем поколенииобычно судят по их поведению: как они разговаривают, общаются друг с другом, совзрослыми. Пару лет назад на молодежном жаргоне непонимание обозначаласьсловосочетанием «не сечет», а теперь – «не фильтрует» или «не въезжает». Нечтомодное и интересное раньше называли «клевым», а теперь «крутым». «Крутым» можетбыть автомобиль, песня, фильм, новая куртка могут быть прикольными. Еслиродители пытаются урезонить подростка, борясь за чистоту родного языка, тотлишь снисходительно улыбается им в ответ. Он может объяснить «предкам»некоторые нюансы современной лексики, от чего родители почувствовали себяпросто «ископаемыми». По сути, смысл подросткового жаргона состоит в том, чтобыпровоцировать взрослых.
Хорошо подвешенный языквесьма ценится в подростковой группе. Чем остроумнее словообразование или стройречи, тем лучше. Наряду с модой и музыкой стиль разговора является средствомсоздания имиджа. Употребление тех или иных выражений помогает подросткуобособиться не только от взрослых, но и ровесников, не принадлежавших к егокомпании. Тот, кто играет языком, может показать товарищам свои мыслительные итворческие способности, остроуме, чувство юмора.
Таким образом, по сленгумолодого человека можно судить о его интересах и ценностях.
Музыкальноефанатсво….Порой оно создает иллюзию избавления от всех проблем сразу. Тут илюбовь к сверхчеловеку, и бегство от реальности и одиночества, и яркая жизнь,созданная бурной фантазией поклонников. Влюбленные в кумира подросткистановятся очень эгоцентричными. Услышав в его песнях близкие для себя слова,юноша или девушка с благоговением приходят к выводу, что наконец-то нашелсячеловек, способный их понять. Страсть к кумирам вспыхивает рано. Ученикиначальной школы рядом с плакатами, изображениями животных, наклеивают на стенысвоей комнаты портреты знаменитых футболистов и поп-звезд. Новые персонажи для подражания– экстравагантные звезды, непобедимые герои приключенческих фильмов илиактрисы, вызывающие преклонение. Разумеется, родители не списаны со счетов,однако теперь круг образцов для подражания расширяется, и родители на фонедругих несколько меркнут.
В большинстве случаеподросток не только находит в своем кумире «спасителя», но и в какой-то степениидентифицирует себя с объектом любви. Одеваясь в его одежды, копируя манеруговорить, не слишком уверенный в себе молодой человек обретает те качества,которые особенно ценит или приписывает своему идеалу.
Поведение современноймолодежи обусловлено множеством социальных факторов, например, ситуациейнестабильности. Это может быть проиллюстированно на примере рассмотрения такихрегулятров социального поведения, как ценности.
Социальные ценностивыступают как некоторые идеальные цели, выработанные обществом. Системаценностей общества непостоянна и определяется множеством факторов, в том числеэкономических, политических, идеологических. Наша социальная ситуация ужебольше десятилетия может быть охарактеризована как нестабильная. Этанестабильность выражается, в частности, в ломке старых стереотипов, норм иценностей, в неопределенности будущего, невозможности выбора и решениянекоторых несущих проблем.
Несомненно, все этоотражается на процессе социализации подростков, на особенностях их поведения исамопознания. Помимо этого, ситуация социальной нестабильности затрудняетосуществление жизненного выбора и планирования будущего. Для подростков такоеположение наиболее опасно, поэтому не дает твердой основы для самоопределения –планирования своей профессиональной деятельности, становления личной социальнойидентичности. И все-таки ситуация не безнадежна. В отличие от взрослых молодыелюди более активно приспосабливаются к новым обстоятельствам, вырабатывают своиценности.
Современная культура представляеткаждому подростку возможность активно прокладывать себе путь во взрослую жизнь,который лишь немногие преодолеют без ошибок, заблуждений, страха или внутреннейборьбы. При этом человек имеет много возможностей, чтобы оглядеться, поэкспериментироватьи, в конце концов, самостоятельно ответить на вопросы: «Кто я?», «Каковы моицели?», «Где мое место в обществе?». [3]
Типологии молодежныхсубкультур
 
М. Брейк также предполагаетразделить изучение молодежи на четыре главные области: респектабельнаямолодежь, делинквентная молодежь, культурные бунтари политически активнаямолодежь.
1. Респектабельнаямолодежь. Принадлежит к среднему классу и может использовать некоторые атрибутыстилей других субкультурный групп (но не стиль жизни), являясь негативнойреферентоной группой для них. Это очень важный пункт, так как обычно присоставлении типологий молодежных субкультур эта группа не учитывается каксамостоятельная.
2. Делинквентнаямолодежь. Принадлежит чаще всего к рабочему классу и находится под влияниеммолодых взрослых. Характерологические особенности этой группы – воровство,насилие, вандализм.
3. Культурные бунтари.Входят в субкультуры с богемными традициями на перифериилетературно-артистического мира и принадлежит в основном к среднему классу.
4. Политически активнаямолодежь – группа, объединяющая (типологически) различные типы с радикальнымиполитическими традициями, охватывающая широкую сферу деятельности. Сюда относятсяразличные молодежные движения: за мир, за гражданские права, экологические,этнические и подобные. [2]
В определенном смысле,если понимать под социальной политикой стратегию поддержки людей, попечение и заботуо человеческих элементах, отслаивающихся от структурного каркаса общества илиимеющих ограниченные возможности, придется признать, что практически все наше обществов целом должно быть ее подопечным объектом. Естественно, что направлениясоциальной работы как реализации общих принципов социальной политики на делеразличаются по объекту, конкретной социальной группе – возрастной илисоциальной.
Новорожденные, младшиедети, дети ходящие и говорящие, младшие школьники, а затем тинэйджеры, то естьподростки, вырастая, они переходят в группу молодежи, затем группу взрослых, адалее – уже пенсионеры, пожилые, престарелые. Подросток как объект социальнойработы выступает с позиций особенностей социального, психологического,сексуального развития, которые могут быть в рамках общепринятой нормы, но могути вызвать различные девиации в качестве устойчивого отклонения поведения отсоциальных норм. Направления девиации могут быть разнообразными, например, корыстными(хищения, хулиганство, побои), или социально-пассивными (уклонение от учебы, бродяжничество,алкоголь, наркотики). Можно структурировать группы культурных и генетическихфакторов девиаций: социальные, индивидуально-психологические, педагогические, втом числе связанные с общей ситуацией в обществе, а также дефектами школьного исемейного воспитания.
Не менее сильнымидетонаторами выступают социально-психологические факторы, связанные, например,с неблагополучной микросредой, и так называемые социально-провоцирующиефакторы, которые могут содержать целую гамму социальных проблем. Наконец, этоможет быть и личный выбор подростка.
Кроме негативных девиацийможет быть иной, позитивный смысл отклоняющегося поведения. Это – инновации,без которых не было бы развития! Инновационная направленность девиаций – этодевиация со знаком плюс, устаревшей нормой навязываемых стандартов и традиций,тоталитарных отношений в семье и школе. Не будь девиаций – не было бы исоциокультурного развития.
Проблема общества — переход от воспитательного принудительного воздействия, усиления социальнойизоляции и обрыва слабых нитей связей с микросредой, патерналистской идеологиик стратегии спасения, поддержки, альтернативному движению в поддержку аутсайдеров.В 90-е годы говорили даже о феномене запятнанной репутации несовершеннолетних,что перекликивется с известной концепцией стигмы.
Существую федеральныепрограммы профилактики детской беспризорности, предупреждения правонарушенийнесовершеннолетних и молодежи. Особо важным аспектом развития социальной работыс подростками является создание сети специализированных учреждений для детей иподростков групп риска. Ведь результатом девиаций может стать дезадаптивноеповедение, или дезадаптации подростков, связанная еще и с ресоциализацией.Другими словами, появляются процессы, обратные социализации и адаптации. Причемони проявляются в различных формах, и задача социального работника, специалистапо работе с молодежью и подростками – попытаться найти силы для измененияситуации.
На уровне подростковойсубкультуры мы наблюдаем диапазоны общения – от насмешек и пассивногоотчуждения до воинствующего отчуждения и жестокости, период глубоко одиночества,неуверенность, беззащитность. Подросток в тайне хранит глубокие переживания,опасаясь, что его не поймут. Этот возраст сравнивают со временем свободы отвзрослой ответственности, стремлением собраться в группу, часто проявлениенонконформизма, желание быть индивидуальностью во всем – поведение, прическе,одежде.
Ранние браки, алкогольнаркотики – результат упрямого стремления получить большую свободу от родителей.Попытка реализации «Я», попытка выглядеть привлекательно зачастую принимаютизвращенные формы, хотя это может сопровождаться одновременной стериотипизациейвнешнего вида, ведь красота не идентична «упаковке».
Социальный статусподростка определяется его положением в обществе, местом его в структуресоциальных приоритетов. Социальная политика российского государства в принципедолжны бы раскрываться стратегиях социальной защиты подростка и взаимодействииинститутов социализации. От семьи до образовательного учреждения.
Вместе с тем показателисоциального неблагополучия многообразны, это суицид, преступность, психическиезаболевания, переходящие в пограничную форму. Дезадаптации может прейти вустойчивую форму деривации, отчуждение подростка от базовых потребностей.Именно поэтому не всегда срабатывают традиционные формы защиты подростковой когорты,предварительно необходим специальный анализ последствий социальной деривации отнедостаточности условий и ресурсов развития, неудовлетворенности базовых потребностей.Дело в том, что более открытое проявление этих последствий – в отклоненияхздоровья и социального поведения. Латентно, на более глубинном уровне культурыидут процессы духовной деградации, имеющие колоссальные генетическиепоследствия для всей нации в целом.
Одним из источниковсоциальной деривации выступает нарушение функционирования институтовсоциализации, начиная с детского дошкольного учреждения, семьи, школы, училища.Понятно, что девиации как форма отклоняющего от социально нормы поведения,выступает следствием деривации. Но по своей направленности эти девиации могутбыть самыми разными. Это корыстные девиации – хищения, кражи, грабежи. К агрессивнымдевиациям относятся: оскорбления, насилия, грубость, побои, драки. Наконец,социально-пассивные девиации: уклонение от учебы, наркотики, алкоголь, бродяжничество.[2]
Таким образом, можносделать вывод, что социальная среда в которой находится подросток оказываетнепосредственное влияние на формирование его взглядов на жизнь и в дальнейшем взависимости от сложившегося мировоззрения он займет то или иное место вобществе, т.е. станет полезным обществу или противопоставит себя ему. Поэтомунеобходимо с детства давать ребенку почву для накопления позитивного опыта исоциальных установок. А в нашем российском обществе необходимо повыситьсоциально-экономические возможности для подрастающего поколения.

Используемая литература
 
1. Касьянов В.В.Социология для юристов. Учеб. пособие для студентов ВУЗов. Ростов-на-Дону:Феникс, 2005.
2. Социологиямолодежи в контексте социальной работы: Учебное пособие /В.Н. Ярская, Л.С.Яковлев, А.Ю. Слепухин и др. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 2004.
3. // Классныйруководитель,-2006 № 4
4. // Педагогика, — 2005 № 2


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.