Содержание
1. Роли в семье
2. Виды семейных ролей
3. Структурная модель феномена отцовства
Введение
В настоящее время, в силу сложныхсоциально-экономических условий, отец в семье чаще является источникомфинансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передаютсвои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был нетолько кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи.
Исторически развитие института отцовствасвязывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественнаянеобходимость ее наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной,хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей.
Итак, родительское поведение мужчиныявляется по своей сути социальным и без соответствующих социальных условийможет легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли вомногом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье,от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.
Наиболее распространенной до недавнеговремени была традиционная модель отцовства, в которой отец — кормилец,персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример дляподражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни.Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего,сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базойдля повышения их авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который,принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьион был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той илииной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционныевиды хозяйственной деятельности.
В последнее время в публицистике и СМИдискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием ролиотца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминированииматери в воспитании детей».
Чтобы понять особенности нынешних отцов,следует рассмотреть изменения, происходящие с семьей в обществе. Изменения,связанные с семьей, наметились еще в 1960-е годы, когда резко возросла трудоваяи профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненныхстратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономическизависела от мужа — главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьяхответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины,успешно конкурирующие с мужчинами на производстве и в профессиональной карьере.При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, и тогда перед супругамивозникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но ивоспитательных функций.
Новый взгляд на гендерные роли с ростомфеминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной моделироль отца в воспитании рассматривалась как преимущественно вспомогательная.Однако уже в 1980-е годы в странах Европы и США социологи и психологиобозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположентрадиционному. Отличия заключались, прежде всего, в отношении к маленькимдетям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы,умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.
Появление современной модели отцовствасвязывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе,равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и матьв современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки зренияамериканских психологов, успешное отцовство характеризуется активным участием ввоспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычнотакие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами,проявляющими «чисто мужские» качества.
Исследование проблемы отцовства на фоне снижениявоспитательной роли отца в семье приобретает сегодня не толькотеоретико-практическое, но и социальное звучание. Можно выделить лишь небольшоеколичество работ, в которых выражен научный интерес к проблеме отцовства: И. С.Кон – изучение отцовства как социокультурного феномена; В. А. Сухомлинский — педагогическиеаспекты отцовства и др. Однако целенаправленного психологического исследованияфеномена отцовства до сих пор не проводилось. Этим и обосновывается актуальность темы данной курсовой работы.
1. Роли в семье
«Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому,чтобы стать мужем и отцом, а женщина – женой и матерью.
В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семьеопределяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою основу, патриархат– свою. Однако, и в том, и в другом случае семья была авторитарной.Превосходство одного пола над другим пронизывало всю семейную жизнь. Вместе стем существование семьи, где осуществляется два уровня руководства материнское отцовское,все вопросы решаются супругами сообща.
На каждом новом этапе развития общества, когда происходитпереоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам создания ифункционирования семьи.
Современная семья является объектом пристального внимания состороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыкесоциально-психологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторонсемейной жизни являются семейные роли.
Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролеймужа, жены, матери, отца, детей и т. д. является по сути социологическим»[1].
Понятие семейной роли в отечественной науке опирается напредставления отечественных авторов о социальной роли. Социальная рольпонимается, прежде всего, как функция социальной системы, «модель поведения,объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных илимежличностных отношений»[2].
Роль – это «социальная функция личности, соответствующая принятымнормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции вобществе, в системе межличностных отношений»[3].
«Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшейстороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенностьнорм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевыеотношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологическихпроблем.
Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способаролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонамповедения в семье.
Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной изглавных сторон ее становления как социальной и психологической общности,адаптации супругов дуг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условияхсуществования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесносвязан с межличностными отношениями и супругов и их установками. В настоящеевремя качество межличностных отношений супругов определяется, прежде всего,тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными ониих считают.
Проблема выбора, принятия семьей того или иного ролевого образцанеотделима от формирования членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье ик выполнению ролей другими членами семьи.
В современной семье отец все больше выступает как партнер матери повоспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. Прогрессивнаятенденция заключается в том, что роль отца, как главы семьи сменяется рольюболее уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей. Вкладотцовства в воспитание детей связывают с стратегическим планированием жизнисемьи, ролью эксперта, проявляющуюся в справедливой и беспристрастной оценкеположительных и отрицательных событий.
Между тем, меняется и роль матери в семье – на общении с детьмисказывается «эмансипационная маскулинизация» женского поведения, благодарякоторой женщина нередко стремится доминировать и над мужем, и над детьми»[4].
Согласно исследованиям Томпсона и Плека, структура мужской ролевойроли состоит из следующих компонентов, также влияющих на формированиепредставлений об идеальном родителе.
1. «Норма успешности или норма статуса — стереотип, утверждающий,что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка.
2. Норма эмоциональной твердости — стереотип мужественности,согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянииразрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих.
3. Норма антиженственности — стереотип, согласно которому мужчинамследует избегать женских качеств»[5].
Итак, перед каждой семьей стоит важнейшая проблема «выбора»ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонамповедения в семье. Но отметим, что вклад матери и отца не определяютсяколичественной меркой, он существенно зависит от общей атмосферы в семье,системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и ребенку.
2. Виды семейных ролей
«По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружескихролей: традиционные, товарищеские, партнерские.
1. Традиционные роли предполагают со стороны жены:
— рождение и воспитание детей,
— создание и поддержание дома,
— обслуживание семьи,
— преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,
— приспособленность к зависимости,
— терпимость к ограничению сферы деятельности.
Со стороны мужа:
— преданность матери своих детей,
— экономическая безопасность и защита семьи,
— поддержание семейной власти и контроля,
— принятие основных решений,
— эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности кзависимости,
— обеспечение алиментов при разводе;
2. Товарищеские роли требуют от жены:
— сохранения внешней привлекательности,
— обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворениямужа,
— поддержания полезных для мужа социальных контактов,
— живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,
— обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.
От мужа:
— восхищения женой,
— рыцарского отношение к ней,
— ответной романтической любви и нежности,
— обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальныхконтактов,
— проведения досуга с женой.
3. Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:
— экономического вклада в семью в соответствии с заработком,
— общей ответственности за детей,
— участия в домашней работе,
— распределение правовой ответственности.
Современные молодые люди в своих предбрачных ожиданиях иногдасмешивают черты традиционной и эгалитарной семьи. По данным опросов большойвыборки будущих молодоженов (438 пар), «17,6 % юношей ориентировались напсевдотрадиционную модель семьи с главенством мужа без его ответственности заматериальное обеспечение семьи, а 28,4 % невест придерживалисьпсевдоэгалитарной модели, в которой было бы полное равенство в загруженностибытовыми работами, и в то же время приписывали мужу традиционную обязанностьсодержать семью»[6].
Т.А. Гурко, изучавшая факторы стабильности молодой семьи в крупномгороде на выборке из 300 пар, сделала вывод о важности согласованности мнениймолодых супругов о том, в какой степени жена должна посвятить себяпрофессиональной деятельности, а в какой — семейным обязанностям. От егорешения зависит стиль отношений в семье — традиционный или современный.Мужчины, по мнению Т.А. Гурко, чаще, чем женщины, отстаивают традиционныевзгляды, особенно в неуспешных браках. Совпадение мнений по этому вопросувстречалось в 74 % удачных браков и лишь в 19 % неудачных. Между тем у 52 %вступающих в брак пар полностью расходятся установки на степень участиязамужних женщин в социальной активности.
По мнению Т.А. Гурко, важный фактор стабильности молодых семей — согласованность мнений супругов о проведении свободного времени. Мужчинынедовольны ориентацией жен на преимущественное проведение досуга вне дома, аженщины не соглашаются с раздельным с супругом проведением свободного времени ис установкой мужей на «закрытую» форму досуга. Мнения супругов по этим вопросамполностью расходятся в 54 % неуспешных семей и только в 6 % успешных. Т. А.Гурко подчеркивает также дестабилизирующую роль рассогласованности во взглядахна характер распределения хозяйственно-бытовых обязанностей и на тип главенствав семье.
Не меньшее значение для стабильности брака имеет и согласованностьтак называемых межличностных ролей — своеобразной фиксации положения людей всистеме групповых связей.
Как и социальные, межличностные роли могут входить в противоречияи препятствовать семейной гармонии.
Следовательно, в нормально адаптированной семье не только социальные,но и межличностные роли должны быть:
а) «узаконены» членами семейного союза,
б) одобряемы, поддерживаемы и дополняемы.
Межличностная адаптация супругов имеет три аспекта:
1)аффективный (эмоциональнаясоставляющая отношений);
2)когнитивный (степень ихпонимания);
3)поведенческий(непосредственно реализующееся в них поведение).
Сущность вторичной адаптации — это чрезмерное привыкание супруговдруг к другу, забвение супружеской любви и неповторимо-личного характерасемейного объединения. Следует помнить, что вторичная негативная адаптациястоль же опасна, как и первичная.
Процесс супружеской адаптации тесно связан с процессом семейнойинтеграции. Интеграция — это добровольное объединение, согласование позиций,представлений и мнений супругов по различным аспектам семейной жизни. Сюдаотносятся: стиль взаимных отношений, материально-бытовые проблемы, семейныйбюджет, духовная жизнь и проведение досуга и отдыха, а также интимная жизнь,ожидание и рождение ребенка, взаимоотношения с родителями, отношение кпрофессиональной и общественной деятельности супругов, отношение к общественнымценностям»[7].
3. Структурная модель феноменаотцовства
В процессе теоретического анализа работШ. Барта, Э. Фтенакиса, Г. Г. Филипповой, Овчарова Р. В. разработала структурнаямодель феномена отцовства. По предположению, «в структуру отцовства[8] входят следующие компоненты:
— потребностно-эмоциональный, включающий биологические,социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции,переживания;
— операциональный, как осведомленность и умения, операции по уходуза ребенком и общение с ним;
- ценностно-смысловой, как отношение отца кребенку, включая экзистенциальные переживания.
Кроме того, в данную структуру включаетсяинтегральный сквозной компонент – оценочный, в который входят:
1) самооценка как элемент Я-концепции, принятиеили непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя как отца иребенка;
2) социальная оценка окружающих, базирующаяся напринятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях повыполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствиястатусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки,так как через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочныйкомпонент является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальныекомпоненты структуры»[9].
Таблица 1
Структурная модельотцовстваЦенностно-смысловой блок Отношение к ребенку, экзистенциальные переживания ОЦ Е Н К А
Самооценка
Социальная оценка Операциональный блок Знания и умения общаться и ухаживать за ребенком Потребностно-эмоциональный блок
Биологические и социальные аспекты мотивации
Эмоциональное отношение к ребенку
Заключение
Итак, важное воздействие на развитие ребёнка оказывает отец. Проблема отцовства в психологии является слаборазработанной и характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций,базирующихся на эмпирических исследованиях. В основном рассматриваются данные ороли отца в развитии ребенка, негативных последствиях безотцовщины,доминировании материнского начала в семейном воспитании и необходимостивзаимодействия материнства и отцовства.
Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными напротяжении многих поколений. В настоящее время стереотип мужчины, а,следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Отсюда идеал отца можетбыть очень противоречивым, включать в себя полярные качества. Раньше отец былвоплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждутласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.
Основная ролеваяпозиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточнопрофессионально подготовленным для обеспечения себя, жены, детей и другихчленов семьи, если они есть.
Как муж мужчина сегодняв большей мере, чем раньше, несёт ответственность за супружеский комфорт.Духовное общение между супругами, творческое и разнообразное общение междусупругами, способствует гармоничному развитию личности обоих партнёров.
Мужчина принимает самоеактивное участие в хозяйственно-бытовой деятельности семьи и наравне с женой,другими членами семьи выполняет весь объём домашней работы.
Как родитель он несётответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыкамипсихологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным,компетентным, настойчивым и демократичным. Все эти позиции тесно связаны междусобой и оказывают влияние на развитие ребёнка (прямо и косвенно).
Таким образом, отец в семье даёт определённый образец поведения,является источником уверенности и авторитета, является олицетворениемдисциплины и порядка.
По мнению специалистов, отец представляет ребёнку мир мысли,созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия иприключения. Ребёнку всё время, на всех этапах развития, необходим отец, однакоособенно он начинает нуждаться в отцовской любви, в его власти и руководстве послепяти лет.
В раннем возрасте глубже проявляется связь ребёнка с матерью, азатем, уже в дошкольном возрасте, всё большее значение приобретает отец. Дети,выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них вышеуровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики изнеполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее даётсяусвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чащедругих гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.
Учёные доказывают наличие у детей потребности в отце в течениевсей жизни. Ребёнок, лишённый отцовского авторитета, может вырастинедисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.
Итак, изучение отцовства как психологического феномена являетсяважной проблемой, так как роль отца в формировании личности ребенка также как важна,как и роль матери. В дальнейшем необходима разработка деятельностной концепцииотцовства, которая позволила бы рассмотреть целевые, структурно-содержательныеи инструментальные характеристики воспитательной деятельности отца исубъективно-психологические условия готовности к ней.
Список использованной литературы
1. Авдеева Н.Н. Роль отца в развитииребенка в раннем возрасте//Дошкольное воспитание.№ 7, 2005.
2. Акивис Д.С. Отцовская любовь/Д.С. Акивис. – М.:Профиздат, 1989.
3. Андреева Т.В. Семейная психология/Т.В. Андреева. — СПб.: Речь,2004. — 244 с.
4. Достовалов С.Г., Мальцева Л.В. Отец и сын: атрибутика мужскоговоспитания//http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0066.shtml
5. Дружинин В.Н. Психология семьи/В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб.:Питер, 2006. – 176 с.
6. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Отцовство какструктурно-динамический феномен//Сибирская психология сегодня: Сборник научныхтрудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 104-106.
7. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия/А. И.Захаров. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
8. Краткий словарь по социологии/Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина.– М., 1989.
9. Навайтес Г. Семья впсихологической консультации/Г. Навайтес. – М., 1999. – 224 с.
10. Овчарова Р.В., Токарева Ю.А. Научные предпосылки к анализупроблемы отцовства как воспитательной деятельности//Наука и образованиеЗауралья. – Курган, 2005. — №1.
11. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождениеродительства/Р.В. Овчарова. — М.: ЗАО «Институт психотерапии», 2003. – 295 с.
12. Психология: Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.– М., 1990.
13. Спок Б. Ребенок и уход за ним/Бенджамин Спок. – 8-я ред. – М.:Попурри, 2007. – 704 с.
14. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство,семья/А.С. Спиваковская. – Том 2. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
15. Шнейдер Л.Б. Семейная психология/Л.Б. Шнейдер. – 2-е изд. – М.:Академический проект, 2006. – 768 с.