Реферат по предмету "Социология"


Семья как объект социально-педагогической деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНАКафедра социальной педагогики
ДИПЛОМНАЯРАБОТА
ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
СЕМЬЯ КАКОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                  
                                      Студентки5 курса 51 группы
                                     Факультета социологии
                                      исоциальной работы                                     И.Н.Куликовой
                                       
Научный руководитель –
кандидат педагогических наук
Т.Г. Деревягина
Тамбов 2001
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
2
Глава I     ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                         СОЦИАЛЬНОГО  ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
7
§1. Современная российская семья как объект социальной работы
7
§2. Социальные проблемы семьи и причины их возникновения
13
§3. Организация социальной защиты семьи в России
20
Глава II         ОРГАНИЗАЦИЯ  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С  СЕМЬЁЙ
24
§1. Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьёй
24
§2. Опыт социально-педагогической работы с семьёй в Тамбовской области
28
§3.  Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй
42
§4. Служба  социальной  защиты  семьи  и детства на  базе  тамбовского  городского  центра планирования  семьи   (авторский  проект)
53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
63
ПРИЛОЖЕНИЯ
66


ВВЕДЕНИЕ
Напроводившихся в1992 — 1996 гг. вВашингтоне, Амстердаме, Гонконге всемирных конгрессах Международной ассоциациишкол социальной работы в качестве приоритетной сферы деятельности социальныхпедагогов были обозначены семья, община, и семейно- соседская общность.  Однако, понятие «семья» до сих пор не имеет единого  толкования в литературе. Мы опираемся на однуиз многих формулиро­вок, которая определяет семью как общность (двух  или более), в которую они объединяются наоснове  юридически оформлен­ного брака иразделяют между собой общее жизненное прост­ранство и определенные обязанности,выполняя при этом разнообразные функции — генеративную, рекреативную,коммуникативную, регулятивную, экономическую, хозяйственно-бытовую и др.
Общеизвестныособая роль и место семьи в обществе. Свои специфические особенности присущикаждой семье. В лю­бой семье они отражаются, прежде всего, в основных сферах еежизнедеятельности, находящихся подпостоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь,  как нигде, они проявляются в отношениях междучленами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональнойдеятель­ности каждого из них.
Необходимость познания закономерностей образования ифункционирования психологических механизмов взаимодействия семьи, и социальнойработы, предполагает более  пристальноевнимание  социальных работников кпроблемам семьи, обстоятельное ее социально-психологическое изучение  и  учетна практике.
Актуальность и значимостьрассматриваемой проблемы определяется тем, что сегодня на фоне общего снижения«жизненного потенциала» российской семьи отмечается устойчивая тенденцияпадения уровня её психологического здоровья и соответственно её воспитательныхвозможностей.
Наряду со всем вышесказанным, интерес данной темы состоит еще и в том, что семьяявляется базисной (исходной) сферой социализации, которую социальнаяпедагогика  рассматривает как первичнуюячейку общества, как социальный институт. Возникающие в практикесоциальной  работы в России совершен­ноновые задачи неизбежно требуют совершенствования форм и методов их реализации на научной основе [4].
Среди наук,составляющих базовую основу социальной ра­боты, важное место занимаетсоциальная педагогика. Представляя собой одну из научных основ этого специфическоговида человеческой деятельности, она раскрывает перед специалистами широкие возможности социально-педагогической  практики по различным проблемам современнойсемьи.
В тоже времяв имеющейся сегодня психолого-педагогической литературе деятельность социальныхработников, социальных педагогов среди семей, нуждающихся в социальной поддержке,рассматривается лишь в общем виде. В ней не редко усилия различныхспециалистов, решающих сугубо индивидуальные проблемы отдельных членов семьи,предоставляются тождественными работе с семьёй. Во многом такое упрощение обусловлено, с одной стороны не разработанностьюпсихолого-педагогической теории социальной работы с семьёй, а с другой – неразвитостью методик и технологий оказания помощи конкретной семье. Всё это закономернопорождает расширенное толкование самого понятия «социальная работа с семьёй»,за которым в реальной практике не учитываются специфическиесоциально-психологические процессы семьи и её воспитательные возможности какактивной социальной системы.
Решающимфактором, определяющим подобный подход к проблеме является явная спецификация научныхинтересов различных групп исследователей, целенаправленно изучавших различныеаспекты социально-педагогической работы с семьёй: становление и укреплениесемьи (А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, С.В. Ковалёв и др.);профессиональное становление социального работника (А.И. Ляшенко, А.М. Панов,В.А. Сластёнин, Е.И. Холостова, Б.Ю. Шапиро и др.); воспитательная работа сдетьми и подростками в семье (С.А. Беличева, В.А. Гурьян, Н.В. Молярова, Н.Т.Молчанова, М.М. Семаго и др.); психолого-педагогическая помощь семье (А.К.Агишева, Н.В. Поддубный, Ю.С. Моздонова, С.Г. Шуман и др.);социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.ВГребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др.).
Тема исследования-  семья  как объект  социально-педагогическойдеятельности.
Объектом исследования  является  семья как  социальный институт.
Предметомисследования являетсясоциально-педагогическая деятельность по поддержке семьи.
Цель — выявить формысоциально-педагогической работы с семьей, методы и средства.
Исходя изцели исследования можно выделить ряд  задач:
1.Исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по проблемамсемьи;
2.Проанализировать и обобщить практический опыт социаль­но-педагогической работыс семьей;
  3.Разработать методическиерекомендации для социальных педагогов;
4. Разработать проект социально-педагогической службы наоснове центра планирования семьи.
Гипотеза: социально-педагогическаядеятельность по поддерж­ке семьи в России, по мнению автора, будет эффективной при выполнении определенныхусловий:
1.  Достаточное государственное финансированиепособия и т.д.
2.  Оказание психолого-педагогической,медицинской, бытовой помощи семье.
3.  Особое внимание должно уделяться семьям сребенком-инвалидом, а также оснащение детских домов-интернатов специальнымоборудованием.
4.  Большое внимание неполным семьям.
5.  Помогать семье адаптироваться к изменяющимсясоциально-экономическим условиям, сохраняя все положительное, что было ейсвойственно в общечеловеческом плане.
6.Содействовать оздоровлению среды.
Дипломная  работа  состоит из 2-х  глав  и 7 параграфов.
В первой главе «Теоретические основы деятельности социального педагога ссемьёй»освещается теоретическая база, атакже проблемы семьи, причины их возникновения и организация  социальной защиты семьи в России.
Во второй главе представлен опытсоциально-педагогической работы с семьёй в Тамбовской области,психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальнойработе с семьёй, а также закономерности, принципы и методы социальной работы ссемьёй.  В 4 параграфе представленамодель социально-педагогической службы по защите семьи и детства (авторскийпроект).
ГЛАВА I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                         СОЦИАЛЬНОГО  ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
 
§1. Современная российская семья как объект
социальной работы
Семья есть  основанная  на браке  или кровном родствеобъединение людей,  связанных  общностью быта и взаимной ответственностью. Прежде всего,  следует  обратить внимание на различие  понятий  «семья»  и  «брак».  Часто первое  более  широкое понятие  сводят ко второму.  Но семья — это не  только  супружеские связи,  уходящие  в глубь  времен на  несколько поколений, нои  горизонтальные,  т.е. отношения между  родителями,  детьми, братьями,  сестрами,  и другими родственниками.   В  тоже время каждая  семья  создает собственную  культурную среду  в  рамках общей  культуры определенного  народа, конфессии,  государства.  И потому «войти в  семью»- означает принять  и  усвоить ее  суб­культуру.  Тех, кто  не  признает такой  порядок,  семья чаще всего  отторгает.
Много  написано о  «нуклеарной семье», знаменующей  сов­ременный  тип семьи.  Само  название происходит  от  слова «нуклон»,  что  налатинском  означает«ядро».Понятие «нуклеарная  семья» подразумевает  семью с  одной  брачной парой и  их  неженатыми детьми  или  без них.   Процессурбанизации  значительно  модернизировал  семью. Зачастую взрослые  дети и  их родители живут  в разных  домах,  в разных частях  одного  и  тогоже  города или  вообще в разных городах [16; 31].
Меняется  само  представление о  семье,  сегодня семья- это  не только  люди,  живущие под одной  крышей. Современнаятенденция  во  внутрисемейной  политике-создание многоядерной,  а если  придерживаться латинских  терминов, то мультинуклеарной,  или  мультифамильной.   Такая семья, как  и в  предшествующих  формах, создает  собственнуюсубкультуру,  но,  в отличие от прежних форм семьи,  они представляются  более открытыми для  интегрированияразных культур.   Культурамультинуклеарной  семьи носит  интерна­циональный  характер (см. приложение № 1) [21]. 
Если  объектом культуры  в целом являются огромные массы людей,  то  семейная культура обращена  к  отдельномучеловеку,  его  конкретной личностной  судьбе.
К  основным функциям  семьи  относятся: поддержание биологической непрерывности  благодаря  рождению детей  и обеспечению биологического  существования   пищи, жилища, одежды; создание культурной непрерывности,  передача новым поколениям общественного — культурного наследия [6;307].
Знаменитую гамлетовскую фразу: «Распалась связь времен!» можно читать как крик душио распавшейся семье.
Все  семейные функции,  собственно  говоря, сводятся  к  одной: обеспечение  связи времен,  создание  условий для непрерывного, точнее,  прерывно- непрерывного развития  человечества.Благодаря  реализации  семейных функций,  исторический поток, постоянно  эволюционизируя,  сохраняет свой  социальный,биологический  и  культурный смысл.
В  своем единстве  перечисленныефункции  представляют систему  семейных отношений,  возникновение в  этой  системе дисфункции,  т.е. рассогласования  в  их взаимодействии  как целого,  приводит систему  в  аномальное состояние. Игнорирование,  а  порой и  полный  отказ семьи  по  тем или иным причинам  от  выполнения какой-либо функции  дестабили­зирует  семейный образ  жизни,  возникает угроза  ее  распа­да.  Семьи,  социальное  функционирование  которых по субъективным  или  объективным причинам  затруднено,  харак­теризуются  как семьи  социального  риска [6; 201].
Растет  число одиноких  матерей  и  ихдетей.   Так, если  в  1993 году доля  детей,  родившихся в России у женщин,  не  состоящих в  зарегистрированном браке,  соста­вляла18%,  то  в  1997 году  она  превысила  25%.  Значит, ежегодно  каждый  четвертый — пятый  новорожденный становится ребенком из неполной  семьи,  относимой обычно  к семье риска.
Ежегодно,  по данным Госкомстата,  распадается  500-600 тысяч  браков, также  образуя  неполные семьи,  и  почти столько же  детей  в возрасте  до18 лет становятся детьми семей  риска [9;34-35].
Катастрофические  размеры приняло  социальное  сиротство несовершеннолетних,  жестокое с  ними  обращение.  По данным социологических исследований,  от  2  до  4 млн. безнадзорных детей  заняты  попрошайничеством,  ниществованием.
Давно  стала тривиальной  фраза:«семья- ячейка общества». Этим аксиоматичным определением  обозначены  роль  иместо семьи  в  обществе, неразрывная  связь  процессов, происходящих в  обществе  и его  социальном  институте-семье. Экономический кризис  общества оборачивается  материальными проблемами  для миллионов малообеспеченныхсемей [6].
Социальная работа  призвана  смягчать эти  тяготы, помочь  тем, кто  самостоятельно  не  в  состоянии справиться с  навалившимся  кризисом.  Главный  и  основной государствен­ный  организатор  этой работы -Федеральное  Министерство  труда и социального  развития и  его региональные  субструктуры.
Технология  социальной работы:
1.  для преодоления  низкого  уровня занятости  трудовых ресурсов  создаются комплексные  региональные  программы по созданию  и сохранению  рабочих мест,  проводитсяпрофессиональное  обучение  новым, дефицитным профессиям и повышение  квалификациилюдей,  оставшихся  без работы;
2.  контролируется  своевременность  выплаты заработной  платы в  организациях различных  форм  собственности.   Такой контроль  осуществляет государственная  инспекция  труда;
3.  выплачиваются государственные  пособия  на детей, в первую  очередь  такие пособия  получают  малообеспеченные семьи,  этим детям выделяются  путевки  для летнего оздоровления;
4.  особое внимание  уделяется  детям-инвалидам,  для них отроются детские дома-интернаты, оснащенные  современнымспециальном  оборудованием;
5.  нуждающимся гражданам  оказывают  финансовую   и натуральную  помощь в  виде бесплатного  или льготного  горячего питания,  предоставления  бесплатных или  по  льготным ценам  продуктовых наборов,  обеспечения  на зиму топли­вом  и  др.;
6.  оказание психологической  помощи  конфликтным семьям [21].
 Бессмысленно отрицать,  что  современная семья во  всем мире  испытывает глубочайший  кризис.   Это далеко  не  пер­вый кризис.   В  России  ХХ века  он  уже второй.  Первый пришелся  на  20-30 годы- это  былкризис  традицион­ной семьи,  обусловленный  модернизацией общества,  но  в большей степени  спровоцированный  политикой коммунистического государства [17].
Основными  причинами нынешнего  кризиса  оказались обве­тшалость  и беспомощность  пришедшего  в полную  негодностьгосподствующего  строя  и декларируемых  им  нравственных ориентиров,  резкий переход  к  новым системам  общественных и личных  отношений. И все  же  новый кризис,  как  и  всепредыдущие,  не  ведет к  отмиранию  института семьи. Не  случайно  все социологические  опросы  свидетельствуют  о том, что  семья  признается высшей  человеческой  ценностью. Как  писал еще  Платон:  «Каждый  из  нас- это половина человека»,  поэтому семья  есть  обретение целостности.
В  теоретическом плане  все еще  слабо разработана проблема сущности  семьи  отказавшись от  ходульных  построений типа: «социалистический  образ жизни»; «семья  социалисти­ческого  общества»  и  т.п., наука о  семье  освободилась от  псевдонаучных построений.   Но  необходим следующий  шаг — объяснение новых реалий в  судьбе семьи,  что  пока остав­ляет  желать  лучшего.  Сущность  должна  объяснять внутрен­нее  глубинное  содержание объекта, выражающееся  в  единстве всех его  сторон. Постижение  сущности семьи,  всех  аспе­ктов ее  изучения- демографического,  юридического, экономи­ческого, социального, медицинского, сексуального, психоло­гического  и  др.Т.е.  охватывание  объекта в  его  целост­ности представляет  главную  цель семьеведения– науки,стремящейся  постигнуть  сущность семьи.
Важно  понять, что  сущность  любого объекта не есть  раз  и навсегда  застывшая  данность, она  находится в  постоянном движении  и  видоизменениях.   Это же  относит­ся  и к сущности семьи; несмотря  на  то, что  семья- одно из  наиболее  стабильных явлений,  она  модифицируется  и  са­ма  по себе,  и  под влиянием  процессов,  происходящих во всех других  социальных  институтах.  Семейные  часы,  отсчи­тывая домашнее  время, отсчитывают  и  время всей  планеты.   Следовательно,  теоретические положения  о  сущности семьи должны  подвергаться  постоянному обновлению  в  контексте изучения  многообразия социальных  проблем.
§2. Социальные проблемы семьи ипричины их
 возникновения
Семья  во  всевремена постоянно находилась  в центревникания  передовой  общественной мысли, прогрессивных  полити­ческихдеятелей и ученых,  начиная  от древних философов и кончая современными  реформаторами.   И это  неудивительно. Семья  представляет собой  систему  социального функционирования человека,  меняется  не только  под  воздействием социально политических условий, но и  в  силу внутренних  процессов своего  развития.  Вот  почему  она является одной  из  важных сфер и  одним  из главных  объектов  социальной работы. Изменяются  виды  семейных отношений,  иными становятся  сис­тема власти  и подчинения  в  семейной жизни,  роли и функцио­нальная  зависимость супругов,  положение  детей,  многие ученые  характеризуют  нынешнее состояние  семьи как  кризисное. Это  обусловлено объективными  процессами  изменения брачно-семейных  отношений  во всех  экономически  развитых странах, и  особенно  в Европе,  в  сторону автономизации  семьи, что  неизбежно повлекло  за  собой снижение  рождаемости, рост  числа разводов  и  увеличение числа  одиноких людей.
Социологические  исследования репродуктивного  поведениясемей  в последние 30 лет  определили  печальную закономер­ность:  более  состоятельные классы  общества  испытывают гораздо  меньшую потребность  иметь  детей, чем  менее  сос­тоятельные.   В  1991г.  в  стране родились  1,8млн.  детей, в  1992г, — 1,6 млн.,  в  1993г. — всего  1,4 млн.   Если прирост населения  в  России будет оставаться  таким, то черезтысячу лет  от148 млн. россиян останется  менее 150 человек[14].
Самостоятельно  регулируя семейные  отношения,  семьи несут огромную  ответственность  за собственное  выживание  и воспитание полноценных  граждан.   И если  на  Западе этот процесс  происходил  постепенно, эволюционно,  то  в России его  революционный  характер привел к  тому,  что  с 1980 по  1990 гг.  количество людей,  состоящих в браке, на 1000 человекнаселения  уменьшилось  на  1,7 пункта,  а  с 1990но  1992гг.- на  1,8. То есть,  всего за два  года сократилось  больше, чем  за  последние  10 лет.  И процесс этот  стремительно  набирает скорость [17].
Наряду  с традиционными  функциями, связанными  с  рож­дением и  воспитанием  ребенка, с  решением  повседневных проблем,  семья призвана  быть  надежным психологическим «укрытием», помогающим  человеку  выживать в  трудных,  быст­ро меняющихся  условиях  современной жизни.   Семья выступает в  качестве  социального института  в  последней инстанции, обеспечивая  своим  членам экономическую,  социальную  и физи­ческую безопасность, заботу  о  малолетних, престарелых  и больных.Обеспечивает условия  для  социализации детей,  молодежи и,  что важнее всего,  объединяет  своих членов  чувством любви,общности  и  даёт возможность  делить  с другими  трудности и  радости жизни.
Сегодня  вопросы уровня  жизни,  социальной и демографи­ческой  политикиявно  вытесняются  на второй  план.   Нынеш­нее состояние  социальной  защиты семей  с  детьми показыва­ет  отношение  государства к институту  семьи,  степень его ответственности  за  воспроизводство  населения, готовность поддержать  семьи,  в которых  родились  и воспитываются  дети. Подугрозой  оказались  здоровье и  благополучие  самого цен­ного  достояния  нации-подрастающего  поколения,  будущего страны.
Средняя  величина семьи  за  последние три десятилетия сократилась и  составила  3,2  человека в городах  и  3,3  в сельской местности.    Как  показали исследования,  сокращение величины  семьи за   последние  три десятилетия  обусловлено следующими  факторами:
·       ростом  числа малодетных  семей;
·       приростомвисла  молодых  семей вследствие  снижения  воз­раста вступления  в  брак;
·       тенденцией  к отделению  молодых  семей от  родительских нуклеаризация;
·       увеличениемдоли  семей  с одним родителем в  результате разводов,  смерти одного  из  супругов и  рождения детей одинокими  матерями.
Сегодня  преобладающий тип  семьи- это  простые  нуклеарные семьи,  состоящие из  супругов  с детьми  или  без них (61 %  семей).    Семьи этого  типа делятся  примерно поровну на  три  части: 
·       без  детей – это молодые  семьи, еще  не  имевшие детей и старые,  где взрослые  дети живут  отдельно;  
·       содним ребенком; 
·       с  двумя детьми.
Еще  12 %  супружеских пар живут  с  одним из  родителей  суп­ругов или  с  другими родственниками.
Сложных  семей,  включающих две  супружеские пары  или  более, в России  очень  мало-всего  3,4%,  ЧТО  подтверждает интен­сивность  нуклеаризации  семей.
Значительнуюдолю  составляют  неполные семьи — 13%,  в подав­ляющем числе  случаев  это семьи  одиноких  матерей, разведен­ных женщин  и  вдовцов.  В  большинстве случаев в  этих семьях  один, реже — два  ребенка [17].
Данная  типология семей  используется  при разработке  материаловпереписи  населения.   В ее  основу  положены такие  критерии, как  брачное состояние,  родственные  связи и  наличие  детей,
Для  целей государственной  семейной  политики типы  се­мей  выделяются по  иному  основанию-объективному риску  социальной  уязвимости, а  значит  нуждаемости  в материальной поддержке государства,  особых льготах  и услугах.  Поскольку в


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Pearl Harbor 3 Essay Research Paper Position
Реферат Отчет по производственной практике в ООО Система РегионМарт
Реферат Marijuana 4 Essay Research Paper Legalization of
Реферат План машиностроительного производства
Реферат Management Theories Essay Research Paper Assignment 1
Реферат Защитные формы альтруизма
Реферат Экспресс-диагностика особо опасных инфекций
Реферат Американо-турецкие отношения в эпоху глобализации и перспективы их развития (политологический анализ)
Реферат Акустические гитары часть 1
Реферат Внутрикорпоративный праздник как элемент формирования корпоративного единства на примере ОАО Альфа
Реферат Биоэтика
Реферат Контрольная работа по курсу гражданского права
Реферат Killer Peak Essay Research Paper Killer Peak
Реферат Информационное обеспечение деятельности менеджера в организации
Реферат Авторская позиция в аналитических материалах на страницах газеты "Известия"