Реферат по предмету "Психология"


Роль отца в жизни ребенка

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
Восточно-Сибирскаяакадемия образования
Специальность:педагогика и методика дошкольного образования
Квалификация:организатор-методист дошкольного образования
Курсовая работа
Тема: «Роль отца вжизни ребенка»
Выполнила студентка 3 курса
Факультета дошкольной педагогики
и психологии
Проверила:
Научный руководитель, доцент
кафедры дошкольной педагогики
и психологии
Иркутск 2010

/>Содержание
Введение
Глава 1. Анализ научных исследований по проблемеотцовства
1.1. Родительство как социокультурный феномен
1.2 Позиция отцовского и материнского отношения к ребенку
1.3 Роль отца в развитии ребенка
1.4 Выводы к главе 1
Глава 2. Экспериментальные исследования по выявлению ролиотца в семье
2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента
2.2 Анализ констатирующего эксперимента
2.3 Выводы к главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение
Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно. В.Буш
Ученые, исследующие проблемы воспитания детей в семье,уделяют огромное внимание отношениям ребенка и матери, забывая о существованииотца. Выходят книги о семейном воспитании, в которых отец вообще неупоминается. Это происходит из-за того, что в совершенно разных обществахраспространена установка: мужчина не предназначен, не приспособлен длявоспитания ребенка [16].
Рост интереса к проблеме отцовства начался в начале 80-хгодов и был связан с переоценкой роли женщины в семье и, в частности,демографическими изменениями в американской семье. Данной проблемой занималисьтакие ученые и исследователи как Б.И. Кочубей, И.С. Кон, Г. Крайг Т.А. Гурко,З.Х. Саралиева, И.Г. Остроух, м. Вест и М. Каннер, Н Чадороу, Ю.Е. Алешина, Г.Г.Филиппова, Е. Здравомыслова, М.Г. Воронцова, Л.М. Прокофьева и М.Ф. Валетас иОвчарова Р.В… Интерес к отцовству формировался, когда отец выполнял рольединственного кормильца в семье. Сейчас этот интерес уменьшился, ведь уровеньразводов достиг 50%, а 1/3 всех детей рождаются в неполных семьях.
Исторические и социологические исследования отцовствапоказали, что оно представляет собой социальное явление. «Для каждого поколениясуществует свой идеал отца, который зависит от времени и условий, и каждоепоколение сталкивается с несоответствием между «культурой» отцовства и«поведением» отцов в семьях» [25].
Верно, что в целом отцы проводят со своими детьмизначительно меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная частьэтого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Но такбыло не всегда, мужчины почти никогда сами не выхаживали детей. Современныеотцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но дажепревосходят их, особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенстваполов, где мужчины берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей,которые раньше считались исключительно женскими.
Сила отцовского влияния в прошлом коренилась прежде всегов том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. Впатриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенномальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. Втрадиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонификациявласти, пример для подражания, наставник. В современной городской семьемальчики уже не видят как работает их отец, а традиционные ценности отцовствазаметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие,вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отцане предусмотрен пьедестал. [14]
Переход мужчины к состоянию отцовства, рождение у негопервого ребенка – важное событие, которое часто недооценивается. Длябольшинства мужчин это символизирует переход от одной стадии жизненного цикла кдругой и именно рождение ребенка можно считать началом взрослости.
В некоторых случаях ожидание и рождение ребенка могутбыть для отца настоящим кризисом, в котором можно выделить 4 стороны:материальная, временная, психологическая и сексуальная.
У молодых отцов нередко отмечаются проявления эмоций,страха, депрессии, тревоги. «Эти изменения, происходящие в настроении,характере и личности мужчины в связи с рождением ребенка и особенностями еготемперамента, значительно больше, чем подобные изменения у молодой матери» [16]А это противоречит общепринятому мнению, что появление ребенка для мужчиныменее важное событие, чем для женщины.
С рождением ребенка мужчина приобретает многонеприятностей (дополнительные материальные заботы, бытовые обязанности, вродестирки пеленок, уменьшение внимания со стороны жены, нарушение сна и другиетрудности). И практически никаких удовольствий. Однако экспериментальнодоказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуютсяноворожденными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним ипрактически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. [13] Этоспособствует более тесной эмоциональной привязанности отца к ребенку.
Цель — рассмотреть роль отца в жизни ребенка, участия вего жизни и психоэмоциональном развитии.
Объектом данного исследования является отношение междуотцом и ребенком в семье.
Предметом – процесс взаимоотношений и формированиесамостоятельности детей.
Гипотеза – общение с отцом влияет на развитие ребенка.
Исходя из цели, были сформулированы задачи исследования: 1.изучение и анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме; 2.выбор диагностических методик, позволяющих определить отношение отца к ребенку,и отношение ребенка к отцу; 3. осуществление качественного и количественногоанализа данных
Методологической основой исследования составили трудытаких исследователей как: Б.И. Кочубей, И.С. Кон, Г. Крайг Т.А. Гурко, З.Х.Саралиева, И.Г. Остроух, м. Вест и М. Каннер, Н Чадороу, Ю.Е. Алешина, Г.Г.Филиппова, Е. Здравомыслова, М.Г. Воронцова, Л.М. Прокофьева и М.Ф. Валетас,Овчарова Р.В
Методы исследования:
Изучение и анализ специальной литературы.
Методика «Неоконченное предложение», кинестическийрисунок «Мой папа и я», анкета для отцов.
Качественный и количественный анализ полученный в ходеисследованных данных.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит извведения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Глава 1. Анализ научных исследований по проблемеотцовства
1.1 Родительство как социокультурный феномен
Родительство — интегральное психологическое образованиеличности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентацииродителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций,родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонентсодержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие. Родительствопроявляется как на субъективно-личностном, так и на надындивидуальном уровне.Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов ипредполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению ксвоим или приемным детям.[19]
Связь компонентов родительства осуществляется черезвзаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных иповеденческих аспектов, являющихся психологическими формами его проявления.
Когнитивный компонент — это осознание родителямиродственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представлениеоб идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знаниеродительских функций, образ ребенка.
Эмоциональный компонент — это субъективное ощущение себякак родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека ксебе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.
Поведенческий компонент — это умение, навыки идеятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию иобучению ребенка, взаимоотношения с супругом(ой) как с родителем общегоребенка, стиль семейного воспитания.[19]
В период становления родительство обладает неустойчивойструктурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентовмежду родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, в большейподвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).
В этот период происходит согласование представлениймужчины и женщины относительно роли родителей, о функциях, распределении ответственности,обязанностях, то есть в целом о родительстве. До появления ребенка на светсогласование представлений происходит, так сказать, на теоретическом уровне, вовремя бесед друг с другом, в мечтах и планах на будущее. С появлением ребенкаоно получает второе рождение, когда теория начинает осуществляться на практике.
Развитая форма родительства характеризуется относительнойустойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представленийсупругов о родительстве, комплементарности динамических его проявлений. Какинтегральное образование личности родительство включает:
ценностные ориентации супругов (семейные ценности);
родительские установки и ожидания;
родительское отношение;
родительские чувства;
родительские позиции;
родительскую ответственность;
стиль семейного воспитания.
Особенностью семейных ценностей является то, что они посвоей сути представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческихпроявлений.
Когнитивная составляющая ценностных ориентации супруговотличается тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Преждевсего это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения,а также уверенность в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.
Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональнойокраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно эмоциональныйаспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость тойили иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.
Поведенческая составляющая может быть как рациональной,так и иррациональной; главное в ней — направленность: на реализацию ценностнойориентации, достижение значимой цели, на защиту той или иной субъективнойценности и так далее.
Рассматривая данный компонент в плане его формирования,важно принимать во внимание относительную устойчивость ценностей какличностного образования. Однако, учитывая ведущую роль родителей в формированииценностей ребенка, подрастающей личности, необходимо делать акцент на осознаниии переживании ценностей семьи в ходе психологической работы с родителями,демонстрировать передачу ценностей от поколения к поколению, способствуя темсамым созданию ценностного компонента. Для осознания значимости той или инойценности в некоторой иерархии для личности родителя можно вести психологическуюработу с опорой на эмоциональную составляющую ценностных ориентации.
Родительские установки и ожидания — это установки на целии средства деятельности в области родительства.[19]
Когнитивный аспект касается знаний и представлений орепродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, он такжевключает реальный и идеальный образ ребенка.
Эмоциональный аспект представляет собой совокупностьвзглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон относительнореализации родительских установок и ожиданий.
Поведенческий аспект родительских установок и ожиданийреализуется в репродуктивном поведении, во взаимоотношениях супругов, вродительском отношении, в стиле семейного воспитания.
Формирование и развитие данного компонента должнокасаться, с нашей точки зрения, прежде всего коррекции идеальных и реальныхобразов ребенка и родителей.
Родительское отношение — относительно устойчивое явление,содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностногоотношения и может изменяться в определенных пределах. Родительское отношениереализуется, в частности, в регулировании эмоциональной дистанции. Обычнодистанцирование осуществляется неосознанно.[19]
Когнитивная составляющая содержит представления оразличных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления оцелевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности технаправлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.
Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения оразличных типах родительского отношения, а также доминирующий эмоциональныйфон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения.
Поведенческая составляющая представляет собой формы испособы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитаниевзаимоотношениями, путем определения дистанции общения.
Особое внимание в этом плане нужно уделять навыкам иформам общения родителей, анализу взаимодействия в семье, развитию уважения кличности ребенка. Кроме того, развитие и коррекция родительского отношениядолжны учитывать восприятие ребенком того или иного его типа.
Родительские чувства — это особая группа чувств, весьмазначимая в жизни человека среди других эмоциональных связей. Одно из основныхчувств — родительская любовь — это источник и гарантия эмоциональногоблагополучия человека, поддержания его физического и психического здоровья.Содержание родительских чувств может быть амбивалентным, противоречивым.
Когнитивная составляющая проявляется здесь на двухуровнях:
социально одобряемые знания и представления относительнотого, какие чувства должны испытывать родители по отношению к своим детям;
знания и представления о том образе ребенка (идеальноми/или реальном), который вызывает весь спектр родительских чувств.
Эмоциональная составляющая представлена всей гаммойчувств и доминирующим эмоциональным фоном, сопровождающим оценки образа ребенкаи себя как родителя.
Поведенческая составляющая включает доверительность,эмоциональную близость, заботу о ребенке, аффективные стереотипыконтактирования с ребенком. С нашей точки зрения, поведенческая составляющаяможет быть как конгруэнтной, так и не конгруэнтной по отношению к эмоциональнойсоставляющей.
Формирование компонента родительских чувств предполагаетумение понимать чувства членов семьи, прежде всего ребенка, и адекватновыражать свои чувства, а также развитие навыков рефлексии исполненияродительской роли. Для коррекции негативных сторон родительских чувств можноопираться на когнитивную составляющую компонента в плане осознания самоценностиребенка, а не как средства для достижения каких-либо целей родителя.
Родительские позиции представляют собой реальнуюнаправленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательнаяили бессознательная оценка ребенка.
Когнитивная составляющая включает представления ореальном и идеальном образе ребенка, о существующих позициях родителя, о своейродительской позиции.
Эмоциональная составляющая представляет собойдоминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки относительно реального образаребенка, своих родительских позиций и относительно взаимодействия родители —дети.
Поведенческая составляющая содержит коммуникативныепозиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшеговзаимодействия с ребенком. С точки зрения Т. В. Архиреевой, родительскиепозиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания,то есть в тех или иных Способах воздействий на ребенка и в характере обращенияс ним.
Формирование родительских позиций должно опираться наосознание и развитие прогностического аспекта форм взаимодействия с ребенком,используя различные родительские позиции и регулируя притязания родителя поотношению к ребенку.
Родительская ответственность в своей основе имеетДуальную природу: это ответственность и перед социумом, и перед безличнойприродой (своей совестью). Член семьи может отвечать за других отдельных членовсемьи (жену, мужа, детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьипредполагает имения такого рода ответственность за семью в целом: не просто заотдельных близких людей, а за социальную группу как целое.[19]
Когнитивная составляющая включает представления обответественном и безответственном поведении родителя, о распределенииответственности между супругами в других семьях и в своем семье.
Эмоциональная составляющая касается отношения краспределению ответственности в семье, эмоциональных переживаний связанных сэтим, и оценки себя как родителя с этой точки зрения.
Поведенческая составляющая включает контроль за своимповедением и происходящими событиями, характеризуется занимаемой ролью в семье.
Формирование компонента ответственности родителя поотношению к собственной семье и ее членам должно опираться именно на внутреннююего ответственность — перед собственной совестью, а не перед обществом.
Стиль семейного воспитания является выразителемвзаимодействия вышеперечисленных компонентов, его проявление наиболее очевидно.Стиль семейного воспитания в большей степени, по сравнению с другимикомпонентами родительства, определяет личностное становление и развитиеребенка.
Когнитивная составляющая основывается на родительскимустановках и ожиданиях в отношении образа ребенка и роли в воспитании супруга.Также она включает общие представления родителей о возможных способахвзаимодействия с ребенком и стилях воспитания. Кроме вышеперечисленного,фундаментальным основанием когнитивной составляющей служат ценности родителей,которые формируют не только данную составляющую стилям воспитания, но инаправленность личности родителя, в том числе и все его поведение.
Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитанияопределяют родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребенком,чувства к брачному партнеру, отношение к распределению ответственности и ролейв семье. Это и оценка себя каст родителя в целом.
В поведенческой составляющей реализуется воспитательныйаспекте форм и способов взаимодействия с ребенком; предоставление емуотносительной свободы; отношения зависимости/независимости; вмешательство в мирребенка; акцент на ребенке и другие.
1.2 Позиция отцовского и материнского отношения к ребенку
С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению сматеринской — любовь «требовательная», условная, которую ребенок должензаслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжениипервых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенокдолжен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовскиможиданиям в отношении способностей, достижений, успешности, Любовь отца служиткак бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощенавозможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормамимужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций иродовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля иявляется носителем требований, дисциплины и санкций.[29]
Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитаниизаключается в поощрении активности, направленной на развитие социальнойкомпетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимностьчеловеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отецявляется для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствуетформированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.
А. Греймс отмечает: «Материнская забота обеспечиваетвозможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другоенеобходимо для развития личности».
Педагоги детских садов часто наблюдают ситуацию, когдадети 5-6- лет, играя в игру «Дочки-матери», с лёгкостью включаются в женскиероли (мамы, бабушки) и с трудом и меньшим интересом изображают отца, который, вих исполнении, чаще всего уходит на работу и больше не участвует в игре илиест, смотрит телевизор и играет на компьютере.
Современный папа часто становится для ребенка чем-то мифическим,непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то «на работе»занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только нагазету и телевизор, иногда на компьютер. По существу, работа, увлечения, жизньотца проходят мимо внимания ребенка. Отец — не партнер, не друг, а некаякарающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться», — часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже,являются стереотипом нашей «культуры отцовства».
Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенкомпервого года жизни: «Интересно ли вам общаться со своим малышом? Скольковремени вы с ним проводите? Играете ли вы с ним? В какие игры?». Большинствоотцов отвечали так: «Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футболиграть, на хоккей ходить… А пока пусть мама с бабушкой нянчат. Не мужское этодело».
Установка на отстраненность часто становится источникомнепонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества июности. Упущенные с самого начала, в раннем детстве, первые контакты с малышом,общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры проявятся впоследствиив трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, отсутствии у ребенкадоверия и привязанности к отцу.
По результатам психологических исследований, младенцы,чьи отцы ухаживали за ними начиная с первых дней жизни, показывают болеевысокий уровень умственного и физического развития, вырастают болееэмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у нихотмечаются единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитанияребенка.
Однако психологи отмечают также, что отношение кмладенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке,отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогдакак матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком,отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом они играют с детьмииначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным впервую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей,двигают их руками и ногами, качают на ноге, кружат, катают на спине… Материже обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают,бережно носят на руках. Интересно, что с самого раннего возраста младенцы привиде отца тянутся к нему и поднимают брови: «Раз папа здесь, будем играть». Входе одного эксперимента малышам предоставлялась возможность выбора партнера поиграм, и они, как правило, предпочитали отцов. Предполагается, что это можнообъяснить тем, что отцы играют с ними в более подвижные игры.
Отцы, у которых установились крепкие эмоциональные связис детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими кизменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такиеотцы имеют большее влияние на своих детей, которые больше прислушиваются к ним,ориентируются на их мнение. Сыновья хотят походить на тех отцов, с которыми уних теплые, разносторонние взаимоотношения.
Тем не менее, полученные данные показывают, что не толькона Западе, но и в России отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьмии участвуют в их воспитании наряду с матерями, причем в семьях возникаетсотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отцав семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модельотцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку — условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.
1.3 Роль отца в развитии ребенка
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детейопределяются такими факторами, как:
— доступность для ребенка,
— включенность в совместную деятельность с ним,
— ответственность за материальное обеспечение,
— ответственность за организациюобразовательно-воспитательной сферы ребенка.
Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такиеотцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.
На фоне относительной изученности материнства влитературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. Вчастности, А.С. Спиваковская, говорит о том, что «воспитательная позиция отца всвоем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшуюпривязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети ужеподросли»[30].
Психологами получены данные, свидетельствующие о том, чтоу детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности.При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, чтоавторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительноевлияние, тогда как авторитарность матери — отрицательное. Обнаруженаопределенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовскойпрофессии.
Многие исследователи подчеркивают исключительную важностьповедения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки.Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительнойсамооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке,требовательность, демократизм в семейных отношениях.
Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны старатьсяудерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любойконтроль за действиями ребенка помешает его творческой активности исамостоятельности, и потому лишь беспомощно взирают на то, как малыш делаетвсе, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенокво всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют иограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют емусамостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указанияродителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитыватьпотребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.
Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует,что его любят, принимают в семье, относятся с уважением, порождают у негоаналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности иуспешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность,продиктованные любовью, должны способствовать развитию положительнойсамооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположномуэффекту.
Несмотря на то, что практически все родители любят своихдетей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто онивыражают это чувство и насколько им свойственны холодность и враждебность.
Для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви,нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном — чащеони идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождаетребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел напрогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков,рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение — все это несвойственнодля большинства современных отцов.
В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается впокупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушкималышу нужны отцовские внимание, участие, понимание, дружба, общностьинтересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец — он человек,открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.
Д.С. Акивис в своей работе «Отцовская любовь» отмечает,что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. «Отецменьше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая вребенке самодисциплину» [1].
Очень осторожно следует пользоваться порицанием изапрещением. Младенцы уже в первом полугодии жизни чрезвычайно чувствительны кним, а во втором становится очевидным, что поощрение взрослого приобретает рольстимула для развития действий ребенка. Доброжелательность, обращение к ребенкупо имени, констатация его действия, сопровождаемая похвалой, будутспособствовать тому, чтобы действие повторялось чаще и интенсивнее. Порицание изапрет следует высказывать мягко, доброжелательно; недопустимы порицанияличности ребенка — их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так,следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал».
Еще одна негативная черта нашей традиции воспитания — преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать — значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят своюродительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складываетсяпредставление об отце как о человеке, который ожидает от него «неправильного»,«плохого» поведения (в отличие от матери), низко его оценивает — не только тотили иной конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем этопредставление распространяется на других людей — ребенок становится неувереннымв себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.
Особенно неблагоприятен для развития Я-концепцииавторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремлениек безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любоенаказание, любое требование к ребенку не содержат в себе даже намека наготовность принять его, помочь ему или убедить. Такие отцы могут временамиискренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. Врезультате у малыша с первых лет жизни растет уверенность в том, что его непринимают, не одобряют, и, в конечном счете, он приходит к убеждению в своеймалоценности и ненужности для родителей. В поведении детей в результате такоговоспитания отмечаются напряженность, отсутствие спонтанности. Кроме того, любаяновая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, чтов свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта.А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являютсянезнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.
С воспитательной точки зрения поощрение болееинформативно, чем порицание. Когда ребенку запрещают что-либо, он узнает, чегоне надо делать, но еще не знает, что и как следует сделать. Поэтому вслед зазапретом или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенкуположительный образец.
Собственные мотивы и побуждения авторитарных отцов всегдастоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них второстепенны. Какправило, такие отцы убеждены в своей непогрешимости, уверены, что не могутошибаться, поэтому требуют от ребенка абсолютного подчинения своей воле.
Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносятего самовосприятию меньший вред, чем, проявляя к нему полное безразличие.Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я.
Эффективный родитель выступает в роли консультанта своегоребенка по всем вопросам. Кроме того, он является «архитектором» окружающейсреды. Мать и отец должны быть доступны для малыша, чтобы объяснять емунезнакомое явление, назвать новый предмет или новый субъективный опыт,похвалить за исследование, успешное действие. Важно также установить для малышаграницы безопасной деятельности и помочь приспособиться к социальнымтребованиям. В то же время необходимо создавать среду, стимулирующую иподдерживающую познавательное и физическое развитие ребенка, побуждать егосамостоятельно исследовать окружающий мир. Такое поведение родителей будетспособствовать благоприятному умственному и эмоциональному развитию детей.[1]
«Еще одна чрезвычайно важная функция отца — организациясексуального воспитания мальчика. Отец для сына является первичным источникомесли не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно всемье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опытотношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужскогоповедения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыномпрактически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом.
В возрасте от 3 до 5 лет каждый маленький мужчинапереживает так называемый Эдипов комплекс — стремление сконцентрировать любовьи внимание матери на себе, в то время как отец рассматривается в качествесоперника в борьбе за эту любовь, что пробуждает в ребенке негативные эмоции поотношению к нему. Эту ситуацию можно рассматривать как один из этаповпсихосексуального развития ребенка, на котором он с помощью доступных емуповеденческих средств впервые заявляет о своей половой принадлежности и активнодемонстрирует ее.
С точки зрения психологии в этом нет ничегопротивоестественного, однако для многих отцов такое поведение сына становитсянеожиданным и неприятным сюрпризом. И это вполне объяснимо, ведьпротиводействие отцу может принимать самые различные формы — от желанияпостоянно находиться вместе с мамой и ограничить ее общение с отцом до открытыхпроявлений вербальной и невербальной агрессии. Такое поведение сына большинствуотцов кажется необоснованным и необъяснимым: ласковый и послушный сын вдругстановится неуправляемым и агрессивным. Однако излишне драматизировать событияне стоит — все это временно. Обычно к 5 — 6 годам Эдипов комплекс разрешаетсячерез формирование устойчивых черт полоролевого поведения, присущих мужчине, ипринятие отца в качестве основного объекта для подражания.
Однако следует обратить внимание на то, что эффективноеразрешение Эдипова комплекса, равно как и нормальное развитие половойидентификации вообще, возможно лишь при условии активного участия отца в жизнимальчика. Отсутствие отца как примера мужского полоролевого поведения можетиметь далеко идущие последствия для мальчика, начиная от проблем установленияотношений с представительницами противоположного пола до сексуальнойдезориентации и сексуальных проблем»[32].
Факторы, влияющие на отцовскую роль в семье:
1. доступность для ребенка, включенность в совместнуюдеятельность с ним, ответственность за материальное обеспечение,ответственность за организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка.
2. На умственные характеристики детей оказываетположительное влияние авторитарность отца.
3. Забота о ребенке, требовательность, демократизм всемейных отношениях со стороны отца влияют на формирование положительнойсамооценки.
4. Авторитарный стиль воспитания, характерной чертойкоторого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности вовсякой ситуации неблагоприятен для развития ребенка.
5. Отец для сына является первичным источником информациио взаимоотношениях полов.
1.4 Выводы к главе 1
Анализ литературы по семейному воспитанию детейдошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что недостаточное вниманиеуделяется роли отца.
В настоящее время отец не всегда является авторитетом.Его роль сводится только к тому, чтобы обеспечивать семью материально изащищать «от врагов». А как же эмоциональная связь? Как же общение с отцом,которое так необходимо ребенку?
В период младенчества ребенок только начинает узнаватьотца. Но в начале отец является для ребенка второй матерью (Г.Фигдор).Постепенно ребенок начинает замечать разницу, так как отец и мать по – разномуразговаривают с ним, по – разному играют и, следовательно, ребенок начинаетпредъявлять к ним разные требования. К году ребенок замечает отношения матери иотца, различает их и видит себя исключенным из этих отношений, но в тоже времяприобретает важное познание: быть исключенным вовсе не означает быть потеряннымв этом мире. Отец подает малышу пример отношений с другим объектом. Путемотождествления себя с отцом ребенок открывает возможность новых отношений. С помощьюотца ребенок учится общаться, устанавливать контакт, выходить из конфликтныхситуаций. Поэтому присутствие отца так необходимо.

2.Экспериментальные исследования по выявлению роли отца всемье
2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента
Исследование проходило в три этапа:
1этап. Выбор диагностических методик, позволяющихопределить роль отца в жизни ребенка.
2 этап. Проведение диагностического исследования поопределению роли отца в жизни ребенка.
3 этап. Качественный и количественный анализ в ходеисследованных данных.
Цель: изучить особенности детско-отцовских отношений.
Задачи:
Определить уровень знаний и представлений у отцов озадачах, содержании и методиках воспитания детей.
Определить удовлетворенность своим положением в семье.
Выяснить отношение отца к ребенку.
Первая группа методов направлена на изучение положенияребенка в семье. При работе с детьми мы использовали рисунок тест «Мой папа ия». Методика «Неоконченное предложение».
Вторая группа методов направлена на выявление знаний уотцов об их ребенке. При работе с папами нами было использовано анкетирование.
Констатирующий эксперимент проводился в МДОУ детский садкомбинированного вида№6 г. Усолье – Сибирского в подготовительной к школегруппе №9.
В эксперименте принимали участие 12 детей 6-7 лет. Атакже папы этих детей.
Свою работу мы начали с обследования детей кинестическогорисунка «Мой папа и я».[17]
Цель: изучение осознания, удовлетворения ребенка вовзаимодействии с отцом.
Методика проведения:
Ребенку предлагается альбомный лист, цветные карандаши.Ставится условие, необходимо нарисовать своего папу и себя в действии.Оценивается качество изображения, тщательность нарисовки, небрежность,красочность положение объектов на листе, заштрихованность. Содержательнойхарактеристикой является изображение деятельности с отцом, их взаимноерасположение друг с другом, присутствие или отсутствие себя или отца, а такжесоотношение людей, вещей на рисунке. (Приложение)
Анализ результатов рисунка осуществляется по следующимпоказателям:
Наличие беспокойства у ребенка к отцу
Эмоциональное напряжение и дистанция
Наличие враждебности по отношению к отцу
На основе этих показателей выявили:
Благоприятная ситуация в семье прослеживается на рисунках,где ребенок расположил себя рядом с отцом, находятся в центре рисунка,изображает себя и отца нарядными, улыбающимися. В ярких красках, тщательнопрорисованы линии.
Неблагоприятная ситуация в семье прослеживается нарисунках, когда ребенок не рисует себя или отца. Ребенок рисует себя грустным,вдали от отца. Не прослеживается совместная деятельность. Наличие темныхкрасок.
Методика «Неоконченные предложения[17]
Цель: Получить дополнительные сведения об отношенииродителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожностьу детей. В данном случае выявить отношение отца к ребенку, и отношение ребенкак отцу.
Методика проведения:
Детям предлагается закончить ряд предложений безпредварительного обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнокотвечал бы первое, что придёт в голову (Приложение).
Для обследования самих пап была разработана анкета из 6 вопросов.
Цель: выявить уровень знаний и представлений у отцов овоспитании ребёнка шестилетнего возраста.
Методика проведения:
Папам было предложено ответить на вопросы, которыепозволили нам выявить уровень их знаний о воспитании своего ребенка.
2.2 Анализ констатирующего эксперимента
Анализ рисунков «Мой папа и я» показал, что из 12 семей — благоприятная ситуация в семье, где отец имеет важное значение для ребенка, кним относятся 6 семей, что составляет 50%.Это говорит о том, что в этих семьяхотцы уделяют своим детям достаточно много времени.
Рассмотрим на примере одного ребенка Эвелины Васильевой.Ребенок с настроением рисовала рисунок. Папа и ребенок держатся за руки, они улыбаются.Рисунок в ярких красках, аккуратно заштрихован. Папа и ребенок изображен вдеятельности. На примере рисунка Алены К. можно сказать, что отец для нееиграет важную роль, т.к. во время рисования она рассказывала, как они играют,как вместе ходят гулять, что папа с ней занимается, поэтому и рисунок у нееполучился красочный, где они вместе с папой катаются на лошади.
И 6 семей, где прослеживается неблагоприятная ситуация,что составляет 50%. На этих рисунках видно, что отец не уделяет внимания своимдетям. Например, Стас Ч. нарисовал себя и папу далеко друг от друга, и пояснил,что папа где-то далеко. Ребенок не решался нарисовать папу рядом с собой. АняБ. нарисовала папу рядом с собой, но рядом с папой нарисовала ракету, ипояснила, что папа редко бывает дома, потому что много времени находится наработе, и рисовала она без желания.
Результаты методики «Неоконченные предложения» помоглинам выявить отношения детей к родителям. Позитивные отношения с отцом наблюдаютсяу 6 детей (50 %).
Так, Эвелина В. ответила: “Мой папа любит играть со мной”, “Я чувствую себя счастливой, когда мой папа радуется мной ”; Алена К: “Мойпапа самый лучший ”, “Я чувствую себя счастливой, когда мой папа здоровый, “Мойпапа и я ходим в магазин ”, Полина К: « Мой папа молодец!», «Мой папа и я Молодцы»,«Мой папа со мной играет». Из разговора с этими детьми, можно сделать вывод,что в этих семьях отец много внимания уделяет своим детям.
Негативные отношения испытывают 6 детей (50 %).
Так Маша Ф. ответила: “Мой папа все время работает», «Ячувствую себя счастливой когда папа смотрит телевизор», Стас Ч.: « Мой папаедет на работу», «Мой папа все время убирается», «Мой папа и я убираемся».
“Мой папа со мной не хочет заниматься»; Артём А.: “Ячувствую себя счастливым, когда мой папа уезжает”, Аня Б.: «Мой папа работает»,и на другие вопросы касаемые папы, не ответила вообще.
По результатам данной методики можно сделать вывод, чтово многих семьях дети испытывают дискомфорт в отношениях с отцом, между ниминет взаимопонимания. Что мама для них имеет большее значение, чем отец.
Таблица 2Позитивные отношения с отцом Негативные отношения с отцом 50% 50%
Обработка результатов анкеты показала, что из 12родителей только шестеро (50%) имеют достаточно полные знания о воспитаниидетей шестого года жизни. Например, папа Юли П. знает, как надо правильновоспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения сребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение. Знает интересысвоего ребенка.
6 человек (50% имеют недостаточно знаний о ребёнке,выделяют ту или иную сторону в его воспитании).
Таким образом, мы констатируем, что половина пап (50%) необладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, оформах, способах, методах воспитания. Не понимают, какую роль они играют вжизни ребенка
2.3 Выводы к главе 2
И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в еголюбви. Хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом,ощущать его ласку и по возможности помогать ему. К несчастью, отец, придя,домой с работы, больше всего на свете хочет лечь и смотреть телевизор.
В результате проведенного эксперимента, можно сделатьследующие выводы:
Что дети имеют дефицит внимания со стороны отцов, многиедети вообще не знают, чем можно с папой заняться.
Что во многих семьях дети испытывают дискомфорт вотношениях с отцом, между ними нет взаимопонимания, что 50% пап не обладают достаточнымуровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах,методах воспитания. Для детей отец имеет важное значение в жизни, т.к в своихответах по методике «неоконченное предложение» дети выразили насколько важендля них отец.

Заключение
Итак, важное воздействие на развитие ребёнка оказываетотец. Проблема отцовства в психологии является слабо разработанной ихарактеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций, базирующихся наэмпирических исследованиях. В основном рассматриваются данные о роли отца вразвитии ребенка, негативных последствиях безотцовщины, доминированииматеринского начала в семейном воспитании и необходимости взаимодействияматеринства и отцовства.
Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменнымина протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип мужчины, а,следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Отсюда идеал отца можетбыть очень противоречивым, включать в себя полярные качества. Раньше отец былвоплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждутласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.
Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит втом, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя,жены, детей и других членов семьи, если они есть.
Как муж мужчина сегодня в большей мере, чем раньше, несётответственность за супружеский комфорт. Духовное общение между супругами,творческое и разнообразное общение между супругами, способствует гармоничномуразвитию личности обоих партнёров.
Мужчина принимает самое активное участие вхозяйственно-бытовой деятельности семьи и наравне с женой, другими членамисемьи выполняет весь объём домашней работы.
Как родитель он несёт ответственность за воспитаниедетей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогическоговоздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым идемократичным. Все эти позиции тесно связаны между собой и оказывают влияние наразвитие ребёнка (прямо и косвенно).
Таким образом, отец в семье даёт определённый образецповедения, является источником уверенности и авторитета, являетсяолицетворением дисциплины и порядка.
По мнению специалистов, отец представляет ребёнку мирмысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину,путешествия и приключения. Ребёнку всё время, на всех этапах развития,необходим отец, однако особенно он начинает нуждаться в отцовской любви, в еговласти и руководстве после пяти лет.
В раннем возрасте глубже проявляется связь ребёнка сматерью, а затем, уже в дошкольном возрасте, всё большее значение приобретаетотец. Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У нихвыше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики изнеполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее даётсяусвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чащедругих гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.
Учёные доказывают наличие у детей потребности в отце втечение всей жизни. Ребёнок, лишённый отцовского авторитета, может вырастинедисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.
Итак, изучение отцовства как психологического феноменаявляется важной проблемой, так как роль отца в формировании личности ребенкатакже как важна, как и роль матери. В дальнейшем необходима разработкадеятельностной концепции отцовства, которая позволила бы рассмотреть целевые,структурно-содержательные и инструментальные характеристики воспитательной деятельностиотца и субъективно-психологические условия готовности к ней.
Список использованной литературы
1.        Авдеева Н.Н. Роль отца в развитии ребенка в раннем возрасте//Дошкольноевоспитание. № 7, 2005.
2.        Берн Шон. Гендерная психология. СПб.2002
3.        Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства //Социс.2000.№11.
4.        Гурко Т.А. Критика концепции половых ролей // Теория и методологиягендерных исследований. Курс лекций / Под ред. О.А.Ворониной. М. 2001
5.        Гурко Т.А. Родительство в меняющихся социокультурных условиях Социс.1997.№1.
6.        Здравомыслова Е., Темкина А. Кризис маскулинности в позднесоветскомдискурсе // О мужественности. Сборник статей / Сост.С.Ушакин. М.2002
7.        Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов-на-Дону. 2004
8.        Зидер Р. Социальная история семьи // Основы гендерных исследований.Хрестоматия / Ответ. ред. О.А. Воронина. М.2001
9.        Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб. 1998
10.     Кон И.С. Заметки по этнографии родителей // Семья и школа. 1988. №2.
11.     Кон И.С. Маскулинность как история // Гендерный калейдоскоп. М.2002
12.     Кон И.С. Меняющиеся мужчины в меняющемся мире // Гендерный калейдоскоп.М.2002
13.     Кон И.С., м.,2003
14.     Кон И.С. Ребенок и общество. М.2003
15.     Кон И.С. Российский мужчина и его проблемы // Гендерный калейдоскоп.М.2002
16.     Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М.1990
17.     Кудрина Г.Я диагностические методы обследования детей дошкольноговозраста. И.1992
18.     Минюрова С.А., Кустова О.А. Формирование «образа женщины» в различныхсоциальных группах // Журнал практического психолога. 1997.№5
19.     Овчарова Р.В. Психология родительства. М. 2005
20.     Павлов И.В. Образы отцовства в современной рекламной фотографии Семейнаяпсихология и семейная терапия. 2005. №3
21.     Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спиваковской.СПб.1997
22.     Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб.2003
23.     Прокофьева. Отцы и их дети после разводов // Социс. 2002. №6
24.     Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /Под ред. Е.Г. Силяевой. М. 2002
25.     Райнпрехт, Хансхайнц. Воспитание без ограничений. М.2000
26.     Саралиева З.Х. Семья – клиент социальной работы. М.2000
27.     Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку,1997
28.     Шамраев. Отцы и дети // Социс. 1996. №4
29.     Эпштейн М.Н. Отцовство. СПб.2003
30.     Э.Фромм. Искусство любви. 1990
31.     Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья/А. С.Спиваковская. — Том 2. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.