Реферат по предмету "Психология"


Развитие коммуникативных способностей у детей школьного возраста

КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
«РАЗВИТИЕКОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Владивосток2011

Введение
Общение – специфическаяформа взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общенииреализуются социальные отношения людей.
Одними из необходимыхтребований для этого являются гибкость, нестандартность, оригинальностьмышления, способность находить нетривиальные решения.
Процесс восприятия однимчеловеком другого выступает как обязательная составная часть общения исоставляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общениевсегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком, какличность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна,как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.
Впечатления, которыевозникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.
Процесс понимания друг друга«осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией понимается осознание действующиминдивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не простознание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня,своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое,последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведениевнутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередьотражается мой внутренний мир.
Научить школьникапсихологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение, поддерживатьобщение, прогнозировать реакции партнеров на собственные действия,психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников, овладевать иудерживать инициативу в общении, преодолевать психологические барьеры вобщении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуациюобщения, психологически и физически «пристраиваться» к собеседнику, адекватноситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения, мобилизоваться надостижение поставленной коммуникативной задачи – вот лишь немногие проблемы,решение которых позволит подготовить эффективного профессионала.
Таким образом, проблемаисследования заключается в определении необходимых коммуникативных навыковличности, и их развитие.
Целью исследования являетсяпсихологический анализ и выявление необходимых коммуникативных навыковличности, и их развитие.
Объектом исследованияявляются ученики старших классов.
Предмет исследования –формирование коммуникативных навыков у старших школьников.
Гипотеза исследованиясостоит в том, что с помощью развивающих методик можно добиться развития коммуникативныхнавыков детей школьного возраста.
Задачи: Провеститеоретическое изучение проблемы улучшения коммуникативных навыков личности.
Провести психологическийанализ развития коммуникативных навыков у школьников.
Выработать рекомендации поразвитию коммуникативных навыков у школьников.
В работе были использованыметодики развития коммуникативных навыков личности Петрусинского В.В.
Значимость состоит ввыработке рекомендаций по преодолению проблем в общении и развитиюкоммуникативных навыков личности.
коммуникативный навык личность школьник

1. Теоретические аспектыизучения проблемы улучшения коммуникативных навыков личности
1.1 Основные подходы вотечественной и зарубежной психологии к проблеме изучения коммуникативныхнавыков
Коммуникативные навыки иобщение как таковое – многоплановый процесс, необходимый для организацииконтактов между людьми в ходе совместной деятельности. И в этом смыслеотносится к явлениям материальным. Но в ходе общения его участники обмениваютсямыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическимидействиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи.Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальныхобразований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышленияи т.п.
Функции общениямногообразны. Их можно выявить при сравнительном анализе общения человека сразными партнерами, в различных условиях, в зависимости от используемых средстви влияния на поведение и психику участников общения.
В системе взаимосвязейчеловека с другими людьми выделяются такие функции общения, какинформационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная иаффективно-коммуникативная.
Информационно-коммуникативнаяфункция общения – это, по сути, передача и прием информации, как некоегосообщения. В нем имеют место два составных элемента: текст (содержаниесообщения) и отношение к нему человека (коммуникатора). Изменение доли ихарактера этих составляющих, т.е. текста и отношения к нему сообщающего, можетсущественно повлиять на характер восприятия сообщения, на степень его пониманияи принятии, а, следовательно, отразиться на процессе взаимодействия междулюдьми. Информационно-коммуникативная функция общения хорошо представлена визвестной модели Г. Лассуэлла, где в качестве структурных единицвыделяются такие звенья, как коммуникатор (кто передает сообщения), содержаниесообщения (что передается), канал (как передается), реципиент (комупередается). Эффективность передачи информации может выражаться степеньюпонимания человеком переданного сообщения, его принятия (отвержения), включаяновизну и актуальность информации реципиента.
Регулятивно-коммуникативнаяфункция общения направлена на организацию взаимодействия между людьми, а такжена коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция признанасоотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи, предполагаемые способыдеятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнениянамеченных программ регулировать деятельность. Аффективно-коммуникативнаяфункция общения представляет собой процесс внесения изменений в состояниелюдей, что возможно и при специальном (целенаправленном), и при непроизвольномвоздействии. В первом случае сознание и эмоции изменяются под влияниемзаражения (процесса передачи эмоционального состояния другими людьми), внушенияили убеждения. Потребность человека в изменении своего состояния проявляется унего как желание выговориться, излить душу и т.п. Благодаря общению у человекаменяется общий настрой, что соответствует информационной теории систем. Самообщение может, как усиливать, так и снижать степень психологическогонапряжения.
В ходе общения действуютмеханизмы социальной перцепции, школьники лучше узнают друг друга. Обмениваясьвпечатлениями, они лучше начинают разбираться в себе, учатся понимать своидостоинства и недостатки. Общение с реальным партнером, как отмечалось ранее,может осуществляться с помощью разнообразных средств передачи информации:языка, жестов, мимики, пантомимики и др. Нередко в разговоре слова имеютменьшее значение, чем интонация, с которой они произносятся. То же можносказать и о жестах: порой всего лишь один жест может полностью изменить смыслпроизнесенных слов.
Психологически оптимальнымобщением является в том случае, если реализуются цели участников общения всоответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов,которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения.
Поскольку общение – этовзаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании(имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразуобоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное не достижениецели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемогорезультата в той деятельности, которое общение обслуживало.
Психологическими причинамиэтого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, егоспособностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностейи непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящихк данному случаю способов обращения с партнером.
При изучении трудностейобщения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам,связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям,возникающим из-за слабого развития социально-перспективных функций. Вдействительности же эта проблема приобретает глобальный характер и охватываетфактически все аспекты общения.
Трудности в общении могут возникатьтакже из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам.Следствием этого является несходство их жизненного опыта, что накладываетотпечаток не только на имеющийся у них образ мира – природу, общество,человека, отношение к ним, но и на конкретное поведение в основных жизненныхситуациях. Несходство жизненного опыта представителей разных возрастных группприменительно к общению к общению выражается в неодинаковом уровне развития ипроявления познавательных процессов при контактах с другим человеком,неодинаковом запасе и характере переживаний, неодинаковом богатствеповеденческих форм. Все это по-разному соотносится с мотивационно-потребностнойсферой, которая в каждой возрастной группе отличается своей спецификой.
Анализируя трудности,связанные с возрастом общающихся, надо обязательно учитывать психологическиехарактеристики каждой возрастной группы и делать поправку на то, как онипроявляются у ребенка, подростка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины иженщины, у пожилых стариков. Особое внимание надо обращать на зависимость междутипичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойствличности и такими специфическими для взаимодействующих людей характеристиками,как их способности к эмпатии, децентрации, рефлексии, идентификации, кпостижению другого человека с помощью интуиции.
1.2 Трудности впедагогическом общении
С позиций педагогическойпсихологии выделяются иные трудности общения. В педагогике давно утвердилосьположение: «Без требования нет воспитания». Но многие педагоги почему-торешили, что реализация этого тезиса предполагает обязательно авторитарный(субъект-объектный) стиль руководства учащимися.
Наблюдения за деятельностьюучителей, как правило, показывают, что они используют закрепившиеся в школестихийные, заимствованные способы общения с детьми. Одним из негативныхпоследствий такого заимствования является «полоса отчуждения», т.е.возникновение напряжения между учителем и учеником, неспособность учителяконтролировать свои действия, поступки, оценки, отношения в ходе обучения винтересах действительно позитивного воспитания ученика. По даннымисследователей, от 60 до 70% детей, обучающихся у педагогов, вовзаимоотношениях с которыми наблюдается «полоса отчуждения», имеют признакипредневрозов. Как правило, эти дети плохо адаптируются к учебной деятельности,пребывание в школе становится для них в тягость, увеличивается закрытость,снижается как двигательная, так и интеллектуальная активность, наблюдаетсяэмоциональная изоляция. В зависимости от нарушений профессиональной техникиобщения исследователи выделили следующие группы учителей:
не осознают возникшегоотчуждения к ученику, доминирует неприятие ученика, поведение ситуативное;
отчуждение осознается,выделяются признаки неприятия, доминируют отрицательные оценки, а положительныеотыскиваются преднамеренно;
отчуждение выступает какспособ собственной защиты личности педагога, поступки учащихся рассматриваютсякак преднамеренные, ведущие к нарушению установленного порядка и ожиданийучителя. Данная группа учителей отличается повышенной тревожностью за свойстатус, стремлением избежать замечаний от администрации, введением жесткихтребований, предъявляемых через отрицательные оценки личности ребенка, егоближайшего окружения.
«Полоса отчуждения»осознается учителем как профессиональный признак далеко неоднозначно. Почти 60%педагогов рассматривают ее как средство добиться дисциплины и послушания спервых дней, 20–25% – показать превосходство своих знаний, к которым следуеттянуться, и лишь 15–25% соотносят с понятием «любить детей», принимать ихтакими, какими они приходят к учителю, подмечать индивидуальность исвоеобразие, обеспечивать развитие активности и свободное принятие норм иправил, их преобразование в ходе всего многообразия школьной жизни.
Разумеется, характерпсихологических трудностей общения изменяется с повышением педагогическогомастерства учителя.
Трудности педагогическогообщения можно объединить в три основные группы: информационные, регуляционные,аффективные.
Информационные трудностипроявляются в неумении сообщить что-либо, выразить свое мнение, уточнить,добавить, продолжить ответ, завершить мысль, дать начало предложения, помочьначать говорить, «задать тон», формулировать «узкие» вопросы, требующиеодносложных, предсказуемых ответов, и «широкие», проблемные творческие вопросы.
Регуляционные трудностисвязаны с неумением стимулировать активность воспитанников.
Трудности реализацииаффективных функций проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся,соглашаться с ними, подчеркивать правильность языкового оформления,безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение, активную работу,выразить несогласие с отдельным мнением, недовольство по поводу допущеннойошибки, отрицательно реагировать на нарушение дисциплины.
Выявлена зависимостьвыраженности этих трудностей от степени сформированности у учителя склонностипроецировать на воспитанников свои состояния и психические свойства. Если упедагога дефицит качеств эмпатии, децентрации, идентификации, рефлексии, то общениес ним приобретает форму формальных контактов, а у учащихся происходитдеформация развития эмоциональной сферы. Установлено, что неудовлетворениевзрослыми важнейшей базовой потребности в личностно-доверительном общении –одна из причин эмоциональной несбалансированности откликов детей на обращение кним окружающих, появления у них склонности к агрессивному, деструктивномуповедению. Это относится и к семье, если она обделяет ребенка общением наинтимно-ласковом, интимно-доверительном уровне. Е.Е. Пронина и А.С. Спиваковскаядоказали, что различные формы нарушения семейного взаимодействия проявляются вспецифических симптомах школьной дезадаптации ребенка, в частности в сфере егообщения с учителями и со сверстниками. Вместе с тем ученые подчеркивают, чтоизбыток общения с ребенком на интимно-доверительном ведет к инфантилизму. Вотдельную группу можно выделить трудности общения, в которых преобладаетсоциально-психологический фактор.
Обнаружены такжеспецифические психологические трудности общения, нередко возникающие междуформальным и неформальным лидерами группы, за которыми стоят не всегдаосознаваемые чувства ревности и соперничества.
К трудностям, имеющимсоциально-психологическое происхождение, относятся и возникающие междувзаимодействующими людьми барьеры, связанные с различной социальной иэтнической принадлежностью, членством во враждующих группировках или в группах,значительно различающихся по своей направленности.
Одна из трудностейрассматриваемого вида может возникать из-за плохого владения специфическимязыком, характерным для общности, с представителем которой приходится вступатьв контакты. Имеется в виду не разговорный язык, а язык давно общающихся вместеучеников, или язык, сложившийся в данной общности, и т.п.
Особый вид трудностей общенияможет быть проанализирован с позиций психологии труда. Как известно, во многихвидах деятельности не обойтись без человеческого взаимодействия. И чтобы этивиды деятельности успешно выполнялись, их исполнителям необходимо по-настоящемусотрудничать. А для этого они должны знать права и обязанности друг друга,причем знание, имеющееся у одного участника, не должно чрезмерно отличаться отзнаний других участников деятельности.
Когда, например,взаимодействуют учитель и ученик, то они ведут себя так, как правило, всоответствии с теми правами и обязанностями, которые каждому из них положены.Однако в жизни так бывает не всегда. Например, поведение учителя может несоответствовать эталону, сформированному у ученика. Недостаточная профессиональнаякомпетентность учителя в глазах ученика, формальное отношение к процессу и крезультатам его труда могут явиться основанием для возникновенияпсихологических трудностей при их общении.
Специфическая группатрудностей общения возникает между людьми в ситуациях, рассмотрение которыхявляется компетенцией юридической психологии.
Особое внимание юридическойпсихологии уделяется исследованию трудностей общения в процессе взаимодействиянесовершеннолетних правонарушителей. Как показывают работы отечественных изарубежных авторов, существуют две основные формы проявления расстройств вповедении трудных подростков. Первая – социализированная формаантиобщественного поведения. Для таких подростков не характерны эмоциональныерасстройства при контактах с людьми, внешне они легко приспосабливаются к любымсоциальным нормам, формы коммуникабельны, положительно реагируют на общение.Однако именно это позволяет им совершать преступления, направленные противдругих людей. Владея техникой общения, типичной для социально нормальных людей,они вместе с тем не относятся к другому человеку как к ценности.
Вторая форма – плохосоциализированная. Такие подростки находятся в постоянном конфликте сокружающими, они агрессивны по отношению к окружающим, причем не только кстрашим, но и к сверстникам. Это выражается либо в прямой агрессии в процессеобщения, либо в уклонении от общения. Преступления таких подростков отличаютсяжестокостью, садизмом, алчностью.
Особый интерес представляюттрудности, рассматриваемые в свете индивидуально-личностных различий.
Исследования показали, чтообщение по-разному деформируется личностными особенностями его участников. Кэтим личностным особенностям относится, в частности, эгоцентризм. Из-за сильнойцентрированности на себе, своей персоне, точке зрения, мыслях, целях,переживаниях индивид оказывается не способным воспринимать другого субъекта,его мнение и представление. Эгоцентрическая направленность личности проявляетсяи в эмоциональном, и в поведенческом плане.
В эмоциональном плане онапроявляется в обращенности к своим чувствам и нечувствительностью кпереживаниям других людей. В поведенческом плане – в виде нескоординированныхдействий с партнером.
Выявлены два типаэгоцентрической направленности: эгоцентризм как стремление рассуждать со своейточки зрения и эготизм как тенденция говорить о себе.
Установлено, что вхарактерах детей, испытывающих трудности в общении, обнаруживается комплекслабильных, сенситивных, астеноневротических черт, что свидетельствует оприсущей им чрезмерной впечатлительности. Имея потребность в дружеском общении,они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной робости изастенчивости. Вначале они производят впечатление крайне сдержанных, холодных,скованных, что также затрудняет их контакты с окружающими. На личностном уровнеу этих людей обнаружены повышенный уровень тревоги, эмоциональнаянеустойчивость, высокий самоконтроль поведения, экстернальность. Кроме того,отмечен высокий уровень самоотрицания, самоунижения. При опросах они говорят освоей замкнутости, интровертированности, застенчивости, зависимости,конформности. Образ «Я» у них включает такие параметры, как заниженнаяиндивидуальная и социальная самооценка. Вместе с низким уровнем активности испособности «Я» к изменениям такое строение образа «Я» приводит к тому, чточеловек становится закрытым для восприятия нового опыта, который мог быизменить стиль его поведения и общения, и продолжает продуцироватьнизкоэффективные формы коммуникативной деятельности.
Еще один вид трудностейобщения связан с застенчивостью – личностным свойством, возникающим вопределенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющимся внервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте.
Застенчивые дети по своимличностным и коммуникативным свойствам не являются однородной группой. Срединих выделяются неадаптированные (особо застенчивые и шизоидные личности) иадаптированные (застенчивые).
Особую форму трудностей приобщении с окружающими испытывают лица, страдающие логоневрозами. Исследованияпоказали, что у каждого из них свой комплекс неполноценности, который,начинаясь с глубокой неудовлетворенности притязаний в сфере коммуникаций,деформирует отношение личности логоневротика к другим сторонам его бытия.
Свои специфические трудностиобщения есть и у больных с другими нарушениями в психике, а также страдающихразличными соматическими заболеваниями
1.3 Возможности развитиякоммуникативных навыков личности в школьном возрасте
После рассмотрениятрудностей общения естественно возникает вопрос о путях и предотвращения исредствах коррекции.
Специалистысистематизировали отдельные техники социально-психологического тренинга. Вповеденческом тренинге имеет смысл использовать ролевую игру, впсихокоррекционном – в основном групповую дискуссию. Ролевая игра может способствовать:
поиску эффективных формвзаимодействия в рамках кооперации, демонстрации недостатков, стереотиповповедения;
закреплению ведущей к успехумодели поведения, цель которых – налаживание психологически нормальныхконтактов с другими людьми;
усвоению содержания проблемыи противоречия межличностных и внутриличностных отношений определенногочеловека (психо- и социодрама). То есть она может быть средством дезинтеграции,интеграции, а также в качестве дополнения входить в другие методы.
Цели групповой дискуссии:
экстериоризировать содержаниепроблемы и противоречия личностных отношений определенной персоны;
осуществлять поискэффективных форм взаимодействия в рамках кооперации;
подавать обратную связьотносительно поведения в ролевой игре.
То есть она также может бытьсредством дезинтеграции, интеграции и входить в качестве дополнения в другиеметоды.
Психологические приемыинновационных игр положительно влияют на участников коррекционных групп. Этотвид психокоррекционной работы с людьми должен учитывать возраст, пол, профессиюи другие отличительные черты участников тренинговых групп. Так, обучениепедагогов элементам и приемам актерского мастерства ускоряет их личностныйрост, позволяет им осознать коммуникативные свойства своей личности и грамотно пользоватьсяими в общении с учащимися, гармонизирует их взаимоотношения с окружающимилюдьми в целом.
Специально для педагоговразработана комплексная программа, предполагающая освоение важнейшихособенностей индивидуального экспрессивного репертуара, а такжесамосовершенствование экспрессии и форм невербального общения.
В программу включены приемыи упражнения, активизирующие направленное осознание различных форм невербальнойактивности, развивающие «чувства тела», специальные техники самомассажа дляснятия напряжения в области «личностных зажимов», а также упражнения длясовершенствования выразительных возможностей мимики, жестикуляции, голоса и др.
В настоящее время широкопрактикуются различные формы социально-психологического тренинга, цель которых– обучение психологически грамотному общению родителей, руководителей различныхрангов, актеров, спортсменов, лиц, страдающих различными формами неврозов ииспытывающих трудности в общении.
Одним из основныхнаправлений работы по снятию психологических трудностей в общении являетсяиндивидуальное психологическое консультирование, доверительное диалогическоеобщение с учениками, у которых не ладятся отношения со сверстниками.
Техника общения – этоспособы предварительной настройки человека на общение с людьми, его поведения впроцессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включаявербальное и невербальное.
На начальном этапе общенияего техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица,позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающихвнимание партнера действий, направленных на его предварительную настройку, наопределенное восприятие содержания сообщения.
Первые жесты, привлекающиевнимание партнера по общению, равно как и выражение лица (мимика), частоявляются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того, чтобы скрыть своесостояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза или прячут руки. Вэтих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, частовстречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много иинтересно говорил З. Фрейд.
В процессе общенияприменяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные наиспользовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимаетсятехника и приемы получения информации о партнере по общению, используемыесобеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.
Обратная связь включаетсознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером иоценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственногоповедения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны иправильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытныесобеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.
Коммуникативные способности– это умения и навыки общения. Дети разного возраста, культуры, разного уровняпсихологического развития, имеющие различный жизненный опыт, отличаются друг отдруга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные дети обладаютболее выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные ималокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта школьника, какправило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативныхспособностей.
Применяемые на практикетехника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей младшегошкольного возраста они отличны от старшеклассников, а дошкольники общаются сокружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники.Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общениямолодых.
Дети более импульсивны инепосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. Удетей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерноэмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезаюти оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивноэкономным. Совершенствуется и обратная связь.
Умение общения проявляетсяна этапе предварительной настройки в выборе тона высказывания и в специфическихреакциях на действия партнера по общению. Учителям и руководителям в силусложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогическогообщения нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей,особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенноевнимание и сочувствие.
В социально-психологическойлитературе обычно используется понятие «деловое общение», направленное наобеспечение переговоров, ведения совещаний и официальной переписки, на высокуюэффективность публичных выступлений.
С позиций возрастнойпсихологии выделяется период от 16 до 25 лет (юность человека), являющийсяпериодом, для которого характерна самая высокая степень восприятия. Именно вюности интеллект человека представляет собой еще развивающуюся систему, котораяуже функционирует целенаправленно, обладая знаниями и навыками необходимыми дляосвоения профессии, и так как целостность функциональной основы интеллекта ещене установилась, то познавательная способность находится на высоком уровне, чтоспособствует более успешному профессиональному и интеллектуальному развитиючеловека. Именно в этот период рекомендуется развивать коммуникативные навыкиличности.

2. Экспериментальноеисследование развития коммуникативных навыков личности
2.1 Методы исследования иразвития коммуникативных навыков личности
Тренинг делового общения ивзаимодействия направлен на развитие следующих социально-психологическихумений:
психологически верно иситуативно обусловлено вступать в общение;
поддерживать общение,стимулировать активность партнера;
психологически точноопределять «точку» завершения общения;
максимально использовать социально-психологическиехарактеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегическойлинии;
прогнозировать возможныепути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачиваетсяобщение;
прогнозировать реакциипартнеров на собственные действия;
психологически настраиватьсяна эмоциональный тон собеседников;
овладевать и удерживатьинициативу в общении;
спровоцировать «желаемуюреакцию» партнера по общению;
формировать и «управлять»социально-психологическим настроением партнера в общении;
Психотехнические умения,связанные с овладением процессами самомобилизации, самонастройки,саморегулирования, позволяет:
преодолевать психологическиебарьеры в общении;
снимать излишнее напряжение;
эмоционально настраиватьсяна ситуацию общения;
психологически и физически«пристраиваться» к собеседнику;
адекватно ситуации выбиратьжесты, позы, ритм своего поведения;
мобилизоваться на достижениепоставленной коммуникативной задачи.
Программа психотехникиобщения включает упражнения на снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений,упражнения на формирование мускульной свободы в процессе общения, на овладениенавыками психофизического саморегулирования суггестивным путем; упражнения наразвитие навыков наблюдательности и умения управлять вниманием партнеров пообщению.
Упражнения на формированиенавыков привлечения внимания собеседника призваны способствовать овладениютакими способами, как:
организация в общенииэффекта неожиданности, т.е. использование неизвестной ранее информации илипривлечение неожиданностью способа взаимодействия;
организация «коммуникативнойпровокации», т.е. на короткое время вызвать у партнера несогласие с изложеннойинформацией, доводом, аргументом, а затем стимулировать поиск своей позиции испособа ее изложения;
гиперболизация как способзаострения внимания собеседника;
усиление ценностныхаргументаций, которые доминируют у партнера по общению;
коммуникативноесопоставление «за» и «против» дает возможность организовать, а затем удержатьвнимание через изложение самых разнообразных, и часто противоположных точекзрения;
ситуативное интервьюированиечерез постановку прямых вопросов ставит собеседника перед необходимостьювключаться в диалог;
апелляция к авторитету дляподдержания собственных взглядов;
организация сопереживаниячерез максимальное использование в общении эмоций, опоры на жизненные интересыпартнеров;
драматизация ситуацииобщения как столкновение интересов партнеров по общению.
проблемно-тематическоепереключение;
событийное переключение;
ассоциативное переключение;
ретроспективноепереключение;
интонационное переключение ит.д.
Для стимулирования вниманияиспользуются способы эмоциональной поддержки внимания, интонационной поддержкивнимания и прямого вербального стимулирования.
Упражнение «Ромашка».
5–6 стульев во внешнем круге– «лепестки». Участники рассаживаются по стульям.
Задание 1: смотреть в глазадругу, не отводить глаз в течение минуты. Затем участники меняются местами.
Задание 2: участники говорятдруг другу: «что я вижу в тебе?» (одежду, прическу, улыбку и т.п.). Затемменяются местами.
Задание 3: участники попарнопытаются догадаться и рассказать друг другу, «каким ты был в детстве», иответить, насколько верна догадка.
Задание 4: участники попарноотвечают: «что между нами общего?»
Задание 5: участникипытаются определить, «чем мы отличаемся друг от друга: в интересах, характере,поведении и т.п.».
Упражнение «Продолжиискренне».
Все садятся в круг. Ведущийподходит по очереди к каждому у частнику и просит вытащить карточку. Участникчитает вслух текст карточки и старается без раздумывания продолжить мысль,начатую в тексте, максимально искренне. А остальные, про себя, решают,насколько он искренен. Когда человек закончит говорить, те, кто сочли его речьискренней, молча поднимают свою руку. Если большинством высказывание признаетсяискренним, то говорившему разрешается на один шаг сместить свой стул вглубькруга. Тому, чье высказывание непризнанно как искреннее, дается еще попытка.Обмен мнениями запрещен, но разрешается задать один вопрос говорящему откаждого. Когда все сумеют высказаться искренне, ведущий просит: «Каждомусделать выдох, затем медленно – глубокий выдох, и задержать дыхание, пока яговорю. Теперь на выдохе надо выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, аесли нет слов – издать резкий звук, все, что угодно. Вперед!». После такойголосовой эмоциональной «разрядки» людям становится весело.
Текст карточек-высказываний:
В обществе лицпротивоположного пола я чувствую себя…
У меня немало недостатков.Например…
Бывало, что близкие людивызывали ненависть. Однажды, помню…
Мне случалось проявлять трусость.Однажды, помню…
Я знаю за собой хорошие,привлекательные черты. Например…
Я помню случай, когда мнебыло невыносимо стыдно. Я…
Чего мне по-настоящемухочется, так это…
Мне знакомо острое чувствоодиночества. Помню…
Однажды мне было обидно ибольно, когда родители…
Когда я в первый развлюбился, я…
Я чувствую, что моя мать…
Я думаю, что секс в моейжизни…
Когда меня обижают, я готов…
Бывает, что я ссорюсь сродителями, когда…
Честно говоря, учеба винституте мне…
Пустая карточка. Надо что-тосказать искренне на произвольную тему.
Задание «Развитиенаблюдательности и навыков общения».
Чтобы избавиться от угрюмогоили надменного выражения лица, по утрам перед зеркалом «покажите себе язык»,улыбнитесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» выражение лица должно быть увас в течение дня.
Деликатно приглядывайтесь клицам случайных попутчиков в транспорте, пытаясь «читать» их настроение;вообразите, как изменились бы их лица в веселье, гневе.
Если вы не умеете ответить«нет», не обижая, и из-за этого идете против своего желания, то развивайте всебе актерские навыки, способность чуть-чуть дурачиться, создавая оттяжку, завремя которой складывается наилучшая формулировка ответа. Дайте понять, что дляотказа есть веские причины: «Поверьте, это не мой каприз, рад бы, но не смогу».
Систематически практикуйтесвое умение вступать в контакт с незнакомыми людьми (особенно снеприветливыми), например, спрашивайте дорогу. Стремитесь при этом задаватьвопросы таким тоном, чтобы собеседнику было приятно вам ответить.
Заранее продумав какую-либоиндифферентную тему, заговорите с человеком, с которым находитесь в натянутыхотношениях (но формально сохранившихся). Сумейте вести беседу так, чтобы свашей стороны демонстрировалось доброжелательство. Старайтесь смотреть в глазасобеседнику.
Упражняйтесь перед зеркалом(диалоги с собой, пересказ историй, анекдотов), с целью устранить излишнююжестикуляцию, привычные неэстетические движения, угрюмое выражение лица.
Отрабатывайте быстротуречевой реакции с помощью телевизора: пытайтесь мгновенно остроумнокомментировать спортивный матч (звук предварительно отключите), отдельныесцены.
Задание «Контакт масок»
Все участники рисуют себемаски. Она может быть сколь угодно странной, забавной, мрачной, как комухочется. Если кому-то очень трудно придумать маску, то допускается изготовлениепростой черной маски: два кружка с прорезами для глаз. После изготовления масоквсе садятся в круг. Ведущий определяет, с кого начнется показ и обсуждениемаски. Каждый высказывает свое мнение: интересна ли маска и чем; подходит лиона этому человеку (с субъективной точки зрения того, кто высказывается); какиеособенности характера обсуждаемого человека отражены в этой маске или скрыты сее помощью; какая маска, по мнению говорящего, лучше бы подошла к обсуждаемомучеловеку (литературного героя, какого-то зверя, героя фильмов, историческоголица). Ведущий должен следить, чтобы высказались все. После обсуждения первогочеловека в маске переходят к следующему. Этот этап занятия не долженпродолжаться более часа, после чего разговоры на тему масок прекращаются. Затемведущий говорит: «В повседневном общении мы тоже носим маски, только маски неиз бумаги, а из мускульного грима – из особого выражения лица, позы, тона.Сейчас мы посмотрим, что это такое». Участники усаживаются в круг, в центркруга выкладываются (текстом вниз) 7 карточек (если участников больше, товедущий придумывает дополнительные маски):
Маска безучастности.
Маска прохладной вежливости.
Маска высокомернойнеприступности.
Маска агрессивности («попробуй,не послушай меня»).
Маска послушания иугодливости.
Маска решительности;«волевого» человека.
Маска «откровения».
Маска доброжелательности.
Маска «интересныйсобеседник».
Маска деланнойдоброжелательности или сочувствия.
Маска простодушной чудаковатойвеселости.
Все выбирают по карточке ичитают свой текст. По порядку следования номеров карточек каждый долженпродемонстрировать доставшуюся ему «маску»; надо придумать ситуацию, в которойпришлось надеть эту маску, и разыграть сценку этой ситуации. Например, тот,кому досталась «маска безучастности», может изобразить сценку: «Он оказался вкупе со ссорящейся супружеской парой, по соображениям такта ему приходитсяделать вид, что он ничего не видит и не слышит». После чего группа оценивает,как человек сумел изобразить на лице необходимую «маску». Затем переходят кследующей сцене. В заключение обсуждают: «Что мне дало это задание? Комуудалась «маска» в ходе общения и почему некоторым трудно удержать эту «маску»?Какие переживания возникали во время задания?»
2.2 Анализ, обработка иинтерпретация результатов исследования
Для повышения эффективностии удобства анализа результатов исследования учебная группа, была разделена натри подгруппы и каждому участнику были присвоены номера:
Участники, обладающиеразвитыми навыками делового общения;
Участники, развивающиенавыки делового общения;
Участники, не обладающиенавыками делового общения.
Итак, учебная группа,насчитывающая, 18 человек, была разделена на три подгруппы (см. рис. 1), впервую из которых входили №№1, 2, 3, во вторую – №№4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12, 13, 14, в третью – №№15, 16, 17, 18.
/>
Рис. 1 Развитиекоммуникативных навыков в %
/>
Рис. 2 Соотношениеучастников подгрупп до проведения работы

/>
Рис. 3. Соотношениеучастников разных подгрупп после проведения работы
Первым проводилосьупражнение «Ромашка» в следующих составах: I – №№1, 4, 5, 6, 7, 15; II – №№2, 8, 9,10, 16, 17; III – №№3, 11, 12, 13, 14, 18.
В первом составе, началучастник №15, затем №7 и т.д., было получено множество высказываний,отличавшихся друг от друга своими ценностными аргументациями. Стало ясно,насколько отличаются участники друг от друга.
Отметив результаты упражненияв первом составе, перешли к работе со вторым. Теперь должен был начать участникиз первой подгруппы №2, затем №№8, 9 и т.д. Результатом проведения упражненияво втором составе стали высказывания, близкие друг к другу своими ценностнымиаргументациями, хотя и отличающиеся у участников второй и третьей групп. Повсей видимости, репутация участника №2 была действительно хорошей так же и длядругих участников. Результаты упражнения показали, что явное обладание навыкамиделового общения участником №2 заставило других участников высказываться по егопримеру.
Таким образом, причинойрезкого отличия высказываний у участников первого состава легко объяснить тем,что участник №15 не обладал авторитетом у других участников, и для достижениядолжного результата следовало начинать участнику №1. Участники первого состава,не имея авторитетного высказывания, пытались высказаться сами, этим иобъясняется такое различие аргументации высказываний.
Провели занятие с третьимсоставом, учитывая результаты работы с первым и вторым составом. Результатыбыли схожими, отличаясь лишь в той степени, в которой отличались участники №№1,2, 3 друг от друга.
Путь более эффективноготренинга был выбран.
Следующим было упражнение«Продолжи искренне». Для того, чтобы это упражнение принесло свои результаты,необходимо было, чтобы участники чувствовали себя уверенно и свободно, чторанее удавалось далеко не всем.
Сначала участникичувствовали дискомфорт, когда одним приходилось искренне продолжатьпредложенные фразы, а другим оценивать искренность высказываний участника.Повторив игру несколько раз, тем самым дав привыкнуть участникам к сложившейсяситуации, было отмечено, насколько изменилось их поведение. Неуверенные дотого, они перестали чувствовать дискомфорт, им удавалось почти незамедлительнопродолжать фразы. Теперь они понимали, что все оказались в равной ситуации.Можно сказать, что построение ответов шло по примеру упражнения «Ромашка»: втакой же зависимости от ответов участников, обладающих развитыми навыкамиобщения.
Упражнение «Продолжиискренне» помогло участникам научиться видеть достоинства и недостатки нетолько окружающих, но и самих себя. Таким образом, они научились управлятьсвоими недостатками и достоинствами, предоставлять информацию об одних искрывать информацию о других, заставлять партнера верить в искренностьвысказывания. Упражнение стало вторым шагом на пути развития навыков иисследования факторов, влияющих на успех тренинга, добавило уверенностиучастникам исследования, научило высказываться адекватно ситуации.
Участникам исследованияраздали условия задания «Развитие наблюдательности и навыков общения», чтобы тепопытались следовать этим условиям в течение, по крайней мере, двух недель.
Результатом этого стало то,что участники исследования выглядели увереннее и самостоятельнее. Каквыразилась одна из участниц, они стали интереснее для окружающих. Ихкоммуникативные навыки также развились, но не одинаково у всех участников, чтолегко объяснить незаинтересованностью некоторых участников. Для выполнения задания«Контакт масок» пригласили участников в прежних составах. Психологическизадание напоминало упражнение «Продолжи искренне», отличаясь лишь тем, чтотеперь каждый участник работал самостоятельно, обдумывая свои высказывания насчет других участников. Успех тренинга заключается в последовательностивыполнения упражнений и заданий. Выполняя последнее задание, участникизадействовали свою наблюдательность и навыки общения для того, чтобы верно иадекватно высказываться, и не оскорбить участников некорректным высказыванием.
Таким образом, можно сделатьвывод о том, что методы развития коммуникативных навыков личности,представленные в этой исследовательской работе, весьма эффективны и применимы кдетям школьного возраста, их использование окажет помощь людям, которыенуждаются в развитии таких социально-психологических качеств.
2.3 Рекомендации по развитиюнавыков общения
Упражнение 1. Навыки невербального поведения
Попробуйте привлечь к себевнимание без речевого общения – средствами мимики, пантомимики, зрения.Слушатели фиксируют ваши жесты и оценивают их. В упражнениях по мимикеучастники делятся на пары и дают друг другу мимические задания – не менее 10 накаждого, затем меняются ролями.
Упражнения лучше сначалапровести дома перед зеркалом: изобразите удивление, волнение, гнев, смех,иронию и т.п. Эти задания полезны для передачи своих переживаний собеседнику.
Попытайтесь найти в себезачатки чувства, которого вы сейчас не испытываете: радости, гнева,безразличия, горя, отчаяния, негодования, возмущения и т.п.; найдитецелесообразные, уместные формы выражения этих чувств в различных ситуациях,проиграйте ситуацию.
Упражнение 2. «Не слышу»
Все участники разбиваются напары. Задается следующая ситуация. Партнеров разделяет толстое стекло (впоезде, в автобусе…), они не слышат друг друга, но у одного из них срочновозникла необходимость что-то сказать другому. Нужно, не договариваясь спартнером о содержании разговора, попробовать передать через стекло все чтонужно и получить ответ.
Каждая пара участников конкретизируетдля себя данную ситуацию и выполняет упражнение. Результаты обсуждаются.
Упражнение 3. Виртуальная память
Постарайтесь выработать усебя привычку запоминать лица окружающих вас людей. Посмотрите на окружающих,закройте глаза, попробуйте восстановить все зримо, в деталях. Не получается,что-то «не видите» – смотрите снова, чтобы запоминание было полным.
Затем постарайтесь зрительнопредставить: «А как этот человек смеется или плачет? Как он объясняется влюбви? Каков он растерянный? Как он хитрит, старается выкрутиться? Как онгрубит? Ругается? Каков он обиженный? Каким он был в три года (чисто зрительно –видите?) Каким он будет в старости (видите?)».
Упражнение 4. Фраза по кругу
Ведущий предлагает выбратькакую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Участники,начиная с первого игрока, произносят эту фразу по очереди. Каждый участник игрыдолжен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной,удивленной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничегонового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько(3–4) победителей. Может быть, игра закончится и раньше, если никто изучастников не сможет придумать ничего нового.
Упражнение 5. Вокальная мимика
Участники получают задание:прочитать любые фразы из газеты, вкладывая в читаемый текст определенныйпсихологический подтекст. Например, надо прочитать текст недоверчиво («брось»),пренебрежительно («какая чепуха!»), с удивлением («да не может быть!»), свосторгом («вот это да!»), с угрозой («ну хорошо же!») и т.д. Все остальныестараются угадать состояние человека или его отношение к произносимому тексту,обсуждая успех или неуспех его попыток.
Ведущий должен на примереконкретных ситуаций, возникающих при выполнении упражнения, подвести участниковк пониманию диагностических возможностей интонационных характеристик в планеотражения эмоциональных состояний и межличностных отношений. Обсуждаются рольтекста и подтекста, значение и смысл речевого высказывания.
Упражнение 6. Взаимодействие
Все члены группы сидят вкругу. Ведущий передает или бросает кому-нибудь какой-либо предмет (книгу,спичечный коробок и др.) и называет при этом какой-либо другой одушевленный илинеодушевленный предмет (ножик, собака, ежик, огонь, вода и т.д.). Этот участникдолжен проделать действия, характерные для обращения с данным предметом. Затемон передает предмет следующему участнику, называя его по-новому.
В упражнении должны бытьзадействованы все члены группы. Анализ выразительности и адекватности необязателен. Важно уже то, что игра побуждает фантазию на поискисоответствующего невербального «приспособления», стимулирует двигательнуюактивность, направленность внимания, способствует созданию благоприятнойобстановки в группе.
Упражнение 7. Ролевое общение
Группа делится на участникови наблюдателей. Участники (не более 10 человек) садятся в круг, в серединекоторого кладется стопка конвертов с заданиями. Содержание каждого заданиязаключается в том, чтобы продемонстрировать определенный стиль общения слюдьми.
Ведущий предлагает всемвзять по одному конверту. Никто не должен показывать другим содержание своегоконверта до момента окончания дискуссии и анализа.
Задается тема дискуссии(например, «Нужен ли психолог в школе?»). Кроме участия в дискуссии на заданнуютему каждый участник должен выполнить свое индивидуальное задание, содержащеесяв конверте.
Наблюдатели стараютсяопределить разные стили общения участников, анализируя конкретное вербальное иневербальное поведение каждого.
Индивидуальные задания длядискуссии – содержимое отдельных конвертов – могут носить следующий характер.
«Ты как минимум два разавыскажешься во время дискуссии. Всякий раз ты будешь говорить что-то наобсуждаемую тему, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, чтоговорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, чтоговорили до тебя…»
«Ты как минимум два разавыскажешься во время дискуссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найтив чьих-то словах предлог для смены направления разговора и подмены егообсуждением заранее намеченного тобой вопроса. Постарайся вести разговор внужном для тебя направлении…»
«Будешь активно участвоватьв разговоре и вести себя так, чтобы у других создалось впечатление, что тыочень много знаешь, и очень много пережил…»
«Как минимум пять разпостараешься влезть в разговор. Будешь слушать других главным образом для того,чтобы в своих словах вынести какие-то оценки конкретным участникам дискуссии(например, начинающиеся со слов «Ты – …»). В основном будешь, ориентироватьсяна то, чтобы давать оценки членам группы».
«Не менее трех раз выскажисьв ходе дискуссии. Внимательно слушай других и каждую свою реплику начинай спересказа своими словами того, что говорил предыдущий оратор (например,«Правильно ли я тебя понял, что…»).
«Твое участие в разговоредолжно быть направлено на то, чтобы помогать другим, как можно более полновыразить свои мысли, способствовать взаимопониманию между членами группы».
«Вспомни, как обычновыглядит твое поведение во время дискуссий, постарайся, чтобы на сей раз, всебыло иначе. Попробуй изменить свой обычный способ поведения на болеесовершенный».
«Тебе не дается никакогозадания, веди себя во время дискуссии так, как ты обычно ведешь себя во времягрупповых обсуждений».
По окончании упражненияанализируются конкретные особенности поведения участников дискуссии,соответствующие разным стилям поведения. Делаются выводы о продуктивности.

Заключение
Цель исследованиязаключалась в психологическом анализе и выявлении необходимых коммуникативныхнавыков личности, и их развитии.
Наше предположение,заключавшееся в том, что с помощью развивающих методик можно добиться развитиякоммуникативных навыков личности, было подвергнуто проверке с помощьютеоретических и эмпирических исследований.
В теоретической части намибыли рассмотрены различные точки зрения отечественных и зарубежныхисследователей по проблеме развития коммуникативных навыков личности.
Эмпирическая частьисследования была направлена на выявление необходимых коммуникативных навыковличности и их развитие с помощью специальных методик.
Результатом исследованиястало то, что после проведения тренинга у большинства участников стало заметноразвитие навыков делового общения, но не у всех в равной степени. Пять изодиннадцати участников второй группы по своим способностям приблизились кучастникам первой подгруппы, но лишь один из четырех участников третьейподгруппы сумел добиться уровня участников второй подгруппы. В любом случае,участникам требуется дальнейшее развитие навыков делового общения, в том числеи для того, чтобы не утратить достигнутого. Так или иначе, всем участникамудалось развить свои коммуникативные навыки.
Таким образом, мы доказали,что с помощью методик развития коммуникативных навыков личности можно преодолетьпроблемы в общении и добиться развития коммуникативных навыков личности.

Список используемойлитературы
1. Дьяченко М.И., Кандыбивич Л.А. Краткийпсихологический словарь.
2. Коджаспирова Г.М. Культура профессиональногосамообразования педагога. – М., 1994.
3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в2 т. – М., 1982.
4. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М.,1994.
5. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996.
7. Лиишн О.В. Педагогическая психология воспитания. –М., 1997.
8. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
9. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. –М., 1994.
10. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988.
11. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина.– М., 1986.
12. Педагогика / Под ред. Г. Нойнер. – М., 1978.
13. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1997.
14. Педагогический словарь. – М., 1999.
15. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. –Рязань, 1996.
16. Розанова В.А. Психология управления. – М., 1997.
17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психологиячеловека. – М., 1995.
18. Сулимова Т.О. Социальная работа и конструктивноеразрешение конфликтов. – М., 1996.
19. Визуальная психодиагностика и ее методы: Познание людей по ихвнешнему облику. – Киев, 1990.
20. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского.– М., 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Облік доходу від операційної діяльності на підприємстві ДП Закупнянський карєр
Реферат Сопоставительный анализ норм федерального закона "об обществах с ограниченной ответственностью" и федерального закона "об акционерных обществах", относящихся к организации управления в обществе
Реферат Diamler Chrysler Merger Essay Research Paper Two
Реферат Психолого-педагогические методы управления
Реферат Учёт реализации продукции (работ, услуг), расчётов с покупателями и заказчиками
Реферат 29 апрель 2011 й. №6 29 апреля 2011 г
Реферат Особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшого города
Реферат Ландшафтно-экологические условия и гидрогеохимия бассейна Среднего Дона
Реферат Определение фокусного расстояния собирательной и рассеивающей линз
Реферат Настоящую нежность не спутаешь.. любовь в лирике Анны Ахматовой
Реферат Оценка роли монголо-татарского нашествия на развитие цивилизационных процессов в России в отечественной
Реферат Разработка эффективной системы энергоснабжения на основе возобновляемых источников энергии туристической базы пансионата "Колос"
Реферат Анализ рентабельности предприятия трикотажной фирмы Виктория и ее влияние на конкурентноспособность 8
Реферат Получение сорбционных материалов с биогенными элементами
Реферат Государственный надзор и контроль за охраной труда