Содержание
Введение
1Консультативно-рекомендательная работа
2Лекционно-просветительская работа
3 Практические занятия дляродителей
4 Индивидуальные занятияс родителями и их ребенком
5 Подгрупповые занятия
Библиографический список
Введение
В последнее десятилетие в отечественной специальной дошкольнойпедагогике очень много внимания уделяется такому направлению коррекционно-педагогическогопроцесса, как работа специалиста-дефектолога с родителями, воспитывающимиребенка с нарушениями психофизического развития. Во многом это обусловленоследующими факторами:
• ранним выявлением проблемных детей и ранним началом коррекционнойработы с ними (дефектолог, работая в надомной группе, показывает родителям, каки чем необходимо заниматься, так как дошкольное учреждение пока недоступномалышу);
• появлением различных новых форм организации коррекционно-педагогическогопроцесса, таких как группы кратковременного пребывания в специальныхучреждениях, группы надомного обучения для детей младенческого, раннего идошкольного возрастов, интегрированные группы и др., что требует новогосодержания и новых педагогических технологий;
• активностью самих родителей, желающих понять проблемы развитиясвоих детей и помочь им адаптироваться в окружающем мире.
Кроме того, период раннего детства (1-3-й годы жизни ребенка)является как бы сенситивным для оказания поддержки и помощи родителям, воспитывающимпроблемных детей.
Помощь специалиста-дефектолога является наиболее эффективнойименно в раннем возрасте ребенка, когда отношения в диаде «мать-дитя» еще оченьлабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говоритьтолько о тенденции в их развитии.
Настоящая работа является продолжением исследований, посвященныхизучению характера взаимодействия родителей с детьми раннего возраста спсихофизическими нарушениями и поиску путей организации помощи семьям,воспитывающим малышей раннего возраста с подобными нарушениями.
Проведенные ранее эксперименты показали, что поведение родителей,воспитывающих проблемного ребенка раннего возраста, имеет ряд особенностей посравнению с таковым родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей этогоже возраста. При этом условно выделены пять тенденций нарушенного поведенияматерей при организации ими предметно-игрового сотрудничества со своимребенком:
• директивное сотрудничество;
• неэмоциональное потакающее сотрудничество;
• речевое взаимодействие;
• отстраняющее взаимодействие, формальное общение.
Очевидным оказывается тот факт, что для коррекции поведения ипсихического развития проблемных детей, их социальной адаптации необходимоизменить поведение находящегося рядом взрослого.
Данные методические рекомендации имеют целью рассмотреть возможныеформы работы специалиста-дефектолога с родителями, воспитывающими детей сотклонениями в развитии.
Представленный материал предназначен дефектологам, работающим спроблемными детьми раннего возраста, воспитывающимися в семье, а такжепсихологам, работающим как в специализированных дошкольных учреждениях, так и вспециальных группах общеобразовательных детских садов.
Рассмотрим формы организации коррекционно-педагогической работыспециалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста снарушениями психофизического развития.
По моему мнению, работа специалиста-дефектолога с семьей,воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития, имеет целью:
• оказать квалифицированную поддержку родителям;
• помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенкасемейную среду;
• создать условия для активного участия родителей в воспитании иобучении ребенка;
• формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и ихдетьми. В основу нашей работы с семьями были положены следующие принципы:
• принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогическогопроцесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких какпсихоневролог, дефектолог, психолог, массажист и др. При этом необходимы нетолько наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и ихсовместное обсуждение и «ведение» данной семьи;
• принцип единства диагностики и коррекционно-педагогическогопроцесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целяхвыявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития,соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогическойработы в виде составления индивидуальной программы развития;
• принцип сотрудничества между родителями и специалистами,родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искатьподдержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советамтолько тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своеговоздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так жеотношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенкомдолжны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики —на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза»;
• принцип учета интересов. По-другому его можно было бы назватьиначе — принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работекак с ребенком, так и с родителями. Если первый аспект в какой-то мерепредставлен в педагогике, то второй необходимо уточнить. Как правило, родители,обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например,научили говорить, сняли повышенное возбуждение и т. д.). Специалист не долженговорить им: «Он никогда не научится этому» или что-то подобное. В этом случаеродители вряд ли захотят продолжать встречи. Здесь необходимо очень тактичноподойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, нотолько чуть позже. Далее в ходе коррекционно-педагогической работы родители ужене будут вспоминать об этом. Но таким образом будет положен первый кирпичик встроительство моста между специалистом и родителями;
• принцип ведущей деятельности. Этот принцип подробно раскрыт вотечественных психологии и педагогике. При этом необходимо согласованиедействий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью(например, психолога и дефектолога).
Остановимся еще на одном, не менее важном принципе работы. Оченьчасто родители во время первичной консультации, беседы, занятия говорят о том,что ребенок должен сделать так-то, должен уметь выполнять то, что делают егоровесники, и т. д. Специалист объясняет родителям, что не следует сравниватьдостижения своего ребенка с умениями других детей. Сравнение возможно лишь стем, что мог ребенок делать ранее.
Определив цели и раскрыв принципы работы специалиста-дефектолога ссемьями, воспитывающими проблемных детей, рассмотрим формы организациикоррекционно-педагогического процесса с ребенком раннего возраста с нарушениямив развитии и его родителями.
Как показал многолетний практический опыт работы, наиболееподходящими формами организации являются:
• консультативно-рекомендательная;
• лекционно-просветительская;
• практические занятия для родителей;
• организация «круглых столов», родительских конференций, детскихутренников и праздников;
• индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
• подгрупповые занятия. Рассмотрим подробно каждую из них.
1 Консультативно-рекомендательная работа
Данная форма работы специалистов включает первичноепсихолого-педагогическое обследование, консультативные посещения, повторныепсихолого-педагогические обследования.
На первичном психолого-педагогическом обследовании с участиемдефектолога, врача-психоневролога, психолога родители получают ответы наинтересующие их вопросы, касающиеся оценки специалистами уровня психическогоразвития детей, возможности их обучения и т. д., и рекомендации по организациидальнейших условий воспитания ребенка.
В ходе первичного приема специалисту-дефектологу следует обратитьсвое внимание на позицию матери по отношению к ребенку и особенностям его. Крометого, нужно учитывать состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы,поиск путей решения проблем). Это важно, так как в разных случаях отспециалиста требуется по-разному построенная беседа:
• это может быть только эмоциональная поддержка, сочувствие типа:«Я знаю, это тяжело» и т. д., а также расположение родителей к себе;
• возможно, родители нуждаются в получении точной информации онарушении, объяснении нормальности такого своего состояния;
• или же для них становится необходимым совместное составлениеплана дальнейших действий и т. д.
Положительным результатом первичнойпсихолого-медико-педагогической консультации считается такой, когда родители,прислушавшись к рекомендациям специалистов и почувствовав возможность полученияреальной поддержки, возвращаются к ним еще и еще раз за помощью.
При повторных посещениях консультации семьей различные специалистыпрослеживают динамику психофизического развития ребенка, а также эффективностьпредложенных при первичном посещении рекомендаций. При необходимости вносятсяизменения в индивидуальные программы развития и курсы лечения.
2 Лекционно-просветительская работа
В ходе коррекционно-педагогического процесса с родителямипроводятся лекционные занятия, на которых они получают необходимыетеоретические знания по различным вопросам воспитания детей. При этом на первойлекции им предлагается список тем с просьбой отметить те из них, которыенаиболее интересны родителям, а также предлагается дополнить теми вопросами,которые не представлены, но важны для них, то есть о чем им хотелось бы узнать.
По желанию родителей возможно проведение ряда лекций, посвященныхмедицинским аспектам развития ребенка. Для подобных лекций приглашаютсясоответствующие специалисты.
В ходе лекций родители получают ответы на возникающие вопросы,знакомятся с современной литературой, раскрывающей содержание той или инойпроблемы. Лекции проводятся один раз в месяц. Посещая их, родители не толькоприобретают знания, данные в определенной системе, но и, знакомясь друг сдругом, видят, что они не одиноки, что есть и другие семьи, в которых решаютсяпохожие проблемы. Это придает родителям уверенности, снимает напряжение (чтоони одиноки, никто их понять не сможет и т. д.). Кроме того, слушая вопросыдругих, многие начинают осознавать свои проблемы и уже стараются задаватьвопросы сами, пытаясь активно искать выход из сложившейся жизненной ситуации.
3 Практические занятия для родителей
На практических занятиях родители получают знания и навыки поформированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например по формированиюнавыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылокформирования изобразительной деятельности и т. д.
Как показал эксперимент, наиболее удобной формой работы сродителями являются комбинированные занятия — лекция на определенную тему,затем практическое занятие, проводящиеся один раз в месяц, длительностью дополутора часов.
Темы практических занятий почти всегда соответствуют лекционным.Например, по окончании лекции «Игрушки. Роль, виды, назначение. Критерии оценкиигрушки при покупке» родителям предлагается изготовить на заданную темукакую-либо игрушку. По окончании работы родители рассматривают поделки другдруга, видя, как можно по-другому сделать игрушку на эту же тему. Или послелекции «Игра. Роль, этапы формирования, виды, организация игры в домашнихусловиях» родителям предлагается организовать и провести какую-либо игру, вкачестве партнеров выступают другие родители и т. д.
Организация «круглых столов», родительских конференций, детскихутренников и праздников.
Беседы или «круглые столы» проводятся в непринужденной обстановке.Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, их проблемах,видя, что их понимают, что другие также прошли через подобное состояние. Вовремя этих встреч родители получают полезную информацию (например, где оформитьинвалидность ребенка, какие документы при этом необходимы и т. д.), а такжеочерчивают круг тех вопросов, на которые еще не смогли получить ответы.
В подготовке и проведении бесед и «круглых столов» желательноучастие психолога, который поможет рассадить родителей определенным образом,направит беседу в нужное русло, поддержит в беседе нерешительных родителей и т.д.
Беседы проводятся и на индивидуальных занятиях и, как правило,носят личностный характер. Специалист-дефектолог, выслушивая маму, ее семейныепроблемы, предлагает варианты разрешения некоторых из них. Как правило,подобные встречи родителям необходимы и с психологом.
Два раза в году проводятся детские утренники (Новый год и Маминпраздник). В их подготовке и проведении участвуют специалисты, музыкальныйруководитель, а также сами родители. Такие праздники важны и в ходе коррекционно-педагогическогопроцесса, так как родители могут увидеть результаты своего труда, порадоватьсяза малыша (праздники проводятся в атмосфере радости и доброжелательности,доставляют детям огромную радость).
4 Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком
семьяребенок воспитание психофизический дефектолог
На индивидуальных занятиях специалистом-дефектологом решаютсязадачи индивидуальной программы работы с семьей, при этом осуществляетсяличностно ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие иподдержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимыхдля успешного сотрудничества со своим ребенком.
При проведении индивидуальных занятий дефектологу необходимоучитывать состояние родителей. Причиной этого является то, что специалистначинает работать сразу, не ожидая, пока родители смогут его «услышать» ипонять. Дифференцированный подход в процессе коррекционно-педагогической работывыглядит следующим образом.
1. Родители растеряны (как правило, это родители, для которыххарактерной в построении отношений со своим ребенком является тенденция кпредполагаемой взаимосвязанности).
На первых занятиях они не способны воспринимать объясненияпедагога, поэтому специалист-дефектолог работает самостоятельно с ребенком, амаму просит фиксировать весь ход занятия. Первоначально от родителей требуетсялишь повторять дома задания, копировать действия дефектолога и ихпоследовательность, иногда перенимая его поведение, интонацию и т. д. В началепоследующих занятий специалист-дефектолог просит показать, как делали дома тоили иное упражнение, что получилось и что не получилось, в последнем случаеопределяя (для себя) причину неудачи матери и изменяя характер или вид задания.
2. Родители жалуются либо отрицают все (это родители, для которыххарактерной в построении отношений со своим ребенком является тенденция кречевой взаимосвязанности или взаимосвязанности по типу «молчаливогосоприсутствия»). С этими родителями первые занятия строятся несколько иначе.Маме предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребенком,проводимого дефектологом: например, в катании машины, мяча друг другу, впроведении подвижных игр типа «У медведя во бору», «Гуси и волк», «Воробьи икошка», «Солнышко и дождик», в прятки с колокольчиком и т. д. При этом активноучаствуют все трое: специалист-дефектолог вместе с ребенком (как одно целое) имама —напротив (как партнер по игре). Через несколько занятий специалистпредлагает поменяться местами (встать маме вместе с малышом). Ребенок находитсяспиной к взрослому, который, обхватывая малыша руками, держит его руки в своихи выполняет все необходимые движения вместе с ребенком как одно целое.
3. Родители ищут пути решения проблем (это родители, для которыххарактерной в построении отношений со своим ребенком является тенденция квзаимосвязанности по типу «влияния и взаимовлияния»).
Они готовы услышать дефектолога, понять его объяснения и выполнятьзадания. Поэтому специалист активно вовлекает их в проведение занятия,предлагая заканчивать начатое им упражнение. Далее, объясняя его цель, онпредлагает маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачиспециалист-дефектолог приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребенком иобъясняя причины неудачи.
5 Подгрупповые занятия
На завершающем этапе работы с родителями дефектологом проводятсяподгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы.Специалист-дефектолог организовывает подобные занятия лишь после того, какудается сформировать сотрудничество мамы со своим ребенком на индивидуальныхзанятиях.
Как показали исследования и данные анкетирования, родители,воспитывающие проблемных детей, часто испытывают затруднения во время прогулоксо своим ребенком. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и междусамими взрослыми. Бывает, что родители нормально развивающихся детей недовольнытем, что такой малыш будет играть рядом с их ребенком (недостаток информации опроблемных детях порождает у них страх). Родители малыша с нарушениямипсихофизического развития боятся, как бы не было конфликтной ситуации между ихребенком и другими детьми, не зная, как выйти из нее или как ее предупредить.
Учитывая все это, необходимо проведение подгрупповых занятий.Специалист-дефектолог ставит своей целью обучение родителей умению налаживатьсотрудничество с другим ребенком, детей друг с другом и взрослых между собой.
В проведении подгрупповых занятий желательно активное участиепсихолога (возможно использование игротерапии и др.).
Формы организации занятий с детьми раннего возраста и их близкимивзрослыми могут быть различными. Необходимо только помнить, что родителиявляются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогическогопроцесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не впоследнюю очередь оттого, насколько правильно будут построены отношения междуспециалистами и родителями.
Доверяйтеродителям, создавайте условия для их активного участия в воспитании и обученииребенка, прислушивайтесь к родителям, но не идите у них на поводу и недопускайте панибратства, будьте терпеливы и корректны, уверенны ипоследовательны.
Библиографический список
1. Галигузова Л.Н.,Смирнова Е.О. Ступени общения от года до шести. М.: ИНТОР, 2008.
2. Гарбузов В.И. Человек — жизнь —здоровье: древние и новые каноны медицины. СПб.: Комплект, 2009.
3. Катаева А.А. Дидактическиеигры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга дляучителя. М.: Изд. фирма «Бук-мастер», 2010.
4. КорчакЯ. Как любитьребенка. М.: Политиздат, 2010.
5. Лесгафт П.Ф. Семейноевоспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 2008.