Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ особенностей внимания как психическогопроцесса у младших школьников
1.1 Общеепонятие внимания и его виды. Исследования внимания в трудах зарубежных иотечественных психологов
1.2 Развитиепамяти в онтогенезе
1.3 Роль обученияи воспитания в развитии внимания в младшем школьном возрасте
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальнойработы по развитию внимания у младших школьников
2.1 Методыорганизации исследования
2.2 Подборупражнений и реализация коррекционной развивающей программы
2.3 Получение результатов конечных исследования и их анализ
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Методика «Да и нет»
Приложение 2. Методика «Корректурная проба»
Приложение 3. Наглядный материал к занятиям по развитиюпроизвольного внимания
Введение
По мере того, как происходит развитие человека, изменяетсяуровень его мыслительных действий. Расширяются возможности познавательныхпроцессов: восприятия,, воображения, памяти, мышления.
Развитие личности тесно связано с ее мыслительнымиспособностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности,которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодностьчеловека к тому или иному виду деятельности.
Развитие мыслительных способностей, в том числе внимания,определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии. Вразвитии внимания большую роль играет общение, воспитание, обучение.
Природной биологической основой мыслительных способностейявляются задатки, врожденные анатомо-физиологические особенности строениямозга, органов чувств и движения. К таким особенностям относят уровень развитияи соотношения первой и второй сигнальной системы, природные свойстваанализаторов, индивидуальные вариации строения и степень функциональнойзрелости отдельных участков коры головного мозга. развитие внимание младшийшкольник
Возрастные особенности как бы подготавливают и временносохраняют благоприятные условия для становления внимания.
Развитие мыслительных процессов — долгий процесс, В процессеразвития происходит качественная перестройка внимания. Как подчеркивала С.Л.Рубинштейн, развитие способностей совершается по спирали: реализующиевозможности, которые представляют способность одного уровня, открываетвозможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.
Большую роль в развитии внимания детей младшего школьноговозраста играют взрослые — родители, педагоги.
Главная цель работы взрослых заключается в том, чтобы помочьребенку преодолеть трудности в развитии внимания. При этом можно использоватькак традиционные психолого-педагогические методы, так и инновационные.
Взрослый должен знать и помнить о возрастных особенностяхребенка, учет возможностей которых поможет эффективно развивать мыслительныепроцессы воспитанников.
К сожалению, в настоящее время отсутствуют детальноразработанные программы деятельности школьного психолога в развитиимыслительных процессов детей, в том числе внимания. Отсутствует необходимаяметодическая база, да и сами коллективы не всегда готовы к таким действиям.
Преодоление создавшейся ситуации возможно. Этому будетспособствовать наличие специально разработанных программ по развитиюмыслительных способностей детей, в том числе внимания.
Вот почему проблема психологических особенностей вниманиядетей младшего школьного возраста (необходимых для составления грамотнойпрограммы) актуальна и своевременна.
Актуальность темы позволила поставить основную цель курсовойработы «Формирование произвольного внимания у младших школьников»,заключающуюся в том, чтобы теоретически обосновать, разработать и проверить вэкспериментальном режиме программу деятельности психолога школьногообразовательного учреждения по развитию внимания у младших школьников.
Объектом исследования является развитие психического мыслительного процесса(внимания) у младших школьников.
Предмет исследования — влияние профессионально организованных занятийна формирование и развитие внимания у детей.
Рабочей гипотезой курсовой работы является: развитие произвольноговнимания у младших школьников идет более успешно при внедрении вдеятельность образовательного учреждения коррекционной развивающей программы.
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1. на основе анализа психолого-педагогических источниковподобрать надежные тесты для осуществления диагностических мероприятий;
2. диагностическимпутем выявить уровень развития произвольного внимания у детей младшегошкольного возраста;
3. разработать,внедрить и апробировать коррекционную развивающую программу по развитиюпроизвольного внимания;
4 проанализировать полученные результаты.
Базой исследования являются пятнадцать детей учащихся первогокласса средней школы. В проводимом психолого-педагогическом эксперименте можновыделить следующие этапы:
1. аналитический.На данном этапе осуществлялся теоретический анализ литературных источников попроблеме развития внимания у младших школьников, происходило знакомство симеющимся практическим опытом;
2. диагностический.На данном этапе осуществлялся подбор диагностических методик, направленных на определениеуровня развития произвольного внимания, а также проводилась первичная диагностика(констатирующий эксперимент);
3. подготовкаи проведение формирующего эксперимента. На данном этапе осуществлялось составлениекоррекционной развивающей программы, ее внедрение в образовательный процесс;
4. анализирующий.На данном этапе осуществлялся качественный и количественный анализ полученныхрезультатов;
5. заключительныйэтап включал в себя оформление результатов проведенного курсового исследования.
Глава 1. Теоретический анализ особенностей внимания как психическогопроцесса у младших школьников
1.1 Общее понятие внимания и его виды. Исследования вниманияв трудах зарубежных и отечественных психологов
На нервную систему человека ежеминутно воздействует множестворазличных раздражителей: свет, шум. звуки человеческой речи, прикосновениеодежды. Действуют и внутренние раздражители, которые вызывают ощущения голода,боли, жажды, утомления.
Из всех разнообразных воздействий человек выделяет в каждыйданный момент какое-то одно воздействие или их небольшую группу, например, речьсобеседника, которая и воспринимается особенно ясно. Все остальные раздражителив это время не замечаются, действие их тормозится. Значит, человек в данныймомент внимателен к речи собеседника, речь собеседника в центре его внимания.Но проходит время, и какой-то другой раздражитель занимает положение главного.
Различие в восприятии нами внешних воздействий зависит отвнимания. Его чаще всего определяют как направленность сосредоточенность нашегосознания на определённом предмете или явлении. Под направленностьюподразумевается определённый выбор (вольный или невольный) предмета или явлениясреди других. Сосредоточенность это отвлечение от всего, что не имеет отношенияк данному предмету или данной деятельности.
Внимание, таким образом, — «направленность психической деятельности человека, еёсосредоточенность на объектах, имеющих для личности определённую значимость»[13, С. 138)].
Ф.Н. Гоноболин [7, С. 5] указывает, что внимание можно образносравнить с центральным и боковым полями зрения. Если смотреть на точку,обозначающую центр двух концентрических кругов, то меньший круг видим
значительно яснее, чем окружающую его часть большого круга. Малыйкруг наглядно изображает зону внимания.
Внимание нельзя считать самостоятельным психическимпроцессом, подобно ощущению, восприятию, памяти, эмоциям, мышлению. Оно несуществует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательновоспринимать, внимательно думать, запоминать, но быть просто внимательнымнезависимо от ощущений, восприятия, мышления -невозможно. Внимание — одна изсторон психической деятельности личности.
Значение внимания в жизни человека огромно. Оно делаетпсихические процессы полноценными. Только внимание даёт возможность видеть,слышать, воспринимать окружающее.
Без внимания нет сознательного отношения человека к тому, чтоон делает. Внимание имеет огромное значение для любой деятельности, особеннодля обучения.
Профессор Н.Д. Левитов [7, С. 7] собрал отзывы студентов оглавной причине их трудности в учёбе. В качестве этой причины 84% опрошенныхуказали на недостаток сосредоточенности во время занятий.
Внимание, указывает Ф.И. Гоноболин, [7, С.7-9] обеспечивает:
во-первых, чёткое и яркое восприятие учебного материала;
во-вторых, более быстрое и прочное запоминание учебногоматериала и сохранение его в памяти на длительный срок.
Особенно велико значение внимания при творческой работе,требующей исключительной ясности сознания. «Творчество, — писал К.С.Станиславский, — есть, прежде всего, полная сосредоточенность всей духовной ифизической природы человека» [31, С. 38 8]
Многие великие люди успехи в своей деятельности взначительной степени объясняли вниманием. Ведь недаром французский биолог Ж.Кювье сказал: «Гений — это, прежде всего, внимание».
В исследованиях физиологических основ внимания большаязаслуга принадлежит отечественным физиологам И.М. Сеченову, И.П.Павлову, А.А. Ухтомскому.
И.М. Сеченов, проводя ряд исследований, сделал вывод, чтовнимание человека имеет рефлекторный характер. Всякий рефлекс, по Сеченову,вызывается определенным воздействием внешнего мира и заканчивается закономерносвязанным с этим воздействием мышечным движением. Сосредоточенность начинаетсяс приспособления рецепторов посредством мышечных движений к лучшемувосприятию.
Устойчивое, концентрированное внимание — результат того, чторебёнок научился управлять своими движениями.
Положения И.М. Сеченова о «рефлексах головного мозга» развили экспериментально обосновал И.П. Павлов. Его учение об условных рефлексах, овозбуждении и торможении и их концентрации в коре больших полушарий раскрылофизическую основу психических процессов, происходящих в мозгу человека.Павловское учение указывает, что сознание непрерывно связано ссосредоточенностью внимания и представляет собою непрерывную деятельностьопределённого участка полушарий, обладающего в данный момент оптимальнойвозбудимостью остальная часть головного мозга находиться в это время всостоянии более или менее пониженной возбудимости. Очаг с оптимальнымиусловиями возбуждения не остаётся неподвижным. «Если бы можно было видетьсквозь черепную крышку, -пишет Павлов, — и если бы место больших полушарий соптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательномчеловеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся вформе и величине… светлое пятно, окружённое на всём остальном пространствеполушарий более или менее значительной тенью». Изменения направления вниманиячеловека и говорят о передвижении по коре полушарий очага возбуждения.
И.П. Павлов установил, что наиболее простые, первичные формывнимания имеют физиологической основой безусловные ориентировочные рефлексы.
На основе безусловных ориентировочных рефлексов у человекапоявляются условные ориентировочные рефлексы, которые вырабатываются благодарясочетанию раздражителей, дающих непосредственную ориентировку, сраздражителями, вначале безразличными, но в дальнейшем становящимися сигналами,имеющими значение.
Условные раздражители чрезвычайно расширяют число предметов иявлений, к которым привлекается внимание человека. Но особенно расширяется этоткруг предметов, когда условным раздражителем становиться слово. Наличие сложныхсистем временных связей между словесными раздражителями чрезвычайно расширяет учеловека границы проявления ориентировочного рефлекса и круг объектов,вызывающих внимание.
Благодаря наличию у человека второй сигнальной системыоптимальное возбуждение того или иного очага в мозгу может быть вызвано нетолько внешними раздражителями, но и возбуждениями в мозгу, возникшими в связис поставленной перед собой задачей.
Для выяснения физиологических механизмов внимания значениеимеет также установленный А.А. Ухтомским «принцип доминанты», представляющийсобой «общий рабочий принцип нервных процессов».
Представление И.П. Павлова и А.А. Ухтомского о том, чтосостояние внимания связано с наличием очага повышенной возбудимости в коребольших полушарий, получило в настоящее время ряд прямых подтверждений вэкспериментах с регистрацией биотоков мозга животных и человека. Доказано, чтолюбая деятельность, требующая внимания, характеризуется возрастанием доливысоких частот (частот активности) и падением доли низких частот (частот покоя)в электро энцифолограмме человека.
1.2 Развитие внимания в онтогенезе
Ребёнок рождается на свет только с безусловными рефлексами-инстинктами, передающимися по наследству.
Л.С. Выготский [4, С. 184] подчеркивал, что первоначальноевнимание ребёнка осуществляется при помощи нервных наследственных механизмов,организующих протекание его рефлексов по физиологическому принципу доминанты.
Постепенно из множества раздражителей он начинает выделятьте, которые имеют для него жизненное значение. Происходит выработка условныхрефлексов, вместе с которыми у ребёнка развивается и умение выделятьопределенные впечатления из внешних воздействий.
В первые месяцы после рождения у ребёнка доминируетнепроизвольное внимание или говоря словами Л.С. Выготского «линия натуральногоразвития внимания» [4, С. 184]. Младенца привлекают интенсивные раздражители;яркий свет, громкий звук, движущийся объект.
Постепенно малыш уже подолгусосредотачивает своёвнимание на предметах, рассматривает их. Начинает развиваться «линиякультурного внимания» [4, С. 184].
Культурное развитие внимания начинается при первом жесоциальном контакте между ребёнком и взрослыми. Формируется произвольноевнимание.
На первом году жизни внимание ребёнка ещё неустойчиво.
В возрасте двух лет малыш уже сосредотачивает своё вниманиена предметах, рассматривает их, манипулирует ими.
Кругозор ребёнка расширяется. Каждый предмет — источниксамого различного возбуждения. Ребёнок младшего возраста ещё не можетсосредоточиться на каком-либо занятии, если предмет или игра ему не интересны.
С возрастом внимание ребёнка усиливается, А.Н. Леонтьев,работая в лаборатории Л.С. Выготского, провёл эксперимент, которыйпозволил доказать как с возрастом меняетсявнимание детей,
В дальнейшем именно школа, организованный учебный процессвоспитывают у детей внимание.
1.3 Роль обучения и воспитания в развитии внимания в младшем школьномвозрасте
Основной особенностью развития младших школьников являетсяслабость произвольного внимания. Возможности произвольного внимания в этомвозрасте еще ограничены.
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развитонепроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекаетвнимание учеников без всяких усилий с их стороны. Непроизвольное вниманиестановится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебныйматериал отличается наглядностью, яркостью. Поэтому важнейшим условиеморганизации внимания является наглядность обучения, широкое применениеразнообразных наглядных пособий — иллюстраций, рисунков, макетов, муляжей.
Возрастной особенностью внимания является и его сравнительнонебольшая устойчивость. Неустойчивость внимания младших школьников -следствиевозрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда ивтороклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их вниманиелегко отвлекается.
Внимание младшего школьника в большей степени, чем вниманиедетей старшего возраста, зависит от поставленной перед ним задачи.
Обучение ребенка в школе, самый процесс приобретения знаний — все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольноговнимания, развивающегося у них главным образом на почве возникающих интересов,и в частности интереса к учебным занятиям.
У младших школьников непроизвольное внимание в большейстепени зависит от впечатляемости материала, от его наглядности и конкретности,от воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Хотя у младшего школьниканаиболее развито внимание непроизвольное, однако, первые годы учения -главныйпериод формирования и произвольного волевого внимания.
Произвольное внимание, указывает Ф.Н. Гоноблин, «имеет большоезначение в учебной работе младшего школьника, хотя умение управлятьсосредоточенностью своего сознания у ребенка этого возраста еще недостаточноразвито» [7, С, 54]. Но наличие многообразных ученических обязанностей, всяобстановка школьной жизни, способствует развитию этого вида внимания. В каждойучебной работе далеко не все представляет непосредственный интерес для ученика,и часто он принужден произвольно сосредотачиваться на предмете в силуопосредованного интереса к работе.
Необходимо отметить также и особенности произвольноговнимания младших школьников с точки зрения той задачи, которой оно подчинено.Младший школьник может упорно и глубоко сосредоточиваться на трудной инеинтересной работе ради результата. Например, удовлетворить требования учителя,получить хорошую отметку. На уроке младший школьник внимателен не потому,что он сам побеждает себя, свою рассеянность и отвлечения, а потому, что нанего влияет учитель, который стимулирует его работу, побуждает сосредоточиться.
Концентрированность или интенсивность внимания, т.е. силасосредоточенности на каком-либо особенно интересном предмете или занятии умладшего школьника может быть достаточно большой. В школе, слушая живой, яркийрассказ учителя, дети могут не обратить внимания на звонок, возвещающий обокончании урока. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младшихшкольников небольшой, меньшей, чем у подростков и старших учащихся. Поэтомуучителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время.Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание младшихшкольников.
Внимание детей младшего школьного возраста неустойчиво, оночасто переключается с одного объекта на другой в силу потребности ребенка вширокой ориентировке в окружающем, трудностью не смотреть на то, что можновидеть, не замечать того, что, так или иначе, доносится до слуха. Поэтому изполя внимания детей надо удалять все, что не имеет отношения к работе на уроке.Учителю иногда и не догадаться, что служит причиной рассеянности детей.
Рассеянность младших школьников особенно часто возникает,если учебный материал кажется им неинтересным, скучным, не возбуждает у нихэмоций.
Многие недостатки внимания исчезают у ученика в процессеправильно организованной учебной работы.
Сосредоточенность младших учащихся становится устойчивой,если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют.
Особенностью внимания младших школьников является то, что оноочень часто поддается внешним воздействиям, в большей степени зависит отусловий, в которых идет работа учащихся. Часто то, что не влияет на вниманиестарших школьников, служит большим отвлекающим фактором для младших учащихся.
Интересные данные о развитии внимания в 1-3 классах полученыв исследованиях Г.Н. Понарядовой [21, С. 10-16]. С помощью лонгитюдного методаона изучила развитие таких характеристик внимания, как его устойчивость,распределение и переключение. Было выявлено, что у детей с различнойуспеваемостью внимание развивается по-разному. У средне и хорошо успевающихшкольников внимание развито средне, у большинства неуспевающих школьниковисходно низкий уровень внимания.
Одной из причин невнимательности ребенка является общееслабое состояние его здоровья. Невнимательностью отличаются нервные,болезненные дети, страдающие малокровием и общим истощением нервной системы.Школьники бывают рассеянными на уроках также вследствие того, что они недосыпают, нерегулярно питаются, не соблюдают правильного режима дня.
Такова краткая характеристика свойств внимания младшегошкольника, зависящих в большей степени от возраста. Однако учителю нужноучитывать и некоторые индивидуальные особенности внимания детей, которые взначительной степени обусловлены личностными факторами.
Знание причин, обусловливающих индивидуальные особенностивнимания младшего школьника, осуществление индивидуального подхода -путьразвития свойств внимания, а вместе с тем и формирования личности.
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальнойработы по развитию внимания у младших школьников
2.1 Методы организации исследования
Нам уже известно, что в младшем школьном возрасте в центрпсихологического развития ребёнка выдвигается формирование произвольности;развиваются произвольная память, внимание, мышление. На протяжении всегомладшего школьного возраста ребёнок учиться управлять своим поведением, в томчисле и вниманием. Происходит это медленно и постепенно.
Зачастую произвольность развивается стихийно, причём ребёнокне редко приспосабливается к условиям учёбы.
Выбор метода обследования уровня развития внимания — один изнаиболее сложных этапов диагностико-коррекционной работы.
Для научно-практической психодиагностики важным являетсябыстрота и акцент обследования на конкретной проблеме.
В психологии существуют два основных подхода к диагностикеиндивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости,возможности измерения, выявления статических закономерностей, и качественный,ориентирующийся на индивида, основанный на предпосылке и множественнойдетерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемогопсихологического факта
Очень важно сочетание этих подходов, но главным являетсякачественная характеристика полученных данных.
Тестовые методики [25, С.36] обладают целым рядом достоинств:хороший тест аккумулирует в себе богатый клинический опыт, накопленный впсихологии и смежных дисциплинах.
Однако принципиально недопустимо использовать тесты для жёсткогоотбора, селекции учащихся. Эти методы помогать выявить психологическиеособенности, причины отдельных нарушений или недостатков с целью их коррекции исодействия развитию учащихся.
Опыт работы школьных психологов показывает, что психологдолжен владеть самыми разнообразными методами — как высоко формализованными(техниками типа теста Векслера, опросника Кэттлера, теста Алетхадора), так инизко формализованными (наблюдение, беседа, проективные методы). Лишьразнообразие методов может дать новое знание.
Очень эффективен метод так называемого «интенсивногонаблюдения» [25, С.39]. Он даёт тонкое психологическое значение ребёнка.
Применяя различные методические средства, психолог получаетвсё более и более точную картину индивидуальных особенностей ребёнка, в тоймере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки решающегофактора развития.
В целом ряде случаев психолог должен получить быструю иоперативную информацию о ребёнке. Отсюда острая потребность в методиках, несвязанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществитьэкспресс-диагностику.
Экспресс-методики большей частью основаны на качественном анализевысказываний, продуктов деятельности, способов выполнения заданий. В качестветаких психодиагностических средств могут быть использованы так называемыефункциональные пробы.
Роль функциональной пробы могут играть экспериментальныезадания, способные актуализировать умственные операции, которыми пользуетсяребёнок в своей жизнедеятельности.
Центральный момент диагностико-коррекционной работы-психологический диагноз.
Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз-предсказание на основе проделанных этапов исследования. Прогноз фиксируетсяв двух направлениях: при условии, если с ребёнком будет своевременно проведенанеобходимая работа, и при условии, если с ребёнком будет своевременно проведенанеобходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременнопроведено не будет.
Работа психолога обязательно должна приводить к выработкеконкретных рекомендаций.
Программы коррекции и развития обычно включаютпсихологическую и педагогическую части.
Психологическая часть развития и коррекции планируется иосуществляется психологом.
Педагогическая часть составляется на основе психологическихрекомендаций совместно психологом и учителем и выполняется педагогом с помощьюи под постоянным наблюдением психолога.
Содержание и адресат рекомендации зависят от сложностивопроса и области его разрешения. Психолог несёт полную ответственность зареализацию рекомендаций и конечный результат.
Для составления программы, прежде всего, необходимоопределить предмет программы (внимания младших школьников). Ставиться цель,определяются задачи; объект исследования.
Далее ставиться психологический диагноз и составляютсясоответствующие рекомендации.
Психологический диагноз — центральный моментдиагностико-коррекционной работы. Большое значение при постановке диагнозаимеет возрастной анализ полученных данных с учётом зоны ближайшего развитияребёнка,
В ходе работы для определения уровня развития вниманиямладших школьников (учащиеся 1 класса) можно использовать конкретныеэкспресс-методики «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставьточки» «Домик», «Да и нет», «Определение продуктивности и устойчивости
внимания», «Оценка распределения внимания», «Оценка переключениявнимания», «Определение объема внимания» [(18, С, 173 — 179].
Для определения уровня внимания исследуемой группы детей наконстатирующем этапе эксперимента мы использовали методику«Корректурнаяпроба» [28, С. 17 -21], на формирующем этапе эксперимента была использованаметодика «Да и нет».
Методика «Да и нет» (см. Приложение №1) была предназначенадля исследования произвольного внимания на формирующем этапе эксперимента«Развитие произвольного внимания младших школьников».
В эксперименте участвовало 12 детей, учащихся первого класса(5 девочек и 7 мальчиков)
Ход выполнения задания.
Психолог обратился к детям со словами: «Сейчас мы будемиграть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори,пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. «Теперь будь внимателен, ябуду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и«нет». Понятно?»
Вопросы
1. Тыхочешь идти в школу?
2. Тылюбишь, когда тебе читают сказки?
3. Тылюбишь смотреть мультфильмы?
4. Тылюбишь гулять?
5. Тыхочешь учиться?
6. Тылюбишь болеть?
7. Тылюбишь играть?
8. Тысейчас спишь?
9. Ночьюсолнышко светит?
10.Ты любишь ходить к врачу?
11. И. Доктор стрижет детей?
12. Коровы умеют летать?
13. Тебя зовут… (неверное имя)?
14, Зимой бывает жарко?
15. Ты ходишь на работу?
16. Конфеты бывают горькими?
17.Трава белого цвета?
18.Парикмахер лечит детей?
19. Твой папа играет в куклы?
Обработка результатов.
Обработка экспериментального материала проводится путемподсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова«да» и «нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильноответил на все вопросы, то его результат равен «О». Чем хуже выполнено задание,тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага»,«неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибок.
Анализ теста дал следующие результаты.
Таблица 1. Уровень развития внимания детей на формирующемэтапе экспериментаКоличество баллов Количество детей % от общего числа детей Более 10 баллов 1 8,3 8-9 баллов 6-7 баллов 5 41,7 4-5 баллов 3 25 0-3 балла -4 25
Один ребенок (8,3%) оказался очень невнимательным -12 баллов.Для 5 детей (41,7%) — характерен средний уровень внимания (6-7 баллов),достаточно высокий уровень внимания характерен для 3 детей (25%) (0-3 балла).
/>
Ю бал 8-9 бал 6-7 бал 4-5 бал 0-3 бал
График №1. Уровень развития внимания детей на формирующемэтапе эксперимента
После экспериментального определения уровня развитияпроизвольного внимания исследуемой группы детей, нами была составлена иреализована коррекционная программа, способствующая развитию произвольноговнимания детей младшего школьного возраста.
2.2 Подбор упражнений и реализация коррекционной развивающейпрограммы
Задачи программы:
1. Развитиепроизвольного внимания детей младшего школьного возраста.
2. Повышениеквалификации педагогов по проблеме развития внимания детей младшего школьноговозраста
Представленная коррекционная программа была направлена,прежде всего, на шлифовку внимания. Она предназначена для учащихся,испытывающих трудности в управлении вниманием на уроке. Постепенное развитие исовершенствование внимания обеспечивается в ходе выполнения разнообразных заданийс использованием простого, хорошо знакомого материала в непринуждённой игровойобстановке при непосредственном общении со сверстниками. Отдельные заданияэтого комплекса расположены в порядке возрастающей сложности.
Занятия проводятся с группой 5-12 учащихся. Длительностьодного занятия — 45 минут. Частота проведения -1-2 раза в неделю. Общееколичество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровнямышления участников и темпа их продвижения в выполнении заданий.
Используется концентричный метод от простого к сложному.
Исходя из того, что в младшем школьном возрасте вниманиедетей ещё неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью ивпечатлительностью, задания достаточно часто сменяются.
В качестве отдыха использованы подвижные игры, перемежающиеосновные задания.
Занятия длятся от 25 мин. до 45 мин. Продолжительностьзависит от качества внимания и поведения детей. Курс состоит из 20 занятий.Длительность его при 2-х занятиях в неделю около 3-х месяцев.
Упражнения психолога по развитию внимания детей младшего школьноговозраста.
ЗАДАЧА 1: Развитие произвольного внимания детей младшегошкольного возраста.№ п/п содержание Формы и методы Методическое сопровождение Развитие активного внимания Игра «Смотри и слушай» Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. -М.,2002. -С.37. 2. Развитие целенаправленного внимания Игра «Кто быстрее» Гринченко И.О. Играв теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. -М.,2002. -С.38. 3. Развитие слухового внимания Игра «Пантомима» Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционнои работе. -М.,2002, -С.39. 4. Расширение объема внимания
Игра «Переходы»;
«Цветник» Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. — М.,2002. -С.39,61 5.
Развитие
произвольного внимания Ига «Правда или нет» Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. — М.,2002. — С.40. 6. Развитие слухового внимания
Игра «Звуки
перепутались»;
«Языколомки» Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. — М.,2002. — С.40, 50 7.
Расширение объема
внимания Игра «Слово -невидимка»; «Небылицы»; «Найди льва. срисованного с Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. -М.,2002.-С.41,52
образца» (см.
приложение №3) 8.
Развитие зрительной
памяти
Игра «Утиные
истории»; «Какая маска здесь лишняя?»; «К каким замочным скважинам подходят эти ключи?»; «Найди 10 отличий» (см. Приложение №3) Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. -М.,2002. -С.71. 9.
Развитие
произвольного
внимания «Расставь значки в маленьких рисунках»; «Что здесь нарисовано?»
Семенченко П. 399
задач для развития ребенка.- М.,2000.- С.104,111.
ЗАДАЧА 2: Повышение квалификации педагогов по проблемеразвития внимания детей младшего школьного возраста.
№
п/'п содержание Формы и методы Методическое сопровождение
Помощь в выявлении
Творческого потенциала
педагогов с целью личностно-ориентационной коррекции Практикум для учителей по проведению работы развития внимания у детей А.И. Доровский Приобретение педагогами новых методик
Программы индивидуальных
консультаций с педагогами; Семинар «Инновационные
работы с детьми
дошкольного возраста, изучение особенностей каждого ребенка
методики и технологии работы по развитию внимания младших школьников»;
Деловая игра «Активные формы работы по развитию внимания». 3.
Ознакомлениепедагогов с
результатами занятий с детьми
Практикум «Развитие внимания младших школьников»;
Отчет психолога по результатам работы с группойдетей, страдающих нарушением внимания 4. Повышение творческой активности педагогов по вопросу формирования внимания детей через игру
Ролевые игры;
Игры тренинги на развитии у детей внимания «Представьте себе,..»; Игры-шутки, игры-минутки; Дискуссия «Отчего зависит развитие внимания младших школьников».
Чистяков М.И.
Психогимнастика, -М.,1990,
2.3 Получение конечных результатов исследования и их анализ
После проведения занятий были подведены общие итоги измененияразвития произвольного внимания наших детей. Дня этого была использованаметодика «Корректурная проба».
Методика «Корректурная проба» (см. Приложение №3)
Эта методика позволяет проследить динамику изменения уровняпроизвольного внимания. Выл взят вариант буквенной матрицы.
Суть задания состояла в том, что детям были предложеныкнижные тексты, из которых необходимо было вычеркнуть две определенные буквы (Аи О), последовательно просматривая каждую строчку текста.
Цель исследования: определить степень устойчивости ипереключаемости внимания, изучить динамику работоспособности.
Материал и оборудование: лист из книги, ручка, секундомер.
Показатель точности работы, отражающий степень устойчивостивнимания, вычислялся по формуле:
А = ∑/ ∑ + О;
Где ∑ — число правильнозачеркнутых букв, О — число ошибок.
Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показательравен единице; при наличии ошибок он всегда меньше единицы.
Показатель точности отражает состояние общей психическойработоспособности испытуемого, его утомляемость, степень устойчивости внимания.
Время на выполнение задания 2 минуты. За ошибку считалась буква,которую ребенок забыл вычеркнуть или была вычеркнута буква, которая не входилав объем задания.
Выводы об уровне развития внимания были сделаны по следующейшкале:
10 баллов — нет ошибок;
8-9 баллов — 1 ошибка;
6-7 баллов — 2-3 ошибки;
4-5 баллов -4-5 ошибок;
0-3 балла — больше пяти ошибок,
Таблица 2. Уровень развития внимания детей наконтрольном этапе экспериментаКоличество баллов Количество детей %от общего Числа детей 10 баллов 1 8,3 8-9 баллов 1 8,3 6-7 баллов 5 41,7 4-5 баллов 4 33,3 0-3 балла
1 8,3
Анализ результатов показал, что уровень развитияпроизвольного внимания детей изменился. Дети стали внимательнее.
/>
График №2
Динамика развития произвольного внимания детей младшего школьноговозраста на контрольном этапе эксперимента
Выводы по второй главе
По результатам проведенной экспериментальной работы можносделать следующие выводы:
- основнойцелью опытно-экспериментальной работы была проверка выдвинутой в исследовании гипотезы.Положения гипотезы проверялись в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводиласьс детьми, имеющими проблемы в развитии произвольного внимания.Опытно-экспериментальная работа проводилась в два этапа- констатирующий и формирующий.Цель констатирующего эксперимента — выявление уровня развития произвольноговнимания детей младшего школьного возраста;
- результатыконстатирующего эксперимента показали достаточно низкий уровень развития произвольноговнимания детей. Экспериментальная группа имела недостаточно высокий уровень проверяемыхумений;
- дляповышения уровня развития произвольного внимания младших школьников необходимо проводитьсистематическую работу по активизации их индивидуальных возможностей. Врезультате реализации программы формирования и развития произвольного вниманиябыла получена положительная динамика в его развитии.
Заключение
В современной школе пока не в полной мере обеспечиваетсяразвитие произвольного внимания младших школьников. Процесс развития вниманиядолжен пронизывать все этапы развития личности ребенка.
В результате проведенной работы нами:
1. была проанализирована имеющаясяпсихолого-педагогическая литература по данному вопросу;
2. были определеныособенности деятельности психолога по развитию внимания детей младшегошкольного возраста;
3. разработана иапробирована программа деятельности психолога по развитию внимания детеймладшего школьного возраста. Проведение опытно-экспериментальной работыпоказало, что уровень развития внимания у детей сформирован в разной степени. Итолько целенаправленная работа с ними влияет на динамику развития произвольноговнимания.
Вся проделанная работа позволяет сделать следующие основныевыводы:
1. младшиешкольники еще не могут самостоятельно развивать произвольное внимание, имнеобходима помощь взрослых;
2. помощьвзрослых должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы иметоды, в том числе и игры;
3. благоприятнуюпочву для этого создает наличие программы, разработанной на основе наблюдений задетьми и проведенных экспресс-диагностик;
4. ведя наблюденияза детьми, можно получить точную картину возможностейкаждого, и этосделает работу по развитию детей более эффективной.
Коррекционная работа по развитию произвольного вниманиямладших школьников эффективна лишь в случае, если используетсязначительный спектр методов: наблюдение, психологический эксперимент, изучениеопыта, анализ документации, изучение детских работ, изучение литературныхисточников. Каждый из указанных методов обретает действенность в совмещении сдругими, так как их использование носит комплексный характер.
Список использованной литературы
1. АндреевО.А. Тренируйте внимание. — М,: Просвещение. 1994,
2. БогдановаТ.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка — М.: Роспедагенство, 1994.
3. Возрастнаяи педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение,1973.
4. ВыготскийЛ.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию/ Ред. А.Н, Леонтьева. — М..1976. — С. 184-220,
5. ГаяьперинП.Я. Экспериментальное формирование внимания. — М.; Педагогика, 1974.
6. ГамезоМ.В. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Педагогическое обществоРоссии, 2003.
7. ГоноблинФ.Н. Внимание и его воспитание. — М.: Педагогика, 1972.
8. ГрановскаяР.М. Элементы практической психологии. — Л.: Изд-воЛГУ, 1988.
9. ГринченкоИ.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.-М.: ЦГЛ, 2002,
10.Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. — М.: Просвещение, 1991.
11.Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского. — Минск: Университетское,1988.
12, Кладки Р, Память человека; структуры и процессы. — М.:Мир, 1978.
13, К0ломинскийЯ.Л. Человек: перташогая. -М.: Просвещение,1980.
14.Люблинская А.А. Детская психология. -М.: Просвещение,1971.
15.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развитияо\ребенка, -М.: Линка-Пресс, 1997.
1б.Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.З: Экспериментальнаяпедагогическая психология и психодиагностика. — М.: Владос, 1995.
П. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн.1. — М.: Владос, 2001,
18.Немов Р.С. Психология. В Зх кн. Кн.З.- М.: Владос, 2001
19. Николаи И. Загадки тысячелетий: Что мы знаем о памяти. — М.: Мир, 1988.
20. Нуркова В.В. Психология. — М.: Юрайт, 2004.
21. И. Понарядова Г.М. О внимании младшихшкольников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. — 1982. — №2. — С.10-12.
22. Преподавание в начальных классах.Психолого-педагогическая практика. — М.: ЦГЛ, 2003.
23.Психология / Под ред. Б.Н. Рогова. — М.: МарТ, 2004.
24.Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, — М.;ЧеРо, 2000.
25.Рабочая книга школьного психолога, — М.; Просвещение,1991.
2б.Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей, — М.; Флинта, 2003.
27.РатановаТ.А. Психодиагностические методы изученияличности. -М.: Флинта>2003.
28. Рогов Б.И. Настольная книга практического психолога вобразовании. -М.: Владос, 1996.
29.Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. — М.:Олимп-Пресс, 2000.
30.Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. — М.: Искусство,1956.
31.Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н. Леонтьева. — М.:Изд-во МГУ, 1976.
32.Хрестоматия по общей психологии / Под ред, Ю, Б.Гиппенрейтер. — М,: Изд-во МГУ, 1979.
33.ЧистяковаМ.И. Психогимнастика, — М.: Просвещение, 1990.
34.Шмаков С. От игры к самовоспитанию: Сборник игр — коррекций. — М.: Новая школа, 1993.