Реферат по предмету "Психология"


Развитие фантазии на кружковых занятиях по живописи

СодержаниеВведениеГлава1. Развитие фантазии кружковых занятий по живописи1.1Понятие и сущность фантазии1.2Тренинг развития фантазииГлава2. Практическая часть2.1Программы кружковых занятий по живописи
2.2 Приемы и методы, используемые накружковых занятиях по живописиЗаключениеСписокиспользованной литературы
Введение
Актуальность.Занятия по живописи наитеснейшим образом связаны с фантазией. Отнесениефантазии к эмоциональной сфере еще раз обращает наше внимание на то, что игры также развивается под эгидой этого элемента нашей психики. Занятия по живописи вих внутреннем течении, независимо от биологической функции, внешнеблагоприятствующей их развитию, – и служат задачам эмоциональной жизни ребенка:в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих задач ивопросов.
Бытует ошибочное мнение,что в первый год своей жизни малыш не умеет фантазировать, потому что активное(понятное нам) проявление воображения, начинается только с 1,5 лет. Но,представьте себе, даже с одной погремушкой, у него получается это лучше, чем увзрослого. Ваш малыш прирожденный фантазер, необходимо просто помочь сохранитьценное качество.
Известно, что для малыша,самые лучшие игрушки — обычные предметы, особенно для игр«воображения». Когда полотенце превращается в ковер-самолет, пустаякоробка в дом, а кухонные крышки в бубен, основное действие происходит именно вголове у малыша, он фантазирует. С вашей помощью малыш создает и проживаетвоображаемые ситуации, что как подтверждают специалисты, учит ребенка не толькотворчески думать, но и быстрее находить решение. В будущем, такие детишки неутрачивают творческое мышление, и чаще становятся лидерами, способными быстронаходить выход из ситуации.
Фантазия — это видымышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть впамяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс созданиянового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия отвоображения?
Если воображение — этоумение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектовна основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, нонереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основереальных знаний.
Объект исследования — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленныхситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Предмет исследования –развитие фантазии кружковых занятий по живописи.
Целью работы являетсяизучение развития фантазии кружковых занятий по живописи.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить ряд задач:
— рассмотреть понятие,сущность и тренинг развития фантазии;
— изучить программы,приемы и методы, используемые на кружковых занятиях по живописи.
Гипотеза: Былопредположено, что разработанная нами и внедренная в воспитательный процесс методикаразвития творческой фантазии, включающая в себя различные средства и методывоспитательной работы позволит добиться положительного эффекта в улучшенииэмоциональной сферы.
Глава 1. Развитие фантазии кружковых занятий поживописи1.1 Понятие и сущность фантазииМногие дети любят фантазировать. Поройродителей это может огорчать, ведь иногда отличить фантазию ребенка отреальности бывает довольно сложно. Так что же такое фантазия? Стоит ли поощрятьее развитие или вести с ней решительную борьбу? Как определить где фантазия, агде ложь?
Мир детской фантазии огромен имногообразен. Именно из таких мечтателей о розовых слонах вырастают великиехудожники, скульпторы, писатели, дизайнеры. Не будь фантазии и воображения, унас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. Первымфантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне палку-копалку идвинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников оковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космическогокорабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ниодного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы иоперировать абстрактными понятиями. [1. С. 26]
Но не все такрадужно в мире детской фантазии.У нее есть и оборотная, «темная» сторона. Это фантазии, растущие из детскихстрахов, агрессии, фантазии, граничащие с неправдой, и откровенная ложь.Возможно, вас удивляет, что все это живет в светлой головке вашего дошкольника,но это действительно так. Сегодня речь пойдет об обеих сторонах фантазии, атакже о грани, их разделяющей.
Фантазияначинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно онаразвивается только после 2,5-3 лет. Но до этого идет подготовка. Насколько умалыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами,изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкиемалыша. Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постояннотребуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя вигрушки. Но в этот возрастной период ребенокпознает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и какиграть с куклой. [15. С. 16]
Различают несколько видоввоображения:
1. Воссоздающее — это представлениеобразов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов,нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называютрепродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.
2. Творческое — это самостоятельноесоздание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «изголовы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения иразвития у детей.
3. Неуправляемое — это то, что называют«буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
При фантазированииребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую емуугодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемолюбое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное,«взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит,но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороныфизических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинатьразвитие мышления детей с развития фантазии.
Когда фантазия приноситвред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный,неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, неделающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возрастчеловека, условия и цели поступка.
Всякая ли фантазия — этохорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — этоувеличение добра в мире. [3. С. 94]
Классическим носителемфантазии является сказка.
Чем отличается сказка отнаучной фантастики? В научной фантастике рассматриваются техническиосуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить,что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет.
Когда ребеноксамозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычномпонимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это недолжно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи.Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если онвсе время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях илиоб игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образомизливает душу? Немедленно помогите ему.
Зачем развивать фантазиюи воображение? Говорят: «Без воображения нет соображения».
А. Эйнштейн считал умениевоображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделатьоткрытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчетувсегда предшествует воображение.
Иногда в житейскомобиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное,легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, какпоказала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — этобесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Детям думать «позаконам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это,то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще ипохваливать.
Видимо, так детиподсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развиватьвоображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретаютсвои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообщеничего не сможет изобрести.1.2 Тренинг развития фантазии
Есть три закона развитиятворческого воображения: [5. С. 6]
1. Творческаядеятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства иразнообразия прежнего личного опыта человека.
Действительно, всякоевоображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение.Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания(эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
2. Можно представить то,что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать наоснове чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами,хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
3. Содержаниевоображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в моментфантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так«сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всюжизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату.Чувства, как и мысль, движут творчеством.
Способы развития фантазиии воображения.
Перечислим основныеспособы развития фантазии и воображения, а потом рассмотрим приемы развитиятворческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развиватьсвою фантазию и воображение. Как этого добиться?
1. Сформировать мотивацию!
2. Убедить, чтофантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого онипока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.
3. Фантазировать должно,быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умениемфантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. Удошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
4. Влюбить детей в себя(аттракция). На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнееслушаются.
5. Собственным примером.В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех невоспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.
6. Читать, обсуждать ианализировать хорошую литературу по фантастике:
в нежном возрасте (2-6лет) — сказки, фантастические рассказы;
в отрочестве (7-14) — приключенческие фантастические романы (Жюля Верна, Беляева, Конан Дойля,Уэллса);
в юности и в зрелые годы- добротная научно-фантастическая литература (Ефремов, Стругацкие, Азимов,Роберт Шекли, Филипп Дик, Лем, Г. Альтов). Научите детей восхищаться хорошейфантазией.
7. Стимулировать фантазиювопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Кудабы ты полетел?»
8. Ставить детей взатруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например,классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
9.«Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по нимрассказы, сказки, истории.
10. Обучить приводимымниже приемам развития воображения и фантазировании.
Использование приведенныхниже приемов не исключает надобности думать. Приемы «не вместо», а«в помощь» фантазии, приемы указывают направления думанья. Знаниеприемов фантазирования подводит детей к овладению «взрослыми»приемами разрешения противоречий и решения изобретательских задач.
Приемы развития фантазиии воображения [7. С. 82]
Дети знают довольно многоявлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелыепредметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает,дерево, бумага, свечка — горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобыплодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть незнают приемов фантазирования.
Большинство приемовфантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можновсе: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон можетдействовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можноисключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать илине действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо;можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными!),животных, растений.
Ниже рассмотрено 35приемов фантазирования:
1. Увеличение — уменьшение.
Этот самый простой прием,он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка,Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрюэль. Увеличивать иуменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость,богатство, расстояния, скорости.
Увеличивать можнонеограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшатьможно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.
Приведем игры-беседы дляосвоения приема «увеличение — уменьшение».
1.1. Ребенку говорят:«Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, чтоты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?»
— Хотел бы уменьшитьуроки по вокалу, а увеличить мое свободное время.
— Хотела бы уменьшитьдомашние задания.
— Хочу увеличить конфетудо размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
— Хочу увеличить каплидождя до размеров арбуза.
1.2. Усложните эту игрудополнительными вопросами: «И что из этого получится? К чему это приведет?Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?»
— Пусть руки на времястанут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, илипоздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-застола, выключить телевизор.
— Если деревья в лесууменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будетискать грибы.
— Если ребенку труднодается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно,задайте ему вспомогательные вопросы.
1.3.Что будет, если у насудлинится на время нос?
— Можно будет понюхатьцветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненькогоготовят соседи;
— Это хорошо, а что вэтом плохого?
— Некуда будет такойдлинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будетнеудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.
Предложите ребенкусказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будемувеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уженравственный анализ ситуации.
1.4. Скажи, что будетхорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10раз?
Если ребенку будет труднодогадаться, помогите ему дополнительными вопросами.
— Какого тогда ты будешьразмера?
— А сколько килограмм тыбудешь весить?
И так далее. Обязательносделайте расчеты, хоть самые простые.
— А что будет, если твойрост уменьшится в 10 раз?
— Согласись, было быздорово, если можно было менять свой рост по своему желанию. Например, тыопаздываешь в школу: увеличил длину ног или частоту шагов и быстро дошел дошколы, а потом сделал ноги нормальной длины. Или другой случай. Надо перейтичерез реку, а моста поблизости нет. Нет проблем!
— Я буду высотой 15 м! Это высота пятиэтажного дома!
Относительно веса — этокаверзный вопрос. Обычно отвечают: в 10 раз больше. На самом деле, еслисохранить все пропорции организма, то вес возрастет в 1000 раз! Если человеквесил 50 кг, то будет весить 50 тонн! Я буду бегать быстрее автомобиля. Я будусильным, и никто не посмеет меня обидеть, и я смогу защитить любого. Я смогупереносить огромные тяжести. Интересно, какие? Обычно человек может поднятьполовину своего веса. Тогда я смогу поднять 25 тонн! Это хорошо. А что будетплохого?
Я не помещусь в классе.Придется шить огромную одежду и обувь. Будет очень трудно меня прокормить. Еслисчитать, что человек в день съедает 2 % от своего веса, то мне потребуется едывесом в 1 тонну. Я не помещусь ни в какой автобус. Даже по улице мне придетсяходить, пригибаясь под проводами. Мне негде будет жить.
2. Добавление одного илинескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям [8. С. 101] (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).
Методика этого видафантазирования похожа на метод фокальных объектов:
а) выбирают несколькопроизвольных объектов живой и/или неживой природы;
б) формулируют ихсвойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новыесвойства «из головы»;
в) сформулированными свойствамии качествами наделяют человека.
Например, в качествеобъекта («донора свойств») выбрали орла. Качества орла: летает,прекрасное зрение, питается грызунами, живет в горах.
— Человек может летать,как орел. Можно дополнить: может летать в стратосфере, в ближнем и в дальнемкосмосе.
— Человек имеетсверхострое орлиное зрение, например, видит без микроскопа клетки живых тканей,кристаллические решетки металлов, даже атомы, видит без телескопа и лучше, чемв телескоп, поверхность звезд и планет. Видит сквозь стены, идет по улице ивидит, что происходит в домах, и даже сам проникает сквозь стены, какрентгеновский луч.
— Человек питаетсяорлиной пищей — грызунами, птицами.
— Человек покрыт перьями.
Продолжите фантазированиеэтим методом, взяв в качестве исходного объекта: электрическую лампочку, рыбу(вспомните человека-амфибию), часы, очки, спичку, анабиоз (резкое замедлениежизненных процессов очень удобно: денег на еду нет или жить негде — впадаешь ванабиоз) или обратное анабиозу (резкое усиление жизненных процессов, человек неведает усталости, с невероятной скоростью двигается, из такого человекаполучится замечательный иллюзионист, или бегун, или непобедимый борец).
Задания.
2.1. Придумайте органычувств, которых нет у человека, но могли бы быть.
Например, не плохо бычувствовать наличие радиации, чтобы от нее уберечься. Вообще-то говоря, мы еечувствуем, коли болеем лучевой болезнью.
Не плохо бы чувствоватьнитриды и нитраты и другие загрязнения. Есть прекрасное и редкое чувство — эточувство меры, не у всех оно есть.
Не плохо бы чувствовать,когда делаешь ошибку и когда надвигается опасность (фигурально говоря — краснаябы лампочка загоралась в этом случае).
2.2. Придет время и можнобудет менять внутренние органы. Как бы это могло выглядеть?
2.3. Сделайте«разметку» людей цветом по их нравственным качествам.
Например, все честныелюди стали розовыми, все бесчестные фиолетовыми, а злые синими. Чем большечеловек сделал подлостей, тем темнее цвет. Опишите, что будет с миром? Многие,наверно, из дома бы не вышли.
3. Оживший рисунок.
Вы получили замечательныйдар, все, что вы нарисуете — оживает! Что бы вы нарисовали?
Великих людей? Вымирающихживотных?
Новых животных ирастений?
4. Исключение некоторыхкачеств человека. [10. С. 33]
Перечислите свойства и качествачеловека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось.
— Человек не спит.
— Человек не чувствуетболи.
— Человек потерял вес,обоняние.
Задание.
Назовите не менее 10жизненно важных качеств и свойств человека и подумайте к каким последствиямприведет их потеря.
5. Превращение человека влюбой объект.
Человек превращается вдругого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в дуб,розу, баобаб), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Это богатейшийматериал для новых сказок.
Но самое главное в этомприеме — это воспитание эмпатии — умения перевоплотиться в другой образ ипосмотреть на мир его глазами.
Задание.
Предложите не менее 10примеров превращения человека, например в сказках.
6. Антропоморфизм.
Антропоморфизм — этоуподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением,способностью чувствовать) любых объектов — одушевленных и неодушевленных:животных, растений, небесных тел, мифических существ.
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей. — Братец мой,
— Отвечает месяц ясный, -
Не видал я девыкрасной...
Здесь Пушкин наделилмесяц умением видеть, узнавать, соболезновать и говорить.
Задание.
Вспомните 10 примеровантропоморфизма из известных вам сказок, мифов и басен и сами придумайте неменее 10 примеров возможного антропоморфизма.
7. Придание объектамнеживой природы способностей и качеств живых существ.
А именно: способностидвигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться,шутить, улыбаться.
— Мальчик сидит верхом напалочке и воображает ее лошадью, а себя всадником.
— В какое живое существоты бы превратил воздушный шарик?
Задание.
Придумайте не менее 10примеров подобных превращений.
8. Придание объектамнеживой природы необычайных свойств.
Например, камень. Онсветится, всегда теплый (никогда не остывает!), можно руки греть в мороз,делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.
Камень впитывает болезни.Камень дает бессмертие. Созерцание камня вдохновляет писать стихи и рисовать ит. д.
Вот хорошая игра дляразвития фантазии. Дети (или взрослые) встают в круг. Одному дают в руки мягкуюигрушку или мячик и просят бросить ее кому-либо с теплыми словами: «Я дарювам зайчонка», или «Юрочка, я дарю тебе козленка, рожки у него еще невыросли», или «Держи, Маша, большую конфету», или «Дарютебе часть своего сердца», «Я дарю тебе бельчонка», «Этостеклянный шарик, не разбей его», «Это кактус, не уколись».
Задание.
Предложите 10 вариантовтакой игры.
9. Оживление умершихлюдей, животных, растений.
Например:
— Что было бы, если бывоскресли бронтозавры?
— Что бы создал ещеПушкин, если бы не ушел из жизни так рано?
Можно оживить все видывымерших животных и всех людей!
Задание.
Предложите 10 вариантовтакой игры.
10. Оживление умершихгероев литературных произведений, в частности, героев сказок.
— Погиб персонаж сказки?Не беда, надо его нарисовать и он оживет.
Задание.
Придумайте продолжениясказок, при условии, что герои сказки не погибли. Лиса колобка не съела, Русланне отрубил бороду Черномору, Оловянный солдатик не расплавился, Онегин не убилЛенского.
Предложите 10 вариантовтакой игры.
11. Оживление героевхудожественных картин и скульптур.
Ожили персонажи картинизвестных художников — бурлаки, охотники, запорожцы, стрельцы.
Задание.
Назовите 10 картинизвестных художников и предложите продолжение сюжета при условии, что персонажиожили.
12. Изменение привычныхотношений между героями сказок.
Напомним такие ситуации:щука поет колыбельную («Открывает Щука рот»); «Серый Волк ей вернослужит»; храбрый заяц; трусливый лев.
Задание.
Придумайте сказку с такимневероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звериобманывают.
13. Метафора.
Метафора — этоперенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака,общего для обоих предметов. Например, «говор волн», «холодныйвзгляд». Вот отрывок, составленный из одних метафор:
На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелье
И четки мудрости златой.
А. С. Пушкин
Задание.
Назовите метафоры ипопросите детей объяснить, какие свойства и кому перенесены.
Мягкий характер. Щекигорят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости.Стальные мускулы. Железный характер. Бронзовое тело.
14. Дайте новое названиекартине.
Ребенку показывают многосюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят датьим новые названия. Сравните, кто назвал лучше: ребенок или художник. Основаниемдля названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д.
Задание.
Приведите 10 новыхназваний старых известных картин
15. Фантастическоеобъединение.
Фантастическую идею можнополучить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба +человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Кто такие сирены? Одна и та жепара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.
Задание.
Предложите 10 примеровсочетания неожиданных качеств различных реальных существ.
16. Фантастическоедробление.
Вспомните сюжетзамечательного романа «Двенадцать стульев» или сюжет сказки Светловао человеке по фамилии Рубль, который упал с пятнадцатого этажа и разбился надесять гривенников. У каждого гривенника своя судьба. Один гривенник разменялина копейки, другой стал большим начальником и выглядел важнее рубля, третийначал размножаться.
Задание.
Придумайте и вы сказку наподобный сюжет. Например, апельсин разлетелся на дольки, гранат рассыпался на365 зернышек (именно 365 зернышек в любом гранате, проверьте), судьбасестер-горошин из одного стручка.
17. «Как мнеповезло».
Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце.
Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей.
Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники.
Задание.
Придумайте 10 вариантовтакой игры.
18. Прием ускорение — замедление.
Ускорять или замедлятьможно скорость протекания любых процессов. Чтобы направить фантазию в этомнаправлении, задают вопросы типа: «Что будет, если», «Чтопроизойдет, если».
— Что будет, если Землястанет вращаться в 24 раза быстрее? Сутки будут длиться 1 час. За 1 час надоуспеть поспать, позавтракать, сходить в школу (на 15 мин), пообедать, сделатьуроки (за 3-4 мин), погулять, поужинать.
— Что будет, если временагода будут длиться по 100 лет? (Тогда бы люди, родившиеся в начале зимы,никогда бы не увидели зеленой травы, цветов, разлива рек)
Задание. Предложитетри-четыре сюжета, связанные с указанным приемом.
19. Ускорение изамедление времени.
Темы фантастическихрассказов.
Ситуация 1. Ты изобрелхронодин — устройство, с помощью которого ты можешь по своему желанию менятьскорость протекания времени и скорость протекания процессов во времени. Можешьускорять любые процессы или замедлять их.
Ситуация 2. Не ты изобрелхронодин, а кто-то другой, и этот другой, неожиданно для тебя, по своемужеланию, меняет скорость протекания процессов, в которых ты участвуешь.
Урок длится то 40 мин, то4 мин, то 4 часа и все это непредсказуемо для учительницы и учеников.
Начал есть торт, а времяускорилось в 1000 раз! Обидно!
Как жить в таком мире?
Ситуация 3. Ты изобрелхронотур (тур — это движение по кругу) — устройство, с помощью которого тыможешь повторять события, повторять супружеские браки, омолаживать и старитьмного раз людей, животных, предметы, машины.
— Кого бы ты омолодил ина сколько лет?
— Какой период жизни тыбы хотел прожить еще раз?
Задание. Предложитенесколько сюжетов, использующих приведенные приемы.
20. Машина времени.
У вас появилась машинавремени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлоелюбой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой страны и быть там любоевремя. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь впрошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.
«Домашнийвариант»: сидя дома, вы глядите в «Зеркало времени» или мысленноделаете снимки «Фотоаппаратом времени» или «Кинокамерой времени»или «Волшебным глазом». Называете место и время и, пожалуйста, изображениеготово.
— Что бы вы хотелипосмотреть в прошлом?
— Какими были мама ибабушка, когда им было столько же лет, сколько мне сейчас?
— Как жили динозавры?
— Я бы хотелпознакомиться и поговорить с Пушкиным, с Наполеоном, с Сократом, с Магелланом.
— Что бы вы хотелипосмотреть в будущем?
— Кем я буду? Сколько уменя будет детей?
— Поговорить со своимбудущим сыном.
Вот невероятная ситуация.С Земли послали сообщение на далекую звезду. На этой звезде живут разумныесущества, у них есть машина времени. Они послали ответ, но ошиблись, и ответпришел на Землю раньше, чем было послано сообщение.
Задание. Предложите 10сюжетов, связанных с эффектом машины времени.
21. Хроноклазм.
Это парадокс, вызванныйвмешательством в предыдущую жизнь. Переместился некто в прошлое и что-то тампоменял, а потом вернулся, а на Земле все по-другому. Для побужденияфантазировать в этом направлении задаются вопросы типа:
— Что было бы сейчас,если бы в прошлом что-то произошло иначе или вообще чего-то не произошло?
— Что надо бы былоизменить в прошлом, чтобы не произошло то, что произошло?
Например:
— Я потерял ключи. Небеда, возвращаюсь в прошлое и не беру с собой ключи.
— Что было бы, если бы небыло переворота в 1917 году?
— Что можно менять впрошлом? Все можно менять в прошлом! Поступки людей, явления живой и неживойприроды, окрестности.
Хроноклазм, машинавремени, хронотур, хронодин — это замечательные приемы фантазирования, они даютнеисчерпаемое количество сюжетов.
Задание. Предложитенесколько сумасшедших сюжетов на указанные приемы.
Отправился искать невестув прошлое. Узнал, почему вымерли бронтозавры.)
22. Метод Л. Н. Толстого.
Пишут, что Л. Н. Толстойрегулярно пользовался каждое утро в качестве утренней гимнастики ума следующимметодом.
Взять самый обычныйпредмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет словами человека,который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.
Например, что бы сказал очасах австралийский абориген?
Задание. Составьтенесколько описаний предметов для аборигена.
23. Свободноефантазирование.
Детям предлагаютбезудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемыфантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудьсерьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые.
Придумайте фантастическоерастение.
— На одном растенииодновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо,ананасы, манго, кокосы.
— На одном растениирастут все известные фрукты и овощи (помидоры и картофель, из листьев можносделать табак, получить болеутоляющее лекарство и «средство красоты».В принципе, это возможно, так как помидоры, картофель, табак, белладонна(по-итальянски — «прекрасная дама») принадлежат к одному семейству — пасленовым.
— На одном растениирастут известные и неизвестные фрукты, овощи и орехи.
— Удивительный арбуз:внутри мармелад, а вместо семечек — леденцы. Это тоже возможно, только поливатьего надо сладкой водой и медом.
— На одном дереве растутобъекты живой и неживой природы.
— Цветок сделан изшоколада и никогда не отцветает, сколько его не ешь.
24. Придумайтефантастическое сооружение.
Здание будущего: изнутринаружу все видно, а снаружи внутрь ничего не видно. В здание не можетпроникнуть существо (человек, собака..) с вредными для хозяина дома намерениями.
Какими качествами долженобладать дом, если вес и размер хозяина меняется 10 раз каждый час?
25. Придумайте новый видтранспорта.
Идеи изобретений:
— На человека направляютмезонно-гравитационно-электромагнитный луч, который человека расщепляет наатомы, запоминают их взаимное положение, передают по атому в нужное место и тамсобирают в прежнем порядке. (Разберите ситуацию: программа сборки человекаиспортилась, но этого не заметили! Как собрали человека? А если перепуталиатомы нескольких человек?)
— Синтетическийтранспорт, соединивший в себе преимущества всех известных видов транспорта:скорость ракеты, роскошь каюты высшего класса океанского лайнера, всепогодностьсамолета для исследования молний, ненадобность посадочных и взлетных площадоквертолета, целебность конного транспорта.
— Покрытие дорогиволнистое или треугольной формы. Придумай колесо, чтобы не трясло на такойдороге. Это тоже будет изобретение!
26. Придумайте новыйпраздник или конкурс.
— Праздник цветов. У всехна щеках нарисованы цветы. В этот день можно разговаривать только на китайскомязыке цветов.
— Праздник улыбок. Типа 1апреля, но веселее и озорнее. Обманывать, быть веселым и шутить.
— Праздник прилеталасточек.
— Праздник первогокомара.
Конкурс фантазеров.Участвуют две команды. Каждая команда предлагает другой команде различныезадания: а) тему для юмористического рассказа из 5 фраз; б) объект длясоставления загадки (стол, вилка, телевизор); в) начало рассказа. Например.«Мой друг Кит пригласил меня в кругосветное путешествие»; г)предлагается какой-нибудь прием фантазирования. Надо, используя этот прием,придумать невероятную историю.
27. Придумайтедраматический сюжет.
— Мама сверх всякой мерыбаловала дочку. Что произошло с мамой и дочкой?
— Человек заблудился,случайно нашел заброшенный охотниками дом и прожил там 7 лет. Как он там жил?Что ел, во что одевался?.. (Через пять лет он разучился говорить и т. п.)
28. Придумайте новуюфантастическую игру.
Чтобы придумать новуюневиданную игру, надо придумать невероятные условия и правила этой игры.
— Шахматные фигурысделаны из шоколада; выиграл фигуру противника и можешь ее тут же съесть.
— Игра «Съедобныешашки». Они действительно становятся съедобными, но только после того, какбудут честно выиграны. Придумайте, какими особенными свойствами будет обладатьвыигранная дамка и запертая шашка?
— Цилиндрические шашки ишахматы. Доска свернута в цилиндр так, что поля а1, а2, а3 и т. д. становятсярядом с полями h1, h2, h3 соответственно. Образующими цилиндра становятсявертикали.
— Шашки Лобачевского.Доска мысленно сворачивается в фантастическую фигуру — одновременно смыкаются ибоковые стороны и стороны, обращенные к игрокам. Образующими являются вертикалии горизонтали одновременно.
— Супершахматы. Вместошахматных фигур — кубики. На гранях каждого кубика есть изображения шестифигур, кроме короля. Один раз за игру можно изменить статус фигуры (перевернутькубик), неожиданно для противника.
29. Волшебное выполнениесобственных желаний и материализация мыслей.
Вы стали могущественнымволшебником. Достаточно подумать — и любое, но только доброе, ваше желаниеисполняется. Вы, например, можете кого угодно сделать счастливым. Но если вызадумали что-то плохое для другого, то это произойдет и с вами.
Вот тест на проверкудоброжелательности.
Скажите детям, что втечение часа они могут делать с людьми все что угодно, и хорошее и плохое.Проверьте, что захотят сделать дети? Добро или зло?
Разбойники поймалидостойного человека и хотят его убить. Предложите не менее 10 способов егоспасения (сделать его невидимкой, заморозить разбойников).
30. Вы стали обладатьдаром телепатии.
Телепатия — передачамыслей и чувств на расстояние без посредства органов чувств. Можно даже нетолько читать мысли других людей, но и мысленно заставлять людей делать то, чтохочется вам. Как вы используете этот дар?
31. Красивые древние фантазиис превращениями.
В качестве примероввеликолепной фантазии вспомним мифы древних греков и римлян, в которых людипревращаются в растения.
Прекрасный юноша Кипариснечаянно убил своего любимца оленя. Он упросил серебролукого Аполлона позволитьему грустить вечно, и Аполлон превратил его в стройное дерево кипарис. С техпор кипарис считается грустным могильным деревом.
У другого прекрасногоюноши Нарцисса сложилась другая судьба. По одной версии, Нарцисс увидел своеотражение в реке, влюбился в него и умер от любви к себе. Боги превратили его вароматный цветок. По другой версии, Нарцисс посмел не ответить на любовьженщины, и, по требованию других отвергнутых мужчинами женщин, он был превращенв цветок. Еще по одной версии этого мифа у Нарцисса была нежно им любимаясестра-близнец. Сестра неожиданно умерла. Тоскующий Нарцисс увидел своеотражение в ручье, подумал, что это его сестра, долго смотрел на свое отражениеи умер от горя. По четвертой версии, увидев свое отражение в реке и влюбившисьв него, Нарцисс понял безнадежность этой любви и закололся. Из капель кровиНарцисса выросли цветы, названные его именем.
Глава 2. Практическая часть2.1 Программы кружковых занятий по живописи
Интерес детейк занятиям в кружковых объединениях художественно-эстетической направленностиостается постоянным и неизменным, так как дает возможность сделать что-тосвоими руками, занятия в детском творческом коллективе помогают ребенку выявитьи развить свои потенциальные творческие способности, способствуют развитиюхудожественного вкуса, логического мышления, целеустремленности,внимательности, усидчивости, чувства взаимопомощи, прививают навыкиобщественно-полезного труда.
Программыхудожественно-эстетической направленности ориентированы на развитие общей иэстетической культуры личности, художественных способностей и склонностей визбранных видах искусства, создание художественных образов. [17. С. 74]
Разноцветныепесенки: творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессеизобразительной деятельности
Искусствоиграет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладкеэтических и эстетических чувств. В то же время искусство — это среда дляразвития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не толькопредставлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя иокружающих.
Цель обученияизобразительной деятельности — развитие эмоционального мира ребенка.Изодеятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая всепсихические процессы (внимание, представление, воображение и пр.) деятельность,способствующая развитию мира чувств ребенка. Самое главное — не обучатьрисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.
Предлагаемаяконцепция опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятияцвета, формы, объема. Обучение осуществляется в следующей последовательности:цветовое пятно, линия, предмет, композиция. При этом особенно важно в каждомвозрасте идти от интересов и возможностей каждого ребенка к реализации его себякак творческой личности.
Младшая группа (3-4 года)
«Ребенокможет все, пока он не знает, что чего-то не может» — заметил в свое времяизвестный русский педагог. Малыш чутко воспринимает цвет, цветовые отношения иих воздействие на настроение. Важно не упустить эту возрастную особенность и незагубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Необходимо развивать унего чувство цвета, помогать искать свое понимание, учить через цвет выражатьсвои эмоции, а не повторять за взрослыми их представления о цвете, во многомограниченное стереотипами.
Для этогонужно создать определенные условия. В этом возрасте отмечается стремление ксвободному рисованию, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столькосюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. Детиданного возраста радуются смешению и размытости, удивляются, восхищаютсявозникновению новых цветовых пятен.
Реальный мирполон цветового богатства. Три основных цвета (красный, синий, желтый) и трисоставных (зеленый, оранжевый, фиолетовый) — лишь маленький кусочекмногоцветной палитры реального мира. Дети узнают, что, добавляя черную и белуюкраски к трем основным, можно значительно расширить мир красок отпросветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов. На занятиях дети вместе совзрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, какменяется их «характер», «настроение». Все это способствуетразвитию в душе ребенка «особых переживаний, наполненных фантазией».Для такой работы требуются краски (гуашь, акварель), большие листы бумаги(обои), широкие кисти. [19. С. 78]
При этомважно спрашивать ребенка, как он выбирает цвета для работы, и поддерживать,одобрять, если он руководствуется чувствами, которые тот или иной цветвызывает, соотносит его с общим настроением, которое хотел выразить в рисунке.
Способырисования — нетрадиционные, что способствует не только развитию воображения, нои приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют вразвитии ребенка большую роль. Малыши рисуют пальчиком, ладошкой, носиком,бумажкой, ваткой, кистями, соломками, пробками, не только на обоях, но и настекле, плитке.
Исходя изэтого темы для рисования даются необычные, сказочные: «ЗонтикОле-Лукойе», «Живые облака», «Волшебное яблоко»,«Салют из ниток», «Композиторы», «Чудесныекартинки», «Дворец из пены» и т.д.
Процессрисования несет в себе и психотерапевтические элементы. Присутствие рядомпедагога или родителя делает процесс рисования успокаивающим; на листвыплескиваются переживания, и малыши освобождаются от них.
Средняя группа (4-5 лет)
В этомвозрасте, как замечает А.Н. Леонтьев, эмоции становятся более устойчивыми.Адекватное эмоциональное регулирование в различных ситуациях формируется наоснове умения различать эмоциональное состояние по их внешним проявлениям — через мимику, жесты, пантомимику и т.д.
Этопроявляется и в рисовании: у ребенка появляется интерес к линии, еепластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса иразвить его, чтобы способствовать выражению чувств и фантазий на языкехудожественно-графических образов.
Линия, черта,штрих могут быть короткими и длинными, наклонными и ровными, чуть заметными ияркими, волнообразными и движущимися по кругу, пересекающимися и с наплывом надругую. Через легкость, воздушность или мягкость и плавность, остроту иагрессивность можно рассказать о характере героя, его отношении к окружающемумиру.
Карандаш,сангина, уголь, пастель, тушь — превосходные средства для выражения своеговидения красоты окружающего мира.
Рисованиепомогает ребенку снимать напряжение. Внимательные педагоги замечают, чтопроисходит так называемое «графическое отреагирование», особенноважное для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать ихиз-за бедности своего словаря. Рисунок — это средство зрительной связи междупедагогом и замкнутым, закрытым ребенком.
Занятияорганизуются как игра-перевоплощение, где ребенок и взрослый становятся тоактерами, то зрителями. Для того чтобы игра приобрела эффект изотерапии,используются движения, музыка, звуки, прикосновение. Все это приводит кустановлению эмоциональных контактов между детьми, между взрослым и ребенком.
Игры,используемые в средней группе, — «Мимика в рисунках», «Озорнойкотенок», «Волшебные зверюшки», «Всякая всячина».
Старшая группа (5-6 лет)
В этомвозрасте у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремитсясоздать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. [21. С.102]
В жизниребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании — спомощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можноувидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других — образысовершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает своюнеприязнь, отвращение, испуг. И это не должно огорчать преподавателя, так как врисовании происходит «очищение души».
Старшийдошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способностьпозволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенокизнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета.Поэтому и тематика рисунков сказочная, фантастическая: «Царствокрасок», «Стеклянная история», «Акварельная радуга»,«Волшебный транспорт», «Сказочная птица», «Театртеней» и т.п.
Подготовительная к школегруппа (6-7 лет)
Этот возраст- ключевой в развитии воображения. Целенаправленное развитие механизмовтворческого воображения существенно влияет на способность детей к адекватномуэмоциональному реагированию, на умение различать эмоциональные состояния повнешним проявлениям. Именно поэтому одним из направлений работы с детьмистаршего дошкольного возраста является обучение приемам саморегуляцииэмоционального состояния средствами целенаправленного творческого воображения.Это развитие понимания «души» образа, развитие приемоввыразительности.
У старшихдошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своейдеятельности. Как важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что онсумеет все! Не надо стремиться к точному воспроизведению героя, предмета набумаге. Главное — передать его индивидуальность, подчеркнуть в нем важные дляюного художника качества через цвет, свет, форму, ритм, художественные средства.Тем самым юный художник воплощает свой замысел, выражает свое собственноеэмоциональное отношение к миру. Поэтому и рисунки получаются очень разными. [23.С.154]
Дошкольникначинает ощущать роль и значение искусства, его доброту и силу, органическоеединство искусства и жизни. Конечно, он не думает этими категориями, ноначинает чувствовать это сообразно своим возрастным возможностям.

2.2 Приемы и методы, используемые на кружковых занятияхпо живописи
1.Эмоциональный настрой
Этот методпредполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимопомнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствоватьвозрасту детей. [25. С. 103]
На занятияхмузыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизуетзаторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождатьпроцесс изобразительного творчества на занятии.
2.Художественное слово
Сколько точексоприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Онидополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенноэмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогаютосмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.
3.Педагогическая драматургия
На занятияхдети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными иливоображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования.Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования — все это помогаетразвивать у детей эмоции и воображение.
Для старшихдошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобнорасполагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса,речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картинуприроды, которую потом дети воплотят в своих рисунках.
Также детимогут путешествовать в реальные места — в мастерскую художника, в выставочныйзал, совершать экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествийдети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлиннымимастерами. Все — будь то природа, зал или улица — становится для ребенкаучителем Красоты: художник-человек и художник-природа помогают преподавателю,будят чувства детей.
4. Пластика
Дошкольникиобладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все своимысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всюинформацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому наразных участках тела имеются зоны, «запоминающие» положительные иотрицательные отпечатки его общения с миром. И очень важно при развитии ребенкапостараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результатенегативных переживаний.
Именнопоэтому в изобразительной деятельности активно используются движение, танец.Такие упражнения, как «Танец цветов», «Воздушный бал»,«Веселый зоопарк», «Море», не только развивают пластику,они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.
5. Театр
Элементытеатра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитиючувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов — все основано наэмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.
В младшейгруппе используются элементы теневого театра. Изображение лишено подробностей,ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. Более старшие детиуже сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средствпередать характер сказочного героя — злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.[27. С. 57]
Детиподготовительной группы продолжают знакомиться с театральным искусством. Теперьдети уже сами играют выбранных героев, предварительно изготовив маску, — лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.
6. Игра
Одним изважнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А.Сухомлинский писал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое вдуховный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий обокружающем мире».
Игра — это важнейшийметод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легконаправлять внимание ребенка на самые важные ориентиры — нравственные,эстетические.
На занятияхпо изодеятельности используются игры:
· художественно-развивающие- «Злой и добрый волшебники», «Палитра», «Волшебныекарточки», «Помоги цветам» и др.;
· дидактические — «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Времена года»,«Найди лишнее»;
· графические — «Пантомимика», «Рисование по точкам», «Симметрия»и др.
Варежки для лисят
Занятие поизодеятельности в младшей группе
Цели:
1. Стимулироватьразвитие восприятия: учить вычленять части предмета, особенности его строения,некоторые качества и свойства.
2. Закрепитьназвания основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый.
3. Учить детейспособу печатания картошкой, украшению силуэта варежки, располагая узор покайме, пальчику, в центре.
4. Активизироватьсловарь за счет слов «варежка», «пальчик», «манжета»,«ладошка у варежки», «теплая», «толстая».
Предварительнаяработа:
· Рассматриваниедетских варежек: описание их узора, материала (шерсть, мех, кожа и др.),качеств (толстые, тонкие, пушистые, теплые и др.).
· Беседы о зимнейодежде, ее предназначении.
Оборудованиеи материалы:
· мягкая игрушкаЛиса,
· уменьшенныевязаные модели варежек, у которых отсутствует какая-либо часть (манжета,пальчик, ладошка, верх),
· гуашь,
· силуэты варежекдля каждого ребенка из плотной бумаги,
· штампы разныхформ (звезда, квадрат и др.), выполненные из сырого картофеля.
Ход занятия
В группуприходит Лиса с корзинкой (игрушку держит воспитатель и говорит за нее). Детивстают полукругом вокруг воспитателя.
Лиса: Здравствуйте, ребята. Я пришла квам из леса за помощью: мои лисята отказываются гулять — у них мерзнут лапки. Акак вы спасаете свои ручки от мороза на прогулке? (Надеваем варежки.)
У моих лисяттоже есть варежки, но они почему-то не греют.
Лиса вынимаетиз корзины варежки, у которых отсутствует какая-либо часть (манжета, пальчик,ладошка, верх). Дети вместе с воспитателем рассматривают «неправильные»варежки и объясняют Лисе, почему они не годятся для зимних прогулок.
Лиса: Спасибо, я теперь поняла, в чемдело. Но что же мне делать, где взять целые варежки? (Дети предлагают варианты:купить в магазине, поделиться своими и т.д.)
Преподаватель: Ребята, давайте, поможем Лисе — сделаем для лисят красивые варежки необычным способом.
Преподавательпредлагает детям подойти к столу, на котором стоит гуашь (основные цвета — красный, синий, желтый, зеленый) и лежат штампы разной формы, выполненные изкартофеля. Дети рассматривают цвета гуаши, называют их. Преподаватель объясняети показывает способ печатания картошкой: взять штамп, слегка обмакнуть в жидкуюгуашь и сразу приложить к листу бумаги, на листе остается узор. При этом онобращает внимание на расположение узоров, чтобы варежки получились красивыми.
Каждыйребенок выбирает себе по 2-3 штампа, подходит к своему рабочему месту, гдерасположены силуэты пары варежек и гуашь, и самостоятельно украшает варежки.
Детипоказывают украшенные варежки Лисе, рассматривают их и дарят лисятам.
Разноцветные песенки [29. С. 58]
Комплексное занятие помузыкальному воспитанию и изодеятельности в средней группе
Цели:
1. Формироватьнавыки слушания музыки, учить соблюдать ритмический рисунок при игре намузыкальных инструментах.
2. Учить детейсмешивать краски для получения новых цветов опытным путем.
3. Развиватьцветовосприятие через называние дополнительных цветов и их практическоеиспользование.
4. Активизироватьсловарь за счет слов цветной, разноцветный, нецветной.
Оборудование:
· две картины,нарисованные преподавателем изодеятельности, на которых изображен вид из окнамузыкального зала, одна из картин выполнена в цвете, другая — черно-белая;
· гуашь четырехцветов (белая, красная, желтая, синяя);
· палитры накаждого ребенка;
· листы бумаги(формат А3);
· крупные кисти;
· мольберты;
· ритмическиемузыкальные инструменты.
Ход занятия
Дети, держасьза руки, во главе с воспитателем входят в зал под музыку и становятсяполукругом. Преподаватель изодеятельности показывает детям две картины, гдеизображен вид из окна музыкального зала (одна выполнена в цвете, другая — черно-белая).
Преподавательизодеятельности: — Ребята, рассмотрите эти картины.
— Чем онипохожи? (На обеих картинах нарисовано одно и то же.)
— А чем ониотличаются? (Одна картина разноцветная, другая — черно-белая.)
— Подойдем кокну. На какую из этих картин больше похоже то, что мы видим за окном? (Наразноцветную.) Почему?
В ходесравнения вида из окна и картин дети с помощью преподавателя изодеятельности и воспитателяприходят к выводу о том, что мы живем в разноцветном мире, — все, что насокружает, имеет цвет.
Музыкальныйруководитель: Как выдумаете, а песенки, которые мы с вами слушаем и поем, имеют цвет? (Детипредлагают свои варианты.) Я подготовила для вас несколько песен. Вы ихвнимательно послушайте и скажите, какого они цвета.
Детирассаживаются около фортепиано, музыкальный руководитель исполняет по одномукуплету из следующих песенок: «Розовый слон», «Оранжеваяпесенка», «Песенка про кузнечика», «Голубой вагон».
Послепрослушивания дети называют цвета, название которых они услышали в песнях(розовый, оранжевый, зеленый, голубой). После этого каждый ребенок называет тупесенку, которая ему больше всего понравилась.
Преподаватель: Всем вам понравились песенки,которые мы сегодня слушали. Теперь каждый из вас нарисует ту песенку, котораяпонравилась ему больше всех.
Дети подходятк столу, на котором стоят краски, и видят, что там есть только белая, красная,желтая и синяя краски.
Преподаватель: Посмотрите, здесь нет тех цветов,которые нам нужны. Но это не беда. Мы можем сами получить краски для нашихрисунков. Для этого нам нужно их смешать.
Преподавательпредлагает нескольким детям смешать на листе бумаги две краски. Каждому даетсяконкретное задание — смешать:
— белый икрасный (получается розовый цвет),
— красный ижелтый (оранжевый),
— желтый исиний (зеленый),
— белый исиний (голубой),
— красный исиний (фиолетовый),
— белый ижелтый (светло-желтый).
После анализаполученных цветов отбираются четыре необходимых для рисования цвета. С помощьювзрослых (воспитателя, музыкального руководителя и преподавателяизодеятельности) каждый ребенок смешивает краски и получает тот цвет, которыйон выбрал для рисунка. Затем дети подходят к мольбертам и выполняют рисунок.
Послеокончания рисования дети под руководством преподавателя рассматривают всерисунки. [31. С. 74]
Музыкальныйруководитель: Нашезанятие подходит к концу. Какую песенку вы хотите еще раз услышать? (Детиназывают понравившуюся им песню.) Давайте исполним ее все вместе. Возьмитеразличные музыкальные инструменты (дудочку, музыкальные инструменты К.Орфа,колокольчик, погремушки и др.) и подыгрывайте мне.
Музыкальныйруководитель исполняет выбранную детьми песню под сопровождение детскогооркестра.
Натюрморт из стекла
Занятие поизодеятельности в подготовительной группе совместно с родителями
Цели:
1. Закрепитьпредставления детей о натюрморте и цвете.
2. Совершенствоватьумения детей работать с различными видами изоматериалов (масло, гуашь, мелки).
Предварительнаяработа:
· знакомство снатюрмортом: рассказ преподавателя изодеятельности, воспитателя; беседы;
· рассматриваниекартин, иллюстраций;
· посещениехудожественной выставки;
· дидактическиехудожественные игры;
· рисованиенатюрмортов различными художественными средствами.
Оборудование:
· «ДеревоЖивописи» с разноцветными «листочками»;
· предметы длясоставления натюрморта (принесенные детьми из дома);
· гуашь, масло,мелки;
· кисти;
· картон;
· небольшие кускистекла разной формы;
· стенд длявыставки.
Ход занятия
Данноезанятие проводится совместно с родителями в рамках Фестиваля детского сада. Содной стороны, это занятие — итоговое по теме «Натюрморт», а с другой- на нем используются сложные художественные приемы, для выполнения которых детямтребуется помощь. Родители выступают в качестве помощников преподавателяизодеятельности, так как работа со стеклом и рисование масляными краскамитребуют помощи каждому ребенку.
В изостудиистоит дерево, на котором висят разноцветные «листочки», в том численесколько кусочков прозрачного стекла (стеклопластика). Дети знают, что это — волшебное Дерево Живописи. С помощью этого Дерева дети знакомились с различнымихарактеристиками цвета: теплые и холодные цвета, яркие и приглушенные,прозрачные и матовые и т.д. Сегодня на этом Дереве висят «листья»(листы бумаги небольшого размера) самых разных цветов и оттенков.
Преподаватель: Ребята, мы с вами много говорили онатюрморте, рассматривали картины, иллюстрации, рисовали натюрморт акварелью,гуашью. Сегодня я хочу предложить каждому из вас самому составить свой,неповторимый натюрморт. И в этом нам, как всегда, поможет Дерево Живописи.Посмотрите, как много цветных листьев на нем выросло! Назовите, какие цвета вывидите на Дереве?
— В какиегруппы их можно объединить? (Теплые, холодные, хроматические, матовые и т.д.)
— Выберите5-6 понравившихся разноцветных листочков, подойдите к Дереву и сорвите их (еслиребенок не дотягивается до приглянувшегося листика, ему помогает родитель).
— Теперьвыберите из этих листочков те 3-4, которые красиво сочетаются между собой.
Родителивместе с ребенком рассматривают листочки, подбирают сочетания, советуются другс другом.
Преподавательизодеятельности обращает внимание юных художников на большой стол, гдерасположены различные предметы для натюрморта (овощи, фрукты, посуда, игрушки,свечи, лоскуты ткани и пр.; там же лежат небольшие кусочки стекла разнойформы), и предлагает составить натюрморты в соответствии с выбранной цветовойгаммой.
Преподаватель: Какие красивые натюрморты у васполучились! Для них вы использовали почти все цвета и предметы. Но обратитевнимание — на Дереве Живописи еще остались прозрачные листочки, а на нашемстоле — прозрачные стекла. Почему вы их не выбрали? (Варианты ответов:некрасивые, без настроения, нецветные, такие не бывают и т.д.)
— Вы правы,мир вокруг нас разноцветный, нет ничего бесцветного! Давайте внимательнопосмотрим на прозрачные стекла, на что они похожи?
Преподавательизодеятельности вместе с детьми рассматривает 1-2 кусочка стекла, детивысказывают свои предположения. Например, продолговатый кусок стекла может бытьпохож на свечу, на вазу, шкатулку и т.д. В процессе фантазирования дети могутотойти от темы натюрморта и предлагать, например, элементы пейзажа. Не стоитпоправлять их, дайте им возможность почувствовать себя настоящими творцами.
Преподаватель: Действительно, каждый кусочекстекла на что-то похож. Выберите для себя один кусочек стекла, внимательнорассмотрите его. А я вас научу, как с помощью обычного прозрачного стекла создатькрасивый натюрморт.
Преподавательобъясняет технику работы со стеклом и маслом:
· раскрасить кусокстекла в соответствии с представленным образом (ваза, свеча и пр.) маслянойкраской;
· прижать кусокстекла к картону окрашенной стороной вниз (кусок стекла приклеится к картону);
· гуашью, мелкомили маслом дорисовать на незанятом пространстве картона недостающие деталинатюрморта, фон.
Детисовместно с родителями выполняют задание.
В концезанятия проводится мини-выставка творческих работ. В дальнейшем наиболееинтересные работы украсят коридоры и рекреации детского сада.
Заключение
На основаниивышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Фантазия какмеханизм психической деятельности человека далеко не всегда играет положительнуюроль в процессе становления и развития личности. К этому же выводу приводят наси исследования Э. Берна в его книгах “Игры, в которые играют люди” и “Люди,которые играют в игры”.
Исходя из егоанализа различных жизненных сценариев, которые люди сами “создают” и на основекоторых вступают в отношения с окружающими, можно сказать, что фантазированиеили моделирование реальности превращается в устойчивый механизм формированиясубъективного мира. Именно этот мир наполняется “серьезностью” занятия, воспринимаемойкак подлинная настоящая жизнь. Подлинность здесь так же проявляется вподлинности чувств, смысл социального поведения, основанного на занятии поживописи, добровольном принятии на себя определенной роли состоит в том, чтолюди создавая свой собственный сценарий жизни включают в него других какактеров, предписывая в своем воображении им то или иное поведения, моделируя(фантазируя) их реакцию на различные проблемные ситуации.
Сложностьсоциальных отношений ведет к тому, что в отношении отдельной сферы социальнойжизни личность чувствует себя более независимой, чем это было возможно припростоте социальных отношений. Поэтому вживание в современную социальную жизнь,предполагая длительный процесс приспособления и усвоения, открывает в то жевремя современному ребенку больший простор, дает больше места для свободноговыбора и в этом смысле повышает и заостряет чувство свободы, которое само посебе воспитывается благодаря фантазии. Человек с детства должен быть готов кпринятию этой свободы и сопровождающей ее ответственности, для чего емунеобходимо быть морально сильным и социально адаптированным. Следовательно, тепсихологические игры, которые он выбирает для себя будут определять егопсихическое здоровье.
Работафантазии определена внешне темным эмоциональным вживанием в душу родителей,проективными образами их, но тем свободнее она во внутреннем вживании в позицииродителей. Внешне движения неизбежно выражают игру чувств, ребенок переживаетновые эмоции, которые определяются игрой фантазии, а не наоборот. Как этовозможно, если фантазия, по данному нами определению, служит лишь для выражениячувств? Вопрос этот очень труден, но с ним связан процесс расширения нашихэмоций, “вчувствывания” и эмоционального приближения к новым явлениям жизни.Интеллект не только помогает этому проникновению в новую сферу жизни, но иногдаи часто мешает ему, заполняя сознание своим материалом.
Роль фантазиив развитии этих чувств, относящихся не к собственному, а к чужому душевномумиру, действительно очень велика, ибо в работе фантазии неопределенноепервичное чувство получает эмпирическую определенность и законченное содержание.
Список использованной литературы
1. Басина Н., Суслова О. С кисточкойи музыкой в ладошке… М.: Линка-Пресс, 1997. — 144с.
2. Бахтин М.М. К философии поступка.– Философияи социология науки и техники. Под ред. Фролова М.: Наука, 1996. – 415 с.
3. Берхин Б.Н. Общие проблемыпсихологии искусства М.: Знание,1991, -414 с.
4. Буякас Т.М. Зевина О.Г. Опытутверждения общечеловеческих ценностей – культурных символов – в индивидуальномсознании. – Вопросы психологии, 1997.-№5 с.44-55
5. Василюк Ф. Педагогика переживанияглазами психолога. — Обруч, 1998 №1, с 6-8.
6. Власова С. Театр начинается стренировки. – Обруч,1997, -№6 с.30-32
7. Выгодский Л.С. Педагогическаяпсихология. М.: Педагогика. 1991. – 263 с.
8. Вилюнас В.К. Психология и механизмбиологической мотивации. М.: 1996. – 231 с.
9. Григорьева Г.Г. Изобразительнаядеятельность в дошкольном возрасте. – М.: Академия. 2003. – 268 с.
10. Данилова Н.Н., Крылова А.Л.Физиология высшей нервной деятельности. — М.: Учебная литература, 1997. — 432с.
11. Евстигнеева Е. Мурлокотам иволшебные шарики: занятия по моделированию. – Обруч. 1997. -№6. С.33-34
12. Жернильская М. Понять понимание,почувствовать чувство… -Обруч, 1996. — С.19-21
13. Запорожец А.В. Избранныепсихологические труды. – М.: 1986. Т.1. – 396 с.
14. Каневский В. Звуки скажут больше,чем слова. – Обруч, 2002. -№5. -с.38-40.
15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А.Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.:Просвещение, 1998. –190с.
16. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенкеволшебника. М.: Просвещение; Учебная литература, 2001. -160с.
17. Кряжева Н.Л. Развитиеэмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996. — 208 с.
18. Лезов С.В. Теория РудольфаБультмана. — Вопросы философии. 2002. — №11. — с.71-85
19. Луговых Н., Мандрышкина Л. Обэмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества. – Дошкольноевоспитание, 1998, -№6 с.78-79
20. Любина Г. Обучение дошкольников«языку чувств». – Дошкольное воспитание, 1996 -№2, с.4-13
21. Люблинская А.А. Учителю опсихологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1997. – 365 с.
22. Маралов В., Ситаров В.Педагогическое ненасилие. – Обруч, 1997, -№4 с.3-5
23. Майерс Дэвид Социальнаяпсихология. СПб.: Пите6р Ком… 2001. – 688 с.
24. Мелик-Пашаев А.А. Об источникеспособности человека к художественному творчеству. – Вопросыпсихологии, — 2001, №1, с.76-82
25. Миронова Л.Н. Цветоведение. — Минск, Вышэйшаяшкола, 1994. – 286 с.
26. Некрасова-Каратаева О. О природедетского рисованияя. – Обруч, 1997, №5 с.9-12
27. Психология. Словарь. Под ред.Петровского А.В., Ярошевского М.Г., М.: Издательство политической литературы.2000. — 494 с.
28. Полуянов Ю.А. Перспективыреализации идей Л.С.Выгодского о детском художественном творчестве. – Вопросыпсихологии, 1997 -№1. -с.98-106
29. Ражников В. О программеэмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо». – Дошкольноевоспитание. 1996 -№9. -с.58-60.
30. Рогов Е.И. Настольная книгапсихолога. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 384с.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общейпсихологии. – С.Пб.: Питер Ком., 1998. -720с.
32. Субботина Л.Ю. Развитиевоображения у детей. – Ярославль: Академия развития. 1996. — 240с.
33. Федотова В.Г. Каждый охотникжелает знать где сидит фазан. – Целительные силы. 1996,-№11. -с.36-37
34. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.:Просвещение, ВЛАДОС, 1995. — 416с.
35. Чистякова М.И. Психогимнастика.М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2005. — 160с.
36. Эмоциональное развитие дошкольникапод ред. Кошелевой М. Просвещение, 1997. – 748 с.
37. Яковлева Е.Л. Эмоциональныемеханизмы личностного и творческого развития. – Вопросы психологии, 1997. №4. -с.20-27.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.