Чувашский государственныйпедагогический университет им. И. Я. Яковлева
Контрольнаяработа по психологии
на тему:
Развитиепсихических процессов в дошкольном возрасте
Выполнила:
Проверил:
Чебоксары 2009
СодержаниеВведение1. Психология в дошкольном возрасте2. Развитие психических процессов3. Ведущая деятельность в дошкольномвозрастеЗаключениеЛитература
ВведениеДошкольный возраст– особо ответственный период в воспитании, так как является возрастомпервоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка сосверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образомвлияющие на развитие его личности. В дошкольномвозрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. Ичем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретаютконтакты со сверстниками.Итак, дошкольноедетство – чрезвычайно важный период развития человека. Его существованиеобусловлено общественно-историческим эволюционно-биологическим развитием обществаи конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенкаданного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью внезависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.Дошкольный периоддетства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, атакже гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будутсформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может статьущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.Дошкольный возраст– это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет,характерен тем, что ведущей деятельностью является игра, весьма важен дляформирования личности ребенка. Выделяют три периода: 1)младшийдошкольный возраст – от 3 до 4 лет; 2)среднийдошкольный возраст – от 4 до 5 лет; 3)старшийдошкольный возраст – от 5 до 7 лет.В периоддошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мирчеловеческих взаимоотношений, разных видов деятельности.
Психология в дошкольномвозрасте
Движущими силамиразвития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи сразвитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность вобщении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешнихвпечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательныхспособностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целойсистемой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностейв дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретаетсамостоятельное значение.
Потребность в общениисо взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка.Общение совзрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельностидошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этомвозрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задаюттысячи вопросов. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьезотносился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получилоназвание познавательного общения. Если ребенок не встречает такого отношения, унего возникают негативизм и упрямство.
Существенную роль вформировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, вкругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникатьсамые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самогоначала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опытсотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения междудетьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Этидействия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшемудошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующиеформы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняютодну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогаютпартнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляютсвои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опытруководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству удошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не кпозиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство.В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетическинаиболее ранней формой общения является подражание. А.В. Запорожец отмечает,что произвольное подражание малыша — один из путей овладения общественнымопытом.
На протяжениидошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшемдошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых исверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, асознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольникаразнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чеми проявляется активность ребенка.
В дошкольном возрасте вдеятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются егонравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям. При этом оченьважно, чтобы он испытывал положительные чувства, которые стимулируют развитиеинтереса к труду. Через непосредственное участие в нем и в процессе наблюденияза трудом взрослых дошкольник знакомится с операциями, орудиями, видами труда,приобретает умения и навыки. Большое влияние на умственное развитие оказываетобучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигаеттакого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные иряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебнойдеятельности. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходитинтенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится ксенсорному развитию.
Сенсорное развитие —это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детейснижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точностьцветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительновозрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развитияребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которыхзаключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерныхсвойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцовчувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольникасенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг)и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка,рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорногоразвития.
Дети этого возраста неумеют еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делатьобобщающие выводы. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенкасущественно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладеваетновыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно,и каждый предыдущий уровень необходим для последующего. Мышление развивается отнаглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинаетразвиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звеномежду образным и логическим мышлением. Образно-схематическое мышление даетвозможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.Развитие его мышления тесно связано с речью. В младшем дошкольном возрасте натретьем году жизни речь сопровождает практические действия малыша, но она ещене выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ходпрактического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужнопроизвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнениюпрактических действий, помогает их планировать. Однако на этом этапе образыостаются основой мыслительных действии. Только на следующем этапе развитияребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя ихсловесными рассуждениями. На протяжении дошкольного возраста происходитдальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятияВоображениеребенка начинает развиваться в конце второго — начале третьего года жизни. Оналичии образов как результате воображения можно судить по тому, что дети судовольствием слушают рассказы, сказки, сопереживая героям. Развитиювоссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображениядошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра,конструирование, лепка, рисование.
Дошкольный возраст —начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностныеобразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм иформирование произвольности поведения. Соподчинение мотивов состоит в том, чтодеятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системымотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественногосодержания, которые подчиняют другие мотивы. Изучение мотивов дошкольников даловозможность установить среди них две большие группы: личные и общественнозначимые. У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личныемотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремитсяполучить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку.Потребность в оценке у него настолько велика, что он часто приписывает себеположительные качества. Личные мотивы проявляются в разных видах деятельности.
В дошкольном возрастедети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами.Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенкаформируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположныхдействий (говорить правду — хорошо, обманывать — плохо) и предъявляюттребования (надо говорить правду). Примерно с 4 лет малыши уже знают, чтоследует говорить правду, а обманывать плохо. Но знания, имеющиеся практически увсех детей этого возраста, не обеспечивают сами по себе соблюдения нравственныхнорм..
Усвоение ребенком норми правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводят кформированию первых задатков произвольного поведения, т.е. такого поведения,для которого характерны устойчивость, неситуативность, соответствие внешнихпоступков внутренней позиции.
. Д.Б.Эльконин подчеркивает,что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития— от отделения себя от взрослого (“Я сам”) до открытия своей внутренней жизни,самосознания. При этом решающее значение имеет характер мотивов, побуждающихличность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, в определеннойформе поведения.
Развитие психическихпроцессов
Речь.В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладенияречью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а такжепредметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинаетсяобучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становитсядействительно родным.
Развивается звуковаясторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своегопроизношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятиязвуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова.Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельныхзвуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, иговорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процессфонематического развития.
Интенсивно растетсловарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь великииндивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, удругих — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с нимиобщаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну: в 1,5 года ребенокактивно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000—1100, в 6 лет — 2500-3000слов.
Развиваетсяграмматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерностиморфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).Ребенок 3—5 лет не просто активно овладевает речью -он творчески осваиваетязыковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя иприменяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова,отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенкомпо законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны инепременно — оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельномусловообразованию часто называют словотворчеством.
То, что ребенокусваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь,позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он можетпересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно дляокружающих передать свои впечатления об увиденном. Это не означает, разумеется,что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но в основном вразговорах на бытовые темы и рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркуюэмоциональную окраску. Чтобы получить представление об особенностях ситуативнойречи, достаточно послушать, как дети пересказывают друг другу мультфильмы илибоевики, пропуская слова, недоканчивая фразы, перескакивая через целые действия
Вообще в дошкольномвозрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. Унего появляются развернутые сообшения — монологи, рассказы. В них он передаетдругим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, своизамыслы, впечатления, переживания… Эгоцентрическая речь помогает ребенкупланировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себямонологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает планпоследующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи.
Использование новыхформ речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачамиобщения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общениес другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным факторомразвития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми,которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, ирассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М.И. Лисинойвнеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваютсяправильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются,становятся содержательными диалоги, ребенок учится задавать вопросы наотвлеченные темы, попутно рассуждать — думать вслух.
Память.Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Какуказывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходитбольшой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периодаребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однакопамять дошкольника имеет ряд специфических особенностей.
У младших дошкольниковпамять непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить иливспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для негособытия, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается исловесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстрозапоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность,ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов,когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возрастаповышается эффективность непроизвольного запоминания, причем чем болееосмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловаяпамять развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что удошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладаетмеханическая память.
В дошкольном возрастепамять включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годыжизни становятся годами первых детских воспоминаний.
Интенсивное развитие ивключение памяти в процесс формирования личности определяет ее позициюдоминирующей в дошкольном возрасте функции. С развитием памяти связанопоявление устойчивых образных представлений, выводящих на новый уровеньмышление.
Кроме того, самапоявляющаяся в дошкольном возрасте способность к рассуждению (ассоциациям,обобщениям и так далее, независимо от их правомерности) также связана сразвитием памяти. Развитие памяти обусловливает новый уровень развитиявосприятия (подробнее об этом будет сказано ниже) и других психических функций.
Восприятиев дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становитсямногоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей (целостного образа,определяемого суммой сенсорных воздействий) оно включает самые разнообразныесвязи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которымиребенок знаком по своему предшествующему опыту. Постепенно начинает развиватьсяапперцепция — влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом рольапперцепции постоянно повышается. В зрелости разные люди в зависимости отсвоего жизненного опыта и связанных с ним личностных особенностей нередкосовершенно по-разному воспринимают одни и те же вещи и явления.
В связи с появлением иразвитием в дошкольном возрасте апперцепции восприятие становится осмысленным,целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия —наблюдение, рассматривание, поиск.
Появление в дошкольномвозрасте устойчивых образных представлений приводит к дифференцированиюперцептивных и эмоциональных процессов. Эмоции ребенка становятся связаннымиглавным образом с его представлениями, вследствие чего восприятие утрачиваетсвой первоначально аффективный характер.
Значительное влияние наразвитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинаетактивно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектови отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, онтем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их отдругих; определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимаетреальные отношения между ними.
Мышление.Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного кнаглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видоммышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствуетрепрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии ЖанаПиаже.
В дошкольном возрасте всвязи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются нажитейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому,что в это понятие вкладывает большинство взрослых.
К концу дошкольноговозраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновениеее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то что дети частопроизводят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметови явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет — значит,легкий; большой — значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет и так далее.).
Ведущая деятельность вдошкольном возрасте
Ведущая деятельность вэтот период – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тожепроходит этапы.
До трех лет играпредставляет собой манипулирование предметами Собственно игра возникает в 3года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальныхпредметов, явлений и действий.
Главное, что ребенокполучает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этойроли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.
Предметом игровойдеятельности является взрослый человек как носитель определенных общественныхфункций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий всвоей деятельности определенные правила.
Главное изменениев поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и напервый план выходит четкое выполнение правил игры.
В каждой игре своиигровые условия — участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.
— тема;
— Сюжет — та сферадействительности, которая отражается в игре.
Сначала ребенокограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными,бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинаетиспользовать более сложные сюжеты — производственные, военные и так далее.
Кроме того, играна один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Еслив 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужнопереключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколькочасов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.
Младшиедошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моютпосуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают орезультате — для чего и для кого они это сделали. Для средних дошкольниковглавное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не радисамих действий, а ради стоящих за ними отношений.
Для старшихдошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильностьвыполнения этих правил ими, жестко контролируется. Игровые действия постепеннотеряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаютсяи обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки.Садимся за стол!»). В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии.Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действийлюдей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игрыстановятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослогочеловека.
Рольигры в развитии психики ребенка
1) В игре ребенокучится полноценному общению со сверстниками.
2) Учитьсяподчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинениемотивов — «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или«надо».
3) В игреинтенсивно развиваются все психические процессы, формируются первыенравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируютсяновые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность всамостоятельности).
5) В игрезарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка,аппликация).
Заключение
Развитие личности детей дошкольноговозраста включает две стороны:
-ребёнок начинает понимать окружающиймир, осознавать своё место в нём;
-развитие чувств и воли обеспечиваетдействие мотивов поведения.
Изменения в личностном развитии детейдошкольного возраста приводит к появлению следующих психических новообразований:произвольность поведения, самостоятельность, креативность, самосознание,детская компетентность.
Все же основным личностнымобразованием дошкольного возраста является развитие самосознания ребёнка, чтозаключается в оценке своих умений, физических возможностей, нравственныхкачеств, осознание себя во времени. Постепенно дошкольник начинает осознаватьсвои переживания, эмоциональное состояние.
Эмоциональная сфера помогаетвнутренней регуляции поведения детей через переживания положительных иотрицательных эмоций. Изменения в эмоциональном развитии связаны с включениемречи в эмоциональные процессы. Эмоциональный комфорт активизируетпознавательную деятельность ребенка, побуждает к креативности.
Таким образом, в дошкольном возрастеинтенсивно развивается игра, речь, что способствует формированиюсловесно-логического мышления, произвольности психических процессов,возможности формирования оценки собственных действий и поведения.
Литература
1. МухинаВ.С.Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогическихфакультетоввузов. — М.: Институт практической психологии, 1998
2. ОбуховаЛ.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995
3. Обухова Л.Ф.Возрастная психология. Учебник; Изд. «Роспедагенство»; Москва 1996
4. Роберт Кайл Детская психология: Тайныпсихики ребенка ( серия Психологическая энциклопедия). — СПб.: прайм Еврознак,2002. 416с.
5. Т.Д. Марцинковская Детскаяпрактическая психология. -М. Гардарики, 2000. 255с,
6. Л.Ф. Обухова Детская психология: теории,факты, проблемы. М. Тривола, 2000. 300с.
7. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастнаяпсихология: полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ Сфера, приучастии «Юрайт», 2002.-464с.