Развитие коммуникативной компетентности (тренинг общения)
Тренинговая программа
Пояснительная записка.
Основной целью программы является повышение уровня коммуникативнойкомпетентности у подростков.
Задачи:
Развитие способности в установлении и поддержаниипсихологического контакта в общении.
Познание своих возможностей и ограничений во взаимодействиис другими людьми.
Осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективнойкоммуникации.
Развитие способности прогнозировать поведение другогочеловека.
Программа разработана для подростков 12 – 14 лет, с учетомособенностей их возраста и основных новообразований.
Программа содержит в себе 9 занятий. Каждое занятие состоитиз 6-8 упражнений. Занятия начинаются с приветствия участниками друг друга, далееидет основная часть занятия, соответствующая теме, и в завершении – подведениеитогов.
Основные формы и методы работы:
разогревающие упражнения;
моделирование ситуаций в ролевых играх;
упражнения в парах, группах;
групповые дискуссии.
При работе над данной программой я руководствовалась такжеследующими принципами:
Принцип экологичности. Все, что происходит на тренинге недолжно нанести вред или стать помехой в свободном развитии участников группы иведущих.
Принцип целесообразности. Все упражнения, игры, заданияслужат реализации единой цели.
Принцип последовательности. Каждое последующее заданиебазируется на опыте и переживаниях, полученных при выполнении предыдущих, новыересурсы внедряются в процесс обучения.
Принцип открытости. Быть искренним перед группой,декларировать цели и задачи тренинга, отвечать, по-возможности, честно напоставленные вопросы, создавать условия для раскрытия потенциала каждого изучастников.
Принцип достоверности. Упражнения адаптированы к тойдействительности, в которой живут и взаимодействуют участники.
Занятие 1
Цель: Знакомство участников друг с другом.
Ход занятия:
Знакомство участников группы с целью тренинга, принципамиработы.
Знакомство участников группы друг с другом.
Подведение итогов, обсуждение занятия.
Введение Приветствие, представление ведущих, цели и задачитренинга.
Время проведения: 10 мин.
Принципы работы группы:
Активность;
Разделение ответственности, результат зависит от вас самих,мы — организуем ситуацию;
Конфиденциальность;
Не разглашение информации об участниках;
Здесь и теперь, говорим о чувствах в настоящем времени,обсуждаем ситуацию в конкретной ситуации на тренинге;
Конструктивная обратная связь (с позитивное намерением);
Дисциплина (мобильники, опоздания и т.д.);
1 упражнение.
Упражнение «Уши мои локаторы»
Цель: Упражнение помогает участникам запомнить имена,снимает напряжение комизмом ситуации.
Время проведения: 15 мин.
Ведущий: «Я источник энергии и подзаряжаю сидящего сомной справа и слева человека. Поднимаю руку к ушам, и соседи поднимают руку ксвоему уху. Уши мои локаторы, вызываю Таню! Теперь Таня поднимает руки к ушам ивызывает кого-то другого».
2 упражнение.
Игра «Ассоциации»
Цель: знакомство, узнать больше информации друг о друге,помогает пересмотреть привычные стереотипы.
Время проведения: 45 мин.
Выбирается ведущий, выходит за дверь. Один из участниковпридумывает ассоциации на самого себя. На какое животное, птица, дерево,цветок, любой предмет я похож.
Участник-ведущий возвращается в группу. Ведущий тренингозвучивает ассоциации. Задача угадать человека.3 попытки. Каждый из участниковдолжен побывать в роле ведущего и угадываемого.
В конце обсуждаем: что было самым сложным, что нового выузнали друг о друге, о себе.5-7 мин.
3 упражнение.
Упражнение «Четыре угла – четыре выбора»
Цель: Повышение уровня сплоченности участников.
Время проведения: 30 минут.
Этапы игры:
Информирование. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобыучастники могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раундаВам понадобятся по четыре больших листа бумаги (формат A3)и скотч. Прикрепите в четырех углах комнаты листы бумаги и напишите на нихназвания цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Листы крепятся на видныхместах.
Члены группы становятся на середину комнаты.
Объявите участникам, что в ходе игры они смогут лучше узнатьдруг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у тоголиста бумаги, который кажется ему самым подходящим.
Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают другдругу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, ктонаходится в том же углу (3 минуты).
Во втором раунде можно написать на новых листах четыревремени года.
В третьем раунде Вы можете использовать названия четырехмузыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан.
В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры (поодной на каждом листе), например, треугольник, квадрат, круг и фигурунеправильной формы.
После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядокигры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листабумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминаютвсех остановившихся рядом.
Обсуждение игры:
Какие участники чаще всего оказывались в одной и той жегруппе?
Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ниразу?
Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?
Замечания:
Возможные варианты записей:
инструменты: молоток, пила, клещи, игла;
города: Париж, Рим, Москва, Шанхай;
напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко;
животные: лев, антилопа, змея, орел;
здания: вилла, бунгало, замок, храм;
знаменитые люди: А. Эйнштейн, Дж. Пуччини, В. Шекспир, БиллГейтс.
4 упражнение.
Цель: упражнение предоставляет членам группы возможность длялучшего знакомства и экспериментирования с вербальным и невербальным общением.
Необходимое время: 30 минут Процедура: Выберите себепартнёра. Вместе выполняйте одно из описанных ниже коммуникативных упражнений. Приблизительночерез пять минут перейдите к другому партнёру и выполните второе упражнение. Тоже повторите и для двух последних упражнений.
Спина к спине. Сядьте на пол спина к спине. Постарайтесь вести
разговор. Через несколько минут повернитесь и поделитесьсвоими ощущениями.
Сидящий и стоящий. Один из партнёров сидит, другой стоит. Постарайтесьв этом положении вести разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями,чтобы каждый из вас испытал ощущение «сверху» и «снизу». Ещёчерез несколько минут поделитесь своими чувствами.
Только глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительныйконтакт без использования слов. Через несколько минут вербально поделитесь своимиощущениями.
Исследование лица. Сядьте лицом к лицу и исследуйте лицо вашегопартнёра с помощью рук. Затем дайте партнёру исследовать ваше лицо.
Поделитесь своими ощущениями и переживаниями
5 упражнение.
Подведение итогов дня.
Что было интересным, полезным?
Придумать всем вместе ритуал приветствия (домашнее задание)
6 упражнение.
Упражнение «Подарки»
Участники образуют два концентрических круга. И дарят другдругу «подарки». В процессе обсуждения выясняется, что было наиболееприятным. Почему?
Занятие 2.
Цель: Проявить свою индивидуальность и научиться ценитьиндивидуальность других.
Ход занятия:
Снятие напряжение.
Презентация своей индивидуальности.
Подведение итогов, обсуждение занятия.
1упражнение.
Ритуал приветствия.
Обсудить варианты придуманные участниками и выбрать единый.
2 упражнение.
Игра «Молекулы»
Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.
Время проведения: 5 мин.
Члены группы — «атомы» — свободно двигаются покомнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулыпо 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.
3 упражнение.
Игра-фантазия «Магия нашего имени»
Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом, умениепрезентовать себя и других участников тренинга.
Время проведения: 20-30 минут.
1 этап:
Участники делятся на пары. Партнеры представляются по имении обсуждают:
От кого я получил свое имя?
Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?
Есть ли мои тезки среди известных людей?
Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя?
Как имя влияет на мое поведение в жизни?
Нравится ли мне мое имя?
Знаю ли я, что означает мое имя?
Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем (если да, токаким)?
2 этап:
Задание группе — каждый должен выдумать историю и рассказатьее своему партнеру. Герой истории носит имя рассказчика.
Партнер должен молча заинтересованно слушать историю иодновременно пытаться понять, каким человеком является рассказчик.
3 этап:
В конце игры все члены собираются вместе. Каждый изучастников представляет своего партнера и пытается охарактеризовать еголичность. Цель представления — представить личность партнера с разных, поройнеожиданный сторон 4 упражнение.
Упражнение «Автопортрет»
Цель: обратить внимание участников на уникальность каждойличности.
Материалы: Бумага, мелки (фломастеры, ручки, карандаши),скотч или липучка.
Правила проведения: Каждый игрок рисует автопортрет. Приэтом самые яркие черты лица (длинные ресницы, курносый нос, пухлые губы) намереннопреувеличиваются. На выполнение этой части задания отводится 5 минут.
Игроки не должны подсматривать друг за другом. Картины неподписываются. В конце работы листы бумаги складываются вдвое. При выполнениизадания многие участники будут испытывать затруднения. Объясните им, чторисунок не должен обладать фотографической точностью. Создавать живописныйшедевр также не требуется.
Ведущий может сам принять участие в игре.
Соберите все рисунки в большую коробку. Предложите игрокамне глядя вынуть один лист. Каждый игрок должен угадать, чей автопортрет ондостал.
Все по очереди показывают рисунки и высказываютпредположения о том, кто является их автором, делятся личными впечатлениями.
Интерпретация результатов: Обсуждение почти всегда проходитоживленно. Большую симпатию обычно вызывают те «художники», ктоизображал себя, не приукрашивая.
Рекомендации для тренера: Картины можно развесить по стенам.Это будет означать, что здесь каждого члена группы принимают во всей егосамобытности.
5 упражнение.
Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»
Цель: научиться ценить индивидуальность другого.
Время проведения: 40 мин.
Этапы игры:
Если бы мы умели ценить собственную индивидуальность, намбыло бы легче принимать инакостъ партнера.
Члены группы рассаживаются по кругу, у каждого заготовленыбумага и карандаш.
В начале игры скажите примерно следующее: «Мы частохотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемсяот других. Иногда действительно хорошо, когда мы – как все, но не менее важна инаша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».
Предложите каждому игроку написать о каких-то трехпризнаках, которые отличают его от всех остальных членов группы. Это может бытьпризнание своих очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т.п. Влюбом случае информация должна носить позитивный характер.
Приведите три примера из собственной жизни, чтобы участникамстало полностью понятно, что от них требуется. Для создания игровой атмосферыиспользуйте свою фантазию и чувство юмора.
Участники записывают свои имена и выполняют задание (3минуты). Предупредите, что Вы соберете записи и зачитаете их, а члены группы будутотгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.
Соберите листочки и еще раз отметьте положительные аспектытого, что люди не похожи друг на друга: мы становимся, интересны друг другу,можем найти нестандартное решение проблемы, дать друг другу импульсы кизменению и обучению и т.д. Потом прочтите каждый текст, и пусть игрокиугадают, кем он написан. Если автора не удается «вычислить», ондолжен назваться сам 6 упражнение.
Упражнение «Лови кастрюлю»
Цель: снятие напряжения.
Время проведения: 5-10 мин.
Ход игры: Участники, сидя или стоя в большом кругу,перебрасываются воображаемыми предметами. Бросая, участник объявляет имяпартнера и предмет, который он кинет. Тот, кому кидают, должен немедленно «пристроиться»к предмету – ведь котенка нужно ловить иначе, чем змею.
7 упражнение.
Подведение итогов дня.
Что было интересным, полезным?
8 упражнение.
Упражнение «Спасибо…»
Время проведения: 5 мин.
Каждый участник говорит своему соседу слева «Имя»,Спасибо тебе за то, что… "
Занятие 3
Цель: Развитие доверия и чуткости.
Ход занятия:
Приветствие участников и снятие напряжения Развитие доверияучастников группы друг к другу.
Подведение итогов.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 уражнение.
Игра «Пересаживание по признакам»
Цель: пробудка Время проведения: 5 мин.
Все сидят в кругуСначала ведущий, а потом каждый участникназывает какой-либо признак и те, у кого этот признак присутствует должнывстать и поменяться местами.
3 упражнение.
Упражнение «Скала»
Цель: Сплочение, диагностика межличностных отношений (дляведущих).
Время проведения: 10-15мин.
Один участник — альпинист, группа выстраивается в шеренгу,имитируя скалу. Задача альпиниста пройти вдоль скалы, преодолевая препятствия. Пройдяпуть, альпинист встает в конце шеренги и примыкает к скале, путь начинаетследующий участник.
4 упражнение.
Упражнение «Доверительное падение»
Цель: Доверие, осознание своих страхов во взаимоотношениях сдругими Время проведения: 15 мин.
Работа в парах, по очереди с каждым участником. Задание,стоя спиной к партнеру упасть к нему на руки. Проводится по очереди с каждымчленом группы.
После игры участники садятся в круг.
Вопросы ведущего: что тебе было легче делать, падать илиловить, какие чувства ты испытывал при этом, есть ли в реальной жизни ситуации,где ты испытываешь подобные чувства.
5 упражнение.
Упражнение «Слепой и поводырь»
Цель: Доверие, осознание своих страхов во взаимоотношениях сдругими Время проведения: 20 мин.
Упражнение в парах. Участники договариваются, кто какуюиграет роль. «Слепой» завязывает глаза платком.
Задание ведущего: поводырь знакомить своего подопечного сокружающим миром, передать свое отношение.5-7 минут, меняемся ролями.
В конце — обсуждение. Что было легче, комфортнее. Какиемысли и чувства возникали во время игры.
6 упражнение.
«Правда или ложь»
Цель: Игра усиливает групповую сплоченность и создаетатмосферу открытости Время проведения: 45 мин.
Члены группы садятся по кругу; у каждого должны бытьнаготове бумага и карандаш.
Ведущий дает задание написать участникам три предложения,относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна — нет.
Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, всеостальные пытаются понять, что и сказанного соответствует действительности, ачто — нет. При этом все мнения должны обосновываться.
7 упражнение.
Подведение итогов дня.
Что было интересным, полезным?
8 упражнение.
Вертушка.
Время проведения: 10мин.
Каждый участник говорит своему соседу справа:
«Я узнал о тебе… „
“Я узнал о себе… „
“Я уважаю в тебе… „
Занятие 4
Цель: Создание атмосферы сотрудничества.
Ход занятия:
Приветствие участников и разминка Основные упражнения,направленные на создание атмосферы сотрудничества.
Подведение итогов, обсуждение занятия.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 упражнение.
Игра: “Коллективный счет»
Цель: Разминка, повышение взаимной чувствительности членовгруппы Время проведения: 15 мин.
Участники закрывают глаза. Задача группы — называть попорядку числа от 1 до 20. Условия игры — каждое следующее число не можетназывать рядом сидящий участник, нельзя называть два числа подряд одному и томуже участнику, нельзя одновременно называть число двум и более участником. Послекаждой ошибки, ведущий возобновляет счет.
3 упражнение.
Строим мост Цель: Осознание своих ролей в групповомвзаимодействии Время проведения: 25 мин.
Необходимые материалы: Много бумаги формата А4, стакан сводой Группа делиться на 2 подгруппы.
Задание. Построить мост из пачки бумаги через реку шириной50 см. Мост должен выдержать стакан водой. Время выполнения 15 мин.
В конце игры проверяем результаты.
Обсуждение.
Какие роли вы увидели? Лидер, исполнитель, генератор идей и т.д.
Какую роль играли вы?
4 упражнение.
Игра «Машина с характером»
Цель: сплочение группы.
Время проведения: 20 минут.
Этапы игры:
Расскажите о целях игры. Вся группа должна построитьвоображаемую машину. Ее детали – это только слаженные и разнообразные движенияи возгласы игроков. При этом каждому участнику придется внимательно следить задействиями других членов команды. Во время игры нельзя разговаривать.
Попросите одного добровольца (игрок №1) выйти на серединукруга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудьповторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать рукивверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годитсялюбое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь своидвижения сопровождать возгласами».
Когда игрок №1 определится со своими действиями, онстановится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может статьвторой деталью.
Игрок № 2, со своей стороны, выполняет движения, которыедополняют действие первого игрока. Если, например, игрок №1 смотрит вверх,поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах»и «Ох», то игрок №2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок №1говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох»один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку №1, класть ему правуюруку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау»выбрать момент между «Ах» и «Ох».
Когда движения первых добровольцев обретут достаточнуюскоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрокдолжен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее болееинтересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бырасположиться, а также придумать свое действие и возгласы.
Когда задействованы все игроки. Вы можете позволитьфантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потомпредложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегказамедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должнаразвалиться.
Обсуждение игры:
Смогла ли группа создать интересную машину?
Функционировала ли машина некоторое время без перебоев?
В какой момент вы стали деталью машины?
Как вы придумали свои действия?
Трудно ли было придерживаться единого ритма и темпа работы?
Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?
Трудно ли было разобрать машину?
Как влияло на работу то, что вам нельзя былопереговариваться друг с другом?
Варианты:
Участники, разбившись по четверо или пятеро, могутизображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник,кофемолку, мотор, планер. Игроки могут построить машину, аллегорическиизображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира и т.д.
5упражнение.
Подведение итогов дня.
Что было интересным, полезным?
6упражнение.
Упражнение «Любое число»
Цель: способ проверки умений участников тренинга пониматьдруг друга без слов.
Правила проведения: Ведущий называет по имени любого изигроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа,равного количеству участников группы. Ведущий командует: «Три-четыре!». Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. Приэтом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остатьсясидеть.
В классической группе из двенадцати-пятнадцати человек обычноошибка не превышает одного человека. Кто-нибудь из участников быстросоображает, что существуют беспроигрышные варианты: нужно назвать либо «один»и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. Ведущемулучше прекратить игру после одной — двух удачных попыток: участники остаются сощущением возросшей групповой сплоченности.
Занятие 5
Цель: Научиться определять эмоции другого человека иконтролировать свои.
Ход занятия:
Приветствие участниками друг друга, включение в работу.
Основная часть занятия, направленная на познание эмоций Подведениеитогов, обсуждение занятия.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 упражнение.
Упражнение «Мое настроение сегодня»
Цель. Выражение с помощью цветовой палитры настроения вначале занятия.
Необходимые материалы: разноцветные карточки.
Задание. Выразить свое настроение, подняв цветную карточку,объяснить, почему был выбран именно этот цвет.
Инструкция. Выскажите свое настроение, свяжите его с цветом,который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние «здесь» и«теперь».
3упражнение Небольшая лекция по поводу важности уменияпонимать эмоции других людей и контролировать свои собственные.
4упражнение.
Игра «Испорченный телефон»
Цель: научиться понимать и передавать эмоции.
Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в концеколонны. Таким образом, все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечуон предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем онжестами показывает какую-либо эмоцию(радость, грусть, восторг, удивление,восхищение и т.д.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и такжехлопком по плечу просит его повернуться и показывает эмоцию которую передал емупервый, второй передает третьему, третий – четвертому и так далее. Последнийучастник называет эмоцию, которую ему передали. Условия: все делается молча,только жестами, можно только попросить повторить, участники не должныповорачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.
5 упражнение.
Подведение итогов дня.
Что было интересным, полезным?
6 упражнение.
Упражнение «Мое настроение сегодня»
Цель. Выражение с помощью цветовой палитры настроения отпредложенных на занятии упражнений.
Необходимые материалы: разноцветные карточки.
Задание. Выразить свое настроение по окончании занятия,подняв цветную карточку, объяснить, почему был выбран именно этот цвет.
Инструкция. Выскажите свое настроение, свяжите его с цветом,который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние «здесь» и«теперь».
Занятие 6
Цель: Научиться определять эмоции другого человека иконтролировать свои.
Ход занятия:
Приветствие участниками друг друга, включение в работу.
Основная часть занятия, направленная на познание эмоций Подведениеитогов, обсуждение занятия.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 упражнение.
Упражнение «Спутанные цепочки»
Цель: психологическое упражнение на разогрев участниковтренинга.
Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают передсобой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягиваютлевые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться иследит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участникиоткрывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходиловывихов рук в суставах, разрешается «проворачивание шарниров» –изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такиеварианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей,либо несколько независимых кругов или пар.
3 упражнение.
Игра «Эмоции»
Цель: прием, направленный на повышение точности восприятияпартнера по общению.
Время проведения: 40 мин.
Необходимые материалы: наборы игровых карточек из 6 штук скартинками, на которых изображены проявления эмоций в мимике, и игровые столы,за которыми располагаются игроки.
Сюжет игры: зависит от варианта, который выбрал ведущий. Основнаяидея игрового сюжета состоит в том, чтобы определить и назвать а) эмоцию,которая будет переживаться большинством/меньшинством участников в определенной(данной) ситуации; б) партнера по игре, который переживает такую же/другуюэмоцию, что и сам игрок в определенной (данной) ситуации. В зависимости отточности восприятия (угадывания) игрок получает/теряет очки. По итогам игрыназывается самый «эмпатичный» игрок.
В ходе игры участникам раздаются наборы карточек. Играющиеполучают разъяснения относительно того, какая эмоция графически изображена накаждой карточке.
Затем проводится пробный тур. Ведущий объявляет ситуацию, вкоторую условно попадает каждый из участников, например: «Заэкзаменационную работу вы получаете оценку „5“ с двумя плюсами».Участникам необходимо выложить на игровой стол обратной стороной карточку сизображением того эмоционального состояния, которое возникнет у участника вданной ситуации. После этого игроки тянут жребий: «согласование» или «рассогласование».Одновременно игроки должны назвать имя одного из участников. Если им выпалжребий «согласование», они должны назвать имя человека, выложившегоодинаковую с ним карточку. В случае жребия «рассогласование» нужноназвать имя человека, положившего другую карточку. При этом жребий оставляетсяв тайне до раскрытия всех карточек. Затем карточки открываются. В случае, еслиигрок верно назвал имя партнера, он получает 1 очко, если ошибся – минус одноочко. Далее зачитывается новая ситуация и т.д.
В процессе проведения игры следует соблюдать такие правила:
Запрещается намеренно раскрывать свои карты идемонстрировать свой выбор до сигнала ведущего.
Если игрок заявляет, что все его партнеры сделали такой жеход, как и он, либо никто не сделал подобного хода, и это подтверждается прираскрытии карт, он получает плюс пять очков, если не подтверждается, то онполучает минус пять очков.
Каждая новая фаза игры начинается после предыдущей. Последовательностьигровых фаз такова:
а) зачитывание ситуации ведущим;
б) выкладывание игровых карточек;
в) раздача жребия;
г) выбор участника по заданию;
д) раскрытие карточек;
е) оценка результатов.
В начале проведения игры необходимо предусмотретьинформационную часть, когда ведущий объясняет понятие эмоции, и сообщает еепсихологическое содержание. Сообщение ведущего должно быть сделано с учетомособенностей аудитории и контекста ситуации.
Перед началом игры необходимо объяснить, что предлагаемаяигра – не карточная, хотя в ней используются карточки, ведется подсчет очков. Самымважным приобретением в этой игре будет более глубокое понимание других людей,их особенностей, побудительных причин.
Ведущий должен принимать участие в обсуждении, побуждатьучастников к анализу своих переживаний. Особое внимание следует обращать на техучастников, которые часто делают ход «все» или «никто». Какправило, такое поведение свидетельствует о не включенности в игру илипереключение с содержательного ее аспекта (постижение переживаний другогочеловека) на формальный (заработать побольше очков).
Ведущему очень важно организовать обсуждение эмоциональныхреакций. Как правило, обсуждение ведется относительно причин возникновенияименно этой эмоции. Нередко, однако, выдвигаются на первый взгляднеправдоподобные реакции. Например, для ситуации «Вы получаете пятерку сдвумя плюсами за контрольную по математике» одна из школьниц выложилакарточку «гнев, ярость», объясняя это тем, что учительница простоиздевается над ней, если за такую работу поставила такую оценку.
Несмотря на то, что часто таким образом реализуетсяпсихологическая защита, иногда стоит предложить аудитории подумать над тем, чтоможет стоять за этой эмоцией в данной ситуации, чем может быть вызвана этаэмоция: индивидуальными особенностями, особенностями опыта (ученица подумалапро конкретную учительницу, вызывающую у нее агрессию) и т.п.
Очень важно не навязывать своего мнения игрокам или говоритьо неадекватности выбора. Как правило, вопрос об этом поднимают сами игроки. Причеммнение об адекватности-неадекватности той или иной эмоции можно использоватьдля организации обсуждения некоторых понятий (если это обучающее занятие попсихологии), например, фрустрация, тревожность, психологическая защита, эмпатия.Практически на каждой игре возникает проблема переживания так называемых «неправильныхчувств».
Игра требует некоторой предварительной подготовки («разогрева»).Начинать игру нужно по возможности с комических ситуаций. И лишь в случаевысокой включенности и отсутствия сопротивлений предлагать ситуации, вызывающиетревогу. Особо внимательным ведущему следует быть, если участники группы совсемнезнакомы друг с другом или давно знают друг друга (учебная группа). В этомслучае также возможно сопротивление. Как показывает опыт проведения, в каждойгруппе был участник, игравший на результат и не принимавший содержательнуюсторону игры. В этом случае правилами принципиально не предусматриваетсяштрафных санкций. Очень важно самому ведущему правильно отреагировать наситуацию. Ни в коем случае нельзя оценивать такого игрока или поощрять любыеоценки других участников. Обычно мы говорим, что у игры есть два плана — количественный(набрать побольше очков) и содержательный (научиться понимать другого человека).Также ведущему целесообразно обратить внимание на то, что стратегия «набораочков» сразу отслеживается остальными игроками. Кроме того, игратьнечестно просто невыгодно (особенно – в многочисленной аудитории). В качествеметодического приема для преодоления такого сопротивления можно порекомендоватьначинать игру с «мягкого» варианта.
При таком проведении значение выпавшего жребия преобразуетсяв «наибольшее количество» – «наименьшее количество». Участникиигры называют не имя человека, а карточку, которая больше (меньше) всегопредставлена на игровом столе. Изменение по сравнению с основным вариантом – впрочувствовании не одного партнера, а настроения (установок) группы. Этотвариант по сравнению с основным, как правило, вызывает меньшее сопротивление. Крометого, в этом варианте игры участники допускают меньше ошибок. Сложность еесостоит в обеспечении динамики игры и проведении содержательного обсуждения, атакже в фиксировании результатов.
4 упражнение.
Обсуждение занятия.
Что интересно, полезно?
5 упражнение.
Каждый участник называет свою эмоцию и благодарит всех зазанятие.
Занятие 7
Цель: Сплочение группы Ход занятия:
Приветствие участников, разминка, снятие напряжения.
Основные упражнения, направленные на сплочение группы.
Подведение итогов, обсуждение занятия.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 упражнение.
Упражнение «Ливень»
Цель: игра расковывает, расслабляет, помогает снятьнапряжение, активизирует внимание, стимулирует наблюдательность.
Время проведения: 5 мин.
Ведущий находится в кругу, он делает определенные движения,и все повторяют по кругу эти движения. Так как он поворачивается к каждомулицом, и только после этого игрок начинает выполнять движение, и выполняет егодо тех пор, пока ведущий не повернется по кругу и не даст нового движения, тоодно движение выполняется по нарастающей, а второе – по убывающей.
Виды движений:
1 круг – потирание ладоней;
2 круг – щелканье пальцами;
3 круг – похлопывание по бедрам;
4 круг – похлопывание по бедрам, дополненное притаптыванием.
И далее движения возвращаются назад (к потиранию ладоней).
3 упражнение.
Упражнение «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научитьдетей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте,пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайтепослушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед,на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шаганазад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьетсяего большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы всеберем дыхание и стук сердца этого животного себе.
4 упражнение.
Упражнение «Расскажу о своем хозяине»
Цель: включение участников тренинга в групповую работу.
Участникам предлагается выбрать какой-либо личный предмет(расческу, сумочку, авторучку…) и от его имени представить своего хозяина ирассказать о нем что-нибудь интересное или примечательное (чем этот человекотличается от других). Первым представляется ведущий, затем ассистент, затемостальные члены группы по мере готовности. Затем желающие могут задаватьвопросы (каждое представление две, три минуты).
Приблизительная схема представления:
Кто он (имя, чем занимается, основные интересы);
Цели, с которыми пришел на этот тренинг;
Чего ждет от предстоящих занятий;
Что может и что готов сделать на группе для достиженияпоставленных целей.
5 упражнение.
Упражнение «Категории»
Цель: потренироваться в высоком уровне взаимодействия междудруг другом и усилить чувство принадлежности к группе.
Время проведения: 30 минут.
Этапы проведения игры:
Предложите участникам походить по помещению, сделать два-тринесложных упражнения. Объясните, что физическая активность способствуетумственной деятельности.
Первый раунд: «Найдите всех участников, которыеродились в той же части страны или света, что и вы. Это нужно сделать как можноскорее… » (Если в вашей группе занимаются люди из одного города, искатьдруг друга могут жители одного района, округа и т.п.) Следите за тем, чтобыучастники выполняли задание действительно быстро! Как только образуютсясоответствующие команды, предложите каждому ее участнику вкратце рассказать оместе своего проживания. В таком случае Вы будете уверены, что заданиевыполнено верно.
Второй раунд: «Быстро найдите игроков, которые родилисьпод тем же созвездием, что и вы… » Образовавшиеся команды можно попроситьпоказать свое созвездие.
Третий раунд: «Найдите как можно быстрее всехучастников, у которых столько же братьев и сестер, сколько и у вас. Единственныедети собираются в свою команду… „
Варианты:
Другие признаки, по которым могут составляться команды:
сходная жизненная ситуация или похожий род занятий (дляоблегчения задачи Вы можете сами предложить несколько вариантов);
одинаковый цвет глаз;
одинаковое настроение;
общий любимый цвет.
6 упражнение.
Подведение итогов дня.
Что было интересным, полезным?
7 упражнение.
Паутина Цель: создает ощущение целостности группы.
Время проведения: 10-15 мин.
Необходимые материалы: клубок с нитками Все участники сидятв кругу. У ведущего клубок с нитками. Он оставляет край нитки у себя ипередавая клубок участнику говорит ему “Имя, ты мне нравишься, потому что…».И так каждый участник. Передавать клубок можно любому участнику группы. Ниткинужно оставлять у себя, а клубок передавать.
После того, как все участники спутаны одной паутиной, нужнообратить внимание на целостность группы. Далее клубок нужно смотать обратно,отдавая его тому, кто передал тебе со словами " Спасибо тебе Имя, за точто ты считаешь меня …"
Занятие 8
Цель: Сплочение группы Ход занятия:
Приветствие участников группы, упражнения для включения вработу.
Основная часть занятия, направленная на сплочение группы.
Подведение итогов, обсуждение занятия.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 упражнение.
Упражнение «Надувная кукла»
Цель: Упражнение направлено на преодоление скованности и напряженностиучастников группы, на тренировку мышечного расслабления.
Ведущий играет роль «насоса»: он делает движенияруками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участникигруппы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висятвдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы»начинают «надуваться»: участники распрямляются, поднимают голову,напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и расставивноги. Через несколько секунд ведущий «выдергивает затычку» у «куклы»,и игроки с шипением («ш-ш-ш! „) расслабляются и постепенно опускаютсяна корточки. Игру можно повторить два-три раза. Обсуждения игра не требует.
3 упражнение Упражнение “Подъемный кран»
Цель: упражнение на сплочение команды.
Один из участников игры ложится на пол (стулья, скамейку), аостальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружныхсовместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самогогрузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Ролимогут быть следующими:
тренер победившей команды;
полковник, выигравший битву;
балерина, взметнувшаяся ввысь в танце;
пловец, поднявшийся на гребень волны;
облако, летящее по небу в жаркий день;
бревно на субботнике;
прыгун, зависший над планкой;
цветок лотоса на поверхности озера и т.д.
4 упражнение Игра «Киллер»
Участникам раздаются карточки с названием роли; одному изигроков достается роль киллера. Ему предстоит «перестрелять» всехжителей мирного города, делает он это с помощью подмигивания. Кому он подмигнетодним глазом (незаметно для остальных), тот считается убитым, после этого «труп»складывает руки «крестом» на своей груди. Игрокам «мирнымжителям» предстоит найти киллера. При этом должны соблюдаться условия:
Обнаружив «киллера» свидетель поднимает руку,заявляя: «Я свидетель», после чего ждет следующего свидетеля.
Обвинение возможно при двух и более свидетелях
После на счет ведущего, на счет три свидетели несговариваясь должны показать на одного человека
оба игрока называют одного и того же человека-киллера, т.е. версииоказались верными. В этом случае киллер «умирает», побеждают жители.
оба игрока показывают на разных людей. В этом случае умирают(складывая руки) сами правдоискатели, даже если один из названных действительнобыл киллером (о чем знает и сам ведущий).
любое воздействие на игру «умерших», должно строгопресекаться.
Информация к обсуждению:
какие чувства испытывает человек, делающий признание и неуверенный до конца в своей правоте?
что испытывает изобличаемый?
как чувствует себя невинный человек, которого обвинили вубийстве?
что он ощущает, когда видит, что стал невольной причинойгибели других людей? и т.д.
После разоблачения город «засыпает», а бывший «киллер»выбирает себе приемника, два раза дотронувшись до плеча. Сам он на следующуюигру становится ведущим.
5 упражнение Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться покомнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, чтокто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, ктообычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.
Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущенияотчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет наразговоры во время этой игры.
6упражнение.
Подведение итогов дня.
Что было интересным, полезным?
7упражнение.
Мое настроение.
Каждый участник говорит по очереди о своем настроении и отом изменилось ли оно после занятия.
Занятие 9
Цель: Сплочение группы Ход занятия:
Приветствие участников группы, упражнения для включения вработу.
Основная часть занятия, направленная на сплочение группы.
Подведение итогов, обсуждение занятия.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 упражнение.
Упражнение-игра «Тик-так»
Цель: снятие напряжения, активизация внимания.
Время проведения: 5-7 мин.
Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик»– направо, «так» – налево по кругу. «Бум» – означаетперемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменитьнаправление передачи.
3 упражнение.
Упражнение «Смешной рисунок»
Цель: сплочение коллектива, раскрепощение эмоций, развитиевоображения.
Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющиевыстраиваются в одну линию. Воспитатель завязывает первому глаза, подводит егок «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будутрисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т.д.
Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовываютнедостающие детали. Ну и смешная же картина получается!
4 упражнение.
Упражнение «Вавилонская башня»
Цель: используется в тренингах командообразования.
Материалы: цветные маркеры, флипчарт, заготовленные заранееиндивидуальные задания.
Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельныхлистах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например,«Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручаетсяодному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так,чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание:«Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующегоучастника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6окон» и т.д.
Условия: участникам запрещено разговаривать и вообщекак-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскуюбашню. Для азарта подключается секундомер 5 упражнение.
Упражнение «Неожиданные картинки»
Цель: показать каждому участнику, какой вклад вносит каждыйчлен группы в общий рисунок.
Оборудование: цветные карандаши, бумага формата А4 накаждого участника тренинга.
Ход игры: Каждому участнику тренинга раздается по листубумаги и цветные карандаши.
Ведущий: «Рисуйте то, что вам хочется – это рисунок насвободную тему. После моего знака, я попрошу вас поменяться рисунками друг сдругом. И далее следующий участник будет продолжать работу над вашим рисунком. Через2-3 минуты вы опять поменяетесь рисунками. Так каждый из вас сможет внестикакой-то вклад в работу над рисунком. В конце у вас получится много групповыхрисунков».
6 упражнение.
Упражнение «Солнце светит для тех, кто… „
Цель: Эта игра способствует развитию чувства сплоченности.
Время проведения: 15 минут.
Этапы игры:
Группа усаживается в тесный кружок. Один из участниковубирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.
Цель стоящего в центре – снова получить стул, на которыйможно сесть.
Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе.Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они)встает и меняется местами с говорившим.
Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой:“Солнце светит для каждого, кто… ». Игра может начинаться сописания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носит голубыеджинсы». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называютсяиндивидуальные пристрастия и антипатии. («Солнце светит для каждого, кто…любит проводить отпуск на море… терпеть не может курильщиков… питаетсяпо-вегетариански… „) Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных,так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках,успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях влюбви, даже политических убеждениях.
Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Этаигра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию, котораяпотом может быть переработана Вами.
Обсуждение игры:
Что стало для меня неожиданностью?
Чувствую ли я, что нашел достаточно “родственных душ»?
Радует ли меня, что между нами так много общего?
7 упражнение.
Подведение итогов, обсуждение занятия.
Что интересно, полезно?
Занятие 10
Цель: формирование единства в поведенческой сфере: развитиенавыков и умений взаимодействия, сотрудничества, согласованности действий врешении групповых проблем.
Ход занятия:
Приветствие участниками друг друга Основная часть Подведениеитогов занятия.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 упражнение.
Деловая игра “Потерянный город”
(игра построена на основе разработки Виноходовой А.Г., 2001).Игра направлена на разрешение проблемы в группе. Рекомендуется записать ее навидеокамеру. Тренинговой группе дается следующее задание. “У каждого из вас вруках есть инструкции, а именно: текст с описанием проблемы, карта, листы белойбумаги и карандаши. Первое. В течение 10 минут вы будете работать индивидуальнодля того, чтобы найти наилучшее разрешение предлагаемой проблемы. Во время этих10 минут вы не должны общаться с другими членами группы, а также неиспользовать калькулятор. Включитесь в ситуацию, как если бы вы сами реальновстретились с такой проблемой. Каждому из вас дана одинаковая информация. Второе.После периода индивидуальной подготовки у вас есть 20 минут для совместногообсуждения для того, чтобы найти общее решение и в конце предложить его.
Потерянный город. Ваша команда является частью студенческойэкспедиции, совершающей исследование географии зарубежных стран. Группа ребят –студентов только что покинула город Сантана для того, чтобы провестиархеологическое исследование одного потерянного города, который, какпредполагается, находится приблизительно в 100 км на северо-запад от Сантаны. Археологическаяпартия состояла из 4 студентов и нанятых 12 местных – носильщиков, и хотя вы неимеете никакого представления ни о дороге, ни об их плане действий, вы знаете,что потерянный город расположен где-то в районе 64 км2, как показано на карте. Тольколишь одно радиосообщение из партии было послано вам несколько минут назад, носвязь была внезапно прервана и, кажется, их радио сломалось. В сообщенииговорилось:
“Все мертвы, кроме Вальдмана и меня; мы достигли Ривер Платаи видим следы потерянного города на другом берегу, в 100 метрах от нас. Вальдманнуждается в медицинской помощи; мы оба ослабели и не надеемся продержаться безпомощи больше, чем 48 часов”.
Основная территория страны, как показывает карта, являетсядикой и полной опасностей; некоторые части территории населены местнымвоинственным племенем герилла, численностью 700 человек, отряды которых живут вотдельных поселениях вдоль берега реки. Ранее одна экспедиция, проходившаячерез этот район, потеряла 4 человека погибшими из партии в 14 человек.
Большая часть экипировки, которая вам необходима, имеется вналичии в Сантане, вы также имеете в расположении 12-метровую моторную лодку,способную плыть со скоростью 10 км в час и имеющую расход топлива 1 л на 2 км.
На запад от Ривер Плата лежит цепь гор, средняя высота 2500м, и город Кланвилла, жители которого занимаются рыбной ловлей, охотой и ловлейзверей капканами в горах. Из-за отвесных горных образований, невозможно пройтимежду восточным концом горной гряды и Ривер Плата, скорость течения которой 3км в час. Существует один горный проход из Кланвиллы, средняя высота которого1500 м, хотя местами поднимается до 2500 м, но эту дорогу трудно найти. Проходимеет 8 км в длину, скорость движения по нему составляет в среднем 1 км в час.
Идя через джунгли, вы можете надеяться в среднем на скорость2 км в час, но там легко заблудиться; в районе болота есть обширные участкитвердой почвы, по которым идти безопасно, но есть также небольшие неустойчивыеучастки, где можно утонуть. Вы можете быть уверенными, что если не будетникаких происшествий, ваша скорость движений через болото будет в среднем на 2км в час меньше, чем при движении через открытую территорию, и в 2 разабыстрее, чем через джунгли.
Сейчас 18 часов, вы должны придумать план спасения и принятьрешение относительно типа и количества экипировки, которую вы возьмете с собой.
3 упражнение.
Упражнение “Окажи внимание другому”.
Участники группы по очереди говорят что-нибудь положительноеодному члену группы. Знаками внимания могут отмечаться личные качества,внешность, умения, манеру поведения и т.п. В ответ человек говори: “Спасибо, яэто знаю. А еще я думаю, что я…”. Участвовать должны все члены группы.
4 упражнение.
Упражнение “Растопи круг”.
Все участники встают в круг и берутся за руки. Доброволецвходит в круг. Он окружен, и его задача – растопить круг своей теплотой. Кругвыпустит только того, кто сумеет найти добрые и приятные слова о ком-нибудь,стоящем в кругу.
5 упражнение.
Упражнение “Наша группа – это…”.
Предлагается каждому участнику описать группу, называя одно,но лучшее качество. В сумме получается ее привлекательная характеристика
Психогимнастическое упражнение “Оцени группу цветом”.
Психогимнастическое упражнение “Оцени группу символом”.
6 упражнение Упражнение “Чемодан”.
Один из участников выходит из комнаты, другие начинаютсобирать ему в дорогу “чемодан”, складывая положительные качества, которыегруппа особенно ценит в этом человеке. Собирая “чемодан”, необходимопридерживаться четырех правил:
в “чемодан” надо “положить” одинаковое количество качеств,имеющихся и отсутствующих, но необходимых товарищу в общении с людьми;
каждое качество будет “укладываться” в “чемодан” только ссогласия всей группы. Если хотя бы один не согласен, то его либо пытаютсяубедить в правильности решения, либо, если это не удается сделать, отказываются“положить” качество в “чемодан”;
“положить” в “чемодан” можно только те качества, которые проявилисьв ходе работы в группе;
“положить” в “чемодан” можно только те качества, которыеподдаются изменению.
Руководит сбором “чемодана” каждый из участников группы поочереди. Отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге: теотрицательные качества, которые ему надо побороть, чтобы его жизнь стала лучше.Затем “отъезжающему”, который все это время находился в другом помещении,зачитывается и передается весь список. У него есть право задать любой вопрос попрочитанному. Затем выходит следующий участник и процедура повторяется до техпор, пока все участники не получат по “чемодану”.
7 упражнение.
Подведение итогов, обсуждение занятия.
Упражнение “Мои впечатления”. Тренер задает вопрос обактуальном состоянии участников группы. Обмен впечатлениями. Подведение итогов.