Реферат по предмету "Психология"


Развитие воли у человека

Городскаянаучно- практическая конференция
Школьников истудентов
Тема:«Развитие воли у человека»
2007г.

Цель
Раскрыть основныепринципы воспитания воли у подростка.
Задачи
— проанализироватьиспользуемую литературу;
— дать характеристикувозрастным особенностям подростка;
— познакомить с видамиэмоций у подростка;
— проанкетироватьодноклассников и сделать анализ эмоциональной сферы данного возраста;
— подготовить советы,рекомендации и практические упражнения для снятия негативных эмоций.
Методы
Эмпирический: изучениелитературы по теме;
Теоретические: анализ,систематизация, сравнение, обобщение;
Практические: наблюдениеза учащимися в данной деятельности, тестирование учащихся, статистическаяобработка, изготовление диаграмм и презентации;
Социологические: работа сучащимися.
Актуальность
Я выбрала эту тему,потому что меня волнуют элементы воспитания воли у подростка, так как естьнепраздный интерес познакомиться с понятием воля, и отдельными моментами воспитанияи развития воли в себе. Работая по данной теме, найдены практические примеры,которые можно встретить в жизни для воспитания воли в человеке.
Гипотеза
Как стать волевымчеловеком?
Предмет исследования:один из параметров психологии личности.
Объект исследования:человек (подросток).

План:
ü   Введение: понятие о воле
ü   Воля как фактор самовоспитания
ü   Волевая регуляция поведения
ü   Развитие воли у человека
ü   Жизненный цикл развития личности
ü   Программа самосовершенствования внашей школе
ü   Список используемой литературы
ü   Практические задания и тест
ü   Приложение: презентация, тезисы

ВВЕДЕНИЕ: ПОНЯТИЕО ВОЛЕ
В связи со всеобщимвозрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемампсихологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то,ещё в XVII – XIX вв., эта проблема была одной из центральных впсихологических исследованиях. В начале XXв. в связи с общим кризисным положением в этой наукеисследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой труднойиз тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологическойоснове. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так какволя относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением),жизненно важную роль, которых нет необходимости доказывать.
Один из существенныхпризнаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложениемусилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов.По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить отостальных. Волевое решение обычно принималось в условиях конкурирующих,разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательнопобедить без принятия волевого решения.
Воля предполагаетсамоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений,сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умениеподавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. Навысших уровнях своего появления воля предполагает опору на духовные цели инравственные ценности, на убеждения и идеалы.
Ещё один признак волевогохарактера действия или деятельности, регулируемой волей, — это наличиепродуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или невыполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевоедействие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которогочеловек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсысознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии сосвоим замыслом» (Рубинштейн С.Л.).
Существенными признакамиволевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствиенепосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате еговыполнение. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождаетсяотсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, суспешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральноеудовлетворение от того, что ему удалось выполнить

ВОЛЯ КАКФАКТОР САМОВОСПИТАНИЯ
ВОЛЯ – сознательнаяцеленаправленная активность человека, предполагающая преодоление внешних ивнутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели. Возникнувисторический в процессе труда и общественной деятельности, воля, по словамИ.М.Сеченова, выступает деятельной стороной разума и моральных чувств. Онатесно связана с характером человека и играет важную роль в процессе познания ипреобразования им природы, общества и самого себя.
Волевые действия причиннопредопределены условиями жизни и связаны с ними потребностями человека.Например, если человек замерзает в степи, и поблизости нет места, где можносогреться, он ставит перед собой цель – найти теплое укрытие и, преодолеваявнешние и внутренние препятствия (пургу, темноту, расстояние, недостаток сил,боль в обмороженных участках тела), упорно идет к намеченной цели.Следовательно, воля человека не свободна от среды, условий его жизни,объективных обстоятельств. В процессе волевого акта препятствия, возникающие напути к цели, преодолеваются с помощью волевого усилия – нервно-психическогонапряжения человека, мобилизующего его физические и духовные силы напреодоление этих препятствий. «Большая воля, — писал А.С. Макаренко, — это нетолько умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себяотказаться от чего-то, когда это нужно». Если сильная воля помогает человекувыжить в сложной, экстремальной обстановке, то безволие, отчаяние в подобнойситуации может привести его к гибели.
Физиологической основойволевого акта являются условные нервные связи человека со средой, которыедетерминированы внешними влияниями и осуществляются через речь, мышление исознание. Источником любого волевого акта является неудовлетвореннаябиологическая или социальная потребность человека. В своем развитии волевой актпроходит ряд этапов, составляющих его структуру. На 1-м этапе (влечение)человек, осознавая неудовлетворенность своей потребности, еще не видит целей,достижение которых могло бы привести к ее удовлетворению («Знаю, что жить такбольше нельзя, а как жить – не знаю»). На 2-м этапе (желание) цель уже ясна, асредства ее достижения нет («Я знаю, чего хочу, но не знаю, как добиться»).3-ий этап волевого действия (хотение) состоит в определении и осознании путей,средств и способов достижения намеченной цели. Этапы «желания» и «хотения» вволевом акте составляют период выбора цели и средств, при определении которыхчасто наблюдается борьба мотивов. Человек взвешивает все «за» и «против» тойили иной цели и пути, ведущего к ее достижению, и в конце концовостанавливается на определенной цели и конкретном способе ее достижения(принимает решение). Этот окончательный выбор является результатом победы однихмотивов над другими. Если достижение желанной цели – сложный и отдаленный вовремени процесс, то человек, приняв решение, намечает план действий по егореализации. Дальнейшее развитие волевого акта приводит к главному его этапу –исполнению принятого решения и завершается оценкой волевого действия.Реализация решения требует от человека проявления различных качеств сильнойволи: решительности, целеустремленности, самообладания, настойчивости,дисциплинированности, смелости, мужества и благородства.
Решительность –способность принимать без затянувшейся борьбы мотивов обоснованные и твердыерешения и быстро переходить к их осуществлению. Она нужна всем людям и особеннопредставителем тех профессий, чья работа часто требует проявления этоговолевого качества: летчикам, военачальникам, машинистам, монтажникам,спасателям и многим другим. Нерешительному человеку трудно принять решение вслучае желания или хотения, но не переходит в исполнение.
Целеустремленность – этонаправленность движения к цели. Волевое усилие, реализующее движение к цели,есть настойчивость, упорство – способность личности, во что бы то ни стало,невзирая ни на какие препятствия, достигать поставленной цели.
Такое волевое качество,как самообладание (или выдержка, выносливость, терпение), выражающиеся вспособности преодолевать в своем стремлении к цели внутренние препятствия,помогает человеку преодолевать чувство страха, болезнь, вредные привычки, усталость,ненужные в данный момент желания.
Признаком сильной воличеловека является смелость – способность преодолевать препятствия с риском дляжизни, физического благополучия или нравственного спокойствия. Смелостьпроявляется и в том, что человек, убежденный в правоте, открыто высказывает иотстаивает свою точку зрения в споре, даже если она и не совпадает с мнениембольшинства.
Наличие всех качествсильной воли и есть – мужество – высшая характеристика воли. Мужественныйчеловек всегда целеустремлен и решителен, настойчив, смел, дисциплинирован инаделен самообладанием. Социальная значимость сильной воли зависит отнравственного содержания тех целей, к которым стремится человек, реальнодостижимы, то волевое усилие, направленное на их достижение, оказываетсяустойчивым; если же цели не имеют должного логического и научного обоснования,то есть, несостоятельны, нереальны, то и сила воли оказывается неустойчивой.Вот почему, воспитывая сильную волю у подрастающего поколения, мы должныодновременно формировать осознанное мировоззрение и высокую нравственность.Такое воспитание сделает волю человека общественно полезной и непоколебимой вдостижении высоконравственной цели: жить для людей и себя.
Для воспитания воли, какни парадоксально, требуется одно – систематическое проявление самой воли. Неупражняя себя в выборе полезных целей, в систематическом проявлении волевогоусилия, направленного на преодоление препятствий, воспитывать волю практическиневозможно.
Воля возникает какрезультат жизненной практики, воспитания и самовоспитания личности. Воспитыватьее у ребенка нужно с раннего возраста. В возрасте до 3 лет, когда ребенок ужедостаточно хорошо овладевает движениями своих рук, ног, туловища, научаетсявыполнять многие требования взрослых на основе понимания их речи, формируютсяпредпосылки волевых (произвольных) действий, которые отличаются отнепроизвольных (импульсивных) осознанностью и целенаправленностью. Выделяют 3основных направлений в развитии воли у дошкольника: развитие целенаправленныхдействий, формирование нравственных целей и мотивов действий, повышениерегулирующей роли речи в выполнении действий. Следует похвалить ребенка запроявленное волевое усилие, помочь при затруднении, а при неудаче – выразитьуверенность в конченом успехе, помочь добиться его. Развитию воли способствуюразличные виды деятельности дошкольника и, прежде всего – игра.
Для преодоления себя,изменения своего образа жизни, человеку нужна сильная воля – волевое усилие.
Встречаются и нарушенияволевой деятельности. К наиболее распространенным следует отнести абулию(вялость, безынициативность, ослабление воли) и различные формы апраксии(нарушение произвольных, целенаправленных двигательных актов, сложных волевыхдействий, связанное с расстройством речи и понятийного мышления).
ВОЛЕВАЯРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Функцией волевойрегуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, аволевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человекапо преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
На личностном уровне воляпроявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, выдержка и др. Ихможно рассматривать, как первичные, или базовые, волевые качества личности.Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми илибольшинством описанных выше свойств.
Волевого человекаотличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такиекачества развиваются обычно несколько позже, чем названная выше группа свойств.В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматриватьне только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качествавторичными.
Наконец, есть ещё третьягруппа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с егоморально-ценностными ориентациями. Это – ответственность, дисциплинированность,принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой, как третичныекачества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и егоотношение к труду: деловитость, инициативность.
Волевое действие,необходимость в человеке возникает тогда, когда при проявлении осуществлениямотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с егопреодолением. Необходимо осознать, осмыслить суть возникнувшей проблемы.
Волевая регуляциянеобходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в полесознания объект, над которым размышляет человек, поддерживатьсконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всехосновных психических функций: ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи.Развитие указанных процессов от низших к высшим означает признание человекомволевого контроля над ними.
Волевое действие всегдасвязано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой целивыполняемых функций. Иногда возникает необходимость придать какой-либо особыйсмысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому,чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности.В случае необходимо бывает найти дополнительные ситуации выполнения, доведениядо конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функциясвязывается процессом выполнения деятельности. В третьем случае может явитьсянаучение чему-либо, и волевой характер приобретает действия, связанные сучением.
Волевая регуляция можетвключиться в деятельность способом из этапов ее осуществления: инициациидеятельности сбора средств и способов ее выполнения, следование намеченномуплану или отклонения от него, контроля исполнения. Наконец, волевая регуляцияконтроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляетсебя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил наэто уже не осталось.
РАЗВИТИЕВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА
Развитие волевойрегуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. Содной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов впроизвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, стретьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы начинаются стого момента жизни, когда ребенок овладевает речью и учится пользоваться ею,как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. Внутри изкаждого этих направлений развития воли по мере укрепления происходят свои,специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмыволевой туляции на более высокий уровень. К примеру, внутри познавательныхпроцессов воля сначала выступает в форме внешне-речевой регуляции и толькозатем – в плане внутриречевого процесса. В области формирования волевых качествличности, развитие воли можно представить, как движение не от первичных квторичным и далее – к третичным волевым качествам.
Ещё одно направление вразвитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой всеболее трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующиеприложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительноговремени. Например, школьник в подростковом возрасте может поставить перед собойзадачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нетвыраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цельзаняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнениякоторого необходимы такого рода способности.
Развитие воли у детейтесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы.Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышениеих статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способностьвыделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков – все этоважные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включаетсяволевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такоедействие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов,где верхнюю степень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральноеудовлетворение человеку в случае успеха деятельности.
Совершенствование волевойрегуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, споявлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю уребенка в отрыве от его общего психологического развития практическиневозможно. В противном случае воли и настойчивости, как, несомненно,положительных и ценных личностных качеств, могут возникнуть и закрепиться ихантиподы: упрямство и ригидность.
Особую роль в развитииволи у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждыйвид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствованиеволевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми ввозрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольнойрегуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенканеобходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами, кроме этойзадачи, решают ещё одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение,появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающиеся в ведущуюдеятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляциипознавательных процессов.
ЖИЗНЕННЫЙЦИКЛ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В теории Э. Эриксонаразвитие личности рассматривается как прерывная последовательность качественноотличающихся друг от друга стадий. На каждой стадии человек должен сделатьжизненно важный «выбор» между двумя полярными отношениями к миру и себе (междудоверием и недоверием к миру, между инициативой и пассивностью и т.п.). Сложившеесяотношение к обществу, другим людям, к труду и себе выражается в новом качествеличности – позитивном или негативном. Моменты перехода от одной стадии к другойявляются критическими, т.е. становятся поворотными пунктами, решающимимоментами выбора между прогрессом и регрессом. На каждой стадии происходитстолкновение ребенка со средой, причем окружение передает ребенку своиспецифические представления и понятия, направляет развитие его пути,оптимальному для его психологического благополучия в условиях данной культуры,определяя целостный жизненный путь личности.
Схема развития личностипо Э. ЭриксонуСтадии развития Область соц. отношений Новообразования Результаты прогрессивного развития 1. младенческий возраст Мать Доверие – недоверие Энергия и жизненная радость 2. ранний возраст Родители Автономность – зависимость, страх, сомнения Контроль 3. дошкольный возраст Родители, братья и сестры Инициатива – чувство вины Целеустремленность 4. предубертатный возраст(6-12 лет) Школа, соседи Трудолюбие – чувство неполноценности Компетентность 5. юность(13-18 лет) Группы сверстников Идентичность – непризнание Привязанность и верность 6. ранняя зрелость(третье десятилетие) Друзья, любовники; соревнование, сотрудничество Близость – одиночество Аффилиация и любовь 7. средний возраст Профессия, родной дом Продуктивность – застой Творчество и заботы 8. поздняя зрелость Человечество, ближние Внутренняя стойкость — безнадежность Отрешенность, мудрость
ПРОГРАММАСАМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ
Программа самосовершенствованияориентирована на учащихся 9- 11х классов.
Программа строится попринципу самозаказа гимназиста. Каждый гимназист- старшеклассник определяет длясебя рубежи выполнения программ.Направления деятельности 1 полугодие 2 полугодие Улучшить показатели по предметам Самостоятельно изучить научно- популярную литературу по научной проблеме, подготовить и защитить реферат Выполнить программу по спецкурсам, научного общества гимназистов по направлению Выполнять физкультурно-спортивные нормативы Приобрести начальные профессиональные навыки Принять участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, соревнованиях Во внеучебное время (прочитать, посещать) Выполнять задания по социальной практике
В связи с этой программойбыл введен особый «Похвальный лист» для записи и учета всех достиженийучеников. С помощью этого листа ученики заносили данные о своих достижениях ицелях, чтобы в будущем улучшать эти показатели. Лист рассчитан на 2 полугодия иподписывается лично директором гимназии и обоими родителями ученика. Такжедрузья, учителя и родители должны вписать либо пожелания, либо отличительныечерты характера, которые приобрел ученик. Таким образом, общий вид программыдемократического воспитания представляет собой следующую схему:
1-11 классы – циклучебных курсов социальной компетентности «Жизневедение».
1-5 классы – программа«Знай, умей, научись»
5-8 классы – программасамовоспитания
9-11 классы – программасамосовершенствования

Списокиспользуемой литературы:
1.         Алексеев А.В.Себя преодолеть! – Москва, 1984
2.        Батуев А.С.,Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С., Сергеев Б.Ф.
3.         Биология.Человек. 9 класс. (Характер, темперамент, личность: 212-213)
4.        Высотский А.И.Волевая активность школьников и подростков для изучения: учебное пособие. –Челябинск, 1979 (Общая характеристика волевой активности школьников: 4 – 26.Методы изучения волевой активности школьников: 26 — 67);
5.        Котырло В.К.Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971 (Проблема воли впсихологии: 11 – 31. Основные понятия психологической теории воли: 32 — 51);
6.        Ладонов И.Д.Управление стрессом. – Москва, 1989 (Теории воли: 43 – 69. Саморегуляция,владение собой: 83 — 119); Хрестоматия по вниманию. – Москва, 1976 (Теория волии внимания – Н.Н. Ланге: 107 — 144);
7.        Экспериментальныеисследования волевой активности. – Казань, 1986 (Основные подходы кпсихологическому исследованию волевой активности личности: 3 — 23).
8.        Левитов Н.Д.Психология характера. – Москва, 1969 (Основной компонент характера: 42 — 54);Общая психология. – Москва, 1986 (Воля: 385 — 400);
9.        Маленкова Л.И. Человековедение.(Из пакета «школьных методик»: 151-152)
10.     Орлов Ю.М.Самопознание и самовоспитание характера. – Москва, 1987
11.     Рейнуотер Дж. Этов ваших силах – Москва, 1993
12.     Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: В 2т. – Т.П. – (Воля: 182 — 211);
13.     Снайдер Ди.Практическая психология для подростков, или как найти своё место в жизни. –Москва, 1997
14.     Страхов И.В.Психология характера. – Саратов, 1970 (Волевые и эмоциональные черты характера:15 — 36);
15.     Теппервайн К. Какпротивостоять превратностям судьбы. – С.-Петербург, 1996

ПРАКТИЧЕСКИЕЗАДАНИЯ И ТЕСТ
Расслабление с помощьюволевого самоприказа.
Инструкция: закройтеглаза и мысленно произнесите словесные формулы:
«Я хочу сейчасуспокоиться»
«Я успокаиваюсь»
«Я спокоен»
«Я совершенно спокоен»
«Я абсолютно спокоен»
ТЕСТ«ВОЛЕВОЙ ЛИ ТЫ ЧЕЛОВЕК?»
Насколько сильна воля,настолько плодотворна ваша работа и учеба.
Постарайтесь ответить на15 вопросов с максимальной откровенностью. Если отвечаете «да» — поставьте себе2 очка, если «не знаю», «затрудняюсь», «иногда случается» — 1 очко, если же«нет» — 0 очков. Сумма полученных данных даст представление о вашей воле.
1.        В состоянии ли вызавершить работу, которая вам не интересна?
2.        Преодолеваете ливы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-тонеприятное?
3.        Когда попадаете вконфликтную ситуацию в быту или на работе – в состоянии ли вы взять себя в рукинастолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
4.        Если вампрописана диета, можете ли преодолевать кулинарные соблазны?
5.        Найдете ли силыутром встать раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать этонеобязательно?
6.        ….
Если вы набрали от 0 до12 очков, то с силой воли у вас неблагополучно. Вы просто делаете то, что легчеи интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава, и это является причинойсамых разных неприятностей.
13-21 очко. Сила воли увас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобыпреодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Непереусердствуйте, но и данное вами слово сдержите. По доброй воле лишниеобязанности на себя не возьмете.
Набранная суммаколеблется от 22 до 30 очков. С силой воли у вас все в порядке. На вас можноположиться. Вы не подведете. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция понепринципиальным вопросам досаждает окружающим.
Этот тест я провела средиучащихся 9-х и 8-ого классов, чтобы узнать, насколько развита воля у подростковв возрасте 14-15 лет.
9-ЫЕ КЛАССЫ
/>
Общее количествоопрошенных учащихся – 48 человек.
Покажем процентноесоотношение ответов в классах и развитость воли:
Ответов от 0 до 12 очков– 4 человека = 8,33%
От 13 до 21 – 34 человека= 70,83%
От 22 до 30 – 9 человек =18,75%
/>
8-ОЙ КЛАСС
Общее количествоопрошенных учащихся – 22 человека.
Также покажем процентноесоотношение:
Ответов от 0 до 12 – 0человек = 0%
От 13 до 21 очков – 14человек = 63,63%
От 21 до 33 – 9 человек =36,36%

ВЫВОД:
Исходя, из опросов иполученных диаграмм можно сказать, что большинству опрошенных подростковприсуща средняя воля, чуть меньше ребят с сильной волей и твердостью, меньшевсего или вообще нет ребят, у которых воля очень слабая и они не решительныелюди.
Воля благотворноотражается на учебе, т.к. ребята могут самостоятельно делать домашнюю работу,творческие задания, делать выводы и принимать решения, что способствуетповышению их интеллектуального уровня и развитию личности, положительно влияетна их будущее.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.