Реферат по предмету "Психология"


Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической

--PAGE_BREAK--2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профес­сиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существую­щих противоречий, к которым относятся:

-противоречия   между большим объемом учебной и научной ин­формации, и, дефицитом времени на ее освоение;

-между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

-между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с уче­том   личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное на­пряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов.

Учет и понимание студентами такого рода противоречий необхо­димы для нормального протекания их учебной деятельности.

Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и дру­гие вопросы.

Студенческий возраст является также заключительным этапом по­ступательного возрастного развития психофизиологических и двигатель­ных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, обществен­но-политической деятельности.

Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов.

К ним относится целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в со­вокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать не­приспособленностью студентов к обучению в вузе. В числепричин такого явления наиболее значительными становятся следующие:

-резко отличающиеся от школьных методы  и  организация  обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладе­нии учебным материалом;

-отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений,  а стало быть, и группового контакта,   что характерно для  всякого  форми­рующегося коллектива;

-ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве жизненного стереотипа и формирование нового, «вузовского»;

-сопутствующие поступлению в вуз новые заботы,  которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета,    планирование и организация своего учебного и свободного времени и др.)

Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включаться в на­пряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой, — само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в но­вую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряже­нием, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой ак­тивности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудно­стями процесса адаптации.

Для становления личности специалиста особое значение имеют профессиональная, социально-психологическая и дидактическая адаптация. Рассмотрим подробнее эти условно выделенные виды адаптации.

Профессиональная адаптация означает идентификацию (отождест­вление) себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую пред­стоит выполнять после окончания вуза. Это идентификация личностных качеств с требованиями профессии и активно положительным отношением к избранной специальности. Первостепенное значение в этой адаптации имеет формирование профессиональной направленности личности. По окончании процесса профессиональной адаптации студент должен полу­чить целостное представление о той деятельности, к которой он готовится. У него должен сформироваться профессиональный идеал как ориенти­ровочная основа его деятельности.

Социально-психологическая адаптация означает интеграцию лич­ности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п. Это накладывает на личность отпечаток, определяет из­менение направленности потребностей.

На процесс внутренней переориентации личности оказывают влияние факторы межличностных отношений, в процессе которых скла­дываются установки, удовлетворяющие личностный статус студента, фор­мирующие уровень его притязаний. По мере укрепления межличностных отношений студент активно включается в деятельность коллектива учеб­ной группы.

Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психи­ческой и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения. Низкий уровень этой готовности при поступлении в вуз приво­дит к психической усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д.

Высшая школа требует нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности. Эту мысль подтверждают дан­ные опроса студентов г первокурсников, характеризующие основные при­чины, вызывающие трудности при переходе на вузовские формы обуче­ния. Среди причин отмечены: необходимость организовывать самостоя­тельную работу — 31% опрошенных студентов; изменение системы кон­троля за успеваемостью — 23,8%; изменение опросной системы — 16,4%; необходимость конспектировать лекции — 7,6%; сложность лабораторных и практических занятий — 6,9% (Виленский М.Я.,1993 г.).

На психофизическом состоянии студентов отражаются также объ­ективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к но­вым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность и др.), работоспособность, утомляемость и т.п.

Серьезным испытанием организма является информационная пе­регрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем которых все время возрастает.

Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период — один из вариантов стрессовой ситуа­ции, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся повышенной ответственностью с элементами неоп­ределенности.

Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммар­ном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одно­временно и принимают хронический характер.


    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения указывается, что увеличение числа заболеваний сердеч­но-сосудистой системы и других функциональных нарушений среди сту­дентов является следствием все увеличивающейся интенсификации умст­венного труда и нервно-эмоциональных перегрузок.

К факторам риска, способствующим появлению сердечно­сосудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также соци­альные перемены, жизненные трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, сме­на работы и профессии и т.п.

Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на со­стоянии ЦНС и на протекании психических процессов. Большая нагруз­ка на ЦНС и на ее высший отдел — кору головного мозга проявляется пре­имущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей мас­сы тела, потребляет 15-20% кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального проявления своих функций мозг дол­жен иметь высокий уровень стабильности кровообращения.

Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельно­сти студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрица­тельные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высо­кая ответственность за результаты усвоения знаний и др.

Длительная напряженная умственная работа снижает также воз­можности организма к ее качественному продолжению, наступает утомле­ние, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состоя­ние усталости, которое появляется перед наступлением утомления и явля­ется субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонима­нии значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чув­ство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в од­ном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффек­тивности в другом виде. Так, например, устав производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевре­менным эффективным отдыхом, особенно связанным с ДА.

Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам (табл. 9.1). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам — только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной рабо­тоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное по­следствие.

При систематическом перенапряжении нервной системы воз­никает переутомление, для которого характерны чувство усталости до на­чала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражи­тельность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.
            Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлек­сов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость,   выраженный дермографизм,       снижение сопротивляемости орга­низма инфекциям, заболеваниям и т.п.

Таким образом, умственная деятельность, связанная с психиче­скими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.


4. Работоспособность в умственном труде   и влияние на нее внешних и внутренних факторов
Работоспособность определяется как способность человека к вы­полнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных вре­менных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция — психо­логический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мыш­ления и др.; физиологические — состояние сердечно-сосудистой, дыха­тельной, мышечной, эндокринной и других систем; физические — уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работо­способность зависит от возможностей человека, адекватных уровню моти­вации и поставленной цели.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Взаимодействие некоторых из них представлено на рис. 1.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной сте­пени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняе­мой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного кон­кретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень ДА.


    продолжение
--PAGE_BREAK--4.1. Влияние на работоспособность студентов периодично­сти ритмических процессов в организме
Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспо­собности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных — внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, измене­ния кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма (рис. 2.)



Рис. 1. Причинно-следственные связи при наступлении усталости и снижении работоспособности


Рис.3. Изменение работоспособности человека в течении суток


Рис.3. Распределение работоспособности утренних (
I
) и вечерних (
II
) типов



Рис.4. Работоспособность студентов в процессе учебного дня.
Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечи­вается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.

Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательно­стью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и сту­денты с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние («жа­воронки») и вечерние («совы») типы (рис.3.)

Студенты — «жаворонки» встают рано, с утра бодры, жизнерадост­ны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.

Студенты — «совы» наиболее работоспособны с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опазды­вают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.

Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов сту­дентов целесообразно использовать для отдыха. Для «сов» целесообразно с 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным раз­делам программ.

Аритмики занимают промежуточное положение между рассмот­ренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.


4.2. Общие закономерности изменения работоспособно­сти студентов в процессе обучения
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в те­чение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Учебный деньстуденты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сра­зу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает опти­мального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.

Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет про­должительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.

Третий период — период полной компенсации, характеризуется по­явлением начальных признаков утомления, которые компенсируются воле­вым усилием и положительной мотивацией.

В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарас­тает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также коле­бания продуктивности учебной деятельности.

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспо­собности, которое перед окончанием работы может смениться кратковре­менным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конеч­ный порыв).

При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, про­исходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения ра­ботоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) — вре­менно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повы­шенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).

Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает са­моподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при само­подготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий (рис.4).

Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.).

Учебная неделя.Динамика умственной работоспособно­сти в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода враба­тывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда — четверг) и снижением в последние дни недели. В неко­торых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва» (рис.5).

Типичная кривая работоспособности может изменяться при на­личии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполне­ние контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача заче­та и т.п.

Учебный семестр и учебный год.

В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работо­способности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) на­ступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливает­ся. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к ис­ходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной работоспособности.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом враба-тывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с пер­вым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособно­сти со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устой­чивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособно­сти, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления (рис. 6.)


    продолжение
--PAGE_BREAK--4.3. Работоспособность студентов в период экзаменацион­ной сессии
Два месяца в учебном году у студентов связаны с экзаменами -зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеоб­разным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебной дея­тельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учеб­ного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изме­нения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возни­кают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и др. Так, при обследовании 637 студентов было установ­лено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональ­ную напряженность, 63,4% — плохо спали накануне.

В период экзаменов под влиянием напряженной умственной дея­тельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятель­ности, отсутствия в них физических упражнений как средства эмоцио­нальной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работо­способности на всем периоде экзаменационной сессии.

Сам процесс экзамена характеризуется также значительными пси­хоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму сту­дентов более экономично справиться с требованиями экзаменационного периода.
Приведенные материалы подчеркивают значимость фактора здоро­вья для успешного учебного труда с наименьшими психо-эмоциональными и энергетическими затратами. Формирование здоровья успешно может проходить лишь в условиях организации ЗОЖ.


5. Здоровье и работоспособность студентов
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье че­ловека напрямую связано с его  работоспособностью   и   утомляемостью.

От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и в буду­щем производственной деятельности студентов.

Сразу после экзаменационной сессии наблюдается снижение общего функционального состояния, толерантности организма к физиче­ским нагрузкам и возрастание требований к профессионально важным ин­теллектуальным характеристикам личности. Происходит снижение компо­нентов клинического статуса и функциональной устойчивости к физиче­ским нагрузкам и повышение профессионально важных интеллектуальных качеств. Такую динамику можно объяснить следующим образом: сам учебный процесс с нарастанием его интенсификации к экзаменационной сессии является мощным тренингом в стимуляции долговременной и опе­ративной памяти, логического и эвристического мышления, объема и пе­реключения внимания, зрительно-моторного восприятия, позволяющим повысить резервы интеллектуального труда. В то же время, к началу экза­менационной сессии возрастает время нахождения студентов в состоянии гиподинамии, нарушения режимов труда и отдыха, питания. Возрастает негативное влияние увеличения интоксикации никотином, временной то­низацией посредством тонина и кофеина при повышенном потреблении крепкого чая и кофе, что в совокупности приводит к снижению общей фи­зической тренированности, общему физическому утомлению, вплоть до состояния некомпенсированного переутомления и даже астенизации орга­низма.

В настоящее время существуют два кардинально различных кон­цептуальных подхода к оценке состояния здоровья студенческого контин­гента: первый — все студенты практически здоровы и во время учебы в вузе могут и должны выдерживать требуемую умственную и физическую на­грузку; второй — все ослаблены, больны и нуждаются в срочных рекреаци­онных мероприятиях, при этом физической культуре отводится в основном лишь лечебно-корригирующая роль. Видимо, более правильным будет нечто среднее между первым и вторым. Учитывая низкий, по современ­ной оценке, уровень функционального состояния студентов (23% студентов МГСУ имеют низкий и 67% — очень низкий уровни функционального со­стояния), за годы обучения в вузе необходимо средствами физической культуры помочь каждому студенту получить достаточный объем ДА и вооружить их комплексом практических знаний, навыков и умений по поддержанию своего организма в работоспособном состоянии.

Нельзя сказать, что попытки решить проблемы сохранения здоро­вья студенчества и оценить влияние физического состояния на учебу в вузе возникли только сейчас. Эти вопросы являются предметом дискуссий, многочисленных публикаций, обсуждаются на конференциях, отражены в документах, регламентирующих физкультурно-оздоровительную деятель­ность.

Однако, усилиями одних лишь кафедр физического воспитания их не решить, требуется комплекс мероприятий по всем направлениям: от реорганизации учебного процесса в вузе до создания соответствующего социального заказа на профессиональное здоровье в масштабах государст­ва.

Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резерв­ных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективно­сти обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

Снижение умственной работоспособности наблюдается при пси­хических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности снижа­ется у 70% людей. В МГСУ у 15,2% студентов 1-го и 2-го курсов отме­чены различные нервные заболевания. И это без учета неврозов, перешед­ших в хроническую форму.

Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и дру­гие нагрузочные факторы, могут привести к различным функциональным и психическим срывам. Так, по данным МГУ им. М.В.Ломоносова среди студенческой молодежи сердечно-сосудистые заболевания стоят на первом месте, а нервные — на втором и обуславливают до 74% причин академиче­ских отпусков. Эти результаты согласуются с показателями МГСУ и дру­гих вузов, публикующих данную статистику.

Как показали физиолого-гигиенические исследования, постоянная учеба в условиях нервно-эмоционального напряжения вызывает у боль­ных, по сравнению со здоровыми людьми, более значительную дестаби­лизацию функций нервной и сердечно-сосудистой систем, т.е. учебная нагрузка для больных лиц на 1-2 балла (по 5- балльной системе) напря­женнее, чем для здоровых.

Значительно ухудшают показатели работоспособности, особенно больных лиц, различные конфликты, неблагоприятные микросоциальные отношения в коллективе и быту, а также другие негативные нервно-эмоциональные воздействия.

Работоспособность в большой степени корреляционно связана с условиями труда. Для возникновения и развития сердечно-сосудистых за­болеваний, астении, неврозоподобных синдромов, неврозов, заболеванийопорно-двигательного аппарата вполне достаточно негативного воздей­ствия учебной деятельности, а в дальнейшем — фактора «сидячих» профес­сий. В то же время нельзя исключить появления этих заболеваний и при воздействии других факторов внеучебного и внепроизводственного харак­тера. Видимо, адаптация лиц, имеющих хронические заболевания и пони­женную работоспособность к учебной и производственной нагрузке, долж­на основываться на двух принципах:

1. Использование имеющихся ресурсов работоспособности   (про­фессиональная ориентация и профессиональный отбор, нормирование тру­да).

2. Изыскание      путей     ее      повышения     (оздоровительно-профилактические мероприятия).

Таким образом, учеба и будущая профессиональная деятельность, связанные со значительным нервно-эмоциональным напряжением, многим больным противопоказаны. Такие люди нуждаются в сокращении учебных и производственных нагрузок и определенных режимах труда и отдыха.


    продолжение
--PAGE_BREAK--5.1. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика
В настоящее время единой классификации профессиональных за­болеваний  от  профессионального  (учеба  как умственный труд) перена­пряжения сенсомоторной системы не существует. Как правило, выделяют­ся три группы заболеваний:

-заболевания периферической нервной системы;

-опорно-двигательного аппарата;

-координаторные неврозы.

Известно, что заболевания периферической нервной системы не­редко сочетаются с трофическими изменениями в мышцах и других тка­нях опорно-двигательного аппарата. Кроме того, костно-суставные и фиб­розные нарушения могут привести к компрессионным синдромам спинно­мозговых корешков, нервно-сосудистых сплетений, нервов и сухожилий.


5.1.1. Умственно-эмоциональное перенапряжение
Умственно-эмоциональное (нервное) перенапряжение все больше­го числа лиц, занимающихся умственной деятельностью, представляет со­бой серьезную актуальную проблему, поскольку новые методы, средства, формы и принципы обучения оказывают существенное влияние на ин­теллектуальную деятельность и эмоциональную сферу студентов.

Особое внимание следует обратить на то, что обучение очень час­то сводится лишь к умственной деятельности, оно почти всегда связано с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и пре­одолением затруднительных ситуаций, которые также могут способство­вать развитию нервного перенапряжения. При этом очень важно знать сле­дующее: возникновение кратковременных эмоций (стрессов) в большинст­ве случаев не является вредным и не бывает помехой в деятельности чело­века; только хроническое воздействие на организм эмоционального стрес­са имеет существенное значение для возникновения нервного перенапря­жения.

Образ жизни и учебно-трудовая деятельность за последние годы настолько изменились, что приспособительно-компенсаторные механизмы, выработанные в процессе эволюции, с трудом справляются с новыми усло­виями действительности, возникает дисгармония между психофизиологи­ческими и учебно-трудовыми, социальными ритмами. Можно допустить,что темпы адаптации организма человека значительно отстают от темпов возросших жизненных требований, т.е. от ускоренного социально-производственного развития. В связи с этим значительно повышается на­пряженность регуляторных механизмов ЦНС и гомеостатических кон­стант организма, особенно тогда, когда внешние раздражители становятся чрезвычайно сильными, эмоционально насыщенными и принимают хрони­ческий характер.

В настоящее время физиология труда располагает множеством ре­комендаций, направленных на оптимизацию режимов труда и отдыха, повышение работоспособности в различных учебно-производственных ус­ловиях. В связи с этим рассмотрим лишь некоторые профилактические и оздоровительно-лечебные мероприятия, которые имеют непосредственное значение для предупреждения и устранения перенапряжения:

1.    Высокий уровень физической  подготовленности  определяет большую степень устойчивости организма к воздействию учебных нагру­зок, особенно в условиях эмоционально напряженного учебного труда. Наблюдаются и меньшие энергозатраты при выполнении работы.

2.    Повышение профессионального мастерства способствует    нетолько повышению работоспособности специалиста,    но и уменьшению эмоциональной    напряженности.  Например, иногда неудачи в учебе воз­никают не от незнания, а от неопытности, от неумения собраться и реали­зовать свои знания.

3.    Поддержание  ритмичности   учебной   нагрузки.   Установлено, что нервное перенапряжение и невротические реакции чаще возникают у лиц, которые выполняют множество дел одновременно.

4.    Выработка у людей с детского возраста   четкого   убеждения, что они могут справиться со стрессовыми ситуациями, отрицательными эмоциями, затруднительными моментами в жизни, учебе и работе.

5.    Правильное психогигиеническое, эстетическое и этическое вос­питание, которое позволит в значительной степени предупредить вероят­ность возникновения конфликтных стрессовых ситуаций.

6.    Создание условий для возникновения положительных эмоций. Например, для уменьшения влияния хронического эмоционального стресса большое   значение имеет характер отдыха,   способ проведения отпусков, каникул и их своевременность.
5.1.2. Сон и психическое здоровье
В вопросе изучения сна за последние годы достигнуты исключи­тельные успехи. В феномен сна (поведенческие и электрофизиологические реакции) вовлекаются многие функциональные системы головного мозга и всего организма. В период сна происходит чередование парадоксального иортодоксального снов; в первую половину ночи преобладает ортодоксаль­ный сон, ближе к утру — парадоксальный. Именно нарушение этого чере­дования вызывает расстройство сна.

Изучение феномена сна в физиологии труда приобретает исключи­тельно важное значение в связи с тем, что, во-первых, сон имеет адап­тивное значение для учебно-трудовой деятельности человека, расстрой­ство сна может вызвать понижение работоспособности; во-вторых, если расстройство сна принимает хронический характер, то это может привести к развитию невротического синдрома.

Установлено, что тотальное или частичное лишение (депривация) особенно парадоксального сна приводит, прежде всего, к нарушению высших психических функций: снижаются память, внимание, а вследст­вие этого — работоспособность. Повышается утомляемость и сонливость.

Рекомендации по предупреждению нарушения сна в основном со­стоят в следующем:

1.   Активная деятельность днем,   особенно физическая.    Важно, чтобы сон и бодрствование (активная деятельность) совпали с  биологи­ческими   ритмами организма. Продолжительность сна у каждого индивида определяется наследственными факторами и  личностными   особенностя­ми.   Из   своего   опыта каждый человек знает, сколько он должен спать, чтобы на следующий день быть работоспособным.

2.   Ежедневная мышечная активность, причем напряженную умст­венную деятельность необходимо чередовать с  физическим трудом  или занятием спортом. Можно, например, ходить пешком на учебу и с учебы, затрачивая  дополнительно 1… 1,5 часа.

3.   Определенный комфорт спального места.

Итак, восстановление нормального сна должно иметь как инфор­мационное, так и восстановительно-адаптационное значение. В последнем случае сон выступает в роли иммобилизатора стресса перевозбуждения, он восстанавливает и корректирует множество тонких процессов перена­пряжений. Хороший сон очень важен, особенно после экстремальных си­туаций и длительной напряженной умственной деятельности.

    продолжение
--PAGE_BREAK--6. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,  психоэмоционального и функционального состояния студентов
Среди мероприятий направленных на повышение умственной ра­ботоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмо­ционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

-систематическое изучение учебных предметов студентами в  се­местре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

-ритмичную и системную организацию умственного труда;

-постоянное поддержание эмоции интереса;

-совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

-организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

-отказ от вредных привычек:  употребления алкоголя и наркоти­ков, курения и токсикомании;

-ДА и физическую тренировку, постоянное поддержание организ­ма в состоянии оптимальной физической тренированности;

-обучение  студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от  нормы  и  своевременной  кор­ректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.
6.1. Использование физических упражнений как средства активного отдыха
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигатель­ной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха свя­зано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умст­венной деятельности, где подобранные соответствующим образом физиче­ские нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной рабо­тоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные заня­тия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мы­шечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время актив­ного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстано­вительных процессов.


6.1.1. «Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов
К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физиче­ских упражнений (физкультминуты).

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включе­ния студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаля­ет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеваритель­ных органов, способствует более продуктивной деятельности коры голов­ного мозга.

Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффектив­ное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов на­чинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее сниже­ние.

С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомен­дуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. — после каж­дых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хо­рошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших уча­стие в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкуль­турной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном — на 2,5-6%.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физи­ческих упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умст­венном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов воз­никают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относи­тельно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограаничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.

В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные ди­намическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц — антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища.

При продолжительной напряженной умственной работе реко­мендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упраж­нения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, напри­мер, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.

Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.


    продолжение
--PAGE_BREAK--7. Вывод
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распреде­ления нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит сни­жение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональ­ным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использо­вании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физи­ческой культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высо­кой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, явля­ются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; уско­ренная врабатываембсть; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбиваю­щим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Список литературы
1.      Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2000. -432., с илл.
Физическая культура студента: Учебник / под. ред. В.И. Ильинича. -М.: Гардарики, 1999. -448с.  www.referat.ru yandex.ru



Тольяттинский Социально-Экономический колледж
Реферат
по учебной дисциплине: Фитодизайн
на тему: «Фиалки(сенполии)».
Выполнил: студент                                                               Проверил: группы Д – 31                                                                        Стрем Е.Д. Борисовская Н.И.

Тольятти 2009.
     Содержание 1 Фиалка трехцветная в мифах и легендах 2Распространение 3Биологическое описание 4Применение 4.1Культивирование декоративных фиалок 4.2Медицинское применение 5Вредители и болезни[2] 6Виды 6.1Виды фиалок, распространённые на территории России 6.2Некоторые другие виды фиалок 7Интересные факты 8Литература




Фиа́лка(лат. Víola) — род растений семейства Фиалковые (Violaceae). Известно около пятисот (по некоторым данным — более семисот) видов, растущих преимущественно в северном полушарии — в горах и в регионах с умеренным климатом.













  
Фиалка трехцветная в мифах и легендах


Легенды о фиалке (анютины глазки)
Фиалку трехцветную порой называют Иван-да-Марьей, хотя так называют растения и некоторых других видов — например, Марьянник дубравный, живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

По легенде о фиалке: в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

Древние греки связывали появление этих цветов с дочерью аргосского царя Ио, которая полюбила Зевса, за что его женой Герой была превращена в корову. Чтобы скрасить как-то жизнь свое возлюбленной, Зевс вырастил для нее анютины глазки, которые символизировали любовный треугольник.

Однажды в жаркий день, рассказывает еще одна легенда, Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.

В Германии называют этот цветок мачехой, объясняя название следующим образом. Нижний, самый крупный и красивый лепесток — это разодетая мачеха. Два, находящихся повыше, не менее красиво окрашенных лепестка — это ее, не менее красиво разодетые дочери. А два самых верхних беленьких лепестка, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка — это ее бедноодетые падчерицы. Предание гласит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Бог сжалился над бедными, забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе достался беспокоящий ее шпорец, а ее родным дочерям — ненавистные им усики.

Некоторые видели в этом цветке женское лицо, выражающее любопытство. Рассказывают, будто это лицо принадлежит одной женщине, которая была превращена в цветок за то, что из любопытства заглянула туда, куда ей было запрещено глядеть.

На Руси считалось, что анютины глазки не пригодны для сада, поскольку это цветы не для живых, а для умерших. В Центральной России их традиционно сажают на могилах.

Согласно английскому народному поверью, если в ясный день рвать анютины глазки, то вскоре пойдёт дождь.

В римской мифологии фиалку трехцветную называют цветком Юпитера.

Фиалка — любимый цветок императрицы Жозефины и эмблема Наполеонидов.

Ещё одно народное название Фиалки трёхцветной — Иван-да-Марья, но так называют растения и некоторых других видов — например, Марьянник дубравный, живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).
Иван-да-Марья чаще всего зовется еще братом-с-сестрой, желтяницей, ивановой травой.
Иван-да-Марья — народное название нескольких травянистых растений, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой.

Много преданий, связанных с Иваном-да-Марьей…
Обычно это название объясняется легендарным сюжетом о брате и сестре Иване и Марье, между которыми наличествовал некий неразрешимый конфликт, для разрешения которого они решили стать цветком, окрашенный в разные цвета.
По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены богом в цветок.
По другой — превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться.
Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.
Другое значение связано лишь с платонической, родственной любовью тех же персонажей.
Оно тоже отражено в старинном сказании, повествующем, как жили брат с сестрою на берегу озера. Раз заманили Марью русалки, и досталась она в жены водяному. Иван горевал, хотел уйти прочь, обнаружив башмаки сестрины на берегу, да в конце концов спас ее, одолев водяного полынь-травой.




 

Распространение


Представители рода Фиалка встречаются в большинстве регионов мира с умеренным климатом; наибольшая концентрация видов наблюдается в Северной Америке, Андах и Японии.

Многие виды являются характерными эндемичными растениями для южно-американских Анд; небольшое число видов встречается в субтропической Бразилии, в тропической и Южной Африке (в Капской области); в Австралии, Новой Зеландии, на Сандвичевых островах.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Биологическое описание
Фиалки — большей частью однолетние или многолетние травянистые растения, изредка полукустарники (виды, растущие в Андах), с попеременными, простыми или перисто-рассечёнными листьями, снабжёнными прилистниками.





Диаграмма цветка

Цветки одиночные, пазушные, обоеполые, зигоморфные (открытые и закрытые), околоцветник двойной: пять свободных остающихся чашелистиков с назад обращенными придатками, пять свободных лепестков, из которых передний со шпорцем. Тычинок пять, они прижаты к пестику, нити у них короткие, передние две тычинки с мешковидным нектарником; связник расширяется над пыльниками в чешуйку. Пестик с верхней, одногнездой, многосемянной завязью, коротким столбиком и головчатым или пластинчатым рыльцем.

Плод — коробочка, вскрывающаяся створками. Семена белковые, с центральным зародышем.
Применение Культивирование декоративных фиалок
Некоторые виды фиалок — излюбленные растения цветников. Распространены многочисленные сорта растения под названием Анютины глазки. Одни из них разводятся ради пахучих цветков, такова Viola odorata(с бесчисленными садовыми разновидностями, помесями и т. п., есть разновидности с простыми и махровыми цветками, есть и ремонтантные); другие — ради ярких цветков всевозможных колеров (одноцветных, пёстрых, светлых и тёмных), формы и размера, каковы Viola tricolor, Viola altaica, Viola luteaи помеси этих и других видов.
Медицинское применение
Viola tricolorупотребляется также в медицине (лат. Herba Jacea, Herba Violae tricoloris) и в народной медицине от многих болезней: золотухи, сухотки, кашля, грыжи, зубной боли и проч.
Вредители и болезни[2]
Симптомы повреждения — объедены листья. Вредители: Клеверная совка (Mamestra trifiliiRott.), Перламутровка фиалковая (Argynnis euphrosyneL.)

Симптомы поражения — поражены листья, стебли, которые покрываются белым или сероватым паутинистым налётом; позднее на нём образуются многочисленные чёрные точки плодовых тел гриба. Болезнь — мучнистая роса, возбудители болезни: Erysiphe cichoracearum f. violarum (Died.) Jacz., Oidium violaeSacc.

Симптомы поражения — порошащие ржаво-коричневые постулы на листьях и черешках. Болезнь — ржавчина, возбудители болезни: Puccinia violae(Scum.) DC.и другие виды.

Симптомы повреждения — на листьях различного рода пятна. При сильном поражении листья засыхают. Болезнь — пятнистость. Возбудители болезни: Septoria violaeWest., Phillosticta tricolorisSacc., Ascochyta violaeSacc. et Speg., виды Ramularia, CercosporaWest.

Симптомы поражения — на листьях, черешках и завязи образуются различной величины и формы вздутия, заполненные чёрной споровой массой. Болезнь — головня, возбудители болезни: Urocystus violae(Sow.) Fisch. v. Waldh., Urocystus kmetianaMagn.

Симптомы поражения — поражаются основания стебля у всходов и рассады. В месте поражения стебель темнеет и утончается. Больные растения поникают, гибель наступает в течение 3 — 4 дней. Болезнь — чёрная ножка, возбудители болезни — Pythium debarianumHesse, Fusarium sp., Rhizoctonia aderholdii(Ruhl.) Kolosh.., Olpidium brassicaeWor.

Симптомы поражения — цветки покрываются серым пушистым налётом, в котором могут появиться мелкие черные полоски склероции. Под налётом — гниль цветков, верхней части цветоносов, семян. Болезнь — серая гниль, возбудитель: Botrytis cinereaPers.

Симптомы поражения — поражаются все надземные части растения. На листьях с верхней стороны образуются желтоватые постепенно буреющие расплывчатые пятна, на нижней стороне которых располагаются едва заметный беловатый или сероватый налёт. Стебли в местах поражения искривляются, поражённые бутоны не зацветают или дают уродливые цветки (диффузная форма). Поражённые органы преждевременно засыхают. Вспышки болезни соответствуют дождливым периодам погоды. Инфекция сохраняется на растительных остатках и в семенах поражённых растений. Болезнь — ложная мучнистая роса, возбудитель: Perenospora violaede By.

Симптомы поражения — листья желтеют, стебель у основания темнеет, размягчается. На поражённой части образуется налёт: при фитофторозе — белый паутинистый, при ризоктониозе — бурый войлочный; при склеротиниозе — белый ватообразнный. В последнем случае гниль может распространяться по стеблю вверх, внутри стебля также образуются скопления мицелия и крупные чёрные склекроции. Растения, как правило погибают. Заболеванию способствует избыток влаги в почве, повышенная кислотность почвенного раствора. Инфекция сохраняется в почве. Болезнь — гниль корней и основания стебля. Возбудители: Rhizoctonia, Sklerotinia, Fhytophtora cryptogeaPeth. et Laff.

Симптомы поражения — пёстролепестность на цветках. Листья становятся хлоротичными, концы их отмирают. Болезнь — пёстролепестность, возбудитель вирус огуречной мозаики (Cucumius mosaic virus 1). Переносчики инфекции тли: Muzus persicae, Macrosiphon solonifoliiи др.

Симптомы поражения — на листьях развиваются многочисленные некротические кольца с тёмно-зелёными центрами. Болезнь — вирус кольцевой пятнистости табака, возбудитель — вирус кольцевой пятнистости табака (Tobacco ringspot virus).

Симптомы поражения — поражены надземные части растения (листья, цветки), больные растения угнетены и отстают в развитии. Вредитель — паразит надземной части растений земляничная нематода (Aphelenchoides fragariae(Ritz.Bos.) Christ.)

Симптомы поражения — поражены корни растения, больные растения угнетены и отстают в развитии, теряют декоративность. Вредитель — паразит корней растений галловая нематода (Meloidogyne spp.)

Симптомы поражения — поражены корни растения, с образованием на них некрозов, больные растения угнетены, отстают в росте. Вредитель — паразит корней растений паралонгидорус большой (Paralongidirus maximus(Bütsch.) Sidd.)

Симптомы поражения — поражены корни растения, вследствие их редукции. На начальных стадиях заболевания на корнях образуются жёлтые некротические пятна. Покровные ткани корней поражены нематодой и открыты для доступа патогенной грибной и бактериальной микрофлоре. С течением времени заражённые корни темнеют и отмирают. Больные растения угнетены, отстают в развитии, теряют декоративность. Вредители — пратиленхи: проникающий пратиленх (Pratylenchus penetras(Gobb.) Filip et Sch.St.), ранящая короткотелая нематода ( Pratylenchus vulnusAll. et Jens.)
    продолжение
--PAGE_BREAK--            Виды
Основная статья: Таксоны рода Фиалка


Виды фиалок, распространённые на территории России
В Европейской части России встречается около двадцати видов фиалок. Наиболее часто встречаются:
Фиалка болотная (Viola palustrisL.) — по болотам, болотистым лугам и лесам, берегам водоёмов. Фиалка Виттрока (Viola × wittrockianaGams ex Hegi) — широко культивируемый вид, садовый гибрид Viola altaicaKer Gawl.× Viola luteaHuds.× Viola tricolorL. Фиалка душистая (Viola odorataL.) — встречается редко, часто культивируется в садах, парках, на кладбищах. Фиалка опушённая (Viola hirtaL.) — в лесах, на лугах, в степи. Фиалка полевая (Viola arvensisMurr.) — сорное на полях, вдоль дорог. Фиалка собачья (Viola caninaL.) — по сухим песчаным склонам, лугам, верещатникам, в лесах, кустарниках; цветёт с апреля по июнь непахучими, одноцветными светло-синими цветками; воздушные стебли несут яйцевидно-серцевидные листья с короткими прилистниками. Фиалка топяная (Viola uliginosaBess.) — по сырым пойменным лугам и лесам, берегам рек, ручьёв. Фиалка трёхцветная (Viola tricolorL.), анютины глазки — по полям, лугам, холмам; цветки или одноцветные (жёлтые или беловатые), или двуцветные (нижний лепесток жёлтый, остальные фиолетовые), рыльце круглое. Фиалка удивительная (Viola mirabilisL.) — по дубравам, реже другим лесам, стеблей нет, светло-фиолетовые цветки пахучие. Некоторые другие виды фиалок Фиалка крючковато-изогнутая (Viola adunca) — вид, широко распространённый в Северной Америке; растения высотой от 5 до 10 см с листьями, имеющими пурпурный оттенок, и фиолетовыми цветками. Фиалка канадская (Viola canadiensis) — вид из горных лесистых районов Северной Америки; растения с тонкими стеблями, высотой от 5 до 10 см с листьями, имеющими пурпурный оттенок, и фиолетовыми цветками. Фиалка рогатая (Viola cornuta) — вид из горных районов Пиренеев; растения с относительно крупными цветками и длинными, до 15 см, цветоножками; у цветков сзади имеется шпора. Окраска цветков — от бледно-голубой до тёмно-фиолетовой. Интересные факты
Фиалка и узамбарская фиалка (сенполия) с точки зрения классификации достаточно далеки друг от друга: они относятся не только к разным семействам (соответственно фиалковым и геснериевым), но и к разным порядкам (в системе классификации APG II — соответственно мальпигиецветным и ясноткоцветным).
     Литература Имханицкая Н. Н.Семейство фиалковые (Violaceae) // Жизнь растений. В 6-ти т. Т. 5. Ч. 2. Цветковые растения / Под ред. А. Л. Тахтаджяна. — М.: Просвещение, 1981. — С. 40—45. Ботаника. Энциклопедия «Все растения мира»: Пер. с англ. (ред. Григорьев Д. и др.) — Könemann, 2006 (русское издание). — С. 923—926. — ISBN 3-8331-1621-8.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Внутренние войска в борьбе с национальным экстремизмом и международным терроризмом 1989-2002
Реферат Сколиоз. Лечебная физкультура при сколиозе
Реферат Психологические особенности допроса и других процессуальных действий в судебном следствии
Реферат Оптимальная организация рабочего места. Статическое электричество: проблемы и пути их решения
Реферат The Choking Doberman Essay Research Paper My
Реферат Gandhi Essay Research Paper Mary ReynoldsNovember 17
Реферат Банки работают на имидж. Оценка имиджевых искажений при анализе кредитоспособности банка
Реферат Развитие познавательной активности учащихся при изучении темы "Базы данных" в профильном курсе информатики
Реферат Television 2 Essay Research Paper Did you
Реферат Анализ эффективности использования основных производственных фондов ОАО Северный порт и разработка
Реферат Обробка деревини – як вид мистецтва
Реферат Активный город и местное самоуправление
Реферат «Индустрия» N4/2004 жки-решения для управления технологическими процессами на производстве
Реферат Адресаты любовной лирики С Есенина
Реферат Historical Truth And Imaginative Literature Essay Research