Реферат по предмету "Психология"


Психология и Педагогика 4

--PAGE_BREAK-- — холодные натуры
2_Мы ежедневно совершаем много различных действий, все многообразие которых можно свести к 3 группам:
1)                действия инстинктивные (безусловно-рефлекторные)
2)                действия условно-рефлекторные, приобретенные, привычные, не требующие волевых усилий.
3)                Действия сложные, волевые, которые характеризуются наличием цели деятельности, планом их осуществления, борьбой мотивов поведения, наличием трудностей (объективных или субъективных), мобилизация сил на преодоление этих трудностей (волевым усилием).
Воля – это способность человека управлять собой, сознательно контролировать свое поведение и деятельность, мобилизовать свои силы на достижение поставленных целей и на преодоление трудностей, стоящих на пути к ней.
Основными функциями воли являются:
1) функция волеизъявления (инициации)
2) функция выбора при конфликте целей  и мотивов поведения
3) функция организации всех психических процессов в единую  систему
4) функции контроля совершаемых действий
5) функция торможения наших действий
Любое волевое действие характеризуется 3-мя этапами:
1.                на подготовительном этапе идет постановка задачи, осуществляющая выбор способа и средств деятельности и принимается решение. Заканчивается решимостью.
2.                основной этап характеризуется исполнением принятого решения, корректировкой программы поведения и проявлением волевых усилий.
3.                заключительный этап волевого действия характеризуется анализом и оценкой процесса и результата деятельности. Формируются выводы для последующего поведения в аналогичных ситуациях.
Свобода воли:
1) человек абсолютно свободен
2) детерминирован разными обстоятельствами
3) осознанная необходимость
Для различных волевых действий человек должен обладать различными волевыми качествами:
— целеустремленность
— самообладание
— самостоятельность
— решительность
— инициативность
— настойчивость
— смелость
— храбрость
— дисциплинированность и т.д.
3_Под психическими состояниями человека понимают целостную характеристику его психики за определенный период времени, так или иначе влияющих на психическую активность и функциональную работоспособность.
Основными факторами, которые вызывают и обуславливают психические состояния, являются факторы внешней ил внутренней среды, индивидуальные или групповые обстоятельства, политические, экономические, социальные, социально-психологические и биологические обстоятельства в жизни людей, а также то, что было в прошлом, имеется в настоящем или предвидится в будущем.
Для психических ситуаций характерны:
— подвижность
— относительная устойчивость
-  многообразие
— индивидуальное своеобразие их функционирования
— связь с органическими процессами человека
В зависимости от того, как они влияют на нашу работоспособность, их подразделяют на:
— стенические (повышающие деятельность)
— астенические (понижают)
Психические состояния также подразделяют на:
— личностные и ситуативные
— типично положительные и типично отрицательные
— глубокие и поверхностные
В зависимости от сферы:
— познавательные
— эмоциональные
— волевые

Психологическая характеристика личности:
1_Общественные понятия о личности в ее психологической структуре
2_Характеристика основных свойств личности
3_Развитие психологической личности
1_ Научная психология большую часть своего исторического пути развивалось как функциональная психология, т.е. наука, изучающая психически-познавательный процесс. Но в начале 20 века было признано, что познавательные и иные процессы существуют не сами по себе, а принадлежат конкретной личности. И закономерности их функционирования зависят от интересов человека, его стремления, мировоззрений и других личностных характеристик. Со временем проблема личности стала центральной проблемой научной психологии. И все, что изучается в психологии, все стало изучаться через проблему личности. Появились даже своеобразные принципы научной психологии, таки как:
— личностный подход изучения психологических явлений
— личностный, социально-деятельностный принцип формирования и функционирования психических явлений. В отечественной психологии наибольший вклад в развитие психологии личности внесли:
— Рубинштейн Сергей Леонидович
— Леонтьев Алексей Николаевич
— Бажович Лидия Ивановна
— Платонов Константин Константинович
В зарубежной психологии проблему личности разрабатывали:
— Зигмунд Фрейд
— Юнг Карл
-Ганс Айзенг
— Маслоу
-Курт Левин и другие.
Благодаря их усилиям сложилось 4 основных подхода к характеристике личности:
1)                Биогенетический, согласно которому основу развития личности составляет биологический процесс созревания организма.
2)                Социогенетический, согласно которому главную роль в развитии личности играют социальные факторы.
3)                Психогенетический, согласно которому основу развития личности составляют когнитивные процессы (познания окружающей среды)
4)                Деятельностный (социально-деятельностный), согласно которому развитие личности обеспечивается социальной средой и теми видами деятельности, в которую она включается.
Что же понимается под личностью? Личность – это человек как носитель сознания (по Платонову).
 Личность – это человек, как представитель определенного общества, социального слоя, коллектива, овладевший какими-либо видами деятельности и имеющий свои индивидуально-психологические особенности. 
В психологии сложилось несколько подходов к характеристике личности. Первую структуру личности предложил Рубинштейн. По его мнению в эту структуру входят:
— направленность личности
— ее характер
— способности
— темперамент
— самосознание
— комплекс знаний, навыков, умений.
Эту структуру личности называли статической структурой личности, поскольку в ней не было объяснено, каким образом развиваются ее основные компоненты. Наиболее распространенной психологической структурой личности стали называть динамическую, функциональную структуру личности по Платонову. Он считал, что структура личности состоит из подструктур:
1)                направленность личности, ее основными компонентами являются:
— мировоззрение
— идеалы
— убеждения
— интересы
— стремления
— желание и влечение
Эти компоненты полностью социально обусловлены и развиваются воспитанием.
2)                подструктура индивидуального опыта. Ее компоненты:
— знания и умения
— навыки и привычки
В этих компонентах гораздо больше социального, чем биологического и формируются  они обучением.
3) подструктура форм отражения. Ее компоненты:
— все познавательные процессы (от ощущения до мышления)
— эмоции, воля
В равной степени представлена как биологическая и социальная сторона, развитие через упражнения.
4) подструктура биологически обусловленных свойств личности. Ее компоненты:
— темперамент человека
— половые и возрастные особенности людей
— особенности функционирования их нервных процессов
В этих компонентах нет социального. Они развиваются в процессе тренировок.
5) На эти 4 подструктуры личности накладывается 2 ее свойства:
— характер
— способности
2_Характеристика основных свойств личности:
По общему признанию отечественных психологов. К основным свойствам личности относят:
— направленность личности
— ее темперамент
— характер
— способности
Направленность личности – это совокупность наиболее устойчивых доминирующих мотивов поведения, знания которых позволяют ответить на 2 вопроса:
1)                к чему человек стремиться?
2)                почему он к этому стремиться?
Обычно выделяют 3 вида направленности личности:
1.                социальную направленность
2.                профессиональную направленность
3.                бытовую направленность
Характер человека – совокупность наиболее устойчивых черт личности, проявляющихся в отношениях человека к окружающему миру, социальной и природной географической среде, деятельности, труду и профессии, к другим людям, к вещам, предметам, общественной и частной собственности, к самому себе.
Не каждая черта личности является чертой характера.
В теории характера, как свойства  личности появилось учение об акцентуации личности (Личко).
По мере развития личности характера, проявляется акцент характера. Они выделяли:
— гипертивный тип характера
— дестимный
— циклоидный
— возбудимый
— застревающий (регидный)
— педантичный
— тревожный
— эмотивный
— демонстративный
— экзальтированный
— экстравертный
— интравертный
Темперамент – такое свойство личности, которое характеризует динамику психической деятельности человека. Проявление этого свойства мы замечаем при первом знакомстве с людьми по их движениям, жестам, мимике, степени возбудимости, импульсивности, эмоциональности. Психологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности человека, который характеризуется силой нервных процессов (возбуждения и торможения), их уравновешенностью и подвижностью.
По Павлову Ивану Петровичу, существует 4 типа ВНД:
1)                Сильный, у которого нервные процессы сильные, уравновешенные и подвижные. Этот тип ВНД лежит в основе самбенического темперамента.
2)                Безудержный – нервные процессы сильные, неуравновешенные; возбуждение преобладает над торможением, очень подвижные. Данный тип ВНД лежит в основе темперамента холерика.
3) Спокойный – нервные процессы сильные, уравновешенные и инертные. Данный тип лежит в основе флегматика.
4) Слабый – слабые нервные процессы, неуравновешенные процессы, торможение преобладает над возбуждением, процессы разной подвижности.
Этот тип ВНД в основе темперамента меланхолика. (психологическая характеристика каждому типу темперамента).
Способности – индивидуально-психологические особенности людей, которые позволяют им успешно овладевать различными видами деятельности. О наличии способностей какой-либо деятельности свидетельствуют скорость усвоения навыков и умений, субъективная легкость овладения деятельности, количество и качество продукции в единицу времени, оригинальность продукции.

Психологическая характеристика деятельности.
1_Общие понятия деятельности и ее психологической структуре.
2_Особенности управленческой деятельности.
 1_ В современном обществе возросла роль психологических значений, раскрывающих особенности деятельности человека. Сложилась даже специальная отрасль психологических значений – «психология труда» (психология трудовой деятельности). В рамках этой научной дисциплины изучаются общие вопросы трудовой деятельности человека, зависимость результатов труда от человеческого фактора, от организации рабочих мест и от управления человеческими ресурсами.
Признание психологией особой роли деятельности в судьбах людей выразилась в формировании принципа единства сознания и деятельности и в утверждении 2 научных концепций:
1)                личностно-социальнодеятельностная концепция формирования личности (на формирование личности влияет среда, деятельность и сама личность).
2)                Концепция деятельностного опосредования  межличностных отношений в коллективе и т.д. (ставя перед собой задачи, эффективность возрастает).
Деятельность – это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направляемая на познание и преобразования внешнего мира и самого человека.
В течение всей жизни, каждый из нас осваивает и выполняет разнообразные, сменяющие и дополняющие, наслаивающие один на другой виды деятельности. Анализируя каждый из них, ученые пришли к выводу, что:
1. возможна достаточно широкая классификация видов деятельности.
2. некоторые из видов деятельности имеют особые значения для людей определенного возраста, для развития их психики. Такие виды деятельности получили название ведущих видов деятельности.   
3. Любая деятельность имеет определенную структуру, содержательная наполненность которых отличает одну деятельность от другой.
По целям, деятельность подразделяется на:
— игровую
— учебную
— трудовую (профессиональную)
По предметному содержанию:
— материальную
— духовную
По соотношению интеллектуальных и физических способностей человека деятельность подразделяется:
— интеллектуальную (умственную)
— физическую
По степени кооперации (объединение усилия людей), деятельность:
     — индивидуальная
     — групповая
     — коллективная
В любом обществе деятельность носит общественный характер.
По преобладанию элементов руководства и подчинения, деятельность подразделяется:
— управленческую
— исполнительную
По степени общественной значимости:
— общественно-полезную (значимую)
— антиобщественную (противоправную) деятельность
По  оригинальности результатов труда:
— репродуктивную
— творческую
Ведущими видами деятельности в дошкольном периоде является игра, в школьном и студенческом периодах – учение, в период зрелой личности – профессиональный труд.
   Элементы труда
Виды
деятельности
Игровой
Познавательный
Общение
Труд
1.Игра
1
3
2
4
2. Учение
 
3 — 4
1
2
4 — 3
3.Профессиональный
труд
4
3
2
1
 
Общение включает в себя все элементы (игры, познавания, труда). Через всю жизнедеятельность все элементы проходят от сознания  до смерти.
Какова же психологическая структура любой деятельности?
Если исходить из того, что деятельность – есть произвольная, побуждаемая системой потребностей и мотивов, активность человека, направленная на достижение определенными средствами и способами целей, то в деятельности можем выделить следующие ее структурные компоненты:
1)                        цель деятельности – это то, ради чего человек предпринимает определенные усилия или это идеальное представление будущего результата деятельности.
2)                        Мотивы деятельности – это внутреннее побуждение к активности, реализующее соответствующие потребности человека.
3)                        Средства деятельности – это то, пользуясь чем можно добиться определенного результата. Некоторое следствие деятельности носит предметный характер или психологический характер. Основным психологическим средством деятельности является речь.
4)                        Способ деятельности – это то, каким образом применяется соответствующее действие; операция, прием действия. В психологии выделяют следующие действия:
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат PUNK ROCK VS INSTITUTIONALIZED RELIGION Essay Research
Реферат Психологічний аналіз з правосвідомості працівників правоохоронних органів
Реферат DownS Syndrome Essay Research Paper Description Juvenile
Реферат The Backstreet Boys Essay Research Paper The
Реферат «За эти слова меня соотечественники удавят » писал когда-то известный поэт
Реферат Религиоведение как наука и учебная дисциплина
Реферат Observer Review I Have Landed By Stephen
Реферат Великая Октябрьская социалистическая революция
Реферат Развитие образования в России
Реферат Обеспечение всеобщей компьютерной грамотности
Реферат Афганская война Введение советских войск
Реферат Этнические особенности современной семьи в социальной работе
Реферат Организация работы и документирование деятельности пенсионного фонда "Благосостояние"
Реферат Особливості художнього конструювання електротехнічних виробів як об єктів дизайну
Реферат Картина мира в произведении "Замок" Ф. Кафки