Реферат по предмету "Психология"


Психологическое содержание управленческой деятельности

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Место психологии в процессе управления
2. Психология и ее предмет управления
3. Мотивация и поведение личности в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
 
Психоло́гияуправле́ния — раздел психологии,изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основнаязадача психологии управления — анализ психологических условий и особенностейуправленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы всистеме управления.
Процессуправления реализуется в деятельности руководителя, в которой психологияуправления выделяет следующие моменты:
— диагностикаи прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы;
— формированиепрограммы деятельности подчиненных, направленной на изменение состоянийуправляемого объекта в заданном направлении;
— организацияисполнения решения.
В личностируководителя психология управления различает его управленческие потребности испособности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, управленческиезамыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления.
Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. В частности и в сфере психологии.
Работаруководителя – это, прежде всего работа с людьми, которая является одним изсамых сложных видов деятельности. Уже один только этот факт порождает необходимостьпсихологической подготовки менеджера. Руководитель должен знать, как вести себяс исполнителями, корректировать своё поведение в зависимости от их состояния,уметь выявить сильные стороны исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболееэффективного распределения кадров. Его обязанность – создать сильный сплоченныйколлектив, в котором каждый его член занимает своё место, в котором сведены кминимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способенслаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и использовать тефакторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние наисполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняявоспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать висполнителях те их личностные качества, которые способствуют более плодотворнойработе отдельного исполнителя и коллектива в целом.
Все этимногообразные функции менеджера невозможно осуществить, не обладая достаточнымизнаниями в области психологии и опытом их применения в практическойдеятельности.

1. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
 
Современный мир, постоянно и быстро изменяющийся предъявляет особые требования к такой науке как психология, которая должна не только измерять и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, формировать. По мнению многих исследователей, психологи в настоящее время вынуждены заниматься планированием изменений личности. Необходимо, чтобы руководители организации проявили дальновидность и признали высокую значимость психологического фактора в работе организации. В свою очередь важно, чтобы психологи тоже научились оказывать действенную практическую помощь и строить эффективные деловые взаимоотношения.
В настоящее время в практической психологии разработаны формы и методы работы, опробованы целевые программы социально — психологической поддержки для всех групп служащих. Применение разработок отечественной практической психологии в организациях, адаптация западных программ, а также создание новых специализированных циклов лекций, семинаров, деловых и игровых тренингов для специалистов будут способствовать эффективности работы организации.
Практика показывает, что область межличностных отношений всегда остаётся для руководителя постоянной сферой неопределённости в силу своего субъективизма, поэтому руководитель чувствует себя в ней очень неуверенно.
Нет области человеческой деятельности, которая не осуществлялась бы совместными усилиями людей. Эти усилия необходимо упорядочивать, организовывать, т.е. управлять ими. Управление образует особую специфическую деятельность и выступает как самостоятельная социальная функция. Из-за сложности, противоречивости, динамичности социальной системы возникает множество проблем управленческой деятельности. Решением этих проблем не может заниматься одна какая-нибудь наука. Разные дисциплины рассматривают, выявляют различные проблемы управления.
Прежде всего, это кибернетика — наука, изучающая общие закономерности управления, которые имеют место в разных средах. Кибернетика дает общее определение управлению, как «функции организованных систем (биологических, технических, социальных), которая обеспечивает сохранение целостности системы и поддерживает определенный режим ее деятельности».
Далее, теория управления (менеджмент), которая разрабатывает и определяет принципы, механизмы и функции управления, а также особенности и методы эффективного управления.
Система управления делится на управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы. Если нет такого деления, нет и управления.
Управляющей подсистемой в живом организме является нервная система, в машине — управляющее устройство, в обществе — административно-управленческая система, аппарат управления, куда входят люди.
Другой закономерностью является то, что в основе управления лежит цель – как «первый, необходимый и решающий момент управленческой деятельности». Процесс осознания цели, обоснование ее необходимости и возможности ее достижения, получил название – целеполагание. В данном процессе система управления обществом получает свое практическое выражение, которое заключается в том, что социальное целеполагание придает определенную направленность процессу развития социальной системы. Отсюда управление зачастую определяется как целенаправленное воздействие.
Cодержание управления составляет регулирование системы (общества) посредством приложения к объекту управления целенаправленных воздействий. В процессе регулирования достигается соответствие системы определенным целям. Суть регулирования состоит, во-первых, в поддержании объекта в определенном состоянии; во-вторых, в направленном изменении объекта в соответствии с определенными целями.
Различают внешнее и внутреннее регулирование. Внешнее осуществляется посредством воздействия на объект управления извне, а внутреннее – это самоуправление системы.
Существует разнообразие видов управления. Прежде всего, в зависимости от того в какой системе оно происходит, выделяется:
— биологическое — управление процессами, протекающими в живых организмах;
— техническое — управление техническими процессами в машинах и устройствах;
— социальное — управление обществом, социальными процессами, деятельностью людей.
В свою очередь управление обществом различается на экономическое управление, политическое и управление социальной сферой. В рамках управления экономикой предполагается управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, финансами и т.д. Политическое управление — это воздействие на внутреннюю и внешнюю политику государства. И, наконец, управление социальной сферой предполагает целенаправленное воздействие на ту область жизнедеятельности человека, в которой реализуются условия труда и быта, здоровья и образования, досуга и т. д..
Таким образом, под управлением в широком смысле слова можно понимать свойство, которое присуще сложноорганизованным объектам (системам), суть которого заключается в том, что оно (данное свойство) упорядочивает, регулирует систему в условиях постоянных изменений, сохраняет ее целостность, устойчивость и качественную определенность.

2.  ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ПРЕДМЕТ УПРАВЛЕНИЯ
 
Предметом изучения психологии управления являются управленческие отношения. Под этими отношениями понимается взаимодействие людей участвующих в процессе целенаправленного воздействия, т.е. в процессе управления. Эти отношения возникают между управляющей и управляемой подсистемами (между субъектом и объектом управления).
Это особый вид отношений, характеризующийся тем, что в результате управленческих отношений не создаются непосредственно ни материальные, ни духовные ценности. Но они являются необходимым условием их производства. В зависимости от сферы (экономика, политика, культура и т.д.), где протекают управленческие отношения, они приобретают экономическую, политическую, идеологическую направленность.
Они отличаются от других отношений (экономических, политических и т.д.), прежде всего, по цели. Например, цель экономических отношений – создание продукта труда, цель управленческих – организация деятельности людей по созданию данного продукта. Отличаются также по содержанию, например, содержание производственного процесса – производственно-технологический цикл (он может быть разнообразным); содержание управленческого процесса – управленческий цикл, который всегда включает в себя определенные стадии: выбор целей, постановку задач и их реализацию.
Следующая особенность управленческих отношений — они всегда осознаются людьми, проходят через их сознание. Они создаются в результате сознательной деятельности людей. Экономические, политические отношения зачастую вообще не осознаются людьми.
Управленческие отношения подвижны. Экономические, политические, духовные – сохраняют свою сущность длительное время, (пока существует тип общества), управленческие – постоянно меняются.
Виды управленческих отношений многообразны: субординация, координация, самостоятельность, дисциплина и инициатива.
Отношения субординации выражают непосредственное подчинение одних людей другим. Эти отношения выстраиваются по вертикали. Субординация указывает приоритет общих целей управления над частными. Эти отношения всегда двусторонние; с одной стороны, администрирование и распорядительство; с другой – исполнительность и подчинение. Складываются отношения субординации между руководителями разного уровня, а также между руководителем и подчиненными.
Отношения координации являются согласованием деятельности субъектов в ходе реализации неких целей, а также проявлением самостоятельности субъектов. Характеризуются данные отношения горизонтальными связями и устанавливаются между руководителями одного управленческого уровня.
Отношения дисциплины проявляются через соблюдение норм и правил, которые касаются сторон деятельности использования материальных, технических и финансовых ресурсов.
Отношения инициативы предполагают, что при соблюдении норм, указаний человек должен действовать не автоматически, а обдуманно.
Таким образом, управленческие отношения – это отношения определенной зависимости, и выражаются они в терминах «подчинения» и «руководства». Возникают они вследствие объективной необходимости выполнения определенных управленческих функций (целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля). Управленческие отношения проявляются и как психологические, поскольку в их рамках происходит волевое воздействие на психику, хотя и не исчерпываются ими. Управленческие отношения ставят человека в положение либо объекта, либо субъекта управления. Все виды управленческих отношений проявляются в организации.

3.  МОТИВАЦИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ
психология управление межличностные отношения мотивация
Одним из принципов современной модели управления является принцип мотивации личности в организации. Управление как целенаправленное воздействие во многом зависит от имеющихся ресурсов и средств. Одним из средств воздействия на поведение человека, для достижения как общих групповых, так и индивидуальных целей, является мотивация.
Под мотивацией понимается «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации». Главными рычагами побуждения являются мотивы и стимулы.
Под стимулом понимается внешняя причина, побуждающая человека к активному действию. Например, в трудовом процессе в качестве стимула выступают условия труда, зарплата и т.д.
Мотив — это внутренняя побудительная сила. Одни авторы считают, что мотив — это только осознанные внутренние побуждения, другие — что к мотиву можно отнести и инстинктивные импульсы, например, биологические влечения и желания.
Во всех случаях мотивации основанием мотивов выступают потребности, т.е. потребности всецело определяют поведение человека. Само понятие потребность достаточно емкое. Отечественные авторы традиционно выделяют три группы потребностей:
— насущие (в пище, одежде и т.д.);
— социо-культурные (в образовании, отдыхе, спорте и т.д.);
— личностные.
Таким образом, поведение человека определяет сложная система потребностей. Они, влияя друг на друга, образуют индивидуальный комплекс потребностей человека, побуждающих его к деятельности. Надо отметить, что на этот комплекс влияют не только психологические особенности индивида, но и объективные обстоятельства в виде материальной и социальной среды. Зависимость системы потребностей человека от внешнего воздействия позволяет использовать ее в целях управления.
Средства, применяемые руководителем для воздействия на сознание людей с целью направления их поведения в определенное русло, в психологии называют стимулами. Они отличаются от внутренних мотивов, но между ними есть связь. Так, если внутренние установки не мотивируют человека, то и стимулы, предъявляемые извне, не окажут побуждающего (стимулирующего) воздействия. Поэтому одни и те же средства стимулирования, применяемые к разным людям, могут дать различный эффект.
Средства стимулирования выполняют две важные функции.
Во-первых, управленческую: оказания на подчиненного целенаправленного воздействия. Здесь средства стимулирования призваны убеждать человека в том, что между его поведением, самочувствием, с одной стороны, и значимостью совершаемых действий, отношений к своим обязанностям, с другой, существует причинно-следственная связь. С этой точки зрения стимулы выступают как специальная форма социальной оценки и социального контроля деятельности человека.
Во-вторых, средства стимулирования выполняют социализирующую функцию, которая позволяет личности закреплять положительные тенденции в поведении, адаптироваться к организационным условиям.
Традиционно средства стимулирования делятся на материальные (денежные вознаграждения) и моральные (положительные или отрицательные оценки поступков человека). Сила и направление стимула зависит от характера применяемого средства, а эффективность стимулирования существенно зависит от ряда психологических условий. К их числу относятся:
— непрерывность стимулирующих воздействий на личность;
— соответствие применяемых средств заслугам (или упущениям) подчиненного;
— сложившиеся традиции в группе;
— сочетаемость позитивных и негативных оценок;
— последовательное наращивание применяемых мер к одному и тому же человеку;
— учет самооценки человека и общественного мнения в группе.
Таким образом, при использовании того или иного средства стимулирования, необходимо учитывать психологические особенности его применения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Психологическаяподготовка имеет особое место в управленческой деятельности. Но особое значениепсихологические знания имеют в управленческом процессе.
Обладаяпсихологической подготовкой, талантливый менеджер сможет эффективноосуществлять свои функции, руководить работой предприятия.
Психологическая подготовка поможет менеджеру в общении с подчинёнными, онсможет лучше понять их потребности и мотивацию к деятельности. Он сможетизбежать конфликтных ситуаций как внутри коллектива, между исполнителями, так имежду исполнителями и подчинёнными. Умелое применение психологических знаний всочетании с другими благоприятными условиями развития производства приведут кповышению эффективности работы предприятия и увеличению прибыли.
Психологическая подготовка необходима менеджеру в целях совершенствованиясамого себя, своих личностных качеств и подчинённых. В конце концов, менеджерможет использовать свою психологическую подготовку в контакте с руководителямиболее высокого уровня, склоняя их к своей точке зрения.
Чем сложнееуправление, тем больше внимания уделяется предмету и задачам психологииуправления. Ежегодно растут требования к психическим процессам и умственнымспособностям человека, начиная от восприятия и внимания, и заканчиваяответственностью за человеческие жизни. Именно эти задачи и решаетуправленческая психология.

ЛИТЕРАТУРА
 
1.  Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. — М.: Наука,2002.-345с.
2.  Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. — М.: Наука, 2003.-145с.
3. КудряшоваЛ.Д., Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности. — Л.:Лениздат, 2006. — 160 с.
4.  Лебедев В.И. Психология и управление. — М.: 2000.-140с.
5.  Практическая психология для менеджеров: учеб.пособие / М.А.Кириллов – М: Познание, 2006.-199с.
6.  Самыгин С., Столяренко Л. Психология управления: учебное пособие.Ростов н/Д. «Феникс», 2007.-139с.
7.  Социально-психологические методы практической работы в коллективе:диагностика и воздействие. М.: 2000.203с.
8.  Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Sigmund Freud Vs Rene Descartes Essay Research
Реферат Флот при Петре I
Реферат Великая Яса
Реферат "К. Менгер: Основания политтической экономии"
Реферат Review Of Riverdance Essay Research Paper From
Реферат CCCР-Страна Христа
Реферат Реализация экономической программы Партией "Справедливости и развития" в Турецкой республике
Реферат Месоамерика
Реферат «Внедрение городской интеллектуальной транспортной системы в России, итс в России». Как известно, на заседании правительства Москвы сообщили о том, что к 2013 году будет внедрена экспериментальная городская интеллектуальная транспортная система в Мос
Реферат Разработка методов определения эффективности торговых интернет систем
Реферат Константин Дмитриевич Бальмонт
Реферат Неуспевающий ребенок как психолого педагогическая проблема
Реферат Инвестиционный климат Республики Беларусь
Реферат The Perfect Place Essay Research Paper The
Реферат Adam Smith Essay Research Paper In eighteenth