Реферат по предмету "Психология"


Психологическое содержание управленческой деятельности

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Место психологии в процессе управления
2. Психология и ее предмет управления
3. Мотивация и поведение личности в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
 
Психоло́гияуправле́ния — раздел психологии,изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основнаязадача психологии управления — анализ психологических условий и особенностейуправленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы всистеме управления.
Процессуправления реализуется в деятельности руководителя, в которой психологияуправления выделяет следующие моменты:
— диагностикаи прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы;
— формированиепрограммы деятельности подчиненных, направленной на изменение состоянийуправляемого объекта в заданном направлении;
— организацияисполнения решения.
В личностируководителя психология управления различает его управленческие потребности испособности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, управленческиезамыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления.
Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. В частности и в сфере психологии.
Работаруководителя – это, прежде всего работа с людьми, которая является одним изсамых сложных видов деятельности. Уже один только этот факт порождает необходимостьпсихологической подготовки менеджера. Руководитель должен знать, как вести себяс исполнителями, корректировать своё поведение в зависимости от их состояния,уметь выявить сильные стороны исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболееэффективного распределения кадров. Его обязанность – создать сильный сплоченныйколлектив, в котором каждый его член занимает своё место, в котором сведены кминимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способенслаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и использовать тефакторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние наисполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняявоспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать висполнителях те их личностные качества, которые способствуют более плодотворнойработе отдельного исполнителя и коллектива в целом.
Все этимногообразные функции менеджера невозможно осуществить, не обладая достаточнымизнаниями в области психологии и опытом их применения в практическойдеятельности.

1. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
 
Современный мир, постоянно и быстро изменяющийся предъявляет особые требования к такой науке как психология, которая должна не только измерять и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, формировать. По мнению многих исследователей, психологи в настоящее время вынуждены заниматься планированием изменений личности. Необходимо, чтобы руководители организации проявили дальновидность и признали высокую значимость психологического фактора в работе организации. В свою очередь важно, чтобы психологи тоже научились оказывать действенную практическую помощь и строить эффективные деловые взаимоотношения.
В настоящее время в практической психологии разработаны формы и методы работы, опробованы целевые программы социально — психологической поддержки для всех групп служащих. Применение разработок отечественной практической психологии в организациях, адаптация западных программ, а также создание новых специализированных циклов лекций, семинаров, деловых и игровых тренингов для специалистов будут способствовать эффективности работы организации.
Практика показывает, что область межличностных отношений всегда остаётся для руководителя постоянной сферой неопределённости в силу своего субъективизма, поэтому руководитель чувствует себя в ней очень неуверенно.
Нет области человеческой деятельности, которая не осуществлялась бы совместными усилиями людей. Эти усилия необходимо упорядочивать, организовывать, т.е. управлять ими. Управление образует особую специфическую деятельность и выступает как самостоятельная социальная функция. Из-за сложности, противоречивости, динамичности социальной системы возникает множество проблем управленческой деятельности. Решением этих проблем не может заниматься одна какая-нибудь наука. Разные дисциплины рассматривают, выявляют различные проблемы управления.
Прежде всего, это кибернетика — наука, изучающая общие закономерности управления, которые имеют место в разных средах. Кибернетика дает общее определение управлению, как «функции организованных систем (биологических, технических, социальных), которая обеспечивает сохранение целостности системы и поддерживает определенный режим ее деятельности».
Далее, теория управления (менеджмент), которая разрабатывает и определяет принципы, механизмы и функции управления, а также особенности и методы эффективного управления.
Система управления делится на управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы. Если нет такого деления, нет и управления.
Управляющей подсистемой в живом организме является нервная система, в машине — управляющее устройство, в обществе — административно-управленческая система, аппарат управления, куда входят люди.
Другой закономерностью является то, что в основе управления лежит цель – как «первый, необходимый и решающий момент управленческой деятельности». Процесс осознания цели, обоснование ее необходимости и возможности ее достижения, получил название – целеполагание. В данном процессе система управления обществом получает свое практическое выражение, которое заключается в том, что социальное целеполагание придает определенную направленность процессу развития социальной системы. Отсюда управление зачастую определяется как целенаправленное воздействие.
Cодержание управления составляет регулирование системы (общества) посредством приложения к объекту управления целенаправленных воздействий. В процессе регулирования достигается соответствие системы определенным целям. Суть регулирования состоит, во-первых, в поддержании объекта в определенном состоянии; во-вторых, в направленном изменении объекта в соответствии с определенными целями.
Различают внешнее и внутреннее регулирование. Внешнее осуществляется посредством воздействия на объект управления извне, а внутреннее – это самоуправление системы.
Существует разнообразие видов управления. Прежде всего, в зависимости от того в какой системе оно происходит, выделяется:
— биологическое — управление процессами, протекающими в живых организмах;
— техническое — управление техническими процессами в машинах и устройствах;
— социальное — управление обществом, социальными процессами, деятельностью людей.
В свою очередь управление обществом различается на экономическое управление, политическое и управление социальной сферой. В рамках управления экономикой предполагается управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, финансами и т.д. Политическое управление — это воздействие на внутреннюю и внешнюю политику государства. И, наконец, управление социальной сферой предполагает целенаправленное воздействие на ту область жизнедеятельности человека, в которой реализуются условия труда и быта, здоровья и образования, досуга и т. д..
Таким образом, под управлением в широком смысле слова можно понимать свойство, которое присуще сложноорганизованным объектам (системам), суть которого заключается в том, что оно (данное свойство) упорядочивает, регулирует систему в условиях постоянных изменений, сохраняет ее целостность, устойчивость и качественную определенность.

2.  ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ПРЕДМЕТ УПРАВЛЕНИЯ
 
Предметом изучения психологии управления являются управленческие отношения. Под этими отношениями понимается взаимодействие людей участвующих в процессе целенаправленного воздействия, т.е. в процессе управления. Эти отношения возникают между управляющей и управляемой подсистемами (между субъектом и объектом управления).
Это особый вид отношений, характеризующийся тем, что в результате управленческих отношений не создаются непосредственно ни материальные, ни духовные ценности. Но они являются необходимым условием их производства. В зависимости от сферы (экономика, политика, культура и т.д.), где протекают управленческие отношения, они приобретают экономическую, политическую, идеологическую направленность.
Они отличаются от других отношений (экономических, политических и т.д.), прежде всего, по цели. Например, цель экономических отношений – создание продукта труда, цель управленческих – организация деятельности людей по созданию данного продукта. Отличаются также по содержанию, например, содержание производственного процесса – производственно-технологический цикл (он может быть разнообразным); содержание управленческого процесса – управленческий цикл, который всегда включает в себя определенные стадии: выбор целей, постановку задач и их реализацию.
Следующая особенность управленческих отношений — они всегда осознаются людьми, проходят через их сознание. Они создаются в результате сознательной деятельности людей. Экономические, политические отношения зачастую вообще не осознаются людьми.
Управленческие отношения подвижны. Экономические, политические, духовные – сохраняют свою сущность длительное время, (пока существует тип общества), управленческие – постоянно меняются.
Виды управленческих отношений многообразны: субординация, координация, самостоятельность, дисциплина и инициатива.
Отношения субординации выражают непосредственное подчинение одних людей другим. Эти отношения выстраиваются по вертикали. Субординация указывает приоритет общих целей управления над частными. Эти отношения всегда двусторонние; с одной стороны, администрирование и распорядительство; с другой – исполнительность и подчинение. Складываются отношения субординации между руководителями разного уровня, а также между руководителем и подчиненными.
Отношения координации являются согласованием деятельности субъектов в ходе реализации неких целей, а также проявлением самостоятельности субъектов. Характеризуются данные отношения горизонтальными связями и устанавливаются между руководителями одного управленческого уровня.
Отношения дисциплины проявляются через соблюдение норм и правил, которые касаются сторон деятельности использования материальных, технических и финансовых ресурсов.
Отношения инициативы предполагают, что при соблюдении норм, указаний человек должен действовать не автоматически, а обдуманно.
Таким образом, управленческие отношения – это отношения определенной зависимости, и выражаются они в терминах «подчинения» и «руководства». Возникают они вследствие объективной необходимости выполнения определенных управленческих функций (целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля). Управленческие отношения проявляются и как психологические, поскольку в их рамках происходит волевое воздействие на психику, хотя и не исчерпываются ими. Управленческие отношения ставят человека в положение либо объекта, либо субъекта управления. Все виды управленческих отношений проявляются в организации.

3.  МОТИВАЦИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ
психология управление межличностные отношения мотивация
Одним из принципов современной модели управления является принцип мотивации личности в организации. Управление как целенаправленное воздействие во многом зависит от имеющихся ресурсов и средств. Одним из средств воздействия на поведение человека, для достижения как общих групповых, так и индивидуальных целей, является мотивация.
Под мотивацией понимается «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации». Главными рычагами побуждения являются мотивы и стимулы.
Под стимулом понимается внешняя причина, побуждающая человека к активному действию. Например, в трудовом процессе в качестве стимула выступают условия труда, зарплата и т.д.
Мотив — это внутренняя побудительная сила. Одни авторы считают, что мотив — это только осознанные внутренние побуждения, другие — что к мотиву можно отнести и инстинктивные импульсы, например, биологические влечения и желания.
Во всех случаях мотивации основанием мотивов выступают потребности, т.е. потребности всецело определяют поведение человека. Само понятие потребность достаточно емкое. Отечественные авторы традиционно выделяют три группы потребностей:
— насущие (в пище, одежде и т.д.);
— социо-культурные (в образовании, отдыхе, спорте и т.д.);
— личностные.
Таким образом, поведение человека определяет сложная система потребностей. Они, влияя друг на друга, образуют индивидуальный комплекс потребностей человека, побуждающих его к деятельности. Надо отметить, что на этот комплекс влияют не только психологические особенности индивида, но и объективные обстоятельства в виде материальной и социальной среды. Зависимость системы потребностей человека от внешнего воздействия позволяет использовать ее в целях управления.
Средства, применяемые руководителем для воздействия на сознание людей с целью направления их поведения в определенное русло, в психологии называют стимулами. Они отличаются от внутренних мотивов, но между ними есть связь. Так, если внутренние установки не мотивируют человека, то и стимулы, предъявляемые извне, не окажут побуждающего (стимулирующего) воздействия. Поэтому одни и те же средства стимулирования, применяемые к разным людям, могут дать различный эффект.
Средства стимулирования выполняют две важные функции.
Во-первых, управленческую: оказания на подчиненного целенаправленного воздействия. Здесь средства стимулирования призваны убеждать человека в том, что между его поведением, самочувствием, с одной стороны, и значимостью совершаемых действий, отношений к своим обязанностям, с другой, существует причинно-следственная связь. С этой точки зрения стимулы выступают как специальная форма социальной оценки и социального контроля деятельности человека.
Во-вторых, средства стимулирования выполняют социализирующую функцию, которая позволяет личности закреплять положительные тенденции в поведении, адаптироваться к организационным условиям.
Традиционно средства стимулирования делятся на материальные (денежные вознаграждения) и моральные (положительные или отрицательные оценки поступков человека). Сила и направление стимула зависит от характера применяемого средства, а эффективность стимулирования существенно зависит от ряда психологических условий. К их числу относятся:
— непрерывность стимулирующих воздействий на личность;
— соответствие применяемых средств заслугам (или упущениям) подчиненного;
— сложившиеся традиции в группе;
— сочетаемость позитивных и негативных оценок;
— последовательное наращивание применяемых мер к одному и тому же человеку;
— учет самооценки человека и общественного мнения в группе.
Таким образом, при использовании того или иного средства стимулирования, необходимо учитывать психологические особенности его применения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Психологическаяподготовка имеет особое место в управленческой деятельности. Но особое значениепсихологические знания имеют в управленческом процессе.
Обладаяпсихологической подготовкой, талантливый менеджер сможет эффективноосуществлять свои функции, руководить работой предприятия.
Психологическая подготовка поможет менеджеру в общении с подчинёнными, онсможет лучше понять их потребности и мотивацию к деятельности. Он сможетизбежать конфликтных ситуаций как внутри коллектива, между исполнителями, так имежду исполнителями и подчинёнными. Умелое применение психологических знаний всочетании с другими благоприятными условиями развития производства приведут кповышению эффективности работы предприятия и увеличению прибыли.
Психологическая подготовка необходима менеджеру в целях совершенствованиясамого себя, своих личностных качеств и подчинённых. В конце концов, менеджерможет использовать свою психологическую подготовку в контакте с руководителямиболее высокого уровня, склоняя их к своей точке зрения.
Чем сложнееуправление, тем больше внимания уделяется предмету и задачам психологииуправления. Ежегодно растут требования к психическим процессам и умственнымспособностям человека, начиная от восприятия и внимания, и заканчиваяответственностью за человеческие жизни. Именно эти задачи и решаетуправленческая психология.

ЛИТЕРАТУРА
 
1.  Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. — М.: Наука,2002.-345с.
2.  Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. — М.: Наука, 2003.-145с.
3. КудряшоваЛ.Д., Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности. — Л.:Лениздат, 2006. — 160 с.
4.  Лебедев В.И. Психология и управление. — М.: 2000.-140с.
5.  Практическая психология для менеджеров: учеб.пособие / М.А.Кириллов – М: Познание, 2006.-199с.
6.  Самыгин С., Столяренко Л. Психология управления: учебное пособие.Ростов н/Д. «Феникс», 2007.-139с.
7.  Социально-психологические методы практической работы в коллективе:диагностика и воздействие. М.: 2000.203с.
8.  Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.