Реферат по предмету "Психология"


Психология в следственной и оперативно-розыскной деятельности

Реферат на тему:
Психология в следственной и оперативно-розыскнойдеятельности

Содержание
Введение
1. Психология в следственной и оперативно-розыскнойдеятельности
1.1 Психология предварительного следствия
1.2 Психология в оперативно-розыскной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Психологияследственной и оперативно-розыскной деятельности — разделы юридической психологии, в которых изучаются психологическиеаспекты раскрытия и расследования преступлений, а также разрабатываются психотехническиесредства воздействия на криминальные элементы.
Всвязи с тем, что профессия следователя и оперработника по ведущим характеристикамявляется профессией типа “человек-человек”, знание психологии людей, ориентацияв закономерностях и механизмах преступного поведения, в возможностях реализациипсихологических методов исследования и психотехнических приемов воздействия можетсущественно влиять на эффективность профессиональной деятельности данных категорийсотрудников правоохранительных органов.
Впреступной деятельности, как известно, нередко используется маскировка противоправныхдеяний, чтобы умышленно ввести в заблуждение следователей и оперработников. А поэтомув начальный период профессиональных действий им действительно сложно определитьс каким типом ситуации они столкнулись: то ли с объективно обусловленной следственной(дознавательной) задачей, где налицо прямые признаки преступления, то ли с субъективнозаданной искусно оформленной “загадкой”, которую можно решить лишь распутав “психологическиеследы" (или иначе собрав психологические источники доказательств и психологическипереиграв преступника).
1. Психология в следственной и оперативно-розыскнойдеятельности
 1.1 Психология предварительного следствия
Расследованиепреступления представляет собой восстановление истинной картины события, имевшегоместо в прошлом, по имеющимся в настоящем прямым и косвенным признакам (вещественнымдоказательствам, психологическим следам, свидетельским показаниям и пр.).
Впрофессиональном плане деятельность следователя характеризуется:
процессуальнойрегламентированностью средств и сроков следствия, высокой формализованностью социально-ролевойфункции следователя;
познавательно-поисковойи удостоверительной направленностью;
оперативностьюи целенаправленностью следственных действий (практические результаты одного действияпредопределяют выбор другого);
активностьюв преодолении возможного противодействия заинтересованных лиц;
наличиемвластных полномочий, широкой социальной коммуникативной и организационно-управленческойнаправленностью при одновременной ответственности за принимаемые решения.
Припсихологическом анализе в целостной профессиональной деятельности следователей выделяютобычно следующие структурные составляющие (подструктуры): познавательно-прогностическая,коммуникативная, организационно-управленческая, социально-воспитательная.
Впознавательно-прогностической подструктуре следственной деятельности весомая роль принадлежит следующим сторонам: поисковой,реконструктивной и удостоверительной. Первая из них представляет собой собираниеследователем разноплановой информации о событии преступления, вторая — текущий изавершающий анализ собранной информации и выдвижение на базе этого анализа и синтезаспециальных знаний версий, объясняющих случившееся событие, третья сторона — удостоверительная- это приведение всей добытой информации в специальную, предусмотренную закономформу — протокол, постановление и т.д.
Коммуникативнаяподструктура следственной деятельности заключаетсяв построении и сборе в ходе профессионального общения всей необходимой информации,а также при необходимости оказание следственно важных психотехнических воздействий.Особенно большой удельный вес эта подструктура имеет при допросах и очной ставке.
Приведенныйвыше психолого-структурный анализ целостной следственной деятельности, естественно,носит лишь ориентировочно-гносеологический характер. Его условность обнаруживаетсяв том, что в действительности выделенные структурные составляющие часто задействованыодновременно, тесно взаимосвязаны и взаимодействуют, влияя на эффективность конкретныхследственных действий и в целом на результат труда следователя.
Общийхарактер подхода к расследованию преступлений, в психолого-познавательном планеобъективно предопределен типом возникшей следственной ситуации. По содержанию онаможет быть или алгоритмической, требующей определенной последовательности следственныхдействий с конкретным набором средств и приемов расследования, или проблемной, требующейиз-за значительной неопределенности зон поиска и исходной информации творческогоподхода к реализации следственной стратегии и тактики. Второй тип следственных ситуацийпри опознании признаков преступления предполагает обращение серьезного вниманияне только на объективную, но и субъективную сторону преступного деяния, а такжеих адекватного соотнесения в рамках информационно-вероятностного моделирования происшедшегособытия. При его реализации в качестве объектов мысленного моделирования должнывыступить как само событие преступления, место и время его совершения, использованныесредства, материальные следы и факты, выявленные у очевидцев, так и субъективныефакторы (мотив, цель и др.) и социально-психологические условия преступления, проявившиесяв психологических коррелятах объективных признаков подготовки, обстоятельств совершенияпреступления и поведения различных лиц, с ним связанных. Именно подобный подходк расследованию сложных следственных ситуаций, где в моделировании уделяется значительноевнимание психологическому анализу, реально позволяет следователю сосредотачиватьсяна установлении связей и отношений, дающих наиболее высоковероятностное объяснениефактам, и намечать адекватные последовательные шаги в следственной деятельности.
Основнымпсихологическим аспектом ориентировки в субъективной стороне события преступленияи поведении, связанном с ним лиц, является выяснение и расшифровка психологическогосмысла процесса подготовки, совершения и результатов преступного деяния. В данномслучае осуществляется поиск ответов на следующие вопросы: кто по своему психологическомускладу (индивидуальным особенностям) и в силу каких побуждений мог совершить данноепреступление; к какому кругу лиц относится предположительно субъект преступления(в силу профессиональных, возрастных особенностей, “почерка”); какого поведенияможно ожидать от различных лиц в процессе предварительного расследования и т.д.
Ориентировкав объективной и субъективной сторонах преступления, в поведении лиц, которые в томили ином качестве причастны к нему, нацелена на диагностический сбор и расшифровкупервичной психологической информации для установления истины по делу. В этих целяхцелесообразным является, с одной стороны, психологическое “развертывание” (мысленныеповороты — рассмотрения) имеющих место в преступлении вещных предметов, документов,следов, явлений как можно в большем числе аспектов, трактовка очередности измененийв окружающей среде при отсутствии чего-либо или появлении нового, прослеживаниепричинных связей, имевшихся между объектами и другими материалами дела. С другойстороны, при выявлении и непосредственном общении с лицами, возможно, причастнымик преступлению, важно учитывать и прослеживать психологическую “цепочку” следующихсубъектных признаков: профессиональные и бытовые навыки, особенности речи (словесныеобороты, умолчания, оговорки, ослышки), мимика, жесты, поза говорящего, смена егопсихических состояний. Учет всех этих моментов крайне важен не только для следователей,но и для сотрудников служб, с ними взаимодействующих.
Реализацияв психологическом анализе обеспечивающей функции связана с определением направленийиспользования психологических данных и характеристик. Обычно последние в ходе предварительногоследствия важны для:
выдвиженияи проверки версий, планирования расследования в полном объеме;
поискаи закрепления доказательств;
расширенияили сужения круга подозреваемых;
поискаи определения круга потерпевших, свидетелей;
своевременногоприменения меры пресечения;
определениявозможных действий по сокрытию следов преступления или оказания влияния на должностныхлиц, связанных с раскрытием и расследованием преступления, а также на свидетеля,потерпевшего и других лиц;
выбораи реализации психологических приемов установления контакта или воздействия на подозреваемогои других лиц[1].
Итак,раскрытый алгоритм психологического анализа субъективной стороны расследуемого событияполезен, во-первых, для совершенствования самого процесса познания следователя,формирования его внутреннего убеждения и принятия соответствующих процессуальныхрешений, а во-вторых, для качественного оформления материалов дела, с которыми будетзнакомиться обвиняемый, адвокат, прокурор, судья и другие участники судебной деятельности.
Наформирование психологической линии поведения следователя при подготовке, непосредственномпроизводстве и фиксации результатов конкретных следственных действий влияют тригруппы факторов: личностные особенности следователя, поведение других лиц и особенностиобстановки расследования преступления.
Какони сказываются на проведении конкретных видов следственных действий рассмотримболее подробно.
Психологияосмотра места происшествия. Профессиональнограмотное восприятие обстановки места происшествия позволяет следователю представитьобщую картину события и выявить необходимую эмпирическую базу данных для выдвиженияверсий, проведения других следственных действий. При этом на выработку уясненийпсихологической линии поведения следователя, прежде всего, влияют: степень развитостиу него поисковых способностей; наличие или отсутствие здоровой рабочей атмосферыв следственно-оперативной группе; наличие или отсутствие волнения из-за страха совершитьпубличную ошибку или поспешные поверхностные действия; характер физических и психологическихусловий на месте преступления (погодно-климатические условия, неблагоприятное времясуток, неблагоприятный фон преступления, значительная неопределенность в познаниипроисшедшего события, давление обстановки и т.д.).
Так,проводя осмотр места происшествия, следователь должен не только зрительно фиксироватьвсе материальные следы преступления, но и при наличии потерпевших в то же времяприслушиваться, о чем они говорят, наблюдать за действиями криминалиста и другихучастников следственно-оперативной группы. Все это требует от следователя уменияне только концентрировать, но и распределять, переключать внимание, удерживать воперативной памяти большой объем распознаваемой информации, осуществлять критическийанализ всей поступающей информации[2].
Реализацияданного следственного действия может значительно затрудняться при наличии преступнойинсценировки — имитации, направляющей следователя по ложному пути необъективныхфактов и обстоятельств, специально придуманных преступником для получения негативногоисхода следствия. Инсценировки часто используются преступниками для того, чтобы:
скрытьфакт совершения преступления (например, для сокрытия хищения устраивается пожар);
скрытьодно преступление, продемонстрировав другое (например, убийство маскируется поддорожно-транспортное преступление);
подготовитьпреступление инсценировкой (например, сжечь старый, но застрахованный автомобиль,чтобы получить страховку);
представитьнепреступное действие преступным (например, самоповреждение, сделанное женщинойс целью привлечения к наказанию изменившего мужа или любовника);
фальсифицироватьотдельные доказательства и пустить следствие по ложному пути (например, подбросна место происшествия личных документов другого человека) и др.
Инсценировкуместа преступления можно распознать по следующим общим моментам:
чересчурдемонстративный характер признаков события;
наличиепризнаков различных преступлений;
несоответствиепризнаков на месте происшествия механизму подлинного преступления.
Психологическаяустановка на выявление элементов субъективной стороны преступления всегда обеспечитследователю выявление на месте преступления, во-первых, определенных психологическиххарактеристик, относящихся к личности преступника (за счет использования приемовсоставления психологического портрета), во-вторых, установление уровня преступногоопыта человека и/или его статуса в преступной группе, в-третьих, выявление психологическогосостояния, имевшего место в момент совершения преступления. В качестве примера значимостипсихологического портретирования при раскрытии сложных (в том числе серийных) преступленийможно привести расследование известного уголовного дела сексуального маньяка А.Чикатило, где по характеру повреждений, оставляемых им на трупах, было составленопсихологическое описание убийцы, которое впоследствии во многом подтвердилось.
Дляформирования версий по итогам осмотра места происшествия и при реализации другихследственных действий следователь должен обладать развитым профессиональным мышлением,интуицией и воображением. Для совершенствования эффективности профессиональногомышления следователь может реализовать следующие психотехнические приемы:
1)Прием ориентации мышления, связанный с “разложением” сложной информации на составныечасти, выявлением логических, причинных связей, определением способов мышления ит.п.
2)Прием психологизации мышления, основанный на использовании эмпатии и рефлексии впереводе мысли в русло психологических рассуждений и умозаключений.
3)Прием воссоздания недостающих фрагментов и целостной мыслительной картины преступления,базирующихся на реконструкции событийного ряда из объективных психологических фактов.
4)Прием преодоления “умственных тупиков”, предполагающий использование умственныхсредств преодоления “стереотипов”, конвергентности мышления, “эмоциональных зацикливаний”и т.п.
5)Прием актуализации самоконтроля, умозаключений и выводов, базирующийся на реализацииустановки на самокритику, устранение субъективно-стилевых предпочтений и т.п.
6)Прием использования возможностей группового мышления, учитывающий синергетическиепреимущества правильно проведенных методов “мозгового штурма”, групповой дискуссиии др.
Психологиядопроса. Допрос — одно из важнейших, но психологическидостаточно сложных следственных действий, которое обеспечивает получение доказательствв ходе профессионального общения следователя с лицами, причастными к уголовномуделу. В зависимости от коммуникативной ситуации, складывающейся во время допросаследует различать допрос в конфликтной (с жестким и нежестким соперничеством) ив бесконфликтной ситуации, а поэтому всех допрашиваемых на следствии условно можноразделить на три основные категории:
1)заинтересованных в положительных результатах расследования и вследствие этого оказывающихсвоими показаниями помощь правоохранительным органам в установлении истины по уголовномуделу;
2)безразлично относящихся к деятельности правоохранительных органов;
3)незаинтересованных в том, чтобы преступление было раскрыто и истина была полностьювосстановлена, и вследствие этого противодействующих усилиям правоохранительныхорганов.
Всоответствии с указанными моментами, а также процессуальным правовым статусом ииндивидуально-психологическими особенностями допрашиваемого избирательно и строитсястратегия и тактика поведения следователя при реализации данного вида профессиональногообщения. В самом общем плане в структуре допроса можно выделить пять основных стадий:
1)подготовка и вызов на допрос;
2)установление психологического контакта в начале профессионального взаимодействия;
3)выяснение в ходе допроса следственно значимой информации;
4)завершение допроса и психологическая подготовка допрашиваемого к возможному участиюв других следственных действиях (очной ставке, предъявлении для опознания и др.);
5)профессиональный и психологический анализ итогов и в целом эффективности проведенногодопроса.
Краткораскроем суть и психологические особенности реализации каждой из указанных стадийпо отношению к различным по процессуально-правовому статусу участникам следствия.
Приподготовке к допросу основными задачами следователя являются создание его информационнойбазы; определение возможных стратегии и тактик профессионального общения; планированиеи обеспечение всех условий для эффективного проведения стадий допроса[3].
Информационнаябаза формируется из всех возможных источников (материалы дела, оперативные сведения,диагностический сбор информации о личности допрашиваемого, его образе жизни, отношениек совершенному преступлению и пр.). Готовясь к допросу необходимо также учитывать,что некоторые лица, в начале предварительного следствия в процессуальном отношенииявляющиеся свидетелями, в дальнейшем могут оказаться подозреваемыми, обвиняемыми.А поэтому следователь, собирая данные о конкретном субъекте, которого предстоитдопрашивать, должен, во-первых, прогнозировать, какую позицию тот может занять напоследующих допросах, а, во-вторых, с учетом изучения его личностных особенностейподобрать наиболее эффективные приемы психологического взаимодействия с данным лицомс учетом вероятностных моделей его поведения.
Следовательимеет возможность выбрать тот или иной способ, место и время вызова конкретноголица на допрос, что дает определенные преимущества тактического и психологическогохарактера. Так, оперативность и внезапность вызова на допрос могут сыграть рольследственно благоприятных факторов, так как субъекту не останется времени для налаживанияразличных контактов с заинтересованными лицами в целях совместного принятия согласованныхмер, направленных на сокрытие истины. Выбор места и пространственная организацияобщения во время допроса также могут влиять на реализацию следственных стратегическогои тактического замыслов, в том числе с учетом характера возможных отношений (конфликтных,бесконфликтных).
Избирательностьпланируемой линии поведения следователя на допросе требует создания и ряда другихусловий, которые обусловлены выявлением конкретного типа показаний.
Установлениепсихологического контакта с допрашиваемым с учетом психологических особенностейего личности и текущего психологического состояния является ключевым моментом дляуспеха данного следственного
действия.Обычно при допросе свидетелей, потерпевших, подозреваемого установление контактазависит от типа исходной ситуации — конфликтной или бесконфликтной.
Так,при наличии активного противодействия допрашиваемого лица следователь должен ужепри первых процессуальных фразах за счет их построения и эмоциональной тональностисоздать благоприятное впечатление человека, уважающего личное достоинство собеседника.Например, при допросе свидетеля им может быть обращено внимание на понимание психическогосостояния допрашиваемого и выражено сочувствие по поводу причиненного беспокойства.Благожелательность и обращение к допрашиваемому по имени и отчеству, а также сообщениеследователем некоторых сведений о себе и тех ожиданиях, которые он возлагает наповедение допрашиваемого лица, подчеркивание имеющихся у него позитивных качеств- все это располагает и активизирует диалогическое общение.
Преодолениеопределенных психологических барьеров, препятствующих допросу подозреваемых (например,бравады, наглости, установки на противодействие и др.), достигается за счет специальныхпсихотехнических приемов воздействия, гибко учитывающих актуализированные потребностидопрашиваемого, его психическое состояние и личностные особенности. При этом демонстрируемыеследователем корректность, справедливость, внимательность, ситуативная гибкость,чуткость, эмоциональная устойчивость оказывают благоприятное влияние не только наустранение барьеров в общении, но и смягчение противодействующей позиции допрашиваемого.
Натретьей стадии допроса — основной по времени и затрачиваемым следователем усилиям- психологически специфическими по содержанию являются три условно выделяемые фазы:а) фаза свободного рассказа допрашиваемого; б) фаза детализации и в) фаза систематизацииполученной информации.
Предоставлениедопрашиваемому возможности в свободной форме изложить все ему известное о случившемсяисключает суггестивные воздействия со стороны следователя, а также негативные влиянияна функционирование памяти, облегчая течение свободных ассоциаций.
Вслучае неспособности или нежелания допрашиваемого воспроизводить определенные событияследователь применяет в зависимости от возникших обстоятельств те или иные тактикии приемы, способствующие детализации допроса. В случае бесконфликтной ситуации допросачасто используются: “членение на темы свободного рассказа”, первоначальное подробноеизложение наиболее расследуемого эпизода, оказание мнемической помощи допрашиваемому.
Психологическиобоснованная следственная тактика всегда ориентирует следователей, во-первых, навыявление мотивов ложных показаний или самооговора, а, во-вторых, в возможностяхиспользования целого арсенала психотехнических методов и приемов изобличения свидетелей(потерпевших, подозреваемых и обвиняемых) в даче ими ложных показаний, а также оказанияна них правомерного психологического воздействия с целью получить правдивые показания.Среди возможных здесь методов и приемов используются: убеждение, создание искаженногопредставления об осведомленности следователя (“допущение легенды”), групповой допрос,постановка косвенных вопросов, использование “слабых мест” допрашиваемого, неожиданноепредоставление обличающих доказательств, повторный допрос и др[4].
 1.2 Психология в оперативно-розыскной деятельности
ВФедеральном законе “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995 годаосновными задачами данного вида деятельности считаются:
выявление,предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установлениелиц их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществлениерозыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся отуголовного наказания, а также розыск пропавших без вести;
добываниеинформации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономическойили экологической безопасности Российской Федерации.
Учитывая,что оперативно-розыскная деятельность (ОРД), основывающаяся на конституционных принципахзаконности, уважении прав и свобод человека и гражданина, может осуществляться конспиративно,на основе гласных и негласных методов и средств, которые нацелены на преодолениесопротивления преступных групп и разрушение их преступных замыслов, то учет и применениездесь психологической науки крайне важно при реализации большинства из 14 регламентированныхФедеральным законом видов оперативно-розыскных мероприятий:
1)опроса граждан;
2)наведения справок;
3)сбора образцов для сравнительного исследования;
4)проверочной закупки;
5)исследования предметов и документов;
6)наблюдения;
7)отождествления личности;
8)обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
9)контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
10)прослушивания телефонных разговоров;
11)снятия информации с технических каналов связи;
12)оперативного внедрения;
13)контролируемой поставки;
14)оперативного эксперимента.
Изприведенного перечня мероприятий видно, что, например, органы дознания должны использоватьвесьма специфичные в психологическом плане техники личного сыска, оперативного внедрения,контроля и противоборства, чтобы упреждать противоправную деятельность преступников.
Впсихологической структуре профессиональной деятельности оперативных работников ведущуюроль играют познавательно-поисковая и коммуникативная подструктуры.
Наибольшийинтерес для юридического психолога представляет коммуникативная подструктура ОРД,в ней важную роль играет, прежде всего, компетентность в вопросах тактики установленияпсихологического контакта и развития доверительных отношений с различными объектамиих заинтересованности. Из-за того, что им часто приходится вести конспиративноеобщение, то уже само установление психологического контакта с объектами заинтересованностипротекает по специфическим психологическим закономерностям и при значительной инициирующейактивности оперативного сотрудника. Так, для успешного заведения знакомства оперативныеработники обычно составляют тщательный план, в котором отражают личностные особенностиобъекта их интереса, детально продумывают предлог для знакомства, особенности речевого,неречевого и ролевого поведения. При этом именно последнее накладывает заметныйотпечаток на все особенности конспиративного общения.
Оперативныеработники, учитывая психологическую суть контекста взаимодействия с объектами заинтересованности,которая состоит в достижении взаимопонимания и снятии психологических барьеров приобщении, всегда одновременно нацелены и на получение профессионального результата- значимой информации или совершения каких-либо действий, важных для успешного решенияоперативно-служебных задач.
Психологическиебарьеры, затрудняющие установление контакта могут носить мотивационный, интеллектуальный,эмоциональный и волевой характер. В качестве мотивационных барьеров могут выступать:нежелание гражданина в данный момент вести с оперработником откровенный разговор,наличие предубежденного отношения к правоохранительным органам, боязнь мести состороны преступного элемента и др.
Интеллектуальныебарьеры могут быть вызваны ошибками неверного восприятия оперработником и гражданиномдруг друга, особенностями их мышления, речи, в целом противоположностью личностныхстилей, различиями в уровне образования, осведомленности в тех или иных вопросахи т.д.
Эмоциональныебарьеры могут быть обусловлены как отрицательными (астеническими) переживаниямии чувствами, которые испытывает оперработник к данному лицу, с которым необходимоустановить контакт, так и эмоциональными состояниями объекта заинтересованности(подавленность, раздражительность, невыдержанность, агрессивность и пр.).
Волевыебарьеры могут иметь место, когда, например, оперработник форсирует подчинение гражданинасвоей воле или гражданин не может заставить себя отказаться от установки либо отданного кому-либо обещания не вступать в контакт с сотрудниками правоохранительныхорганов.
Преодолениеуказанных психологических барьеров в общении достигается за счет особой “психологическойнастройки" (“подстройки”) оперработника к личностным особенностям людей, скоторыми он вступает в контакт, применения определенных психотехнических приемови создания условий, оптимизирующих динамику профессионального общения.
Стремясьустановить психологический контакт с объектом заинтересованности даже при неблагоприятныхобстоятельствах, оперработники всегда пытаются, прежде всего, снять мотивационныебарьеры и вызвать у партнеров по общению личный интерес к взаимодействию. В этойсвязи реализуются психотехнические приемы: “первичного накопления согласия”, “эмоциональноговключения собеседника в общение”, “демонстрации аттракции" (то есть, привлекательностидля другого) и т. д[5].
Впрофессиональном общении задачей оперработников является не только обеспечение взаимнойзаинтересованности, но и установление доверительных взаимоотношений с партнеромпо взаимодействию. С позиции социальной психологии, доверительные отношения — этоспецифический способ социально-психологического обособления в некоторую общность“мы”, где осуществляется откровенный обмен значимыми для общающихся мыслями, которыераскрывают их глубинные, интимные стороны личности, так как существует уверенностьпартнеров в друг друге как в надежных и добросовестных людях.
Сточки зрения юридических психологов, возникновение в оперативной работе доверительныхотношений с объектом заинтересованности — это относительно устойчивое состояниевзаимоотношений сотрудника с гражданином, который доверяет ему конфиденциальнуюинформацию для решения оперативно-служебных задач. При этом конфиденциальная информация- это те сведения, которые до определенного времени не подлежат огласке.
Впрактике общения, реализуемого в целях ОРД, информацию часто получают путем ее выведыванияу лиц, которые имеют криминальную направленность личности. В большинстве таких случаевуспех напрямую зависит не только от умения устанавливать с объектом заинтересованностипсихологический контакт, но и осуществлять на них целенаправленные воздействия,в том числе как на сознательную, так и бессознательную сферу психики.
Существуетдва основных пути получения профессионально значимой информации:
а)словесно-репродуктивный — это побуждение объекта заинтересованности к непроизвольнойвербальной репродукции (непроизвольным высказываниям) фактов, представляющих интересдля сотрудников правоохранительных органов;
б)моторно-репродуктивный — это побуждение объекта заинтересованности к непроизвольнымневербальным реакциям и экспрессивным проявлениям, содержащим соответствующую информацию.
Заключение
Указанныевыше психологические подходы и приемы могут успешно использоваться не только в процессевыведывания оперработниками информации, но и в ходе предупреждения и пресеченияпреступной деятельности, при проведении дознания и предварительного расследования(при работе в составе оперативно-следственной группы).
Припроведении оперработниками дознания часто используются различные методы воздействияна преступников. Основными среди них на практике являются убеждение, принуждение,внушение, постановка и варьирование задач. Каждый из указанных методов реализуетсяна основе специфических приемов воздействия, эффективность применения которых предопределяетсядействием ряда признаков:
1)воздействие должно осуществляться всегда с учетом конкретных особенностей личностии общих закономерностей функционирования психики;
2)процесс воздействия, его элементы, обратная реакция лица, на которое воздействуют,должен заранее планироваться и прогнозироваться по всей структуре воздействия наданную личность;
3)положительное восприятие воздействия обязательно должно стимулироваться и способствоватьпроявлению психической активности лица, на которое оно направлено;
4)воздействие во всех случаях должно строго ограничиваться процессуальными правомочиями(то есть, ни в коем случае не должны нарушаться права лица, на которое оказываетсявоздействие);
5)при воздействии обязательно учитываются те внешние условия и динамика их развития,в которых оно осуществляется;
6)воздействие должно осуществляться с учетом совокупности конкретных фактов, обстоятельств,которые служат базой для возникновения определенной направленности мыслительныхи иных процессов у лица, на которое оказывается воздействие;
7)воздействие всегда должно быть комбинированным, реализовываться с учетом возможногорегулирования, изменения, возбуждения определенного состояния лица, на которое онооказывается[6].
Список использованных источников
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997.
2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
4. Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии. Л., 1986.
5. Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступника. М., 1982.
6. Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :