Реферат по предмету "Психология"


Психосоматическое здоровье

Психосоматическое здоровье
Введение
Проблемапсихосоматического здоровья составляет значительную часть «болезнейцивилизации» и на протяжении последнего века являлись объектом интенсивныхисследований в рамках так называемой психосоматической медицины, ввидувозрастающей роли их в общей заболеваемости населения.
Двумя основнымигруппами психосоматических расстройств являются «большие» психосоматическиезаболевания, к которым относят ишемическую болезнь сердца, гипертоническуюболезнь, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальнуюастму и некоторые другие, и «малые» психосоматические расстройства –невротические нарушения внутренних органов, или так называемые «органныеневрозы».
Современныепредставления о сущности проблемы психосоматического здоровья предполагают учетвсей совокупности изменений, затрагивающих как биологический уровень нарушений(соматические симптомы и синдромы), так и социальный уровень функционированияпациента со сменой ролевых позиций, ценностей, интересов, круга общения, спереходом в принципиально новую социальную ситуацию со своими специфическимизапретами, предписаниями и ограничениями.
Тематика, схожая свыбранной темой курсовой, рассматривалась в трудах таких авторов, какКарвасарским Б.Д., Перре М., Бауманном У., Кельнером и др.
Целью данной курсовой работы является исследование выявленияриска развития психосоматических расстройств у подростков. Для достижения этойцели необходимо:
1)      описатьособенности развития психосоматических симптомов
2)      датьпонятие здоровью и болезни
3)      описатьметодику исследования
Объектом исследования является компоненты психики человека.Предметом исследования является психосоматические расстройства. Безусловно, что подростки  обладаютрядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимодля того, чтобы получать достоверные результаты в процессе ихпсиходиагностического обследования.
Подростковый возраст представляет собойначальный шаг на пути перехода от детства к взрослости. Ребенок знает и отчастиправильно может оценивать себя как с положительной, так и с отрицательнойстороны, видя свои достоинства и недостатки. Такое отношение, помимо прочего,противоречиво.
Подросток, с одной стороны, может видеть иоценивать себя как вполне достойного, заслуживающего уважения человека, а сдругой стороны – как личность, обладающую многими реальными недостатками, откоторых необходимо избавляться.
Но и в этом подросток чаще всего проявляетсебя не как взрослый человек, он по-детски преуменьшает недостатки. Источникомнормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятсясоциализированные нормы. Это – лидерские групповые нормы, принятые вреферентных группах.
В связи с поставленной целью нами былавыдвинута гипотеза: выявление уровня риска появления психосоматическихрасстройств позволит  организовать грамотную психотерапевтическую работу сдетьми, и обратить внимание на их самочувствие, психологическое состояние. Этов свою очередь предупредит появление психосоматических заболеваний.

История развития учения о психосоматике
Появление термина«психосоматический», согласно литературе, относится к 1818 г. (Хайнрот), а термин «соматопсихический» -  к 1822 г. (Якоби), но сами вопросы соотношениясоматического (телесного) и психического (духовного) являются одними издревнейших в философии, психологии, медицине.
Зарождениепсихосоматической медицины связывают с работами Фрейда, указывая, что этонаправление начинается с истории болезни Анны О., в которой впервые былопредставлено возникновение физического симптома конверсии.
Хотя сам Фрейдникогда ни в одной из своих работ не использовал термина «психосоматическаямедицина», в дальнейшем благодаря работам группы учеников и последователейФрейда в Америке – 30-40–е гг. – и европейских исследователей – послевоенныегоды – понятие психосоматической медицины получило широкое распространение, вчастности, благодаря открытию центров психосоматической медицины и изданиюсоциальных журналов.
Представления освязи между психическими процессами и соматическими нарушениями восходят кдревним медицинским трактатам. Так, предполагалось, что неудовлетворенноежелание женщины иметь ребенка приводит к движениям матки, которые  связаны сболями в нижней части живота.
 Эта картина болезнибыла названа истерией. И наоборот, ипохондрия считалась органическимзаболеванием, имевшим место в подреберной области.
Заслуга французскоговрача Поля Брике заключалась в том, что он в середине прошлого века подчеркнулнеобходимость дескриптивного подхода к картинам болезни, включающего научноеисследование, и выступил против разработки комплексных теорий на основенедостаточных наблюдений.
В Новое время учениео связи соматических заболеваний и психических процессов назвалипсихосоматикой. Спектр возможных причин возникновения психофизиологическихрасстройств весьма широк, начиная от органически – биологических допреимущественно психических.
Как утверждаетКельнер, и сегодня под психосоматическими расстройствами понимают прежде всегосоматические заболевания, в этиологии которых, по крайне мере у частипациентов, существенную роль играют психологические процессы.
Эти «классические»психосоматические заболевания согласно новым классификационным критериям преждевсего диагностируются как органические болезни. Психологическим процессампридается существенное значение в возникновении и поддержании этих болезней.
С понятием«соматизация», как правило, связано представление о том, что перегрузкисвязанные с психосоциальными и эмоциональными проблемами, проявляются в первуюочередь в виде соматических симптомов. Хотя пациент обычно акцентирует своевнимание лишь на нескольких симптомах, в анамнезе часто обнаруживаются другиемногочисленные соматические нарушения.
Причины возникновенияпсихосоматических заболеваний
Психосоматическоерасстройство используется для обозначения любого расстройства с соматическими(телесными) проявлениями, которые имеют от части когнитивную и эмоциональнуюэтиологию, т.е. в некоторой степени психологические.
Имеется несколькоподходов к рассмотрению этих расстройств.
Согласно одномушироко распространенному подходу, выделяется 3 категории расстройств:
1.    те, которые связаны с общейструктурой личности индивида (например, очень тревожные люди демонстрируютболее высокую склонность к дыхательным расстройствам)
2.    те, которые тесно связаны собразом жизни человека (у людей, деятельность которых связана с большиминапряжениями и стрессами, чаще встречается гипертензия и желудочныерасстройства)
3.    те, которые проявляются преждевсего в виде чрезмерного реагирования на какие-то вещества и состояния(аллергии)
Одной из причинвозникновения различных психосоматических заболеваний могут быть психическиефакторы. Важной группой таких факторов являются негативные эмоции.
При некоторыхзаболеваниях они играют основную роль. Эмоции оказывают влияние на иммуннуюсистему, гормональное состояние, периферическую физиологическую активацию(например, частоту сердцебиений и артериальное давление).
Большую роль играютследующие эмоции:
1.   важными для возникновения язвы желудка или двенадцатиперстной кишки помимо инфекций являются эмоции, возникающие внедостаточно контролируемых ситуациях: тревога, чувство беспомощности иперегрузки
2.   гнев, ориентированный на преодоление возникшей проблемы.Основная причина возникновения эссенциальной гипертонии и в связи с этимстенокардии и инфаркта миокарда. Гнев и враждебность относятся к темкомпонентам личности, в которых заключено различие между лицами, имеющими и неимеющими сердечно-сосудистые заболевания.
3.   Для других расстройств (таких как астма, кожныезаболевания).
С позиций психологииотношений переживание является следствием нарушения  отношений человека;болезненный же патогенный характер оно приобретает при расстройствах отношенийличности, занимающих центральное место в общей системе отношений человека кдействительности.
Их значимость –основное условие эмоционально-аффективного напряжения,нейро-вегетативно-эндокринный коррелят которого является центральным звеном вмеханизмах развития психосоматических расстройств.
Тяжелое хроническоесоматическое заболевание существенно изменяет всю социальную ситуацию развитиячеловека. Оно изменяет его возможности в осуществлении различных видовдеятельности, ведет к ограничению круга контактов с окружающими людьми,приводит к смене места, занимаемого им в жизни. В связи с этим наблюдаетсяснижение волевой активности, ограничение руга интересов, вялость, апатичность,нарушения целенаправленной деятельности с падением работоспособности,обеднением и оскудением всего психического облика.
Психосоматическийцикл (это понятие предлагает Коркина), когда периодическая актуализацияпсихологических проблем и связанных с ними длительных или интенсивныхэмоциональных переживаний приводит к соматической декомпенсации, обострениюхронического соматического заболевания или формированию новых соматическихсимптомов.
Теориипсихосоматических заболеваний
Существует несколькотеорий, объясняющих происхождение заболеваний психосоматических. Согласно однойиз них, они являются следствием стресса, обусловленного длительно действующимии непреодолимыми психическими травмами. Другая теория связывает ихвозникновение с внутренним конфликтом между одинаковыми по интенсивности, норазнонаправленными мотивами индивида.
Предполагается, чтонекоторые типы мотивационных конфликтов специфичны для отдельных формпсихосоматических заболеваний. Так гипертония связывается с наличием конфликтамежду высоким социальным контролем поведения и нереализованной потребностьюиндивида во власти.
Нереализованнаяпотребность вызывает агрессивность, проявить которую человек не может из-заустановок социальных. Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки связывается снеприемлемой для самовосприятия потребностью в защите и покровительстве.
Согласно третьейтеории, неразрешимый конфликт мотивов – как и неустранимый стресс – порождает вконечном счете реакцию капитуляции, отказ от поведения поискового, что создаетнаиболее общую предпосылку к развитию заболеваний психосоматических. Этопроявляется в виде явной или маскированной депрессии.
А поражениеконкретных органов и систем обусловлено генетическими факторами илиособенностями онтогенетического развития, определяющими и недостаточностьмеханизмов защиты психологической.
В отличии отневрозов, в основе которых так же лежит интрапсихический конфликт, призаболеваниях психосоматических происходит двойное вытеснение – не тольконеприемлемого для сознания мотива, но и тревоги невротической и всего поведенияневротического.

Здоровье и болезнь
Разграничениеболезни и здоровья в целом требуется только для выполнения общественных задачпо обеспечению больных. С этой целью было принято прагматичное решение: больные– это все люди, которых врачи определили как больных, поставив им тот или инойдиагноз.
Что касается понятия«здоровье», то здесь ситуация иная. Нет никаких специальных понятий здоровья;человек не может быть здоров тем или иным образом.
Если у него естькакая-либо болезнь, то есть «в нем» присутствует дефект, значит, этот человекнездоров, при этом безразлично, какая именно у него болезнь. В этом отношенииздоровье можно понимать как отсутствие какой то ни было болезни.
Болезнь или здоровьеявляются результатом взаимодействия болезнетворных факторов (вирусов, излученияили стресса) и факторов, благоприятных для здоровья, таких как сохраннаяиммунная система, хорошая конституция или хорошая разработанная стратегиясовладания.
Здоровье – это нетолько состояние, которое должно быть восстановлено лечебными мероприятиями;здоровье – это еще и цель превентивных мер. В соответствии с этим Беккер даетследующее определение: «Под «душевным здоровьем» мы понимаем набор всех техпсихических качеств, т.е. относительно стабильных  характеристик эмоций иповедения, которые снижают вероятность возникновения психического заболевания».
Психосоматическоезаболевание (психосоматоз) – причиной является влияние психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний – бронхиальной астмы,гипертонической болезни, стенокардии, язвенной болезни двенадцатиперстнойкишки, язвенного колита, нейродермита.
Психологическиефакторы играют роль и при других заболеваниях: мигренях, эндокринныхрасстройствах, злокачественных новообразованиях.
Следует различатьпсихосоматозы, возникновение которых определяется психическими факторами илечение их должно быть направлено прежде всего на устранение и коррекцию(психотерапия и психофармакология) этих факторов, и остальные заболевания(включая инфекционные), на их динамику психические и поведенческие факторыоказывают существенное воздействие, меняя неспецифическую сопротивляемостьорганизма, но при этом не является первопричиной их возникновения.
Психосоматическоездоровье – это состояние душевного благополучия, характерное отсутствиемболезненных психических проявлений и обеспечивающих адекватную условиямдействительности регуляцию поведения и деятельности. содержание понятия неисчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отраженыобщественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизньчеловека.
Определениекритериев здоровья психосоматического – сложная комплексная проблема. Выделяютследующие основные критерии психосоматического здоровья:
-       Соответствие субъективных образовотражаемым объектам действительности и характера реакций внешним раздражителям,значащую жизненных событий.
-       Адекватный возрасту уровеньзрелости личностных сфер эмоционально-волевой и познавательной
-       Адаптивность в микросоциальныхотношениях
-       Способность самоуправленияповедением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности вих достижении
 

Качество жизни
В современнойпсихологии широкое распространение получил термин «качество жизни, связанное создоровьем», и в течение последних двух десятилетий объектом различныхклинических исследований является изучение качества жизни при соматическихзаболеваниях.
Это объясняется тем,что реабилитация и сохранение здоровья пациента невозможны без учетапсихоэмоциональных особенностей личности, степени «удовлетворенности» своимсостоянием, уровня независимости и общественного положения, личных убеждений идругих аспектов, определяющих «степень комфортности как внутри себя, так и врамках своего общества».
Качество жизни – этоинтегральная характеристика физического, психологического, эмоционального исоциального функционирования больного, основанная на его субъективномвосприятии. Установлено, что оценка качества жизни, сделанная больным, часто несовпадает с оценкой качества жизни, выполненной психотерапевтом.
По рекомендациямВсемирной организации здравоохранения, основополагающими критериями качестважизни человека 20 века являются:
-       физические (сила, энергия,усталость, боль, отдых, сон)
-       психологические (положительныеэмоции, мышление, самооценка, внешний вид, негативные переживания)
-       уровень самостоятельности(повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения)
-       общественная жизнь (личныевзаимоотношения, общественная ценность, сексуальная активность)
-       окружающая среда (благополучие,безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского исоциального обеспечения, доступность информации, досуг, экология)
-       духовность (религия, личныеубеждения)
Особое значениеимеет определение качества жизни при хронических заболеваниях, склонных кпрогрессированию и осложнениям, приводящих к существенным ограничениям всехсоставляющих нормальной жизнедеятельности человека. К числу таких заболеванийотносится сахарный диабет.
Качество жизнизависит от степени мотивации к здоровому образу жизни. Также важными факторамиявляются психологические реакции на болезнь, перенесенные стрессовые ситуации.
Психотерапия
Психотерапияоказывается несомненно полезной при различных психосоматических расстройствах.Направленная на восстановление тех элементов системы отношений пациента,которые определяют возникновение участвующего в этиопатогенезе заболеванияпсихического стресса либо развитие в связи с последним невротических«наслоений».
Психотерапияспособствует  уменьшению клинических проявлений заболевания, повышениюсоциальной активации, их адаптации в семье и обществе, а также повышаетэффективность лечебных воздействий биологического характера.
При лечениипрофилактике предупреждения появления психосоматических заболеваний широкоприменяются различные методы психотерапии:
-       гипнотерапия
-       аутогенная тренировка
-       внушение и самовнушение и др.
Основным результатомявляется преодоление зафиксированных реакций тревоги. С помощью указанныхметодов можно воздействовать на психопатологические нарушения – страх, астению,депрессию, ипохондрию, а также на нейровегетативные и нейросоматическиефункционально-динамические расстройства.
Психологическиефакторы патогенеза заболевания:
-       интрапсихический конфликт
-       механизмы психологической защиты
-       внутренняя картина болезни
-       система значимых отношений
В последнее времявнимание все больше привлекают психологические аспекты возможностииспользования эффективности психотерапии при психосоматических заболеваниях.
 Известно, чтотяжелые стрессовые ситуации, воздействия сопровождаются подавлениемиммунокомпонентной системы, в  то время как стабилизация психического состоянияприводит к позитивным сдвигам в ней.

Практическая часть
К подросткам, – кольскоро они уже не дети, но еще и не взрослые – необходим особый психодиагностическийподход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты.
Повышенное вниманиеподростка к самопознанию создает благоприятные условия для применения впроцессе их тестирования методик, позволяющих получать интересные и полезныесведения о себе.
Подросток гораздоболее независим и гораздо менее податлив внешнему психологическому влиянию,особенно со стороны взрослых людей, родителей и учителей.
Эта независимость,однако, относительная и скорее напоминает собой негативистическую реакцию наслова и действия взрослого человека, чем взвешенный самостоятельный поступок.
Этот возраст такжехарактеризуется началом установления подлинной социально-психологическойнезависимости во всех поведенческих отношениях, включая материальное,финансовое само обеспечение, самообслуживание, независимость в моральныхсуждениях, политических взглядах и поступках.
Это своеобразныйпереворот в психологии человека, связанный с осознанием многих противоречий вжизни: между нормами морали, утверждаемыми людьми, и их поступками; междуидеалами и реальностью; между способностями, возможностями и признанием людей;между социальными ценностями и реальной прозой жизни.
Потребность всамопознании в этом возрасте бывает настолько сильной, что нередко перевешиваетотсутствие непосредственного интереса к тестовым заданиям.
При наличии такойпотребности подростками будут нормально восприниматься даже сами по себемалоинтересные тесты, но только в том случае, если они дают возможность лучшеузнать самих себя с другими.
В наше случае мыпродиагностировали 16 подростков в возрасте 15 – 16 лет. Это ученики 10классов. Перед тем как проводить обследование, была проведена работа сродителями, с каждым в отдельности, работа с учителем (его наблюдения по поводукаждого ребенка). Для диагностики выявление риска появления психосоматическихзаболеваний был взят патохарактерологический диагностический опросник дляподростков -  ПДО (Личко А.Е., Иванов Н.Я.).
Этот опросникпредназначен для определения типов акцентуации характера и типов психопатий, атакже сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологическойсклонности к алкоголизации, дилинквентности, развитию психосоматическихзаболеваний).
Методика состоит измножества суждений, объединенных в 25 подшкал. В ходе проведения исследованияпри помощи данной методики испытуемые получают соответствующие 25 списковсуждений.
Из каждого из нихони должны выбрать такие три, которые к ним относятся в наибольшей степени итри такие, которые относятся в наименьшей степени. По характеру выборов судят отипе акцентуированного характера, к которому относится испытуемый.
Для тестирующихпредставляется набор фраз, отражающих отношения к ряду жизненных проблем,актуальных в подростковом возрасте при разных типах характера, реагирования нате или иные ситуации.
В эти наборы такжебыли включены фразы индифферентно, не имеющие диагностического значения.
 В число такихпроблем вошли  оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон,аппетит, сексуальное влечение); отношение к окружению (родителям, друзьям,незнакомым);  к некоторым абстрактным категориям (к правилам, законам, к опекеи наставлениям, к критике в свой адрес).
Выборы, которыепроизводятся испытуемыми, заносятся ими в специальный регистрационный бланк.
С помощью ПДО могутбыть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера, краткоеописание которых приводится ниже.
Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, слегка повышеннымнастроением. Имеет высокий тонус, энергичен, активен. Проявляет стремление бытьлидером. Общителен и неустойчив по интересам, недостаточно разборчив взнакомствах. Плохо переносит одиночество.
Легко адаптируется внезнакомой обстановке. Не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье,монотонную работу. Оптимистичен и несколько переоценивает свои возможности.Нередко бурно реагирует на события, раздражителен.
Циклоидный тип. Часто меняет настроение, падает работоспособность,утрачивается интерес к работе и окружающим людям, причем это происходитпериодически. Тяжело переживает неудачи, часто думает о собственныхнедостатках, ненужности, испытывает чувство одиночества.
Периоды депрессиивремя от времени перемежаются активностью, свойственной гипертимному типу.Самооценка нередко бывает неточной.
Лабильный тип. Характеризуется крайней, непредсказуемойизменчивостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительностьзависят от настроения.
Испытывает глубокоечувство личной привязанности к тем людям, которые к нему относятся с симпатиейи любовью. Высоко чувствителен к отношениям людей. Избегает лидерства. Имеетадекватную самооценку.
Астено — невротический тип. Характеризуетсяповышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии –преувеличенному вниманию к состоянию своего здоровья. Тревожно мнителен. Боитсяситуаций соревнования и экзаменационных испытаний. Имеются частые аффективныевспышки в состоянии утомления.
Сенситивный тип. Характеризуется повышенной впечатлительностью иобостренным чувством собственной неполноценности, особенно в самооценкахкачеств морального и волевого характера.
Замкнутость, робостьи застенчивость – типичные черты, проявляемые в незнакомой обстановке и срединезнакомых людей. Открытость, общительность и откровенность появляются только ккругу достаточно близких людей.
Психастеническийтип. Нерешителен, склонен кпространным рассуждениям, испытывает повышенную боязнь за будущее и судьбусвоих близких и себя самого. Склонен к углубленному самоанализу и появлениюнавязчивых состояний (мыслей, переживаний). Неспособен отвечать за себя, за своипоступки.
Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением пониматьсостояния других людей. Испытывает трудности в установлении нормальныхотношений с людьми. Частый уход в себя, в свой замкнутый, недоступныйокружающим людям внутренний мир, в сферу фантазий и грез. Имеет сильные,устойчивые увлечения чем-либо.
Эпилептоидный тип. Склонен впадать в злобно-тоскливое состояние спостепенным возрастанием раздражения и поиском объекта, на котором можно былобы разрядиться. Имеет аффективно-взрывной характер.
Повышенно ревнив,агрессивен, проявляет стремление к лидерству со строгой дисциплиной инаказаниями подчиненных. Инертен в мышлении, педантично аккуратен, чрезмерноисполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.
Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жаждувнимания со стороны, потребность в почитании, восхищении, сочувствии со стороныокружающих людей. Склонен к приукрашиванию своей особы, стремится показать себяв лучшем свете.
 Отсутствуютглубокие чувства, имеется театральность в поведении, тенденция к позерству.Неспособен к упорному труду и высоким достижениям, но обладает неумеренновысокими притязаниями на успех.
Склонен к выдумкам ипустому фантазированию. Претендует на исключительное положение средисверстников. Непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.
Неустойчивый тип. Обнаруживает повышенное нежелание добросовестнотрудиться. Склонен к развлечениям, к получению удовольствий, к праздности. Нежелает подчиняться другим и находиться под контролем.
Безволен, склонен кподчинению сильным лидерам. Равнодушен к будущему, живет интересами настоящегодня. Избегает трудностей. Имеет неадекватную самооценку.
Конформный тип. Чрезмерно податлив внешним воздействиям.Характеризуется повышенным стремлением быть как все и тем самым, с однойстороны, избегать ненужных проблем, а с другой стороны, извлекать для себявыгоду из сложившейся обстановки.
Некритичен к своемуповедению и некритично принимает то, что говорят окружающие люди.Консервативен, не любит новое, испытывает неприязнь к «чужакам».
Кроме описанныхтипов, в реальной жизни нередко  встречаются смешанные, соединяющие в себеразные акцентуации характеров.
Промежуточныетипы. Здесь имеющие место сочетанияобусловлены эндогенными, прежде всего, генетическими факторами, а также,возможно, особенностями развития в раннем детстве.
Амальгамные типы. Подобного рода смешанные типы формируются в течениежизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого всилу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятныхфакторов.

Проведеннаядиагностика показала  следующие результаты:Акцентуация Количество человек Гипертимный 3 человека Циклоидный 2 человека Лабильный 2 человека Сенситивный 3 человека Психастенический 3 человека Неустойчивый 1 человек Шизоидный 2 человека
 
Сопоставляя беседу,проведенную с родителями, учителем и самими обследуемыми, можно сказать о том,что никаким воспитанием невозможно вырастить ни гипертимика, ни циклоида, нишизоида. Видимо, эти типы акцентуации обусловлены генетическим фактором.
 Однако и при другихтипах акцентуаций среди кровных родственников нередко встречаются лица с темиже чертами характера. Особенно это касается эпилептоидов, истероидов,психастеников.
Наряду с этим,некоторые виды неправильного воспитания могут способствовать развитиюопределенных  смешенных амальгамных типов.
Безнадзорность(гипопротекция) культивирует неустойчивые черты (у испытуемых это циклоидный –2 человека, гипертимный – 3 человека, неустойчивый – 1 человек), т.е. это детипредоставленные сами себе. У таких детей либо родители очень заняты, так какзарабатывают деньги, либо неблагоприятные семьи.
В то же время,доминирующая гиперпротекция (чрезмерная опека) усиливает именно сенситивные ипсихастенические черты (такие акцентуации получили 6 человек). Такое воспитаниечревато тем, что не дает право выбора для ребенка, самостоятельности. Родителииспытывают повышенную боязнь за будущее и судьбу своего ребенка и себя самого.Этот тип реакции, отношения перенимается и выражается в акцентуации.
Потворствующаягиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи») накладывает истероидныечерты на представителей всех типов, кроме сенситивного и психастенического.Ребенок, воспитанный по типу «кумир семьи» проявляет повышенную любовь к самомусебе, жажду внимания со стороны, потребность в почитании, восхищении,сочувствии со стороны окружающих людей. Склонен к приукрашиванию своей особы,стремится показать себя в лучшем свете.
 Пагубное действиевоспитания в условиях жестоких взаимоотношений развивает эпилептоидные черты, ав условиях повышенной моральной ответственности – психастенические черты.
Психический стрессможет способствовать возникновению различных психосоматических заболеваний илиизменять их течение. Этот факт известен давно. Однако все в воспитании остаетсяпо-прежнему. В некоторых семьях – воспитательный процесс как традиция. «Никтоже от этой традиции не умер», так рассуждают родители, воспитатели, учителя.
У человека подвлиянием психических факторов возможно снижение кожной гиперчувствительностизамедленного типа. Действие психосоциальных стрессов, провоцирующих внутренниеконфликты и вызывающих адаптивную реакцию, может проявляться скрытно, подмаской соматических расстройств, симптоматика которых схожа с симптоматикойорганических заболеваний.
В подобных случаяхэмоциональные нарушения нередко не только не замечаются и даже отрицаются каксамими детьми, так и их родителями, но и не диагностируются врачами.
Причины и механизмыформирования того или иного психосоматического симптома в ответ напсихосоциальный стресс могут прослеживаться достаточно отчетливо. Например,тревога прямо связана с адренергическими феноменами: тахикардией,потоотделением и другими. Однако механизмы развития психогенных симптомов частоостаются неясными, хотя, как правило, их связывают с напряженностью,проявляющейся как непосредственно (например, мышечное напряжение), так и вконверсионной форме.
Конверсия – этонеосознаваемый процесс трансформации психических конфликтов и тревоги в соматическиесимптомы. Понятие конверсии традиционно связывается с истерическим поведением.
Тревогу и депрессиюпринято считать выражением психического стресса, проявляющегося нередко в формесоматических расстройств. Чаще подростки могут жаловаться на расстройства однойопределенной системы, это так же подтверждается из слов родителей, отвечая навопрос: «Ваш ребенок хорошо себя чувствует? Были ли какие-нибудь жалобы насамочувствие?». Редко, когда дети сообщают родителям об эмоциональномдискомфорте. Этим и осложняется диагностика.
Подобные случаивыглядят как маскированные депрессии, хотя все более подходящим было быназвание маскированная тревога.
В этих случаях могутвыявляться дисфория и такие симптомы депрессии, как инсомния, идеисамоуничижения, двигательная заторможенность, пессимистический взгляд на жизнь.И даже при этом подростки могут отрицать снижение настроения.
В других случаяхтревога и депрессия осознаются, но воспринимаются как нечто вторичное, т.е.реакция на физическое недомогание, утомление.
Понятия и принципынашей культуры воспитания, общения, взаимодействия друг с другом формируетличность в строго заданном направлении, которое характеризуется определенным,конкретным психическим состоянием, в рамках которого происходят характерныепсихические процессы.
При изменениипсихического состояния личность выходит за рамки конкретной культуры социума.Это глобальное психическое состояние, определяемое социумом, называется типомпсихики или социальной акцентуацией личности.
Следствием этогоявляется то, что любая личность, любой характер обязательно акцентуированы втой или иной степени, т.е. развиты неравномерно сильно в одной области в ущербдругим (негармонично).
Именно в результатеэтого и возникает те или иные заболевания как следствие недоразвитияпсихических и телесных задатков, заложенных генетически.
Получается, что всезаболевания как некая расплата за упущенные потенциальные возможности развитияпсихики и тела. Если тело и психика связаны теснейшим образом, то только путемизменения психического состояния мы сможем избавиться от тех или иных болезнейсоматического характера.
Высокаястрессогенность социально-экономических факторов, экологических условий и стиляжизни в современном обществе обусловливает прогрессивное снижение в последние годыуровня психофизического состояния и психосоциального здоровья не толькоподростков, но и всего населения. В связи с этим особую актуальностьприобретают поиск наиболее адекватных путей и методов укрепленияпсихофизического состояния населения и разработка оздоровительных технологий,способных обеспечить формирование устойчивых личностных установок на здоровыйстиль жизни. Разработка систем интегрированного психофизического тренинга дляукрепления психического здоровья и позитивного личностного саморазвития – какнеобходимое условия для поддержания психосоматического здоровья.

Заключение
Итак, целью данной курсовой работы является исследованиевыявления риска развития психосоматических расстройств у подростков. Длядостижения этой цели в работе было сделано следующее:
1)описать особенности развития психосоматических симптомов
2)  датьпонятие здоровью и болезни
3)  описатьметодику исследования
В настоящее времяотмечается все большая интеграция психотерапии в психосоматическую медицину.Объектом психотерапевтических воздействий становится различные заболевания ипрежде всего так называемые психосоматические расстройства.
Трудности лечениязависят от:
-       роли собственно психосоматическихмеханизмов и их проявления
-       личных характеристик, представленийи защитных механизмов пациента, имеющие прямое отношение к лечебной мотивации иповедению во время лечения (выраженное сопротивление ребенка, отрицание им ролипсихологических механизмов болезни и др.)
-       негативного значения контрпереносных реакций у самих людей и психотерапевтов.
 Психосоматика,достаточно разработанная и разрабатываемая на теоретическом уровне, пока неприобрела популярности в здравоохранении и медленно внедряется в жизнь,практику обслуживания как здоровых, так и больных.
Диагностикаподростков позволяет увидеть тонкое, но важное взаимодействие междусоматическими и органическими дисфункциями и психологическими, эмоциональнымифакторами во всех случаях.
Хронический иповторяющийся стресс может причинить вред физическому здоровью и нарушитьэмоциональное благополучие. Длительные стрессовые реакции тесно связаны сбольшим количеством психосоматических заболеваний.
Ошибочнопредполагать, что стресс – единственная причина психосоматических заболеваний.Различные наследственные заболевания, слабость отдельных органов иприобретенные реакции на стресс усиливают ущерб, наносимый стрессом здоровью.Личность человека тоже имеет значение.
Поскольку в настоящий момент «психическое здоровье»рассматривается как благополучие в широком смысле слова, мы разработалипредставление о «психологическом благополучии» как качестве жизничеловека, обретаемом им в процессе жизнедеятельности на основепсихофизиологической сохранности функций. Оно проявляется у субъекта впереживании содержательной наполненности и ценности жизни в целом как средствадостижения внутренних, социально ориентированных целей и является условиемреализации его потенциальных возможностей и способностей.
На разных уровняхпространства бытия человека, формируемых в разных типах деятельности,закладываются внутренние интенции (сознательные и бессознательные ресурсныеустановки). Они складываются в качественно своеобразные иерархические уровнипсихологического благополучия человека: психосоматического здоровья, социальнойадаптированности, психического здоровья и психологического здоровья. Мыполагаем, что каждый следующий уровень, формирующийся в процессе развития ивоспитания, дает человеку новое видение самого себя, мира и себя в мире и, всилу этого, новые возможности для реализации замыслов, творческой активности,большую «степень свободы» для выбора путей адекватного реагирования.

Библиографическийсписок
1.        Большой толковый психологическийсловарь, под ред. Ребера А., Москва 2001г., 592с.
2.        Зозуля Т.В. «Основы социальной иклинической психиатрии», Москва 2001г., 224с.
3.        Клиническая психология, под ред.Карвасарского Б.Д., Санкт-Петербург 2002г., 960с.
4.        Клиническая психология, под ред.Перре М., Бауманна У., Санкт-Петербург 2002г., 1312с.
5.        Комер Р. «Патопсихология. Нарушенияи патологии психики», Санкт-Петербург 2002г., 608с.
6.        Кун Д. «Основы психологии. Всетайны поведения человека», Санкт-Петербург 2002г., 864с.
7.        Немов Р.С. «Психология. Словарь — справочник», Москва 2003г., 304с.
8.        Психология человека от рождения досмерти, под ред. Реана А.А., Санкт-Петербург 2002г., 656с.
9.        Психотерапия, под ред.Карвасарского Б.Д., Санкт-Петербург 2000г., 544с.
10.      Словарь практического психолога,под ред. Головина С.Ю., Москва 2001г., 800с.

Приложение 1.
ПДО
Инструкция: выбрать изкаждого раздела не более 3-х утверждений
1.        САМОЧУВСТИВИЕ
1.        Уменя почти всегда плохое самочувствие
2.        Явсегда себя чувствую бодрым и полным сил
3.        Неделихорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо
4.        Моесамочувствие часто меняется – иногда по несколько раз в неделю
5.        Уменя почти всегда что-нибудь болит
6.        Плохоесамочувствие возникает у меня после огорчений и беспокойств
7.        Плохоесамочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей
8.        Ялегко переношу боль и физические страдания
9.        Моесамочувствие вполне удовлетворительно
10.      Уменя случаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувствомтоски
11.      Моесамочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие
12.      Яочень плохо переношу боль и физические страдания и очень их боюсь
0.        Ниодно из определений мне не подходит
2. НАСТРОЕНИЕ
1.        Какправило, настроение у меня очень хорошее
2.        Моенастроение легко меняется от незначительных причин
3.        Уменя настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства заблизких, неуверенности в себе
4.        Моенастроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь
5.        Уменя почти всегда плохое настроение
6.        Моеплохое настроение зависит от плохого самочувствия
7.        Моенастроение улучшается, когда меня оставляют одного
8.        Уменя бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достаетсяокружающим
9.        Уменя не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев
10.      Малейшиенеприятности сильно огорчают меня
11.      Периодыочень хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения
12.      Моенастроение обычно такое же, как у окружающих меня людей
0.        Ниодно из определений мне не подходит
3. СОН И СНОВИДЕНИЯ
1.        Ясплю хорошо, а сновидениям значения не придаю
2.        Сон уменя богат яркими сновидениями
3.        Передтем как уснуть, я люблю помечтать
4.        Яплохо сплю ночью и чувствую сонливость днем
5.        Ясплю мало, но встаю бодрым. Сны вижу редко
6.        Сон уменя очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения
7.        Уменя плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно-тоскливые сновидения
8.        Бессонницау меня наступает периодически без особых причин
9.        Я немогу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час
10.      Еслименя что-то расстроит, я долго не могу уснуть
11.      Ячасто вижу разные сны – то радостные, то неприятные
12.      Поночам у меня бывают приступы страха
13.      Мнечасто снится, что меня обижают
14.      Ямогу свободно регулировать свой сон
0.        Ниодно из определений мне не подходит
4. ПРОБУЖДЕНИЕ ОТО СНА
1.        Мнетрудно проснуться в назначенный час
2.        Просыпаюсьс неприятной мыслью, что надо идти на работу или на учебу
3.        Водни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие – без всякой причины с утраугнетен и уныл
4.        Ялегко просыпаюсь когда мне нужно
5.        Утродля меня – самое тяжелое время суток
6.        Частомне не хочется просыпаться
7.        Проснувшись,я нередко еще долго переживаю то, что видел(а) во сне
8.        Периодамия утром чувствую себя бодрым, периодами – разбитым
9.        Утромя встаю бодрым и энергичным
10.      Сутра я более активен и мне легче работать, чем вечером
11.      Нередкобывало, что проснувшись, я не мог сразу сообразить, где я и что со мной
12.      Япросыпаюсь с мыслью, что сегодня надо будет сделать
13.      Проснувшись,я люблю полежать в постели и помечтать
0.        Ниодно из определений мне не подходит
5. АППЕТИТ  И  ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ
1.        Неподходящаяобстановка, грязь и разговоры о не аппетитных вещах никогда не мешали мне есть
2.        Периодамиу меня бывает волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется
3.        Я емочень мало, иногда долго ничего не ем
4.        Мойаппетит зависит от настроения: то ем с удовольствием, то нехотя и через силу
5.        Ялюблю лакомства и деликатесы
6.        Нередкоя стесняюсь есть при посторонних людях
7.        Уменя хороший аппетит, но я не обжора
8.        Естькушанья, которые вызывают у меня тошноту и рвоту
9.        Япредпочитаю есть немного, но очень вкусное
10.      Уменя плохой аппетит
11.      Ялюблю сытно поесть
12.      Я емс удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде
13.      Ябоюсь испорченной пищи и всегда проверяю ее свежесть и доброкачественность
14.      Мнелегко можно испортить аппетит
15.      Едаменя интересует прежде всего как средство поддержать здоровье
16.      Ястараюсь придерживаться диеты, которую сам разработал
17.      Яплохо переношу голод – быстро слабею
18.      Язнаю, что такое чувство голода, но не знаю, что такое аппетит
19.      Едане доставляет мне большого удовольствия
0.        Ниодно из определений мне не подходит
6. ОТНОШЕНИЕ К СПИРТНЫМ НАПИТКАМ
1.        Моежелание выпить зависит от настроения
2.        Яизбегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться
3.        Периодамия выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет
4.        Люблювыпить в веселой хорошей компании
5.        Ябоюсь пить спиртное, т.к. опьянев, могу вызвать насмешки и презрение
6.        Спиртноене вызывает у меня веселого настроения
7.        Кспиртному я испытываю отвращение
8.        Спиртнымя стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги
9.        Яизбегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии
10.      Я непью спиртного, т.к. это противоречит моим принципам
11.      Спиртныенапитки меня пугают
12.      Выпивнемного, я особенно воспринимаю  окружающий мир
13.      Явыпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию
0.        Ниодно из определений мне не подходит
7. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
1.        Половоевлечение меня мало беспокоит
2.        Малейшаянеприятность подавляет у меня половое влечение
3.        Япредпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаровываться в жизни
4.        Периодысильного полового влечения чередуются у меня с периодами холодности ибезразличия
5.        Вполовом отношении я быстро возбуждаюсь, но быстро успокаиваюсь и охладеваю
6.        Принормальной семейной жизни не существует никаких половых проблем
7.        Уменя сильное половое влечение, которое мне трудно сдерживать
8.        Моязастенчивость мне очень сильно мешает
9.        Изменыбы я никогда не простил
10.      Ясчитаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно мешает плодотворнойработе
11.      Наибольшееудовольствие мне доставляет флирт и ухаживание
12.      Ялюблю анализировать свое отношение к половым проблемам, свое собственноевлечение
13.      Янахожу ненормальности в своем половом влечении и стараюсь бороться с ними
14.      Ясчитаю, что половым проблемам не следует придавать большого значения
0.        Ниодно из определений мне не подходит
8. ОТНОШЕНИЕ К ОДЕЖДЕ
1.        Люблюкостюмы яркие и броские
2.        Считаю,что одетым надо быть всегда прилично, т.к. «встречают по одежке»
3.        Дляменя главное, чтоб одежда была удобной, аккуратной и чистой
4.        Люблюодежду модную или необычную, которая невольно привлекает взоры
5.        Никогдане следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось
6.        Люблюодеться так, чтобы было к лицу
7.        Нелюблю слишком модничать, считаю – надо одеваться как все
8.        Частобеспокоюсь, что мой костюм не в порядке
9.        Ободежде я мало думаю
10.      Мнечасто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм
11.      Предпочитаютемные и серые тона
12.       Временамиодеваюсь модно и ярко, временами своей одеждой не интересуюсь
0.        Ниодно из определений мне не подходит
9. ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ
1.        Нехваткаденег меня раздражает
2.        Деньгименя совершенно не интересуют
3.        Оченьогорчаюсь и расстраиваюсь, когда денег не хватает
4.        Нелюблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, чток сроку отдать мне будет трудно
5.        Яочень аккуратен в денежных делах, и зная неаккуратность многих, не люблю даватьв долг
6.        Еслиу меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить
7.        Явсегда стараюсь оставить деньги про запас на непредвиденные расходы
8.        Деньгимне нужны только для того, чтобы как-нибудь прожить
9.        Стараюсьбыть бережливым, но не скупым, люблю тратить деньги с толком
10.      Всегдабоюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг
11.      Периодамия к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь, периодами все пугаюсьостаться без денег
12.      Никогдаи никому не позволю ущемлять меня в деньгах
0.        Ниодно из определений мне не подходит
10. ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ
1.        Яочень боюсь остаться без родителей
2.        Ясчитаю, что родителей надо уважать, даже если хранишь против них в сердце обиды
3.        Люблюродителей и привязан, но бывает, сильно обижаюсь и даже ссорюсь
4.        Водни периоды мне кажется, что меня слишком сильно опекали, в другие – укоряюсебя за непослушание и причиненные родным огорчения
5.        Моиродители не дали мне того, что необходимо в жизни
6.        Упрекаюих в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью
7.        Оченьлюблю (любил) одного из родителей
8.        Я люблюих, но не переношу, когда мною распоряжаются и командуют
9.        Яочень люблю мать и боюсь, что с нею что-нибудь случится
10.      Упрекаюсебя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) родителей
11.      Онименя слишком притесняли и во всем навязывали свою волю
12.      Моиродные меня не понимают и кажутся мне чужими
13.      Ясчитаю себя виноватым перед ними
0.        Ниодно из определений мне не подходит
11. ОТНОШЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ
1.        Мнене раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды
2.        Хорошосебя чувствую с тем, кто мне сочувствует
3.        Дляменя важен не один друг, а дружный коллектив
4.        Яценю такого друга, который умеет меня выслушать, приободрить, вселитьуверенность, успокоить
5.        Одрузьях, с кем пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых
6.        Ячувствую себя таким больным, что мне не до друзей
7.        Моязастенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем хотелось бы
8.        Ялегко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладеваю
9.        Япредпочитаю тех друзей, которые внимательны ко мне
10.      Я самвыбираю себе друга и решительно бросаю его, если разочаровываюсь в нем
11.      Я немогу себе найти друга по душе
12.      Уменя нет никакого желания иметь друга
13.      Периодамия люблю большие дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества
14.      Жизньнаучила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями
15.      Люблюиметь много друзей и тепло отношусь к ним
0.        Ниодно из определений мне не подходит
 
12. ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ
1.        Яокружен глупцами, невеждами и завистниками
2.        Окружающиемне завидуют и потому ненавидят меня
3.        Водни периоды мне хорошо с людьми, в другие периоды они меня тяготят
4.        Ясчитаю, что самому не следует выделяться среди окружающих
5.        Стараюсьжить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого
6.        Мнекажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня с высока
7.        Легкосхожусь с людьми в любой обстановке
8.        Большевсего со стороны окружающих я ценю внимание к себе
9.        Ябыстро чувствую хорошее или недоброжелательное отношение к себе и так же отношусьсам
10.      Ялегко ссорюсь, но быстро мирюсь
11.      Ячасто подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-нибудь сказал илисделал в отношении окружающих
12.      Людскоеобщество меня быстро утомляет и раздражает
13.      Отокружающих я стараюсь держаться подальше
14.      Я незнаю своих соседей и не интересуюсь ими
15.      Мнечасто кажется, что окружающие подозревают меня в чем-то плохом
16.      Мнеприходилось от окружающих терпеть много обид и обманов, и это всегданастораживает меня
17.      Мнечасто кажется, что окружающие смотрят на меня как на никчемного и ненужногочеловека
0.        Ниодно из определений мне не подходит
13. ОТНОШЕНИЕ К НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ
1.        Яотношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла
2.        Бывает,что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию
3.        Яизбегаю новых знакомств
4.        Незнакомыелюди внушают мне беспокойство и тревогу
5.        Преждечем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что говорят о немлюди
6.        Яникогда не доверяю незнакомым людям, и не раз убеждался, что в этом я прав
7.        Еслинезнакомые проявляют ко мне интерес, то я с интересом отношусь к ним
8.        Незнакомыелюди меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык
9.        Яохотно и легко завожу новые знакомства
10.      Временамия охотно знакомлюсь с новыми людьми, временами ни с кем знакомиться не хочется
11.      Вхорошем настроении я легко знакомлюсь, в плохом – избегаю знакомств
12.      Ястесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым
0.        Ниодно из определений мне не подходит
14.ОТНОШЕНИЕ К ОДИНОЧЕСТВУ
1.        Ясчитаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива
2.        Водиночестве я чувствую себя спокойнее
3.        Я непереношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей
4.        Периодамимне лучше среди людей, периодами предпочитаю одиночество
5.        Водиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником
6.        Водиночестве я скучаю по людям, а среди людей быстро устаю и ищу одиночества
7.        Большейчастью я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному
8.        Я небоюсь одиночества
9.        Ябоюсь одиночества и тем не менее так получается, что нередко оказываюсь водиночестве
10.      Ялюблю одиночество
11.      Одиночествоя переношу легко, если только оно не связано с неприятностями
0.        Ниодно из определений мне не подходит
15. ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ
1.        Ямечтаю о светлом будущем, но боюсь неприятностей и неудач
2.        Будущеемне кажется мрачным и бесперспективным
3.        Ястараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим
4.        Вбудущем больше всего меня беспокоит мое здоровье
5.        Я убежден,что в будущем исполнятся мои желания и планы
6.        Нелюблю много раздумывать о своем будущем
7.        Моеотношение к будущему часто и быстро меняется
8.        Яутешаю себя тем, что в будущем исполнятся все мои желания
9.        Явсегда невольно думаю о возможных неприятностях и бедах
10.      Моипланы на будущее я люблю разрабатывать в малейших деталях, и во всех деталяхстараюсь их осуществить
11.      Яуверен, что в будущем докажу всем свою правоту
12.      Яживу своими мыслями, и меня мало волнует, каким в действительности окажется моебудущее
13.      Периодамимое будущее кажется мне светлым, периодами – мрачным
0.        Ниодно из определений мне не подходит
16.      ОТНОШЕНИЕК НОВОМУ
1.        Периодамия легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но периодами начинаюих бояться избегать
2.        Новоеменя привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит
3.        Ялюблю перемены в жизни – новые впечатления, новых людей, новую обстановку
4.        Уменя бывают моменты, когда я жадно ищу новые впечатления, новых людей, новуюобстановку
5.        Ялюблю сам придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, каквсе
6.        Новоеменя привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает
7.        Нелюблю всяких новшеств, предпочитаю раз установленный твердый порядок
8.        Ябоюсь перемен в жизни: новая обстановка меня пугает
9.        Новоеприятно, если только обещает для меня что-то хорошее
10.      Меняпривлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам
0.        Ниодно из определений мне не подходит
17.      ОТНОШЕНИЕК НЕУДАЧАМ
1.        Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи
2.        Периоды,когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда у меняот малейших неудач опускаются руки
3.        Неудачиприводят меня в отчаяние
4.        Неудачивызывают у меня сильное раздражение, которое я изливаю на невинных
5.        Еслислучается неудача, я всегда ищу, что же я сделал неправильно
6.        Неудачивызывают у меня протест, негодование и желание их преодолеть
7.        Еслив моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказным
8.        Принеудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться
9.        Бывает,что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но бывает, что серьезныенеприятности я переношу стойко
10.      Неудачименя угнетают, и я прежде всего виню самого себя
11.      Неудачименя не задевают, я не обращаю на них внимания
12.      Принеудачах я еще больше мечтаю о свершении своих желаний
13.      Ясчитаю, что при неудачах нельзя отчаиваться
0.        Ниодно из определений мне не подходит
18.      ОТНОШЕНИЕК ПРИКЛЮЧЕНИЯМ И РИСКУ
1.        Люблювсякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск
2.        Ямного раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть
3.        Мнене до приключений, а рискую я только, если к этому принуждают обстоятельства
4.        Я нелюблю приключений и избегаю риска
5.        Ялюблю мечтать о приключениях, но не ищу их в жизни
6.        Временамия люблю приключения и часто рискую, но временами приключения и риск становитсямне не по душе
7.        Приключенияя люблю только веселые и те, что хорошо кончаются, а рисковать не люблю
8.        Яспециально не ищу приключений и риска, но иду на них, когда этого требует моедело
9.        Приключенияи риск меня привлекают, если в них мне достается первая роль
10.      Бывает,что риск и азарт меня совершенно опьяняют
0.        Ниодно из определений мне не подходит
19.      ОТНОШЕНИЕК ЛИДЕРСТВУ
1.        Ямогу идти вперед других в рассуждениях, но не в действиях
2.        Ялюблю быть первым в компании, руководить и направлять других
3.        Ялюблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится
4.        Явсегда стремлюсь учить людей правилам и порядку
5.        Однимлюдям я нехотя подчиняюсь, другими командую сам
6.        Периодамия люблю «задавать тон», быть первым, но периодами мне это надоедает
7.        Ялюблю быть первым там, где меня любят; бороться за первенство я не люблю
8.        Я неумею командовать другими
9.        Я нелюблю командовать людьми – ответственность меня пугает
10.      Всегданаходятся люди, которые слушаются меня и признают мой авторитет
11.      Ялюблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной бы следовали
12.      Яохотно следую за авторитетными людьми
0.        Ниодно из определений мне не подходит
20.      ОТНОШЕНИЕК КРИТИКЕ И ВОЗРАЖЕНИЯМ
1.        Я неслушаю возражений и критике и всегда думаю и делаю по-своему
2.        Слушаявозражения и критику, я ищу довода с свое оправдание, но не всегда решаюсь еговысказать
3.        Возраженияи критика меня особенно раздражают, когда я устал и плохо себя чувствую
4.        Критикаи осуждения в мой адрес лучше равнодушия и пренебрежения ко мне
5.        Нелюблю, когда меня критикуют и мне возражают – сержусь и не всегда могу сдержатьсвой гнев
6.        Когдаменя критикуют или мне возражают, это меня сильно огорчает и приводит в уныние
7.        Откритиков мне хочется убежать подальше
8.        Водни периоды критику и возражения переношу легко, в другие – очень болезненно
9.        Возраженияи критика меня очень огорчает, если они резкие и грубые по форме, даже если оникасаются мелочей
10.      Я неслышал еще справедливой критики в свой адрес или справедливых возражений моимдоводам
11.      Ястараюсь правильно реагировать на критику
12.      Я убедился,что критикуют обычно только для того, чтобы тебе напакостить самим выдвинуться
13.      Еслименя критикуют или мне возражают, мне всегда начинает казаться, что другиеправы, а я – нет
0.        Ниодно из определений мне не подходит
21.      ОТНОШЕНИЕК ОПЕКЕ И НАСТАВЛЕНИЯМ
1.        Яслушаю наставления только тех, кто имеет на это право
2.        Яохотно слушаю те наставления, которые касаются моего здоровья
3.        Невыношу, когда меня опекают и за меня все решают
4.        Я ненуждаюсь в наставлениях
5.        Яохотно слушаюсь того, кто меня любит
6.        Ястараюсь слушать полезные наставления, но это не всегда у меня получается
7.        Временамивсе наставления пролетают мимо моих ушей, а временами я ругаю себя за то, чтоне слушал их раньше
8.        Совершенноне переношу наставления, если они делаются начальственным тоном
9.        Явнимательно слушаю наставления и не противлюсь, когда меня опекают
10.      Яохотно слушаю те наставления, что мне приятны, и не переношу тех, что мне не подуше
11.      Ялюблю, когда обо мне заботятся, но не люблю, чтобы мною командовали
12.      Я нерешаюсь прервать даже никчемные наставления или избавиться от ненужного дляменя покровительства
13.      Наставлениявызывают у меня желание делать все наоборот
14.      Ядопускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром
0.        Ниодно из определений мне не подходит
22.      ОТНОШЕНИЕК ПРАВИЛАМ И ЗАКОНАМ
1.        Когдаправила и законы мне мешают, это вызывает у меня раздражение
2.        Всегдасчитаю, что для интересного и заманчивого дела, всякие правила и законы можно обойти
3.        Логическиобоснованные правила я стараюсь соблюдать
4.        Ячасто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов
5.        Ужасноне люблю всякие правила, которые меня стесняют
6.        Периоды,когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила и законы, чередуютсяс периодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность
7.        Всякиеправила и распорядки вызывают у меня желание нарочно их нарушать
8.        Правилаи законы я всегда соблюдаю
9.        Всегдаслежу за тем, чтобы все соблюдали правила
10.      Частоупрекаю себя за то, что нарушал правила, и не строго соблюдал законы
11.      Ястремлюсь соблюдать правила и законы, но это не всегда мне удается
12.      Строгоследую тем правилам, которые считаю справедливыми, борюсь с теми, которыесчитаю несправедливыми
0.        Ниодно из определений мне не подходит
23.      ОЦЕНКАСЕБЯ В ДЕТСТВЕ
1.        Вдетстве я был робким и плаксивым
2.        Оченьлюбил сам сочинять всякие сказки и фантастические истории
3.        Вдетстве я избегал шумных подвижных игр
4.        Я былкак все дети и ничем не отличался от моих сверстников
5.        Периодамимне кажется, что в детстве я был живым и веселым, периодами начинаю думать, чтобыл очень непослушным и беспокойным
6.        Я сдетства был самостоятельным и решительным
7.        Вдетстве я был веселым и отчаянным
8.        Вдетстве я был обидчивым и чувствительным
9.        Вдетстве я был очень непоседливым и болтливым
10.      Вдетстве я был таким же, как сейчас: меня легко было огорчить, но легкоуспокоить и развеселить
11.      Сдетства я стремился к аккуратности и порядку
12.      Вдетстве я любил играть один или смотреть издали, как играют другие дети
13.      Вдетстве я больше любил беседовать со взрослыми, чем играть с ровесниками
14.      Вдетстве я был капризным и раздражительным
15.      Вдетстве я плохо спал и плохо ел
0.        Ниодно из определений мне не подходит
24.      ОТНОШЕНИЕК ШКОЛЕ
1.        Любилвместо школьных занятий отправиться с приятелями погулять или сходить в кино
2.        Сильнопереживал замечания и отметки, которые меня не удовлетворяли
3.        Вмладших классах любил школу, потом она стала меня тяготить
4.        Периодамилюбил школу, периодами она мне начинала надоедать
5.        Нелюбил школу, т.к. все педагоги относились ко мне несправедливо
6.        Школьныезанятие меня очень сильно утомляли
7.        Большевсего любил школьную самодеятельность
8.        Любилшколу, т.к. там была веселая компания
9.        Стеснялсяходить в школу: боялся насмешек и грубости
10.      Оченьне любил физкультуру
11.      Посещалшколу регулярно и всегда активно участвовал в общественной работе
12.      Школьнаяобстановка меня очень тяготила
13.      Старалсяаккуратно выполнять все задания
0.        Ниодно из определений мне не подходит
25.      ОЦЕНКАСЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ
1.        Мнене хватает холодной рассудительности
2.        Временамия доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность и вялость
3.        Я слишкоммнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем
4.        Я невиновен в том, что возбуждаю зависть у других
5.        Мнене хватает усидчивости и терпения
6.        Считаю,что я ничем не отличаюсь от большинства людей
7.        Мнене хватает решительности
8.        Я невижу у себя больших недостатков
9.        Вхорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дурного настроения мне кажется,что мне не хватает то одного, то другого качества
10.      Яслишком раздражителен
11.      Другиенаходят у меня крупные недостатки, я считаю, что они преувеличены
12.      Ястрадаю от того, что меня  не понимают
13.      Ячрезмерно чувствителен и обидчив
0.        Ниодно из определений мне не подходит
Приложение №2Фамилия Имя Отчество _______________________________________
Поставьте в графе «Номер выбранных ответов» номера тех ответов, которыенаиболее для Вас подходят. Более трех выборов по одной теме делать неразрешается.№ темы Наименование темы Номера выбранных ответов Раскодирование 1 Самочувствие 2 Настроение 3 Сон и сновидения 4 Пробуждение ото сна 5 Аппетит и отношение к еде 6 Отношение к спиртным напиткам 7 Сексуальные проблемы 8 Отношение к одежде 9 Отношение к деньгам 10 Отношение к родителям 11 Отношение к друзьям 12 Отношение к окружающим 13 Отношение к незнакомым 14 Отношение к одиночеству 15 Отношение к будущему 16 Отношение к новому 17 Отношение к неудачам 18 Отношение к приключениям и риску 19 Отношение к лидерству 20 Отношение к критике и возражениям 21 Отношение к опеке и наставлениям 22 Отношение к правилам и законам 23 Оценка себя в детстве 24 Отношение к школе 25 Оценка себя в данный момент Приложение №1Фамилия Имя Отчество _______________________________________
Поставьте в графе «Номер выбранных ответов» номера тех ответов, которыедля Вас не подходят. Более трех выборов по одной теме делать не разрешается.№ темы Наименование темы Номера выбранных ответов Раскодирование 1 Самочувствие 2 Настроение 3 Сон и сновидения 4 Пробуждение ото сна 5 Аппетит и отношение к еде 6 Отношение к спиртным напиткам 7 Сексуальные проблемы 8 Отношение к одежде 9 Отношение к деньгам 10 Отношение к родителям 11 Отношение к друзьям 12 Отношение к окружающим 13 Отношение к незнакомым 14 Отношение к одиночеству 15 Отношение к будущему 16 Отношение к новому 17 Отношение к неудачам 18 Отношение к приключениям и риску 19 Отношение к лидерству 20 Отношение к критике и возражениям 21 Отношение к опеке и наставлениям 22 Отношение к правилам и законам 23 Оценка себя в детстве 24 Отношение к школе 25 Оценка себя в данный момент


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1627-32 г создание труда по дидактике на чешском языке. 1633-38- переработал и перевел «Дидактику» на латинский язык, назвав «Великой дидактикой»
Реферат Типы современных ТЭС
Реферат 2 1 ндс 2 Налог на прибыль организаций
Реферат Демографическая ситуация в городе Новосибирске
Реферат Энвер Ходжи
Реферат Абсорбционные оптические методы
Реферат Византийская культура и ее особенности
Реферат Анализ производства продукции свиноводства в РСУП "СГЦ "Заднепровский" Оршанского р-на Витебской обл.
Реферат Статистический анализ внешнеэкономической деятельности РФ (по направлениям потоков, странам, субъектам РФ, товарам)
Реферат Способы развития памяти
Реферат The Futility Of Dying For A State
Реферат Поисковые машины
Реферат Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста пути коррекции
Реферат Окончание предварительного расследования составлением обвинительного заключения
Реферат Формы измерений и анализ власти. Системное описание форм проявления власти