Реферат по предмету "Психология"


Психолого-педагогическое изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Магнитогорскийгосударственный университет
Факультетдошкольного образования
Курсоваяработа по педагогике
Психолого-педагогическоеизучение страхов у детей старшего дошкольного возраста
студентки 3 курса
заочной формы обучения      
Желудок Татьяны Борисовны
Руководитель: Шепилова Н.А.,
канд. пед. наук,
доцент

Магнитогорск,2007

Оглавление
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы.
1.1.  Понятие страх впсихолого-педагогической литературе.
1.2.  Характеристикастрахов у детей дошкольного возраста
1.3.  Технологияпрофилактики и коррекции детских страхов.
Выводы по первой главе
Глава II. Анализ состояния проблемы в практике.
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Педагогические рекомендации
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение
 

Введение.
Психологическоездоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных,психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина идругих) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразнымотрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальныеэкспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являютсятревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б.Ковалёва и другие).
Страх является наиболееопасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху,создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов удетей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблемастрахов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё вдетском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьерстраха в своём сознании.
А.И. Захаров впервые вотечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развитиядневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияниеразличных факторов.
Актуальность исследования проблемы определяетсяеще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение кокружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители ипедагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и всоответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительныйэмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровьяребенка.
К сожалению, вбольшинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг — предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванныхсемейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой,или же просто родительской невнимательностью.
Таким образом, теманашей работы  «Психологическое изучение страхов у детей старшего дошкольноговозраста» выбрана не случайно.
Цель нашего исследования:изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшегодошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольноговозраста.
Предмет исследования: страхи детей старшего дошкольноговозраста.
Всоответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующиезадачи:
· Обобщить теоретический материал попроблеме возникновения страха у детей старшего дошкольного возраста.
· Выявить психолого-педагогические аспекты проявлениястраха.
· Подобрать мониторинг исследования детских страхов.
Методологическойосновой являютсятеоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной,Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики,понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Диагностикаи коррекция детских страхов отражена в исследованиях К.С.Лебединской,А.В.Суворовцевой, И.В.Дубровиной, А.И.Захарова, Рейнгольд, Робинсон,Г.Эберлейн.
Методыисследования:
1.Анализсправочной психолого-педагогической литературы.
2.Эксперимент.
3.Количественнаяи качественная обработка результатов.

Глава I. Теоретический анализ проблемы.
 
1.1. Понятие страх впсихолого-педагогической литературе.
 
Понятие страхаразрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современномсловаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что «страх –аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствахпревентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическуюэкзистенцию у субъекта» [30, с.342].
Артур Ребер в большомтолковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние,возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула.Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием оченьсильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатическихреакций» [1, с.71].
Согласно З.Фрейду «страх– это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие –неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и ихвосприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [13,с.218].
В.Даль в «Толковомсловаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь,робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего иливоображаемого бедствия [5, с.305].
Р.Ф.Овчароварассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение всознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [18, c.165].
Известный физиологИ.П.Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса,пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий.Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс исопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервнойдеятельности» [17, c.570].
Ю.А.Неймер,А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональноесостояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальномусуществованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемойопасности» [15, c.102].
Таким образом,проанализировав разные трактовки понятия страха, мы остановили свой выбор наопределении данном В.В.Юрчук, так как оно отличается полнотой, точностью исовременностью. Поэтому в своей работе мы будем опираться на это определение.
Страх – это эмоция, окоторой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама посебе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх –реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях,но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаютсячеловеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие ибезопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страхскладывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений,экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего изожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных,ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, снеблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это боязньфизического повреждения. Субъективное переживание страха ужасно, и что странно– оно может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, приводя его вабсолютно беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его броситсянаутёк, прочь от опасности [21, c.245].
Известный физиологИ.П.Павлов считает страх проявлением естественного рефлекса,пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий.Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождаетсяопределёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности,отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления,выделением желудочного сока [16, c.564].
Страх возникает в ответна действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный иодновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненныхценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение,личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегдаподразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности [3, c. 139].
Понимание опасности, еёосознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений,когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретаютхарактер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлениитравмирующего опыта   (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо болеераспространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник – взрослые,окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которыенепроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво,подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнокреально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадёшь», «Негладь – укусит» и др. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё этогрозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникаетреакция страха. Взрослый добился своего – ребёнок послушался. Но страхзакрепился и распространился на исходные ситуации [11, c. 62].
Всё это даёт основаниеговорить об условнорефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается(вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-тосопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелосьв памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь не произвольноассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием [там же].
Так же часто, как термин«страх», встречается термин «тревога». По мнению Захарова в страхе и в тревогеесть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства.Апофиз страха и тревоги – ужас. Тревога – это предчувствие опасности, состояниебеспокойства. Чаще тревога проявляется в ожидании какого-то события, котороетрудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.Тревога присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, долга,ответственности. Тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувствоответственности за жизнь, как свою, так и близких людей. Страх можнорассматривать как выражение тревоги в конкретной объективизированной форме,если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжноетечение. В некоторых случаях страх представляет собой своеобразный клапан длявыхода лежащей над ним тревоги. Если человек начинает бояться самого фактавозникновения страха, то здесь высокий, запредельный уровень тревоги, так какон боится, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни иблагополучию [10, c. 43 ].
В психологии и педагогикесуществуют разные классификации страхов.  В психологическом словаре под общейредакцией Ю.Л.Неймера выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротическийи страх свободный [22, с. 352]:
Реальный страх – рациональное выражение инстинктасамосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.
Страх невротический – разнообразные формы «бесцельногостраха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормальногоприменения, либо из-за отказа психических инстанций.
Страх свободный – общая неопределённая боязливость,готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся всостоянии «боязливого ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либообъектом, вызывающим этот страх.
Овчарова Р.В. выделяет следующиевиды страхов[18, c.312]:
Возрастные страхи отмечаются у эмоциональночувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностногоразвития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов уродителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его отопасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретовсо стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнкуродителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всехвзрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителямитого же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями,психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессеобщения со сверстниками и взрослыми.
Невротические страхи характеризуются большойэмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением илипостоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности,взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями,избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатомдлительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образомчувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях сродителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниямив семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как наисточник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школынеобходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе,боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем.
Некоторые дети паническибояться сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях,когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся кошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказаниевсё равно присутствует [2, c.457].
В ряде случаев страхперед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физическойагрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свойхарактер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться сосвоими чувствами, контролировать их [там же].
Но наиболее полной можносчитать классификацию страхов А.Захарова [9, c. 247]:
1.  По характеру – природные, социальные,ситуативные, личностные.
2.  По степени реальности – реальные ивоображаемые.
3.  По степени интенсивности – острые ихронические.
Данные виды мы отразили всхеме (приложение 1).
Несмотря на то, что страх– это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный,естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страхкратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубокоценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер,поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеютзащитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха[12, c. 123].
На патологический страхуказывают его крайне драматические выражения (ужас, эмоциональный шок,потрясение) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение,непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как ине благоприятное воздействие на характер, межличностные отношения иприспособление человека к социальной действительности [там же].
В педагогическойлитературе рассматривается следующая классификация страхов. Страх условноделится на ситуативный и личностный [6, c. 230].
Ситуативный страхвозникает в необычной, крайнеопасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, принападении собаки. Часто он появляется в результате психического зараженияпаникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи,конфликтов и жизненных неудач.
Личностно обусловленный страхпредопределенхарактером человека, например, его повышенной мнительностью, и способенпроявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.
Ситуативный и личностно обусловленный страхи частосмешиваются и дополняют друг друга.
Страхреальный и воображаемый, острый ихронический. Реальный и острые страхи предопределены ситуацией, авоображаемый и хронический – особенностями личности.
Несмотря на то, что страх – это интенсивно выраженнаяэмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, ипатологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает свозрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенноне влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.Некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежатьсоприкосновения с объектом страха.
Причинамистраха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности.Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, чтообеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либочеловека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхипереживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связанос тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Как же появляется страх?По мнению А.И.Захарова иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются вкомментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. Одругих страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких какстремление посещения ряда мест, разговоров и книг на определённую тему,смущение и застенчивость при общении. При остром чувстве беспокойства человектеряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным,дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий,выражение лица испуганное. Внутри всё «опускается», холодеет, тело становитсятяжёлым ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, щемит в областисердца, ладони становятся влажными, лицо бледнеет, и человек «обливаетсяхолодным потом». Одновременно он совершает много лишних движений, переминаетсяс ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным илискованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжениипсихофизиологических функций организма, их расстройстве [9, c. 156].
При состоянияххронического беспокойства и страха человек (ребёнок) находится в напряжённоможидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьёзен и озабочен. Он неможет полностью расслабить мышцы, излишне устаёт, ему свойственны приходящиеголовные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, неудаётся сразу заснуть, так как ребёнку мешают всякого рода навязчивые мысли,догадки предчувствия [ там же].
По мнению Г.Эберлейнаналичие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться сосвоими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобыдействовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства [28, c.29].

1.2 Характеристика страхов у детейдошкольного возраста.
Одной из характерныхособенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитиеабстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознаниекатегории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда всевзялось?», «Зачем люди живут?». В этом возрасте формируется опытмежличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли,предвидеть планировать действия другого, понимать его чувства и намерения.Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними,целенаправленными. Формируется система ценностей «Ценные ориентации»,чувства дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. Для детейстаршего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе [9,c. 124].
Ведущим страхом старшегодошкольного возраста является страх смерти. Боязнь умереть это возрастноеотражение формирующейся концепции жизни. Ее точкой отсчета является рождение,тайна которого постигается в общих чертах к началу старшего дошкольноговозраста, а концом — смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые ипроявляется соответствующим страхом. Подобная динамика развития мышленияявляется откликом на формирование категории времени и пространства. Этовыражается умением определять в общих чертах время далекое и близкое,воспринимать себя в состоянии постоянных возрастных изменений, допуская, чтоони ограничены временем, то есть имеют свои пределы. В ответ на это ипроявляется страх смерти как аффективно — заостренное выражение истинысамосохранения [там же].
О том, что ребенок боитсясмерти, можно догадаться по наличию, связанных со смертью страхов, прежде всегоиспытываемых во сне «страшных снов», боязнь нападения, огней,пожаров, боязнь заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков).Испытываемый страх перед Змеем Горынычем, который «дыхнет и все горит»,есть не что иное, как замаскированный ужас, вызываемый огнем и пожаром. В этоже время дети заметно бояться змей, укус которой смертелен, крайне болезненнопереносят операции, а также болезнь и сметь даже не очень знакомых людей.
Появление страха смерти означает появление постепенное завершение«наивного» периода в жизни детей, когда они верили в существованиесказочных персонажей, бессмертие. Исчезновение страха перед кощеем бессмертнымв старшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что стал «простымсмертным» в представлении детей и потому перестал их пугать. Категориясмерти в 6 и 7 лет — это реальность, которую ребенок должен признать как нечторано или поздно неизбежное в его жизни. Именно нежелание признать это сразу ипорождает страх, означающий эмоциональное неприятие «рациональной»необходимости умереть [там же].
Начало посещения школыподводит своеобразную черту под концепцией жизни и смерти, превращая последнююкак уже пережитое чувство в единую концепцию жизни. Новая социальная позицияшкольника способствует переключению внимания на более конструктивные цели. Ужес первого класса страх смерти перестает звучать как аффект или мысли,вызывающие беспокойство. Однако, у эмоционально чувствительных детей подобныйстрах может давать о себе знать в виде необъяснимой для окружающих боязнипокойников, Черной Руки, скелетов и Пиковой Дамы.
Обычно уже в 8 лет дети боятся уже не столько своей смерти, сколько смертисвоих родителей. Меньше всего подвержены страхам мальчики в 4, а девочки в 3года, то есть в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрастеколичество страхов у мальчиков, а особенно у девочек достаточно больше [4, c. 56].
Выделим факторы, участвующиев возникновении страхов [13, c.148]:
— наличие страхов уродителей, главным образом у матери;
— тревожность в отношениис ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения егосо сверстниками;
— излишне ранняярационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностьюродителей или их эмоциональным неприятием детей;
— большое количествозапретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободыребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозывсех взрослых в семье;
— отсутствие возможностидля ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно умальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
— конфликтные отношениямежду родителями в семье;
— психические травмы типаиспуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
— психическое заражениестрахами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Итак, мы рассмотреливозрастные страхи, то есть страхи, возникающие у эмоционально чувствительныхдетей, как отражение особенности их психического и личностного развития.
Кроме возрастныхсуществуют невротические страхи, которые имеют существенные отличия: большаяэмоциональная интенсивность и напряженность; длительное или постоянное течение;неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненноезаострение; взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями(то есть невротические страхи — это один из симптомов невроза как психогенногозаболевания формирующейся личности); избегание объекта страха, а также всегонового и неизвестного, то есть развитие реактивно-защитного типа поведения;более прочная связь с родительскими страхами; относительная трудностьустранения страхов [8, c. 37].
Невротическими страхистановятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острыхпсихических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервныхпроцессов. При неврозах значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством,темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах являетсяпризнаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватнойпсихологической защиты, что вместе взятое неблагоприятно сказывается насамочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками[там же].
Страх смерти ввиду его распространенностив старшем дошкольном возрасте не имеют существенных количественных различий удетей с неврозами и у здоровых сверстников. Различия носят качественныйхарактер и сводятся в основном к аффективному заострению тесно связанному сбоязнью смерти страхов нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни (удевочек); стихии (у мальчиков). Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый, ане просто возрастной характер и представляют собой отражение лежащего в ихоснове страхе смерти. В своем невротическом звучании этот страх означает боязньбыть ничем, то есть не существовать, не быть вообще, поскольку можно бесследноисчезнуть и сгореть в огне, погибнуть во время стихийных бедствий, получитьневосполнимое увечье и т.д. [там же].
Чаще боятся подобным образомчувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях сродителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональным неприятием всемье или конфликтами и которые не могут полагаться на взрослых как источникбезопасности, авторитета и любви. Поэтому лежащая в основе невроза страхабоязнь смерти всегда свидетельствует о наличии серьезных эмоциональных проблем,которые не могут быть разрешены самими детьми. И прежде чем оказывать помощьтаким детям, нужно разобраться в их переживаниях [8, c.42].
Ближе к 7 и особенно к 8годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возрастастрахов можно уже говорить о развитии тревожности как определенномэмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либоне то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.Все это указывает на возрастающую социальную детерминацию страхов, выражаемыхопасением быть не тем, кого любят и уважают, то есть на ихсоциально-психологическую обусловленность. Поэтому страх быть не тем чаще всеговстречается не только у эмоционально чувствительных детей с развитым чувствомсобственного достоинства, но именно у тех из них кто внутренне ориентирован насоциальные нормы и стремится соблюдать их [19, c. 174].
Максимального возрастногоразвития страх быть не тем достигается в младшем школьном возрасте — от 8 до 11лет, когда дети втягиваются в учебу, с интересом овладевают новыми знаниями,серьезно относятся к своим обязанностям школьника и переживают по поводуотметок. Если социально опосредованный страх быть не тем возникает уже встаршем дошкольном возрасте, то он, как большое число страхов, будет большевыражен при тревожно-мнительных характерах родителей и соответствующем стиле ихотношений с детьми [там же].
Таким образом, у детейстаршего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертойхарактера и относительно обратима при проведении соответствующихпсихолого-педагогических мероприятий [9, c. 134].
1.3. Технология профилактики и коррекциидетских страхов.
В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекциистрахов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделенына три группы:
1.  игра со страхом;
2.  рисование страха;
3.  вербализация страха (сказки, рассказы, страшныеистории).
На основе этих данных можно составить комплекс коррекционных методик,который будет включать в себя:
1.  Методики, основанные на использовании игрового метода:«Игра с темнотой», «Чехарда», «Прогулка в слепую», «Отгадай, кого я боюсь» (попервой и последней букве).
2.  Методики, основанные на использовании изотерапии:«Расправься с нарисованным страхом», «Мне не страшно».
3.  Методики, основанные на использовании сказкотерапии:«Сказка про страх».
Для профилактики детских страхов мы предлагаем проводить работу сродителями.
Коррекционная работа может проводиться как с подгруппами детей, так ииндивидуально. Первоначально мы рекомендуем использовать методики, основанныена использовании игрового метода. Основная задача данного метода: научитьребёнка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику.Основным средством является разнообразная игровая деятельность, котораяповышает общий уровень переживаний ребёнка, помогает ему установитьдоверительные отношения со взрослыми, сверстниками.
Для игры «В страх» подбирается сюжет, предметы, символизирующие то, чегоребёнок боится (собака, волк, вампиры, Баба – Яга), разыгрывается сюжет с этимипредметами. Дети расправляются со своим страхом [25, c. 123]. 
Мы подобрали следующие игровые методики: «Игра с темнотой», «Чехарда»,«Отгадай, чего я боюсь», «Прогулка вслепую».
В «Игре с темнотой» ребёнок жестами изображает, чего он боится, а другиеотгадывают страх. У учащихся могут возникать трудности, например, страх темнотыи одиночества дети часто не могут изобразить жестами. Поэтому здесь возникаюттрудности с отгадыванием. Однако это не снижает коррекционной силы даннойигровой методики [18, c. 278].
В игре «Чехарда» участвуют 3 – 5 детей. Один стоит на четвереньках.Следующий разбегается и пытается его перепрыгнуть. Если застревает на спине, тотак там и остается. Следующий разбегается и прыгает на образовавшуюся кучу ит.д. Игра позволяет снять мышечные зажимы, страх прикосновений и робость удетей, помогает укрепить опору и расширить свободу движений [23, c.305].
В игре «Чего я боюсь?» дети называют первую и последнюю букву заданногослова, то, чего или кого они боятся. Другие дети отгадывают.
В игре «Прогулка вслепую» один ребёнок закрывает глаза, а другой служит проводником(говорил куда идти: направо, налево и т.д.). Преградами, которые преодолевает ребенок,являются стулья, расставленные в классе [14, c. 22].
Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностным отношениемребёнка к породившим его причинам.
Детям объясняется, что собой представляет пугающий его предмет (собака,темнота и т.п.), как он устроен, «откуда берётся», устраняются «пробелы» ввосприятие ребёнка, которые обычно заполняются приписыванием этому предметуопасных, страшных качеств. Если страх порождается случайной эмоциональнойреакцией взрослого («осторожно, злая собака!») запечатлевается в сознанииребёнка или каким-либо другим незначительным обстоятельством, то, скорее всего,он пройдёт. 
Использование данных методик помогает детям установить доверительныеотношения со сверстниками, преодолеть чувство одиночества и покинутости,тревожности.
Затем мы предлагаем использовать методики, основанные на использованииизотерапии с целью снятия у детей старшего дошкольного возраста ощущенийпостоянной угрозы, исходящей от окружающего мира; преодоления тревоги, страха,посредством графического изображения своего страха. Графическое изображениестрахов требует волевых усилий и снимает тревожное ожидание их реализации. Впроцессе рисования происходит «оживление» страха, но вместе с тем и осознаниеусловного характера его изображения.
Объект страха сознательно подвергается манипуляции и творческипреобразуется [18, c. 246].
Детям предлагают методику «Расправься со страхом», где они должнынарисовать то, что они бояться больше всего. А после этого предлагается«расправиться» со страхом: смять, порезать рисунок или закрасить другойкраской.
Затем детям необходимо предложить методику «Мне не страшно». Где ребёнокдолжен  нарисовать свой страх так, как будто он его не боится. Например, ребенокрисует собаку, которую ведёт на поводке. И говорит: «Собака добрая, она – мойдруг». Но не все дети могут нарисовать свой страх ничтожным и жалким.
Также нами предлагаются методики, основанные на использованиисказкотерапии с целью снижения уровня выраженности экзистенционального страха удетей старшего дошкольного возраста [11, c. 115].
Как известно, «страшилки» различного содержания – один из видовсвоеобразного детского фольклора. Сочиняя и рассказывая «страшилку», ребёноксамостоятельно моделирует эмоциями преодоление своих страхов.
Вербализация страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональноепереключение, которое выступает в роли психологической защиты.
Детям предлагают методику «Сказка про страх», где они придумывают ирассказывают различные истории, связанные со своим страхом.
Затем мы предлагаем проводить методику «Придумай завершение сказки».Детям предлагается завершить сказку по предложенному началу: «Жили-были мальчики девочка, которые всего боялись. Однажды они попали в дремучий тёмный лес. Ивдруг на их пути…»
В конце работы дети начинают понимать, что сказочные персонажи – этовымысел и их можно сделать такими, какими ты сам хочешь, тот есть добрыми,смешными, весёлыми [18, c. 245].
В целях профилактики, как уже было сказано выше, мы предлагаем проводитьработу с родителями: индивидуальные беседы на темы: «Способы наказания ребёнка»и «Как помочь ребёнку преодолеть страхи». Было организовано собрание на тему«Страхи вашего ребёнка и как они возникают» (приложение 2).
Работа с родителями должна быть направлена не только на профилактикувозможных нарушений, но и в некотором роде на  коррекцию неправильных,травмирующих ребёнка стилей воспитания.
Главная цель работы – обучение родителей эффективным навыкам коммуникациии способам выражения своей любви к ребёнку.
В ходе беседы родителей знакомят с приемлемыми способами наказанияребёнка. Предлагают компоненты эффективного общения с детьми, которые являютсянеобходимыми: контакт глаз, так как ласковый взгляд снижает уровень тревожностии уменьшает страхи у ребёнка, укрепляет в нём чувство безопасности иуверенности в себе, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.
На родительском собрании родителей знакомят с результатами исследованиястрахов их детей. Озвучивают возможные причины возникновения страхов. Также даютсярекомендации родителям, как помочь своему ребёнку избавиться от страхов и чтонужно для этого делать.
Таким образом, подобранный нами комплекс коррекционных методик способствуетснижению количества страхов у детей старшего дошкольного возраста, посредствомизживания у детей переживания страха смерти, чувства одиночества и покинутости,снятия ощущения постоянной угрозы, исходящей из окружающего мира.

Выводы по первой главе.
 
Жизнь без эмоций невозможна. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли впроцессе эволюции как средство, при помощи которого живые существаустанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных дляних потребностей. Одним из эмоциональных состояний младших школьников являетсястрах. Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разныетрактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мынаходим, что страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает вобстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или жебиологическую экзистенцию у субъекта. Наиболее полной можно считать классификациюстрахов А.Захарова (приложение 1).
Известно, что страх являетсяпричиной многих нарушений здоровья в физико-психической сфере и тем самым –причиной многих заболеваний: нервных нарушений в физическом и душевномразвитии, боли в животе, головные боли. Страх сказывается и на личностномразвитии ребёнка, наблюдается слабая контактируемость с окружающими, повышеннаянеуправляемость и агрессивность, нарушение сна, эмоциональное заторможение,агрессивность, депрессивные состояния, речевые расстройства. Мышление теряетсвою гибкость, становится скованным бесконечными опасностями, предчувствиями исомнениями. Восприятие лишается целостности и непосредственности, уменьшаетсяпознавательная активность, любознательность, любопытство.  
Впсихолого-педагогической литературе предлагается множество методик по коррекциии профилактике детских страхов. В своей работе  мы составили комплекскоррекционных и профилактических методик, направленный на решение изучаемойпроблемы.        
В дошкольномвозрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию,поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многомносят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будетсформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальныхпредписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущеноблагоприятное время для формирования чувства ответственности.  
 

Глава II. Анализ состояния проблемы впрактике.
 
2.1. Констатирующий эксперимент.
Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оносвидетельствует о развитии мышления и потребности выразить себя. Рисование, какигра, — это не только отражение в сознании детей окружающей действительности,но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можнолучше понять интересы детей, их глубокий, не всегда раскрываемые переживания иучесть это при устранении страхов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам ипереживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различныхситуациях и безболезненно соприкасаются с некоторыми пугающими, неприятными итравмирующими образами. Повторное переживание страха при отображении на рисункеприводит к ослаблению его травмирующего звучания [14, c. 22].
При проведении констатирующего эксперимента мы использовали методикивыявления страхов у детей с помощью рисунков.
Такая методика проводится с целью понять интересы, увлечения детей,особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребёнка [11, c.46].
Детямпредлагалось рисовать на темы: «В ДОУ», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мнеснится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое илисамое хорошее», «Кем я хочу стать».
Сначаладетям было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизацииинтереса к рисованию дома, за месяц до этого, детям было дано задание принестии показать свои  рисунки. На первых двух подготовительных занятиях былопредложено детям темы выбрать самим. Дети рисовали: медведя, машины, деревья,лес, людей и т.д.
Послеподготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию.Такие занятия проводились два раза в неделю и затрагивали одну или две темы.
                       Анализ рисунков. 
Рисункина тему «В ДОУ»
Рисункиполучились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только детский сад ивоспитателя; другие рисовали только своих сверстников; третьи же рисовалитолько себя в центре внимания.
Таблица 1
Исследование страхов с помощью рисунков.В центре внимания- Мало друзей среди Нет друзей среди сам ребенок сверстников сверстников 20% 45% 35%
Врисунках на тему «В ДОУ» самое важное то, как ребёнок взаимно располагаетфигуры сверстников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы этодети с истерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалосьмало сверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическимиреакциями. Это также отражает проблемы взаимопонимания со сверстниками. То жесамое относится к рисункам на тему «На улице, во дворе». Если в рисунке ребёнкамало сверстников, то это указывает на затруднения в приобретении дружеских,устойчивых контактов и чрезмерную опёку в семье.
Рисункина тему «Семья».
Детямдаётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок.
Таблица 2
Исследование страхов с помощью рисунков.Ребёнок между Ребёнок ближе к родителями маме или к папе 35% 65%
   
В этихрисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур, иособенно место ребёнка. Если ребёнок рисует себя между родителями — это говорито привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них — это говорит овыраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая содним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает набольшую степень отождествления с ним по признаку пола.
Рисункина тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».
Переддетьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям необъясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам.
Таблица 3
Исследование страхов с помощью рисунков.Не нарисовали Нарисовали страх страх 30% 70%
Некоторыедети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок ипреодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленнымусилием то, о чём он старается не думать.
Рисованиестрахов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение оттревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, какнечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного,неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно травмирующеезвучание страха и психике ребёнка. Важно, во-первых, то, что задание задаётвоспитатель, ребёнок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит вжизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с ихстороны,  не говоря уж об одобрении самого воспитателя. 
Рисункина тему «Самое хорошее или самое плохое»
Каждомуребёнку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним.
Таблица 4
Исследование страхов с помощью рисунковХорошие, радостные Неприятные эпизоды события 80% 20%
                            
Большинстводетей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своейжизни. Тем не менее, в группе присутствуют дети, рисующие неприятные события,что может послужить основой для последующей психотерапевтическойориентированной беседы с ними.
Преобладаниев рисунке серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствиежизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, скоторыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенныекраски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки пририсовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность ирешительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своёвыражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числеотчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали оченьмало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитаютдругие виды деятельности.
Анализполученных результатов показал позитивные и негативные тенденции вэмоциональной сфере. Выявил скрытые детские страхи.
Методикавыявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки,В. Амен.).
Экспериментальныйматериал -14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизнистаршего дошкольника ситуацию.
Каждыйрисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка)и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумядополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунковизображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом — печальное.
Рисункипоказывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявивребёнку рисунок, педагог даёт инструкцию следующего содержания:
1.Играс младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое илипечальное? Он (она) играет с малышами».
2.Ребёноки мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка:печальное или весёлое?  Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3.Объектагрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное иливесёлое?»
4.Одевание.«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) одевается».
5.Играсо старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка:печальное или весёлое? Он (она) играет со старшими детьми».
6.Укладываниеспать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка:печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».
7.Умывание.«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) в ванной».
8.Выговор.«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
9.Игнорирование.«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
10.Агрессивноенападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное иливесёлое?»
11.Собираниеигрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное иливесёлое? Он (она) убирает игрушки».
12.Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ?»
13.Ребёнокс родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное иливесёлое? Он (она) со своими мамой и папой».
14.Едав одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное иливесёлое? Он (она) ест».
Выбор ребёнком соответствующего лицаи высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе.
            Протокол выявления тревожности у детей.
Имя:Роман            Возраст: 6 лет           Дата: 15.05.2002.Рисунок Высказывание        Выбор Весёлое Печальное лицо лицо 1.Игра с младшими Мальчику надоело играть + детьми 2.Ребёнок и мать Я люблю гулять с мамой + с младенцем. 3.Объект агрессии Хочется ударить его стулом + 4.Одевание Я люблю одеваться на прогулку + 5.Игра со старшими Мама играет с ребёнком + детьми 6.Укладывание спать Когда иду спать, беру игрушку + в одиночестве 7.Умывание Потому что он умывается + 8.Выговор Мама его ругает + 9.Игнорирование Потому что тут малыш + 10.Агрессивность Кто-то отбирает игрушку + 11.Собирание Мама заставляет его собирать + игрушек игрушки 12.Изоляция Дети не хотят с ним играть + 13.Ребёнок Родители играют с ним + с родителями 14.Еда в одиночестве Пьёт чай, я тоже люблю пить чай +
   
Втестировании принимали участие 15 человек.
                            Анализ данных.
Протоколыподвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляетсяиндекс тревожности ребёнка (И.Т.), который равен процентному отношению числаэмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14) Число эмоционально негативных выборов ИТ= 14 100%
Данныепротокола заносятся в таблицу, где вычисляется индекс тревожности каждогоребёнка.         Ф.И Вычисление ИТ         ИТ(%) Роман Т. ИТ= 6/14*100% ИТ=42,8% Катя И. ИТ= 3/14*100% ИТ=21,4% Ваня С. ИТ= 1 /14*100% ИТ=7,1% Руслан Г. ИТ= 10 /14*100% ИТ=71,4% Юра В. ИТ= 2 /14*100% ИТ=14,2% Таня М. ИТ= 4 /14*100% ИТ=28,5% Айдар Ф. ИТ= 1 /14*100% ИТ=7,1% Андрей А. ИТ= 5 /14*100% ИТ=35,7% Лиля С. ИТ= 6 /14*100% ИТ=42,8% Алия М. ИТ= 4 /14*100% ИТ=28,5% Юля Д. ИТ= 7/14*100% ИТ=50%  Витя Н. ИТ= 1 /14*100% ИТ=7,1% Саша К. ИТ= 2 /14*100% ИТ=14,2% Света М. ИТ= 3 /14*100% ИТ=21,4% Раушан Н. ИТ= 6 /14*100% ИТ=42,8%
Высокийуровень тревожности
(индекстревожности выше 50%)
Среднийуровень тревожности.
(индекстревожности от 20 до 50 %)
Низкийуровень тревожности.
(индекстревожности от 0 до 20%)
Такимобразом: из 15 человек, которые принимали участие в тестировании, выявлено, 4человека с высоким уровнем тревожности, 6 человек со средним уровнемтревожности, 5 человек с низким уровнем тревожности. Следовательно, в старшемдошкольном возрасте перед поступлением в школу возрастает уровень тревожности.
Диагностикаколичества страхов (тест: «Страхи в домиках». методика М.А. Панфиловой.)
Проводитсяиндивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества,нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей,наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты,глубины, воды, огня, врачей, крови.
Ни вкоем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том,как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение,что само по себе уменьшает остроту его восприятия.
Таблица 4                
Страхи, которым подвержен ребёнок.Ф.И Темнота Сказочные Кровь Стихии Врач транспорт Животные   персонажи Таня М. + + Оля П. + + Катя И. + Олег Р. + + Саша К. + + Роман Т. + + Алия М. + + + Руслан Г. + + + + Айдар Ф. + + Андрей А. + Рияз М. + Саша Л. + + + Света М. + + + Раушан Н. + Юра Б. + Таня Б. + Люда К. + Лиля С. + Юля Ч. +
Исходяиз данных таблицы, составляется график страхов детей.
/>
Условныеобозначения:
% - количество детей, которые подвержены страхам.
Cтрах, которымподвержен ребенок:
1темнота
2сказочные персонажи
3кровь
4стихии
5 врач
6транспорт
7животные
Такимобразом, анализ собранных данных доказывает, что страх и боязнь – удел преимущественнодошкольного возраста, а тревожность и опасения – подросткового возраста. В старшемдошкольном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут бытьпредставлены в одинаковой степени. Исходя из исследования страхов, которымподвержены дети, выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты,менее подвержены страху крови, меньше всего дети подвержены всем остальнымстрахам.
2.2. Педагогическиерекомендации.
 
Успешность устранения страхов зависит от знания причини особенностей психического развития. Механизмы развития страхов сочетаютсямежду собой, образуя их сложно мотивированную структуру. Страхи, возникающие врезультате психологического заражения или внушения, устраняются не тольковоздействием на ребенка, но и в результате изменения неадекватносформировавшихся отношений родителей. Личностно обусловленные страхи могут бытьустранены и оказанием помощи непосредственно детям, в то время как ситуационныестрахи требуют комбинированного подхода. Во всех случаях целесообразно смотретьна страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.
Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира,а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки дляуспешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказыватьребенка за то, что он боится, такой беззащитный и несчастный, поскольку во всемон зависит от родителей, несущих персональную ответственность за егосамочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.
Решиться помочь детям полностью избавиться от страха –это значит принять активное участие в их жизни. Для лучшего воздействия настрахи, нужно, прежде всего, установить контакт с детьми, подразумевающийдоверительное отношение как условие развития творческих возможностей и веры всебя.
Отправная точка любого психотерапевтическоговоздействия – это принятие чувств и желаний детей и их самих такими, какие ониесть, что позволяет индивидуализировать воздействия на ребенка и сделать егоболее результативным.
Безусловным фактором является терпение при работе сдетьми по устранению страхов, так как не всегда удается достичьнезамедлительных результатов.
По утверждениюА.И.Захарова, выбор способа устранения страхов зависит  в первую очередь откаждого конкретного ребёнка, а также от желания, умения, опыта коррекционнойработы психолога и педагога [11, c.96].
Для профилактики детских страхов необходимоиспользовать работу с родителями. Главным фактором, препятствующим избавлениюдетей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое состояние самихродителей и конфликты в семье.

Выводы по второй главе.
Страхявляется наиболее опасной из всех эмоций. С возрастом у детей меняются мотивыповедения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того,смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения,происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будетзависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основойнервно-психического здоровья ребенка.
Ребёнокпервых лет жизни боится   всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочныеперсонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители  будут жить  вечно. У  маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носятреальный  характер.  Баба  Яга – это  живое  существо, обитающее где-то рядом.Только постепенно у детей складывается объективный характер представлений,когда они   учатся различать  свои ощущения, справляться   со    своими  чувствами   и мыслить абстрактно – логически.
Проведенноеисследование доказывает, что дети старшего дошкольного возраста подверженыбольшому количеству страхов, особенно ярко из которых проявляется страхтемноты, наказания, сказочных персонажей, крови, животных. То есть дети боятсятого, что угрожает их жизни, значит можно сделать вывод о том, что детистаршего дошкольного возраста больше всего подвержены страху смерти.
Однакоследует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаютсяпсихологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями,чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этомвозрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрениясоциальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, таккак упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.  
Заключение
Нелегко найтичеловека, который бы никогда не испытывал чувство страха.  Беспокойство, тревога, страх – такие  же   эмоциональные неотъемлемые  проявления   нашей  психической   жизни,   как   и радость,    восхищение,   гнев,   удивление,  печаль.  Но   при    чрезмерной    податливости   к    страхам, зависимости от  них  меняется  поведение человека вплоть  до  «эмоционального паралича».Устойчивые  страхи  –  это  страхи,  с  которыми  не может  справиться    ни   ребёнок,   ни  взрослый,  которые   приводят к   появлению   нежелательных черт   характера.
 Детские   страхи,   если    к    ним   правильно   относиться,    понимать  причины   ихпоявления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены илисохраняются длительное  время, то это  служит  признаком  неблагополучия,говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном   поведении   родителей, конфликтных  отношений в  семье.  Для того чтобывоздействовать  на  ребёнка,  помочь избавиться ему от страхов, преподавателямнеобходимо  также знать,  что такое  страх,   какую   функцию   он  выполняет, как  возникает  и  развивается,  чего больше всего боятся дети и почему. Всовременных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов,событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут бытьпугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх являетсяпредметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.
  Страх — этоэмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования,которые были проведены, подтверждают, что в старшемдошкольном возрастестрахи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, посколькуони во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступленияв школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасенияперед поступлением в школу.
Многиестрахи в подростковом возрасте являются развитием раннее предшествующих страхови тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждениюстрахов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Еслипсихологическая, родительская и медицинская помощь будет оказана в дошкольномвозрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастеническихчерт характера и невроза в подростковом возрасте. Поэтому, учитывая все выше сказанное, необходимо выделитьследующие основные параметры в работе с детскими страхами:
— Чтобы существенно снизить тревожность ребенка передпоступлением в школу необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный успехребенка, в какой либо деятельности. Необходим щадящий режим в той области, вкоторой успехи невелики.
— Педагогам и родителям решившим помочь детям избавитьсяот страха, можно использовать программу коррекционной работы, коррекционныеигры и задания, которые должны подбираться на основе проведённыхдиагностических методик.
— Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь емуизбавиться от страхов, преподавателям необходимо также знать, что такое страх,какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всегобоятся дети и почему, как предупредить страхи у детей и что предпринять, еслиони уже есть.
— С целью предупреждения появления неврозов у детей, необходимыпозитивные перемены в жизни самого ребенка и семьи. 
Детскиестрахи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннегоустранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенногозаболевания формирующейся личности ребенка. 

Список литературы
 
1.  Большой толковый психологическийсловарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.
2. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика — М., 1996. – 247 с.
3.  Введение в психологию. / Под. ред.А.В.Петровского. – М.: Академия, 1998. – 576 с.
4.  Возрастная психология: Детство,отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. инаучный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия»,2000. – 624 с.
5. Гонкова–ЯмпольскаяР.В., Черток Т.Л.  Воспитателю о ребенке дошкольного возраста — М.:Просвещение, 1987. – 187 с.
6.  Даль В. Толковый словарь живоговеликорусского языка. В 4-х кн., кн. 4. – М.: «Русский язык», 1982.
7.  Дубровина И.В. Данилова Е.Е. ПрихожанА.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических заведений. Под.ред. Дубровиной И.В. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
8.  Дубровина И.В. Психокоррекционная иразвивающая работа с детьми: Учеб. пособие под. ред. Дубровиной И.В. – М.:«Академия», 1998.
9.  Ежкова Н. Развитие эмоций всовместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольноговозраста // Дошкольное воспитание. – 2003. — №1. – С.20-27.
10. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия –«Психология ребёнка». – СПБ: 2000. – 448 с.
11.  Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.:Педагогика, 1986. – 112 с.
12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведенииребенка. — М.: Просвещение, 1993. – 115с.
13.  Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. – СПБ:Издательство «Питер», 2000. – 464 с.
14. Изгард К.  Эмоции человека. — М.: Просвещение, 1980. –320 с.
15. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. //Семья и школа. – 1999. — № 9. – С. 22 – 24.
16.Клайн В.  Какподготовить ребенка к жизни. — М., 1991.  – 134 с.
17. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А.Карненко.Ред. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
18.  Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед.училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
19.   Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш.пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии – 2-е изд. – М.:Просвещение: Владос, 1995. – 576 с.
20. Овчарова Р.В. Практическая психология — М.: Т.Ц.   «Сфера»,  1996. — 337 с.
21.  Основы специальной психологии: Учеб. пособие длястудентов сред. пед. учеб. заведений. / Л.В.Кузнецова, Л.И.Солнцева и др.; под.ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
22.  Петрунюк В.П., Таран Л.Н. Нервные дети и ихвоспитание. – М.: «Знание», 1971.
23.  Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие длястуд. пед. институтов. / Сост. В.В.Мираненко. – М.: Просвещение, 1990. – 399 с.
24.  Психологический словарь. / Под. ред. Ю.Л.Неймера. –Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 604 с.
25.  Рогов Е.И. Настольная книга психолога. М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 384 с.
26.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПБ: Питер,2003. – 713 с.
27.  Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья.Том 2. — ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. – 430 с.
28. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия,1997. – 332 с.
29.Фрейд З.Психология бессознательного. — М., 1989. – 296 с.
30.Фромм А. Азбукадля родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-воАРД ЛТД., 1997. – 250 с.
31. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем.Ю.Лукоянова. – М.: Знание, 1981. – 192 с.
32.  Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред.Кошелевой. – М.: Просвещение, 1987. – 264 с.
33. Эмоции, страх,стресс. // Вопросы психологии. – 1989. — №4. – С. 12 — 16.
34. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.:Элайда, 2000. – 704 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние почв на загрязнение токсическими веществами
Реферат 4 семестр, у обсязі навчальної роботи 72 год., 2 кр. Загальний обсяг аудиторної роботи (лекційні, практичні заняття) 40 год
Реферат Национальные казахские блюда
Реферат Социология культуры как проблемная область социологического знания Предметное поле социологии
Реферат Менеджмент стабилизации экономики в рыночных условиях
Реферат Математическая постановка транспортной задачи линейного программирования
Реферат 3 Розділ І. Історіографічні та методологічні проблеми систематизації українського права
Реферат Автоматически создает html версии документов при сканировании Интернета
Реферат Уменьшение себестоимости за счет внедрения нового оборудования и уменьшения затрат на энергоресурсы
Реферат Trainspotting Essay Research Paper Some might say
Реферат Билеты по психологии
Реферат Проблема перевода бытовых реалий
Реферат Проектирование базы данных агентства по оказанию маркетинговых услуг
Реферат Підприємство як суб’єкт господарювання. Відновна вартість основних фондів
Реферат Тайга