Реферат по предмету "Психология"


Психология поведения человека в сфере экономики

Контрольнаяработа
 
Психология поведения человека в сфере экономики

Оглавление
Введение
1.Личность в экономике
2.Основы поведения человека в сфере экономики
Заключение
Библиографическийсписок литературы

Введение
Посамой своей природе экономическая психология тесно связана как с экономикой таки с психологией. Подходы к изучению экономических проблем и поведения человекав этих науках значительно различаются.
Экономическаятеория в большей степени дедуктивна, зависима от математических выкладок при разработкеэкономических моделей. Эмпирические данные чрезмерно обобщаются иабстрагируются. Базовые принципы теории в основном принимаются всемиэкономистами.
Посколькубазовая теория находится на высоком уровне абстракции, то приложение ее кисследованию реальной жизни, как правило, приводит к использованию содержащихупрощенные допущения моделей, которые делают необходимые количественныеизмерения выполнимыми. В свою очередь интерпретация полученных с помощью этихмоделей данных переносится на широкий круг достаточно сложных и разнообразныхэкономических явлений. Как правило, строя своиэкспериментальные исследования, экономисты опираются на теорию игр и теориюожидаемой полезности. Основным догматом экономической теории является идеярационального экономического человека, основными мотивами экономическогоповедения которого является стремление к максимизации своей выгоды иминимизации потерь, а также стремление достичь наиболее выгодного для себясоотношения затрат и выгод.
Согласнотаким постулатам человек в экономической ситуации предстает как эгоистичный,лишенный эмоций калькулятор, совершающий сложные математические расчеты,принимая решение. Экономические факторы рассматриваются в качестве базовых ипрактически единственных детерминант экономического поведения. Ранее любоеотклонение от общей выявленной закономерности просто считалось артефактом.Последнее время экономисты начали все-таки признавать, что в реальной жизниимеет место вариативность индивидуального поведения.
Впсихологической науке нет единой, всеми принимаемой теории. Психологическиетеории скорее индуктивны и опираются на конкретные эмпирические данные.Существует несколько различных теорий, объясняющих различные аспекты поведениячеловека, в том числе и в сфере экономики. Различные школы предлагают ииспользуют разные исследовательские подходы и методы.
Математический аппарат используется,как правило, для статистической обработки данных, а не для построениятеоретических моделей (исключением является лишь математическая психология).
Оперируя на более низком уровнеабстракции, психологические исследования позволяют выявить и подчеркнутьразличия между ситуациями, людьми и влияющими на их поведение переменными.
Неумаляя значения чисто экономических факторов для объяснения экономическогоповедения людей, психологи обращают внимание на то, что достаточно часто ихвоздействие преломляется через психологию человека, и без знания о влиянии техили иных психологических факторов невозможно объяснить и предсказать поведениелюдей в реальных экономических ситуациях. Экономическаяпсихология имеет больше сходства с психологией, чем с экономикой, ориентируясьв своих исследованиях на эмпирические наблюдения и анализ данных, строя теориюименно на этой основе.
Цельюданной контрольной работы является изучение человека в сфере экономики. Длядостижения поставленной цели рассмотрены следующие вопросы: личность вэкономике, основы поведения человека в сфере экономики и некоторые другие.
Вкачестве теоретических источников использованы труды следующих авторов:Бункиной М.К., Семенова В.А., Дейнеки О.С., Дружининой В.Н., Журавлева А.Л.,Познякова В.П., Купрейченко А.Б., Кабушкина Н.И., Соколинского В.М., АрхиповойА.И., Нестеренко А.Н., Большаковой А.К. и др.

1.Личность в экономике
Анализэкономики — одного из сложнейших явлений в жизнедеятельности человека, можетосуществляться различными путями, на основе дифференцированных позиций. Вработах А.Смита, к примеру, значительную роль играл подход, показывающий рольчеловеческой личности, ее психологической ориентации. По словам данногоэкономиста, эгоизм каждого, благодаря рынку, приводит к росту общего блага. Данныйвариант анализа не подучил должного развития. Отклонив английскую концепцию ивыбрав немецкую (теоретическую модель Карла Маркса), отечественная наука сталаоперировать иными категориями, в основном социально-экономического и классовогопорядка. [2, с. 57].
Интересбыл обращен к рабочей силе, а не к личности. Причем, преимущественно онарассматривалась в обобщенном, аккумулированном виде. Теория социализмастроилась на демонстрации роли общественных масс, а не отдельного человека.
Вмарксистской политической экономии категория «производительные силы» (какединение совокупной рабочей силы и средств производства) стоит неизмеримо вышекатегории «личность».
Психологическиеаспекты анализа проблемы считались малозначащими, искажающими реальную картинуи поэтому практически не принимались в расчет.
Постепенноевосстановление рыночной модели в нашей стране медленно, но верно возвращаетнаше уважение к данному понятию.
Внаучном плане роль субъективного фактора целесообразно рассматриватьразносторонне, не замыкаясь анализом его роли в совокупной рабочей силе. Приизучении взаимодействия экономики и личности разумно обратить внимание, преждевсего на психологию человека. А это, в свою очередь, неизбежно выводит нас набиологическую природу его жизнедеятельности.
Следуетпризнать, что такой параметр в экономическом анализе вызывал прежде уисследователей чувство неудобства (не редко даже стыда). Сказывались традициинашего воспитания, образования. Преобладала привычка больше думать о ролиобъективных обстоятельств, правил, норм.
Однакоситуация настойчиво требует: пора подключать к экономическому анализу и факторприродной основы существования человека.
Вдальнейшем будем исходить из того, что человек вышел на авансцену, отделившисьот мира животных.
Егопрародители обладали лишь совокупностью инстинктов и рефлексов. Формированиечеловеческого разума привело к качественному изменению в системе живой материи.Оказалось, что соединение мышления с природными функциями высшей нервнойсистемы сделало человека резко отличным от других представителей живого мира.
Дляhomo sapiensстала характерна не только повышенная гибкость и приспособляемость, но и экстремальность(то есть контрастность) его поведения.
Экстремальностьпроявляется в ориентации на предельно противоположные, крайние вариантысамовыражения. По своему психическому настрою животные (в рамках одного вида)тоже бывают разные: более спокойные, контактные, а порой и весьма агрессивные.
Вслучае с человеком палитра психологического поведения сложилась в неизмеримоболее обширном виде. Различия между крайними полюсами эмоциональных реакцийнесопоставимы с тем, что мы можно видеть у животных.
Кпримеру, мягкие, контактные, приветливые стороны психики животных получили(благодаря разуму) воплощение в тяге человека к красивому, к искусству.
Ужев первобытном существе возникло желание изображать природу в виде наскальныхрисунков. Позднее пришло разукрашивание своего тела, создание божественныхидолов. Спустя тысячелетия сложились школы искусства, появились величайшие вистории творения. [7, с. 94].
Интереснопри этом уточнить, какие природные основы усиливаются разумом в этом случае.Очевидно, сказываются заложенные природой инстинкты любви к своему потомству,встречная тяга сексуальных партнеров, выраженная, например, в ласковом, а поройи весьма красивом взаимном обхождении.
Одновременнос этим способности разума резко усилили проявление других, в известном смыслепротивоположных, инстинктов, прежде всего агрессии. Желание нападать связано восновном с борьбой за существование. Речь идет либо о захвате добычи, либо озащите свом жизни от нападения противника. Агрессия, в свою очередь, имеетразные формы. Захват тигром антилопы или поедание коровой мягкой травы — всеголишь разновидности одной и той же реакции.
Подходяк вопросу с философской позиции, следует признать: живая жизнь естьдинамическое равновесие, выраженное во взаимном поглощении одной формы живогомира другой.
Вэтом плане интересно взглянуть на одну из сфер экономики. Речь идет о сельскомхозяйстве. Все растениеводство и животноводство представляет собой сферурационально организованного поглощения человечеством другой части живого мира.В глубинном смысле слова население реализует этим свой инстинкт агрессин.Процесс создан при этом весьма разумно: уничтожение ведется не всего природногомассива, а лишь того количества, которое человек может сознательновоспроизвести. Такой подход — своего рода мудрая эксплуатация живого мира.
Ксожалению, далеко не во всем человек смог придать инстинкту агрессиирациональные формы реализации. Кроме того, сама степень этого инстинкта сталачрезмерно завышенной по сравнению с реакциями тех животных, от которых ушел всвое время человек. [11, с. 112].
Кпримеру, хорошо известно, что жизнь в стаях диких животных предусматриваетзаметные барьеры в проявлении инстинкта уничтожения.
Стоитотметить еще одну, более прискорбную закономерность, существующую в человеческомроде. Гипертрофированный (благодаря разуму) инстинкт уничтожения (агрессии)проявляется нередко сильнее осмысленного инстинкта любви. Причина данногонесоответствия заключается в том, что исходные, первородные инстинкты тоже нестоят на равном уровне. В их иерархической структуре потребность в утоленииголода (как правило, за счет уничтожения других форм живой жизни) стоит вышепотребности в сексуальной и родительской любви. В связи с этим и проявляемые учеловека потребности, как об этом хорошо свидетельствует знаменитая пирамидаамериканского социального психолога А.Маслоу не находятся на одной линии.
Опаснаяформа гипертрофии инстинкта агрессии возникла не только вследствие простоналожения на него сознания. Сказалось и другое, о чем удивительно достоверно ишокирующе убедительно поведал человечеству выдающийся австрийский психологКонрад Лоренц, один из основоположников этологии — науки о поведении животных.
Всвоих исследованиях (в книге «Агрессия») Лоренц показал, что человечествосформировалось, отделившись от одной из групп животных.
Вприродном комплексе существует несколько дифференцированных групп, взависимости от стиля поведения. У хорошо вооруженных животных (зубы, когти,рога, масса тела, мощные лапы, быстрота движения) природа заложила не толькоинстинкт агрессии, но и реакцию контроля за проявлением этого инстинкта.
Цель- избежать ненужной опасности для жизни при внутривидовых конфликтах исохранить род. (Вспомним пословицу: «Ворон ворону глаз не выклюет»).
Ксожалению, изначально плохо вооруженного и относительно слабого физическичеловека природа наделила очень слабой реакцией на сдерживание внутривидовойагрессин.
Длясамовыживания человека его зубы и руки не представляли большой опасности.Появление же мышления, общественного образа жизни очень быстро и радикальновооружили человека (сначала камнем, луком и ножом, а позже — напалмом,ракетами, ядерными бомбами и концентрационными лагерями). Соотношение усиленныхразумом инстинктов обусловило печальные последствия: борьба между представителямичеловеческого рода, группами, слоями, нациями стала типичным явлением.
Историкиподсчитали, что на 1 день мира в истории человечества приходится в среднем 4-5дней воины.
Итак,возникнув, человеческое общество изначально приобрело достаточно агрессивныеориентиры. Усилив контрасты, человеческий раз создал, таким образом, опаснуюситуацию и во всем живом мире. В то же время анализ развития событийпоказывает, что у человечества по мере его развития стал закладываться ипроявляться некий коллективный, видовой инстинкт самосохранения. В нашу геннуюпамять его заложила на определенном этапе сама природа. Проявляется это не науровне отдельного человеческого создания, а в масштабах всего нашего природноговида.
Приведемпример, доказывающий возможность закладываемых природой «коллективных»инстинктов. Тот факт, что в человеческом обществе представителей мужского иженского родов рождается в оптимальном соотношении (что никак не связано синстинктами и поведением отдельных людей), говорит о вложенной в человеческийрод программе на самосохранение. [9, с. 38].
Основываясьна идее о введении природой корректирующих элементов, можно выдвинуть гипотезуо закономерном подходе человеческого общества к созданию форм жизни,определенных институтов, задача которых состоит в спасении человечества какрода.
Данныеинституты не есть нечто застывшее. Их виды могут меняться, количество расти. Кним мы отнесем рыночную систему, религию, культуру, науку, военную силу. Всовокупности все это является составляющими более общего понятия «цивилизация».
Каждыйинститут является по существу методом самоспасения. При этом у любого вариантасуществуют определенные границы возможного. Кроме того, следует признать:всякий метод кроме пользы принесет и определенные издержки (благо всегда имеетцену).
Врамках рассматриваемой темы встает вопрос о роли рыночной системы, котораяявляется экономическим и психологическим взаимодействием людей.
Развитиеисторических процессов показало, что рынок помогает балансировать агрессивныйперевес в природе человека. Безусловно, этот механизм далеко не всегдадействует с полной гарантией. Как и в любом явлении, здесь возможны отклонения.Войны не исчезли.
Гипертрофированнаяагрессивность человеческой психики продолжает периодически выплескиваться наружу,главным образом из-за появления экстремистски настроенных лидеров, умеющихувлечь массы бредовой идеей покорения, освобождения, завоевания и т.д., а затемнавязать диктат всему обществу. [9, с. 42].
Ясноодно — отсутствие системы рыночного кооперирования привело бы все нации всостояние тотальной схватки между собой.
Достаточнов этом отношении вспомнить историю: улучшение отношении между странаминепременно вело к оживленному взаимному товарообмену. Выигрывали все. О многомговорит конкретный опыт Западной Европы. Настрадавшись в течение столетий отпостоянных военных конфликтов, в середине 20 века европейцы пришли кокончательному выводу: нужно создавать единый рынок, всю направленностьразвития сосредоточить на интенсивнейшей торговой кооперации. Только это можетпогасить психологические реакции противостояния наций.
Каковмеханизм данных явлений? Почему рыночный процесс «усмиряет» экстремизмчеловеческой натуры?
Ответзаложен в самом принципе обменных операций. Для того, чтобы удовлетворить своюпотребность, человек должен прежде удовлетворить потребность другого.Приобретение благ требует средств. Их человек получает лишь тогда, когда ужепредоставил свой труд другому.
Конечно,рыночные операции — не форма выражения или проявления каких-либо готовыхинстинктов или реакций природы. Однако товарные сделки людей в полной меребазируются на глубинных основах человеческой психики (в частности, на такихинстинктах, как хватание, инстинкт еды и продолжения рода). Рыночный вариантобщения — находка, к которой постепенно пришел человек, подстраивая своиинтересы к интересам другого.
Обменныеоперации — компромисс между целями разных людей. Постепенно человечество пришлок выводу о том, что компромисс (то есть достижение баланса междупротивостоящими устремлениями) — лучший метод решения большинства человеческихпроблем, будь то в сфере экономики или политики. Таким образом, рынок научилчеловека компромиссу, что позже было уже воспринято и развито системойцивилизационных знаний, которые длительное время не разрешено было «распространять»в обществе.
Отсюданапрашивается вывод: рыночная система принадлежит к величайшим открытиямчеловечества. Это позволило найти одно из эффективных средств нейтрализациидисбаланса человеческой психики.
Уместендаже определенный афоризм: человек обеспечивает функционирование рыночнойэкономики, а она — его самосохранение.
2.Основыповедения человека в сфере экономики
Акцентна роли личности в хозяйственном процессе дает нам возможность совершенно новогопонимания самого термина «экономика».
Даннаякатегория воспринимается не только как народнохозяйственный комплекс, состоящийиз массы отраслей и подотраслей, но и как сфера принимаемых людьмиэкономических решений. Следовательно напрашивается вывод: экономическиепроцессы неизбежно сопровождаются широким диапазоном психологических реакций.Среди их разнообразия стоит отметить то, что принято изучать в рамкахэкономической психологии: мотивация трудовой деятельности, психологическиеаспекты предложения, спроса, потребления, восприятия доходов и налогообложения.[4, с. 107].
Обратимсяк некоторым принципиальным положениям, связанным с психологическим поведениемчеловека в экономике. При этом особого внимания заслуживают те аспектыповедения, которые связаны с определенными проблемами. К примеру,принципиальный интерес вызывает вопрос о том, является ли экономическаядеятельность человека всегда логичной, рациональной и предсказуемой.
Какпоказывает практика, экономическая деятельность человека, рассматриваемая вгенеральном плане, достаточно разумна (по крайней мере, с точки зрения современногопонимания самого термина «разумность»).
Отсутствиерациональности не позволило бы создать нынешний уровень экономического развитияв передовых странах мира. В то же время действительность показывает, что нафоне обшей позитивной картины существует немало пробелов. Принимаемые человекомэкономические решения бывают порой нерациональны, алогичны, что дало повод дляиспользования в экономической теории спецнальнного термина – «иррациональность экономическихмер».
Вобъяснении причин возникающих проблем и в поиске путей их коррекции и состоитзадача науки.
Чемже можно объяснить некоторые неожиданные и неоправданные экономические решениячеловека. В основе таких явлений лежит несколько причин. Частично пробелыхозяйственного поведения объясняются недостатком знаний, опыта, влияниемкаких-либо внешних отрицательных факторов. Однако определенная доля причинсвязана с внутренним миром человека, его психологией.
Взаложенной в нас природой модели поведения предусмотрены, очевидно, элементыслучайного, непредсказуемого. Они нужны для того, чтобы человек, как и любоеживое существо, мог получать больше ощущений от окружающего не только напричинной, но и на случайной основе.
Алогичностьповедения — способ расширения спектра поступающей в нашу центральную нервнуюсистему информации.
Одиниз эффективных методов изучения психологии человека основан, на сравнительномисследовании реакций животных. В связи с этим рассмотрим пример о характередвижения собаки, перемещающейся на открытой местности. Внимательное наблюдениепоказывает, что в рамках общего, достаточно последовательного и обусловленногоопределенными стимулами движения существует масса вариантов динамики, непредопределенных внешними или явно угадываемыми внутренними стимулами. [4, с.42].
Вкачестве другого примера назовем движение малыша во время прогулки. Получив отродителей свободу движения, он делает неожиданные повороты корпусом, постоянноменяет направление своих шагов по дорожке. При этом могут полностьюотсутствовать внешние причинные обстоятельства. Роль сознательнойобусловленности движения малыша в возрасте 1-2 лет также еще мала. Егодинамика, следовательно, предопределена заложенной в его подсознании программойдвижения. Ее задача — нахождение новой информации об окружающем мире методомслучайной выборки.
Обращаяськ варианту иррационального поведения человека в сфере экономики, приведем одиниз наглядных (в то же время оригинальных) примеров. Исследование английскихсоциологов показало, что существует определенный тип покупателей (как правило,женщины из обеспеченных семей), обуреваемый жаждой постоянных покупок. Изучениеданной проблемы методом интервьюирования показало, что покупатели могут увлекатьсясамим процессом приобретения, причем уже не ради получения благ от купленныхтоваров. Эмоциональную радость, увлеченное психологическое состояние придаетсам процесс постоянных покупок. [4, с. 61].
Алогичностихозяйственных решений в изобилии существовали в условиях нашей централизованнойэкономики.
Достаточновспомнить известную карикатуру из журнала «Крокодил», в концентрированной формеповествующую об одной из типичных хозяйственных ситуаций: бригадатрубопроводчиков, стоя на шоссе, на котором другой коллектив работниковукладывает асфальт, напористо призывает: «Завершайте скорее свою укладкуасфальта, поскольку нам уже пора начинать на этом месте рытье канавы дляпрокладки труб».
Стоитобратить внимание на другое близкое явление — непредсказуемость. Данноекачественное состояние по сути есть итог нерациональности поступков. Поэтомуодна из причин ее наличия также связана с заложенным в каждом человекеприродным алгоритмом. Существуют, однако, и некоторые обстоятельства, которыеусиливают проявление данных особенностей в поведении человека. Прежде всего это- повышение напряженности в современной жизни.
Всвою очередь рост напряженности обусловлен как специфическими, так иглобальными условиями. Например, ухудшение экономического положения ряда слоевнаселения в восточноевропейских странах во второй половине 90-х годов ХХстолетия (что было неизбежно из-за радикальной смены модели развития) явноужесточило социально-психологическую обстановку в этом секторе мировойэкономики. [9, с. 23].
Вболее глобальном плане просматриваются иные составляющие нездоровой, накаленнойатмосферы. Прежде всего следует отметить резкое обострение конкуренции намировых рынках. Давление группы новых индустриальных стран стало настолькосильным, что это привело, например, к очень сложной ситуации с занятостью в рядестран Западной Европы. Кроме того, обострение ситуации обусловливается резкимповышением численности населения планеты и явно недостаточными возможностямимногих отсталых стран обеспечивать себя продуктами питания, прочимиэлементарными благами.
Неменее примечателен еще один фактор. Значительная часть стран мира втягивается(иногда по своей воле, иногда под давлением внешних обстоятельств) в глобальнуюсеть информации. Для отсталых государств информация играет двойственную роль. Содной стороны, она ускоряет их путь к цивилизации. Однако с другой — проявляютсяопределенные психологические издержки. Формируется чувство зависти (особенно уопределенных лидеров) и одновременно озлобления по отношению к более развитымстранам. Возникшая и приобретшая стабильный динамизм волна глобальноготерроризма — одно из закономерных последствий данногосоциально-психологического процесса.
Наосновании вышеизложенного подведем своеобразный итог – иррациональность,алогичность, малая предсказуемость — все это определяется заложенными вчеловеке (во всей нации) психологическими компонентами. В то же время степеньпроявления данных свойств зависит от состояния окружающей человека (нацию)социально-экономической атмосферы.
Приходитсяконстатировать, что реально проявляемые людьми иррациональность,непредсказуемость явно превышают тот уровень случайных, неожиданных действий,которые заложены природой в наше подсознание в форме команд как специальныереакции для более полного восприятия информации методом «от случайного». К сожалению,обретя сознание, человек повысил степень своей непредсказуемости. События XXвека, показали, что несмотря на уже накопленный опыт цивилизации, человечествочасто может «срываться». Грандиозные войны текущего столетия, мировыеэкономические кризисы — яркий тому пример. Вот почему столь важно научитьсякаждому корректировать линию своего психологического, социального,экономического поведения. Цивилизованный человек должен быть не во властисвоего подсознания, а умелым его менеджером.
Дляболее углубленного изучения основ поведения человека в сфере экономикирассмотрим типы экономического поведения личности.
Познаниепсихологии поведения другого человека предполагает не только стремление увидетьвсе детали его эмоционального, душевного настроя, направленность мыслей,предугадать его возможное поведения.
Психологическийанализ базируется также на умении обобщать, группировать свои наблюдения,проводить их классификацию, а также активно использовать уже разработанныенаукой варианты типологии человеческой психики.
Преждечем рассмотреть сложившиеся в науке варианты типологии, обратимся к однойважной психологической детали самого процесса познания.
Замечено,что человеку легче воспринимать новую информацию, если она систематизирована,имеет форму смысловых блоков. При этом видна закономерность: чем проще структураклассификации, тем легче она воспринимается. (Конечно, немало при этом зависитот степени образования человека.)
Одновременнов процессе своей жизни человек стремится к определенным обобщениям исистематизации. Чаще всего это происходит на бытовом, упрошенном уровне. Крометого, наблюдения показывают, что к ряду обобщенных выводов человек приходитподсознательно. Высшая же форма систематизации реализуется в ходе научногоподхода к явлениям.
Итак,можно сделать вывод о том, что систематизация близка внутреннему настроючеловека, его природе. Он как бы инстинктивно стремится к определеннойупорядоченности. Это связано с тем, что сама жизнь — высокоорганизованнаясистема, имеющая весьма четкую внутреннюю структуру. В жизненных процессах всеразбито на ритмы, циклы, виды, группы и т.д. К тому же существуют устойчивыесочетания разных компонентов, вариантов.
Помимоупорядоченности процессов в самой живой природе человек склонен к системностииз-за того, что воспринимать новую информацию ему намного легче, если онаразбита на четкие блоки. Известно, что мозг сам пытается систематизировать (науровне сознания и подсознания) воспринимаемые сигналы. Своего рода «сортировка»,«обработка» первых полученных сведении дает возможность нашей нервной системелегче реагировать на происходящие события, находить более эффективные вариантыответных действий.
Каковаже причина подсознательной систематизации нашим мозгом поступающей информации?Это связано с тем, что обилие сигналов извне слишком велико. Реагировать накаждый из них, «обрабатывать» его полностью «индивидуально» невозможно. Именнов поисках сохранения сил, энергии природа создала способность к обобщению иотбрасыванию частностей.
Посути уже на уровне подсознания у нас срабатывает «система прецедентов». Мозгклассифицирует информацию на определенные типы, виды и запоминает. Получаемаяновая информация автоматически направляется на сравнительную экспертизу в «базуданных». Там она сопоставляется с уже имеющимися «файлами», которыепредставляют собой определенные типы. После процесса сравнения подаетсяобратный сигнал в высшую нервную систему. На его базе человек начинаетдействовать.
Стоитотметить, что на более простом уровне данные процессы происходят у всех видовживотных. Систематизация далеко не всегда требует мыслительной деятельности.Она осуществляется и на уровне относительно простых форм нервной системы.Однако у человека по сравнению с другими живыми существами имеются явныепреимущества. Он подключает к систематизации свое сознание. Именно это далочеловеку возможности создания древа науки.
Цивилизация,к которой пришло человечество, является в известном смысле результатом того,что индивид овладел систематизированным мышлением и поведением, научившись шагза шагом все больше понимать сложную структуру окружающего мира. [3, с. 59].
Применительнок рассматриваемой теме наша прагматическая задача состоит в необходимостиразвивать познания в области системности экономического поведения людей. Поаналогии с макромиром определенные закономерности имеются и в той совокупностиживой природы, которая представлена окружающими нас людьми.
Живаяприрода как элемент общего мира материи строится на упорядоченных,систематизированных основах. Это полностью относится и к институту человека.Несмотря на то, что на земле несколько миллиардов человек, все они объединяютсяприродой в определенные группы, слои, виды (по характеру, менталитету, расам,национальностям, цвету кожи и т.д.).
Зададимвопрос: с какой целью природа выработала определенную систематизацию вчеловеческом роде? Или еще более конкретно: для чего сложилась система типовчеловеческого поведения?
Природа- своего рода единый организм, в котором все составляющие элементы прямо иликосвенно взаимосвязаны. Совершаемая природой группировка внешних и внутреннихпризнаков, формирование типов (в том числе в человеческом роде) позволяетлюдям, равно как и всем другим живым существам, легче приспосабливаться друг кдругу. Четко обозначенный специфический вид, а также тип психического поведенияделает более предсказуемыми встречные действия вступающих в контакт живыхсуществ (в т.ч. людей).
Приведемпример из области психологии (по принципу «от обратного»). В последнеедесятилетие нередко можно встретить в городе молодых людей, имеющихмалопонятные внешние параметры (одежду, стиль фигуры, черты лица и видпрически). Порой весьма сложно идентифицировать такого человека с определеннымполом. Замечено, что в реакции наблюдающего за ним человека наступает чувстворастерянности, неопределенности. Увиденная информация не находитсоответствующего идентичного «файла» в арсенале памяти. Мозг не может сравнитьновую информацию с готовым вариантом (а ведь казалось бы, он должен быть! Речьведь идет о человеке, а не о иноземном пришельце!). Не получается выдачасознанию сигнала: «объект опознан». Таким образом, если мозг не справляется собработкой сигнала, появляется чувство неудобства, недовольства или дажеразочарования в своих возможностях.
Итак,наличие типичных черт у взаимодействующих людей дает каждому из них возможностьбыстрее получить ориентацию о возможном повелении другой стороны. Каждыйчеловек становится для другого более предсказуемым.
Рассмотревисходные основы систематизации, обратимся к вопросу: какие же типы экономическогоповеления человека можно было бы обозначить?
Единой,общепринятой классификации в психологической науке пока не существует. Вопрос отипах поведения оказался весьма сложным. У разных авторов можно встретитьразличные мнения. Кроме того, в современной психологической науке принято восновном разрабатывать классификацию типов характера, темперамента, а не типовповедения.
Правда,не будет ошибкой считать, что стиль поведения в значительной степениопределяется видом характера и темперамента. Четкого разграничения между двумяпоследними понятиями психологическая наука не проводит.
Перваяпопытка классификации была сделана еще в античный период. Гиппократ (IVв. до н.э.) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологическихпредставлении того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыреосновных жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь.Смешиваясь в каждом человеке в определение пропорциях, они и составляют еготемперамент (лат. temheiamentum- смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил поназванию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственнобыли выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sangus- кровь), холерический (от греч. chole-желчь), флегматический (от греч. phlegma- слизь) и меланхолический (от греч. melainachole — черная желчь). [2,с. 84].
Вболее поздние времена появились психологические описания – «портреты» различныхтемпераментов. Наиболее интересно это было сделано в конце XYIIIв. И.Кантом. Его описания темпераментов были повторены потом во многихисточниках.
И.П.Павлов,взяв за основу эту классификацию, развил ее, стремясь определитьфизиологическую базу каждого вида темперамента. Свою систему градации онобозначил как совокупность типов нервной системы.
Отметимеще один интересный вариант типологизации характера человека, сделаннойК.Юнгом. Он выделил два основных типа: экстравертный и интровертный. Даннаяклассификация хотя и не охватывает всего разнообразия человеческих натур,удачно помогает в психологическом анализе другого человека. [1, с. 17].
Пожалуй,наибольшую применимость в современной реальной жизни имеет классификацияхарактеров, развитая французским психологом Ле Сенном. Характер представляетсобой совокупность следующих трех основных психологических параметров.
Эмоциональность.Эта черта показывает, с какой легкостью та или иная ситуация вызывает учеловека эмоциональное состояние. У некоторых людей обыденные события (заботы,неудачи, ошибки или же, напротив, хорошие новости, вознаграждение, успех ит.д.) вызывают довольно сильные эмоции. Другие реагируют на все это менеебыстро и бесстрастно. Правда, часть людей активно реагирует на событиявнутренне, стремясь не показывать свои эмоции внешне. Внимательный человек,однако, может судить об этом по некоторым признакам (тональность лица,бледность, молчание, дрожь и т.д.). Степень такого состояния принято обозначатьусловными знаками: «Э +» или «Э -».
Активность.Данное качество психики выражает потребность в действии, в осуществлении планаили замысла. Некоторые люди не выносят состояния безделья или простоя. Имнравится быть постоянно чем-то занятыми. Они, как правило, быстро принимаютрешения. Их не очень пугают трудности, а оптимизм — типичная их черта. В противоположностьим есть и другие люди. Им необходимо долго думать, прежде чем они начинаютдействовать. Однако это не означает, что такие люди ленивы. Данное свойствообозначается: «А +» или «А –» .
Первичностьи вторичность. Данная характеристика показывает,насколько долго мы способны ощущать, переживать то или иное психологическоесостояние. Принято разделять людей на две группы (естественно, как это и всегдав психологии, с известной долей условности).
Однагруппа получила название «первичной».
Людиданного склада недолго сохраняют впечатления от пережитого. Они больше живутнастоящим, не погружены в прошлое или будущее. Без труда приспосабливаются кобстановке. Если они видят, что не могут быстро достичь желаемого, то быстроотказываются от своей цели или идеи.
Способнына большие усилия, но не в течение длительного времени. Упорный труд им претит.Они любят неожиданности и приключения н ненавидят рутину. Другими словами, этагруппа людей тяготеет к сиюминутному восприятию жизни.
Людидругого склада, который условно можно назвать «вторичным», долго остаются подвпечатлением прожитого и пережитого. Их настроение чаще всего бывает ровным.Редко их можно видеть в подавленном состоянии, нечасто и в слишком приподнятом.Они редко сердятся, но когда чаша терпения переполняется, гнев бывает страшен.Они верны своим принципам и привычкам. Они мало меняются, нм трудно навязатьновую точку зрения. Могут упорно и терпеливо работать ради достижения отдельныхцелей.
Комбинациятрех изложенных параметров обеспечивает в итоге наличие восьми вариантовхарактера, а значит, и типов поведения. Эти результирующие сочетания можноотобразить с помощью наглядной схемы.
Впсихологической литературе дается достаточно обстоятельное описание черт,присущих каждому из названных восьми типов характера.
Безусловно,следует учесть, что наиболее обстоятельно разработанные классификации былисделаны в рамках обшей, а не экономической психологии. Они создавались не дляанализа хозяйственных процессов. Но тем не менее, оценивая деловых партнеров,можно вполне опираться на знание указанных вариантов, предлагаемыххарактерологией (новым подвидом психологической науки).

Заключение
Взаключение данной контрольной работы хотелось бы отметить некоторые моменты.
Экономическаяпсихология — дисциплина, изучающая психологические механизмы и процессы,лежащие в основе экономического поведения.
Экономическоеповедение — поведение людей, в котором имеют место принятие экономическихрешений, а также детерминанты и последствия экономических решений.
Ксожалению психологическая наука долгое время не уделяла специального вниманияизучению поведения человека в сфере экономики, но попытки осмыслить спсихологической точки зрения и эту область жизни человека впервые былипредприняты уже на заре становления психологии как науки.
Человекявляется существом общественным и взаимодействие между людьми следуетрассматривать как подходящую базу для теории экономического поведения.
Невозможнообъяснить экономический рост, используя в качестве детерминирующих факторовтолько труд и капитал. Огромное влияние имеет человеческий фактор.
Нередкореакции потребителей на экономические стимулы можно объяснить и предсказать наоснове психологических измерений в сочетании с макроэкономическимистатистическими данными.
Дальнейшееизучение личности и основ поведения в сфере экономики с точки зрения психологиипозволяет не только прогнозировать конечный результат вследствие тех или иныхдействий, но и что не маловажно, выбирать тактику действий в той или инойситуации для получения желаемого результата. При этом необходимо учитыватьличностные характеристики каждого человека.

Библиографическийсписок литературы
1.Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. – М.: Дело и сервис, 1998. –С. 58.
2.Дейнека О.С. Экономическая психология. – СПб.: Изд-во СПб университета, 2000. –С. 112.
3.Дружинина В.Н. Психология. – СПб.: Питер, 2003. – С. 74.
4.Журавлев А.Л., Позняков В.П., Купрейченко А.Б. и др. Проблемы экономическойпсихологии. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – С. 132.
5.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск: «Новое знание», 2000. – С. 92.
6.Курс экономики / Под ред. Райзберга Б.А. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 221.
7.Психология / Под редакцией Крылова А.А. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. – С. 146.
8.Соколинский В.М. Психологические основы экономики. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 164.
9.Социальная психология / А.Л.Журавлев, В.П. Позняков, Е.Н. Резников и др.; Подред. А.Л.Журавлева. – М.: Per Se, 2002. – С. 51.
10.Щербатых Ю. Психология предпринимательства и бизнеса. – СПб.: Питер, 2007. – С.258.
11.Экономика / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. – М.:«ПРОСПЕКТ», 2004. – С. 217.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.