Реферат по предмету "Психология"


Психологическое исследование особенностей самоотношения у тревожных и нетревожных студентов

Министерствообразования и науки Украины
Национальный педагогическийуниверситет им. М.П. Драгоманова
Крымскийгуманитарный факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Психодиагностика
Психологическоеисследование особенностей самоотношения у тревожных и нетревожных студентов
Аббасова Ремзие Диляверовна
Социально-психологическийфакультет
Специальность 7. 040101 –Психология
3 курс, группа — 1
Артек 2007

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Самоотношение личности: теоретическиеаспекты изучения проблемы
1.1 Содержательные характеристики самоотношения
1.2 Строение самоотношения как психологическая проблема
1.3 Функции самоотношения личности
1.4 Тревожность как проявление эмоциональной сферы
ВЫВОДЫ
РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое исследование достоверностиразличий самоотношения у студентов с различным показателем тревожности
2.1 Методический инструментарий и испытуемые
2.2 Анализ полученных результатов и их интерпретация
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена исследованиюэмоционально-ценностного отношения и самоотношения студентов с различным уровнемтревожности. В первом разделе нами раскрываются теоретические аспекты изучениясамоотношения, Я-концепции и психического состояния личноси личности вотечественной психологии, а также представление о самоотношении в психологии.Во втором разделе представлено экспериментальное исследование комплексафакторов отношения к себе у тревожных и нетревожных студентов.
В психологии к проблемам самоотношения обращалисьтакие психологи Пантилеев С.Р., Столин В.В., Сарджвеладзе Н.И., Бернс Р.,Рубинштейн С.Л. и другие.
На современном этапе развития отечественнойпсихологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннегомира конкретной личности, стержнем которой является ее Я-концепция.Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение самоотношения вотечественной психологии, привели к условно схематическому его рассмотрению внецелостной теории личности. Исследователи рассматривали его общие и частыеаспекты, не опираясь на все достижения в сфере исследования личности,во-первых, и не используя все известные методологические принципы и подходы кее изучению, что позволило бы интегрировать научное знание о Я-концепции исамоотношении в связи с категориями «личность», «сознание», «самосознание»,во-вторых [].
В то же время изучение современной специальнойнаучной литературы показывает, что в отечественной психологии уже сложилосьопределенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа иобоснования категории самоотношения.
Рассматривая проблемы тревожности в психологическойнауке отмечаются две, на первый взгляд, взаимоисключающие тенденции. С однойстороны, ссылки на не разработанность и неопределенность, многозначность инеясность самого понятия «тревожность» как в нашей стране, так и за рубежомедва ли не обязательны для работ, посвященных проблеме тревожности.Указывается, что под данным термином зачастую понимаются достаточно разнородныеявления и что значительные расхождения в изучении тревожности существуют нетолько между различными школами, но и между разными авторами внутри одногонаправления, подчеркивается субъективность использования данного термина. Сдругой стороны, между исследователями существует согласие по ряду основныхмоментов, позволяющих очертить некоторые «общие контуры» тревожности(рассмотрение ее в соотношении «состояние – свойство», понимание функцийсостояния тревоги и устойчивой тревожности и др.) и выделить тревожный типличности.
Именно тревожность лежит в основе целого рядапсихологических трудностей, в том числе многих нарушений развития. Тревожностьрассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайновысока и в нарушениях поведения. Значение профилактики тревожности, ее преодолениеважно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены,соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.
Также необходимо отметить, что юношеский возраст –один из важнейших этапов в становлении личности человека. Он характеризуетсярядом специфических особенностей. Это возраст преобразований в сфере сознания,деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап еще продолжает рост человека,формирование организма в процессе полового созревания, что оказывает важноевлияние на психофизиологические особенности. Основу формирования новыхпсихологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видовдеятельности – учебной, производственной, творческих занятий и пр. Для этого периодахарактерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса спереходом на новые формы обучения (ещё большая дифференциация предметов), атакже социальная адаптация в отношениях с коллективом. Студенты сталкиваются стем, что испытывают потребности, осуществление новых контактов, установлениинового уровня взаимоотношений. Ситуация неудовлетворённости, порождённаяразличными аспектами: сохранением многочисленных ограничений, свойственных предшествующемувозрасту, и появление новых стремлений быть взрослым, требуют не малой работынад собой, а главное над отношением к себе.
На сегодняшний день существует огромное количествоспособов воздействия на молодую личность, на ее эмоциональную сферу, являющуюсяопределяющей в системе самоотношения и самосознания.
Таким образом, актуальность данного вопросапозволяет сформировать тему нашей работы: «Психологическое исследование особенностейсамоотношения у тревожных и нетревожных студентов».
Объект нашегоисследования: особенности самоотношения.
Предмет:выявление достоверности различий уровней самоотношения у тревожных и нетревожных студентов.
Цель работы:выявить описать особенности эмоционально-ценностного отношения к себе устудентов с различным уровнем тревожности.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
1. Методологическое изучение литературы поисследуемой проблеме.
2. Выяснение основных особенностей, структуры истроения самоотношения личности.
3. Выявление особенностей переживания тревожности вюношеском возрасте.
4. Исследование уровней самоотношения и показателейтревожности у студентов.
5. Осуществить анализ и интерпретацию полученных врезультате исследования данных.
Гипотеза заключается в следующем: студенты сразличным показателем тревожности имеют различия в уровнях самоотношения. Приэтом результаты самоотношения также подкрепляются наличием общей тревоги.
Работа состоит из двух частей: теоретической ипрактической. Практическая часть в свою очередь состоит из трёх этапов:
1-й этап – выявление качества интегральнойсамооценки личности: нестабильности и тревожности;
2-й этап – исследование комплекса факторов отношенияк себе;
3-й этап – выявление уровня общей тревоги.
Методами исследования выступали: теоретическийанализ литературы, проведение методик, математическая обработка данных.
Значимое место в исследовании принадлежитдиагностическому инструментарию, который обладает следующими характеристиками:
1) валидностью (важнейший критерийдоброкачественности теста, характеризующий точность измерения исследуемогосвойства; оценка адекватности исследуемой проблемы);
2) надежностью (создание такой психодиагностическойпроцедуры, которая при определённых условиях будет сохранять устойчивыерезультаты);
3) и др.
Исследование проводилось на базе КГФ НПУ им.М.П.Драгоманова. В качестве инструмента исследования были использованы: методика «Шкалатревоги и тревожности» (Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина), тест-опросниксамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев), проективная методикавосьмицветовой тест Люшера (модиф. Кокуна О.А.)

РАЗДЕЛ I. САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Личность — системообразование, не только имеющееопределенный статус в системе социальных отношений и установочное отношение ксоциальному окружению, но и особым образом относящееся к самому себе ихарактеризующееся особым образованием — подструктурой самоотношения.
Некоторые авторы, характеризуя самоотношение в планеанализа природы самосознания, рассуждают примерно следующим образом: наряду стем, что человек осознает свои отдельные стороны, самосознание еще включаетопределенное отношение к себе, выражающееся в самооценке личности иэмоциональном отношении к себе. Самоотношение при такой формулировкепредставляется как психологическое образование, рядоположенное иливзаимодействующее с самопознанием, саморегуляцией и самоконтролем. Мы думаем,что такая формулировка имеет много слабых сторон: представляется, что способотношения к себе не стоит в одном ряду с когнитивным, эмоциональным илирегулятивным моментами самосознания; напротив, феномен самоотношения в качествесвоих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку,эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляцию, а понятиесамоотношения является родовым относительно понятий самопознания, самооценки идругих подобных понятий, имеющих приставку «само» и отражающихширокий спектр феноменов внутренней жизни личности. Попытаемся аргументироватьэту мысль.
1.1 Самоотношение личности. Содержательныехарактеристики самоотношения
Рассмотрев, что личность не являетсясубстанциональным образованием, и модус ее существования определяетсявключенностью в социальные отношения и способностью самому устанавливать отношенияк внешнему миру и к себе. Несубстанциональность природы личности означает, чточеловеческое «Я», его «самость» не являются самодовлеющейонтологической реальностью или абстрактной сущностью. Однако допустим условносубстанциональность природы «Я». Что из этого может вытекать? Такоедопущение привело бы к признанию неисторичности природы личности и феномена«самости», их статичности и завершенности, к игнорированию моментаразвития и формируемое «Я». Подобное допущение равносильнопостулированию того, что «Я» существует само по себе, а отношение кмиру есть лишь внешнее проявление его имманентных сил и особенностей, внешнеепроявление и не более того. К тому же пришлось бы постулировать дериватностьсистемы отношения как таковой, ее онтологическую «эпифеноменальность»,что можно было бы выразить следующим утверждением: существуют самостоятельныесущности — субъект и внешний мир (объект), которые между собой принципиальноразъединены; между ними устанавливаются определенные отношения, которые выводимылибо из природы субъекта, либо из характеристик внешнего мира (объекта). Если вэтом утверждении термины «субъект» и «внешний мир» заменитьтерминами «личность» и «социум», то получим аналогичноеутверждение: личность, понимаемая в понятиях робинзонады, гетерогенна социуму иотделена от него, а связь между ними носит чисто механический характер исодержательно определяется либо природой личности, либо же социальными силами.В первом случае налицо имплицитная теория эманации: характер связи с социумом «истекает»из внутренней природы личности. Во втором случае абсолютизируется модельоднонаправленной детерминации человеческой природы внешними социальными силами.Именно таковыми могут быть результаты указанного допущения [cc].
Поэтому, следует четко определить, что сущностьличности выводится из системы ее отношений, а не наоборот. Не особенностиличности определяют характер связи субъекта с миром, а напротив — особенноститакой связи обуславливают личностные характеристики.
Здесь уместно отметить, что термин «самоотношение»мы впервые применили в 1974 г., а до этого термин насколько нам известно, невстречался в советской психологической литературе. В статье Ю. И. Емельяноваупоминается это обстоятельство. В дальнейших наших работах этот терминрегулярно употреблялся. В настоящее время многие авторы пользуются им.
Следуя логике такого рассуждения, можно заключить:Я" существует постольку, поскольку оно является одновременно и субъектом иобъектом отношения, самость — это способ отношения к себе; самоотношениеконституирует самость.
Однако такое утверждение сразу же требует оговорки,что самоотношение личности включено в качестве определенной подструктурнойединицы в общую систему отношений человека а с содержательной и функциональнойточек зрения самоотношение теснейшим образом связано с особенностями отношениясубъекта к внешне-предметному и социальному миру. При такой трактовке сразу жевозникают два обобщенных вопроса: 1) Какова специфика самоотношения и чем оноотличается от способа отношения личности к внешнему миру? 2) Что же являетсятем общим и единым механизмом, который лежит в основе способа и содержательныххарактеристик отношения человека к внешнему миру и к себе? Отвечая на первыйвопрос, следует здесь же коротко отметить, что различие между самоотношением иотношением к внешнему миру ограничивается лишь различием в референтах: в одномслучае референтом отношения является собственное тело или психосоциальные иличностные особенности, а в другом случае — объекты внешнего мира или другиелюди [пс, 176]. Что же касается способов отношения к себе и к внешнему миру, тов обоих случаях можно констатировать наличие двух, уже отмеченных прирассмотрении природы аттитюдов типов отношения — субъект-объектногосубъект-субъектного. Этим последним суждением мы хотим подчеркнуть, чтоспецифика самоотношения не связана со способами отношения, которые указываюткак относится субъект к себе и внешнему миру; его специфика связана лишь среферентом отношения, т. е. с тем, на что направлен субъект. Систематическоеаргументирование этой мысли будет представлено ниже, а пока мы болееосновательно хотим ответить на второй из вышепоставленных вопросов.
Напомним, что этот вопрос относится к наличию общегои единого механизма, определяющего способы и содержательные характеристикиотношения личности к внешнему миру и самой себе. Таким общим и единыммеханизмом представляется установка в том ее понимании, как она представлена вобщепсихологической концепции Д.Н. Узнадзе. Установка — особое состояние единствавнутреннего (потребности субъекта) и внешнего (ситуации удовлетворенияпотребности) факторов, выступающее предиспозицией конкретного поведения. Сточки зрения условий или механизмов возникновения и своей внутренней структурыустановка несводима ни к фактору потребности и ни к фактору ситуации. Онапредставлена как модус их связи. Поэтому сама установка не субстанциональна, а реляционнаяпо своей природе, она функционирует в качестве способа отношения внутреннего ивнешнего, потребности субъекта и ситуация ее удовлетворения. Кроме того, однимиз основных положений этой теории является еще то, что установка считаетсяосновой активности, а поведение — реализацией лежащей в его основе установки.Из сказанного напрашивается вывод: если, с одной стороны, природа установкизаключается в ее реляционности, а с другой стороны, она определяет конкретноеповедение индивида и реализуется в нем, то личность со своей активностьюотражает реляционную природу установки и модус ее существования заключается вспособе и содержании отношения к миру и к себе.
К сказанному следует добавить еще однообстоятельство: если верно, что, с одной стороны, установка — это отношениесубъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, и, с другой стороны, такоеустановочное отношение реализуется в процессах и посредством познания, чувстваи действия, то следует подчеркнуть, что аналогичным образом и самоотношениереализуется в особых актах познания (вернее, самопознания), эмоциональныхсостояниях и действиях относительно самого себя. Следовательно, самоотношениеникак не сводится к одному из его проявлений, будет то самосознание илисамопознание, эмоциональное отношение к себе или действия относительно самогосебя.
Что отражается в самоотношении, какие сторонысубъекта жизнедеятельности представлены в нем. Ответ на этот «опрос, по нашемумнению, недостаточно полный, представлен в ряде работ советских психологов.Так, например, В.В. Столин считает, что в нем отражаются организмические,социально-индивидные и личностно-особенные состояния и признаки. Эту точкузрения автор убедительно обосновывает в рамках обоих теоретических построений иэкспериментальных разработок. Однако нам представляется, что в них пропущены,вернее недостаточно четко отмечены, существенные содержательные слои системы самоотношения,например, отношения к своим интеллектуальным, эмоционально-волевым качествам.Для восполнения такого пробела кратко изложим нашу точку зрения.
Мы исходим из положения Ш.Н. Чхартишвили о трехструктурных измерениях человеческого существа: биологической, психологической исоциальной. Отсюда автор, как известно, выводил биогенные, психогенные исоциогенные потребности индивида. В приложении к содержательным характеристикамсамоотношения эта идея могла бы получить следующую формулировку: в самоотношенииотражены характеристики индивида, берущие начало в биологических,психологических и социальных структурах его активности.
Отношение к тому, как ко мне относятся другие, чегоот меня ожидают и т. п.
Отношение к себе как носителю определенныхсоциально-нравственных норм и ценностей. Следует отметить, что во всехназванных сферах самоотношения будет то отношение к своей внешности ифизическим возможностям или к собственным интеллектуальным,эмоционально-волевым и социально-статусным характеристикам, возможные вариантыспособов подхода к себе могут нести на себе печать все того жесубъект-объектного или субъект-субъектного самоотношения. У того или иного лицаотношение к своей внешности, например, может быть субъект-объектным, аотношение к своим эмоционально-волевым характеристикам субъект-субъектным. Кпримеру, можно сослаться на многочисленные случаи из психоконсультационнойпрактики, когда отношение к своей внешности является объектно-манипуляторным.Некоторые авторы показывают, что причина недовольства своей внешностью у многихлиц, подвергающихся пластической хирургической операции лица, кроется не вреальных диспропорциях или дефектах, а в когнитивных структурах ипредставлениях о собственной внешности. Мы сказали бы, что сами этипредставления и когнитивные структуры вписываются в более общую целостность — вобъектную установку к себе.
/>1.2 Строение самоотношения как психологическая проблема. Компонентноестроение самоотношения
Выделение самоотношения как самостоятельного объектапсихологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в единомпроцессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самихэтих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивымсамоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Данноеразграничение является в определенной степени научной абстракцией, так какразделить знание о себе и отношение к себе в рамках психологической реальности(а не только концептуально) крайне трудно. Ведь всякая попытка человека себяохарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемыйобщепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнедостижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Отсюда оба этихаспекта составляют целостную Я-концепцию. которая определяется как совокупностьвсех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательнуюсоставляющую Я-концепции чаще всего называют образом «Я» или представлением осебе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет местогораздо меньшая терминологическая определенность. Это и самооценка, исамоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и,просто, самоотношение. В англоязычной литературе используются такие термины какself-regard (самоотношение), self-esteem (самоуважение, обобщенная самооценка),self-feeling (самочувствие), attitude (любовь к себе), self-respect(самоуважение), self-acceptance (самопринятие), self-attitude (самоотношение,установка на себя), self-evaluation (декларируемая, публичная самооценка) и т.п.
За данными различиями в словоупотреблении чаше всегоне стоит каких-либо более или менее определенных и общепризнанныхконцептуальных разграничений. Их понятийный смысл можно уловить лишь в рамкахконкретных исследований или теоретических построений. Так что прочнойтерминологической традиции в этой сфере пока не существует.
Несмотря на указанную терминологическую аморфность,существуют сравнительно небольшие различия в попытках теоретического осмысленияфеномена самоотношения. Подавляющее количество исследований исходит изпредставлений о самоотношении как аттитюде или его эмоциональной компоненте. Вовсяком случае, данные взгляды свойственны большинству наиболее авторитетныхавторов, связанных с экспериментальной проработкой этой проблемы.
Понимание Я-концепции, как совокупности установок«на себя» отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом. В соответствии с этимпониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный,эмоциональный и поведенческий) применительно к Я-концепции конкретизируютсяследующим образом:
Образ «Я» — представление индивида о самом себе
Самооценка — аффективная оценка этого представления,которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа«Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием илиосуждением.
Потенциальная поведенческая реакция, т. е. теконкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
При этом самооценка как аффективная составляющаяустановки на себя существует в силу того, что ее когнитивная составляющая невоспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции,интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.
Анализируя различные методы измерения глобальнойсамооценки, принцип простого суммирования частных самооценок, применяемый припостроении диагностических процедур, является ничем иным, как проявлениемтеоретического невежества, и что должны быть предприняты шаги для учетазначимости пунктов и их вклада в обобщенную самооценку.
Также была предложена так называемая интерактивнаягипотеза, согласно которой влияние специфического аспекта «Я» на самооценкуварьирует в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его значимостидля значимых аспектов: их высокие уровни сильно увеличивают общую самооценку, вто время как низкие уровни частных значимых самооценок существенно снижаютитоговое самоотношение. Вклад самооценок по менее значимым аспектам вобобщенную самооценку соответственно оказывается меньшим.
Таким образом, в соответствии с этимипредставлениями, строение самоотношения можно представить следующим образом.Существуют два уровня самоотношения — уровень частных самооценок и уровеньобобщенной самооценки, причем, основным принципом организации этих уровней вединую систему является интеграция частных самооценок с учетом их субъективнойзначимости. Структура же самоотношения, фактически, сводится к структуревходящих в Я-конпепцию аспектов «Я».
Несмотря на распространенность этих взглядов и ихкажущуюся очевидность, прямых доказательств обоснованности соответствующихпредставлений до сих пор не получено.
В целом результаты экспериментов заставляютусомниться в очевидности концептуализации и соответствующей ей операционализацииобщего самоуважения (self-esteem) как самооценки, интегрированной из частныхсоставлявших. По-видимому, эти образования действительно имеют различноепсихологическое содержание. Однако, в чем суть этих различий, остается открытымвопросом.
Кроме изложенных выше взглядов, существуют попыткисоздания более сложных, иерархических моделей строения самоотношения. Основнаяидея при этом состоит в том, что частные самооценки личностных качеств ненапрямую связаны с общим самоуважением, а организуются в промежуточный уровень,задаваемый сферами жизнедеятельности субъекта или его личностных проявлений.Одна из наиболее распространенных моделей — ряд сфер, наиболее важных дляпонимания обобщенного «Я». В соответствии с этой моделью обобщенная самооценканаходится на вершине иерархии и может быть разделена на академическую инеакадемическую (связанную или несвязанную с успехами в учебе), последняя жеподразделяется на физические, эмоциональные и социальные аспекты. Существуетряд попыток операционализации этой модели. Однако было показано, что выделенныесферы не обладают Достаточной дискриминативной валидностью. Таким образом,психологическая структура самоотношения оказывается редуцированной к структуресфер жизнедеятельности, которая носит явно непсихологический характер. Темсамым, самоотношение теряет свой теоретический статус — быть особым объектомпсихологического анализа. Именно это в явном виде и выражено в концепции наоснове критического анализа исследований, разводящих когнитивную и оценочнуюкомпоненты Я-концепции, пришел к выводу, что данное разграничение не имеетбольшого смысла, так как в его пользу нет достаточных аргументов кактеоретического, так и эмпирического характера. Отсюда Я-концепция и обобщеннаясамооценка — это просто одно и то же.[]
Изучению механизмов самоподдержания и зашитыпозитивного самоотношения посвящено большое количество работ, однако, ихрассмотрение увело бы нас в сторону от основного вопроса о строениисамоотношения, так как в явном виде защитные механизмы напрямую не связываютсяс теми или иными представлениями о строении самоотношения. Здесь жезафиксируем, что самоотношение может пониматься как обобщенное одномерноеобразование, отражаюшее более или менее устойчивую степень положительности илиотрицательности отношения индивида к самому себе. При этом вопрос о внутреннемстроении так определяемого самоотношения чаще всего даже и не ставится.
Тем не менее, анализируемое понимание самоотношениякак некоторого универсального и устойчивого чувства самоуважения, которое зафиксированов определениях глобальной самооценку, оказывается далеко не однозначным.
Одним из различий между любовью к себе исамоприятием является глубинность. Соответствующего чувства, хотя и то и другоесвязано с эмоциональным чувством симпатии в собственный адрес. Самоприятие —это более феноменальный процесс, в котором подчеркивается сознательность или,по крайней мере, предсознательность выражающих самоотношение суждений. Любовь ксебе рассматривается как более глубинный и, возможно, даже более «мистический»процесс, включающий в себя интенсивные драйвы и энергии (в психоаналитическихтеориях) или базисные (онтологические) небезопасности (в экзистенциальноориентированных теориях).
В теориях самоприятия исходными механизмами являютсяне драйвы или инстинкты, но структура и направление отношений, складывавшихся уиндивида с миром и самим собой, как например, в некоторых неофрейдистских илифеноменолистических «центрированных на клиенте» подходах.
В понимании самоотношения в терминах компетентностиакцент делается на оценивании, т. е. сравнении объекта или события с некоторымиэталонами, имущественной характеристикой является переживание успеха илинеудачи. При этом основой переживания является чувство уверенности в себе илисвоих силах.
В подходах к самоотнотношению с точки зрениясамоприятия последнее часто определяется как возникавшее на основе самооценкисубъекта по отношению к некоторому идеалу. Однако, важнейшим аспектом этогопроцесса является чувство или переживание, приводящее к этому оцениванию. Самооценкапо какому-либо качеству основывается чаще всего на сравнении своих достижений сдостижениями других людей. Самопринятие же является не столько оценкой, сколькостилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессеонтогенеза, а также путем сознательных усилий.
Для большинства исследователей аффективный процессто же самое, что и самооценивание, описанное в терминах эмоций. То есть делопросто в различных ракурсах рассмотрен» одной и той же реальности. Резюмируяточку зрения многих авторов, Р. Берне пишет, что «положительная Я-концепцияопределяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другимлюдям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувствомсобственной значимости». Здесь потенциально выделяются три характеристикисамоотношения в качестве элементов его строения. Однако, оказывается, чтотретья характеристика — «чувство собственной значимости (или противоположноеему ощущение своей ничтожности) — является производными от обшей оценки,которую индивид интуитивно выносит себе, оценивая два первых момента: насколькоон импонирует и какова его компетентность».
Итак, мы рассмотрели существующие в западнойлитературе основные представления о строении обобщенного самоотношения исвязанные с ним проблемы, обобщение взглядов:
«Я»—как конгломерат частных самооценок, связанных сразличными аспектами Я-концепции.
Самоотношение как интегральная самооценка частныхаспектов, взвешенных по их субъективной значимости.
Самоотношеиие как иерархическая структура, включаетчастные самооценки, интегрирование по сферам личностных явлений и в комплексесоставлявшие обобщенное «Я», которое находится на верху иерархии.
4.      Глобальная, шкала самооценки, котораяотносительно автономна и одномерна, так как выявляет некоторое обобщенноесамоотношение, одинаково приложимое к различным сферам «Я».
5.      Самоотношение как чувство в адрес «Я»,включающее
переживания различного содержания (самоуверенность,самопринятие, аутосимпатия, отраженное отношение и т. п.).
Нам представляется, что живучесть указанныхвзглядов, в первую очередь, определяется исходными теоретическими позициямиисследователей, которые замыкают самоотношение во внутреннем пространствесамосознания, которое, в свою очередь, сводится к Я-концепции, т. е. к тем илииным содержаниям сознания. Компонентное строение самоотношения.
Самоотношение включает в себя когнитивный,эмоциональный и конативный компоненты.
Когнитивный компонент. При анализе когнитивногокомпонента самоотношения, в первую очередь, возникает вопрос о том, посредствомкаких психических функций, относящихся к разряду познавательных (ощущение,восприятие, представление, мышление, воображение) реализуется гностическоеотношение субъекта к самому себе. Какие психические функции и как выступают в качествеисточника и средства информации о самом себе?" С самого начала следуетотметить: подобно тому как в процессы переработки информации о предметах исобытиях внешнего мира включены все гностические функции человека, так и вплане самосознания невозможно назвать какую-либо одну из всех познавательныхфункций, которая «брала бы на себя» всю нагрузку самоотражения. Вгностическом плане самоотличие «обслуживается» процессами ощущения ивосприятия, представления и памяти, мышления и воображения [].
Самоощущение, как это показано В.В. Столиным,связано с организмическим уровнем активности человека. В самосознании тело сосвоими внутренними состояниями презентируется посредством самоощущения и на ееоснове формируется «схема тела». В отногенетическом плане на рольдиссоциации ощущения и самоощущения в возникновении самосознания указывал И.М.Сеченов.
Процессы восприятия также в большой степени«обеспечивают» субъект необходимой, селективной, а также избыточнойинформацией о самом себе. Самовосприятие своей внешности играет большую роль наразных этапах жизни человека, а в некоторых периодах развития личности(например, пубертатном и постпубертатном) его функция интенсифицируется изначительно определяет форму и содержание жизнедеятельности личности. Известно,в какой степени на онтогенетически раннем этапе развития самовосприятие вовзаимосвязи с функционированием моторного аппарата определяет формированиесамосознания и самовыделение субъекта из окружающего мира [].
Представление о самом себе выступает необходимымзвеном в саморегуляции и самоконтроле поведения на личностном уровнечеловеческой активности. Представляемое «Я» соотносится с задачейконкретной деятельности и соизмеряется с нею на основе чего субъектвырабатывает определенную стратегию действия. Особо наглядно это былопроиллюстрировано в тех экспериментальных работах, в которых испытуемымприходилось соизмерять выполняемое задание с представляемыми собственными,инструментальными возможностями действия, на основе чего у одних завышалсяуровень притязаний, у других же занижался. Представление своих определенныхсостояний служит эффективным психотерапевтическим средством, например, втехнике аутотренинга. Более того, в специфическом человеческом общении рольтого, насколько человек может представить себя на месте другого, даетинформацию одновременно о состоянии другого и о самом себе. Существуютспецифические социально-культурные нормы — «поставь себя на местодругого», которые способствуют социальной регуляции межличностныхотношений.
Значение функции памяти в организациивнутриличностного опыта трудно переоценить. Воспоминание о своих поступках ипройденном жизненном пути, т. н. автобиографическая память, дает необходимыйматериал для построения образа ретроспективного «Я» («каким я был»),о чем речь пойдет ниже.
Мыслительные процессы, реализующие в гностическомплане функцию самоотношения, образуют «Я» — концепцию личности.Посредством операций обобщения, анализа, синтеза, суждения, умозаключенияличность вырабатывает устойчивые концепты о самой себе, которые образуютопределенную консистентную структуру. Сложные процессы наделения себяопределенными свойствами, мотивирование собственного поведения, объяснениедругим и себе причин того или иного собственного поступка включается вмногогранный процесс самопознания. Ш.А. Надирашвили, опираясь на идею Д.Н.Узнадзе о двух планах психической активности, считает, что акт объективации,возникший при некотором препятствии в осуществлении импульсивного поведения изавершающийся его приостановкой и развертыванием теоретической активностисубъекта, сопровождается параллельным процессом субъективации: теоретическаяактивность направляется не только на внешний объект, но и на осознаниесобственных возможностей и особенностей. В результате у личности формируется т.н. психологический автопортрет. Такая же идея в контексте другой теоретическойориентации экспериментально обосновывается В.В. Столиным, который показал, чтосубъект судит о наличии той или иной черты по невозможности илизатруднительности действия, которому данная черта препятствует.
Процессы воображения конституируют возможное«Я» и идеальное «Я», механизмы действия которых заключаютсяв той уникальной особенности, что содержание реального, «здесь исейчас» бытия личности определяется не наличными, непосредственно даннымивнешне-ситуационными или внутренне присущими состояниями, а их соотнесением исоизмерением с возможными и идеальными проявлениями жизнедеятельностиличностного уровня. Преимущественно на основе процессов воображения формируетсяобраз «проспективного „Я“, функция которого, как мы увидимдальше, заключается в проектировании собственной жизни [].
Итак, когнитивный компонент самоотношения по томупризнаку, какие гностические функции включены в его функционирование, сложноегетерономное образование. При анализе этого компонента не следует упускать извиду одно важное обстоятельство: процессы самоотражения (самосознания исамопознания) сопровождаются самооценкой, вернее, когнитивный компонентсамоотношения включает в себя самооценку, ибо задача „работы“самосознания и самопознания заключается не только в том, чтобы принимать себя врасчёт в процессе активности и знать чтото о себе, но и (наверное, в первуюочередь) в том, чтобы оценить свои свойства и возможности по определеннымкритериям (»хороший—плохой", «годный—негодный» и т. д.).Путем процессов самопознания личность стремится понять не только то, кто онаесть, но и какова она есть, не только то, что она сделала, но и что и как онаможет сделать.
Эмоциональный компонент. Самоотношение, понимаемоекак установка относительно себя, включает в себя эмоциональный компонент.Человек не только знает что-то о себе, но может любить или презирать себя поповоду знаемого. Как уже отмечалось выше, эмоциональное отношение к себенекоторыми авторами неправомерно, по нашему мнению, приравнивалось ксамоотношению в целом. Являясь феноменом установки, самоотношениехарактеризуется трехкомпонентностью строения, а эмоциональное отношение к себе— лишь один из его компонентов. Эмоциональное отношение к себе не приравниваетсяк самоотношению и первое соотносится со вторым как часть с целым. Литература попроблеме самосознания изобилует данными об эмоциональных отношениях себялюбия,аутосимпатй самоуважения, самовосхищения, неудовлетворенностью самим собой и т.д. В.В. Столин выделяет три эмоциональные оси самоотношения: 1)симпатия—антипатия, 2) уважение—неуважение и 3) близость—отдаленность.Интересно, что эти оси, как показал автор, определяют также строениеэмоционально-ценностного отношения человека к другому человеку, а ихпредставленность в самоотношении объясняется указанным Л.С. Выготскиммеханизмом перехода интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу.
Когнитивный компонент. Этот компонент выступает ккачестве внутренних действий в собственный адрес или как готовность к такимдействиям. Простое перечисление таких действий или готовностей рисует намдовольно пеструю картину: имеются в виду манипуляторно-инструменталыное идиалогическое отношения к себе, самоуверенность (отбрасывание сомнений) исамопоследовательность, самоприятие (одобрение самого себя, доверие к себе исамосогласие) и самообвинение, самоснисходительность и самобичевание,самоконтроль и самокоррекцию, ожидаемое отношение от других (отбор информации осебе) и самопредставление другому и т. д.
Действия или эскизы действий относительно самогосебя по-разному осуществляются в зависимости от того, как личность относится ксебе — как к объекту воздействия или как к субъекту действия. Однако способыотношения к себе — «Я» как объект и «Я» как субъект —внутренне дифференцируют не то, что когнитивное и эмоциональное действия вадрес самого себя, т. е. когнитивный компонент самоотношения, но ипознавательные и эмоциональные отношения к себе (когнитивный и эмоциональныйкомпоненты самоотношения).
/>В представленной схеме первичное дихотомическое деление выражаетспособы отношения к себе — объектный («Я» как объект) и субъектный(«Я» как субъект). Как объектное, так и субъектное отношение к себереализуется когнитивной активностью, эмоциональными реакциями и системамидействий или готовностей к действиям в адрес самого себя. Напрашиваетсянеобходимость отдельного рассмотрения вопроса о способах (объектного исубъектного) самоотношения.
1.3 Функции самоотношения
Система самоотношений полифункциональная. Также впредставлении самоотношения следующие функции:
I. Функция «зеркала» (отображения себя).Человек со способом своей жизнедеятельности не только отражается в сознанииокружающих, но и это «зеркало» переносится вовнутрь отображаяличность как во внешнем (физическое самоотображение), так и во внутреннемплане. Роль этой функции особо наглядна в онтогенетическом развитии человека.Также выделяют «стадию зеркала» в психическом развитии ребенка. Болеетого, физическое зеркало во многих исследованиях применялось в качествеэкспериментального средства изучения генеза самоосознания. Во многих методахгруппового тренинга взрослых с целью самоотображения и самокоррекции своихпоступков применяются различные видеотехнические средства.
2. Функция самовыражения и самореализации.По-видимому, было бы излишним отдельно и детально указывать на ту роль, которуюсистема самоотношения выполняет в активности личности, направленной насамовыражение и самореализацию.
Функция сохранения внутренней стабильности иконтинуальности «Я». Эта функция самоотношения осуществляется по мереи в силу той тенденции к внутренней согласованности и конгруэнтности, котораясвойственна когнитивным представлениям о себе, эмоциональным реакциямотносительно своих проявлений и действий, адресованных себе.
Функция саморегуляции и самоконтроля. Лишь имеясложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе,личность способна регулировать и контролировать свою деятельность.
Функция психологической зашиты. При полученииинформации, представляющих угрозу сложившимся представлениям о собственным«Я», и при жизненной неудаче или различающихся по степениинтенсивности психотравмах защитные механизмы личности могут быть направлены нарационализацию, создание образа «фальшивого я» и т. д.
Функция интракоммуникации. Социальная природаличности заключается не только в том, что она включена в процесс Постоянноговзаимодействия с социальным миром, но и в том, что для себя самой личностьвыступает в роли социума, взаимодействуя с самой собой и «разыгрывая»коммуникационные процессы на «сцене» внутренней жизни. Базой длятаких интракоммуникационных процессов является система самоотношений. Еслипринять во внимание идею Э. Берне о трех порциях общающихся сторон, то вовнутриличностном общении возможными вариантами занимаемой позиции субъектаотносительно самого себя могут быть позиции родителя, взрослого и ребенка.
Сказанное до сих пор о характеристиках системысамоотношения будет далеко неполным, если не учтем его важную сторону — моментвременной структурированности. Требуется отдельное рассмотрение этого вопроса
1.4 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы
Эмоции и чувства представляют собой отражениереальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживаниячувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют всовокупности эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, какнравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложеннойК. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальнымотносят: 1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев,6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину. Остальные – производные.Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональноесостояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, ивину, и интерес-возбуждение. [9, стр. 66] «Тревожность – это склонностьиндивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновенияреакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий». [2,стр. 68] Определенный уровень тревожности – естественная и обязательнаяособенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свойоптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезнаятревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является длянего существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенныйуровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Проявлениятревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонывести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожностьлишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. [14, стр.68 ]
Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принятоназывать личностными и связывать с наличием у человека соответствующейличностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Этоустойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенностьсубъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции восприниматьдостаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждуюиз них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожностьактивизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человекомкак опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу,самооценке, самоуважению.[17, стр.234]
Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуютситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность,обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояниехарактеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством,озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональнаяреакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности идинамичным во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склоннывоспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазонеситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состояниемтревожности.[17].
Поведение повышенно тревожных людей в деятельностинаправленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:
Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чемнизкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.
Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные,работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного нарешение задачи.
Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожныхлюдей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
Мотивация достижения успехов преобладает унизкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
Для высокотревожных людей большей стимулирующейсилой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение онеудаче.
Личностная тревожность предрасполагает индивида квосприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которыенесут в себе угрозу.
Деятельность человека в конкретной ситуации зависитне только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностнойтревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека вданной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств. Воздействиесложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека,особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивнуюоценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенныеэмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состоянияситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обовсем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головногомозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства. Та жекогнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакциюорганизма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер исоответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшейситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается навыполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственнойзависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощьюпредпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценкиситуации. [14, стр. 415] Таким образом, деятельность человека в порождающейтревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности,действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивнойоценки ситуации.

ВЫВОДЫ
Приведенный анализ и сопоставление различныхвзглядов показали, что ни один из этих подходов не дает удовлетворительного иобоснованного решения проблемы строения самоотношения. Можно было заметить, чтоисследования в этой области отличает крайняя терминологическая аморфность иконцептуальная неопределенность, что делает практически невозможным корректноесопоставление данных и выделение некоторых общепризнанных результатов, которыеможно было бы положить в основу адекватной модели строения самоотношения. Можновыделить, пожалуй, два положения, которые явно или неявно принимаютсябольшинством исследователей: во-первых, что существует некоторое обобщенноесамоотношение (самоуважение, самооценка), которое является целостным,одномерным и универсальным образованием, выражающим степень положительностиотношения индивида к собственному представлению о себе: во-вторых, что этообобщенное самоотношение каким-то образом интегрируется из частных самооценок.
Поведение и деятельность человека в конкретнойситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия уиндивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающейу данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувствачеловека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяюткогнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызываетопределенные эмоции и характеризует различные факторы отношения к себе.
Самоотношение в ряде исследований данных автороврассматривается как своеобразная личностная черта, мало изменяющаяся отситуации к ситуации и даже от возраста к возрасту. В основе устойчивости общегосамоуважения, как предполагается, лежат два основных внутренних мотива: мотивсамоуважения и потребность в постоянстве, устойчивости образа «Я» и связанногос ним самоотношения.
С этой точки зрения, действительно, вполне очевидно,Что самооценка есть эмоциональная реакция на знание о себе (ей просто большенеоткуда взяться), и что обобщение этих эмоциональных реакций происходит наоснове психического состояния человека в целом, где важное место отводитсясостоянию тревожности.

РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ РАЗЛИЧИЙСАМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
2.1 Методический инструментарий и испытуемые
Основная цель нашего исследования: выявить и описатьособенности эмоционально-ценностного отношения к себе у студентов с различнымуровнем тревожности. В соответствии с целью и поставленными задачами мы использовалиследующий инструментарий: «Шкала тревоги и тревожности» (Ч.Д. Спилбергера –Ю.Л. Ханина), тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев),проективная методика восьмицветовой тест Люшера (модиф. Кокуна О.А.)
Исследование проводилось на базе КГФ НПУ им.М.П.Драгоманова, со студентами психологического факультета, выборка составляет 40человек: 31 девушка и 9 юношей. Исследование проводилось в большинстве случаевво второй половине дня, в благоприятных условиях.
На первом этапе исследования тревожности былаиспользована методика «Шкала тревоги и тревожности Ч.Д. Спилбергера» – этогруппа личностных опросников, разработанная автором в 1966 – 1973.
В 1976-78 г.г. был Ю.Л. Ханиным (32) адаптирован,модифицирован и стандартизирован русскоязычный вариант STAI, который известенкак шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина.
Шкала состоит 2 частей по 20 заданий в каждой.Первая шкала (STAI: x1) предназначена для определения того, как человекчувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуальногосостояния, а задание второй шкалы(STAI: x2) направлена на выяснение того, каксубъект диагностирует тревожность как свойство личности.
Каждая их частей шкалы снабжена собственнойинструкцией, заполнение бланка ответов не сложно, продолжительность обследованиясоставляет примерно 5 – 8 минут. Каждое высказывание, включенное в опросник,оценивается респондентами по четырех бальной шкале. Вербальная интерпретацияпозиций оценочной шкалы в первой и во второй частях различна. Для STAI: x1:«нет» – 1 балл, «скорее нет» – 2 балла, «скорее да» – 3 балла, «да» – 4 балла.Для STAI: x2: «почти никогда» – 1 балл, «иногда» — 2 балла, «часто» – 3 балла,«почти всегда» – 4балла.
Ю.Л. Ханин получил нормативы по-уровневойвыраженности тревожности: от 20 –34 баллов – низкий уровень
от 35 – 44 баллов – средний уровень
выше 46 баллов – высокий уровень
Этот опросник широко распространен в прикладныхисследованиях, особенно в области клинической психодиагностики и высокооценивается за достоверные диагностические данные (бланк теста в приложении А).
На втором этапе был использован тест-опросниксамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеева).
Тест-опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствиис разработанной В.В. Столиным моделью структуры самоотношения шкалы:
шкала S — измеряет интегральное чувство «за» или«против» собственного «Я» испытуемого;
шкала I — самоуважение;
шкала II — аутосимпатия;
шкала III — ожидание положительного отношения отдругих;
шкала IV — самоинтерес.
Опросник содержит также семь шкал, направленных наизмерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я»испытуемого:
шкала 1 — самоуверенность;
шкала 2 — отношение других;
шкала 3 — самопринятие;
шкала 4 — саморуководство, самопоследовательность;
шкала 5 — самообвинение;
шкала 6 — самоинтерес;
шкала 7 — самопонимание.
Текст опросника:
1. Думаю, что большинство моих знакомых относится комне с симпатией.
2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
З. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное ссобой.
4. Корда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижусвои недостатки.
5. Думаю, что как личность я вполне могу бытьпритягатльным для других.
6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека,меня неприятно поражает, то насколько мой образ далек от действительности
7. Мое «Я» всегда мне интересно.
8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самогосебя.
9. В моей жизни есть или по крайней мере были люди,с которыми я был чрезвычайно близок.
10. Собственное, уважение мне еще надо заслужить.
11. Бывало, и не раз, что я сам себя остроненавидел.
12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшимжеланиям.
13. Я сам хотел во многом себя переделать.
14. Мое собственное «Я» не представляется мне чем-тодостойным глубокого внимания.
15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо вжизни.
16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, топрежде всего к самому себе.
17. Случайному знакомому я скорее всего покажусьчеловеком приятным
18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
19. Собственные слабости вызывают у меня что-тонаподобие презрения
20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольноинтересно общаться со своим двойником.
21. Некоторые свои качества я ощущаю какпосторонние, чужие мне.
22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать своесходство со мной.
23. У меня достаточно способностей и энергиивоплотить в жизнь задуманное.
24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
25. Самое разумное, что может сделать человек всвоей жизни — это подчиниться собственной судьбе.
26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет вомне много отталкивающего.
27. К сожалению, если я и сказал что-то, это незначит, что именно так и буду поступать.
28. Свое отношение к самому себе можно назватьдружеским.
29. Быть снисходительным к собственным слабостямвполне естественно.
30. У меня не получается быть для любимого человекаинтересным длительное время.
31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мнойпроизошло что-то катастрофическое.
32. Вряд ли я вызывав симпатию у большинства моихзнакомых.
33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазамилюбящего меня человека.
34. Когда у меня возникает какое-либо желание, япрежде всего опрашиваю себя, разумно ли это.
35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человексмог увидеть меня насквозь, он тут же понял, какое я ничтожество.
36. Временами я сам собой восхищаюсь.
37. Можно сказать, что я ценю себя достаточновысоко.
38. В глубине души я никак не могу поверить, что ядействительно взрослый человек.
39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать.
40. Иногда я сам себя плохо понимаю.
41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли ицелеустремленности.
42. Думаю, что другие в целом оценивают менядостаточно высоко.
43. В моей личности есть, наверное, что-то такое,что способно вызывать у других острую неприязнь.
44. Большинство моих знакомых не принимает меня ужтак всерьез.
45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувствораздражения.
46. Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам.
47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.
48. В целом, меня устраивает то, какой я есть.
49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.
50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.
51. Если бы мое второе «Я» существовало, то для меняэто был бы самый скучный партнер по общению.
52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любымразумным и знающим человеком.
53. То, что во мне происходит, как правило, мнепонятно.
54. Мои достоинства вполне перевешивают моинедостатки.
55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинятменя в отсутствии совести.
56. Когда со мной случаются неприятности, какправило, я говорю: «И поделом тебе».
57. Я могу сказать, что в целом я контролирую своюсудьбу.
Ключ:
Шкала S — интегральная
(измеряет интегральное чувство «за» или «против»собственного «Я» испытуемого)
«+»: 2, 5, 23, 33, 27, 42, 46, 48, 52, 53, 57.
«–»: 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43,44, 45, 49, 50, 56.
Шкала самоуважения (I):
«+»: 2, 23, 53, 57.
«–»: 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.
Шкала аутосимпатии (II):,
«+»: 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.
«–»: 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.
Шкала ожидания положительного отношения других (III)
«+»: 1, 5, 10, 15, 42, 55.
«—»: 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.
Шкала самоинтереса (IV)
«+»: 7, 17, 20, 33, 34, 52.
«–»: 14, 51.
Шкалы, направленные на измерение выраженностиустановки на те или иные внутренние действия «Я» испытуемого:
Шкала самоуверенности (1):
«+»: 2, 23, 37, 42, 46.
«–»: 38, 39, 41.
Шкала ожидания отношения других (2):
«+»: 1, 5, -10, 52, 55
«–»: 32, 43, 44.
Шкала самопринятия (3):
«+»: 12, 18, 28, 47, 48, 54
«–»: 21.
Шкала самопоследовательности (саморуководсва) (4);
«+»: 50, 57
«–»: 25, 27, 31, 35, 36.
Шкала самообвинения (5):
«+»: 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.
Шкала самоинтереса (6)
«+»: 17, 20, 33
«–»: 26, 30, 49, 51
Шкала самопонимания (7)
«+»: 53
«–»: 6, 8, 13, 15, 22, 40.
Показатель по каждому фактору подсчитывается путемсуммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят вфактор с положительным знаком; и утверждения, с которыми испытуемый несогласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком (бланк факторов вприложении Б).
Третьимэтапом в исследовании является использование восьмицветового теста Люшера.
ПРОЦЕДУРАИССЛЕДОВАНИЯ
(покниге Кокуна Олега Матвеевича: «Оптимізація адаптаційних можливостей людини», К.: Міленіум, 2004. -265 с.)
Передиспытуемым на белом фоне раскладываются цветные карточки на расстоянии не менее 2 см. Освещение должно быть равномерным и достаточно интенсивным. После этогоиспытуемому предлагается выбрать наиболее «приятный» в данный момент цвет, несвязывая его с чем-нибудь другим, как например, с любимым цветом одежды,мебели, автомобиля, или с тем, какой цвет более предпочтителен обычно. Выбраннаякарточка переворачивается или убирается со стола. Далее испытуемый должен выбрать«более приятный» цвет из тех, что остались и так до тех пор, пока не останется трицвета, из которых предлагается выбрать уже «более неприятный».
Последовательностьномеров выбранных карточек записывается в протокол слева направо(последовательность последних трех записывается в обратном порядке — последнимв протоколе записывается наиболее неприятный цвет). Через несколько минутпроцедура повторяется. При этом внимание испытуемого акцентируется на том, чтона последующий выбор не должны влиять результаты предыдущего и выборосуществляется так, если бы испытуемый видел эти цвета впервые.Последовательность обоих выборов записывается в протокол.
Дляанализа обычно используются данные второго выбора.
Показателинегативных практических состояний.
Необходимосказать о том, что все вышеперечисленные количественные показатели являютсяскорее относительными, нежели абсолютными. Это проявляется в том, что по нимнельзя однозначно сравнивать людей. Так по результатам формульных расчетовнельзя делать окончательных выводов, что у одного человека вышеработоспособность или психическое напряжение, чем у другого. Но регулярнаярегистрация показателей индивидуальных для каждого человека (мониторинг) даетвозможность делать выводы об изменении различных параметров егопсихофункционального состояния.
Примечание:карточки имеют номера — 1 — синий; 2 — зеленый; 3 -красный, 4 — желтый; 5 — фиолетовый; 6 — коричневый; 7 — черный; 0 -серый.
2.2 Анализ полученных результатов и их интерпретация
Большинство испытуемых серьёзно отнеслись к исследованию, хотя участи группы была яркая выраженность в получении высоких результатов, е.
После анализа результатов методики «Шкала тревоги и тревожности» (Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л. Ханина)
Анализируя результаты, полученные по опроснику Спилбергера на выявлениеличностной и ситуативной тревожности, мы выделили две группы студентов сразличными показателями тревожности: менее тревожных и более тревожных.
По результатам теста-опросника самоотношения В.В. Столина, С.Р.Пантелеева были получены качественные и количественные результаты.
Для полной характеристики статистической совокупности используемколичественные показатели, такие как средние величины и показатели вариации.
Таблица №1 X ср. Mode Лимиты Дисперсия Среднее квадратичное отклонение Стандартное отклонение СТ ЛТ МД ПД СЗ РТ В С Б
Таким образом, можно сказать, что центрами распределения, вокругкоторых группируются все остальные варианты статистической совокупности,являются следующие показатели средних арифметических:
Mode – величина, которая встречается в данной совокупности наиболеечасто, а число с наибольшей частотой встречаемости называют модальным. Данныйпоказатель позволяет определить варианту, которая имеет наибольшую частотувстречаемости.
Значения min и max вариант (случаев), между которыми располагаютсявсе члены данной совокупности, называют лимитами. С помощью лимитов можновыявить размах вариаций, это такой показатель, который характеризуетварьирование признака, и определятся следующим образом: R= Xmax-Xmin. То естьопределяется, насколько наименьший вариант ответа отличается от наибольшего,какова дистанция между ними.
Дисперсия – средний квадрат отклонений вариант данной совокупности.Она важна, так кА лимиты и размах меняются при повторных выборках, а дисперсиярассчитывается на основании всех вариант данной совокупности, поэтому онаустойчива, характеризует выборку, и генеральную совокупность. Главный смыслдисперсии в том, что она демонстрирует разброс данных. Показатели дисперсииприведены в таблице № 1.
Среднее квадратичное отклонение является одним из показателейвариации. Также характеризует разброс данных и выражается в тех же единицах,что и среднеарифметическое, относится к выборочным характеристикам.
Обрабатывая результаты, полученные в три этапа, мы использовалиметоды статистической обработки. Применив критерий Колмогорова – Смирнова (илиЛилиефорса) для показателей величин (мотивации достижения успеха, личностнойтревожности, уровня фрустрированности), полученных по методикам, мы выяснили,что их распределение отлично от нормального. Поэтому для определения достоверностиразличий между показателями мы использовали корреляционный анализ Спирмена, атакже для выявления значимых и незначимых конструктов применили факторныйанализ. Какие же задания и упражнения можно применять для целенаправленноговоздействия на мотивационную сферу школьников – подростков?
Прежде всего, это упражнения на целеполагание школьников в учении,прежде всего на реалистичность в нём, надо укреплять адекватную самооценку иуровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важноучить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач.
Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствуетупражнение на решение задач максимальной для себя трудности, переживаниенеудачи и самоанализ не только её внешних причин в виде трудности задачи, но ивнутренних причин – своих способностей в целом и усилий при решении даннойзадачи.
Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровняпритязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Длямотивации школьника более важной, чем оценка учителя, оказывается скрытая вотметке информация об его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, еслиона относится не к способностям ученика в целом, а к его усилиям, которыеприлагает ученик при выполнении задания.
Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивацииявляется такой приём, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников,а с его прежними результатами.
Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность,настойчивость и упорство в их реализации. Так, удержанию цели способствуетзадание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий.Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствуют упражненияна решения сверх трудных задач без обратной связи в ходе решения.
Активность и гибкость целеполагание стимулируют упражнения напостановку близких и далёких целей, немедленное и отсроченное их выполнение.Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальныхусловиях жизни, желательно, чтобы они были связаны с учебным материалом или сситуациями жизненного коллектива.
Текст опросника
Практикум по психодиагностике. Психодиагностическиематериалы. — 1988. — С. 123-130
Особое внимание следует обратить на тот факт, чтокак юноши, так и девушки были достаточно активны и проявляли интерес.

ВЫВОДЫ
Опираясь на изложенные взгляды, можно, по-видимому,предположить, что глобальная самооценка (self-esteem, self-regard) не простоотражает некоторое обобщенное чувство «за» или «против» собственного «Я»индивида, а сама обладает сложным строением, определяемым различными факторамии процессами. При этом различные аспекты (или характеристики) общегосамоотношеиия, возможно, могут выражаться в чувствах и переживаниях различныхмодальностей и обладать различным психологическим содержанием. Однако, как мыубедились, взгляды и эмпирические данные, связанные с этим предположением,крайне неоднозначны и противоречивы. Поэтому вопрос о строении самоотношениякак эмоционального переживания (или чувства), если такой вопрос вообщевозникает, остается открытым, а проблемы, с ним связанные, еще ждут своегорешения.
Согласно концепции Ч.Д. Спилбергера, следуетразличать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.
Тревога — это реакция на грозящую опасность,реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектногостраха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха,который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность.
Тревожность – это индивидуальная психологическаяособенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство вразличных жизненных ситуациях, в том числе и тех объективные характеристики,которых к этому не предрасполагают. С точки зрения автора, существуетвозможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений,которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), тоесть между временными, преходящими особенностями и относительно постояннымпредрасположением. Опросник допускает групповое и индивидуальное тестирование.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.