Реферат по предмету "Психология"


Психологические теории личности

/>/>/>/>Содержание
Введение
Глава 1 Отечественные концепции теории личности
1.1 Концепция личности А.Ф.Лазурского
1.2Взгляды С.Л. Рубинштейнана структуру личности
1.3 Концепция личности А.Н. Леонтьева
1.4 Концепция личности А.В.Петровского
Глава 2 Зарубежные психологические теории личности
2.1 Психоаналитическая теория З.Фрейда
2.2 Личность в гуманистической теории
2.3 Когнитивная теория личности
2.4 Диспозициональное направление в теории личности
Заключение
Список литературы
/>/>Введение
Актуальностьтемы данной работы определяется тем, что в психологической науке категория«личность» относится к числу базовых понятий.
В традициях отечественной психологии, личность представляет собойсовокупность отношений к миру данного конкретного субъекта (Б.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, В. С. Мерлин, К. К.Платонов и др.). Единственным овеществленным выражением отношения может бытьактивность личности, реализуемая в ее деятельности.
Разнообразиетеорий личности, возникших в западной психологической науке в течение ХХ века,определяет и множество взглядов на определение концепта «личность», еефункционирование и структуру [15]. Л. Хьелл и Д. Зиглер в своей известноймонографии выделяют, по меньшей мере, девять направлений в теории личности. Это– психодинамическое (3. Фрейд) и пересмотренный А. Адлером и К. Юнгом вариантэтого направления, диспозиционное (Г. Олпорт, Р. Кеттел), бихевиористское (Б.Скиннер), социально-когнитивное (А. Бандура), когнитивное (Дж. Келли),гуманистическое (А. Маслоу), феноменологическое (К. Роджерс) и эго-психология,представленная именами Э. Эриксона, Э. Фромма и К. Хорни.
Как отмечаютЛ. Хьелл и Д. Зиглер, краеугольные камни теории личности коренятся в базисныхпредставлениях ее автора о природе человека.
Цельнастоящей работы – рассмотреть основные принципы и положения некоторыхпсихологических теорий личности. Данная цель достигается посредством решенияследующих задач:
1.         Описатьтеории личности классиков отечественной психологической науки (А.Ф. Лазурского,С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.В. Петровского);
2.         Датьхарактеристику концепта «личность» согласно основным зарубежным теоретическимподходам (психодинамическое направление, гуманистическое направление,когнитивное направление, и структурная теория черт личности).
/>/>/>Глава 1 Отечественные концепции теории личности
Опираясь наданные литературы, можно констатировать, что сегодня в отечественной психологиишироко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъектдеятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепцияличности [6, 12]. Рассмотрим последовательно концепции личности некоторыхавторов./>/>/>1.1   Концепцияличности А. Ф. Лазурского
Значение этойконцепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности,представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идеяотношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, преждевсего представителей ленинградской-петербургской школы психологов [12].
Взгляды А. Ф.Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственнымвоздействием идей В. М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководствомв Психоневрологическом институте.
По мысли А.Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) кокружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи,люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозныеценности и т. п.) [4]. Мера (степень) активности приспособления личности кокружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психическихуровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесспсихического развития человека.
Личность впредставлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов[там же]. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизмчеловеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основныхпсихических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способностьк волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте,умственной одаренности, наконец, характере. По А. Ф. Лазурному эндочерты восновном являются врожденными.
Другуюсущественную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которойопределяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихическиепроявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обеэти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитоевоображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокаячувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством.То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как быдиктуют и соответствующее поведение.
Процессадаптации личности может быть более или менее успешным. А. Ф. Лазурский в связис этим принципом выделяет три психических уровня.
Низшийуровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека.Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с егоэндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека иусвоенными им профессиональными навыками. Средний уровень предполагает большуювозможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Болеесознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, люди выбираютзанятия, соответствующие их склонностям и задаткам. На высшем уровнепсихического развития процесс приспособления осложняется тем, значительнаянапряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не толькоприспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее,сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесьскорее мы можем встретиться с процессом творчества.
Итак, низшийуровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний –приспособившихся, а высший – приспособляющихся.
На высшемуровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности,скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшегоразвития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому делениеидет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческимидеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них, помнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия,общество, внешняя деятельность, система, власть./>/>/> 1.2 Взгляды С. Л. Рубинштейна на структуруличности
Первое, начто специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристикеличности, это зависимость психических процессов от личности [1]. По мнениюавтора, этот принцип выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальныхразличиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания,стили умственной деятельности.
Во-вторых,личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ходразвития психических процессов зависит от общего развития личности. Сменажизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ееразвитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностныхориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Личностные изменения входе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных,аффективных, волевых).
В-третьих,зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами этипроцессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются всознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятсяпсихическими функциями личности. Так, внимание в своей специфическичеловеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупностьопераций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя изданного контекста, вся психология человека является психологией личности.
Следующееважное для психологической концепции личности положение состоит в том, чтолюбое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия,которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий[13]. Раскрывая это положение, С. Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мыподнимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов кчеловеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тембольшим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним».Именно это методологическое положение, выведенное С. Л. Рубинштейном, делаетпонятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся».Психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются иразвиваются в ходе деятельности.
Итак, дляпонимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятсяважными следующие положения [1]:
1)психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которыеона совершает, одновременно и проявляются, и формируются',
2)психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяетсяреальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
3) процессизучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:
·         Чегохочет личность,что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности,установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;
·         Чтоможет личность?Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности,
·         Чтоличность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь изакрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.
Выделив этиаспекты психического облика личности, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что онивзаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены вединое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородныхситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются внем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельностистимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей,обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.
Также тесносвязаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает учеловека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив,самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитиеспособностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, аэто в свою очередь зависит от свойств характера – целеустремленности,настойчивости и т. п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспектыпсихического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывноеединство./>/>/>1.3Концепция личности А.Н. Леонтьева
К концу1970-х гг., кроме ориентации на структурный подход к проблеме личности, сталаразвиваться концепция системного подхода. В этой связи особый интереспредставляют идеи А. Н. Леонтьева [5].
По оценкеА.В. Аверина, концепция личности Леонтьева характеризуется высоким уровнемабстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Сутьее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» – создаетсяобщественными отношениями» [цит. по 5]. Таким образом, очевидно, что в основепредставлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат оней как о совокупности общественных отношений.
Охарактеризуемкратко особенности понимания личности Леонтьевым. Личность, по егомнению, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизньючеловека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основаниеличности, формирование которой происходит в процессе социального развития(онтогенеза) [6].
К понятию«личность» Леонтьев не относил генотипические обусловленные особенности человека— физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологическиепотребности, эффективность, природные задатки, а также прижизненноприобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные.Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойствачеловека. Понятие «индивид», по Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность инеделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологическоговида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие егоот других представителей этого вида. Почему Леонтьев разделил этихарактеристики на две группы: индивидные и личностные? По его мнению,индивидные свойства, в том числе генотипически обусловленные, могутмногообразно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятсяличностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытоминдивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Дажетрансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейсяличности, а составляя лишь предпосылкц и условия ее формирования.
Развитиеличности предстает перед нами как процесс взаимодействий множествадеятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личностьвыступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Ихособенность состоит, по выражению А. Н. Леонтьева, в «связанности» от состоянийорганизма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием,они-то и образуют ядро личности,– отмечает автор. Но возникает вопрос опсихологической характеристике этой иерархии деятельностей.
Дляпсихологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев используетпонятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл» [6]. Отметим,что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение имежду этими понятиями и смысл некоторых из них. Место просто мотива занимаеттак называемый мотив-цель, понятие, вводимое А. Н. Леонтьевым какструктурный элемент будущего каркаса личности.
Итак, существуютмотивы-стимулы, т. е. побуждающие, порой остроэмоциональные, но лишенныесмыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тожепобуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархияэтих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуреличности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляетсяпосредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его мнению«структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию«главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренниеотношения главных мотивационных линий… образуют как бы общий«психологический» профиль личности».
Все этопозволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:
o    широтасвязей человека с миром (посредством его деятельностей);
o    степеньиерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующихмотивов (мотивов-целей);
o    общаяструктура этих связей, точнее мотивов-целей.
Процесс становленияличности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системыличностных смыслов»./>/>1.4 Концепция личности А.В. Петровского
СформулированныйЛеонтьевым подход к пониманию проблемы личности нашел свое дальнейшее развитиев работах отечественных психологов — представителей московской школы, в томчисле А. В. Петровского. В учебнике «Общая психология», подготовленном под егоредакцией, дается следующее определение личности: «Личностью впсихологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидомв предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качествопредставленности общественных отношений в индивиде» [10].
А.В.Петровский в своих разработках исходит из того, что понятия «индивид» и«личность» не тождественны. Личность — это особое качество, котороеприобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные посвоей природе отношения. Чтобы понять основания, на которых формируются те илииные свойства личности, нужно рассмотреть жизнь человека в обществе.Включенность индивида в систему общественных отношений определяет содержание ихарактер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми,т. е. особенности его социального бытия, образа жизни. Но образ жизни отдельныхиндивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяетсяисторически развивающейся системой общественных отношений. А это означает, чтоличность можно понять или изучить только в контексте конкретных социальныхусловий, конкретной исторической эпохи. Причем следует отметить, что дляличности общество — это не, просто внешняя среда. Личность постоянно включена всистему общественных отношений, которая опосредуется множеством факторов.
Петровскийсчитает, что личность конкретного человека может продолжаться в других людях, исо смертью индивида она полностью не умирает. И в словах «он живет в нас ипосле смерти» нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация фактаидеальной представленности индивида после его материального исчезновения.
Рассматриваядалее точку зрения представителей московской психологической школы на проблемуличности, следует отметить, что в понятие личность в большинстве случаев авторамивключаются определенные свойства, принадлежащие индивиду, причем имеются в видуи те свойства, которые определяют своеобразие индивида, его индивидуальность.Однако понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» не тождественны посодержанию, — каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуальногобытия человека. Личность может быть понята только в системе устойчивыхмежличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смысломсовместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны,но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретныхиндивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но несводятся к ним.
Подобно тому,как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность,в свою очередь, образуют единство, но не тождество.
Если чертыиндивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, ониоказываются несущественными для оценки личности и не получают условий дляразвития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальныечерты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общностидеятельность. Поэтому, по мнению представителей московской психологическойшколы, индивидуальность — лишь одна из сторон личности человека [12].
Такимобразом, в позиции представителей московской психологической школыпрослеживается два основных положения. Во-первых, личность и ее характеристикисопоставляются с уровнем социального проявления качеств и свойств человека.Во-вторых, личность рассматривается как продукт социальный, никак не связанныйс биологическими детерминантами, а, следовательно, можно сделать вывод о том,что социальное в большей степени влияет на психическое развитие индивида.
/>/>/>Глава 2 Зарубежные психологическиетеории личности
Взглядызарубежных психологов на личность характеризуются еще большей пестротой, чемотечественных. Л. Хьелл и Д. Зиглер в своей известной монографии выделяют, поменьшей мере, девять направлений в теории личности [15]. Отмечается такжепринципиальная несхожесть этих концепций [там же]. В данной работе мырассмотрим четыре из них./>2.1 Психоаналитическая теория З.Фрейда
Психоаналитическаятеория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучениюповедения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемыепсихологические конфликты контролируют поведение человека.
ЗигмундФрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почтиполностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, атакже на психоанализе.
Фрейд выделялтри уровня сознания — сознание, предсознательное и бессознательное — с цельюописания степени доступности психических процессов осознавания. Наиболеезначительные психические события происходят в бессознательном (которое по своейприроде является инстинктивным и отделено от реальности).
В теорииФрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: ид,эго и суперэго [14]. Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности,является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Идиспользует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получениянемедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Эго представляет собойрациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачейявляется разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобыудовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознанияиндивидуума. Эту задачу эго решает при помощи вторичных процессовпредставления. Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности,представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур —совести и эго-идеала.
ТеориямотивацииФрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояниевозбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают двекатегории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос).Инстинкт имеет четыре основные параметра: источник, цель, объект и стимул.
ДанноеФрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано напредпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше,охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижениязрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыреследующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный периодне является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что впроцессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксациии образованию определенных типов характера. Так, взрослые с фиксацией наанально-удерживающей стадии становятся негибкими, скучными и непреодолимоаккуратными.
Фрейд выделялтри типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал, чтотревога играет роль сигнала, предупреждающего эго о надвигающейся опасности,исходящей от инстинктивных импульсов. В ответ эго использует ряд защитныхмеханизмов, включая вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, реактивноеобразование, регрессию, сублимацию и отрицание.
Защитныемеханизмы действуют неосознанно и искажают восприятие реальности индивидуумом[14,15].
Предпринималисьпопытки установить валидность некоторых концепций психоанализа. Наиболеехарактерные исследования фокусировались на экспериментальной оценке вытесненияи подпороговой психодинамической активации неосознаваемого конфликта, а такжена их влиянии, на патологическое поведение. Эти исследования предоставилиэмпирическую поддержку определенных ключевых психоаналитических гипотез. Однаков отношении результатов каждого исследования следует проявлять осторожность икритичность./>/>2.2 Личность в гуманистической теории
Находясь подвлиянием экзистенциальной философии, гуманистическая психология в качествесвоих основных принципов выдвигает трактовку личности как единого целого,несообразность исследований на животных, восприятие человека как существаположительного и созидательного в своей основе, и делает акцент на изучениепсихического здоровья.
Будучиосновным направлением гуманистической психологии, теория Абрахама Маслоуописывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей [14].
Низшие (болееосновные) потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чемпотребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведениичеловека. Вот иерархия потребностей по Маслоу в порядке их доминирования илинеобходимости: 1) физиологические; 2) безопасность и защита; 3) принадлежностьи любовь; 4) самоуважение; 5) самоактуализация.
Гуманистическаяприрода теории личности Маслоу особенно ярко проявляется в концепциисамоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего потенциала.
Маслоу такжеразличал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивыроста. Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, тогда как мотивацияроста (также называемая метамотивацией) нацелена на повышение напряженияпосредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу перечислил несколькометапотребностей (например, истина, красота и справедливость), с помощью которыхописал самоактуализирующихся людей, и выдвинул теорию, что эти потребностибиологически заложены в людях так же, как и дефицитарные потребности.Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Апатия, цинизм иотчуждение — вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих наметапатологии, отмечаемые у людей, потерпевших неудачу в удовлетворении своихметапотребностей.
К. Роджерс,являясь представителем гуманистической психологии, утверждает, что у человека впроцессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает«идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся всложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии[15].
«Реальное Я»— совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»; «Идеальное Я» —совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь дляреализации своего личностного потенциала.
Хотя«реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее,существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показательконгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и«идеального Я» (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности(низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.
При рожденииобе подструктуры структуры «Я» полностью конгруэнтны, и поэтому человекизначально добр и счастлив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающейсредой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить кискаженному восприятию реальности — субцепции, по терминологии К. Роджерса. Присильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могутвозникать психологические проблемы.
Целостностьличности достигается в том случае, когда конгруэнтность между «реальным Я» и«идеальным Я» приближается к единице. Целостность личности — основное качество«полностью функционирующей личности». Смысл воспитания и коррекции личностисостоит в развитии целостной личности.
Такимобразом, в рамках гуманистического подхода, личность — это внутренниймир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности —это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а такжеиндивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации./>/>2.3 Когнитивная теория личности
Основоположникомэтого подхода является американский психолог Дж. Келли. Основным концептуальнымэлементом является личностный «конструкт». У каждого человека имеется своясобственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня(блока) [15]:
1. Блок «ядерных»конструктов — это примерно 50 основных конструктов, которые находятся навершине конструктной системы, т. е. в постоянном фокусе оперативного сознания.Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии сдругими людьми.
2. Блокпериферических конструктов — это все остальные конструкты. Количество этихконструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до несколькихтысяч.
Целостныесвойства личности выступают как результат совместного функционирования обоихблоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивносложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) икогнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).
Когнитивносложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующимихарактеристиками:
1) имеетлучшее психическое здоровье;
2) лучшесправляется со стрессом;
3) имеетболее высокий уровень самооценки;
4 адаптивна кновым ситуациям.
Согласнокогнитивной теории, личность — это система организованных личностныхконструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется)личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подходарассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов./>/>2.4 Диспозициональное направление в теории личности
Диспозициональноенаправление предполагает, что люди обладают некими устойчивыми внутреннимикачествами, сохраняющимися с течением времени и в различных ситуациях. Крометого, подчеркивается, что индивидуумы отличаются друг от друга по своимхарактерологическим признакам. Гордон Олпорт, первым выдвинувший теорию чертличности, главной задачей психологии считал объяснение уникальностииндивидуума. Личность он рассматривал как динамическую организацию техвнутренних психических процессов, которые определяют характерное для нееповедение и мышление.
Олпорт считалчерту самой значительной единицей анализа для понимания и
изученияличности. В его системе черта личности определяется как предрасположенность креагированию сходным образом на различные виды стимулов.
Согласно Р. Кеттелу, личность — это то, что позволяет нампредсказать поведение человека в данной ситуации [15].
Его главная организующая концепция личности заключается вописаниях различных типов выявленных им черт. По теории Р. Кеттела, чертыличности представляют собой относительно постоянные тенденции реагироватьопределенным образом в разных ситуациях и в разное время.
Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Иначе говоря,черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиесяв поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно вразличных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражаютустойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно,являются наиболее важными в концепции Кеттела.
Рассмотрим предложенные Кеттелом принципы классификации черт(Кеттел использует также термин факторы) [там же].
Поверхностные черты—исходные черты. Поверхностная черта представляет собойсовокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают внеразрывном единстве. Исходные черты, напротив, представляют собойосновополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самогоздания личности. Эти некие объединенные величины или факторы, определяющие, вконечном счете, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека.
Конституциональные черты—черты, сформированные окружающей средой. Согласно Кеттелу,исходные черты можно разделить на два подтипа — в зависимости от их источника. Конституциональныечерты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Кеттелмог бы утверждать, что подобное поведение является следствием измененийфизиологии человека и, таким образом, отражает конституциональные исходные черты.
Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловленывлияниями в социальном и физическом окружении. Эти черты отражаютхарактеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируютмодель, запечатленную в личности ее окружением.
Способность, темперамент и динамические черты. Исходные черты, в своюочередь, могут быть классифицированы в терминах модальности, посредствомкоторой они выражаются. Способности определяют умения человека и егоэффективность в достижении желаемой цели. Черты темперамента относятся к другимэмоциональным и стилистическим качествам поведения. Кеттел рассматривает чертытемперамента как конституциональные исходные черты, определяющиеэмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационныеэлементы поведения человека.
Кеттел убежден в том, что имеет смысл классифицировать черты наобщие и уникальные. Общая черта — это такая черта, которая присутствует вразличной степени у всех представителей одной и той же культуры. И напротив, уникальныечерты — это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-тоодного. Практически все исследования Кеттела посвящены общим чертам, нопризнание им уникальных черт дает возможность подчеркнуть значение неповторимойиндивидуальности людей. Он также полагает, что сама по себе организация общихчерт в личности всегда уникальна. Однако нам не следует преувеличивать значениепризнания Кеттелом уникальности комбинации черт у каждого конкретного человека.В действительности его намного больше интересовали общие принципы поведения,чем личность конкретного индивидуума.
/>/>Заключение
 
Обобщаявышесказанное, отметим следующие основные моменты.
Каждое изопределений личности, имеющихся в научной литературе, подкрепленоэкспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями. Вотечественной психологии структурный подход к проблеме личности сменяетсяконцепцией системного подхода; это произошло к концу 1970-х гг.
Исследуяформирование и развитие личности, отечественная психология исходит из того, чтоличность — это социальное качество индивида, в котором предстает человек какчлен человеческого общества. Вне общества это качество индивида не существует,а потому вне анализа отношений «индивид—общество» оно не может быть понято.Объективным же основанием личностных свойств индивида является системаобщественных отношений, в которой он живет и развивается.
Представленияо личности рассмотренных нами авторов говорят о несхожести этих концепций. В тоже время следует признать, что обобщенное представление о личности с позицийразных авторов гораздо выпуклее и многограннее, чем в первоначальной концепции«внешнего социального образа». Тем не менее, анализ этих концепций позволяетвыделить и общие точки соприкосновения. К ним относятся следующие положения.
В большинствеопределений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры илиорганизации. Поведение человека организуется и интегрируется на уровнеличности. В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальныхразличий между людьми. В большинстве определений именно личность «отвечает» заустойчивость поведения. Именно она обеспечивает человеку чувство непрерывностиво времени и окружающей среде.
Сравнениеобобщенных взглядов отечественных и зарубежных психологов обнаруживаетопределенное сходство между ними в отношении личности.
Таким образом, цель настоящей работы достигнута, и задачивыполнены.
/>/>Списоклитературы
1.       Абульханова-СлавскаяК.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М., 1989.- 248 с.
2.       КовалевА.Г. Психологияличности. М., 1970. – 168 с.
3.       КонИ.С. Социологияличности. — М., 1967, — 315 c.
4.       ЛазурскийА.Ф. Очеркнауки о характерах. М., 1995.- 247 с.
5.       ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. – 281 с.
6.       МаклаковА.Г. Общаяпсихология. — СПб., 2000. — 592 с.
7.       МещеряковБ.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – Спб, 2002. – 920 c.
8.       МясищевВ.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений.Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1995. С. 39-67.
9.       НемоеР.С. Психология:Учебник: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — М., 1998. – 688 с.
10.     Общаяпсихология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А.В. Петровского. — М.:Просвещение, 1986. – 308 с.
11.     ПлатоновК.К. Структураи развитие личности. М., 1986. – 224 ч.
12.     Психологическаянаука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., 1997. – 576 с.
13.     РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. М., 1989. – 268 с.
14.     ХоллК.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. – 720 с.
15.     ХьеллЛ., ЗиглерД. Теорииличности. СПб., 1997. – 796 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.