Реферат по предмету "Психология"


Психоаналитические концепции лидерства

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ ИСЕРВИСА
ИНСТИТУТЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРАПСИХОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплинеПсихология политики
Психоаналитическиеконцепции лидерства
Владивосток2009

Содержание
Введение
1 Понятие лидерства
1.1 Власть и авторитет лидера
1.2 Лидеры 3-х уровней
2. Политический лидер и его функции
3. Психологические особенности лидера
3.1 Я-концепция
3.2 Многоуровневая структура ипсихологические черты лидера
4. Индивидуальные стили ифункциональные варианты
Заключение
Список использованных источников

Введение
Политическая психология –это междисциплинарная наука, созданная на стыке политической и социальнойпсихологии. Главная её задача – анализ психологических механизмов политики ивыработке практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политическойдеятельности на всех уровнях. Главным мотивом и результатом этой деятельностиявляется согласование интересов разных человеческих групп и отдельныхиндивидов.
Предмет политическойпсихологии в целом – это политика как особая человеческая деятельность,обладающая собственной структурой, субъектом и побудительными силами. Еслирассматривать внутреннюю структуру, то политика как деятельность разлагается наконкретные действия, а они в свою очередь, — на отдельные операции.Деятельности в целом соответствует мотив, действиям – отдельные конкретныецели, операциям – задачи, данные в определённых условиях. Соответственно всейполитике как деятельности соответствует обобщённый мотив управлениячеловеческим поведением (его «оптимизации»). Конкретным действиям соответствуютопределённые цели согласования интересов групп или отдельных индивидов. Частнымоперациям соответствуют отдельные акции, от переговоров до войн или восстаний.Субъектами политики как деятельности могут выступать отдельные индивиды(отдельные политики), малые и большие социальные группы, а также массы. Рольпсихологии в политической деятельности в разные времена оценивалась по-разному.В истории существовали три основные точки зрения на роль психологии в изученииполитики как особой деятельности людей. Во-первых, максималистская позиция. Онапроявлялась в разное время, однако наиболее яркий пример – труды А. Этциони вовторой половине XX века. Посколькуполитику делают люди, считал А. Этциони, то возможности психологии в изученииполитики и влиянии на нее «практически безграничны». Это, так сказать, супер-психологизаторскийподход, которого иногда побаиваются даже сами психологи.
Во-вторых, позицияминималистов. Её сторонники на первое место ставят иные, значительно болееобъективные факторы (социальные, экономические, и другие) и не придаютпсихологическим факторам практически никакого значения. Её сторонники стараютсярешать все политические вопросы с «позиции силы», используя исключительно объективистскиеаргументы. Однако в очень многих случаях это оказывалось достаточно плохойполитикой. Возникали конфликты, для урегулирования которых, опять-таки требовалисьпсихологи. Таким образом, опровергалась точка зрения «минималистов», но ихряды  сих пор не уменьшаются.
В-третьих, был, есть ипродолжает развиваться компромиссный, синтетический подход. Его сторонники,осознавая и признавая серьёзную роль психологии, однако понимают, что психология– лишь один из многих факторов влияния на политику. Политика представляет собойнастолько сложный феномен общественной жизни, что нет и не может быть некойединой науки, которая будет в состоянии объяснить все её аспекты – как,впрочем, и любой иной человеческой деятельности.
Политическая психологиявыстраивает объект своего внимания на четырёх уровнях, соответствующих уровнямсоциальной организации субъекта политики. Первый уровень – анализ психологииличности в политике, как лидеров, так и рядовых участников.
Второй уровень – анализпсихологии малой группы, включая психологические механизмы действий различногорода элитных групп, фракций, клик, групп давления и т.п. К ним относятсяформальные и неформальные отношения лидера с ближайшим окружением; психологиявзаимоотношений внутри малой группы и её связей с внешним окружением; психологияпринятия решений в группе и целый ряд связанных с этим проблем.
Третий уровень – анализпсихологии больших социальных групп (классы, страты, нации, народности). Здесьречь идёт о политико-психологических механизмах крупномасштабного давлениябольших «групп интересов» на принятие политических решений типа политическихзабастовок, этнических и межэтнических конфликтов т.п.
Четвёртый уровень – анализпсихологии масс и массовых политических настроений. Здесь анализируютсяпроблемы массовых политических организаций и движений. Здесь же располагаются имассовые коммуникационные процессы. Важнейшая роль принадлежит массовымпсихологическим явлениям. К этому уровню относится поведение толпы, «собранной»и «несобранной» публики, массовая паника и агрессия, другие проявления так называемого«стихийного» поведения.

1. Понятие лидерства
 
Процесс политическойсоциализации неизбежно приводит к своеобразному расслоению индивидов. Одна ихчасть становится активными гражданами, другая часть предпочитает болеепассивное существование. На политически активных гражданах держитсягосударство, существует и развивается политическая система, строится политическаяорганизация общества. Самые активные в политическом отношении граждане становятсяруководителями – политическими лидерами общества.
Лидерство – одно изпроявления власти. Обязательное условие лидерства – обладание властью вконкретных формальных и неформальных организациях самых разных уровней имасштаба.
Лидерство – этоестественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянииличного авторитета индивида на поведение членов группы. Понятие лидерства и егоконцепции возникли впервые в западной социальной психологии на базеэмпирических исследований малых групп. Многие исследователи изучали лидерствокак социально-психологический феномен с разных точек зрения, выделяя тот илииной аспект.Лидер – это элемент упорядочения системы, личность, способнаяобъединять людей ради достижения какой-либо цели. Это личность, за которойдругие готовы признать, и признают качества превосходства, то есть те качества,которые внушают веру в него и побуждают людей признать его влияние на себя.
1.1 Власть и авторитетлидера
Власть – одно изфундаментальных начал общества, всех его структурных уровней. Она существуетвезде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, организациях и учреждениях,во всём государстве и международных коалициях. Власть лидера напрямую связана сего авторитетом. Авторитет лидера формируется на основе общейзаинтересованности объекта и субъекта власти и убеждённости подчинённых вособых способностях лидера. Авторитет – влияние или влиятельность индивида,основанные на занимаемом им положении, социальном статусе. В рамках социальнойпсихологии соотносится с представлением о власти.
Авторитет – это признаниеза индивидом права на принятие решения в условиях совместной деятельности. Вэтом значении понятие «авторитет» может не совпадать с понятием «власть». Авторитетомв таком случае может пользоваться индивид, не наделённый соответствующимиполномочиями, но обладающий высокой степенью референтности для окружающих.Авторитет такого индивида обусловлен его идеальной представленностью в глазахдругих и значимостью его деятельности. Авторитет представляет собойвысокоценимые качества, которыми подчинённые наделяют лидера, и которыедетерминируют их повиновение без убеждения или угрозы наказания. Оносновывается на согласии и означает уважение к лидирующей личности, доверия кней.
1.2 Лидеры 3-х уровней
Согласно общепринятой точке зрения, в политике обычно различают лидеров трёх уровней: лидеров малойгруппы; лидеров общественных движений, организаций, партий; политическихлидеров.
Лидер малой группыобладает внутригрупповой властью в виде авторитета, который формируется наоснове его личных качеств, оцениваемых непосредственно группой, в процессесовместной деятельности. Различают «делового» лидера, «интеллектуального» и «лидераобщения». Для первого характерны организаторские способности, предприимчивость,прагматизм. Авторитет второго опирается на умение решать сложные задачи,находить нестандартные решения, выполнять функции «мозгового центра». «Лидеруобщения» присущи психологическая комфортность, коммуникабельность, умениеснимать напряжённость внутри группы. Лидер общественного движения, организации,партии – человек, с которым конкретные социальные слои (группы) связываютвозможность удовлетворения своих интересов (не обязательно адекватносознаваемых). Он воздействует на общественное мнение. Чем менееконкретизированы цели и задачи общественного движения, тем более значима деятельностьлидера.
Политический лидер –человек, действующий в системе властных отношений, в которой лидерствопредставлено в виде своеобразных социальных институтов (представительныхорганов, многопартийности, влиятельных общественных организаций), обеспечивающихзащиту и баланс интересов различных социальных групп. Личностныехарактеристики, имеющие принципиальное значение в первом случае, существенноево втором, на третьем уровне не оказывают решающего влияния на деятельностьлидера. Она осуществляется в рамках внешних регуляторов, свойственныхконкретной культуре.

2. Политический лидери его функции
Политическое лидерство –это способ осуществления власти, основанный на ненасильственной интеграциисоциальной активности различных слоёв (групп) посредством легитимных механизмоввокруг выдвигаемой лидером программы решения социальных проблем и задачобщественного развития. Политический лидер в полном смысле слова – это глава,формальный и неформальный руководитель («вождь») государства, политическойгруппы (группировок), общественно-политической организации или движения. Обычноэто ведущее лицо всего политического процесса, осуществляющее объединение исплочение политических сил, задающее направление деятельности государственным иобщественно-политическим институтам, массовым политическим движениям. Это человек,определяющий основные особенности политического курса.
Политический лидер определяетчетыре основных функции:1) определение целей,2) обеспечение ведомых средствамидостижения целей, 3) помощь ведомым в действиях и взаимоотношениях, 4)сохранениецелостности общности. Таким образом, лидер планирует, делегирует, координируети контролирует – тем самым он выполняет законодательную, исполнительную исудебную функции для своих ведомых. Основным политико-психологическим свойствомлидера является авторитет – влияние, которым он пользуется в силу своих качествили обязательств. Стержнем политической психологии лидера является политический«образ» мира, связанный с сильным волевым стремлением утвердить этот образ вреальности.  В структуре этого образа центральное место занимает образ самогосебя, представления о личном пространстве и времени, индивидуальные нормы иценности, а также субъективные представления о других людях, объектах иявлениях, иерархически выстроенные в соответствии в их личностной значимостьюдля лидера и достижения его главного мотива – реализации своего образа мира.Отношения лидера с ведомыми всегда строятся по схеме «доминирование – подчинение».Психологическое доминирование осуществляется за счёт использования особыхмеханизмов, среди которых выделяются заражение, внушение, убеждение иподражание.

3. Психологические особенностилидера
 
3.1 «Я»-концепциялидера
Некоторые люди обладаютнеобычайно сильной потребностью во власти или в других личностных ценностях,например, уважении, как в средствах компенсации травмированной или неадекватнойсамооценки.
Личные «ценности» илипотребности такого рода могут быть рассмотрены как эгомотивы, поскольку ониесть часть эгосистемы личности. Психологи установили, что всех лидеров можноразделить на три группы в зависимости от самооценки. Лидер с низкой самооценкойоказывается более зависимым от других людей, и таким образом, более реактивным.Чем ниже самооценка лидера, тем хуже он реагирует на ситуацию, тем выше егореактивность. Он более чувствителен к обратной связи и изменяет свою самооценкув зависимости от одобрения или неодобрения других. Лидер с заниженной самооценкойиспытывает постоянное недовольство собой, это и может быть той силой, чтотолкает его на взятие всё новых и новых барьеров. Он как бы всё время доказываетсебе, что он чего-то стоит, однако взятые барьеры его уже не радуют. И он стремитсяк новым, чтобы вновь удостовериться в собственной значимости. Заниженная самооценкатолкает лидера на «великие» завоевания, неожиданные для окружения экстравагантныерешения. Нередко именно политика для таких лидеров оказывается сферой, где имудаётся самоутвердиться, компенсировать заниженную самооценку. Стремление к властитакого лидера нередко и есть одна из возможных компенсаций его низкойсамооценки. Низкую самооценку могут составлять пять субъективных негативныхчувств в отношении себя: это чувство собственной незначительности; чувствоморальной неполноценности; чувство слабости; чувство посредственности; чувствоинтеллектуальной неадекватности. Лидер с высокой самооценкой менее зависим отвнешних обстоятельств. Он имеет более стабильные внутренние стандарты, накоторых основывает свою самооценку. Лидер с завышенной самооценкойпереоценивает собственные качества, нередко не замечает внешней и внутреннейреакции на своё поведение. Он упивается собственным успехом, как бы он ни былмал, и относится к критике как к нападкам на него злобствующих завистников. У негоявно нарушена обратная связь между ним самим и его деятельностью и поведением.Лидер с адекватной самооценкой – наилучший вариант для такой социальной роли.Его деятельность и поведение не мотивируются стремлением к самоутверждению.Обратная связь между последствиями его деятельности и поведением и ним самимработает надёжно. Такой лидер, как правило, уважительно и высоко оцениваетдругих лидеров. Он не боится, что его унизят, обойдут. Он твёрдо знаетсобственную самодостаточную цену, считает себя не хуже других, с кем емуприходится взаимодействовать. В совместной деятельности он выбирает стратегию,которая даёт ему взаимную выгоду и позволяет добиваться поставленных целейоптимальными средствами. Отсутствие у него невротического компонента всамооценке приводит, как правило, в отсутствие такового и в его деятельности, ив его поведении.
Лидер в любой ситуации,за редким исключением, ведёт себя в соответствии с собственной Я-концецией.Поведение лидера зависит от того, кем и как он себя осознаёт, как он сравниваетсебя с теми, с кем он взаимодействует. Ценность и субъективная значимостьличностных качеств и их отражение в образе Я и самооценке могут маскироватьсядействием защитных механизмов. В образе я более или менее ясно аккумулируютсявосприятия, мысли и чувства лидера по отношению к самому себе. Его образ Я, каксчитают американские исследователи Д. Оффер и Ч. Строзаер, разделён на шестьразличных частей, тесно взаимодействующих.
Физическое Я представляет собой мысли лидера осостоянии своего здоровья и физической силе или слабости. Лидеру надлежит бытьдостаточно здоровым и достаточно физически сильным, чтобы ничто непрепятствовало его деятельности и соответствующему поведению.
Сексуальное Я, будучи самой сокровенной частьюличности лидера, проявляет себя латерально и, тем не менее, достаточноактуально независимо от того, является оно свободным и здоровым или зажатым ибольным. Отсутствие статистических данных о том, как сексуальное поведениесвязано с лидерскими способностями, не снижает актуальности гипотезы о наличиитакой связи.
Семейное Я – весьма важный элемент личностилидера. Хорошо известно, как огромное влияние оказывают отношения вродительской семье на поведение любого взрослого человека, и лидер здесь вовсене исключение. Некоторые люди преодолевают ранние травмы и конфликты, другие –нет и, становясь лидерами, переносят фрустрации из своего детства на своёокружение.
Социальное Я отражает весьма актуальнуюспособность индивида к совместной деятельности с другими. Надо ли доказывать,насколько это важно для лидера. Ему крайне важно уметь вести переговоры истимулировать своих соратников и коллег к проявлению их лучших качеств.
Психологическое Я составляют представления лидера освоей картине мира, своём внутреннем мире, фантазиях и мечтах, желаниях,иллюзиях, страхах. Страдает ли лидер от осознания собственных страхов илиотносится к этому спокойно и даже с юмором, — проявляется в его поведении,особенно в периоды ослабления самоконтроля.
Преодолевающееконфликты Я –представления лидера о своей способности к творческому преодолению конфликтов.Как и у обычных людей, у лидеров нет врождённого иммунитета от внешних ивнутренних конфликтов, в том числе невротических. Перед лидером стоит задачанахождения новых решений для старых проблем. Он должен обладать достаточнымизнаниями и интеллектом, чтобы воспринимать проблему. Ему важно быть достаточноуверенным в самом себе при принятии решений, чтобы суметь передать эту уверенностьдругим. Ещё один значимый аспект преодолевающего конфликты Я – это осознаниелидером своей способности преодолевать стрессы, связанные с этой самой егосоциальной ролью. Известно, что стрессы приводят к достаточно тяжёлым симптомам,которые могут серьёзно ограничить интеллектуальные и поведенческие возможностилидера.
Перечисленныесоставляющие Я-концепции отнюдь не исчерпывают всей её сущности. Как и у любогодругого индивида, сложность Я-концепции у лидера может быть различной – отсамой низкой до высокой. Сложность Я-концепции связана с восприятием сходства сдругими людьми, и чем более сложна Я-концепция, тем больше вероятность того,что лидер воспримет информацию от других. Лидеры с высокой сложностьюЯ-концепции легче, чем лидеры с низкой сложностью Я-концепции, ассимилируют какпозитивную, так и негативную информацию и, таким образом, реагируют на ситуациюна основе обратной связи.
3.2 Многоуровневаяструктура и психологические черты личности лидера
Основныеличностно-психологические черты лидера – это особенности образа самого себя и«психологического образа» жизни как способа структурирования психологическогопространства личности, требующие и позволяющие регулировать отношения доминирования– подчинения. Они проявляются на пяти уровнях: 1) биологическом, которыйпредполагает анализ таких факторов, как возраст, наследственность, темперамент,пол, состояние здоровья лидера и т.д. Эти качества выступают детерминантамиповедения и определяют некоторые личностные черты. Темперамент, например,придаёт индивидуальное своеобразие поведению, поступкам, сказывается наособенностях эмоционального выражения взглядов. Возрастные характеристики такжеиграют роль в проявлении различных черт и психических функций. Средибиологических характеристик имеют значение и чисто физические данные,определяющие выносливость, силу, энергичность, работоспособность лидера.
2) Психологическийуровень структуры личности включает, прежде всего, рассмотрение основныхпсихических функций и психических процессов – таких, как воля, эмоции,восприятие, память, способности, интеллект, характер лидера и т.д.
3)Социально-психологический уровень структуры личности включает такие компоненты,как цели лидера, разделяемые им групповые ценности, интересы, мировоззрение,мотивы поведения, привычные для него нормы, разделяемые им стереотипы,установки, отношения и т.д.
4)Политико-психологический уровень структуры личности лидера требует рассмотренияособенностей его политической социализации, разделяемых им политическихценностей, особенностей его политического выбора, свойственных ему норм ипринимаемых им образцов политического поведения и т.д.
5) Социальный уровеньструктуры личности отражает общесоциальные позиции и взгляды лидера на обществои мир в целом.
4. Индивидуальные стилии функциональные варианты
Понимание феноменалидерства невозможно без анализа взаимодействия лидера и группы. К. Левин, Р.Липпит и Р. Уайт провели ряд экспериментальных исследований психологическогоклимата, создаваемого различными стилями лидерства. В результате они выделилиследующие характеристики трёх основных моделей взаимоотношений лидера сгруппой: авторитарный, демократический и попустительский стили. Основныехарактеристики деятельности группы при каждом из этих стилей представлены ниже.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автор и его герои в одном из произведений русской литературы на примере романа Лескова Соборяне
Реферат Сучасні операційні системи, архітектура, відмінні характеристики, функціональність, виробництво і перспективи розвитку
Реферат по Статистики
Реферат What Does It Mean To Keep A
Реферат Державне управління у сфері регулювання відносин, що виникають у зв’язку із надзвичайними екологічними ситуаціями
Реферат Метод фазового портрета
Реферат Новые возможности MS SQL Server 2004 "Yukon"
Реферат Уголовно-процессуальная характеристика преступлений, связанных с организованной преступностью
Реферат Договор недвижимости
Реферат Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление
Реферат Разработка базы данных "Учет междугородних переговоров" средствами Microsoft Access
Реферат Способы оценки эффективности управления
Реферат 90-е годы полный захват информационного пространства
Реферат Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита»
Реферат Блок и Вл Соловьев Теургическая легенда о поэте