--PAGE_BREAK--
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
• Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
• Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);
•Ощущает себя жертвой насилия - физического сексуального или эмоционального.
• Предпринимал раньше попытки суицида.
• Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кое-то из друзей, знакомых или членов семьи.
• Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
•Слишком критично настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации: — Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка).
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
1.2 Причины суицида. Основные факторы, оказывающие влияние на человека, совершающего самонасилие
Одной из главных причин суицидального поведения называют школьные конфликты. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен,зачастую он может принять сиюминутное решение как выход из конфликтной ситуации.
Педагоги часто считают, что у всех учеников к подростковому возрасту выработан защитный рефлекс неприятия учительских назиданий.
Всегда ли прав учитель?
Публикации в Российских и Казахстанских СМИ заставляют задуматься.
В статье «Прости меня, мама!» газеты «Экспресс К» (30.03.04г.) описаны две школьные истории, произошедшие в Карагандинской области.
Страшные истории о детях, не желающих огорчать мам своими двойками и переживаниями. Явно что-то не ладится в отношениях «педагог и ученик», если дети предпочитают лучше умереть, чем идти на урок.
Случается это, по-видимому, от того, что дети попадают в двойные «тиски». С одной стороны, учитель требует от ребенка успеваемости и хорошего поведения, любой ценой, с другой — родители создают у детей установку «не огорчать» взрослых, чем формируют чувство вины и собственных детей, если те вдруг все-таки возьмут и «огорчат».
Не с каждым учителем ребенок хочет делиться своими проблемами. У нас в школе есть педагоги, которые работают с личностью ребенка, тактично и кропотливо, используя метод убеждения, ситуацию успеха и т.д. Немало в нашей школьной жизни бывает случаев, когда педагог просто обязан извиниться перед ребенком, не говоря уже о том, что мы все стоим на защите прав ребенка. Не стесняйтесь, попросите извинения, ребенок поймет Вас.
Но простить учителю насмешки, оскорбления, он не сможет. Да и с чувством юмора надо обращаться в общении с подростком поосторожнее.
Сегодня школа должна стать для ребенка местом социальной и психологической стабильности.
Плохие отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) тоже являются весьма серьезным фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями.
Бывает, что отношения с подругой или другом становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимаются либо как унижение собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая жизнь смысла.
В кризисной ситуации не каждый подросток будет дезадаптирован и не каждый выберет в качестве выхода из нее самоубийство. Необходимо учитывать особенности личности, черты характера, которые создают предпосылки для социально-психологической дезадаптации личности. Характерными особенностями суицидентов являются эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, импульсивность.
Указанная категория совершает самоубийства, характеризуемые как отклонения социально-пассивного типа. В предсуицидальном периоде уподростков выявляются различные варианты депрессивных состоянии и ситуационных реакций.
Итак, существует множество факторов и особенностей, влияющих на суицидальное поведение подростков. Но для оценки риска необходимо учитывать не только суицидальные, но и антисуицидальные факты:
• нежелание вызвать отрицательные переживания у близких;
• чувство долга к родителями;
• представление о греховности, позорности самоубийства,
• боязнь физических страданий;
• любовь к жизни.
Сегодня также стоит остро проблема адаптации детей в школьной среде Особого внимания требуют дети, прибывшие из других школ города. С точки зрения профилактики суицидального поведения огромная роль отводится ближайшему окружению, то есть семье.
Именно она может сформировать адекватную самооценку, построить взаимоотношения с ребенком на уважении, оказать поддержку, научить справляться с трудными ситуациями. К сожалению, не в каждой семье ребенок получает любовь, ласку и сопереживание.
Все же надо признать, что суицид — это социальная проблема, которая напрямую связана с процессами, происходящими в обществе. Поэтому истоки этой проблемы и пути ее решения нужно искать в обществе.
Статистически было давно замечено, что пики количества самоубийств приходят либо на общества, которые достигли своего наибольшего расцвета, либо на общества, которые переживают тяжелые социальные катаклизмы.
И в то же время в периоды динамического развития или деградации наблюдается относительное сокращение числа суицидов.
Вот некоторые общие закономерности возникновения этой проблемы.
Темп индустриализации. В настоящее время с развитием промышленности происходит занижение человеческого фактора. С проникновением компьютерных технологий в индустрию все меньше места остается живому человеку. Как результат, все меньше возможности самореализоваться, то, в свою очередь, может привести к вариантам девиации.
Урбанизация порождает неизбежные проблемы больших городов, как-то:
• подчас трудно найти работу,
• невозможно элементарно уединиться,
• экономическая нестабильность,
• нарушение привычных жизненных стереотипов под воздействием экономических и социальных проблем и преобразований,
• ослабление роли традиционных социальных институтов в регламентации взаимоотношений поколений и отдельных людей.
Как мы видим из общих закономерностей, все они напрямую связаны с взаимоотношениями личности и общества. Поэтому естественно, что любое колебание в социуме вызывает новый всплеск девиаций.
Давайте рассмотрим предпосылки, ведущие к возникновению
интересующей нас проблемы:
1. Социальная апатия.
Незаинтересованность общества в личности, в свою очередь, ведет к разочарованию личности в обществе. Личность чувствует себя ненужной и невостребованной.
2. Снижение ценности человеческой жизни.
Естественно, что, чем больше альтруизма в обществе, тем более востребованным чувствует себя человек, но, если уровень его субъективной самооценки выше того, что может предложить ему социум, появляется желание сменить его (социум), но за неимением такой возможности остается выход в аддукцию (саморазрушение).
3. Отсутствие духовного смысла существования и перспектив стимулирования
творческой и витальной активности.
Злоупотребление алкоголем и суицидальное поведение имеют общий источник — невостребованность личностных потенций человека, ощущение собственной несостоятельности, ненужности.
Основные мотивы суицидального поведения у подростков:
1. суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание,
любовь);
2. переживание обиды, одиночества, непонимания;
3. любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;
4. чувство мести, злобы, протеста;
5. подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;
6. страх наказания;
7. избежание трудных ситуаций;
Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).
Мотивом самоубийства у подростков чаще всего является протест, желание отомстить за нелюбовь и призыв к помощи.
Поводом суицида могут послужить:
— развод родителей;
— болезнь или смерть близких;
— в одиночество в семье;
— оскорбление другими членами семьи.
1. Конфликты, связанные с состоянием здоровья:
— психические заболевания (психически неуравновешенный человек более склонен к девиациям, чем нормальный);
— « соматические заболевания;
— онкологические заболевания;
— «инфекционные заболевания (СЕИД, венерические заболевания);
— в уродство (как правило, приобретенное).
2. Конфликты, связанные с асоциальным поведением суицидента:
— боязнь уголовной ответственности;
— опасение другого наказания или позора.
3. Конфликты, возникающие в учебных заведениях.
Здесь причиной конфликта чаще всего могут выступать несложившиеся отношения с коллективом класса или же учителями.
Стоит сказать, что педагог может как недооценивать ученика, так и переоценивать его. Существует возможность того, что, культивируя повышенное самомнение и однажды разочаровав ученика, можно нанести ему серьезную психическую травму. Говоря о конфликтах со сверстниками, нельзя не упомянуть о том, что конфликты в классе (а класс является основной группой ребенка) могут привести его к серьезным девиациям.
Кто подвержен суициду. Группы риска наиболее подвержены суициду. В своей работе социальный педагог и психолог, решая проблемы профилактики суицида, должны прежде всего обращать внимание на сообщества людей, которые могут быть наиболее подвержены суициду, назовем их группами риска.
1. Наследственные суициды.
Социальный педагог обязан выявить детей этой группы ввиду того, что эти дети могу пойти по жизненному сценарию своих близких.
2. Лица, страдающие психическими заболеваниями (депрессии).
Как уже было сказано выше, наиболее ярким примером здесь являются люди, страдающие маниакально-депрессивным психозом. В момент наступления депрессивной фазы больной подвержен суицидальным мыслям и желаниям. В этой категории также можно упомянуть людей с невротическими расстройствами.
3. Дети-инвалиды.
Дети-инвалиды, как правило, страдают от своей физической неполноценности, особенно если недуг приобретен уже в сознательном возрасте. Дети же с врожденной инвалидностью имеют также и психологические отклонения на уровне акцентуации и психопатии.
4. Трудные подростки
Эта группа наиболее склонна к девиации ввиду того, что здесь зачастую присутствуют алкоголизм, токсикомания, наркомания, а также довольно ранние половые связи. Очень часто в этой группе встречаются дети из неполноценных семей. В этой среде очень остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения.
5. Беспризорники.
Проблемы, очень сходные с проблемами трудных подростков, с тем лишь отличием, что последние живут дома.
6. Неформальные группы.
В последнее время вопросы о неформальных объединениях стоят остро, как никогда. Можно сказать, что в их разнообразии представлены девиации и даже аддукции.
Что толкает подростка на самоубийство? Можно ли утверждать, что те, кому удается лишить себя жизни, действительно хотели умереть, а те, кому эта попытка не удалась, просто хотели привлечь к себе внимание? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо проанализировать не только факторы суицидального поведения самоубийства в конкретных случаях, а также обозначить группы риска детей, склонных к суициду. Но самое главное, рассмотреть различные способы профилактической работы с учителями, социальными педагогами и психологами, родителями и детьми. Специалисты, сталкивающиеся с этими группами населения, друзья и их семьи должны остерегаться упрощенного подхода или чрезмерно быстрых заключений. Люди могут попасть в группу риска, что еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью.
С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Сегодня суицид — проблема государственного масштаба. В работе с подростками необходимо знать психовозрастные особенности.
Ранний подростковый возраст (от 10 до 14 лет)
« Мышление обычно конкретное, абстрактное мышление только начинает развиваться, биологические изменения заставляют интересоваться собственным телом;
• Высокая степень нарциссического самопознания;
• Независимость и осознание себя;
• Растущий интерес к ценностям и моделям поведения групп сверстников,
потребность вписаться в группу;
• Конфликты по поводу школьных заданий, выбора друзей, работы на дому;
• Пик эгоизма;
• Сильная застенчивость;
• Иногда ощущение неуязвимости, что приводит к поведению, связанному с
риском;
• Частое ощущение, что тебя никто не понимает.
Средний подростковый возраст (от 15 до 17 лет)
• Большая озабоченность своей привлекательностью для противоположного
пола;
• Возможность абстрактно мыслить и планировать;
• Сильное влияние культуры сверстников;
• Попытка определить свои возможности, желания;
• Возможно отрицание родительских ценностей, принятие собственных
решений, несмотря на незрелость суждений и импульсивность;
• Появляется осознание взаимосвязи между поступками в настоящем и последствиями в будущем.
Итак, мир подростка большей частью состоит из него самого и поэтому, когда ребенок попадает в тяжелые условия, то начинает переживать, страдать, замыкаться на себе. Эгоцентризм приобретает характер отрицания себя. Если формируется негативное отношение к себе, то агрессия направляется на самого себя (аутоагрессия): тревога, чувство вины, депрессия. Подросток часто не понимает, что с ним происходит, не может и не умеет поделиться своими ощущениями. Отсюда заниженная самооценка и пессимистическая установка на свое будущее.
Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре со взрослыми. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить.
Исследования врачей — психиатров доказали, что человек, находящийся в суицидальном состоянии, глубоко несчастен, но совсем необязательно, что он психически болен.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Способы суицида.
• Отравления лекарственными препаратами.
• Отравления бытовой химией.
• Порезы вен и повешения.
• Большинство исследователей полагают, что фатальные ДТП с единственной жертвой — фактически суициды.
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 Диагностика суицидального поведения.
Диагностика предсуицидального синдрома имеет важно профилактическое значение. Лица, находящиеся, а в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства.
Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждений, школах, детских дошкольных интернатах. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается прежде всего на детях как наименее защищенной части населения. Их проблемам переживаниям стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в школе. От, так называемых, «трудных» детей и подростков школы стараются избавиться. Опрос детей, выбывших из 5-9 классов средней школы, проведенный Генеральной Прокуратурой Российской Федерации показал, что 43% опрошенных детей связывают свой уход из школы с конфликтами с учителями,38% ответили, что их из школы выгнали.
Типология суицидов
Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по породу смысла жизни.
Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.
Скрытый суицид (косвенное убийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков и самоизоляция.
Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента. Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это чувствительный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличает высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному мышлению. Также отмечаются трудность волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем.
Наше исследование решает следующие задачи:
1.Выявить подростков склонных к суициду из числа опрошенных.
2.Установить факторы, причины суицида и предрасположенность к нему.
3. Разработать программа профилактики суицидального поведения, направленную на преодоление различных проявлений суицидальной склонности у подростков, посредством профилактической помощи.
Эмпирическими задачами явились:
1.Разработать комплексную методику оценки суицида в подростковом возрасте.
2. Проанализировать различия в проявлениях суицида у подростков с разной социальной направленностью.
3. Выявить связь различных проявлений суицида с ценностной структурой и личностными особенностями подростков с разной социальной направленностью.
Для достижения поставленных эмпирических задач мы использовали проективная методика. Предназначенная для экспресс-диагностики структуры мотивационной сферы личности с помощью смысловой проекции. Сфера применения: индивидуальное консультирование, работа с неблагополучными подростками, профилактика суицидов.
Для более точного выявления суицидента мы использовали три методики, которые нам давали общую психологическую картину коллектива класса.
В основе первой методики «Прогноз суицидальных намерений» лежит приём свободной тематической классификации многозначных стимулов — пословиц. Появление крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса. Стимульный материал состоит из 82 фраз. Диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующем классе, чтобы приписать определённый балл мотивационной теме. Полученные показатели могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от стандартизованных тестов, выявляется порядковая структура мотивационных тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенны и т.д. Литературные источники: В. Войцех, А. Кучер, В. Костюкевич. «Противостоять и предотвратить» М. 2000
Вторая методика представляет собой фрагмент теста А.Е.Личко «Определение акцентуаций характера у подростков». Она измеряет склонность подростков к одиночеству. Под склонностью к одиночеству понимается стремление избегать общения и находиться вне социальных общностей людей.
Третей методикой Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик. Разработана Е. П. Ильиным, П. А. Ковалевым.
2.1 Виды программ классного руководителя по организации помощи подросткам склонным к суицидам
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является рост суицида среди молодежи. Причины отклонений в их поведении возникают как результат усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением юношей и девушек, увеличение числа разводов родителей.
По предложению Всемирной организации здравоохранения принято считать 10 сентября Всемирным днем предотвращения самоубийств. А для Беларуси проблема самоубийства более чем актуальна. Только в минувшем году лишили себя жизни 2666 человек (27,5 человека на 100 тыс. населения) Из них 22 человека – подростки (и это без учета попыток самоубийства!). По критериям ВОЗ, высоким считается уровень суицидов, превышающий 20 человек на 100 тыс. населения. (По материалам газеты «Ва-банк» за 04.09.2008г.)
Классному руководителю необходимо проводить профилактическую работу, направленную на стабилизацию провокационных ситуаций и недопущение случаев суицидов среди учащейся молодежи
Цель:создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи:
ü формирование и развитие коллектива класса;
ü создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
ü формирование здорового образа жизни;
ü организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
ü защита прав и интересов обучающихся;
ü организация системной работы с обучающимися в классе;
ü гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
ü формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
ü организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся.
Основным направлением профилактики суицида среди учащихся является просвещение родителей и самих учащихся учреждений образования, в результате которого необходимо нацеливать взрослых на внимательное и чуткое отношение к детям и молодежи, а учащихся — на формирование активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций в жизни.
Особое внимание классному руководителю необходимо обращать на суицидальное поведение учащихся: на соответствующие высказывания, намеки, сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.
Суицидальное поведение может быть следствием социально-психологической дезадаптации личности учащихся в условиях переживаемых ими конфликтов: снижение социально-психологической адаптированности личности в виде предрасположенности, готовности к совершению суицида. В рамках проведения комплекса профилактических мероприятий по предупреждению суицида среди учащейся молодежи классному руководителю целесообразно исследовать причины и особенности суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами -значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.
Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п.
Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.
Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.
Алгоритм исследования:
1.Исследование психологической атмосферы в семье, изучение личных дел учащихся, диагностическое исследование психологической атмосферы в семье, посещение на дому, взаимодействие с ближайшим социальным окружением учащегося, особенно обратить внимание на:
— несправедливое отношение со стороны родителей;
— развод (или супружеские измены) в семье учащегося;
— потерю одного из членов семьи;
— неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями;
— одиночество;
— недостаток внимания и заботы со стороны окружающих.
2. Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья, изучение личных дел и медицинских карт учащихся, особенно обратить внимание на:
— реальные конфликты и мотивы его участников;
— патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психопатия, психологические травмы, зависимости);
— соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости от компьютерных и азартных игр, алкоголя, наркотических средств.
3. Взаимодействие в социуме, изучение межличностных отношений «учащийся — учащиеся», «учащийся — педагог», выявление референтных групп, особенно обратить внимание на:
— отверженность, неприятие, унижение личностного достоинства и др.;
— несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников;
— несправедливые требования к учащемуся;
— принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам или боязнь конфликтов, угроз, расправы за разрыв отношений с ними;
— страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок.
4. Дезадаптирующие условия:
— снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам;
— своеобразие личностного развития, несформированность навыков общения;
— неадекватную самооценку личностных возможностей;
— утрату понимания ценности жизни;
— потерю любимого человека; уязвленное чувство собственного достоинства;
— отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство (этим частично объясняются «эпидемии самоубийств»);
— состояние переутомления;
— паническую боязнь будущего.
Работа классного руководителя с ребенком, потерявшего кого-то из близких
1. Наблюдение за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно отмечаются тенденция к уходу, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относится надо к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления. Не действовать вопреки ребенку.
2. Если ребенок захочет поговорить, педагог дожжен найти время выслушать его. Объясняет ребенку, что он хочет поговорить с ним, выбирает для этого удобное время. При разговоре слушает не только ушами, но и глазами, сердцем. Можно обнятьребенка или взять его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что педагог заботится о нем и в любое время готов помочь ему. Он должен поддержать его желание говорить о родителе и делать это самому.
3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся их
собрать, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.
4. Классный руководитель должен быть готов к вопросам и всегда быть честным в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться сказать «Я не знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Собственные чувства педагога никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка.
5.Показать ребенку, что плакать не стыдно. Если глаза педагога наполнились слезами, скрывать этого не нужно. «Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла». В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Необходимо показать ему, что можно улыбаться и смеяться. «Мама любила клоунов, не правда ли?» — такая фраза может стать началом разговора о цирке и на уроке рисования можно предложить изобразить что-нибудь веселое.
6.Никогда нельзя говорить: «Ты ведь так не думаешь, не так ли?» Не нужно надеятьсяна исчезновение у ребенка страхов, и не пытайться сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти отца, он действительно так думал. Дети честны, они говорят то, что думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа «Скоро тебе будет лучше».
Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твой отец должен был умереть таким молодым. Я только знаю, что он любил тебя, и ты никогда не забудешь его».
7. Педагог должен стараться быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждая с родителем изменения в поведении ребенка, в его привычках.
Необходимо с особым вниманием относиться к трудным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посоветовать приготовить поздравление для бабушки. Конечно, невозможно заранее учесть все возможные случайности.
Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной помощи.
Здесь требуется специализированная индивидуальная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, а часто полезной оказывается и семейная терапия.
Приведенные выше приемы кажутся на первый взгляд очень простыми и естественными. Однако в большинстве случаев взрослые ведут себя по отношению к страдающему ребенку именно так, как не надо себя вести: делают вид, что ничего не случилось, стараются избегать упоминаний о постигшем ребенка горе, а на самом деле предлагают ему самому справляться с горем, самому вырабатывать способы поведения и защиты и искать пути выхода из кризиса. Далеко не всегда он справляется с этой задачей.
Помочь ребенку, поддержать его в столь трудной ситуации должны уметь в первую очередь те взрослые, которые живут рядом с ребенком, встречают его каждый день в школе или в детском саду.
Что можно сделать для того, чтобы помочь
ü Нужно Подбирать ключи к разгадке суицида.
ü Принять суицидента как личность.
ü Установить заботливые взаимоотношения
ü Быть внимательным слушателем
ü Не спорить
ü Не предлагать неоправданных утешений
ü Предложить конструктивные подходы
ü Вселять надежду
ü Не оставлять человека одного в ситуации высокого суицидального риска
ü Обратиться за помощью к специалистам
ü Важность сохранения заботы и поддержки
О мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. Напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей -неволей он оказывается.
Статистика:
Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 — 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% — совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% — без психотических расстройств. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка — это привлечение к себе внимания.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Время года
Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Исторически неврозы весной отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися весельем и радостью. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.
Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера — в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.
При изучении суицидального поведения следует различать следующие типы:
Демонстративное поведение.
При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения Аффективное суицидальное поведение.
При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами. Истинное суицидальное поведение. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.
Предсуицидальный синдром. Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев, наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.
Дети — суициденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями.
Проводятся мероприятия:
· Акция «Я выбираю жизнь»
· Воспитательный час «Поиск позитивных путей разрешения конфликтных ситуаций»
· Конкурс сочинений о смысле жизни (например, «Несколько слов о поиске смысла в жизни» или «Классики литературы о смысле жизни»)
· Проблемные мастерские для педагогов, родителей, учащихся «Нормы неконфликтного общения», «Пути получения помощи в ситуации дискомфорта или стресса»
· Тренинговые занятия «Дорога к спасению души»
· Круглый стол «Я в этом мире не один» (по проблеме одиночества личности учащегося в социуме и дома)
· Конференция «Наше духовное богатство»
· Воспитательный час «Экстремальная ситуация. Как себя вести?»
· Психолого-педагогические групповые консультации на темы «Умей владеть собой», «Приемы снятия психологического напряжения», «Экзамен без стресса» и др.
· Кинолекторий на тему «Нравственные ценности» и др.
Ситуация проявления суицида, как одного из вариантов поведения, может возникнуть у учащихся в сложившейся для них экстремальной ситуации, поэтому профилактическая работа должна проводиться систематически. Профессиональные практические действия педагогов напрямую зависят от их понимания социально-дезадаптационной природы самоубийства.
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по профилактике помощи классного руководителя подросткам склонным к суицидам
По выше названным методикам был проведен в Казаркинской средней общеобразовательной школе у детей в возрасте 13-15 лет.
Результаты проведения опроса по методике «Прогноз суицидальных намерений» ответов по шкале склонности к суицидам расположились следующим образом:
— Алкоголь 20%;
— Измена в любви 9%;
— Противозаконные действия 10%;
— Деньги и проблемы с ними 17%;
— Добровольный уход из жизни 16%;
— Семейные неурядицы 10%;
— Взаимоотношения с окружающими 18%.
По данным результатам можно сделать вывод, что доминируют такие темы как: алкоголь, деньги и проблемы с ними, добровольный уход из жизни, взаимоотношение с окружающими – что говорит о проблеме сегодняшнего дня в обществе.
Результаты опросника «Личностная агрессивность и конфликтность» сложились следующим образом:
- Вспыльчивость – 10%
- Напористость – 5%
- Обидчивость – 5%
- Неуступчивость – 5%
- Бескомпромиссность – 12,5%
- Мстительность – 6,25%
- Нетерпимость к мнению других – 5%
- Подозрительность – 3,75%
Интерпретация результатов
Сумма баллов по шкалам «напористость» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.
Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта.
Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.
В результате получили следующие результаты:
- показатель позитивной агрессивности субъекта – 19%
- показатель негативной агрессивности субъекта – 21%
- показатель конфликтности – 60%
Данные результаты показывают, на сколько в коллективе преобладает конфликтность.
Третий опросник «Склонность к одиночеству» показал, что 30% из 100% стремятся к одиночеству.
Конечно эти все диаграммы показывают общую картину коллектива участников исследования, если эти результаты рассмотреть индивидуально каждого участника, а для этого нужно просмотреть его результаты опроса и мы выявим на сколько он склонен к суициду или нет, и причины.
Заключение
Несмотря на наличие количество теоретического материала, явно недостаточно работ, которые бы давали конкретные методические рекомендации школьным учителям и психологам по работе с детьми, проявляющими склонности к суицидальному поведению.
Кроме того, простое копирование зарубежного опыта невозможно, так как этнокультурные, социально-психологические и экономические особенности нашего общества, специфика образовательных учреждений, несомненно, накладывают отпечаток и на работу с этой категорией детей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сейчас актуальны работы, в которых бы обобщался и анализировался научно- теоретический материал по данной проблеме, давались бы практические советы и рекомендации для учителей, психологов и родителей с учетом особенностей уровня сознания, культуры, социума.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бирюшев P.P. Некоторые аспекты исследования агрессивного и делинквентного поведения подростков. Алматы, Менеджмент в образовании. 1997, №3 стр15-20
2. Бердяев Н. О самоубийстве. — М., 1992.
3. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1998
4. Райе Ф Психология подросткового и юношеского возраста. — М., 2000.
5. 1.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы — СПб: Издательство «Питер», 2000. С.401-405.
6. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб, 2002. С.142-146.
7. .Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. С.213-216.
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002, с. 375-376.
9. testoteka.narod.ru/lichn/1/09.html
10. www.ageyev.kz/books/book-6/chapter-3/3.25.html
Приложения
Методика «Прогноз суицидальных намерений»
Старайтесь долго не раздумывать над заданиями, так как здесь нет правильных и ошибочных ответов. Вам будет предложен ряд пословиц. Ваша задача внимательно прочитать каждую из них и понять её смысл. Необходимо относить каждую пословицу к одной из предложенных категорий:
— Алкоголь;
— Измена в любви;
— Противозаконные действия;
— Деньги и проблемы с ними;
— Добровольный уход из жизни;
— Семейные неурядицы;
— Взаимоотношения с окружающими.
Пословицы:
1. «Лебединая верность» — это песня или принцип жизни?
2. Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже нужно согнуться.
3. Лучшее средство от головной боли — гильотина.
4. Счастье не в деньгах, а в их количестве.
5. Без любимой женщины лучше не жить на свете.
6. Под лежачий камень мы всегда успеем.
7. С кем поведешься, с тем и наберешься.
8. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.
9. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление — жене.
10. Чук от Гека не далеко падает.
11. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить.
12. Не брал за горло никого, кроме бутылки.
13. Кому суждено быть повешенным, тот никогда не утонет.
14. В рогах правды нет.
15. Уходя гасите всех.
16. Кто не поспел, того и съели.
17. Не было не гроша и не будет.
18. Победить себя — это победа или поражение?
19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда тянет в землю.
20. Мой дядя самых честных грабил
21. Выбился в алкоголики.
22. Бороться, искать, найти и перепрятать.
23. Долг нагишом платят
24. Деньги — тем большее зло, чем их меньше.
25. На том свете все равны — и начальники, и подчиненные.
26. Мне с Вами скучно, мне с Вами спать хочется.
27. На птичьих правах высоко не взлетишь.
28. Она шипела на мужа, как газированная вода.
29. Я пью не больше 100 граммов, но выпив 100 граммов, я становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много.
30. Не умеешь петь — не пей!
31. Дети — цветы жизни, не давай их посеять чужому на своем огороде.
32. Семь раз об дверь, один об рельс.
33. Дорога в ад устелена благими намерениями.
34. Конец — телу венец.
35. Деньги есть деньги! В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.
36. Лучше синица в руках, чем утка под кроватью.
37. Сколько водки ни бери, все равно два раза бегать.
38. Я люблю тебя. Жизнь, ну а ты меня снова и снова.
39. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.
40. «Душит — значит любит» (Дездемона).
41. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.
42. Жизнь вечна, а можно ли вечно жить?
43. Нашел место в жизни — найди жене.
44. Мы придем к Вам на выручку, если есть выручка.
45. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести за два-три $$часа до ее начала.
46. Семь раз отпей, один раз отъешь.
47. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?
48. Он сказал «поехали!» и запил водой.
49. Если умный человек идет в гору, значит он материально заинтересован.
50. Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы.
51. Видеть Вас одно удовольствие, а не видеть — другое.
52. Водка «Буратино», почувствуйте себя дровами.
53. Мясник строил свое материальное благополучие на чужих костях.
54. Гори все синим пламенем.
55. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.
56. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.
57. Нарушение моды королями становится модой для их подчиненных.
58. Нетрезвый взгляд на вещи позволяет обходиться без них.
59. Когда продаешь душу дьяволу — приобретаешь вечность.
60. Жена шефа много лучше, чем шеф жены.
61. Настоящая свобода — это свобода от жизни.
62. Когда она заговаривала о черно-бурой лисе, муж смотрел на нее волком.
63. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.
64. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.
65. Дороже всего нам обходится то, чего нельзя достать ни за какие деньги.
66. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, когда он чужой.
67. Мешает устроиться на доходное лобное место.
68. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.
69. Взгляд сверху — решение всех жизненных проблем.
70. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.
71. Если все время мыслить, то на что же существовать?
72. Быстро поднимался по служебной лестнице одна «рука» тут, другая — там.
73. Убить себя — это сила или бессилие?
74. Интеллигенты умирают сидя.
75. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.
76. Счастлив тот, кто свободен от забот
77. Не лезь без бутылки!
78. Даже роль Анны Карениной исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.
79. Перед злоупотреблением не разбалтывай!
80. Начинать новую жизнь можно только после смерти.
81. Чем бы дитя не тешилось — лишь бы не повещалось!
82. Сколько веревочке не виться, а конец все равно будет.
продолжение
--PAGE_BREAK--