Реферат по предмету "Психология"


Черный юмор в подростковом возрасте

НОУ ВПО «Пермский гуманитарно-технологический институт»
Реферат
Тема: «Черный юмор» в подростковом возрасте»
Дисциплина: Психология

отклоняющего поведения
Выполнил ст-т гр. П-08-1:

Никитин Алексей

Проверила: Харламова Татьяна

Михайловна
2010

Что такое «черный юмор». Его история происхождения

Чёрный юмор — особый вид юмора, (в основном анекдотов) в котором комический эффект вызывается насмешками над смертью, здоровьем или иными темами, обычно табуированными вне контекста анекдота. Обычно намекает на повышенную опасность высмеиваемого объекта.

Черный юмор – это способ посмеяться над тем, что тебя пугает. Смех помогает справиться со страхом. Именно поэтому в таких анекдотах часто присутствуют темы смерти, болезней, каких-то ужасающих жизненных событий.

Термин «чёрный юмор» (фр. humour noir) возникает у Гюисманса в 1880-е, активно употребляется в сюрреализме, начиная с 1936 года. Одним из первых его пропагандистов, составителем антологии чёрного юмора был Андре Бретон. Образцы чёрного юмора сюрреалисты обнаружили в литературе различных времён и стран: в античности, у Свифта («Скромное предложение»), Вольтера, маркиза де Сада, Кэррола и других, в традиции готического романа (весьма часто содержащего пародийные черты). Философские корни чёрного юмора, в понимании сюрреалистов, ведут к Гегелю и Фрейду.

В XX веке чёрный юмор активно воплощался в театре абсурда, сначала во Франции, а затем и в США. Немалую роль играет в современном кинематографе (чёрная комедия).

В русской фольклористике термин «чёрный юмор» часто используется для обозначения конкретной формы, через которую этот вид комического приходит в фольклор «садистских стишков»:

Маленький мальчик нашёл пулемёт —

Больше в деревне никто не живёт…

Только осталася бабка Матрёна —

Эх, на неё не хватило патрона!

Юмор, как средство косвенного воздействия

Как средство косвенного воздействия, юмор выполняет ряд функций: с одной стороны, маскирует прямое прохождение личности в систему социальных отношений, с другой — сохраняет индивидуальность человека.

Таким образом, юмор может выступать как средство формирования социальной автономности подростков, если педагогическое общение будет направлено на решение этой задачи, что возможно при реализации ряда условий, среди которых — адекватная реакция педагогов на юмор школьников, являющийся средством взаимоотношений педагога и ученика. При этом необходимо разграничить чувство юмора и остроумие — явления разнопорядковые.

Остроумие есть свойство психики и потому рассматривается как одна из форм мышления, а чувство юмора есть чувство, и потому рассматривается в ряду человеческих чувств.

Юмор, выступая в качестве средства формирования социальной автономности учащихся, способствует самовыражению школьника, которое может быть осуществлено в двух направлениях: с одной стороны, поведение ученика в системе социальных отношений, где юмор выступает и как элемент речевого акта (словесная формулировка суждений, умозаключений), и как компонент мироощущения, миропонимания при анализе процесса включения ребенка в различные виды социальных отношений в общении; с другой стороны, моделирование ситуаций, где юмор выступает как компонент межличностного общения.

Таким образом, социальная активность заключается в реализуемой готовности к социальным действиям, направленным на преобразование социальных отношений. Юмор при этом может выступать как одно из средств формирования социальной автономности подростков.

Совместное отчуждение от взрослых.

Стремление подростков к взрослости сопряжено с различными формами изживания своей зависимости от родителей и от взрослых в целом. В сознании подростка проигрываются различные ситуации, где «родители» (речь идет не о своих лично родителях, а о родительских социальных ролях) и другие взрослые выглядят вовсе неприглядно; создаются фантастические образы агрессивных, неумных, бессердечных людей, привязанных больше не к своему собственному ребенку, а к материальным ценностям. Через страшные ситуации фантастических вымыслов подростки изживают свою глубинную зависимость от собственной семьи. Отчуждаясь от своих собственных отношений с родителями, подростки психологически освобождаются от стереотипа детско-родительских отношений как чего-то изначально правильного, добродетельного и неизменного. Так, со смехом и содроганием от отвращения подростки начинают включать в совместное общение «черный юмор», «изобличающий» опасность совместного проживания с родителями.

Перечислим несколько изустных примеров из подросткового фольклора.

«Дочка просила у мамы конфетку. Мать ей сказала: «Сунь пальчик в розетку!» Сморщилось тело, обуглились кости. Долго смеялись над шуткою гости».

«Наша Таня громко плачет. По головке скачет мячик. Ну а мячик из свинца. Это шуточки отца».

«Бабушка внучку из школы ждала. Цианистый калий в ступке толкла. Дедушка бабушку опередил. Внучку гвоздями к забору прибил».

«Маленький мальчик на стройке играл. Маленький мальчик гвоздик украл. Громко разбился о череп кирпич. Метко кидает наш сторож Кузьмич».

«Маленький мальчик на дерево влез. Сторож Пахом достает свой обрез. Выстрел раздался, и мальчик упал. «Тридцать девятый», — старик прошептал».

При этом подростки могут предоставить своему герою инициативу и сообразительность для самообороны и противостояния: «Свистнула пуля, и сторож упал. Мальчик свой маузер раньше достал». (Из материалов В. П. Белянина, И. А. Бутенко.)

Следует обратить внимание, что подростковый «черный юмор» героями своих произведений делает не сверстника, «а маленького мальчика», «девочку», «дочку», «внучку». Как показывает лексика, это всегда кто-то более младший, наивный. Поэтому он — жертва взрослых. Подросток как бы смотрит на все эти кошмары со стороны. Поэтому-то он смеется — его голыми руками не возьмешь!

«Черный юмор» освобождает подростков не от самих родителей, а от предписаний возрастного статуса детства «Слушайся маму и папу», а также от глубинной психологической зависимости. Человек может освободиться и жить как уникальная самостоятельная личность, лишь отчуждаясь от зависимости от других. «Черный юмор» как нельзя лучше содействует отчуждению.

Список литературы

Мухина В. «Возрастная психология. Феноменология развития»

www.yspu.yar.ru

ru.wikipedia.org


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.