Причины нарушения здоровья профессионала
Развитие, творчество и осознание смылажизни являются факторами физического и психического здоровья. Учителя-творцычувствуют себя моложе своих лет, они не стремятся уйти на пенсию, они хотятзаниматься профессиональной деятельностью до самого последнего дня своей жизни.
Важным аспектом являетсявопрос духовности и бездуховности человека. Экономическая ориентация личностина «минусовую» духовность или на бездуховность вообще в корне подрываетцелостную в своей основе природу человека. У людей, не имеющих духовныхориентиров, потерявших смысл жизни, риск смертности увеличивается в два раза.Поскольку смерть духовная влечёт за собой и смерть физическую. Поиск смыслажизни и его обретение – это системообразующая характеристика педагога на стадиитворческой самореализации, а также характеристика развития личности учащихся,их движения к осмыслению жизнедеятельности, направляемого учителем, осознающимсвою миссию.
Профессиональное развитиеучителя является определенным гарантом сохранения им своего здоровья.
Спектр новообразований,приобретаемых в процессе профессиональной деятельности, достаточно широк.Профессор Б.С. Братусь предлагает определённые критерии нормального илидеформированного становления личности. Под нормальным развитием он понимаеттакое развитие, которое ведёт к обретению родовой сущности. Критериямидевиантного (отклоняющегося от нормы) развития автор считает отношение кчеловеку как средству, как к конечной заранее определённой вещи, эгоцентризм инеспособность к самоотдаче и любви, причинно-обусловленный характержизнедеятельности, неверие в свои возможности, отсутствие ответственности,отсутствие стремления к обретению общего смысла своей жизни.
Г.С. Абрамова и Ю.А. Юдчицрассматривают два основных компонента профессиональной деформации личности всистеме профессий «человек-человек». Это синдром хронической усталости исиндром эмоционального выгорания.
Под хронической усталостьюпонимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональнымконтактом со значительным количеством людей. При синдроме хронической усталостичеловек страдает не просто от физического или нервного истощения, а отхронических стрессов нервной системы.
Другим не менее важнымпроявлением профессиональной деформации является синдром эмоциональноговыгорания (сгорания). Оно предполагает наступление эмоционального опустошенияещё до того, как психические ресурсы человека-деятеля естественным образомвосполнились, исчезновение или деформацию эмоциональных переживаний, являющихсянеотъемлемой частью жизни.
В формировании синдромаэмоционального выгорания значительную роль играют следующие факторы:
- социальный;
- личностный, к которому относятся такие особенности поведения личности,как авторитаризм (властность, непререкаемый авторитет), низкая степень эмпатии(способности к сопереживанию) в сочетании с фанатичной преданностью делу,агрессивность и апатия при невозможности достичь в короткий срок желаемыхрезультатов;
- фактор среды, к которому относятся особенности профессиональныхвзаимоотношений.
Профессия учителя являетсяодной из наиболее деформирующих личность человека и деятеля. Если учительраспространяет ролевое поведение на все сферы жизни, то он неадекватно ведётсебя в определенных ситуациях и общение с ним затрудняется. Многих учителейотличает поучающая манера речи. Кроме характерной манеры речи с профессиейучителя нередко связана и привычка к упрощённому подходу к проблемам. Этокачество необходимо в школе, поскольку помогает доступно излагать сложные вещи,однако вне профессионального общения оно порождает излишнюю прямолинейность инегибкость мышления.
При овладении человекомпрофессией неизбежно происходит изменение структуры его личности, когда, содной стороны, наблюдаются усиление и интенсивное развитие качеств, способствующихуспешности в деятельности, а с другой – изменение, подавление и даже разрушениеуравновешивающих эти качества структур, не участвующих в процессепрофессионального становления.
А.А. Ерошенко установлено,что при низком уровне педагогического мастерства (педагогическойкомпетентности) ригидность (от лат. rigidus – жесткий, твердый — неготовность кизменениям программы поведения в соответствии с новыми ситуационнымитребованиями) выступает в качестве фактора, затрудняющего адекватное принятие ипреобразование сложных ситуаций общения, способствует закреплению жесткихстереотипов в выборе педагогического воздействия. В то же время с возрастаниемпедагогического мастерства снижается степень выраженности установокотносительно дистанции и доминирующей роли учителя в общении, нетерпимости кошибкам и недостаткам в поведении детей, требования их беспрекословногопослушания.
Высокий уровень внутреннихконфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокомууровню социальных ожиданий окружающих, со стрессогенностью профессии, сперенапряжением физических сил, необходимых для выполнения профессиональныхобязанностей. Установлено, что с увеличением стажа работы и возраста педагога,возрастанием учебной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости,нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройстваи поведенческие срывы.
Ведущие профессиогенныефакторы риска:
- неадекватная социальная и материальная оценка труда, приводящая кснижению качества жизни, дефициту кадров;
- комплекс стрессогенных факторов (условия труда, жесткий временной режимработы, ненормированный и неритмичный рабочий день, физическое утомление всвязи с длительным стоянием);
- многофункциональную профессиональную деятельность типа«человек-оператор», связанную с необходимостью одновременного выполненияопределённого числа различных функций и действий, при неоптимальных для работывнешних условиях (необходимость методически, дидактически и лексическиаргументированной подачи учебного материала в течение строгорегламентированного временного интервала в больших по численности коллективахучащихся)
- необходимость работы с большим количеством профессионально значимойинформации, тревога за уровень её усвоения и подачи, истощение компенсаторныхмеханизмов, обеспечивающих активное внимание, профессиональную память,логическое мышление.
Наиболее частовстречающейся разновидностью эмоционального стресса общения является фрустрация– один из видов психических состояний выражающийся в характерных особенностяхпереживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективнотак понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели илирешения задачи. Проявляется в гнетущем напряжении, беспокойстве, тревожности, чувствебезысходности. Наиболее «здоровым» и желательным следует считать психическоесостояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием,рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок.Избежать состояния фрустрации можно благодаря упорядоченному и организованномуповедению, адекватному реагированию в сложных ситуациях, возможному предвидениювыхода из ситуации.
Комплекс неполноценностиявляется выражением неприспособленной структуры личности, страдающей ощущениемпревосходства окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникаетвследствие ошибок и неудач и существенно влияет на поведение человека. Он можетбыть также связан с представлением о недостаточности своего образования.Однако, существуют примеры, когда комплекс неполноценности мобилизует волю,стимулирует активность и делает человека упорным и целенаправленным.
Размышление над смысломжизни и его осознание, наличие жизненных целей, самоактуализация должныпостоянно сопровождать любую деятельность, в том числе и, конечно,профессиональную деятельность педагога.
Восстановление(реабилитация) здоровья учителя – это не просто лечение, но также управлениемеханизмами, определяющими физическое и психическое развитие личности,способствующими формированию позитивного самоотношения, открытомувзаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себяответственности.
Потребность в движении(кинезофилия) является мощным энергетическим источником как для высшей нервнойдеятельности человека (его поведенческих процессов), так и для функционированияразличных внутренних органов. У многих взрослых людей кинезофилия отсутствует,так как «перекрывается» потребностью экономить энергию или могучим рефлексомлени. Это в большой степени относится к педагогам.
Стресс – нагрузка илиперегрузка информацией или энергией, поступающей в систему или выходящими изнеё.
Средства снятия стресса:
1) Разрядка эмоций. Выразить их вслух или письменно, главное, чтобы чувствабыли облечены в слова.
2) Плач. Если хочется плакать, то надо это сделать. Особенно касаетсямужчин. Слёзы приносят облегчение и снижают боль.
3) Тёплый душ. Теплая вода действует расслабляюще на мышцы, тем самымснижая напряжение.
4) Физические упражнения.
5) Переключение с неприятных событий на то, что приносит покой, радость.
6) Дыхательные упражнения.
7) Жить настоящим моментом, а не проигрывать вновь и вновь прошлые событияи ожидать плохого. Прошлого уже не существует, а будущего ещё не существует.
Позитивный образ учителя(по мнению Ф.Н. Гоноболина): «О хорошем педагоге не всегда можно сказать, чтоон всегда строгий или мягкий, активный или пассивный и т.п. Он обычно бывает итем, и другим, в зависимости от обстоятельств. Теплота в отношениях с людьминеобходима, но бывает нужна и некоторая холодность, большая помощь ученикамсочетается с предоставлением им самостоятельности, первоначальная инициативаучителя должна затем переходить в руки учащихся».