Реферат по предмету "Психология"


Идея развития личности в истории психологии

Содержание:
 
Введение.
Глава 1: Школа психоанализа.
1.1Зигмунд Фрейд
1.2 Карл Густав Юнг
1.2.2 Факторы, препятствующиепсихологическому развитию
1.3Альфред Адлер
1.3.1 Факторы, препятствующиепсихологическому развитию.
1.4 Эрик Эриксон
1.4.1 Факторы, препятствующие психологическомуразвитию.
Глава 2: Гуманистическая школа.
2.1 Абрахам Маслоу
2.1.1 Факторы, способствующиепсихологическому развитию.
2.1.2 Факторы, препятствующиепсихологическому развитию.
2.2 Карл Роджерс
2.2.1 Факторы, препятствующиепсихологическому развитию.
Глава 3: Самостоятельные теории личности
3.1 Джордж Келли
3.1.1 Факторы, способствующие и препятствующиеличностному развитию.
3.2 Курт Левин
3.2.1 Факторы, способствующие личностному развитию.
3.2.2 Факторы, препятствующиеличностному развитию.
Глава 4: Сравнительная характеристика
Заключение.
Литература:
 
Введение.
Идея развития личностиявляется одной из центральных в истории становления психологии как науки, однако,в рамках каждой теории, занимавшейся рассмотрением данного вопроса, разрабатывалосьсвоё видение данного вопроса.
Исследование разныхвзглядов на идею развития позволяет составить комплексное представление оподходах к пониманию данного понятия.
Актуальность выбранной темы, определяется повышенным вниманием к идее развития личности в современных школах практическойпсихологии, в  рамках тренинговых и терапевтических программ.
Цель работы: изучение подходов к пониманиюразвития личности в трудах ключевых исследователей данной области.
В рамках данной работыпонятие развития личности рассматривается не с позиции её онтогенеза, а спозиции характеристик личности.
Предмет исследования: теории личности выдающихся учёных,уделявших внимание данному вопросу.
Методологическаяоснова исследования: описательныйи сравнительный метод.
Задача исследования: нахождение ответа начетыревопроса:
1.           Что понимаетавтор рассматриваемой теории под понятием развития личности?
2.           Какиехарактеристики, критерии здоровой (в достаточной мере развитой) личностивыделяет автор теории?
3.           Какие факторы, помнению автора теории, способствуют психологическому росту?
4.           Какие факторысоздают помехи, препятствуют психологическому росту?
В первой главе даннойработы рассмотрен подход к развитию личности в рамках психоаналитической школы,и будут представлены взляды  З.Фрейда, К.Г.Юнга, А.Адлера и Э.Эриксона
Во второй главе изучаетсявидение идеи развития личности представителями гуманистической школы: А.Маслоу,К.Роджерса.
В третьей главе анализируютсявзгляды таких учёных, как Д.Келли и К.Левин.
В итоговой  четвёртойглаве представлена сводная таблица.
Глава1: Школа психоанализа.
 
Вследствиенетерпимости З. Фрейда, основателя теории психоанализа,  к инакомыслию и инымтрактовкам структуры личности, большая часть его учеников и последователей(Адлер, Юнг, Хорни, Фромм, Ранк и другие) разорвали отношения с Фрейдом иосновали собственные теории и подходы к пониманию личности на основепсихоанализа. В связи с этим, некоторые учёные склонны полагать, что глубинная психология(психоанализ) является скорее не школой, а набором отдельных теорийбессознательного. Что возможно рассматривать и как положительный момент, таккак каждая концепция стала оригинальным и самобытным взглядом набессознательное и его роль в психической жизни человека, положив началособственным школам и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией.
Тем неменее, несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторыеметодологические принципы, заложенные в его теории, остались неизменными. К нимотносятся следующие положения:
1)понимание психического развития как мотивационного, личностного;
2)рассмотрение развития как адаптации к среде. Хотя среду впоследствии другиепсихоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всегдапротивостоит конкретному индивиду;
3)движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные ипредставляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или стремленийчеловека и стремящуюся к разрядке (т. е. удовлетворению);
4)основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладываютосновы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализак воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.[1]
 1.1 ЗигмундФрейд
Развитиепсихики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной,среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики.Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательныевлечения. С точки зрения психоанализа, основой психического развития являетсяне интеллектуальная сфера, а эмоции и мотивы человека; познавательное жеразвитие есть как бы следствие мотивационного.
Либидознаяэнергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развитияличности, характера человека, и, исходя из закономерностей ее развития, Фрейдсоздал свою периодизацию. Он считал, что в процессе жизни человек проходитнесколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способомудовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделял большое внимание тому,каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом впосторонних объектах. На этих основаниях он выделял три больших этапа,разделяющихся на несколько стадий.
1. Первыйэтап- либидо-объект — характерен тем, что ребенок нуждается впостороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до года и носитназвание оральной стадии, так как удовлетворение происходит прираздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, еслиребенок в данный период не смог реализовать свои либидозные желания (например,ему не давали соски). Для этого типа личности характерна, с точки зренияФрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже взрелом возрасте. Причем такая зависимость может выражаться как в конформном,так и в негативном поведении.
2. Второйэтап, который длитсядо начала полового созревания, называется либидо-субъектихарактеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку нетребуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот этап периодомнарциссизма, считая, что для всех людей, у которых произошлафиксация на данном этапе, характерна ориентация на себя, стремлениеиспользовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний,эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссизма состоит из несколькихстадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, — анальная,при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но унего начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадииформирует анальный характер, который характеризуетсяупрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережли. С трех лет ребенокпереходит на следующую, фаллическую стадию, на которойдети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своимигениталиями. Фаллическую стадию Фрейд называл критической для девочек, которыевпервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у нихпениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации илиагрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этойстадии. В этот период растет напряженность в отношениях с родителями, преждевсего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнуетродителя противоположного пола. Напряженность ослабевает к шести годам, когданаступает латентная стадия в развитии либидозного влечения. В этот период,который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание научебу, спорт, игры.
3. Третийэтап начинается вподростковом возрасте и называется, как и первый, либидо-объект,так как для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходимпартнер. Эту стадию также называют генитальной, так какдля разрядки либидоз-ной энергии человек ищет способы половой жизни,характерные для его пола и типа его личности[2].
Основатель теориипсихоанализа считал, что зрелая личность – это личность, способная и стремящаясяработать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другогочеловека «ради него самого». 1.2 Карл ГуставЮнг
Согласно Юнгу, у каждогочеловека есть тенденция к индивидуации или саморазвитию. Юнг считал, чтопсихика имеет врожденное стремление к целостности.
Индивидуация означаетстановление единого, цельного существа, Мы, следовательно, могли быинтерпретировать индивидуацию как „путь к личности“ или „самореализацию“[3]
Индивидуация —естественный, органичный процесс. В ней раскрываются наша сокровенная природа иглавный путь каждого из нас. Индивидуация — процесс достижения целостности и,таким образом, стремление к большей свободе. Процесс включает развитиединамической связи между эго и самостью с интеграцией различных частей психики:эго, персоны, тени, анимы и анимуса и других архетипов бессознательного. Когдалюди становятся более интегрированными, они начинают выражать эти архетипыболее тонкими и сложными способами.
«Насколько больше мы осознаем себячерез самопознание и действуем соответственно этому, настолько уменьшаетсяпласт личного бессознательного, накладываемый на коллективное бессознательное.При этом возрастает сознание, которое больше не заточено в ограниченный,сверхчувствительный личный мир интересов цели. Это расширенное сознание большене будет ранимым, эгоистическим набором личных желаний, страхов, надежд иамбиций… Напротив, оно принимает на себя функцию связи с миром объектов, приводящихчеловека к абсолютной, связующей и неразрывной общности с миром в целом»[4]
Работая в качествеаналитика, Юнг обнаружил, что пациенты, которые приходят к нему в первойполовине своей жизни, не слишком включены во внутренний процесс индивидуации;они нацелены в первую очередь на результат, на успех в достижении целей эго.Пациенты старшего возраста, уже достигшие этих целей, добиваются других:стремятся к интеграции больше, чем к достижениям, и ищут гармонию с общностьюпсихики.
С точки зрения эго рост иразвитие включают интегрирование в сознание нового материала, это процессприобретения знаний о мире и о себе. Рост для эго — лишь возрастаниеосведомленности сознания. Индивидуация, напротив, является развитием самости, ас точки зрения самости целью является единство сознания и бессознательного.
Юнг обозначаетследующие этапы индивидуации[5]:
1 Раскрытие персоны
В начале процессаиндивидуации мы должны начать раскрытие персоны и рассматривать ее, скорее, какполезный инструмент, чем как постоянную часть самих себя. Хотя персонавыполняет важные защитные функции, она также является маской, скрывающейсамость и бессознательное.
2 Борьба с тенью
Мы вынужденносталкиваемся с тенью, когда смотрим на то, что стоит за внешними проявлениями.Мы можем освободиться от влияния тени в той мере, в какой приняли реальностьтемной стороны каждого из нас и одновременно поняли, что представляем собойбольше, чем тень.
3 Противостояниеаниме и анимусу
Следующим шагом являетсястолкновение с анимой или анимусом. Мы должны относиться к этому архетипу как креальному человеку или людям, с которыми мы можем общаться и учиться у них.Например, Юнг спрашивал у являвшихся ему персонажей анимы об интерпретациисимволов сна, подобно тому, как пациент консультируется у аналитика. Мы такжеузнаем, что фигуры анимы или анимуса достаточно автономны и могут влиять на наси даже управлять нами, если мы игнорируем их или слепо принимаем их образы ипланы за свое собственное личное создание.
4 Развитие самости
Целью и кульминациейпроцесса индивидуации является развитие самости. По Юнгу: «Самость — это цельнашей жизни, так как она и есть наиболее полное выражение пророческогосочетания, которое мы называем индивидуальностью». [6]«каждыйдолжен быть тем, кто он есть; каждый должен раскрывать свою собственнуюуникальность, центр личности находится на одинаковом расстоянии от сознания ибессознательного; мы должны стремиться к той идеальной цели, которую природавыявляет, чтобы направить нас»[7] 1.2.2 Факторы, препятствующиепсихологическому развитию
 Индивидуация,осуществляемая сознательно, — трудная задача, так что человек должен бытьпсихологически здоров, чтобы управлять этим процессом.
Как писал Юнг, «это то,что дерево делает деревом». Подобно любому естественному процессу, индивидуацияможет чем-то блокироваться или ей могут мешать. Так и дерево может вырастичахлым в неблагоприятной среде.
Индивидуация,осуществляемая сознательно, — трудная задача, так что человек должен бытьпсихологически здоров, чтобы управлять этим процессом. Тень также может статьглавным препятствием индивидуации. Люди, не знающие о своей тени, могут простовыплескивать губительные импульсы, не обращая на них внимания как нанеправильные или вообще не осознавая свои собственные негативные чувства. Втаких людях начальный импульс разрушать или делать скверные вещи немедленнорационализируется, когда они терпят неудачу в признании в себе таких импульсов.Игнорирование тени может найти выражение и в установках моральногопревосходства или проекции тени на других. Конфронтация с анимой или анимусомпривносит, вместе с тем, проблему связи с коллективным бессознательным. Умужчины анима может порождать непредсказуемые эмоциональные изменения илинастроения. У женщины анимус способен обнаружить себя как иррациональные,ригидно удерживаемые мнения. Человек, раскрывающий коллективный материал,сталкивается с опасностью поглощения им. Согласно Юнгу, этот результат может иметьдве формы. Есть возможность раздувания эго, когда человеку требуются вседобродетели и знания о коллективной психике. Противоположной реакцией являетсяслабость эго; человек чувствует, что он или она не имеет власти надколлективной психикой, и вдруг осознает неприемлемые аспекты бессознательного —иррациональные, негативные импульсы и т. д.
Лучшая защита отраздувания эго — помнить об исключительно человеческом и не терять контакта среальностью того, что можно и должно делать, а не того, что хотелось бы делатьили кем бы хотелось быть. Идентификация с архетипом мудрого старца 1.3 Альфред Адлер
Поведение определяется непрошлым, а наследственностью и окружением. Люди движимы целями, выбранными имисамими, которые, по их ощущению, принесут им счастье и успех.
«Психологическое развитиепроисходит только тогда, когда у личности есть цель. Постановка цели, как намизвестно, предполагает способность меняться и некоторую свободу передвижения.Духовное обогащение индивидуума, происходящее благодаря свободе передвижения,не следует недооценивать.»[8]
Главная движущая силаличности — стремление к совершенству или к превосходству. Это утверждение можносравнить с концепцией самореализации (self-realization) Хорни (Horney) или с самоактуализацией (self-actualization) Маслоу (Maslow).
Поэтому Адлер выдвинулидею, согласно которой личность вырабатывает специфическую жизненную цель,используя ее в качестве ориентира. На жизненную цель человека влияют еголичный опыт, его ценности, склонности и личные свойства. Жизненная цель не естьясная и осознанная цель.
.Адлер указывал, чточерты характера не являются ни врожденными, ни неизменяемыми, онивырабатываются как интегральные части нашей целевой ориентации
Согласно Адлеру, ключ кпониманию поведения человека находится в скрытых целях, которыми онруководствуется.
По Адлеру, формированиежизненной цели, жизненного стиля и схемы апперцепции, в сущности, естьтворческий акт. Творческая сила индивидуума организует и направляет его реакциюна окружающий мир. Адлер приписывал личности уникальность, самосознание иконтроль над своей судьбой
Со своей холистическойточки зрения Адлер видел человека не только как нечто цельное само по себе, нои как часть большей целостности: семьи, сообщества друзей и знакомых, общества,человечества. Социальный интерес — это нечто большее, чем забота онепосредственном социальном окружении или конкретном обществе. В самом широкомсмысле он является заботой об интересах «идеального сообщества всегочеловечества, которое есть основная цель эволюции» (Adler, 1964 b, p. 35). Социальный интерес включает всебя чувство родства со всем человечеством и привязанности к жизни в целом.Один из важных аспектов социального интереса — формирование способностисотрудничать.
Адлер считал, что тольковзаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашуреальную неполноценность или наше чувство неполноценности.
Сущность психологическогороста состоит прежде всего в движении от эгоцентричной цели достичь личногопревосходства к позиции конструктивного воздействия на окружающую среду и наразвитие общества. Конструктивное стремление к превосходству плюс сильный социальныйинтерес и кооперация — вот основные черты здоровой личности. Адлер рассматривалтри главные жизненные задачи, стоящие перед человеком: работу, дружбу и любовь.
Работа включает в себя деятельность,полезную для общества, а не просто те занятия, которые приносят доход. ПоАдлеру, работа приносит чувство удовлетворения и самоуважения только тогда,когда она полезна для остальных.
Дружба обусловлена нашей принадлежностью кчеловеческой расе и необходимостью постоянно приспосабливаться к другим существамнашего вида и взаимодействовать с ними. Дружеские отношения позволяютобзавестись жизненно важными связями, так как ни один индивидуум не может бытьпривязан к обществу абстрактно. Дружеские, совместные усилия есть важныйэлемент конструктивной работы.
Любовь рассматривается Адлером в смыслегетеросексуальной любви. Она приводит к близкому взаимодействию на физическом иментальном уровне и порождает высокую степень сотрудничества между людьмипротивоположных полов. Любовь возникает из интимных отношений, которыенеобходимы для продолжения нашего рода. Адлер писал, что тесные узы семейныхотношений требуют от нас величайшей способности взаимодействовать с другимчеловеческим существом, а успешный, счастливый брак создает наилучшуюобстановку для воспитания в детях общительности и социального интереса.
По Адлеру, эти трикомпонента (работа, дружба и любовь) взаимосвязаны. Успех в чем-то одном ведетк успеху в других. Фактически все три задачи являются разными сторонами однойпроблемы — как жить конструктивно в окружающем нас мире.[9]/> 1.3.1 Факторы, препятствующиепсихологическому развитию.
Обсуждая главныепрепятствия для роста и развития человека, Адлер прежде всего отмечал тринегативных обстоятельства, связанных с детством: органическую неполноценность,избалованность и заброшенность. Он подчеркивал, что все неврозы взрослых имеютсвои корни в попытках преодолеть чувство неполноценности, которое приводит квсе увеличивающейся изоляции и отчуждению от окружающего мира. Неврозы ифактически все другие психологические проблемы возникают, когда мы стараемсядобиться личного превосходства вместо того, чтобы стремиться к здоровомуконструктивному поведению.
В результате органическойнеполноценности, избалованности и заброшенности у детей часто возникаетискаженный взгляд на мир, а это порождает жизненный стиль неудачника. И сноваАдлер подчеркивает, что это не реальный «опыт» детей, а их восприятие и выводы,которые они извлекают из своего опыта и которые определяют путь, избираемый имив жизни.
«Никакойдругой порок не в силах исказить свободное развитие человека так, как искажаетего тщеславие, которое заставляет индивидуума подходить к любому человеку илюбому событию с вопросом: «А что я за это буду иметь?»»[10] 1.4 Эрик Эриксон
Основной вклад Эриксона визучение личности заключается в том, что, наряду с фрейдовскими стадиямипсихосексуального развития, он, во-первых, показал, как человек одновременнопроходит стадии психосоциального развития и стадии развития эго, и, во-вторых,доказал, что развитие личности продолжается всю жизнь и что каждая стадияразвития может иметь как положительный, так и отрицательный результат.
Свою модель стадийчеловеческого развития Э.Эриксон называл эпигенетической. По Э.Эриксону, психологическийрост личности похож на развитие эмбриона. Понятие эпигенез подразумевает,что каждый элемент развивается над остальными частями. «Эпи» означает «над», а«генезис» — рождение (греч.).Модель Э.Эриксона по структуренапоминает эмбриональное развитие, при котором возникновение каждой последующейстадии определяется развитием предыдущей.
Каждая стадияхарактеризуется специфической задачей развития, или кризисом, который долженразрешиться для того, чтобы человек перешел к следующей стадии. Силы и способности,развивающиеся в процессе его успешного разрешения, влияют на личность в целом.Эриксон указал, что успешное разрешение кризиса каждой стадии способствуетразвитию определенной психосоциальной силы и навыка.
Младенчество  — Базисное доверие против базисного недоверия Первая стадия, «базисное доверие против базисногонедоверия», наступает в тот период, когда человек совершенно беззащитен изависит от физической заботы и внимания окружающих. В начале жизни у младенцасразу возникает относительное чувство доверия и недоверия к вещам и людям. Опытобщения ребенка с матерью является решающим для установления баланса ощущенийбезопасности и тревоги.
В результате достижениябаланса между базовым доверием и базовым недоверием появляется новаяспособность или сила — надежда. Надежда лежит в основе развитияверы.
Раннее детство — Автономия против стыда и сомнения. Следующая стадия, «автономия против стыда и сомнения», проходитв период мышечного созревания и сопутствующей ему способности удерживать иотпускать. На этой стадии дети быстро приобретают разнообразные умственные ифизические способности. Базовые методы этой стадии — удерживание и отпускание.Удерживание и отпускание имеет как позитивный, так и негативный смысл. Чувствоавтономии развивается одновременно с осознанием свободы выбора.
На этой стадииприобретается сила воли.Наличие воли не подразумеваетупрямства, оно означает умение контролировать свои потребности, оценивать их иразличать. Человек учится принимать решения, несмотря на неизбежную фрустрацию.
«Итак, воля есть твердаярешимость воспользоваться свободой выбора и самоограничением, вопрекинеизбежному ощущению стыда и сомнения»[11]
Воля формирует основу дляпринятия нами закона и внешней необходимости. Она коренится в понимании того,что родительским воспитанием движет дух справедливости.
Дошкольный возраст — Инициатива против вины Основное занятие этого возраста — игра. Ребенок охотно учится, емунравится все делать хорошо. Необычайно сильно любопытство и открытостьобучению. Ребенок познает ценность предварительного планирования и начинаетразвивать ощущение руководства и решительности.
У ребенка развиваетсясовесть, родительское отношение к предметам, которое укрепляет самонаблюдение,самоконтроль и самокритику. На этой стадии ребенок должен научитьсяустанавливать себе ограничения.
«Целеустремленностьзаключается в том, чтобы иметь смелость ставить и достигать поставленные цели,не сдерживаясь крушением детских фантазий, чувством вины и разочаровывающегостраха наказания»[12]
Целеустремленность и воляпридают действиям направленность и законченность, поддерживаются фантазиями,основанными на реальных фактах, и ограничиваются, хотя и не сдерживаютсяполностью, чувством вины.
Школьный возраст — Трудолюбие против неполноценности.
Ребенок попадает в жизньза пределами семьи. Это стадия систематического обучения, смена игры ощущениемработы. Теперь ребенку требуется получить удовлетворение от хорошо сделаннойработы. На этой стадии дети должны обучаться обращению с предметами иовладевать значимыми для общества навыками. Большое значение придаетсяотношению и оценке других людей. У детей, которые не добились хорошихрезультатов и не приобрели, таким образом, уважения родителей, учителей исверстников, может возникнуть чувство неполноценности или неадекватности.
Главное достоинство исила данной стадии — компетентность, базирующаяся на осознаниисвоего мастерства, развитии общих способностей и практических навыков.
Отрочество — Идентичность против спутанной идентичности.
Теперь дети интегрируютсвой прежний опыт в единое целое. Их больше не устраивают детские ролевыемодели и идентификации, и они пробуют новые. Основной вопрос данной стадии —«кто я такой?» Возникает новое ощущение идентичности эго.
Поскольку отрочествосоставляет переходный этап от детства к зрелости, Эриксон считает этот периодрешающим.
Базовая способность этойстадии — верность.На пороге зрелости человек сталкивается снеобходимостью делать карьеру и выбрать прочную систему ценностей.
«Верность естьспособность сдерживать свои обещания, несмотря на противоречие системыценностей» [13]
Верность — краеугольныйкамень идентичности. Она требует наличия весомой и приемлемой социальнойидеологии и поддержки сверстников, сделавших схожий выбор.
На этой стадии мывпитываем культурные, этические и религиозные ценности. В то же время самакультура обновляется и утверждается с каждым следующим поколением. Культураоживляется по мере того, как молодые люди избирательно отдают ей свою энергию ипреданность, поддерживая одни традиции и изменяя другие. Те молодые люди, вкоторых не развивается эта лояльность существующей культуре, либо сохраняютотклонение от нормы, либо посвящают себя служению революционным идеям иценностям.
Молодость – Близостьпротив изоляции.
 Обычно наступает в начале зрелогопериода жизни. Это время завоевания независимости от родителей и от школы,период установления дружбы и близких взаимоотношений. Именно на этой стадииразвивается чувство зрелой ответственности.
Уровень близостизначительно отличается от прежних сексуальных опытов и интенсивного поискасексуальной идентичности.
Без ощущения близости ипреданности другому мы можем оказаться в одиночестве и не сумеем поддерживатьполноценные личные взаимоотношения. Если наше чувство идентичности слабо иблизость с другим человеком представляет для него опасность, мы отворачиваемсяот всех или даже «атакуем» человека, осмелившегося к нам приблизиться.
Это стадия развития новойспособности — любви. Эриксон доказывает, что это одна из мощнейших сил вчеловеке
 «Любовь состоит вовзаимной преданности, подавляющей антагонизм, присущий разделенным функциям»[14]
 Сила любви можетпроявляться в романтических сексуальных взаимоотношениях, а может перейти всовместное служение идеалам, семье или стране. Это служение включает настоящуювзаимность и близость.
Зрелость — Генеративность против стагнации. Данная стадия продолжается все наши зрелые годы. Близкиеотношения и преданность определенным людям переходят в общую заботу овоспитании и поддержке следующего поколения. Производительность подразумеваетзаботу о наших детях, идеях и продуктах, нами созданных. Она включает такжепродуктивную и творческую работу и личную жизнь.
На данной стадииразвивается новая способность — забота. Ядром этой способности и силыявляется кормление детей. Речь идет не только о нашем потомстве, но также опорождениях нашего ума и сердца — идеях, идеалах и творениях. Уникальностьчеловеческого рода заключается в том, что забота о подрастающем поколении и еговоспитание растягиваются на довольно долгий период.
Старость — Целостностьпротив отчаяния. Этопериод столкновения человека с тем, что Эриксон называл предельными заботами.Ощущение интеграции эго, которое вбирает в себя наше приятие уникальногожизненного цикла с его историей побед и поражений, поддерживает ощущенияпорядка и значительности в нашей личной жизни и в мире вокруг нас, так же как иновая, отличная от прежней, родительская любовь. Вместе с ощущением интеграциии целостности эго приходит осознание ценности другого образа жизни, дажесовершенно отличного от нашего. Интеграция несет с собой перспективу —способность видеть человеческую жизнь в единстве и понимание человеческихпроблем. Главная сила данной стадии – мудрость.
Эриксон сосредоточилвнимание на позитивных характеристиках, развиваемых на каждой стадии. Онрассматривает базовые силы, качества и добродетели не только как видпсихологической защиты от психических болезней и негативных воздействий и нетолько как установки морали и благородства. Это врожденные силы. Онихарактеризуются возможностью укрепления и позитивного роста. Как уже говорилосьв предыдущей главе, надежда — сила первой стадии, «базисное довериепротив базисного недоверия». Воля — это способность, возникающая вкризисе стадии «автономия против стыда и сомнения». Намерение возникаетна стадии «инициативность или чувство вины». Компетентность — результатстадии «трудолюбие или неполноценность». Верность появляется на стадии«идентичность против спутанной идентичности». Любовь — это способность,развивающаяся в процессе сближения двух людей. Забота вытекает из производительности.Мудрость извлекается из кризиса последней стадии человеческой жизни,стадии «целостности против отчаяния»./> 1.4.1  Факторы, препятствующиепсихологическому развитию.
Личность может с успехомвыйти из кризиса каждой стадии или оставить его каким-то образом нерешенным.Эриксон указывает, что успешный выход заключается в некотором равновесии.Однако человек, развивший несбалансированное чувство доверия, легко можетутратить связь с реальностью, так же как и человек, парализованный крайнимнедоверием.
Мы должны быть в состоянии различатьситуации, в которых можем доверять, и те, в которых уместны некотороенедоверие, предчувствие опасности и дискомфорт. В нормальной здоровой личностипропорция между относительным доверием и относительным недоверием и подозрениемколеблется, однако в каждом отдельном случае в человеке присутствуют элементы итого и другого.
Точно так женесбалансированная независимость может привести к необоснованному упрямству.Несбалансированная инициатива выражается в сосредоточенности на достижениисобственных целей и интересов. Безграничное трудолюбие приводит кпреувеличенной оценке собственных способностей. Чрезмерное чувствоидентичности, жесткое и негибкое, вероятно, будет дисгармонировать среальностью, и т. д.[15]
Глава2: Гуманистическая школа. 2.1 Абрахам Маслоу
А. Маслоу считал, чтоточная и жизнеспособная теория личности должна рассматривать не только глубиныповедения личности, но и высоты, которых может достичь каждый индивид.
«Мы никогда не разберемсяв человеке, если будем по-прежнему игнорировать его высшие устремления. Такиетермины как «личностный рост», «самоактуализация»,«стремление к здоровью», «поиск себя и своего места вмире», «потребность в совершенстве» (и другие, обозначающиеустремление человека «ввысь») следует принять и широко употреблятьуже потому, что они описывают общие, а, быть может, даже универсальныечеловеческие тенденции.
Принадлежность к родучеловеческому дает человеку право дочеловечиваться, то есть воплощать вдействительность все потенциально присущие ему человеческие возможности.Человечность как принадлежность к человечеству должна определяться не только втерминах бытия, но и в терминах становления. Мало родиться человеком, нужностать им. В этом смысле младенец – не более чем возможный человек, ему ещепредстоит дорасти до человечности, и в этом ему должны помочь семья, общество икультура
Это понимание, в своюочередь, поставит перед нами весьма деликатную задачу поиска и раскрытияхарактера, конституции, скрытых наклонностей каждого индивидуума, с тем, чтобыиндивидуум мог расти и развиваться в своем стиле, индивидуальном инеповторимом.»[16]
Понятие высот, развития ичеловеческого роста А.Маслоу связывал, прежде всего, с понятиемсамоактуализации.
В основу теории «иерархиипотребностей» А. Маслоу (рис 1) легли следующие утверждения:
·         Все человеческиепотребности можно условно разделить на 5 групп: физиологические потребности,потребность в безопасности, потребность в любви и принадлежности, потребность вуважении и потребность в самоактуализации.
·         Все группыпотребностей находятся в отношениях иерархии. То есть существуют потребностипяти уровней: от самого низкого до самого высокого.
·         В процессеудовлетворения потребностей человек движется от базовых (физиологических) довысших (в самоактуализации), что соответствует движению от основания пирамиды кеё вершине.
·         Потребностикаждой ступени могут быть удовлетворены только при условии удовлетворения  всехпотребностей более низких уровней.
·         
/>
Рис 1 – иерархияпотребностей по А.Маслоу
Физиологическиепотребности включают в себя потребность в пище, питье, кислороде, сне и сексе.Однако если биологические потребности не удовлетворяются соответствующимобразом, то индивид почти полностью посвящает себя поискам возможностей для ихудовлетворения. Некоторые психологические потребности тоже следуетудовлетворять, чтобы сохранить здоровье. К основным психологическимпотребностям А. Маслоу относит: потребность в безопасности, защите, потребностьстабильности; потребность любви и чувства принадлежности, а также потребность всамоуважении и оценке. Дополнительно каждый индивид имеет потребности роста:потребность развивать свои потенциальные возможности и способности, а такжепотребность самоактуализации. Однако стремление к самоактуализации не можетпроявиться, пока у индивида доминируют потребности более низкого уровня, такие,как потребность в безопасности или потребность в уважении.[17]
Маслоу в общих чертахопределял понятие самоактуализации как «полное применение талантов,способностей, потенциалов и т. д.»
Самоактуализация — незастывшее состояние. Это действующий процесс, при котором способности индивидаприменяются полностью, творчески и радостно.
Обычносамоактуализирующиеся люди смотрят на жизнь более свободно. Они не слишкомэмоциональны и более объективны, они не позволят надеждам, страхам, а такжепопыткам защитить свое «я» разрушить те представления, которые они вынесли изсвоих наблюдений. Маслоу обнаружил, что все они без исключения полностью отдаютсебя своей работе или делу. Для личностного роста важны два требования:посвящение себя чему-то более высокому, чем собственное «я», и успешноевыполнение поставленной задачи. Креативность, непосредственность, смелость иупорная работа — это основные характерные черты самоактуализирующихся людей. 
2.1.1Факторы, способствующиепсихологическому развитию.
В своей последней книге«Новые измерения человеческой природы» (1970) Маслоу описывает восемь способов,по которым индивиды самоактуализируются, или восемь типов поведения, ведущих ксамоактуализации:
1. Концентрация.Обычно мы не очень осознаем, что происходит в нас и вокруг нас. Ясноевоспиятие, внимательное отношение к жизни, к людям и к себе.
2. Выбор роста.Если мы себе представляем жизнь как цепь, состоящую из выборов, тогдасамоактуализация — это процесс, при котором принимается решение о выборе длядальнейшего роста. Часто нам приходится выбирать между продвижением ибезопасностью, между движением вперед и движением назад. В каждом выборе есть иположительные, и отрицательные стороны. Выбрав безопасность, мы остаемся с тем,что знали и к чему привыкли, но рискуем свести на нет результаты работы иутратить новизну. Выбор роста означает, что вам открывается новый ипривлекательный опыт, но есть риск встретиться с чем-то незнакомым и возможнымпровалом.
3. Самопознание.При самоактуализации мы больше узнаем о своей внутренней природе идействуем в соответствии с этим. Это означает, что мы решаем для себя, какиенам нравятся фильмы, книги или идеи, независимо от мнения других.
4. Честность.Честность и ответственность за свои действия являются важными элементами всамоактуализации. Вместо того чтобы делать вид и давать ответы, рассчитанные нато, чтобы доставить кому-то удовольствие или самому произвести хорошеевпечатление, нам следовало бы поискать ответы в себе. Каждый раз, когда мы такпоступаем, мы прикасаемся к своему внутреннему «я».
5. Суждение.Мы учимся доверять собственному суждению и нашим инстинктам и действоватьсоответственно. Маслоу уверен, что следование нашим инстинктам ведет к болееточным решениям о том, что наиболее правильно для каждого из нас — лучшиепроизведения живописи, лучшее в музыке, лучшая пища, а также что лучше вкрупных жизненных решениях, таких как женитьба и карьера.
6. Саморазвитие. Самоактуализацияявляется также непрекращающимся процессом развития потенциальных возможностейчеловека. Это значит, что человеку следует использовать свои способности иинтеллект и «хорошо делать то избранное дело, которое хочется делать»Самоактуализация заключается в том, что, приняв решение посвятить свою жизньдуховному росту и полному развитию своих способностей, индивид стремится к целии придерживается соответствующего поведения. В работу по самоактуализациивходит способность выбрать достойную, требующую творческих усилий цель.
7. Вершинныепереживания. Особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого человека. Этомоменты, когда  мы наиболее увлечены, взволнованы и захвачены жизнью (чувствопрекрасного, чувство сильной любви, чувство восторга…)
8. Отсутствиезащиты для собственного «я».Дальнейшим шагом в самоактуализациибудет необходимость распознать защиты нашего «я» и бороться с ними всоответствующий момент. Для этого нам надо лучше знать пути, по которым происходитискажение представления о самих себе и образах внешнего мира — путемподавления, проецирования и других средств такой защиты.[18]
Говоря о влиянии возрастана самоактуализацию имндивида А.Маслоу утверждал: «Разработанные мною критериисамоактуализации позволяют мне с большой долей уверенности утверждать, чтофеномен самоактуализации не встречается у молодежи. Молодые люди, по крайнеймере в нашей культуре, не успевают вполне сформировать представление о себе иобрести самостоятельность: в силу недостатка опыта они не в состоянии постичьтихую постромантическую любовь и преданность; они, как правило, еще не нашлисвое место в этой жизни, не нашли свое призвание, не выстроили тот алтарь, накоторый могли бы положить все свои способности и таланты. У них нет покасобственной системы ценностей, нет жизненного опыта, который предполагает нетолько переживание успеха, но и переживание неудачи, трагедии, поражения, равнокак и чувство ответственности за близких людей; они не освободились отперфекционистских иллюзий и не стали реалистами, они не примирились со смертью,не научились терпению: они не успели познать свои пороки и потому не умеютсострадать порокам других; они пока не умеют быть снисходительными к родителями взрослым, уважать власть и авторитеты; они не получили достаточногообразования и не открыли для себя пути, ведущие к мудрости; им недостаетмужества, чтобы достойно принять безвестность, отсутствие признания, онистесняются быть хорошими, добродетельными людьми, и т.д. и т.п.»[19]/> 2.1.2 Факторы, препятствующиепсихологическому развитию.
«Хотя, в принципе,самоактуализация легка, на практике она случается редко (по моим подсчетам,самоактуализируется меньше 1% взрослого населения)» [20]
Поскольку самоактуализациянаходится на вершине иерархии потребностей, она является слабейшейпотребностью, и на нее почти неизбежно воздействуют ситуации фрустрацииосновных потребностей. Кроме того, многие люди не стремятся к. самопознанию,занимающему центральное место в процессе самоактуализации. Они боятся измененийв привычном уровне самоуважения и в оценке собственного имиджа, которыеприносит самопознание.
«Приходится признать, чтомногие люди предпочитают хорошему плохое, что личностный рост, часто будучи болезненнымпроцессом, пугает человека, что мы не обязательно любим то лучшее, что дароваланам природа, нередко мы просто боимся его; приходится признать, что большинствоиз нас испытывает двойственное чувство к таким ценностям как правда, красота,добродетель, восхищаясь ими, и, в то же самое время, остерегаясь их проявлений»[21]
Процессусамоактуализации могут препятствовать:
1) негативное влияние прошлого опыта ивозникшие в результате этого опыта вредные привычки, мешающие нам изменитьнепродуктивное поведение;
Вредные привычки частопрепятствуют личностному росту. Согласно Маслоу, в список таких привычек входитпривыкание к наркотикам или алкоголю, неправильное питание и тому подобные особенностиповедения, отрицательно влияющие на здоровье и работоспособность.Неблагополучное окружение или слишком жесткое, авторитарное воспитание такжеспособствуют появлению непродуктивных привычек, в основе которых лежитнеправильная жизненная ориентация. Кроме того, любые глубоко внедрившиесявредные привычки со временем начинают препятствовать личностному росту,уменьшая эмоциональную гибкость и способность воспринимать все новое, то естькачества, необходимые индивиду для того, чтобы он мог эффективно действовать вразличных ситуациях.
2) влияние социума и давление группы,которые зачастую противоречат нашим собственным вкусам и суждениям;
Давление группы исоциальная пропаганда, как правило, тоже ограничивают возможности развитияличности. Они мешают индивиду проявлять самостоятельность, душат способность кнезависимым суждениям, принуждая человека заменить собственные суждения и вкусына общепринятые стандарты. Общество может внушать индивиду искаженныепредставления о человеческой природе. Например, по западным представлениям,многие наши инстинкты изначально греховны и должны находиться под постояннымконтролем или вообще подавляться. Маслоу доказывал, что это негативноеотношение может препятствовать развитию и что как раз противоположное мнение являетсяправильным, то есть наши инстинкты в основном хороши, а присущее человекустремление к развитию является основным источником мотивации его действий.
«Человеческая природачрезвычайно податлива, податлива в том смысле, что культура и среда с легкой небрежностьюугнетают или даже убивают в нас присущий нам генетический потенциал, но они нев состоянии породить его или усилить плохое общество угнетает развитиеврожденных возможностей человека.»[22]
3) внутренние «защиты», мешающиечеловеку понять самого себя.
«Защита эго», по мнениюМаслоу, является внутренним препятствием развитию личности. Для того чтобыразрешить проблемы с «защитами», прежде всего необходимо понять их сущность,против чего они направлены, и механизм их действия. Затем индивид долженпопытаться свести к минимуму деформации, создаваемые «защитами» в собственнойпсихике. Маслоу добавляет к традиционному психоаналитическому списку защиты ещедве — десакрализацию и комплекс Ионы.
Десакрализация
Термин десакрализация (desacralization) относится к акту обедненияпсихической жизни из-за того, что индивид отказывается серьезно изаинтересованно относиться к жизни. Сегодня лишь немногие культурные ирелигиозные символы удостаиваются того внимания и уважения, которым некогдапользовались, и, соответственно, они потеряли власть потрясать, вдохновлять идаже мотивировать наши поступки. Маслоу часто обращал внимание на то, какизменилось отношение к основным человеческим ценностям. Он рассматривалотношение к любви и сексу как характерный пример десакрализации. Конечно, болеелегкое отношение к сексу облегчает душевные страдания, вызванные неудачами наэтом фронте. Но при этом, по мнению Маслоу, любовные переживания потеряли былуювласть, уже не вдохновляют художников и писателей, и вряд ли в наши днипоявятся новые Ромео и Джульетта.
Комплекс Ионы
Комплексом Ионы (Jonah complex) Маслоу называет нежелание индивида реализовать своиприродные способности. Подобно тому как библейский персонаж Иона пыталсяизбежать ответственности пророка, многие люди тоже избегают ответственности,опасаясь в полную меру использовать свои возможности. Они предпочитают ставитьперед собой незначительные цели, не стремятся добиться успеха в карьере и проявитьсебя. Такое отношение к жизни распространено среди студентов, которые живутсебе помаленьку, используя только часть своих талантов.
Этот «страх величия»,возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная,деятельная жизнь многим представляется невыносимо трудной. В моменты большогосчастья и радости люди часто говорят: «Это слишком много для меня» или «Мнеэтого не выдержать». Корни комплекса Ионы можно увидеть в том, что люди боятсяизменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятсяоторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. 2.2 Карл Роджерс
Тенденция ксамоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — этостремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению,активизации всех возможностей своего организма
Роджерс считает, чтостремление к полной самореализации является врожденным для каждого из нас. Также, как растения развиваются, чтобы вырасти здоровыми, как семя содержит в себестремление стать деревом, так и человек склоняется к тому, чтобы обрестицелостность и наиболее полно реализовать себя. Хотя Роджерс не включал в своиформулировки никаких религиозных или духовных аспектов, другие ученые развилиего теории и внесли в них понятия о трансцендентных.
Стремление к здоровомуразвитию не является подавляющей силой, которая сметает в сторону любыепрепятствия на своем пути. К.Роджерс видит ее просто как преобладающую имотивирующую силу в человеке, действующем свободно, силу, которая не ослабленани событиями прошлого, ни установками настоящего. Утверждение о том, что роствозможен и является главной целью организма — один из главных постулатовРоджерса.
Для Роджерса тенденция ксамоактуализации является не просто каким-то одним побуждением среди множествадругих, а центром, на котором сфокусированы все остальные стремления.[23]/> 2.2.1 Факторы, препятствующиепсихологическому развитию.
Помехи появляются учеловека уже в раннем детстве, они присутствуют и на нормальных стадияхразвития. Уроки, полезные в одном возрасте, могут принести вред на болеепоздней стадии. Роджерс не останавливается на специфических препятствиях вразвитии личности, а рассматривает паттерны, потенциально ограничивающиеличность ребенка.
«Когда ребенок взрослеети его личность развивается, проблема может оставаться. Развитие личностиосложняется отрицанием фактов, противоречащих искусственно созданной «хорошей»«я»-концепции. Для того чтобы сохранить ложный образ «я», ребенок продолжаетискажать собственные переживания. Чем больше искажение, тем больше шансов уребенка совершить ошибку и столкнуться с дополнительными проблемами.Первоначальные искажения в результате могут проявиться в спутанности поведения,ошибках и смущении.»[24]
Существует и обратнаясвязь. Каждый пример несоответствия между «я» и реальностью усиливает дисбалансличности, который, в свою очередь, вызывает защитные реакции, неспособностьчеловека воспринимать новый опыт и создает условия для новых проявленийнесоответствия.
Иногда защитные механизмыне срабатывают. Человек начинает осознавать очевидное несоответствие междусвоим поведением и убеждениями. В результате он может испытывать хроническийстрах, тревожность, стремление уйти и даже психоз. Роджерс пишет о том, чтопсихотическое поведение, по-видимому, возникает из-за отрицания какого-тоаспекта предыдущего опыта человека.
Глава3: Самостоятельные теории личности 3.1 Джордж Келли
Д.Келли полагал, чтолюбой человек, в независимости от того является ли он учёным-теоретиком илипростым человеком,  подвержен процессу постоянного изменения и роста.
Основным понятием вработах Д. Келли является понятие «конструкта», с помощью которого человеквоспринимает себя, события и создаёт картину мира. Конструкт – это своего родапризма, через которую человек воспринимает реальность. По мнению, Д. Келли несуществует абсолютных понятий и истин. Каждый человек видит реальностьпо-своему, субъективно, интерпретируя её на основе своей системы конструктов.Конструирование событий – попытка предвосхитить будущее событие на основепрошлого опыта и приобретённых знаний.
Посредством конструктов,люди устанавливают связь с внешним миром, и некоторые конструкты, в этом смыслемогут оказаться более  эффективны, чем другие (эффективные конструкты работаютво благо человека).
В любой конкретный моментвремени индивидуум может быть понят как система, имеющая более или менееопределенные размеры. Однако это вовсе не обязательно что-либо говорит о том,чем способен стать данный индивидуум в будущем.
По мнению Д.Келли,человеческие конструкты довольно гибки, поскольку люди способны видоизменять изаменять их. А так же имеется неограниченный выбор возможностей для построенияконструктов ситуаций и собственной личности, что обеспечивает возможностьизменения и роста.
В любой конкретный моментвремени индивидуум может быть понят как система, имеющая более или менееопределенные размеры. Однако это вовсе не обязательно что-либо говорит о том,чем способен стать данный индивидуум в будущем.[25] 3.1.1 Факторы, способствующие ипрепятствующие личностному развитию.
Теория личных конструктоврассматривает человеческую личность, как текучую и способную к изменению иросту путём преодоления самой себя и того, что сконструировано в качестве еёнынешних возможностей. Агрессивные и творческие силы внутри человека, которыезаставляют его исследовать, конструировать, и реконструировать свой мир,естественным образом способствуют человеческому росту, в то время, как угроза,страх и тревога могут стать помехой для роста. По д.Келли, значениеагрессивности, а так же угрозы, страха и тревоги находится в тесной связи сличными конструктами. Это единый динамичный процесс, в котором конструктысталкиваются между собой, меняются и становятся более жёсткими и громоздкими,что тоже бывает.
Люди, которые всегдаиспользуют только фиксированные конструкты, могут быть продуктивны, но неспособны к творчеству.
Творчество наполняетлюбое развитие человека, так как это процесс,  посредством которого людиосвобождать себя от узких, жёстких способов конструирования и открывать длясебя новые формы и горизонты бытия в мире.3.2 Курт Левин
К.Левин является автороми основателем психологической теории поля. Теория психологического поля – методанализа жизненного пространства отдельного человека или группы людей,описывающий закономерности поведения и взаимодействия индивидов, а так жераскрывающий различные психологические явления.
/>
«Лучше всего теорию поляохарактеризовать, как метод, а именно метод анализа причинных соотношений ипостроения научных конструкций»[26]
Основы теории полязаключены в следующих понятиях: Жизненное пространство является ключевымпонятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина включает в себявсе множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий,которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный моментвремени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (илиотталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достиженияжелаемого, деятельность человека и т. д. В общем, все, что может обусловитьповедение личности. Исходя из этого, поведение — это функция личности и еежизненного пространства в данный момент времени.
Психологическоепространство состоит из разных секторов, регионов, которые графическиизображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости.Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненногопространства — все, что может быть осознано человеком. Событие — результатвзаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяетсяколичеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве.[27]
Связь между регионамиосуществляется посредством локомоций.Локомоции (действия) могутпроисходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном,воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненномпространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироватьсяза счет осуществления локомоций в другом секторе.
Притягательный регионимеет положительную валентность, а отталкивающий — отрицательную. Под валентностью понимается свойство объекта притягивать или отталкивать. Тоесть речь идет о ценности региона для человека.Есть регионы, которыеимеют для человека нейтральную валентность. 3.2.1 Факторы, способствующие личностному развитию.
Развитие личности КуртЛевин описывал как движение от одного региона к другому, являющемуся новым дляиндивида, то есть включение в жизненное пространство какой-то новой неизвестнойзоны, движение к которой реорганизует все пространство в целом. Еще одинконструкт, который использует Левин для описания развития личности, — это дифференцированностьличностного пространства.Чем больше дифференциация, тем на болеевысокой ступени развития находится личность. Дифференциация характеризуетсяширотой и степенью. Поэтому развитие можно описать как:
·    увеличение широтыжизненного пространства в отношении
а) того, что являетсячастью психологического настоящего;
б) временной перспективыв направлении психологического прошлого и психологического будущего;
в) измеренияреальность—ирреальность;
·    растущую дифференциациюкаждого уровня жизненного пространства на множество социальных связей иобластей деятельности;
·    растущую организациюжизненного пространства;
·    изменение общей подвижностиили жесткости жизненного пространства./> 3.2.2 Факторы, препятствующиеличностному развитию.
Видимо, невозможностьдостичь равновесия на другом, новом уровне жизненного пространства может бытьпрепятствием на пути к развитию человека. К.Левин отмечает:
1. Любая фиксациядостаточно большой части целого в неизмененном состоянии должна вести крегрессии. Насыщение может возникать в ситуации, в которой одна и та жедеятельность повторяется снова и снова, то есть когда определенные областичеловека удерживаются в более или менее неизмененном состоянии.
2. Мы должны ожидатьрегрессию, если уменьшается прочность границ.
3. Ограничение вариантовпаттернов вызвано двумя группами факторов. Одна группа имеет отношение кстепени дифференциации, диаметру целого и прочности границ секторов. Втораягруппа касается диапазона состояний, которые может иметь регион, не исчезаяЛевин полагал, что в отношении первой группы факторов изменения происходят увзрослых, а в отношении второй — у детей.
Таким образом,препятствиями личностного роста являются фиксация на отдельном регионе,насыщение, низкая прочность границ и недифференцированность жизненногопространства.[28]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.