Продуктивностьсосуществования и диалога разных психологических традиций как условие качестваобразования
Д.В. Володько
г. Минск
2003
Доверие. Веракак базовое новообразование личностного развития
Что такое качествообразования?
1. Качество образованияэто соответствие социальному заказу на формирование социально активной личностиспособной к самоактуализации. (Янчук А.В.).
2. Каков социальный заказна личность ребенка дошкольного возраста?
охрана, защита и укреплениездоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;
формирование гуманныхвзаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия каждоговоспитанника.
воспитание личности ребенка.
3. Как? На основе какихпсихологических подходов, традиций возможно выполнить социальный заказ? Илиесть универсальный подход?
Только отказ от идеиуниверсальности, от единого подхода даст возможность использования разныхинноваций, разных моделей образования
Я предлагаю вашемувниманию психологический подход к личностному развитию Алексантра Лоуэна.
В стране, находящейся взатяжном кризисе проживают люди, находящиеся в угнетенном состоянии, всостоянии депрессии. Человек, находящийся в депрессии это человек, потерявшийдоверие к миру, уверенность в себе, веру в будущее.
Как и почему человектеряет веру? Утрата веры является ключевой проблемой современного человека.
Если у матери нет веры всвои собственные чувства, у нее не будет никакой веры в ответные чувства ееребенка. Не имея доверия, уверенности, веры в себя, она не сможет передать емукакую-либо веру.
Где же происходит разрывв передаче веры?
Первый разрывпроисходитна первом году жизни, когда в связи с технологизацией, эгоизмом, объективностьюнарушаются естественные индивидуальные отношения между матерью и ребенком.
Технологизация – это отказ от естественноговскармливания, это перенос ответственности на врача, на других людей в делевоспитания ребенка, это неумение наблюдать за состоянием ребенка, это нежеланиепознавать изучать педагогическую и психологическую литературу, это неумениевидеть реальность, понимать, чувствовать, сопереживать, это нежеланиепознавать, изучать, развивать, совершенствовать себя (самопознание,самоизучение, саморазвитие, самосовершенствование) и перенос опять жеответственности на родителей, учителей, школы, дошкольные учреждения, ВУЗы идругие социальные институты.
Эгоизм – это обесценивание чужих чувств,состояний, переживаний при возвышении собственного превосходства, значимости,знаний, убеждений.
Объективность – это возможность что-то оценить…Можно ли к ребенку, личности, субъекту быть объективным? Не противоречие лиэто? Личность, ребенок, человек – это субъекты, а относиться объективно? Как кобъектам?
Поэтому позвольте мнесказать, что никто полностью не знает ребенка или то, как его надо воспитывать.
Ребенка можно понять, понять егожелание быть принятым таким, каким он есть, быть любимым просто потому, что онесть и он также хочет, чтобы уважали его индивидуальность.
Мы можем понять его стремлениебыть свободным.
Мы можем понять его настойчивостьна право самоуправления. Каждый из нас возмущается, когда нам указывают чтоделать, что есть, что одевать, когда вставать, идти в туалет и т.д.
Мы можем понять ребенка, когдапонимаем, что в душе мы тоже дети, хотя снаружи намного старше, может бытьнемного мудрее, но внутри ничем существенно не отличаемся.
Для воспитания здоровыхдетей не существует никаких наставлений или правил. Когда мы следуемкакому-либо правилу, мы игнорируем индивидуальность ребенка и уникальность егожизненной ситуации
Но это не значит, что неследует читать книги, рекомендации, памятки, советы по воспитанию детей.Хорошая книга может послужить путеводителем запутавшимся родителям, педагогам,она может избавить от многих тревог и беспокойств, объяснив границы нормальногоповедения, нормального взаимодействия, нормального отношения, нормальногоразвития.
Детей нужно научитьосновам культуры, но это нельзя делать за счет чувств и жизненности тела. Эриксонпишет: «Только тогда, когда человек обрел крепость своего тела и уверенность всебе, его просят поклоняться традициям...» Так как импульсы, желания, чувстваребенка являются источником его силы, основой его личности и корнями его веры.И только после пяти лет ребенок в состоянии осознанно принимать ограниченияобществом его поведения без сопровождения наказаниями.
В настоящее время мысвязываем себя и своих детей со все возрастающим количеством информации, непредпринимая никаких мер предосторожности, которые бы защитили наше осознание.Чужая информация подавляет, лишает человека возможности понять себя, своего ближнегои свой мир. Для того, чтобы разобраться в путанице нашего существования, чтобыразобраться в собственных проблемах нам не надо статистических данных как всеплохо, мы должны сами почувствовать, поверить своим чувствам и что-то начатьизменять в себе.
Самая важная потеря– это потеря функции материнства, которая заключается в передаче доверия, веры, уверенности.Природная функция материнства заменяется матерью-менеджером. Мать сталавыполнять роль организатора и администратора. Но даже если она окажется самымэффективным менеджером, она все равно не получит от своих детей признательностии любви, которые мать хочет и должна получать. Управление домом, низводитживущих в нем до уровня объектов.
Потеря семьи – втораяпотеря, лишающаяформирование доверия, веры, уверенности, как личностного качества. Отсутствиеотцов, матерей, воспитание в специальных социальных учреждениях не позволяютребенку почувствовать теплоту отношений, понимание, симпатию, оживленность,радость, удовлетворенность от жизни.
Мы хотим, чтобы наши дети быстровзрослели, рано обретали независимость, быстро учились, вели себя благоразумно– в общем, стали бы ответственными, помогающими взрослым, в то время, как онипо-прежнему остаются всего лишь детьми.
Мы требуем, чтобы они ложилисьспать одни, оставаясь безучастными к их страху остаться одним в темноте.
Мы требуем, чтобы они признавалинаши права над ними в том возрасте, когда ребенок едва начал осознавать своипотребности.
Мы требуем, чтобы он приспособилсяк взрослым условиям жизни, которые на целую эпоху опережают его собственнуюстадию развития.
Эти требованияувеличиваются по мере того, как ребенок взрослеет. От него ожидают усердия вшколе, признания окружающих, отличия в какой-либо деятельности. Его незрелый умрано подвергается вторжению внешнего мира с его многочисленными кризисами.
Его окружают автомобили,магнитофоны, телевизоры, компьютеры, электронные игрушки и мы ожидаем, что совсеми этими стимулами он должен раньше развиваться и становиться понятливым игениальным. Часто он может проявить поражающее нас понимание взрослойреальности, которая восхищает нас. Но где же младенец или ребенок? И кудаподевалось то простодушие, которое было его драгоценным даром?
Мудрая поговорка гласит,что сила дерева в его корнях. Мудрый садовник не будет торопить рост молодогодеревца. чтобы дать возможность развиться его корневой системе.
С нашими детьми мы поступаемкак раз наоборот.
Мы побуждаем их расти быстро, приэтом отнимаем у них опору и питание, которые бы укрепляли их корни.
Мы толкаем своих детей вперед, также как толкаем себя, мало понимая, что это форсирует их рост, но подрываетверу, уверенность и чувство безопасности.
Ребенок, человек подвергаетсячрезмерной стимуляции, когда количество и виды впечатлений, поступающих извнешнего мира, превосходят его способность полностью обрабатывать и реагироватьна них. В результате он находится в состоянии постоянного возбуждения илизарядки от которой ему не так легко освободиться или расслабиться.
Он становится сильно озабоченным,и его способность разрядить возбуждение в удовольствие снижается.
Он начинает чувствоватьразочарование, раздражение и беспокойство. Все это заставляет его искать ещебольше дополнительной стимуляции. В попытке преодолеть свое неприятноесостояние он убегает от самого себя. Создается порочная спираль, котораязатягивает его все выше и выше, губительно влияя на его поведение.
И в итоге он вынужден прибегнуть клекарствам, наркотикам, алкоголю, чтобы притупить свои чувства и уменьшить больот разочарований.
Чрезмерная стимуляцияразрывает связь человека с его телом, ощущениями, желаниями, свободой выбора,чувствами, восприятием, нарушая внутренние ритмы и гармонию. Его тело не можетостановиться, оно находится в постоянном движении. Всю тяжесть этого нарушенияможно оценить по неспособности человека посидеть спокойно, ничего не делая, илипобыть одному, побыть в себе. Возникает ситуация, когда нужно бежать и бежатькуда-то, постоянно что-то делать, и в конце концов это приводит к тому, что неостается времени даже дышать.
Дети гораздо легчеперевозбуждаются, чем взрослые, потому что их восприимчивость тоньше, аспособность противостоять фрустрации меньше, поэтому ребенок, чрезмерноувлеченный игрушками, будет постоянно требовать новых игрушек. Если емуразрешат смотреть телевизор, то он будет смотреть все время, ребенок не всостоянии затормозить.
Но ребенок получает такжечрезмерную стимуляцию от гиперактивности и беспокойства его родителей.Перевозбужденное состояние матери передается ее ребенку. К сожалению родителидумают, что, чем больше они способствуют активности ребенка, егоинтеллектуальности, тем больше он узнает и быстрее вырастет, а это не так.
Самое важное, чтобы ребенокпознавал реальность, себя не через посредничество другого человека, а с помощьюсвоих собственных сил, собственных органов чувств, собственного восприятия ипоследующего осознания.
Из многочисленных путейсамовыражения любовь является самым значительным и самым приятнымвознаграждением.
Таким образом, нам всемнеобходимо пересмотреть и заново для себя сформулировать собственное отношениек миру, к природе, к ребенку, к себе, к земле на которой живем, к настоящему,прошлому и будущему. Человек – часть природы. И от его стабильности зависит егособственное существование.
У человека, обладающегодоверием к миру, уверенностью в себе, в собственные силы и значимость и веру вбудущее есть место для любви к каждому ребенку, ибо каждый ребенок – это егобудущее, будущее нации, страны, земли, есть место для уважения и почитаниястарших – отцов и матерей, ибо они являются источником его существования иосновой его мудрости, есть место для реального видения настоящего, активнойдеятельности в настоящем, ибо это и есть жизнь сейчас. И другой жизни для насне будет. И только от нас зависит как мы живем.