Реферат по предмету "Психология"


Проблема совместимости: начальники, коллеги, подчиненные

Реферат
Проблема совместимости: начальники, коллеги, подчиненные

Психологическую совместимостьможно определить, как форму выражения взаимности или «справедливого обмена»в отношениях между людьми. Существуют объективные обстоятельства,способствующие совместимости или несовместимости, и субъективные представленияо таковой, которые могут быть успешно преодолены.
Психологическая совместимость вделовом общении — это взаимное принятие и согласование:
а\ социальных ролей / преподавательучит студента и оценивает его знания, и студент признает его право это делать.
б\ функционально-ролевыхожиданий / руководитель дает указания подчиненному, но и отвечает за всюработу, и обе стороны считают это нормальным,
в\ интересов и мотиваций / временныйнаучный коллектив объединяется вокруг исследовательского проекта, аполитическая команда рассчитывает выиграть выборы и получить соответствующиедивиденты. Психологическая совместимость вообще требует: общности интересов,взаимной симпатии, отсутствия эгоцентрических установок, готовности испособности ужиться с другим человеком. Психологическая совместимость в деловомобщении определяется доминирующей установкой на решение задачи. Как уже былосказано, в деловом общение желание общаться вторично по отношению кнеобходимости, поэтому психологически партнеры готовы к тому, что в процессевзаимодействия могут возникнуть неприятные моменты. Следовательно, требования кпсихологической совместимости в деловом общении ниже, чем в личном. С другойстороны, мы не любим неприятных для нас людей и не дружим с ними, в то времякак в группе, организации, команде возможность выбора исключительно приятныхпартнеров равна нулю. Следовательно, стоит различать психологическуюсовместимость партнеров с их собственной субъективной точки зрения, психологическуюсовместимость, необходимую или достаточную для решения деловых задач, ипсихологическую совместимость, наличествующую или отсутствующую, с точки зренияпостороннего наблюдателя. Проблема заключается в том, как самому быть приятнымчеловеком, как работать с неприятными людьми и как воспринимать конфликты иконфликтных личностей.
Психологическая совместимостьможет выражаться в совместимости личностных черт /холерик и флегматик/, ипсихологических установок /главное-работа/. Совместимость личностных черт, вслучае необходимости может быть определена с помощью профессионального анализа.При подборе людей в группы для длительной совместной работы: космонавтов,полярных исследователей, спасателей, используются специальные программы,методики, тесты. Считается, что для эффективной работы в любой малой группедолжны быть мужчины и женщины, представители разных поколений, люди с разным темпераментоми интеллектуальным потенциалом. В индивидуальной практике мы приспосабливаемсяк друг другу интуитивно, но и здесь могут быть выделены определенныезакономерности. Остановимся на них несколько подробнее.
При взаимодействии двух человеквыделяется как минимум 6 типов влияния, показывающих первичную совместимостьили несовместимость партнеров.
Нам хорошо вместе. Взаимноеоблегчение — “и ты тоже не можешь решить эту задачу”. Партнеры совместимы ужепотому, что их общение комфортно для обоих.
Взаимное затруднение — “мымешаем друг другу". Они несовместимы. Возможно субъективно.
Одностороннее облегчение — "я тебе помогаю, а ты мне нет”. Партнеры совместимы, поскольку один получаетпомощь, а второй чувствует свое превосходство и значимость. Но такая системахорошо функционирует только ограниченное время, т.к. в ней заложен источникконфликтных ситуаций.
Одностороннее затруднение — "ты мне мешаешь, а я тебе нет. ” И здесь совместимость обусловлена различиемпсихологической реакции на ситуацию. Один из партнеров не чувствует дискомфортаот общения, а второй может удовлетвориться своей способностью терпетьнеудобства, так же хорошо функционирует только в ограниченный период времени.
Ассиметричное облегчение — “тебесо мной легче, а мне с тобой труднее. “ Ситуация аналогичная предыдущей.
Независимость — " нам обоимвсе равно." Совместимость наличествует в форме взаимного безразличия.
Взаимная неприязнь — «Мы невыносим друг друга».
Психологическая совместимостьможет являться результатом взаимодополнительности партнеров. Такуюсовместимость в деловом общении называют срабатываемостью. Срабатываемость заключаетсяв следующем:
1. В дополняющих функциях, тоесть два человека могут удовлетворять разным потребностям совместнойдеятельности. Например, один из партнеров способен быстро решить поставленнуюзадачу, а второй -критически оценить способы решения и показать открывающиесяперспективы.
2. В удовлетворении общейпотребности, например, оба партнера психологически нуждаются в обсуждениипроблемы до начала работы над ее решением.
3. В контрастных свойствах икачествах партнеров, которые позволяют эффективно решать поставленную задачу. Например,один из партнеров нацелен исключительно на результат работы, а другойобязательно принимает во внимание человеческие взаимоотношения в ее процессе.
4. В потребности разныхвознаграждениях за работу. Например, одному нужны деньги, а другому слава. Приэтом надо отметить, что в случаях №1 и №3 партнеров нередко приходитсяубеждать, что они совместимы, поскольку различие в психологических реакцияхвызывает естественное взаимное раздражение. Следовательно, объективнаяпсихологическая совместимость и ее осознание — не одно и тоже и требуют нетолько интуитивного приспособления, но и волевой коррекции отношения иповедения.
Психологическая несовместимость всвою очередь объективно определяется отсутствием возможностей согласованиямотиваций, интересов, принципиального различия эмоциональных реакций иповеденческих стилей. Например, холерик и меланхолик, исполнитель и критик,люди с комплексом неполноценности и творческие натуры, несовместимы, посколькуобладают диаметрально противоположной личностной направленностью. Несовместимость- это когда человек своим существованием или своим поведением угрожает моему “Я",и эта угроза не может быть ликвидирована по моему, его и даже нашему общемужеланию. Например, трудоголик и лентяй представляют собой стили отношения кработе, принципиально отрицающие друг друга. Они не могут сосуществовать, хотядля внешнего наблюдателя являются уравновешивающими друг друга жизненнымипозициями.
В случае, если Вы работаете ворганизации, в группе, в команде, можно выделить некоторые психологические типыпотенциально совместимых и несовместимых людей:
Совместимые в принципе:
Люди, стремящиеся к лидерству,способные решать общие задачи, подчиняя себе других.
Коллективисты, испытывающиепотребность в общей работе, во взаимной поддержке, лояльные к фирме иорганизации.
Приспосабливающиеся, чувствующиесвою защищенность при наличии лидера и группы.
Несовместимые или «трудныелюди». С кем тяжело работать и кем трудно управлять.
Ленивые: просто не любятработать, делают недостаточно. Трудоголики, делающие из себя “жертву”,угнетающие своей активностью.
Эмоционально несовместимые спартнером или с группой: Злые, от них идет «волна» недоброжелательства;возбудимые, они вносят элемент психологической нестабильности; бесчувственные,они не дают естественного эмоционального фона сопереживания.
Аморальные.
Беспомощные: ничего не могут,бояться действовать, жертвы обстоятельств. Запуганные, уклоняющиеся,ожесточенные, обороняющиеся.
Индивидуалисты, стремящиесядействовать в одиночку,
Люди, в принципе ориентированныетолько на выполнение задачи, не желающие принимать во внимание проблемы других.
Приходится констатировать, что«трудных» людей значительно больше. Следовательно, тем большеезначение имеет искусство управлять собой и работать с теми, кого послала впартнеры судьба.
Особо следует выделить группуконфликтных людей. Можно выделить два “класса" конфликтных личностей:
1 — Люди, чья конфликтностьимеет позитивные последствия с точки зрения интересов дела. Это активные,напористые доминантные личности, не признающие незыблемых стандартов, правил инорм. Это люди с критическим мышлением. Это творческие личности с нестандартныммышлением, поведением и образом жизни. Такие психологические типы бесспорномогут быть источником или центром конфликтных ситуаций. В то же время врезультате их деятельности появляется новое.
2 — Люди, конфликтные вследствиеотрицательных социально неодобряемых личностных черт: склочники, сплетники,скряги, ревнивцы, завистники… Их поведение несет в себе опасность распадагруппы или снижения эффективности совместной деятельности.
Для успешной работы важна не толькообъективно существующая психологическая совместимость, но и субъективноежелание работать вместе с конкретным партнером. Процесс предпочтения однихлюдей другими называется межличностной аттракцией. В нашей деловой жизни мыстремимся понравиться другим людям не меньше, чем в личной. Взаимная симпатияобусловливает психологически комфортный характер коммуникации и успешностьдействий.
Вообще существуют СИТУАЦИИ,ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОВЕДЕНИЕ, которые являются причинойпривлекательности или отвержения как в личных, так и в деловых отношениях. Вотнекоторые примеры.
1. Пространственная близость. Чемчаще люди контактируют, тем вероятнее их взаимная симпатия, совместимость исрабатываемость. Доступность, сходство повседневного бытия обеспечивают успокаивающееи притягивающее узнавание знакомого, предсказуемого и понятного. «Частовижу, знаю, понимаю, предвижу реакцию» — следовательно, это «свойчеловек». Поэтому и начальнику и коллегам и подчиненным больше нравитсячеловек, который “на глазах”. Неслучайно, в американских офисах такраспространены стеклянные перегородки, открытые двери.
2. Сходство позиций. Намнравятся те, кто похож на нас и соглашается с нами, и не нравятся те, ктоотличается от нас и не соглашается с нами. Почему мы к этому стремимся? Во-первых,чем выше согласие, тем надежнее партнерство, во-вторых, тем больше уверенностьв собственной значимости.
Психологическая совместимость имежличностная аттракция определяются:
а/ числом вопросов, по которыммы сходимся,
б/ важностью этих вопросов,
в/ взаимностью.
Люди, имеющие сходные взгляды,испытывают взаимную симпатию. То есть, если А и Б имеют сходные взгляды ичувства относительно Х, то их отношения симметричны и положительны. Можнорассмотреть ситуацию, когда А и Б, испытывая симпатию к друг другу, по-разномуотносятся к Х, в этом случае они либо попытаются повлиять друг на друга, либоих симпатия уменьшится. При этом, мы можем просто ожидать, что люди, которыенам нравятся, согласны с нами и преувеличивать наше сходство. Но в некоторыхслучаях сходство, например сходство целей и даже жизненных установок невызывает взаимной симпатии: карьеристы, сплетники и скряги не любят друг друга.
3. Мы склонны быть с теми, ктонас любит. Знание, что мы нравимся другому человеку, повышает наше самоуважениеи является вознаграждением. Но положительные реакции на поддержку другогочеловека определяется даже не самой поддержкой, а интерпретацией мотивов, покоторым она оказывается. Например, начальнику важно, чтобы подчиненный выразилсвое удовлетворение совместной работой не из расчета на повышение оклада, а изуважения и интереса к нему, как к специалисту.
4. Совместимость детерминированаи усиливается взаимными действиями по поддержанию хороших отношений и“сохранению лица” партнера. “Лицо" — социальная значимость, на которуюпретендует личность в конкретной ситуации и данной роли. Важно, чувствуют лидругие люди необходимость поддерживать эти требования. Например,профессиональная этика преподавателя требует лояльности по отношению к коллегам.Если студенты высказывают свое неодобрение чьими-то лекциями, то задача другогопреподавателя максимально смягчить конфликт. Если мы не можем ежедневноуспокаивать себя в том, что наше социальное “Я” будет поддержано, жизнь будетопасной. Усилия, предпринимаемые сторонами по взаимному сохранению лица,особенно видны в дипломатической деятельности, но и в повседневном деловомобщении крайне желательными оказываются психологические подтверждения того, чтоВы считаете начальника начальником, коллегу коллегой, а подчиненного — личностью,индивидуальностью и интересным человеком.
5. Качество, неизменножелательное в деловом партнере — надежность. В деловом общении надежностьпартнера — это принципиальная установка на то, что на поступки и слова другогочеловека можно положиться. Надежные люди — это те, кто склонен к кооперативномуповедению или к тому, чтобы обязательно сохранить партнера или к доминированиюподдерживающего стиля поведения над индивидуалистическими устремлениями. Надежностьпартнера определяется и его ролью и содержанием совместной деятельности: дляначальника надежность подчиненного проявляется не только в ответственности,добросовестности и исполнительности. Но и в его лояльности по отношению к фирме.Для коллег по работе надежность друг друга определяется взаимнымиобязательствами в работе, а так же в определенной этике взаимоотношений сначальником. Надежность партнера — необходимое условие совместимости исрабатываемости в деловом общении.
В принципе для каждого из нассуществует понятие “приятный человек" и понятие “неприятный человек" Можноли утверждать, что отдельные типы людей более приятны, чем другие?
1. Приятны физическипривлекательные люди. В основе этого лежит древнее стремление людейотождествлять красивое и хорошее. Неслучайно, многие философы полагали, чтоистина, добро и красота имеют общую природу. Естественно, у разных рас, народови культур разные стандарты красоты. Общей психологической закономерностью вданном случае является отношение к внешности другого человека как знаку его внутреннихдостоинств или недостатков. Например, многочисленные эксперименты подтверждают,что людям привлекательным приписывают больше положительных черт, чем людям сфизическими недостатками. При этом характерно, что женщине достаточно бытьпросто красивой, а к красивому мужчине предъявляются повышенные требования вотношении ума, решительности и пр. Кроме того, для большинства людей имеетбольшое значение отношение человека: чем с большей симпатией человек ко мнеотносится, тем больше вероятность, что я буду считать его привлекательным.
2. Приятные по характеру люди — щедрые,коммуникабельные, решительные, искренние. Хотя абсолютное большинство людейстремится скрывать свои мотивы и чувства, это же большинство предпочитаетискренность всем остальным качествам делового партнера. Этот парадоксобъясняется естественным стремлением к прямым контактам, желанием упростить иоблегчить для себя процесс принятия любого решения. Решительность,общительность и щедрость привлекательны как противовес слабоволию, замкнутостии жадности.
3. Иногда говорят: «Он -простоприятный человек». Как правило, имеется в виду неконфликтность, мягкость,доброта, чувство юмора.
Так же можно выделить и психологическиечерты или типы, вызывающие неприязнь.
Неприятный тип №1 — самовлюбленный,высокомерный, заносчивый, демонстрирующий отсутствие интереса к Вам.
Неприятный тип №2 — догматичный,нетерпимый, все время противоречащий.
Неприятный тип №3 — двуличныйили неискренний человек.
Трудно предполагать, что всегдаи во всех случаях мы будем работать только с приятными людьми. Следовательно,необходимо учиться взаимодействовать с людьми неприятными и добиваться успеховв совместной деятельности.
Если человек неприятен ВАМ, томожно попытаться:
максимально отключиться от личногоотношения и четко выдерживать формальные правила общения.
считать, что общаясь с ним, Выпобеждаете себя, закаляете свою волю и характер.
проанализировать ситуацию ипопытаться изменить свое отношение к неприятному партнеру.
Можно так же предложитьнесколько способов коррекции своего поведения в зависимости от роли в группеили организации, которую играет неприятный человек. Люди, без которых нельзяобойтись и о которых нельзя не думать: начальники, коллеги, подчиненные.
Неприятный тип № 1 — Вашначальник. В отношении с ним предпочтительна максимальная четкость в работе инеобременительная лесть.
Если таков Ваш коллега, то вполнеможно с помощью шуток, иронии, а так же убедительной демонстрации Вашейпрофессиональной компетентности понизить его самооценку и сбить спесь.
В отношениях с подчиненным типа1 стоит проводить ненавязчивое, но аргументированное сравнение его работы суспехами других, что приведет к результату, описанному выше.
Если Вы имеете дело с неприятнымтипом №2, то независимо от его роли оптимальным является максимально возможноедистанциирование.
Если Ваш начальник — неприятныйтип №3, то следует искать защиту от него у вышестоящего начальства илиопираться на коллективное мнение коллег. В то же время личной защитойопять-таки является высокий профессионализм.
В общении с двуличным коллегойили подчиненным желательна разовая или постоянная демонстрацияинформированности о действительном положении вещей.
В общении с конфликтнымиличностями 1 типа необходимо вырабатывать в себе максимальную терпимость винтересах дела. В то же время не нужно из уважения к уму или таланту кого бы тони было отказываться от собственных принципов, правил поведения и хорошеготона, этических норм. В общении с конфликтными личностями 2 типа необходимопоследовательное и жесткое дистанциирование. Не надо бояться публично сказатьсплетнику или склочнику, что Вы информированы о настоящем положении вещей и несобираетесь терпеть их поведение.
Как самому быть приятным? Естьмного способов привлечь к себе положительное внимание: регулярно подаватьначальнику или руководителю отчеты о Ваших достижениях за месяц и план наследующий, стать экспертом в определенной области, приходить на работу раньше иуходить позже других, искренне хвалить и благодарить всех, кто Вам помогает,выступать на конференциях и семинарах, заниматься общественной деятельностью. Такимобразом, психологическая совместимость и срабатываемость с начальником,коллегами и подчиненными зависит как от объективных ситуаций и личностныхсвойств этих людей, так и от Ваших усилий по оптимизации ситуации.
Итак, если Вы хотите добитьсяуспеха в группе, используйте следующие стратегии:
Поиск заинтересованных лиц — людей,которые имеют причины и желание решить какой-то вопрос с желаемым для Васрезультатом.
Работа в комфортных зонах другихлюдей — каждый имеет свою систему ценностей и мотиваций — Вы будете приятны,если не угрожаете ее разрушить, а наоборот, подтверждаете ее значимость.
При решении любого вопроса сженщиной необходимо ей понравиться.
Для улучшения общения думайте омотивах своего партнера и используйте это знание.
Как быть, если стратегия несрабатывает? Ставьте целью улучшение ситуации.
Избегайте стремления наказатьдругую сторону: поступки людей — их поступки, а Ваши чувства по этому поводуэто Ваши чувства. То есть, не надо говорить: “Вы меня обидели”, лучше сказать: “Яобижаюсь, когда Вы так делаете".
Подумайте, чего Вы хотитедобиться симпатии или уважения, и на какие жертвы Вы готовы пойти?
Не требует никаких усилий: улыбка,обращение по имени, приятные слова.
Требуют усилий и притворства: умениеслушать, льстить, интересоваться собеседником.
Требует усилий, но непритворства: умение быть необходимым, компетентным, искренним, решительным икоммуникабельным.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Копеина-арнольда
Реферат 1992 года вооруженные подразделения Нагорно-Карабахской Республики предприняли операцию по подавлению огневых точек и разблокированию аэропорта поселка Ходжалу
Реферат Контрольная работа по Ценообразованию 3
Реферат Последовательные интерфейсы: СОМ-порт
Реферат Интуиция и процесс познания
Реферат Штурм форта Булл
Реферат Смысл человеческого бытия
Реферат Коллективные инвестиции: особенности и перспективы развития в РФ
Реферат Анализ финансовой устойчивости нефтегазовой компании на примере ОАО Удмуртнефть
Реферат Финансовый менеджмент в контексте генезиса финансовой науки
Реферат Интеграция гражданско-правовых и трудовых договорных обязательств
Реферат Электронное пособие по программированию (Delphi)
Реферат Чех праотец
Реферат Установка для формования двухслойных керамических, лицевых изделий
Реферат Новые технологии в экономических информационных системах