/>Содержание
_Toc223950546
Введение. 3
Глава 1. Дискурсивный подход к проблеме самопрезентациисубъекта: обзор научных исследований. 4
1.1 Интенциональные основания вербальной коммуникации. 4
1.2 Проявление личностных особенностей субъекта в речевойпродукции. 8
1.3 Влияние коммуникативного контекста на организацию речи. 9
Глава 2. Самопрезентация субъекта в различных видахдискурса. 12
2.1 Самопрезентация субъекта с точки зрения дискурса. 12
2.2 Самопрезентация в политическом дискурсе. 14
2.3 Самопрезентация в дискурсе психологическогоконсультирования. 17
Заключение. 27
Список литературы… 28
Введение
В настоящее время важное место в психологическихисследованиях дискурса занимает изучение его интенциональных оснований.
В центре внимания находятся социально обусловленные элементыинтенционального содержания, которые связаны с текущей коммуникацией, адресатомречи, практической деятельностью участников. Разрабатывается представление, чтоактуальное интенциональное состояние коммуниканта формируют не только интенции,возникающие до и за рамками коммуникативного акта, но и такие интенции, которыесвязаны с действиями партнера общения, процессом взаимодействия, а такжепродвижением в решении практических задач. С этих позиций интенции субъекта,тесно связанные как с личностной сферой, так и с текущим общением, являютсяважнейшей психологической детерминантой организации дискурса.
Цель данной работы – рассмотреть дискурсивный подходк проблеме самопрезентации субъекта.
Задачи:
— выявить интенциональные основания вербальной коммуникации;
— провести анализ научных исследований в данной области;
— исследовать самопрезентацию субъекта с точки зрениядискурса;
— выявить самопрезентацию субъекта в различных видахдискурса.
Теоретическая значимость исследования заключается всистемном анализе различных исследований авторов о самопрезентации какпсихологическом феномене.
Практическая значимость работы в том, что в процессепрофессиональной подготовки и переподготовки психологов и педагогов и другихспециалистов, они могут опереться на данное исследование, как на обобщающийанализ темы самопрезентации субъекта в различных дискурсах.
Глава 1.Дискурсивный подход к проблеме самопрезентации субъекта: обзор научныхисследований1.1 Интенциональные основаниявербальной коммуникации
Интенции, трактуемые в широком смысле как предметныенаправленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержаниеречи, которое непосредственно связано с целями деятельности и «видением мира»субъектом, его желаниями, нуждами, установками. Понимание говорящего во многомопределяется восприятием именно интенционального аспекта речи. Соответственно,без обращения к интенциональному плану дискурса невозможно уяснить не только,почему и зачем осуществляется коммуникация, но, что не менее важно, и еерезультаты.
Современные исследования проводятся с позиций интент-анализа– психологического подхода к изучению интенций, который позволяетреконструировать стоящие за речью интенции коммуникантов и их влияние наорганизацию дискурса. Хотя изучение интенциональных аспектов речиосуществляется также с позиций других подходов (в первую очередьлингвистической прагматики, ориентированной на теорию речевых актов), важнойособенностью интент-анализа выступает его обращенность к аутентичным речевымматериалам, таким интенциональным характеристикам, которые связаны с ходом коммуникации,практической деятельностью участников. Характеризуютсяне только типовые открыто выражаемые намерения (просьба, приказ), но и другиеинтенции (в том числе неосознаваемые), которые воспринимаются партнерами исоставляют психологическую реальность коммуникации.
Теоретические и методические установки интент-анализаподробно рассмотрены в ряде публикаций. При обращении к проблематике дискурсапроведена большая работа, связанная с развитием метода и апробацией вариантов техники, пригодных для изучения разных еговидов. Получили развитие техника интент-анализа диалога в условияхнепосредственного непринужденного общения, методики интент-анализаполитического, педагогического, консультационного дискурса. Разработаны такжеэкспериментальные методики изучения понимания выражаемых в речи интенций,сочетающие процедуры экспертного интент-анализ дискурса и его субъективногошкалирования испытуемыми.
На этой методической основе ведется изучение интенциональныххарактеристик разных видов дискурса. Работа осуществляется по несколькимлиниям.
Исследования, проводимые Н.Д. Павловой, связаны сизучением предвыборного политического дискурса. В цикле работ показанавозможность моделирования интенционального пространства дискурса – совокупностииерархически организованных интенций и интенциональных структур, свойственныхданной сфере коммуникации и составляющих ее основу. Интенциональноепространство, реконструированное на материале предвыборных выступленийполитиков, включает: ведущие интенциональные направленности коммуникантов, иххарактерные составляющие, варианты конкретных интенций, получающих выражение вдискурсе. Так, одна из основных интенциональных направленностей политиков — наагитацию избирателя, в общем случае предполагает его привлечение, а такжеконсолидацию и активизацию. Каждая из этих составляющих связана с набороминтенций, которые регулярно, но с различной частотой проявляются в предвыборнойситуации (завоевать внимание, возбудить недовольство, побудить к действиям ипр.). Направленность на себя и сторонников реализуется как апологизация личныхкачеств и действий. Вместе с тем, идентификация с избирателем: характерныинтенции, манифестировать социально одобряемые качества (смелость, честность),показать компетентность и готовность действовать, завуалировать или оправдатьнегативные факты и др. В общей сложности, по результатам исследования,реконструировано более 50 интенциональных компонентов, обычных для предвыборныхвыступлений. [6, C. 114]
Обосновывается представление, что интенциональноепространство во многом определяет характер дискурса: используемые средства испособы выражения, приемы воздействия, круг обсуждаемых тем. Возможностипонимания говорящего аудиторией также зависят от интенциональных особенностейкоммуникации.
Если рассмотренные исследования обнаруживают интенциональныехарактеристики дискурса, связанные в первую очередь с предвыборной ситуацией,то исследованияповседневного диалога, проводимые И.А. Зачесовой,выявляют интенции, соотнесенные в большей степени с личностной сферой коммуникантов,их отношениями.
Согласно полученным результатам, в повседневном бытовомдиалоге, который считается базовой формой вербальной коммуникации, наиболеевыражены интенциональные направленности на собеседника и на окружающуюдействительность. По соотношению этих ведущих направленностей и качественнойспецифике составляющих их интенций выделяются различные разговорные жанры:диалог-обсуждение, инструктивный диалог, диалог отношений и пр. Так, винструктивном диалоге собеседники дают указания, требуют, напоминают и пр.,тогда как для диалогов отношенческого плана обычны интенции, поделитьсяпереживаниями, поддержать, посоветовать. [3, C. 58]
Своеобразная линия исследований интенциональной организациидискурса проводится Т.А. Кубрак. Она связана с попыткой характеризовать роль иособенности проявления в различных контекстах такой значимой интенциональнойсоставляющей коммуникации, как самопрезентация. В рамках этой задачи внастоящее время осуществлен анализ интенциональной структуры дискурса вусловиях психологического консультирования. [4, C. 180-195]
На материалах структурированного интервью (первичнойбеседы), показано, что в ситуации консультирования направленность на себязанимает центральное место в речи клиента, и основной линией самопрезентациивыступает представление себя как человека больного, отягощенного большимколичеством разнообразных проблем. Присутствует также самопрезентация по линиисоциально одобряемых профессиональных и личностных качеств. Одновременно болееобщей интенциональной направленностью дискурса является направленность наконсультанта, стремление получить помощь. Именно эта направленностьобусловливает характер самопрезентации и во многом определяет актуальноеинтенциональное состояние субъекта.
Детализация интенциональной структуры дискурса выявиланаправленные на себя интенции клиента: самооправдание, самообвинение, избеганиеответственности. Наряду с Я клиента, обнаружены другие типичныереференциональные объекты консультационного дискурса («другие люди», «болезнь»,«психолог-консультант») и связанные с ними интенции: обвинение, атрибуцияответственности, принятие / непринятие, стремление не уронить себя в глазахсобеседника. Показано, что эти и другие интенции связаны отношениямисоподчинения и образуют достаточно сложную структуру. Построенная на этойоснове общая модель дискурса психологического консультирования позволяетанализировать особенности конкретных случаев: в беседе с разными клиентами напервый план выходят одни интенции и нивелируются другие.
Осуществлено сопоставление интенциональной структурыконсультационного дискурса с политическим, в котором интенция самопрезентациитакже занимает центральное место. Начато изучение научного дискурса, где этанаправленность имеет иную выраженность и своеобразное проявление.
Полученные результаты позволяют продвинуться в уяснении роливыражения и понимания интенций в вербальной коммуникации. Интенциональныенаправленности субъектов предстают как одна из важнейших детерминантформирования и организации дискурса. Они составляют его психологическую основуи во многом определяют, что именно и каким образом говорится, как протекаетвзаимодействие с собеседником или аудиторией.1.2 Проявление личностныхособенностей субъекта в речевой продукции
Интенциональные характеристики дискурса тесно связаны сситуацией и осуществляемой практической деятельностью и, вместе с тем, сличностной сферой коммуникантов. Закономерным развитием линии исследований васпекте темы «дискурс и самопрезентация» служит изучение проявления личностныхособенностей субъекта, черт темперамента и характера в речевой продукции.
Исследования этого вопроса проводятся Н.А. Алмаевым в руслеразрабатываемой им психологической теории значения. С позиций этой теориизначение понимается как характеристика любого переживаемого состояния психики,которое может выражаться в самых различных формах: вербальной, интонационной,музыкальной. Предпринимается попытка гомогенизации области изучаемых феноменовс помощью дескриптивных понятий, применимых к любому из подобных феноменов. Вкачестве основных выступают понятия интенциональных модификаций внутреннеговремени сознания, психической энергии и др., опирающиеся на концепциюинтенциональности в феноменологии Э.Гуссерля. С помощью разработанныхдескриптивных характеристик строятся модели конкретных феноменов(грамматических значений; значений, связанных с высотно-темпоральнымипараметрами речи и пр.), которые затем проверяются эмпирически. [2, C. 13]
Применяя разработанные теоретические средства к исследованиюпроявления в речи психологических особенностей субъекта, Н.А. Алмаев сопоставляет результаты, получаемыеразличными, независимыми друг от друга методами. Им обоснован подход, которыйпредполагает одновременное предъявление контент-анлитических и тестовых заданий,направленных на измерение одних и тех же конструктов. Актуальность такогонаправления исследований определяется тем, что шкалы контент-анализа не имеюттех средств проверки внутренней согласованности, которые существуют для шкалопросников, основанных на самоотчете.
В проведенном эмпирическом исследовании получены данные овеличине и характере связи между результатами контент-анализаавтобиографических рассказов и личностных опросников (тест TCIКлонинджера и ОФДСИ В.М. Русалова). Осуществлена оценка влияния на результатыпсихологических защит, регистрируемых тестом Плутчика-Келлермана.
Выполнение тестовых заданий — сложная и специфическаядеятельность, результаты которой подлежат углубленному анализу с привлечениемновых, в частности, психолингвистических средств. Вместе с тем, полученныерезультаты позволяют критически оценить практику использования контент-анализав психодиагностике. Выясняется необходимость новых подходов и иныхстатистических показателей, нежели простая количественная выраженность контент-аналитическихкатегорий в единицах текста. [1, C. 112]
В целом проведенные корреляционные исследования показаливесьма низкую согласованность одноименных шкал контент-анализа и тестов примногообразии небольших, но статистически значимых и содержательноинтерпретируемых связей между другими шкалами. Это свидетельствует о том, чтоодни и те же феномены по-разному проявляются в свободных рассказах и призаполнении тестов опросников .1.3Влияние коммуникативного контекста на организацию речи
В изучении дискурса большое значение имеет исследованиевлияния коммуникативного контекста на организацию речи, психологическиепроцессы, связанные с ее подготовкой и планированием. Эта линия исследованийреализуется В.А. Цепцовым. С позиций разрабатываемого подхода коммуникативныепеременные столь же важны для понимания речевых процессов, как ивнутрипсихические.
В серии экспериментов, опирающихся на предложенную Цепцовыммодель письменной речи, в качестве макроконтекстной переменной рассмотренафункция адресата. Применялась процедура разделенного планирования и написаниятекста, что позволило получить данные о влиянии адресата на сенсорные,фонологические и моторно-речевые процессы при выполнении сложных задачпланирования и письма на родном и иностранном языках. Показано, что влияниеадресата зависит от степени информированности о нем. Получены данные обособенностях планирования высказываний в визуальной и вербальной модальности,оценено влияние задачи письма на суб-процессы письменной речи.
Представленные направления являются закономерным развитиемисследований предшествующих лет и, вместе с тем, знаменуют новый этапдеятельности коллектива. С исследований, ориентированных на изучение природыречи и ее механизмов, разработку модели речемыслительной деятельности, акцентпереносится на проблемы вербальной коммуникации, анализ дискурса. Именнодискурс в последние годы стал важным объектом исследований психологов,лингвистов, социологов.
Дискурсивная парадигма открывает новые возможности изученияобласти. Речь, которая долгое время исследовалась в общепсихологическойпарадигме как индивидуальный психический процесс, раскрывается в еевключенности в реальную коммуникативную практику. Через речь осуществляетсямежличностное взаимодействие, оказываются воздействия, реализуется власть,достигаются цели коммуникантов.
Многие сферы человеческой деятельности вообще имеютпреимущественно дискурсивный характер. Так, политики, используя язык и речь,способны трансформировать общество. Политический дискурс может воодушевлять,консолидировать, сеять вражду. Изучение дискурса позволяет уяснить не толькосмысл и действительное назначение речи, но и происходящие социальные процессы.По существу все многообразие форм социальной жизни можно рассматривать как совокупностьдискурсивных практик.
Глава 2. Самопрезинтациясубъекта в различных видах дискурса2.1Самопрезентация субъекта с точки зрения дискурса
Самопрезинтация может проявляться в осознанном стремлениипредставить себя в определенном свете (собственно самопрезентация), произвестиопределенное впечатление на партнера по коммуникации (одновременно оказатьвоздействие), а также в связи с другими интенциями, в том числе инеосознаваемыми, которые также могут косвенно служить самопрезентации(например, критика другого часто связана с самопрезентацией). Неосознаваемаясамопрезентация зачастую может осуществляться в привычных или стереотипныхкоммуникативных ситуациях (институциональный дискурс), когда речь человека вомногом опирается на готовые формы. Обращаясь к исследованию самопрезентации,необходимо учитывать все перечисленные варианты, поскольку реальноевпечатление, производимое человеком, складывается на общей основе.
Для уточнения определения интенции самопрезентацииостановимся на терминологии. Под самопрезентацией обычно понимается процесспредставления себя другим, создания определенного впечатления о себе,способствующего реализации цели субъекта в определенной коммуникативнойситуации. Интенции — это предметные направленности субъекта, которые образуютоснову и глубинное содержание речи, связанное с целями деятельности субъекта,его желаниями, потребностями, установками. Соответственно в общем смыслеинтенция самопрезентации может рассматриваться как направленность субъекта напредставление себя другим в ходе коммуникации.
Однако уже само перечисление разных форм самопрезентациисвидетельствует о том, что эта направленность имеет сложную структуру. Человекговорит о себе, что, согласно определению интенции, указывает на направленностьсубъекта на себя. Вместе с тем, он представляет себя в определенном светедругим, производит впечатление на другого, что говорит об интенциональнойнаправленности на собеседника (аудиторию). Очевидно, самопрезентация имеетсложную интенциональную основу, и вопрос требует специального анализа.
Для начала сопоставим направленность на самопрезентацию скакой-либо типовой интенцией, имеющей трактовку в литературе. Угроза, приказ,обещание – это интенции, направленные на другого человека (например,«конфликтный треугольник»). Их выражение в речи конвенционально, онорегулируется правилами, которые раскрываются в рамках теории речевых актов. [9, C. 164] Предполагается, что знаниеправил обеспечивает идентификацию интенции. Можно ли с этих позиций подойти канализу направленности на самопрезентацию? Думается, что только отчасти.Во-первых, остается открытым вопрос, как соотносятся две характерныесоставляющие самопрезентации: на себя и на адресата речи (другого). Во-вторых,речевое выражение этой интенциональной направленности, судя по имеющимсяданным, настолько многообразно, что вряд ли возможно очертить правила, покоторым оно осуществляется. Не случайно в классификации речевых актов Дж. Серлянет такого класса, в который могла бы войти направленность на самопрезентацию.Не раскрывается она и в исследованиях интенциональности речи индивидуально –психологической ориентации.
Подходы к исследованию направленности на самопрезентацию, вее классическом гофмановском понимании, наметились главным образом в последниегоды. Это представления, развиваемые дискурсивной психологией, акцентирующейаспект интеракции, ориентации на партнера и убедительно показывающей, что смысли форма сказанного подчинены интересам текущего коммуникативного акта. [8, C. 97] Особую важность для целей нашей работы имеетопирающийся на субъект – субъектную парадигму дискурсивный подход. Висследованиях интенциональности: представление о взаимосвязи и иерархичностиинтенций, направленности на партнера по коммуникации как ведущей,системообразующей направленности дискурса.
С позиций этих подходов направленность на самопрезентациюможет быть рассмотрена как своего рода интенциональная структура, в которойнаправленность субъекта на себя сочетается с направленностью на другого, и обесоставляющие тесно взаимосвязаны. Первая составляющая может быть обозначена,как самохарактеризация: субъект говорит о себе, что, очевидно, в ряде случаев,может осуществляться и без какого – либо намерения произвести конкретное впечатлениеи оказать воздействие на адресата речи. Вторая составляющая – самопредъявление,предусматривает именно стремление создать определенное впечатление у партнерапо коммуникации и воздействовать на него. Сама семантика слова«самопредъявление» отражает наличие другого – того, перед кем осуществляетсяпредставление себя, что соответствует нашему представлению об интенциональнойнаправленности субъекта на другого. В структуре самопрезентации обеинтенциональные составляющие неразрывно связаны между собой, причем, учитываяведущую роль направленности на партнера в коммуникации, можно предполагатьналичие иерархии. Направленность на партнера определяет интенциональноесостояние говорящего и в известной степени подчиняет себе его направленность насобственное Я.
Направленность на самопрезинтацию — это интенциональнаяструктура, в которой направленность субъекта на себя сочетается снаправленностью на другого, и обе составляющие тесно взаимосвязаны.2.2Самопрезентация в политическом дискурсе
Начало психологического изучения репрезентируемых в речиинтенций политиков было положено в ряде коллективных работ лаборатории психологииречи и психолингвистики РАН. В исследованиях многих авторов (Т.Н.Ушаковой, В.В.Латынова и др.) было показано, что в текстах, в том числе конфликтногохарактера, при обсуждении себя и своих сторонников регулярно проявляетсяинтенция позитивной самопрезентации. Сознание субъекта концентрируется нанескольких «обобщенных объектах» — «мы», «противник», «3-яя сторона»,«ситуация», из которых первый связан с позитивным оцениванием и такимиинтенциями, как самопрезентация, неявная самопрезентация, презентация своихсторонников, отвод обвинений, самооправдание и др. [10, C. 98-109]
Отмечая значимость сделанных выводов, констатирующихпредставленность интенции самопрезентации в речи политиков, обратим внимание,что трактовка самопрезентации как направленности субъекта на себя и своихсторонников не учитывает ее интерактивной составляющей, предполагающей вместе стем, ориентацию на адресата речи.
В варианте более близком принятому пониманию самопрезентацияпредставлена в исследованиях Н.Д. Павловой. На материале телевизионныхпредвыборных выступлений политиков показано, что в общем виде их интенциональная структура представляет собой иерархическиорганизованную систему (рис.1). Направленность на выигрышную самопрезентацию,обозначенная как апологизация собственной кандидатуры, образует второй уровеньиерархии. Апологизация подчиняет интенции нижнего уровня, связанные с направленностьюна анализ окружающей действительности, и, в свою очередь, испытывает влияниенаправленности на аудиторию, агитацию, приобретая при этом определенноесоотнесенное с адресатом выражение. Выступающий осуществляет выигрышнуюсамопрезентацию, конструируя свое выступление в соответствии с представлениемоб установках избирателя.
/>
Рисунок 1. Иерархичность интенциональной структурывыступлений
Выявляя место интенции самопрезентации в интенциональномпространстве предвыборного дискурса, эти работы обнаружили также некоторыехарактерные способы ее речевого выражения. Было показано, что эта интенцияможет проявляться в прямой форме, когда кандидат просто дает себе те или иныеориентированные на избирателя позитивные характеристики («я никогда необманываю»).
Вместе с тем, говорящийнередко описывает существующую ситуацию, чтобы затем заявить, что собираетсяисправить положение. Эти фрагменты выступлений также служат апологизациикандидата, поскольку используются для того, чтобы в конечном итоге представитьего в выигрышном свете.
Примечательно, что существуютвыступления, так сказать апологетичного типа, где направленность на выигрышнуюсамопрезентацию является ведущей, она подчиняет себе направленность на анализдействительности и служит агитации за себя избирателя (рис.2).
/>
Рисунок 2. Интенциональная структура апологетичныхвыступлений
В выступлениях другого типа, которые могут быть названыкритическими, выражена к тому же направленность на критику политическогооппонента. Для нас подобные выступления интересны тем, что эта интенция тесновзаимосвязана с апологизацией. Одно и то же высказывание служит как критикеоппонента, так и апологизации кандидата («В моей России не будут голодатьученые, учителя, врачи»).
В текстах, в том числе конфликтного характера, приобсуждении себя и своих сторонников регулярно проявляется интенция позитивной самопрезинтации.2.3Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования
Для сопоставления мы рассмотрим интенцию самопрезентации вситуации психологического консультирования (первичная беседа), предполагающейнепосредственное общение собеседников. Эти исследования проводились Т.А.Кубрак.
В этих условиях интенциональная направленность на себяодного из собеседников (клиента), очевидно, является явно выраженной. Крометого, диалогический характер общения позволяет учитывать обратную связь насказанное, отраженную в репликах собеседника. Беседа психолога и клиентазаписывалась на диктофон. После беседы клиенту предлагалось ответить на вопросыанкеты, связанные с содержанием беседы. Производилась транскрипция звучащейречи по специальной методике. Полученный материал подвергался интент – анализу.Согласно использованной методической схеме, на первом этапе в анализируемыхтранскриптах выделялись основные обсуждаемые объекты и приписываемые имхарактеристики (дескрипторы). Далее осуществлялась типологизация дескрипторов иреконструкция соответствующей интенциональной направленности. Валидизациианализа служило сравнение полученных результатов с субъективным отчетом самогоклиента (по материалам анкеты).
В результате анализа 20 записанных бесед были полученыследующие результаты. В коммуникативной ситуации «психолог – клиент» главнымреференциальным объектом высказываний клиента является собственное «Я».Дескрипторы данного объекта отражают линии самопрезентации (точнеесамохарактеризации) говорящего. По каким же основным линиям она осуществляетсяпри психологическом консультировании? Согласно полученным данным, самохарактеризациянаправлена, главным образом, на описание внутренней жизни человека. В текстахпреобладают высказывания, касающиеся болезненных ощущений («нарушения снаменя беспокоят», «боялся из дому выйти»), действий, связанных сболезнью («была попытка суицида», «ушел в другую больницу»).Такого рода высказывания могут составлять более 50% высказываний клиента.Выраженность данной интенциональной направленности дополнительно возрастает засчет также обычных, но менее частотных высказываний по поводу проблем в общении,своей несостоятельности в работе или учебе («с друзьями в последнее время невстречаюсь», «не могу нормально работать»).
Вывод о том, что направленность на представление себя какчеловека больного, имеющего определенные психологические проблемы, являетсяосновной в условиях психологического консультирования, подтверждаетсясубъективным отчетом клиента по поводу состоявшейся беседы. На вопрос анкеты:«Как Вы полагаете, что Вы рассказали о себе во время беседы?», – подавляющеебольшинство ответило, что это — рассказ о своих болезнях и болезненныхсостояниях («рассказал о своем психическом состоянии», «описал своесостояние здоровья», «говорил о своем психологическом заболевании»).
Зададимся вопросом, существуют ли в анализируемых материалахиные, возможно, менее явные формы проявления той же доминирующейинтенциональной направленности? В этой связи обращает внимание, что в основноймассе тексты рассказов о себе охватывают период жизни от начала болезни иликакого-то травмирующего события до настоящего времени. Встречаются, однако, ивысказывания, ориентированные на самохарактеризацию в прошлом, до возникновенияболезненного состояния. Это или прямые высказывания о том, «какимя был», или описания действий, представляющих человека как здорового,успешного, причем нередко через высказывания, относящиеся к другим людям («друзьязнали меня, как другого человека»). Такая позитивная презентация себя впрошлом, доболезненном периоде жизни, очевидно, также служит цели представлениясебя в настоящем как человека нездорового. В отличие от рассмотренных ранеепрямых высказываний о своем болезненном состоянии здесь соответствующаяхарактеризация осуществляется косвенно: посредством противопоставления себя впрошлом и настоящем.
Заслуживает внимание и другое. Встречаются случаи, когдарассказ о каком-то событии жизни как будто никак не связан с самопрезентацией иимеет вроде бы самостоятельное значение. В контексте целого, однако, он такжеувязывается с болезнью и служит более полному и глубокому раскрытию своего сегодняшнегосостояния. Такое описание жизненных событий является еще одним способомпредставления себя в соответствии с основной линией характеризации. Интересно,что высказывания относительно будущего человека в анализируемых текстахпрактически отсутствуют.
Важно отметить, что, помимо рассмотренной основной линиихарактеризации, в исследуемых материалах обнаруживается и другая значительноменее выраженная составляющая. Выявляются высказывания, репрезентирующие личныекачества и социальный статус говорящего («хирург», «неженат», «я– добрый»). Эта направленность обычно выражена незначительно (менее 10 %),и лишь в одной из бесед проявляется более чем в 30 % высказываний.
Таким образом, по результатам этой части исследованиянаправленность на себя занимает центральное место в интенциональной структуредискурса клиента. Основной линией самохарактеризации выступает представлениесебя как человека больного, отягощенного большим количеством разнообразныхпроблем. Присутствует также характеризация по линии социально одобряемыхпрофессиональных и личностных качеств. Эта направленность выражена, однако, врассматриваемом коммуникативном контексте весьма незначительно.
Закономерен вопрос: что стоит за подобной направленностью?Является ли она самодовлеющей или подчинена другим более общим устремлениям,актуальным в ситуации психологического консультирования?
Для ответа на этот вопрос необходимо учитывать, чтовысказывания клиента имеют прямого адресата. Существуют данные, что разногорода реминисценции, описание событий и фактов подчинены в дискурсе целямтекущей коммуникации. Как пишет Н.Д. Павлова, «важнейшей составляющей стоящегоза речью интенционального состояния является направленность говорящего насобеседника – интенции, которые можно обозначить как диалогические», то естьсвязанные с процессом коммуникации. [7, C. 148]
Коммуникативная ситуация «психолог – клиент» предусматриваетопределенные правила, а также цели и задачи общения, которые априори стоятперед участниками коммуникации. Клиент приходит к психологу с намерениемразрешить имеющиеся у него проблемы и получить помощь.
Соответственно, несмотря на то, что направленность на себявыступает наиболее явной характеристикой высказываний клиента, более общейинтенциональной составляющей дискурса является направленность на адресата.Именно эта направленность, имеющая скрытый «затекстовый» характер, определяетинтенциональное состояние клиента. Он стремится получить помощь. Этанаправленность составляет верхний уровень интенциональной иерархии. Онамодифицирует интенции следующего уровня, сообщая направленности на себяконкретный характер. Клиент представляет себя как человека, отягощенногоопределенными психологическими проблемами, и, тем самым, воздействует наадресата для получения необходимой помощи. Улавливается стремление вызватьотклик, сочувствие и, вместе с тем, стремление не уронить себя в глазахсобеседника, повысив значимость собственного «Я» как человека, имеющегоопределенные профессиональные и личностные качества. Выявленные интенциональныеструктуры и их отношения иллюстрирует рисунок 3.
/>
Рисунок 3. Интенция самопрезентации в структуре дискурсапсихологического консультирования. Фрагмент
Такая интенциональная организация отвечает нашей концепциисамопрезентации и согласуется с представлением об интенциональной основе другихвидов дискурса. [5, C. 62] Описанный в работе фрагментинтенциональной структуры представляется нам центральным и основным в условияхпсихологического консультирования.
В целом проведенное исследование дает основание заключить:интенция самопрезентации имеет в консультационном дискурсе своеобразноепроявление. Ее основными составляющими являются направленность клиента на себя(характеризация) и направленность на психолога (получение помощи). Последняясоставляющая выступает более общей. Она обусловливает характер самопрезентациии во многом определяет актуальное интенциональное состояние клиента.
Помимо стремления представить себя как человека больного и обнаружитьсвои позитивные качества (социально одобряемые профессиональные и личностные)были выделены следующие интенции, выраженные в менее явной форме:
-самообвинение («много ошибок сделал сам», «сам яненормальный»);
-самооправдание («не могу работать – плохо чувствую себя»,«боролся до последнего», «если бы не девушка – здесь не лежал бы»).
Кроме этого, был выявлен такой обычный референциальныйобъект этого вида дискурса, как «внешние обстоятельства», которым клиентатрибутирует причины своего состояния («дома – стрессы», «профессия,развод»). Выявляется также объект «другие» (врачи, близкие). Который, какправило, связан с обвинениями со стороны клиента («родители, которые кричат,называют уродом», «врачи не помогли»).
На следующем этапе работы стояла задача охарактеризоватьинтенциональную структуру дискурса психологического консультирования в целом сучетом выявленных интенций, их иерархии и взаимосвязей.
Чтобы подойти к этому вопросу, Т.А. Кубрак была описанаинтенциональная структура каждого отдельного случая. Как и следовало ожидать вразличных интервью (беседах с клиентом) на первый план могут выходить одниинтенции, и отсутствовать другие.
Рассмотрим несколько вариантов интенциональных структур.
В варианте, показанном на рисунке 4, направленность напсихолога — получение помощи, являясь наиболее общей, обусловливает формупозитивной самохарактеризации, которая, в свою очередь, связана с непринятиемболезни. Самооправдание также работает на позитивное представление себя, и ему,в свою очередь, способствует атрибуция причин своего состояния внешнимобстоятельствам и обвинение других.
/>
Рисунок 4. Вариант интенциональной структурыконсультационного дискурса
Интенциональная структура другого случая (рис.5) в целомсходна, хотя в ней отсутствуют некоторые интенции (обвинения, непринятиеболезни), актуальные в предыдущем варианте.
/>
Рисунок 5. Вариант интенциональной структуры консультационногодискурса
Несколько по-другому выглядит третий случай (рис.6). Здесьмы также можем выстроить цепочку от более общей составляющей интенциональнойструктуры – позитивной презентации себя, к самооправданию и обвинению других. Направленностьна психолога, заключающаяся в стремлении получить помощь, не выражена здесь вявной форме, тем не менее, она также обуславливает позитивнуюсамохарактеризацию.
/>
Рисунок 6. Вариант интенциональной структурыконсультационного дискурса
Интенциональная структура консультационного дискурса можетбыть и иной (рис.7). В данном случае самообвинение, очевидно, работает напозитивную характеризацию себя (человек откровенен, ничего не скрывает, сразувступает в открытое взаимодействие с психологом).
/>
Рисунок 7. Вариант интенциональной структурыконсультационного дискурса
В совокупности, выявленные, нами интенциональные структурыконсультационного дискурса представлены, на рисунке 8 в виде общей модели.
/>
Рисунок 8. Общая модель интенциональной структурыконсультационного дискурса
В каждом отдельном случае набор интенций, а также объектов,на которые они направлены, может различаться; неизменной остается наиболееобщая составляющая интенциональной структуры – это направленность клиента напсихолога в целях получения помощи и связанная с ней самохарактеризацияклиента.
Под самопрезентацией обычно понимается процесс представлениясебя другим, создания определенного впечатления о себе, способствующегореализации цели субъекта в определенной коммуникативной ситуации.
Сравнивая интенциональную иерархию дискурса психологическогоконсультирования с интенциональной организацией политического дискурса, можновидеть определенное сходство. Интенция самопрезентации занимает винтенциональной структуре обоих дискурсов центральное место. Направленность наадресата речи образует верхний уровень системы, определяя формы самопрезентациисубъекта, которой служат, в свою очередь, интенции нижестоящих уровней.
Заключение
Следует подвести некоторые итоги.
Интенции, трактуемые в широком смысле как предметныенаправленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержаниеречи, которое непосредственно связано с целями деятельности и «видением мира»субъектом, его желаниями, нуждами, установками. Понимание говорящего во многомопределяется восприятием именно интенционального аспекта речи. Соответственно,без обращения к интенциональному плану дискурса невозможно уяснить не только,почему и зачем осуществляется коммуникация, но, что не менее важно, и еерезультаты.
Самопрезинтация может проявляться в осознанном стремлениипредставить себя в определенном свете (собственно Самопрезинтация). Произвестиопределенное впечатление на партнера по коммуникации (одновременно оказатьвоздействие). А также в связи с другими интенциями, в том числе инеосознаваемыми, которые также могут косвенно служить самопрезинтации.Например: критика другого часто связана с самопрезентацией.
Под самопрезентацией обычно понимается процесс представлениясебя другим, создания определенного впечатления о себе, способствующегореализации цели субъекта в определенной коммуникативной ситуации. Интенции — это предметные направленности субъекта, которые образуют основу и глубинноесодержание речи, связанное с целями деятельности субъекта, его желаниями,потребностями, установками. Соответственно в общем смысле интенциясамопрезентации может рассматриваться как направленность субъекта напредставление себя другим в ходе коммуникации.
Списоклитературы
1. Алексеев К. И. Метафора внаучном дискурсе // Психологические исследования дискурса. — М.: ПЕР СЭ, 2006.
2. Алмаев Н.А. Конетент-анализ в психологическихцелях: некоторые концептуальные проблемы // Языковое сознание: теоретические иприкладные аспекты / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. — Барнаул, 2004. — С. 102-112.
3. Алмаев Н.А. Элементы психологической теориизначения. — М.: ИП РАН, 2006.
4. Арутюнова Н.Д. Дискурс //Языкознание. Большой энциклопедический словарь. — М.: ГРАНД, 2004. — С.136.
5. Воронин А.Н. Интеллект икреативность в межличностном взаимодействии. — М.: ИП РАН, 2004.
6. Дейк ван Т.А. Принципыкритического анализа дискурса // Перевод и лингвистика текста. — М.: Инфра-М,2004. — С. 169-217.
7. Зачесова И.А. Интенциональные особенности речив непринужденном общении // Психологические исследования дискурса. — М.: ПЕРСЭ, 2004. – С. 58-63.
8. Зачесова И.А. Особенностиречи в непринужденном семейном общении // Теоретические и прикладныекоммуникативные исследования. — Ярославль, 2007.
9. Кубрак Т.А. Самопрезентация субъекта.Состояние проблемы и дискурсивный подход к изучению // Проблемы психологиидискурса. — М.: Институт психологии РАН, 2005. — С. 180-195.
10. Латынов В.В. Социальнаякоммуникация. Социология. — М.: Норма, 2006.
11. Латынов В.В. Формализованныйметод анализа политических представлений, выраженных в текстах СМИ //Психология высших когнитивных процессов. — М., 2004.
12. Макаров М.Л. Основы теориидискурса. — М.: Академия, 2007.
13. Павлова Н.Д.Коммуникативная функция речи: интенциональная и интерактивная составляющие.Автореф. дис.… д-ра психол. наук. — М.: ИП РАН, 2004.
14. Павлова Н.Д. Предвыборные интенции в речиполитиков // Психологические исследования дискурса. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – С.112-119.
15. Павлова Н.Д.Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. – СПб: Питер, 2004.
16. Поттер Дж.Дискурс-анализ как метод исследования естественно протекающей речи // Иностраннаяпсихология. — 2004. — №10. – С. 96-100.
17. Психологические исследованиядискурса. Сб. научных трудов/ Отв. ред. Павлова Н.Д. — М.: ПЕР СЭ, 2006.
18. Теория речевых актов. Новое в зарубежной лингвистике. М.: МГУ, 2004.
19. Ушакова Т.Н.Интент–анализ политических текстов // Психологический журнал. — 2004. — №4. — С. 98-109.
20. Шустова Л.А. Особенностипедагогической коммуникации в начальных классах // Теоретические и прикладныекоммуникативные исследования. — Ярославль, 2007.