Реферат по предмету "Культура и искусство"


Детские творческие клубы сегодня

Содержание
Введение. 2
1. Общая характеристика клубов. 4
1.1 Сущность клубов. 4
1.2 Признаки клубного объединения. 8
1.3 Функции клубов. 11
2. Формы и типы клубной деятельности. 15
3. Проблемы и перспективы клубной деятельности. 29
3.1 Проблемы клубной деятельности. 29
3.2 Пути решения проблем и перспективы развития клубов. 33
Заключение. 36
Список литературы… 38
Приложение… 39

Введение
Клуб — объединение детей и подростков на основесовпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга иотдыха.
Главные принципы клуба — добровольность членства,самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственномконтакте друг с другом (в этом плане клуб является группой). Клуб может иметьсвой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляетсяклуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Но в то жевремя состав клуба не отличается обязательным постоянством. Скорее обратное — клуб является временным, неустойчивым объединением для большинства и только дляединиц-энтузиастов (они выполняют роль лидеров) — постоянным местомсамоутверждения, развития.
Типология клубов еще полностью не разработана, норазличают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные);по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие,досуговые и др.); по степени организованности (официальные и неформальные); повозрастному признаку членов клуба (одновозрастные или разновозрастные); повременному фактору (постоянные, временные).
Продуманная и целенаправленно организованная деятельностьклуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т. д.) какорганизованного общения в группе единомышленников, союзников, равных исамостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать(понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья,ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность личнойсвободы, ценность мышления и т. д.
Результатами деятельности клуба можно считать наличие удетей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии,поведения. Другое назначение клуба — быть средой формирования культурысвободного времени, здорового образа жизни.
Для написания представленной курсовой работы, нами былиизучены труды следующих авторов: М.Д. Виноградовой; В.С. Владимирова; В.А.Караковского; А.С. Макаренко и др.
В представленной курсовой работе использовались методсравнения и анализа (анализируется российский и зарубежный опыт типологииклубов).
В настоящей работе преимущественно будут анализироватьсямногопрофильные клубы. Это связано с тем, что в настоящее время они получилиширокое распространение как в России, так и за рубежом.
Актуальность представленной работы заключается в наличиипроблем деятельности клубов, таких как недостаточная материальная база; низкаяквалификация работников клубов; не совсем хорошо продуманные клубныемероприятия и программы.
Цель работы – рассмотреть проблему типологии клубов.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
1) Представить общую характеристику клубов;
2) Рассмотреть формы и типы клубной деятельности;
3) Изучить проблемы и перспективы клубной деятельности.

1. Общая характеристика клубов
1.1 Сущность клубов
Воспитательный процесс в современной школе невозможно представитьсебе без включения учащихся в клубную деятельность, организуемую надобровольных началах с учетом интересов и потребностей детей. Она создаетусловия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения исамоутверждения школьников, предоставляет им возможности для отдыха иудовлетворения своих гедонистических потребностей.
Клубную деятельность в школе можно рассматривать каксоставную часть внеучебной воспитательной работы. Она организуется какфронтальная, групповая и индивидуальная. Фронтальная клубная работа – этокрупные школьные акции, организуемые по инициативе самих детей при условии ихдобровольного участия в них (праздники, смотры, ярмарки и др.). Групповая – этодеятельность различного рода клубных объединений. Индивидуальная клубная работав условиях школы организуется чаще всего не самостоятельно, а в рамкахфронтальной или групповой деятельности (работа над ролью в театральномобъединении, репетиция индивидуального номера для концерта, консультация поразработке проекта в техническом кружке и др.).
Наиболее распространенными в практике и, как показываетопыт, эффективными в воспитательном отношении являются групповые формы клубнойработы; именно в процессе деятельности объединений по интересам создаютсяблагоприятные условия для создания коллектива, появляется возможности учестьинтересы и возможности каждого его члена, развить индивидуальность ребенка.
Слово «клуб» пришло в русский язык из английского всередине ХУ111 века и означало «объединение людей». Интересны славянские корнислова В старославянском языке слово «клуб» образовалось путем усечения суффиксаот слова «клубок», означая «шаровидную массу пара, дыма», или просто «шар».
Старославянское и английское определения теснейшимобразом переплелись в современных трактовках «клуба». Определенная замкнутость,ограниченность пространства, некая «кружковость» стали неотъемлемой частьюмногих объединений детей и взрослых, указывая на одну из особенностей клубов –коллективизм и сплоченность (единый «шар»).
Клубные объединения в школе разнообразны: собственноклубы, кружки, студии, секции, общества. Каждое из них имеет свои особенности,но все они добровольные объединения учащихся по интересам.
Сегодня в справочной, клубоведческой, педагогическойлитературе не существует единого, общепринятого понятия клубного объединения;однако определяющей для каждого из них является названная нами />характеристика.
«/>Клуб – общественная организация,добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанных сполитическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами, атакже для совместного отдыха и развлечений».
«Клубы детские и подростковые – общественные организации,добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различнымиинтересами, а также для отдыха и развлечения…»
Детский клуб – это «такое объединение детей, котороеставит своей задачей организацию во внеурочное время свободных занятий дляжелающих учеников».
Тем не менее каждое из типов клубных объединений имеетсвои специфические черты, и мы попытались отразить их в соответствующихопределениях.
Клуб в школе – это объединение учащихся по интересам надобровольных началах, организующее разнообразную творческую деятельность детей,имеющее определенную структуру и орган самоуправления.
Кружок – это самодеятельное объединение учащихся поинтересам, осуществляющее тематическую деятельность, как правило,познавательного или творческого характера.
Студия – определение, чаще всего применяемое к темобъединениям клубного типа, в которых учащиеся занимаются искусством(хореографическая, хоровая, театральная).
Секция – это тематическая часть какой-то определеннойдеятельности, осуществляемой по специальной программе. Чаще термин используетсядля обозначения структурного подразделения, например, клуба.
Общество – это добровольное, постоянно действующееобъединение школьников или их групп (кружков, секций), занимающихся какой-тотематической деятельностью (научное общество школьников, природоохранноеобщество и др.).
Наиболее распространенными типами клубных объединений вшколах сегодня являются кружки и клубы. Формально кружок от клуба отличаетсятем, что по количественному составу он, как правило, меньше; деятельность егоузконаправлена и часто организуется по специально предложенной программе; в немобычно нет структурных подразделений (секций, отделов), не избирается органсамоуправления. Однако в практике понятия «клуб» и «кружок» рассматриваютсяпедагогами чаще всего как условные, и это не имеет принципиального значения ввоспитательном процессе. Важнее другое – соответствие клубного объединения темпризнакам, которые характеризуют его как объединение особого рода.
Несмотря на внешние различия разнообразных объединений поинтересам они характеризуются общими признаками, в совокупности отражающими ихвнутреннюю сущность.
Первый признак – добровольность вхождения в объединение.Неверно называть клубами (что, к сожалению, нередко встречается в практике)разнообразные штабы, советы, в состав которых входят выборные представителикаждого класса, ибо именно добровольность прихода детей в объединение преждевсего определяет цель, содержание его деятельности, выбор форм и методовработы.
Клубное объединение характеризуется общедоступностью егодля любого члена школьного коллектива. «Школа там, где она организует те илииные виды внешкольной работы, не должна ставить каких-то условий ипрепятствий».
Общедоступность занятий для всех желающих определяетсамодеятельный характер организации клубного объединения и демократическийстиль его жизнедеятельности, основанные на свободе выбора занятий. Нельзяограничивать доступ в клуб плохой успеваемостью, нарушениями дисциплины,конкурсностью приема в объединение. Несправедливо для вступления в некоторыеклубы (кружки) устраивать экзамены и просмотры. Деятельность школьных клубныхобъединений носит характер любительской, не ставит своей задачей достичьклассных результатов в какой-то предметной деятельности, направлена не столькона результат, сколько на процесс, приносящий удовлетворение его участникам.
В практике встречаются факты, когда клубные объединениясоздаются на базе одного класса или школьного актива. Очевидно, деятельностьучащихся по интересам способствует сплочению детей, что может повыситьвоспитательную эффективность классного коллектива, работы школьного актива. Вто же время, по нашим наблюдениям, деятельность таких объединений зачастуюприводит в первом случае — к автономии классных коллективов в школе, во втором– к созданию группы школьников, считающих себя элитой и становящейся«недоступной» для остальных учащихся[1].
 

1.2 Признаки клубного объединения
Важнейший признак клубного объединения – относительнаястабильность его состава. При ее отсутствии невозможно создание коллектива.
Продолжительные контакты участников формируют отношениявзаимной зависимости и ответственности, приводят к осознанию детьми своейпринадлежности к коллективу, а объединение по интересам приобретает свое «лицо»в школе. Стабильность состава способствует организационному оформлениюобъединения: определению его структуры, установлению внутренних и внешнихсвязей, распределению социальных ролей участников и т.п.
В то же время заметим, что стабильность состава клубногообъединения относительна. При педагогически целесообразно организованнойдеятельности в нем уход из него, переход в другие объединения, — в общем,нормальное явление. «Естественное движение» является обычно поиском школьникаминаиболее благоприятных условий для пробы своих сил и возможностей, дляприобретения новых знаний, для осуществления желания найти свое призвание илиреализовать уже сложившиеся индивидуальные творческие планы.
Длительность пребывания школьника в объединении зависитот нескольких причин. Во-первых, от соответствия его целевой установки темусловиям, которые предоставляются ему в клубе (кружке) для ее реализации.Во-вторых, от возраста члена объединения. Так, младшие школьники и подростки,проверяющие свои интересы, пробующие силы в разных видах деятельности, нередкоменяют занятия в разных клубных объединениях; иногда они состоят одновременно внескольких коллективах. Это в определенной степени актуализирует создание />многопрофильных клубов в школах. Объединения старшеклассников,связывающих свое пребывание в клубе с выработкой каких-то качеств, возможностьюсамовыразиться, а нередко – и со своей будущей профессией, более стабильны посоставу. В-третьих, от стиля руководства коллективом. Если в нем подавляетсяинициатива школьника, его активность, и он вынужден руководствоваться лишьидеями и вкусами педагога, он быстро уходит из объединения.
В то же время, как мы уже отмечали, создание в клубе(кружке) коллектива возможно при каком-то номинально постоянном составеучастников. Постоянный состав их участников должен быть не менее 75% от общегочисла его членов.
В коллективе объединения школьник, выполняя определеннуюроль, принимает на себя обязательства, вступает с другими его членами вотношения взаимной зависимости и ответственности; поэтому выход из коллективаможет в определенной степени ограничиваться его волей. Здесь проявляетсяпротиворечие в организации жизнедеятельности коллектива клубного типа: с однойстороны, занятия в нем строятся на принципе добровольности, с другой стороны — он вправе на какое-то время задержать выход своего члена из объединения. Такойопыт был, например, в практике работы А.С.Макаренко.
Желающий выйти из оркестра должен был за три месяца доухода подать заявление; это позволяло подготовить уходящему замену.
Еще один признак клубного объединения – диалектическоеединство личной значимости целей работы для его участников и общественнойнаправленности их деятельности. В клуб школьники приходят для удовлетворениясвоих интересов и потребностей, однако претворить в жизнь индивидуальные планыони могут, только участвуя в реализации общественно значимой цели,осуществляемой в коллективной деятельности. В этом специфика логики организацииработы клубного объединения, отличие ее от логики познавательного процесса, вкотором реализация коллективной цели обеспечивается индивидуальнойдеятельностью.
В связи с такой особенностью клубного объединения у егочленов объективно рождаются и развиваются потребности в сплочении формальногообъединения по интересам в коллектив, что, безусловно, будет способствоватьболее быстрому его развитию. Наблюдения подтверждают, что действительноколлектив клубного объединения, как правило, складывается быстрее (чем, скажемколлектив класса) и не так болезненно. Этому способствуют, по крайней мере, ещедва обстоятельства. Во-первых, разделение труда в клубе обычно осуществляетсясамими детьми на основе добровольности выбора участка работы и партнеров посовместной деятельности. Во-вторых, в клубные объединения школьники нередкоприходят не поодиночке, а со своими друзьями, хорошо сложившейся контактнойгруппой, с близкими интересами, и в сложной разнообразной деятельностиколлектива они сразу определяют свое место. Все это ведет к более быстройгуманизации и демократизации их отношений в объединении.
Придать общественно полезный характер деятельности вклубе обычно несложно. Для этого надо поставить ее на службу школьномуколлективу.
Самый целесообразный и естественный путь для этого –включение клубного коллектива в систему деятельности коллектива общешкольного,становление объединения неотъемлемой органической его частью.
Признаком клубного объединения, характеризующим его вкачестве воспитательного феномена, является организация его деятельности какколлективной, то есть такой, в которой «цель деятельности осознается какединая, требующая объединения всего коллектива; организация деятельностипредполагает известное разделение труда; в процессе деятельности между членамиколлектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости;контроль над деятельностью частично осуществляется самими членами коллектива».
Как мы уже отмечали, организация деятельности клуба какколлективной, конечно же, не означает, что в функционировании его не может бытьдеятельности индивидуальной. Напротив, ее сочетание с коллективной повышаетэффективность работы объединения (скажем, деятельность хореографической студии,драматического кружка немыслима без основательной работы каждого участника).
В клубных объединениях школьники участвуют в различныхвидах коллективной деятельности, но непременным условием ее организации долженбыть творческий характер. Творчество – норма развития детей; по утверждениюЛ.С.Выготского, естественная их потребность. Она, безусловно, формирует один изсамых главных и сильных мотивов прихода школьников в клубное объединение. Творчество– это такое состояние ребенка и такая его деятельность, «когда проявляетсявыдумка, воображение, фантазия, способность к импровизации, способностьпредложить новое решение известного вопроса, найти оптимальный выход из сложнойситуации».
Известно, что творчество характеризуется новизной,оригинальностью, нестандартностью самой деятельности и ее продуктов. Очевидно,что уровень его будет определяться социальной значимостью результатов, степеньюобогащенности предшествующего опыта. Наше исследование показало, что повышениеобщественной роли клубных объединений через включение их деятельности ввоспитательную систему школы может стать важным стимулом развития творчестваучастников коллектива по интересам; и чем выше этот уровень включенности в жизнедеятельностьшколы, тем больше возникает возможностей для развития творческого потенциалаклубного коллектива[2].
1.3 Функции клубов
К функциям клубов относятся:
— создание условий для выявления, удовлетворения иразвития интересов, способностей и склонностей школьников;
— предоставление детям возможности удовлетворить своипотребности в творческой деятельности; -
— организация общения учащихся по интересам;
— предоставление им поля деятельности для самовыражения,самоутверждения, самовоспитания;
— организация отдыха детей во внеучебное время;
— реализация гедонистических потребностей детей(Гедонистическая потребность – та, которую люди придумали специально дляполучения удовольствия. Например: потребность в развлечениях);
— систематизация внеучебной деятельности школьногоколлектива, придание ей большей эмоциональной насыщенности.
Специфика функций клубного объединения определяет исвоеобразие положения школьника в нем. Оно заключается в том, что ребенку ненадо мириться с положением, неудовлетворяющим его (как это часто бывает вклассе), потому что объединения по интересам организуются на основедобровольности вхождения в них участников. В клубе школьнику легче найти самогосебя, самоутвердиться, в каком-то отношении почувствовать себя первым средиравных, что необходимо молодому человеку в процессе его развития дляпреодоления комплекса собственной неполноценности. Наблюдения показывают также,что в клубном объединении школьник, как правило, не стремиться к положению«примы»; его удовлетворяют любые роли, если они индивидуальны, особенны.
Мы уже отмечали, что клубные объединения эффективнореализуют свои воспитательные функции, если их деятельность станет органичнымэлементом школы. При этом объединения по интересам могут позитивно влиять на еежизнедеятельность, способствовать развитию ее воспитательной системы.
По отношению к школе и к ее структурным элементам, преждевсего, к классу, клубные объединения выполняют по крайней мере три функции:компенсаторную, стимулирующую и интегративную.
Компенсаторная функция проявляется в том, что, во-первых,в деятельности по интересам ребенку легче самореализоваться, самоутвердитьсясреди сверстников, что не всегда возможно в других сферах деятельности (скажем,в учебной), где много обязательного, не всегда соотносящегося с интересами ипотребностями школьника; во-вторых, в связи с интенсивными процессамидифференциации обучения в школе (создание специальных классов с углубленнымизучением учебных дисциплин, классов выравнивания, коррекции и др.) наблюдается«расслоение» учащихся по интеллектуальным возможностям, и клубная работа,основанная на интересах детей и общедоступная для всех, в определенной степеникомпенсирует это «расслоение».
Педагогически целесообразно организованная деятельностьобъединений по интересам стимулирует развитие потребностно-мотивационной сферыдетей; учащиеся, занимающиеся в них, как правило, проявляют больший интерес кпознавательной деятельности, владеют творческими способами ее организации ит.д. Клубная деятельность стимулирует также педагогов к поиску творческих путейорганизации учебно-познавательной деятельности, способствует «поддержанию еетонуса». Деятельность объединений по интересам как наименеезапрограммированная, более творческая и нестандартно организованная, зачастуюявляющаяся «зоной неупорядоченности» (А.М.Сидоркин), способна поддерживатьактивное состояние воспитательной системы, стимулировать процесс ее развития вцелом.
Интегративная функция клубных объединений по отношению кшколе и ее структурам реализуется в том, что, с одной стороны, в деятельностиклубов в значительной степени усиливается познавательный компонент, а с другой– клубность становится характерной чертой жизни школы, класса.
Изучение опыта разных школ различных территорий страны,собственное исследование, проводившееся в течение длительного времени вгородских и сельских школах, убедили нас в том, что процесс становления клубногообъединения органичным компонентом целостной воспитательной системыобразовательного учреждения проходит три этапа: сначала объединение живет своей«внутренней жизнью», происходит становление системы его деятельности; затем,активно взаимодействуя с общешкольным коллективом, становится его органическойчастью; наконец, эффективная работа на внешкольной среде укрепляет его позициив воспитательной системе школы.
Заметим, что становясь органичным компонентом коллективашколы, фактором развития ее воспитательной системы, клубное объединение саморазвивается как коллектив, усиливается его воспитательная эффективность,характер воздействия на личность школьника. Процесс формирования коллектива иличности мы рассматриваем как целостный, учитывая, что развитие коллектива неможет быть оторвано от развития личности, а основой их формирования и развитияявляется коллективная деятельность.
Таким образом, клубное объединение не только играетважную роль в создании условий для развития личности ребенка, удовлетворяя егопотребности в творчестве, общении, предоставляя поле деятельности длясамовыражения, самоутверждения, самовоспитания, но и способно в значительнойстепени повысить воспитательную эффективность общешкольного коллектива, чтовозможно тогда, когда деятельность объединения по интересам становитсяорганической частью воспитательной системы школы[3].

2. Формы и типы клубнойдеятельности
Необходимо понять, что каждая клубная форма обладаеткакими-то специфическими качествами, совокупность которых и делает ее даннойконкретной формой.
В свою очередь, выявление этого особенного позволяетзафиксировать и то общее, что характерно для совокупности родственных илисмежных явлений и понятий в клубной методике. В конечном же итоге это помогаетмаксимально использовать возможности той или иной формы клубной работы,добиться усиления эффективности клубной работы[4].
Зададимся тогда таким вопросом: а что же следует иметь ввиду, выявляя это общее и особенное?
Во-первых, ее целевую установку, говоря иначе —сверхзадачу клубного мероприятия. Читатель непременно вспомнит, как мынастойчиво, чуть ли не в каждом примере ставили совсем не риторический вопрос«Для чего?».
Во-вторых, общее и особенное можно выделить, еслиорганизатор ответил и на следующий, вопрос — «Для кого?». Какой, иначе говоря,должна быть наиболее желаемая в данной ситуации аудитория.
Третий вопрос, требующий от организатора точного ответа, —«Что?». Стало быть, каково содержание этого мероприятия, над которым идетработа. Содержание — это определенная взаимосвязь явлений, событий, фактов,составляющих материал проводимого мероприятия.
Нельзя в процессе его организации проигнорировать и дваследующих вопроса: «Какова структура мероприятия?» и «Какие средства следуетиспользовать?» Понятно, что так начинается разговор о драматургии любого вечера,представления, праздника, монтаже их фрагментов, взаимосвязи документального ихудожественного — словом, всех тех аспектов, о которых мы уже говорили (гдедостаточно подробно и обстоятельно, а где кратко, лишь определив сутьпроблемы).
Процесс создания мероприятия един; здесь переплетаютсяразнообразные аспекты как групповой и индивидуальной, так и массовой работы.Ведь и любое заседание любительского объединения, и массовое мероприятиетребуют обязательного художественного осмысления. А раз это так, то инепременной драматургической разработки. Еще раз повторим: непременной,обязательной — ибо материал не терпит хаоса, он жаждет гармоническогосопряжения, выстраивания. Только в этом качестве он становится выразителен изаметен аудитории.
Да и сам конечный результат, продукт клубнойдеятельности, в том числе и в любительском коллективе, — это все же некоемероприятие. У коллекционеров это — выставка их сокровищ (а собирают, какизвестно, не только марки и значки, но и кактусы, бинокли, самовары и даже…кирпичи. Польский коллекционер В. Тираль как-то подсчитал, что в миресуществует 1019 видов коллекционирования). Недостаточно — просто что-то копить.Недостойно — просто что-то накапливать. Подлинный коллекционер — это не Скупойрыцарь, созданный пушкинским гением. Он не мыслит себя без общения с людьми, онготов приобщить их к пониманию и восхищению — нет! — не своей коллекции и ужконечно же не своей персоны, — к восхищению человеческим талантом, умением,мастерством, сотворившим ту или иную удивительную вещь, находящуюся ныне(счастливый случай!) в его коллекции. Сделать это можно, разумеется, толькоорганизовав выставку всех этих и подобных им сокровищ. Выставка — это не толькоразмещение экспонатов в выделенном пространстве фойе или комнаты; это и рассказо поисках (здесь же, у экспонатов или на странице устного журнала); это иэкскурсия по выставке; это, наконец, и конференция, на которой обсуждаются ееитоги, выявляются впечатления посетивших эту выставку зрителей.
Совокупность различных массовых (и не только массовых —групповых, индивидуальных) акций пронизывает существование и другихлюбительских объединений. Вот, скажем, к примеру, одно из таких объединений —клубы политической песни.
Поскольку пока что не существует ни философского, нисоциологического исследования, посвященного анализу данного явления, чистоусловным является как сам термин «политическая песня», так и выражение«движение политической песни», подразумевающее взаимосвязь ансамблейполитической песни, рост их мастерства, деятельность фестивальных оргкомитетов,создание клубов политической песни.
Что же означает понятие «политическая песня»?
Не следует сводить его к некоей песне-плакату, чтохарактеризуется активным лозунго-лобовым текстом, призывающим сохранить мир,демократию, положенным на бодрую маршеобразную мелодию. Это было бы оченьповерхностное, примитивное понимание того, что есть в сущности «политическаяпесня».
Политическая песня — это прежде всего песня, выявляющаяличностную, гражданскую позицию ее исполнителей. Таковой является и песнявремен гражданской или Великой Отечественной войн. Таковой является и песнясолидарности, песня борьбы народов, отстаивающих свою независимость, своюсвободу. И не только! Все дело, иначе говоря, в точке отсчета, который ипризван обеспечить наибольший политический эффект исполнению той или инойпесни.
Уже из сказанного ясно, что основные формы деятельностиклубов (равно как и ансамблей) политической песни — это концерты, которым,естественно, предшествует многоплановая работа. Ведь песню надо найти, разучитьи отрепетировать, выстроить драматургию концерта.
Только ли? А собрать коллекцию пластинок и магнитофонныхзаписей этих песен? А подобрать библиотечку сборников песен? Нот? Плакатов?Публикаций периодической печати? Ведь надо же знать, что делают другие клубыполитической песни.
Мы назвали лишь некоторые грани внутри-клубной работы.Однако даже из этого краткого перечня дел, которые должен был бы делать любойклуб политической песни, ясно, что он требует прежде всего создания коллектива единомышленников.Без единого понимания целей и задач, стоящих перед ним, без увлеченности исамоотверженности каждого его члена — можно ли говорить об успешной егодеятельности и в работе со зрителями, приходящими на концерты коллектива?
А ведь порой это не просто концерты в нашем привычномпонимании. Это — своеобразные политико-культурные акции, имеющие цельюсодействовать формированию не только эстетической, но и политической,нравственной культуры как непосредственных участников этих концертов, так и зрителей,которые нередко становятся здесь самыми активными соучастниками.
Формами такого единения сцены и зрительного заластановятся митинги-концерты, включающие и острое политическое слово (речьоратора, стихи в исполнении чтецов), и демонстрации слайдов и кинокадров, ивыставки политических плакатов. Так, на одном из таких концертов монтаж стиховтатарского поэта Мусы Джалиля, турецкого — Назыма Хикмета, палестинского —Му-ина Бсису, соединенных с мелодией песни А. Богословского «Рисуют мальчикивойну», позволил рассказать о трагическом положении палестинских мальчишек,лишенных не только детства, но родины. И вот смолкли струны гитары, но в залевсе еще стояла тишина. Та тишина, о которой порой только мечтать могут иныеисполнители. Тишина потрясения, скажем так. И только «переведя дыхание»,аудитория смогла наградить исполнителей долгими взволнованными аплодисментами.
От митинга-концерта отличают зонг-концерт. Так принятостало называть сценическое представление, построенное на репертуаретрех-четырех профессионально очень сильных коллективов клубов (или ансамблей)политической песни[5].
Нельзя здесь не упомянуть и фестивали политической песни,предполагающие не только организацию концертов в крупнейших залах того илииного города, но и проведение конкурсов на лучшую песню, стихотворение,рассказ, темой которых станет какая-либо злободневная, волнующая всехмеждународная проблема и многое-многое другое.
Трудно переоценить значимость клубов политической песни.Используя свое главное оружие — песню, они содействуют привлечению все болееширокого круга молодежи к осознанному политическому мышлению, способствуютпатриотическому и интернациональному воспитанию, вносят значительный вклад всохранение и пропаганду национального и международного песенного наследия.
Диско клуб — это своеобразный самодеятельный коллектив,объединяющий людей на основе общего интереса к музыке, искусству, взаимномуобщению, ставящий своей задачей не только организацию развлечения, но в рамках,границах этого развлечения стремящийся к созданию совместно со всемиприсутствующими яркого идейно-художественного зрелища. Именно в процессе егосоздания, в скрупулезной творческой работе над сценарием и его воплощением иосуществляется творческий и духовный рост самих членов щискоклуба. Именно впроцессе восприятия подготовленной дископрограммы, ориентированной нанепременное активное соучастие в ней всех присутствующих на дискотеке, иособенно — в процессе ее последующего осмыслс яия, происходит осознание техценностей, о которых повествовала программа. Разумеется, мы упомянули сейчасидеальную ситуацию. Процесс приобщения к культурным ценностям сложен. Однако втом, что подобный процесс идет именно таким образом, нас убеждают наблюдения замолодежной аудиторией, посещающей дискотеки.
Ажиотаж «запретного плода» исчез. Тупая толкотня накрохотном пространстве, отвоеванном локтями, надоедает. Обнаженная социальнаянаправленность многих произведений рок-музыки вынуждает к определенной реакции:либо я это отвергаю, либо — принимаю. Не забудем и о направляющей роли ведущего(диск-жокея), умело и точно ставящего акценты, лидера, которому доверяютсобравшиеся на дискотеку.
Да, процесс осознания себя в условиях дискотеки тольконачинается. Делаются еще только первые шаги. Но — делаются! Дискотека можетбыть не только местом танцевального марафона, но и местом организованного иувлекательного досуга. И разнообразного к тому же.
Дискоклуб, о котором мы говорим, есть высшая формразвития дискотеки. Здесь собираются те, которые прошли первичный этапувлечения дискотекой, которые уверовали в ее специфичность, видят динамику ееразвития. Поняли, наконец, что дискотека — это новая форма художественного илитехнического творчества в условиях клуба, требующая к тому лее и творческогоподхода к вопросам ее организации. А это, в свою очередь, означает, чтодискотека существует не только для развлечения. Она, образно говоря, покоитсяна «трех китах». Ибо выступает, во-первых, как форма деятельного отдыха, создаваяусловия для того, чтобы человек мог отвлечься, освободиться от ритмов трудовогодня, снять накопившееся трудовое напряжение. Иначе говоря, несколькорасслабиться.
И этому и должна способствовать атмосфера дискотеки: ееоформление, освещение, звучащая музыка, реальные возможности общения сблизкими, хорошо знакомыми людьми.
Кроме того, дискотека — это и своеобразная формапросвещения и воспитания. Информация, получаемая на дископрограмме, равно как иее комментарий, ориентированы на ликвидацию односторонности запросовпосетителей дископрограммы, дальнейшее углубление и расширение их кругозора.Разумеется, не только в сфере современной музыкальной культуры. Подобноерасширение кругозора и приводит в конечном итоге к побуждению каждой (видеале!) присутствующей на дископрограмме личности к самовоспитанию.
И наконец, еще одно. С дископрограммы никто не снималзадачи организации развлечения. Причем такого развлечения, которое помогло бывосстановить психическое равновесие человека, дать разрядку его эмоциональномунапряжению. Развлечение, особенно если ему отдаешься полностью, активизируетвоображение человека, его восприятие, мышление, эмоции. Создаваемое надископрограмме «игровое общение» примечательно именно спонтанностьюсамовыражения, в процессе которого партнеры, образно говоря, «обмениваются»чувствами, настроениями. Стало быть, можно сказать, что дискотека(дископрограмма) предполагает не только «развлечение ногами», скажем так, но иразвлечение интеллектуальное. А это, понятно, диктует определенные требования ик содержанию программы, и к ее драматургии, то есть сценарию.
У него есть одна принципиальная особенность: здесьтеснейшим образом переплетаются публицистика, информация и развлечение.Разумеется, каждый из названных блоков дископрограммы может быть представлен вее драматургии в большей или меньшей степени, какой-либо — отсутствоватьполностью. Принципиально понять вот что: драматургия дископрограммы неисчерпывается танцевально-развлекательным блоком. Дискотека потому иперспективная форма современной культурно-просветительной работы, чтопредлагает всякий раз неисчислимое богатство различных видов содержательноорганизованного досуга.
Тем более что она по-хозяйски вобрала в себя многиепозитивные моменты организации досуга в прошлом: и задушевную атмосферупосиделок и домашних вечеров, и тенденцию к информативности, присущую некоторымего формам, и склонность к импровизационное, без которой немыслимывечера-викторины, и т.д.
Конечно же, в условиях дискотеки, в условиях демонстрациидископрограммы опыт прошлого основательно был переосмыслен. Появилось новоекачество — широкая технизация программы, которое заставляло заново осмысливатьположительные уроки прошлого. В том числе и некоторые уроки драматургическойорганизации материала.
В одной из предыдущих глав мы размышляли с вами,читатель, о взаимосвязи темы и сюжета. Если вы помните, мы говорили о том, чтосюжет есть какое-либо конкретное событие, составляющее содержание действиямассового мероприятия, композиционно выстроенное. Мы приводили в подтверждениетому немало примеров.
Очевидно, следует привести примеры, показывающие сюжетноепостроение и в дископрограммах. Тем более, что некоторые «сюжетные ходы»используются в драматургии дископрограммы достаточно часто.
Отнесем к ним прием «путешествия», которое в условияхдископрограммы совершается на воображаемых авиалайнерах, космических кораблях идругих средствах передвижения современного человека. Этот прием, пожалуй,наиболее распространен в сценарной практике создания дископрог-рамм. С однойстороны, он имитирует как бы стремительные перемещения во времени ипространстве — и в этом его своеобразие. Но вместе с тем он таит в себе иопасность распространения примитивного, шаблонного решения. Если...
Если сценарист дископрограммы не сумеет найти некоей«изюминки», способной оживить ситуацию, придать ей достоверность.
Разберем такой пример: сценарий дископрограммы «Городскойпарк» в одной из подмосковных дискотек был задуман как своеобразное путешествие— прогулка по аллеям и памятным местам реального» всем присутствующим надискотеке хорошо известного городского парка. И тогда «зеленый театр»,изображение которого в различных ракурсах возникало на экране, становилсяповодом для демонстрации концертных номеров исполнителей всех стран и народов,будто бы посетивших этот подмосковный город. И тогда «музей», расположенный натерритории парка, становится великолепным поводом для демонстрации слайд-фильмапо балладе Д. Кедрина «Зодчие». А «аллея цветов» парка — основанием для показапрограммы песен и слайдов о цветах и т. п. Сочетание разнообразных, со вкусомотобранных музыкальных произведений и слайдов, к тому же прокомментированныхдиск-жокеем умело, тактично, не без юмора, позволило создать диско-программу, вкоторой лирическая настроенность соединялась с веселой улыбкой, что и сделалоданную программу непохожей в ряду прочих.
Можно в качестве примера назвать и такой сюжетный ходпостроения дископрограммы, как воображаемая организация «школьных занятий».Суть этого приема также не слишком сложна: посетителям дискотеки предлагаетсяпровести несколько часов как бы в «школе», на самых различных «уроках».Понятно, что каждый «урок» — это эпизод дископрограммы. Так было, например, надископрограмме «Школа музыки» (дискотека ДК «Горняк»). Школьный звонокприглашал всех присутствующих на занятия в «класс». «Классом» был, конечно же,дискозал. Чередовались «уроки» и «перемены», в которые организовывались игры,викторины, конкурсы. «Уроки» тоже были достаточно свое.
Без предварительной и многообразной работы сотворить увлекательнуюдископрограмму нельзя. Такое — под силу лишь дискоклубу. Вот почему несколькоранее мы и говорили о том, что в клубе неразумно строить заборы и изгородимежду его массовыми и групповыми формами. Клубная жизнь — организм единый.Здесь живо и творчески переплетаются разнообразные формы. И разговор о клубеполитической песни, и о дискотеке, думается, достаточно наглядно этоподтверждает.
Возьмем тогда иную сторону клубной деятельности. Давноизвестна, еще с 20-х годов, форма устного журнала. Где-то в 50-е годы появиласьеще одна, похожая даже названием — устный альманах. В конце 70-х родилсяинформационный (или клубный, как иногда его называют) вестник. Каждая из этихперечисленных форм — «законнорожденное», то есть обусловленное атмосферой,обстановкой, «дитя» своего времени.
Так, огромная испепеляющая жажда знаний и вместе с темнедостаток средств информации (радио, не говоря о телевидении, ведь еще небыло) вызвали к жизни сначала — устную газету, а затем — устный журнал.Стремление к помпезности в подаче информационного материала — одна изсущественных причин возникновения устных альманахов. Недостающаяинформированность о событиях местной жизни привела к появлению клубныхвестников.
Нетрудно заметить, что все перечисленные формы в большейли, меньшей ли степени, но прежде всего выполняют задачу информированиянаселения об актуальных событиях и проблемах современной жизни. Разумеется,наряду с организацией рассказов об увлекательных проблемах, представляющихнаучный или художественный интерес; повествований о зарубежных поездках или опутешествиях по нашей стране; выступлений людей, интересных своей судьбой,профессией, проблемой, над которой они работают, и т. д[6].
Интересен в этом отношении зарубежный опыт работыподростковых клубов, в частности Швеции и Франции. В настоящее время только встолице Швеции Стокгольме подростковых клубов насчитывается около семидесяти (вТобольске – всего пять, хотя справедливости ради необходимо указать на различияв статусе указанных городов (столица государства и российская глубинка), атакже в финансовых возможностях местных муниципалитетов). Подростковые клубы поместу жительства стали в этой скандинавской стране одним из важнейших звеньев ввоспитании молодежи. Они пользуются большой популярностью в основном уподростков 13-17 лет. Эти центры отдыха работают всю неделю за исключением двухвыходных. Штат профессиональных педагогов в каждом из семидесяти клубовнасчитывает от пяти до десяти человек. Не меньшей популярностью пользуютсяподобные учреждения и во Франции, получившие там название культурно-досуговыхцентров молодежи, контингент которых строго распределён в зависимости отвозраста: дошкольные лагеря для 4-6-летних детей, центры каникул для6-14-летних детей, центры совместных каникул для подростков 13-18 лет и центрыдосуга под открытым небом для детей от 16 лет.
Возвращаясь к затронутой выше проблеме авторитаризма вотечественной педагогике, полезно проанализировать опыт реализации в 1980-х гг.в Стокгольме так называемого «Демократического проекта», охватившего порядкадесяти подростковых клубов столицы Швеции. В основе данного эксперимента лежалаидея перехода к педагогике сотрудничества (следует отметить тот факт, что вотечественной педагогике того времени в лице так называемых«педагогов-новаторов» также начали говорить о «педагогике сотрудничества») исамоуправлению членов клуба, наряду со штатными социальными педагогамиполучивших равные права (чего, как можно было заметить выше, лишены подростки внашем случае). Причем, взрослые лишились права налагать запреты на проектыдеятельности досугового центра. И педагоги, и члены клуба стали совместнораспоряжаться финансами (о чём в нашем случае не может быть и речи), определятьнаправления деятельности, осуществлять разработку и претворение в жизньразличных проектов. Другими словами, всю ответственность за злополучные«разработку» (программ), «распределение» (финансов) и «принятие» (решений)стали поровну делить между собой как педагоги-воспитатели, так иподростки-воспитанники (обращаем ваше внимание, что этот проект началреализовываться ещё в 1980-е годы. С тех пор прошло уже порядка двадцати лет, аотечественная педагогика всё ещё продолжает во многих случаях носитьавторитарный характер).
Для оказания помощи молодежи были выбраны представителииз числа местных политиков, к которым в случае несогласия с педагогами могли быаппелировать подростки, используя его, таким образом, в качестве третейскогосудьи. В основу деятельности клубов был положен т.н. «принцип трёх «нет» — «нетрасизму», «нет насилию» и «нет наркотикам». В обязанности местных педагогов иадминистративных работников входило лишь наблюдение за соответствиемдеятельности досуговых центров поставленным перед ними целям и задачам,обеспечение безопасности и защиты подростков, а также предупреждение ихпротивоправной деятельности. При этом между педагогами досугового центра,подростками – членами клуба и местными комитетами заключался договор, которыйгарантировал строгое соблюдение добровольно принятых на себя обязательств, чтоспособствовало реальному росту авторитета руководителя и педагога.
Результаты проведённого эксперимента показали, чтонаиболее оптимальной и эффективной моделью организационного построения такогоподросткового клуба является выборный комитет из 25 человек, в ведении которогонаходились вопросы заключения соглашений, оформления их в форме договоров ит.п. Выборный комитет полностью состоял из подростков – воспитанников данныхподростковых клубов по месту жительства, и в его власти, как уже отмечалосьвыше, находились даже вопросы распоряжения финансами клуба.
Программу работы клуба определяло открытое собрание, накотором могли присутствовать все желающие. Штатные педагоги и администрациядосугового центра имели на собрании, как и все члены клуба, один голос, чтоособо подчеркивало равенство прав с подростками в сфере управления. Подлиннойосновой демократии являлись рабочие группы, разнообразные по своему составу.Решающее значение придавалось осознанию каждым подростком значения своейработы, своего места и участия в деятельности рабочей группы.
Новый демократический стиль взаимоотношений (как в сфереуправления деятельностью клуба, так и в неформальном взаимодействии), выбранныйавторами проекта для взаимодействия с подростками-воспитанниками стильсотрудничества, который начал складываться в группах, ничуть не мешал развитиюдругих не менее известных форм досуговой деятельности (дискотеки, вечераотдыха, туристические походы и т.п.) Но выбранный стиль коренным образомпоменял содержание указанных форм деятельности: подростки становились болеетолерантными, терпимыми, раскованными, избавлялись от разнообразных комплексов,вырабатывали в себе чувство истинной солидарности со сверстниками, чувствособственной значимости и нужности (чего, к сожалению, так не хватает нашимподросткам), начинали видеть в педагогах не надсмотрщиков, а соисполнителей исоучастников их совместной деятельности, которым не безразличны личностныеинтересы подростков.
Реализация данного «Демократического проекта» очень теснов своих методологических основах связана, по нашему мнению, с активноразвивающейся во Франции так называемой педагогической анимацией (во Францииорганизаторов внешкольной деятельности детей в свободное время называютпедагогами-аниматорами.). Термин «анимация» в педагогической науке появился всвязи с разработкой проблемы динамики группы и свободного воспитания.Педагогическая анимация, признавая плюрализм (множественность) мнений ипозиций, способствует свободному и автономному самоопределению личности вгруппе, создает наиболее благоприятные условия для поиска правильного решенияпроблем, являясь, тем самым, школой подлинного гражданского становленияличности. Педагогическая анимация пробуждает у индивида веру в свои силы,активизирует процесс общения, самопознания, устанавливает новый стильчеловеческих отношений, отвечающий потребности человека в проявлении своеготворчества. Именно эти идеи, на наш взгляд, и были реализованы в шведскомпроекте.
Аниматор старается создать все необходимые условия дляувлекательной, вызывающей интерес деятельности, вдохновляет детей и побуждаетею заниматься. Он воспринимается как член группы, участвующий в ее жизни, а ненаходящийся вне ее или рядом с нею. Задачей педагога-аниматора являетсяустановление между членами группы атмосферы сотрудничества, взаимного уважения,творческого поиска и творческой деятельности. Естественно, в подобных условияхнет места авторитарным методам взаимодействия с воспитанниками, которыехарактерны для ряда отечественных подростковых клубов[7].

3. Проблемы и перспективы клубнойдеятельности
 
3.1 Проблемы клубной деятельности
Обозначим основные проблемы клубов:
1. Ни один клуб не стимулирован на рост мастерства своихчленов.
2. Неурегулированность взаимоотношений: Клуб-Федерация,танцор-тренер, тренер-родители (инвесторы), Клуб-Инвесторы и пр. Нет ни прав,ни обязанностей Сторон ни в одной из связок.
3. Не понятна система взаимоотношений Клуба с другимиобщественными, спортивными, учебными, финансовыми и государственнымиорганизациями. Вопрос — должен ли Тренер иметь Лицензию на ведениепреподавательской деятельности? Это, например. Какие взаимоотношения ТСК ссистемой детского образования и воспитания?
Следует обратить внимание на клубы, сегодня этонеобыкновенно актуально, ибо подчеркивается непереходящая сущностность этихучреждений культуры для всестороннего воспитания личности советского человека,для усиления и углубления процесса ее социализации. И это во-первых.
Деятельность клуба, во-вторых, никогда не сводиласьранее, да и не сводится в настоящее время, сугубо к политической пропаганде.Ведь когда-то именно в его залах и комнатах началось массовое обучение грамоте,были организованы общеобразовательные и агрономические кружки, возникликоллективы художественной самодеятельности. Так утверждалась в жизни еще одналенинская мысль. Мысль о клубе как одной из важнейших позиций для просвещениянарода. И это еще одна грань его существования, также не потерявшая своейсегодняшней значимости, несмотря на бурное развитие средств массовойинформации.
И наконец, еще одно, чем полезен и славен клуб — и впрошлые, и в нынешние времена. Он — уникальная форма организации досуга. Причемне пустого времяпрепровождения. Ибо свободное общение, организованное в егостегах, не ограничивается только созданием условий «общественного домашнегоочага». Здесь осуществлялось широкое культурное кооперирование масс,необходимое как для развертывания разнообразной групповой деятельности, так идля создания всякого рода массовых действ,— в этом и заключалась изначальнаяподлинная суть клуба.
И заметим, без какого бы то ни было противопоставленияформ его существования. Без каких-либо шараханий из одной крайности в другую.Полное единение массовых и групповых форм клубной практики естественно изакономерно, ибо подлинное воспитание может быть осуществлено, как отмечал ещеА. С. Макаренко, не «через первичный (контактный) коллектив, ибо в такомколлективе… появляется семейственность и получается тот род воспитания,который нельзя назвать вполне советским воспитанием. Только через большойколлектив, интересы которого вытекают не из простого общения, а из болееглубокого социального синтеза, возможен переход к широкому политическомувоспитанию...». А оно-то и составляет одну из существенных задач гармоническогоразвития личности, ее совершенствования.
Напомню, что выдающийся советский педагог полагал, чтополитическое воспитание есть зерно всесторонне и гармонично развитой личности.И в клубе оно может быть достигнуто лишь при одном условии: его любительскиеобъединения консолидируются при создании различных массовых мероприятий.Разнообразие коллективов, их творческих концепций и создает, в конечном итоге,возможности организации увлекательного и интересного досуга в клубе. Воттогда-то и массовая его работа (вечера, встречи, праздники и т. п.), и работагрупповая (выступления ансамблей политической песни, клубов самодеятельнойпесни, дискоклубов и т. п., проведение заседаний любительских объединений)образуют тот своеобразный, известный нам по школьному курсу физики сообщающийсясосуд, в котором ассимилирующиеся частицы веществ создают некое новое качество,новое, по сути, вещество. Без этой каждодневной и скрупулезной работы посозданию досуга нет и не может быть современного клуба.
Отметим, что примерно так же когда-то объяснял существоэтого слова и В. И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусскогоязыка»: «… собрание, постоянное общество, которое собирается в особомпомещении, для беседы и увеселений...» Итак, клуб — явление многофункциональное,ибо многофункциональна сама культура, частью которой он и является. Ошибка, идовольно распространенная, видеть в нем только одну какую-либо сторону: пропагандистскую,просветительскую, развлекательную. В том-то и состоит особенность этого учреждениякультуры, что все стороны в его деятельности теснейшим образом взаимосвязаны,ни на йоту не изолированы, не отдалены друг от друга. Точкой-то ихсоприкосновения и является культура. Вот почему формирование культурыполитической, нравственной, эстетической, экономической, правовой и т. д., еслии не стало еще четко ощутимой каждым клубным работником наиглавнейшей задачей,завтра будет необходимо пронизывать всю его деятельность. И к этому надо бытьготовым, ибо, приступая к формированию культуры, он сам должен быть культурноразвитым и всесторонне образованным человеком. Это — очевидно.
Все сказанное и определяет возрастающуюкультурно-организующую роль клуба. Сегодня в нашем обществе наблюдается взрывдуховной активности… Люди хотят больше знать о прошлом, настоящем и будущемстраны, острее и пристальнее стало внимание к общественным и государственнымделам, к мировоззренческим и морально-этическим проблемам.
Присмотримся к этим пожеланиям, задумаемся над ними —ведь в них четкая программа деятельности всех социальных институтов общества. Иклуб здесь, как говорится, не составляет исключения.
Есть и еще один принципиальный аспект в его нынешней,современной деятельности. Речь идет о самом, может быть, остром и болезненномдля нашего общества вопросе: пассивности к переменам у определенной частилюдей, их социальной инерции. И хотя это только часть населения, и пусть дажене очень большая, но ее настроение неустойчивости, ощутимое в обществе, конечноже, не способствует стремительному движению вперед.
Задача клубного работника — понять причины этойнеустойчивости и помочь человеку обрести уверенность. Помочь преодолетьпсихологическую боязнь всего нового. Помочь преодолеть страх.
Да, конечно, страх — и как кратковременная эмоция, и какустойчивое чувство — в природе человеческой натуры. В его генетическом коде.Еще совсем недавно он был в избытке у каждого из нас. Страх перед теми, ктоможет оскорбить или ударить. И перед теми, кто должен был бы нас от этогозащитить. Страх перед начальником и перед властью. Нужно ли перечислять далее?
Страх сковывает ум и волю. Заставляет пригибаться.Приучает прошмыгнуть незамеченным. Спрятаться от бурной действительности вувлечении ли восточным мистицизмом, экзотическим хобби или давним примитивнымвещизмом. Вот они — истоки пассивности советского человека. Вот она,довольно-таки дорогая «плата за принижение индивидуальности, бюрократизациюобщественной жизни и невыполненные обещания» (И. Кон).
И вот почему необходимо найти слова, которые помогли быснять это бремя страха. Которые могли бы проникнуть в сознание человека,пробудить в нем доброе, сердечное отношение к людям, его окружающим. Поднять надела, способствующие демократизации общества, раскрепощению личности,распространению культуры, которая, как цемент пропитывает различные сторонынашей жизни. Призвать к строительству общества, в котором бы человеку было нестрашно жить.
Клуб, будучи частью общественного механизма, не может неболеть теми же «болезнями». Вот почему столь важно разобраться в их истоках.Понять, что же мешает организации здесь разнообразной, увлекательной иинтересной жизни.
3.2 Пути решения проблем иперспективы развития клубов
Первая из этих «болезней», во многом тормозящая решениетого или иного человека провести свой досуг в клубе, — запустение и разор,царящие здесь. В громадном, подавляющем большинстве этих учреждений, особенно всельской местности.
Что и говорить, материально-техническая база современногоклуба и на селе, и в городе ниже всякой критики. Добавьте к этому упомянутоеотсутствие здесь уюта, домашней ухоженности. Где уж большинству современныхклубов до того состояния, которое определялось когда-то как «общественныйдомашний очаг». Какой уж там «очаг», если в зале — сломанные стулья да рядскамеек, если добротное оборудование может явиться хозяину этой «обители» лишьв каком-то горячечном сне[8].
Одним из решений сложившихся «клубных» проблем видим вповышении квалификации работников клубов.
Здесь клубный работник мог бы стать его первейшим и надежнейшимпомощником.
В современном клубе творческий поиск постоянно вступает вконфликт с параграфом тех или иных инструкций и распоряжений. Очевидно, онинеобходимы. Но ориентированы-то они должны быть не на вчерашний день. В нихследует учесть сегодняшнюю ситуацию, уже достигнутый уровень работы, постоянноестремление передовых клубных специалистов к поиску. Надо уметь заглядывать взавтрашний день.
Вот тогда-то не в десятках, а в сотнях клубов васвстретят с цветами у входа, предложат во время встречи с интересным человеком —журналистом, поэтом, конструктором чашку чая или кофе, а участвуя в каком-либоконкурсе, вы получите шанс выиграть книгу известного писателя, а не погремушкуиз «Детского мира».
Вот тогда-то и сможет клубный работник «сеять разумное,доброе, вечное». Создавать увлекательные программы, развивать творческиеколлективы, исходя из интересов и потребностей посетителей клуба, а не изинструкций, отказывающих ему в самом главном — признании его творческимучреждением. Позиция для нынешнего руководителя культуры, порой бывшегодиректора кирпичного завода или бани—должности, сами понимаете, номенклатурной,весьма удобная. Ведь в его представлении клубный работник — всего лишьчиновник, обязанный, не слишком умствуя, выполнять изданные директивы иуказания.
Какой может быть разговор о творческой профессии? —искренне удивляются подобные руководители. Абсурд, нонсенс! Клубный работник,утверждают эти руководители «культурного фронта», всего лишь организатормассово-политических мероприятий. Не более того! Ну еще там — организатордосуга. И все! Вот она — еще одна сторона «остаточного принципа» в организацииклубной работы. Вот оно — подлинное существо авторитарно-административногосиндрома! Убеждены, что существование этого «синдрома» — первопричина многихнесуразностей, встречающихся в практике.
Вот, например, судьба слова — едва ли не самого ведущего,существенного выразителя творческого замысла в клубе. Которое к тому же всегдабыло и будет показателем нашей культуры: ее уровня, качества, глубины. Увы,приходится констатировать, что, если будущий исследователь лет, эдак, черезпятьдесят станет изучать сценарные материалы нынешних массовых мероприятий,боюсь, он не будет слишком высокого мнения о качестве нашей культуры. Преждевсего он непременно заметит, что в обществе, особенно на уровне 60—70-х годов,произошла значительная «девальвация» слова. Это особенно заметно по тем из них,которые призваны были определить смысл и характер существования нашегосоциалистического общества.
Если этот будущий исследователь хоть немного любопытен,он обратит внимание и на то, что данная аномалия характерна не только длямассовых мероприятий этого отрезка времени. Об этом же с горечью и тревогой насвоих пленумах размышляют писатели, об этом же пишут театроведы, киноведы идругие специалисты, призванные анализировать слово во всех видах егосуществования — устное ли оно, письменное ли.
Действительно, исчезают, девальвируясь — от слишком лиусердного и частого употребления? от общего нашего неверия ли и апатии? — такиестоль нужные и необходимые слова, как «коммунизм» и «коммунист», «гражданскийидеал» и «положительный герой» и некоторые другие, не менее принципиальные длянашего общества[9].

Заключение
Творчество в клубе – не столько индивидуальный, сколькоколлективный процесс.
Организация коллективной творческой деятельностиспособствует формированию у каждого участника объединения активной позиции.Тогда он становится не простым созерцателем происходящего, а его творцом,проявляя при этом свою индивидуальность, В процессе такой деятельностипроисходит развитие каждого участника, в том числе его творческой активности.
В клубном объединении это в значительной степениоблегчается и спецификой решения проблемы привлечения его участников куправлению жизнью своего коллектива. В целом сделать это при условиипедагогически целесообразно организованной деятельности в клубе можно гораздобыстрее, чем в первичных коллективах других типов. Это связано, с одной стороны,с добровольностью вхождения школьников в объединение по интересам, а с другой –с тем, что достижение индивидуальных целей возможно только при условииактивного включения в реализацию цели коллективной.
Известно, что уровень активности людей зависит отвозможности удовлетворения ими потребностей, которые проявляются в мотивах,побуждающих к деятельности и являющихся формой проявления потребностей.
Поскольку «глубочайший смысл воспитательной работы …заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей», которыеудовлетворяются и развиваются в деятельности, то от того, насколькоразнообразна будет эта деятельность, насколько педагогически целесообразно онаорганизуется, будет зависеть и степень реализации потребностей школьников.
Седи мотивов, приводящих учащихся в клубные объединения,наиболее значимыми являются мотивы познавательного характера, общения,самоутверждения и самовоспитания. Естественно, что с развитием коллективаобъединения место каждого из мотивов в их иерархии изменяется, и, прежде всего,усиливается роль мотивов коллективистических, выражающихся в росте потребностиучастников объединений в реализации общественно значимых целей их деятельности[10].

Список литературы
1.        Большая Советская Энциклопедия. В 30-ти т. Т.12. М.: Советскаяэнциклопедия, 1973. С. 324.
2.        Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность ивоспитание школьников: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2004. С.7-8.
3.        Владимиров В.С. Каким быть клубу. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 448.
4.        Гагин В.Н. Интересно ли в Вашем клубе? М.: Юнити, 2004. С. 240.
5.        Караковский В.А., Полукаров В.В. Педагогика коллектива: Книга в газете.Глава седьмая // Учительская газета. 2005. 14 мая.
6.        Куракин А.Т., Лийметс Х.Й., Новикова Л.И. Коллектив и личностьшкольника. Вып.1. В 2-х ч. Ч.11. Таллин, 2001. С.22-24.
7.        Макаренко А.С.: Пед.соч. В 8-ми т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. С.307-308.
8.        Пинкевич А.П. Педагогика. В 2-х т. Т.2. Школьный возраст. Трудоваяшкола. М.: Работник просвещения, 1999. С. 116.
9.        Пистрак М.М. Педагогика. М.: Учпедгиз, 1995. С. 369.
10.     Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т.1. М.: Большая Российскаяэнциклопедия, 1993. С. 446.

Приложение
Анкета
Фамилия имя отчество
Ваш возраст
А) До 18
Б) 18-30
В) Старше 30
Являетесь ли Вы членом какого-либо клуба?
А) Да
Б) Нет
В) Нет, но хотел(а) бы
4. Как часто Вы посещаете клубы?
А) Раз в месяц
Б) Раз в неделю
В) Два раза в неделю
5. Все ли устраивает Вас в клубе, который Вы посещаете?
А) Да
Б) Нет
6. Каким мероприятиям Вы отдаете большее предпочтение?
А) Просветительным
Б) Развлекательным
В) Никаким
7. Ваши пожелания и предложения клубу_______________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты анкеты
Анкету заполнили 120 человек, в возрасте от 18 до 33 лет.Преимущественно это были молодые люди от 18 до 26 лет (76%).
Большинство людей, заполнивших анкету являются членамикаких-либо клубов (70%). Почти вся оставшаяся часть хотели бы стать членамикаких-либо клубов (28%).
Респонденты, как показали результаты анкеты, часто ирегулярно посещают всевозможные клубы (89%-раз в месяц; 10% — раз в неделю).
Большинство опрошенных людей отдают предпочтениепросветительным и развлекательным мероприятиям. Эти предпочтения набрали почтиодинаковое число голосов – 43 и 48% соответственно.
Таким образом, можно сделать вывод, что большая масса людейвходит в члены каких-либо клубов и регулярно их посещают; основное преимуществоимеют развлекательные и просветительные мероприятия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.