МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТ
К экзамену по кандидатскому минимуму по философии
На тему:
“Проблема развития в психологии и философии”
Выполнил:
Астраханцев И. М
Место учебы:
Аспирантдневного отделения,
кафедра общейпедагогики
Телефон:
37-90-58(домашний)
ИЖЕВСК 2000
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Сущность понятия “развитие” в психологии
1.2. Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности.
1.3. Специфика психического развития
1.4. Теории развития в психологии
1.5. Развитие психики в филогенезе
1.6. Проблема соотношения биологического и социального в развитии.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ
2.1. Сущность понятия “развитие” в философии
2.2. Теоретический анализ понятия “развитие” в философии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3
5
5
6
10
11
20
21
23
23
25
29
30
ВВЕДЕНИЕ
Понятие развития в психологии и философии
Впсихологических словарях термин “развитие” трактуется следующим образом.“Развитие” определяется как закономерное и необратимое изменение психическихпроцессов во времени, выраженное в их количественных, качественных иструктурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется необратимымхарактером изменений, направленностью (т.е. способностью к накапливанию изменений,“надстраиванию” новых изменений над предшествующими) и их закономернымхарактером ([10], стр. 294). В другом словаре “развитие” трактуется какпоследовательные (прогрессирующие или регрессирующие), в целом необратимыеколичественные и качественные изменения психики; при этом старые структурывходят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию ([9], стр. 386).Л.И.Анцыферовой “развитие” определяется как возникновение качественно новыхобразований, переход психологической системы на новый уровень функционирования[4]. По Л.И.Божович “развитие” есть возникновение системных психологическихновообразований. Б.Г.Ананьев представляет “развитие” как последовательную сменумоментов становления, эволюции и инволюции; каждое из этих изменений имеетколичественную характеристику продолжительности (метрологическую), качественную(однонаправленность, одномерность), типологическую [3].
Вфилософских словарях “развитие” трактуется как качественные, в основном,необратимые, направленные изменения системы. Направленность изменений можетиметь следующие векторы: прогрессивный, регрессивный и горизонтальный. Примерпоследнего — качественные изменения в химии, в таблице Д.И.Менделеева, гдеизменения развертываются на одном горизонтально-структурном уровне организацииматерии. Развитие может иметь различные формы: прямолинейную,лестнично-поступательную, ломаную, волнообразную, спиралевидную и др. ([2],стр. 256).
Развитиев философии понимается также как закономерное качественное изменениематериальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое инаправленное. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от другихизменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (т.е.циклического воспроизведения постоянной системы связей и отношений); приотсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесссвойственной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии; отсутствиезакономерностей характеризует случайные изменения катастрофического типа ([12],стр. 400).
Такимобразом, обобщая психологическое и философское понимание развития, можносказать, что развитие есть процесс качественных изменений, характеризующихсянеобратимостью, многомерностью, направленностью и возникновением качественноновых образований.
Врамках данной работы автором предпринята попытка теоретически проанализироватьпонятие “развитие” с точки зрения психологии и философии, осознать сущность исодержание этого понятия. Исследования в области психологии и философииразвития представляют сферу профессиональных интересов автора, что являетсяпобуждающей основой для написания данной работы.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Сущность понятия “развитие” в психологии
Принципразвития имеет важнейшее значение для конструирования психологии как науки,ориентированной на изучение объективных закономерностей личности человека и егопсихики. Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становлениеструктур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной историейразвития человечества в целом и отдельных его этнических, социальных,культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психическихструктур в течение жизни отдельного организма — человека или животного) [10].
Вработах как российских, так и зарубежных ученых принцип развития трактуется каквзаимосвязь изменений психологических явлений и порождающих их причин. При этомпринимается во внимание зависимость происходящих преобразований психическихявлений от их включенности в целостную систему.
Новообразованияв ходе психического развития характеризуются: необратимостью изменений, ихнаправленностью, закономерностью преобразований, их трансформацией от этапа кэтапу развития, “надстраиванием” новых преобразований над предшествующими,имеющими не только количественные, но и прежде всего качественные параметры.Как выяснилось, наиболее продуктивен такой подход к построению теорий,обращенных к психическому развитию, в котором находятся в органичном сочетанииидеи преемственности и качественного своеобразия ступеней (этапов, периодов,эпох) развития.
Еслидо начала 70-х годов в психологии доминировала проблема развития психики, то впоследующие десятилетия был осуществлен переход к решению вопроса о развитииличности человека, к построению соответствующей периодизации его этапов. Однимиз вариантов решения этой проблемы стало обращение к возможностям социальнойпсихологии. В качестве системообразующего начала был принят принципдеятельностного опосредствования, детерминирующий закономерности перехода отодного возрастного периода к другому. На этом основании была построенапериодизация развития личности.
1.2. Развитие психики и развитие личности. Проблемаведущей деятельности.
Проблемаразвития ребенка становится приоритетной для российской психологии с 30-хгодов. Однако общие теоретические аспекты возрастной психологии до сих поростаются дискуссионными.
Втрадиционном подходе к этой проблеме не различалось развитие личности иразвитие психики. Между тем подобно тому как личность и психика являютсянетождественными, хотя и находятся в единстве, так и развитие личности иразвитие психики образуют единство, но не тождество.
Признаниетого, что понятия “личность” и “психика” не могут при всем их единствемыслиться как тождественные, не является очевидным. Начало методологическомурассмотрению идеи о тождестве личности и психики (сознания) содержитсяимплицитно в трудах некоторых психологов. Начало этому положил Э.В.Ильенков,который считал необходимым “искать разгадку “структуры личности” в пространствевне органического тела индивида, и именно поэтому — во внутреннем пространствеличности”. В этом пространстве сначала возникает человеческое отношение кдругому индивиду (именно как реальное, чувственно-предметное,вещественно-осязаемое отношение, “внутри” тела человека никак не заложенное),чтобы затем — вследствие взаимного характера этого отношения — превратиться вотношение к самому себе, опосредованное через отношение к “другому”, которое исоставляет суть личностной — специфически человеческой — природы индивида.Личность рождается, возникает в пространстве реального взаимодействия поменьшей мере двух индивидов, связанных между собой через вещи ивещественно-телесные действия с ними.
Л.С.Выготским (1930) была сформирована идея социальной ситуации развития, “системыотношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью как“исходного момента” для всех динамических изменений, происходящих в развитии втечение данного периода и определяющих “целиком и полностью те формы и тотпуть, следуя по которому ребенок приобретает все новые и новые свойстваличности”.
Этоттезис Выготского принят как важнейший теоретический постулат концепции развитияличности. В педагогической и возрастной психологии он не только никогда неопровергался, но и постоянно использовался как основополагающий (Л.И.Божович).однако рядом с ним в качестве исходного момента для объяснения динамическихизменений в развитии фигурирует принцип “ведущего типа деятельности”(А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.).
Л.С.Выготскийсформулировал фундаментальную идею, указав, что обучение “забегает вперед”развитию, опережает и ведет его. В этом отношении ориентация обучения на “зонуближайшего развития” ребенка является основой построения обучающих систем.
В.В.Давыдовсчитает, что социальная ситуация развития — это прежде всего отношение ребенкак социальной действительности. Но именно такое отношение реализуетсяпосредством человеческой деятельности. Поэтому вполне правомерно в этом случаеиспользовать термин “ведущая деятельность” как синоним термина “социальнаяситуация развития”.
ПоА.Н.Леонтьеву, ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которойобусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологическихособенностях личности на данной стадии его развития. А.Н.Леонтьев подчеркивал,что развитие не является независимым от конкретно-исторических условий, вкоторых оно протекает, от реального места, которое ребенок занимает в системеобщественных отношений. Им был поставлен вопрос о связи между изменениями этогоместа и изменениями ведущей деятельности ребенка. Он отмечал, что в ходеразвития прежнее место, занимаемое ребенком в окружающем мире человеческихотношений, начинает осознаваться им как не соответствующее его возможностям ион старается изменить его. В соответствии с этим его деятельностьперестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития егопсихической жизни.
Исключительныйпо своей значимости вклад в выяснение конкретных механизмов и закономерностейразвития перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов внеслипсихологи, изучавшие развитие высших психических функций: логическую память,воображение, понятийное мышление (Л.С.Выготский); память и мышление(П.П.Блонский, А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, Л.В.Занков, А.А.Смирнов); мышление(С.Л.Рубинштейн, Г.С.Костюк, А.А.Люблинская, Н.А.Менчинская, Л.А… Венгер идр.); интеллект и речь (А.Р.Лурия); способности (Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес);внимание (Н.Ф.Добрынин); восприятие (Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко);учебную деятельность (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов) и т.д. [8].
Следуетразличать два подхода к развитию личности. Первый, собственнопсихологический — что уже есть у развивающейся личности и что можетбыть в ней сформировано в данной конкретной социальной ситуации развития. Впределах одного и того же возраста различные по типу деятельности не даныизначально личности в тот или иной период, а активно выбраны ею в группах,различающихся между собой по уровню развития.
Второй,собственно педагогический подход — что и как должно быть сформировано вличности, чтобы она отвечала социальным требованиям. В рамках этого подходанекоторая социально одобряемая деятельность всегда выступает как ведущая дляразвития личности, опосредуя ее отношения с социальной средой, общение с окружающими,определяя “социальную ситуацию развития”. Однако это не будет один “ведущий типдеятельности” для каждого возраста.
Нарядус этим следует иметь в виду, что развитие личности не может и не должно накаждом возрастном этапе определяться всего лишь одним “ведущим типомдеятельности”. В подростковом и юношеском возрасте развитие интеллектаобеспечивается учебной деятельностью, и для этой цели она является ведущей;социальная активность задается деятельностью, обеспечивающей адаптацию вразличающихся группах.
Задачаразвития личности не предполагает необходимости для того или иного возрастногопериода и соответственно для каждого ребенка данной возрастной группы выделитьодну-единственную ведущую деятельность как личностнообразующую, оставив задругими вторичную роль.
Вкачестве личностнообразующей ведущей деятельности на каждом возрастном этапенеобходимо сформировать комплексную многоплановую деятельность или, точнее,динамическую систему деятельностей, каждая из которых решает свою специальнуюзадачу, отвечающую социальным ожиданиям, и в которой нет оснований выделятьведущие и ведомые компоненты.
1.3. Специфика психического развития
Вслучаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствахявления, мы имеем дело с развитием. Развитие, прежде всего, характеризуетсякачественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новыхпроцессов, новых структур. Х.Вернер, Л.С.Выготский и другие психологи описалиосновные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация,расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новыхэлементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.
Л.С.Выготскийразличал преформированный и непреформированный типы развития. Преформированныйтип — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы какте стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат,который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример — эмбриональное развитие. В психологии была попытка представить психическоеразвитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ееоснове лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторениефилогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткоеповторение стадий психического развития животных и предков современногочеловека.
Непреформированныйтип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относятся иразвитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитиеобщества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типупроцессов. Непреформированный путь развития не предопределяется заранее.Детское развитие — это непреформированный тип развития, но это совершенноособый процесс — процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формойпрактической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровнеразвития общества. Человеческое развитие происходит по образцу, которыйсуществует в обществе [6].
1.4. Теории развития в психологии
Теорииразвития психики различаются в зависимости от трактовки структуры психики иусловий, определяющих ее преобразование. Конкретно-научные теории развитияпсихики возникли в ХIХ веке и разрабатывались в детской психологии,зоопсихологии, исторической психологии, испытывая на себе влияние эволюционногоучения Ч.Дарвина. Попытки выделить специфически человеческие, социокультурныефакторы предпринимались в “психологии народов” В.Вундта, в понимающейпсихологии В.Дильтея — Э.Шпрангера, где на основе идеалистических представленийо спонтанной активности духа делался акцент на зависимость личности отфеноменов культуры, зафиксированных в знаково-символических формах.
Зарождавшаясясоциальная психология (Э.Дюркгейм) объясняла развитие психики индивида процессомсоциализации, понимаемой как подчинение психики надиндивидуальным нормам,зафиксированным в “коллективных представлениях”.
Можноуказать на два общих положения, характерных для большинства западных концепцийразвития. Во-первых, выделяются две группы факторов, обусловливающих развитиепсихики: природные задатки и внешнее окружение (наиболее четко у В.Штерна,К.Бюлера и их последователей). Иногда выделяют и особую группу факторовличностной активности, отличной от природных задатков (Г.Олпорт). Во внешнемокружении, когда речь идет о человеке, обычно обращают внимание на присвоениесоциальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах(Д.Брунер, Д.Мид, Ж.Пиаже, К.Г.Юнг). отмечается, что под влиянием этих формпроисходит перестройка порождающих структур психики. Во-вторых, признаетсяналичие некоторых универсальных законов развития психики, в частностиобъединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо этаидея под прямым влиянием биогенетического закона Э.Геккеля была высказанаС.Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитиепсихики ребенка воспроизводит филогенез человечества [10].
Врамках всевозрастного подхода (Э.Эриксон, Ст. Холл, Г.Л.Холлингворт,К.Г.Юнг, П.Б.Балтес и др.) к исследованию развития изучаются изменяющиеся инеизменные компоненты поведения на протяжении всей человеческой жизни. Одним изаспектов этого подхода является формулирование более общего, методологическоговзгляда на сущность человеческого развития. Теоретические посылки, которыеисходят из данной методологической позиции, основываются на признанииразнонаправленности онтогенетических изменений, рассмотрении факторов как чистовозрастных, так и не зависящих от возраста, фокусировании на динамике соотношениямежду ростом (приобретениями) и упадком (потерями), подчеркиваниикультурно-исторической обусловленности и других структурно-контекстных моментови, наконец, на анализе степени пластичности развития [7].
Вроссийской психологии принцип развития приобрел весьма своеобразный характер.Психология в послеоктябрьский период, “выбрав” особый путь своего становления,оказалась в стороне от мировой психологической науки. Этот “выбор” объяснялсяконкретно-историческими причинами, и в частности тем, что может быть обозначенокак применение учеными тактики выживания. Эту возможность открывало, вчастности, обращение к принципу развития, философские основы которогосодержались в трудах Гегеля и оказались ретранслированными, в дальнейшем,Марксом и Энгельсом.
Именнопо этой причине в 20-е годы интенсивно проводились исследования в областисравнительной психологии, обращенной к филогенезу в животном мире (В.А.Вагнер,Н.Н.Ладыгина-Котс, Г.З.Рогинский, В.Н.Боровский и др.), а также в детской(возрастной психологии), интегрированной в комплекс педологических наук(Л.С.Выготский, П.П.Блонский, М.Я.Басов и др.).
Эволюционныйподход получивший выражение в трудах В.А.Вагнера (который приступил кконкретной разработке сравнительной, или эволюционной, психологии на основеобъективного изучения психической жизни животных), вызвал интерес к идеям итрудам В.А.Вагнера у Л.С.Выготского. Центральным положением Л.С.Выготскийсчитает положение о признании для выяснения природы высших психических функций,их развития и распада, понятия “эволюции по чистым и смешанным линиям”.Появление новой функции “по чистым линиям”, то есть возникновение новогоинстинкта, который оставляет неизменной всю прежде сложившуюся систему функций,- это основной закон эволюции и животного мира. Развитие функций по смешаннымлиниям характеризуется не столько появлением нового, сколько изменениемструктуры всей прежде сложившейся психологической системы. В животном миреразвитие по смешанным линиям крайне незначительно. Для человеческого сознанияже и его развития, как показывают исследования человека и его высшихпсихических функций, подчеркивает Выготский, на первом плане стоит не столькоразвитие каждой психической функции (“развитие по чистой линии”), сколькоизменение межфункциональных связей, изменение господствующей взаимозависимостипсихической деятельности ребенка на каждой возрастной стадии. Развитие сознанияв целом заключается в изменении соотношения между отдельными частями и видамидеятельности, в изменении соотношения между целым и частями [2].
Возрастноепсихическое развитие, по мнению ряда отечественных исследователей развития,детерминируется иерархией фактов:
· природнымизадатками как условиями и предпосылками (А.В.Запорожец);
· социальнойсредой как потенциальным источником развития (Д.Б.Эльконин) и сотрудничеством сдругими людьми как ближайшим источником (Л.С.Выготский);
· противоречиеммежду образом жизни и возможностями ребенка, а именно между местом, занимаемымим в мире человеческих отношений, и стремлением изменить это место, какдвижущей силой (А.Н.Леонтьев);
· собственнойдеятельностью ребенка по овладению действительностью как движущей силой(С.Н.Карпова);
· собственнойактивностью ребенка по преодолению противоречий как источников саморазвития;при этом “спонтанность” развития обусловлена как ходом созревания, так ивозрастающей внутренней активностью человека, выбором новых видов деятельности;гармоничностью личности как одной из существенных движущих сил дальнейшегополнокровного развития человека (Л.И.Анцыферова) [3].
ТеорияБ.Д. Эльконина выполнена в контексте культурно-исторической теорииЛ.С.Выготского. Он полагает, что развитие есть, существует, является некимособым бытием, которое не видно непосредственно. Нужны специальные средства,особые “очки”, позволяющие увидеть эту жизнь в ее чистоте, называемыекатегориями онтологии развития, то есть категориями, с помощью которыхдостигается понимание, объективация и описание бытия развития, его наличия.Эльконин выделяет три основные категории онтологии развития: идеальная форма,событийность и посредничество. Или, соответственно, образ совершенногоповедения; способ его явления — “встреча” с наличным поведением; поискипостроения этого способа.
Идеальнаяформа. Эльконин пришел к выводу, что реальные и идеальныеформы становления предметного действия существуют одновременно. К реальнымформам относятся: 1) все наличные стереотипы поведения; 2) все импульсивныеспособы реагирования на свойства предметов. К идеальным формам относятся: 1)культурные образцы поведения, которые заданы социальной средой; 2) соотношениямежду идеей и условием ее осуществления; 3) знаки.
Событие.Идеальнаяформа есть то, что по своей сути не может пребывать, а может лишь сбываться — открываться и являться. Событие идеальной формы — это всеобщий способ еесуществования. Акт развития и событие — синонимы. Событие не есть следствиечего бы то ни было, оно недетеминировано. Событие — переход в иную реальность,связанный с очень серьезными специальными усилиями по проявлению, удержанию ивоссозданию идеальной формы.
Посредничество.Замысломпосредничества является представление реалии идеальной формы жизни. Полный циклпосредничества включает в себя две фазы — причастие и осуществление. Причастиеесть приобщение идее как особой жизни, особой чувственно-образной реалии.Причастие — жизнь в идее. Осуществление же есть приобщение идеальной жизниналичному бытию. Позиция посредника задается местом на границе между причастиеми осуществлением. В его действии в этом месте реально осуществляется переход,акт развития [13].
А.В.Петровскимв 1984 году была предложена психологическая концепция развития личности ивозрастной периодизации, рассматривающая процесс развития личности какподчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности.Непрерывность в развитии личности как системы выражает относительнуюустойчивость ее переходов от одной фазы к другой в данной для нее референтнойобщности. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемыеособенностями включения личности в новые конкретно-исторические условия.Последние связаны с действием факторов, относящимися к ее взаимодействию с“соседними” системами, в данном случае с принятой в обществе системойобразования. Это определяет конкретную форму протекания процесса развитияличности. Единство непрерывности и прерывности обеспечивает целостностьпроцесса развития личности.
Такимобразом, возникает возможность выделения двух типов закономерностей развитияличности. Источником здесь выступает противоречие между потребностью индивида вперсонализации (потребность быть личностью) и объективной заинтересованностьюреферентных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности,которые соответствуют задачам, нормам, ценностям. Это обусловливает становлениеличности как в результате вхождения в новые для человека группы, выступающие вкачестве институтов его социализации (например, семья, детский сад, школа идр.), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительностабильной группы. Переходы личности на новые этапы развития в этих условиях неопределяются теми психологическими закономерностями, которые выражали бымоменты самодвижения развивающейся личности.
Вконцепции Петровского выделяется особый процесс формирования личности. Личностьвыступает как предпосылка и результат изменений, которые производит субъектсвоей деятельностью в мотивационно-смысловых образованиях взаимодействующих сним людей и в себе самом “как другом”. Концепция А.В.Петровского представляетсобой социально-психологический подход к пониманию развития личности ипостроению соответствующей возрастной периодизации, заключающийся врассмотрении ведущего деятельностно-опосредованного типа взаимоотношений,складывающегося у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой(или лицом). Источником развития и утверждения личности, по его мнению,выступает возникающее в системе межиндивидных отношений (в группах того илииного уровня развития) противоречие между потребностью личности вперсонализации и объективной заинтересованностью данной группы, референтной дляиндивида, принимать лишь те проявления его индивидуальности, которыесоответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этойгруппы.
Модельразвития личности (А.В.Петровский).
Выделенысобственно возрастные этапы формирования личности: ранний детский(преддошкольный) возраст (0-3); детсадовское детство (3-7), младший школьныйвозраст (7-11), средний школьный возраст (11-15), старший школьный возраст(15-17).
Враннем детском возрасте в меру присущей ребенку активности он усваиваетсложившийся в семье тип отношений, претворяя их в черты свой формирующейсяличности. Фазы развития в преддошкольном возрасте фиксируют следующиерезультаты: первая — адаптацию на уровне усвоения простейших навыков, овладениеязыком как средством приобщения к социуму, при первоначальном неумении выделитьсвое “Я” из окружающих явлений; вторая — индивидуализация, противопоставлениесебя окружающим, т.е. демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих;третья — интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться сокружающими, подчиняться требованиям взрослых и т.д. При этом если переход кновому периоду не подготовлен в предыдущем возрастном периоде успешнымпротеканием фазы интеграции, то здесь складываются условия для кризиса развитияличности — адаптация в новой группе оказывается затрудненной.
Дошкольныйвозраст характеризуется включением ребенка в группу ровесников в детском саду.В этом возрасте происходит усвоение ребенком норм и способов одобряемогородителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другимидетьми; индивидуализация — стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющееего среди других детей; интеграция — гармонизация неосознаваемого дошкольникомстремления обозначить своими действиями собственную неповторимость.
Вмладшем школьном возрасте фактором развития личности становится не столько самапо себе учебная деятельность, сколько отношение взрослых к учебной деятельностишкольника.
Специфическаяособенность подросткового периода состоит в том, что вступление в негопредставляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе.Микроциклы развития личности протекают для одного и того же школьникапараллельно в различных референтных группах, конкурирующих для него по своейзначимости. Потребность быть личностью в этом возрасте приобретает отчетливуюформу самоутверждения, объясняемую относительно затяжным характероминдивидуализации, поскольку личностно значимые качества подростка зачастую невписываются в систему социальных требований [8].
1.5. Развитие психики вфилогенезе
Проблемаразвития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии первойтрети ХХ столетия. Для разработки этой проблемы лейтмотивом явилось обращение кэволюционным идеям Ч.Дарвина.
И.М.Сеченовнаметил задачу исторически проследить развитие психических процессов в эволюциивсего животного мира. Исходя из того, что в процессе познания следует восходитьот простого к сложному, Сеченов считал, что исходным материалом для разработкипсихических фактов должны служить простейшие психические проявления у животных,а не у человека. Сопоставление конкретных психических явлений у человека иживотных есть сравнительная психология, резюмирует Сеченов, подчеркивая большуюважность этой ветви в психологии; такое изучение было бы особенно важно дляклассификации психических явлений, потому что свело бы, вероятно, их многиесложные формы к менее многочисленным и простейшим типам, определив, кроме того,переходные ступени от одной формы к другой. В работе “Элементы мысли” (1878) Сеченовутверждал необходимость разработки эволюционной психологии на основе ученияДарвина.
А.Н.Северцовв книге “Эволюция и психика” (1922) анализирует форму приспособления организмак среде, которую он именует способом приспособления посредством измененияповедения животных без изменения их организации. Это приводит к рассмотрениюразличных типов психической деятельности животных в широком смысле этого слова.Как показал Северцов, эволюция приспособлений посредством изменения поведениябез изменения организации пошла в различных направлениях по двум главным путями в двух типах животного царства достигла своего высшего развития.
Втипе членистоногих прогрессивно эволюционировали наследственные измененияповедения (инстинкты), у их высших представителей — насекомых — образовалисьнеобыкновенно сложные и совершенные, приспособленные ко всем деталям образажизни инстинктивные действия. Но этот сложный и совершенный аппаратинстинктивной деятельности является вместе с тем крайне косным: к быстрымизменениям животное приспособиться не может.
Втипе хордовых эволюция пошла по другому пути: инстинктивная деятельность недостигла очень большой сложности, но приспособление посредством индивидуальногоизменения поведения стало развиваться прогрессивно и значительно повысилопластичность организма.
Учеловека надстройка достигла максимальных размеров, и благодаря этому он, какподчеркивает Северцов, является существом, приспособляющимся к любым условиямсуществования, создающим себе искусственную среду — среду культуры ицивилизации. С биологической точки зрения нет существа, обладающего большейспособностью к приспособлению, а следовательно, большим количеством шансов навыживание в борьбе за существование, чем человек.
1.6. Проблема соотношения биологического и социального в развитии.
Впсихологии одним из основных является вопрос о выявлении роли наследственности(биологического) фактора в его сопоставлении с культурно-историческими,социально-обусловленными детерминантами, среди которых важнейшее значение имеютпроцессы обучения. Биологическое и социальное, наследственное и приобретенное,и их определяющее значение на протяжении многих лет так или иначе становитсяисходным пунктом для построения различных теоретических конструкций, реализующихпринцип развития (психоаналитические течения, бихевиоризм, необихевиоризм,концепция рекапитуляции Ст. Холла, теория конвергенции двух факторов В.Штерна идр.).
Впротивостоянии теорий социальной и биологической обусловленности развития насамом деле нет определенной истины на стороне какой-либо одной из них. Среда инаследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие наличность независимо друг от друга. Развитие есть процесс, в котором социальноеи биологическое диалектически неразрывны.
Наследственнообусловленные задатки человека непрерывно изменяются и преобразуются в процессесоциального развития. Но и приобретенные качества строятся на известнойбиологической основе, без которой немыслимо было бы развитие. Каждая следующаяступень развития включает в себя все предыдущие и строится, таким образом, нанепрерывно изменяющейся основе. Биологическое в его первоначальном чистом видеперестает существовать, оно подчинено социальному, изменено им, и выделить его“в чистом виде” не представляется возможным. Точно так же влияние среды неявляются простыми, механическими напластованиями. Среда направляет развитие, ноодна и та же среда влияет по-разному, в зависимости от того, как ребенок еевоспринимает, осознает, как он научился действовать в этой среде напредшествующих стадиях своего развития и что он представляет собой в физическомотношении [8].
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ
2.1. Сущность понятия “развитие” в философии
Философскоеосмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всегомногообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате развитиявозникает новое качественное состояние объекта.
Существеннуюхарактеристику развития составляет время, поскольку всякое развитиеосуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность.Современная общественная жизнь убедительно подтверждает сложный, неоднозначныйхарактер процессов развития, показывает, что общественный прогресс естьрезультат диалектического взаимодействия многообразных процессов, в которыхрешающая роль принадлежит целенаправленной деятельности человека [12].
Единыймировой процесс развития – это непрерывное усложнение организации, происходящеев результате взаимодействия объективной необходимости со столь же объективнойстохастичностью Вселенной. Реальность такова, что необходимость не исключаетслучайность, но определяет потенциальные возможности развития, которыеописываются законами природы.
Единыйпроцесс развития охватывает неживую, живую природу и общество. Все это – звеньяединой цепи, и поэтому естественно попытаться описать весь процесс развития наодном языке, в рамках единой схемы, с использованием общей терминологии. Вкачестве ключевых понятий взята дарвиновская триада: изменчивость, наследственность,отбор.
Изменчивостьюназываются любые проявления стохастичности и неопределенности. Они составляютестественное содержание всех процессов микромира, но имеют место и намакроуровне. Неопределенность и стохастичность лежат в основе функционированиявсех механизмов нашего мира и порождают многочисленные проблемы философского исоциально-научного характера. Их далеко не всегда можно объяснить – далеко невсегда ясны причины возникновения стохастичности и неопределенности. Ноизменчивость является фактом – одним из основных “эмпирических обобщений”, скоторыми исследователям непрерывно приходится сталкиваться.
Вместес тем изменчивость – случайность и неопределенность – проявляется не сама посебе, а в контексте необходимости, т.е. законов, управляющих движением материии развитием ее организационных форм.
Посуществу, все развитие нашего мира можно представить моделью некоеготурбулентнообразного движения материи – как непрерывное образование новых форморганизации, их неизбежное разрушение, последовательность переходов от однихсостояний к другим. Различие будет заключаться лишь во временных масштабах, встепени детализации анализа и характере интерпретации результата. Такимобразом, все наблюдаемое нами – это единство случайного и необходимого,стохастического и детерминированного.
Случайностьи неопределенность – это понятия не тождественны – пронизывают все уровниорганизации материи. Процессы, протекающие в неживой природе (броуновскоедвижение и т.д.), процессы биологические (мутагенез и др.), социальные процессы(конфликты и др.) – все они подвержены действию случайностей, которые мы далеконе всегда можем проследить так, чтобы понять их источник, а тем более правильноучесть, делая анализ или прогнозируя события.
Второйважнейший фактор, определяющий процессы развития, – наследственность. Этимтермином обозначается не только способность материи сохранять свои особенности,но и ее способность изменяться от прошлого к будущему, способность будущегозависеть от прошлого. Таким образом, наследственность – это термин, отражающийвлияние прошлого на будущее.
Третийфактор – отбор. Внутривидовой отбор отбирает те признаки, те особенности,которые, возникнув в результате действия случайных факторов, затем передаются вбудущее за счет действия механизмов наследственности [5].
2.2. Теоретический анализ понятия “развитие” вфилософии
Мышлениедревних не знало понятия развития в точном смысле этого слова, т.к. время тогдапонималось как протекающее циклически. Представление об абсолютно совершенномкосмосе, на которое опиралось античное мышление, исключало постановку вопроса онаправленных изменениях, ведущих к возникновению принципиально нового. Идеянаправленности времени выдвигается в христианстве, которое относит ее лишь ксфере духа. С возникновение в эпоху Возрождения опытной науки идея линейногонаправления времени распространяется на природу — формируется представление оестественной истории, т.е. необратимых и направленных изменениях природныхобъектов. Это нашло выражение в космогонических гипотезах, а затем в теорияхэволюции и биологии. Глубокую философскую разработку идея развития получила внемецкой классической философии, особенно у Гегеля, который строил диалектикукак учение о всеобщем развитии духа. Идеализм гегелевского учения о развитии подвергсякритике в марксизме, истолковывающем развитие как универсальное свойствоматерии и вместе с тем как всеобщий принцип, служащий основой для объясненияистории общества и познания. Общей философской теорией развития являетсяматериалистическая диалектика, законы которой дают характеристику внутреннегомеханизма, движущих сил, общей направленности и основных фаз развития.Диалектико-материалистическое учение о развитии составляетфилософско-методологический фундамент теории революционного преобразования обществана социалистических началах. Марксизм показал принципиальное различие и вместес тем органическое единство двух типов развития — эволюции и революции.
Современнаянаука исследует сложно организованные саморазвивающиеся объекты — системы, вомногих ее областях разрабатываются специально-научные теории развития. В такихтеориях описываются, в частности, нелинейные, скачкообразные преобразования. Вданном случае необходима разработка методологической базы, содержащейспециально-научные теории, адекватно воспроизводящие процессы, происходящие всаморазвивающихся системах.
Впоследнее время на характер мышления исследователей начинает оказывать всебольшее влияние учение В.И.Вернадского о биосфере и ее постепенном переходе вноосферу.
Воснове учения Вернадского лежит представление о взаимозависимости процессов,протекающих на Земле. Все они связаны друг с другом и являются фрагментами ееразвития. Важнейшим событием в истории нашей планеты было появление на нейжизни, резко ускорившей все процессы преобразования неживой, по терминологииВ.И.Вернадского, “косной” материи.
В.И.Вернадскийначал систематическое изучение единого процесса развития с моментавозникновения Земли, который отстоит от сегодняшнего дня на 4,5 млрд. лет.
Запоследние годы многое удалось понять в том, что можно назвать механизмамиразвития (в частности, эволюции), в том, как происходят изменения структуры(организации) материи, как возникают новые качества, что является движителемпроцесса самоорганизации. В связи с этим выделяются следующие механизмыразвития:
1) Адаптационныемеханизмы. Основная их особенность состоит в том, что они позволяют сопределенной точностью предвидеть развитие события – прогнозировать его. Этопроисходит потому, что адаптация – это самонастройка, обеспечивающаяразвивающейся системе устойчивость (стабильность) в данных конкретных условияхвнешней среды.
2) Пороговые(бифуркационные (по А.Пуанкаре)) механизмы развития. Организация системыобладает пороговыми состояниями, переход через которые ведет к резкомукачественному изменению протекающих в ней процессов, к изменению самой ееорганизации. Более того, переход от старой организации системы к новойнеоднозначен, т.е. возможно целое множество различных новых форм организации.
Термин “бифуркация” в последнее время (после работУитни и Р.Тома) все чаще стали заменять термином “катастрофа”. Таким образом,на перекрестке “эволюционных каналов” происходит “катастрофа”. Характерразвития качественно меняется. Возникает несколько новых и различных вариантовразвития (эволюции). Этих вариантов столько, сколько новых “каналов” выходит на“перекресток”. В характеристике бифуркационного механизма основным являетсянеопределенность путей дальнейшего развития.
Выделениемеханизмов адаптации и катастроф позволяет не только дать новую интерпретациюпроцессов развития. Оно позволяет сделать наглядным один принцип, имеющийважное значение для понимания процессов самоорганизации вообще и эволюцииживого мира в частности. Этот принцип носит название принципа дивергенции — расхождения(или размножения) новых форм организации.
Чемсложнее система, тем больше вероятность увеличения числа возможных путей ееэволюции (т.е. дивергенции), а вероятность появления двух развивающихся системв тождественных эволюционных каналах практически равна нулю. Это и означает,что процесс развития (самоорганизации) ведет к непрерывному росту разнообразияформ.
Важнейшейособенностью эволюционного процесса является противоречивое взаимодействиетенденций двух различных типов – тенденций к стабильности и тенденции поискановых, более рациональных способов использования внешних энергии и вещества,необходимо требующих ограничения стабильности [5,11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всовременных психологических и философских теориях, изучающих проблему развитияличности ребенка требуется решение ряда теоретических и практических задач:дальнейшей разработки концепций развития в онтогенезе: построения единойинтегральной периодизации современного детства и зрелости; обобщения подходов кдиагностике возрастного развития.
Всвязи с этим философское и психологическое исследование сущности понятия“развитие”, проведенное в данной работе, в первую очередь, было направлено наосознание самим автором понятия “развитие”. Таким образом, осознано необходимоеусловие деятельности практического психолога: рассмотрение явления в егодинамике, развитии. В науках о человеке (как психологии так и философии) несуществует устоявшихся, раз и навсегда заданных состояний личности. Личность — это динамическая, изменяющаяся система, в каждый момент времени имеющаябесконечное множество путей развития. Причем эти пути могут сопровождатьпереход как в состояние относительно более высокое (прогресс), так и всостояние регресса. То, какой путь будет выбран, зависит прежде всего от самойличности, ее активности.
Переходиз одного состояния в другое, наряду с неопределенностью пути, неизбежносопровождается кризисом. В данном случае кризис, вопреки устоявшемуся мнению,обладает позитивными для личности свойствами: осознается потенциал, приобретаетсяопыт решения жизненных проблем в дальнейшем, повышаются адаптационныевозможности. В коррекционной работе, построенной с учетом этих особенностей,должна учитываться уникальность личности, свобода выбора человеком пути своегоразвития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВыготскийЛ.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
Краткийфилософский словарь. Под ред. Алексеева А.П. М.; Проспект., 1997
МарковаА.К. Закономерности возрастного развития. // Советская педагогика. №9, 1988.
Методологическиепроблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М., 1978
МоисеевН.Н. Алгоритмы развития. М.; Наука, 1987); Моисеев Н.Н. Модели экологии иэволюции. М.; 1983.
ОбуховаЛ.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.; Тривола, 1995
ПаульБ. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамикиподъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. Том 15, №1,1994.
ПетровскийА.В., М.Г.Ярошевский. Основы теоретической психологии. — М.; Инфра-М, 1998.
Психологическийсловарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. М.; 1983.
Психология.Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М.; Политиздат,1990
СимоновП.В. Междисциплинарная концепция человека. М.; Знание, 1989.
Философскийсловарь. Под ред. Фролова И.Т. М.; Изд-во политической литературы, 1987.
13.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., Тривола, 1994.