Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Как воспитать из своего ребенка... наркомана?

Галина Калинина
О том, как вредна наркомания, какие она несет человекубеды, написано немало. Увы, молодого человека, решившего «только один разокпопробовать» наркотик, очень трудно остановить «страшилками». Порой запугиваниятолько веселят кровь… Совсем иной метод борьбы с наркоманией выбрал медицинскийпсихолог, преподаватель кафедры психологии Государственной академии инноваций,руководитель Центра Эвристических Программ Николай Подхватилин. Он учитродителей, воспитателей, педагогов тому, как предотвратить возможное увлечениешкольников наркотическими веществами и алкоголем. Семинары Николая Васильевичатак и называются – «Психокоррекционная профилактика подростковойнаркозависмости».
В чем особенность подхода Подхватилина к профилактикенаркомании? Его метод основан на поисках у подростка личностных причин, которыемогут сподвигнуть его на попытку разрешения своих проблем в иллюзорном мире.Хотя такой способ профилактики наркозависимости можно назвать «косвенным», оннеобыкновенно эффективен. Подхватилин учит воспитателей, как найти и убратьпервооснову — причины, которые могут в недалеком будущем побудить молодогочеловека к приему наркотика.
Его размышления о подростковой наркомании способны поистинеперевернуть представления иных родителей о методах воспитания детей. Если вампосчастливится попасть на его семинары, то будьте готовы к тому, что послеэтого вам самим может захотеться коренным образом пересмотреть семейные устои,традиции, которые еще вчера казались правильными. Ведь вы можете внезапнопонять, что делаете все возможное и невозможное для того, чтобы вырастить сына…наркоманом. И вкладываете в это… все душевные силы. В самом деле, вы никогда незадумывались над тем, как из прелестного, послушного мальчишки вдруг вырастает…наркоман? Или вы полагаете, что его «выращивает улица»?
Как же надо себя вести, чтобы сын или дочь, когдаподрастут, непременно захотели попробовать наркотик? На этот нелепый вопрос встиле «вредных советов» Подхватилин отвечает так:
— Прежде всего, необходимо, чтобы между детьми и родителямине было эмоциональных отношений. То есть, с самого раннего детства нельзяпоказывать детям свои эмоции – не сюсюкать, не обнимать, не ласкать, неговорить добрые и нежные слова… Надо «источать» как можно меньше душевноготепла.
— То есть родителям надо быть «сухарями»? И тогда шансыребенка впоследствии стать наркоманом будут очень велики?
— Нет, не просто самим быть «сухарями», – уточняет НиколайВасильевич. – «Полезно» и ребенка воспитывать в том же духе, то есть внушатьему, что в жизни везет людям «твердым», «жестким», «бескомпромиссным»,презирающим всякие там «нежности» и «сюсюканья». Шансы ребенка вырастинаркоманом или алкоголиком резко возрастут, если вы внушите ему, что выражатьсвои эмоции неприлично, что всегда и везде надо сохранять холодное спокойствие,ни в коем случае ничем не выдавать своих истинных чувств. Если хотите ещебольше увеличить шансы своих детей увлечься наркотиками, постоянно поправляйтеих – «делай то», «не делай это», «не смейся так громко», требуйте, чтобы всегдаи везде они «вели себя правильно», ни в коем случае не давайте им каким бы тони было образом проявлять свои эмоции, пресекайте «это безобразие» в зародыше.Хотите еще больше увеличить шансы своих детей стать наркоманами? Тогда внушайтеим, что жить надо исключительно умом, логикой, что надо рациональнопросчитывать каждый свой шаг в жизни, никогда не позволяя чувствам увлекатьсебя в каком бы то ни было направлении.
По словам Подхватилина, воспитанный таким образом ребенок –ребенок, который не получил в детстве достаточно душевного тепла, будет потомвсю жизнь стремиться восполнить его дефицит. Эмоциональный голод, испытанный вдетстве, человек рано или поздно захочет чем-то компенсировать. Например,алкоголем. Или наркотиком.
Шансы ребенка вырасти алкоголиком или наркоманом резкоувеличатся, если вы будете решать за него: с кем ему дружить, а от кого –держаться подальше, какие фильмы смотреть, какие книжки читать, в каких кружкахзаниматься, как одеваться, чем увлекаться… Если воспитанный таким образомребенок попадет в «плохую» компанию, то начнет заодно со всеми курить, пить илиупотреблять наркотики. Но может такой подросток вообще попасть в «хорошую»компанию?
— Если ребенок привыкает к тому, что родители все решают занего, то он не умеет сам принимать решения, не умеет требовать от себя что-то.В результате, он не только не научится самовыражаться, но и будет не способенотстаивать свои интересы, – объясняет Николай Васильевич. – Именно поэтому влюбой компании: «хорошей» или «плохой» – неважно, он окажется в подчиненномположении.
А у подростков очень велика потребность в коллективе, инымисловами – в молодежной компании, в которой, как правило, обязательно естьлидер. По словам Подхватилина, подросток, которого дома «держали в ежовыхрукавицах», обязательно будет стремиться понравиться этому лидеру, будетвыполнять все его требования, чтобы «не ударить в грязь лицом». Отсюда нетрудно сделать вывод: если в компании принято употреблять алкоголь, то такойподросток начнет пить вместе со всеми. Если лидер будет курить или приниматьнаркотики, то молодой человек, подражая ему, не желая его рассердить, боясьпоссориться и вылететь из компании, будет делать то же самое.
Старший подростковый возраст: четырнадцать – семнадцать летназывают «возрастом принятия решений». Очень важно, что человек думает,чувствует или делает в таком возрасте, поскольку от этого во многом зависит егодальнейшая судьба. Подхватилин учит родителей, воспитателей не просто«насаждать» некие психологические знания, которые кажутся незыблемыми, ноосторожно, исподволь, незаметно для самого подростка проводить психотерапию.Его метод основан на синтезе «психологии личности» и так называемой«процессуальной психологии». Терапия здесь сводится к тому, чтобы научитьребенка управлять своими психическими процессами. В результате подросток впривычных ситуациях начинает вести себя по-новому. Например, после подобнойтерапии мальчишка способен отказывается во дворе попробовать наркотик и приэтом не побояться, что приятели сочтут его «маменькиным сынком». Но как«исподволь» научить этому ребенка?
Недавно Николай Подхватилин выпустил брошюру, в которойсобрал разнообразные, в том числе авторские, психокоррекционные техники дляпроведения тренингов с подростками на эту тему. Тоненькая книжка, изданнаямаленьким тиражом, мгновенно разошлась среди коллег и учеников психолога.«Изюминка» этих психологических техник в том, что они не только позволяют«исподволь» разрешить личностные проблемы подростков, но и ненавязчиво изменитьих убеждения, намерения «в направлении социально-приемлемых форм бытия иразвития». Почти все его методики «напрямую» вроде бы никак не касаются темыупотребления алкоголя и наркотиков.
— Эти психотехники помогают реализовать потребностишкольника, которые лежат в глубине его психики и даже не всегда осознаются им,– поясняет психолог. – Если же эти потребности не реализованы, то подростокрано или поздно все равно захочет сделать это, но уже через алкоголь ипсихоактивные вещества.
Коллеги часто спрашивают Подхватилина, почему бы так прямои не сказать подросткам, что его занятия ведут к профилактике наркозависимостии алкоголизма? Почему Николай Васильевич предлагает говорить подросткам, толькото, что тренинги воспитывают жизненные навыки, необходимые им во взрослойжизни? В ответ психолог приводит высказывание знаменитого психотерапевтаАльфреда Адлера: «…И если вы для достижения своих конечных целей будетедействовать прямо, глубоко, а не поверхностно, и если вы не будете простоломать с ними комедию, то наверняка испытаете, что все будет против вас, вовсем постараются вас обмануть, все попытаются от вас скрыть. Вы узнаете, чтодавно и глубоко одичавший человек всегда ненавидит того, кто хочет вырвать егоиз его состояния, и противостоит ему, словно своему врагу…»
Подхватилин не устает повторять, что наш мозг имеетмногоуровневую организацию, то есть несколько уровней обработки информации. Этозамечание – одно из ключевых в его методике профилактики наркозависимости.Психолог определяет шесть уровней, на которых подросток может рассуждать онаркотиках. Первые два логических уровня условно можно назвать так: уровеньвнешнего окружения («Я что-то слышал о наркотиках»), и уровень поведения («Явидел, как принимают наркотики»). У молодого человека, рассуждающего на этихлогических уровнях, еще нет желания попробовать наркотик, но есть опасностьтого, что ему этого может захотеться.
Два следующих логических уровня: способности («Я знаю, каки зачем употребляют наркотики») и ценности, убеждения («Я уверен и убежден, чтов некоторых случаях наркотики помогают в жизни»). Подросток, рассуждающий наэтих логических уровнях, уже знает, для чего, где, когда и с кем приятеликолются. Такого подростка легко могут подтолкнуть к решению «побаловаться»травкой, попробовать другие наркотические вещества.
Чем глубже человек рассуждает о каком-то явлении, тембольшее значение оно для него имеет. Два следующих, самых глубоких логическихуровня обработки информации психолог назвал так: идентичность («Наркотикипомогают жить. На востоке их всю жизнь употребляют – и ничего!») и духовность(«Наркотики изменяют сознание и дают возможность проникнуть в иные миры,постичь иную реальность»). Согласитесь, так рассуждающие подростки входят вгруппу риска. Для них характеры и такие рассуждения: «Люди всегда употреблялинаркотики и всегда будут употреблять, поэтому наркотические вещества имеютправо на существование». Нетрудно предположить, что школьники, считающиевозможной легализацию наркотиков, наиболее предрасположены к тому, чтобы раноили поздно попробовать их.
Подхватилин предлагает в первую очередь выявить уровеньпредрасположенности школьника к потреблению наркотиков. А затем воспитателюостается только понизить этот уровень. Подхватилин предлагает для этогопсихотехники, изменяющие жизненную позицию человека; техники, формирующие уподростка недостающие убеждения; методы, в результате использования которыхподросток в дальнейшем «спонтанно» вдруг начинает иначе себя вести в прежнемсоциальном окружении.
Одна из психологических техниках, которая, по мнениюНиколая Подхватилина, способна изменить жизненную позицию человека, называется«Три года до смерти». Группе подростков предлагается «виртуальное» путешествиек моменту своей… смерти. Если все детали такого путешествия будут тщательнопроговорены, то в результате произойдет переоценка практически всех жизненныхценностей молодого человека. Ложные, вредные убеждения, которые впоследствиимогли бы привести, в том числе и к употреблению наркотика, будут «спонтанно»выброшены подростком из поля сознательной деятельности. Привожу этупсихотехнику по описанию в вышеупомянутой брошюре Подхватилина.
Воспитатель предлагает школьникам сесть в круг. Сидящие другпротив друга пары школьников играют в роли «психолога» и «клиента», а затемменяются ролями. В итоге каждый должен побывать в обеих ролях. Важно, чтобы всеучастники слышали истории друг друга, но принципиальной искренности добиватьсясовсем не обязательно и даже вредно. Оптимальный размер группы для выполненияэтого упражнения – от шести до девяти человек. Время проведения – один –полтора часа.
«Клиенту» предлагается представить, что он знает, что черезтри года умрет. Причем, ему известны точные день и час смерти. Она будетмгновенной и не зависящей от внешних факторов.
«Клиента» просят рассказать по порядку, что он будет делатьв течение оставшегося до смерти времени: как и с кем жить, чем заниматься, накакие средства существовать, как будут выстраиваться отношения с друзьями иродственниками. Особенно тщательно, по часам, он должен расписать последнийдень своей жизни, вплоть до «кончины». Он должен даже сказать, какой будет егопоследняя мысль перед смертью.
Исполняющий роль психолога должен следить за повествованием«клиента». Ему надо постоянно возвращать «на землю» рассказчика, если тотначнет сочинять явно нереальные истории. Например, «клиент» может сказать: «Япоеду в кругосветное путешествие!» «Психолог» может его спросить: «А откуда тывозьмешь деньги? Давай реальней рассказывай!»
Ведущий должен проинструктировать «психолога», чтобы тот недавал «клиенту» слишком сильно переживать. Необходимо переводить в шуткунаиболее драматичные фрагменты рассказа, не затягивать его. Помнить, что всеэто – всего лишь игра.
Другая психотехника – «Эмоциональный отказ», по мнениюПодхватилина, помогает сформировать у подростка недостающие убеждения.Пересказываю ее так же по уже упоминавшейся брошюре психолога.
/>Ведущий предлагает школьникам разделитьсяна несколько групп по пять – шесть человек. Они делятся на «режиссеров» иодного «актера». Им предлагается несколько ситуаций на выбор:
Вы хотите уйти из компании, а друг продолжает занимать васразговором. Вы говорите ему…
Вы ловите взгляд привлекательного парня (девушки). Знаете,что он (она), может быть, интересуются вами. Вы подходите и говорите…
Ваш товарищ привел вас в незнакомую компанию, непредупредив вас. Вы заявляете ему…
Парочка, сидящая сзади вас в театре, мешает вам громкимразговором. Вы обращаетесь к ним…
Счет за ремонт ваших часов на четверть больше начальнойрасценки. Вы обращаетесь к заведующему службой…
Собака вашего соседа пристроилась метить угол у двери вашейквартиры. Вы подходите к соседу и говорите…
В кафе вам подали пережаренный бифштекс. Вы говоритеофицианту…
Друг просит вас одолжить ему автомашину, а вы считаете егоплохим водителем. Вы говорите ему…
Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компанииистории о вас. Вы заявляете ему…
Друг занял у вас деньги и все время забывает вернуть. Вызаявляете ему…
В компании знакомые уговаривают вас выпить, но вам нехочется. Вы отвечаете…
Вас совестят друзья за то, что вы не хотите идти с ними. Выотвечаете…
Исполняющему роль «актера» в предлагаемых гипотетическихситуациях нужно продемонстрировать неуверенный, уверенный и агрессивный ответы.Например, на предложение пойти в ночной клуб неуверенный ответ может звучатьтак: «Спасибо за приглашение, я бы с удовольствием, да вот обязательства,понимаете ли…» Уверенный ответ может быть таким: «У меня сегодня другие дела».Агрессивный – «Я уже сказал, что не пойду! И не заставляйте меня повторять этуфразу дважды!»
«Режиссерам» (остальной группе) необходимо внимательноследить за невербальными процессами, сопровождающими высказывание «актера»(поза, тонус мышц, жестикуляция, взгляд, интонация, скорость речи…)
После первого ответа «актера» (например, неуверенного)«режиссеры» корректируют и его позу, поведение. «Режиссер» может подойти к«актеру» и изменить его позу, осанку, посоветовать, какими жестами, интонациейлучше сопровождать ответ. Так репетируют до тех пор, пока «актер» не научитсявести себя правдоподобно. То же самое делается с уверенным и агрессивнымответом «актера»
Каждый должен побывать в роли актера. Если группашкольников небольшая, то полезно, чтобы каждый разыграл по две-три ситуации.
После психотехники «Эмоциональныйотказ» психолог предлагает «Отрицательнуюмотивацию». Подхватилин предлагает рассказать школьникам о приемах и способахвовлечения их в среду наркозависимых людей. Для этого можно использовать видео-и аудиопособия. Словом, школьников для начала надо познакомить с реальнойинформацией о положении дел с потреблением и привыканием к наркотикам. НиколайВасильевич предлагает донести до подростков следующую информацию. Необходимообъяснить им, что всего лишь три процента пролеченных людей действительноизлечиваются от наркомании; самым опасным является психологическое привыкание кнаркотикам, которые становятся неотъемлемой частью, смыслом жизни. Мысль опсихологическом дискомфорте для наркомана значительно страшнее, чем сама ломка.После одного-двух приемов наркотического вещества привязанность может и ненаступить. На этом этапе человек тщательно контролирует себя: «Не тянет ли?!»Он не притрагивается к наркотику от месяца до полутора. Убедившись, чтопривыкания нет, он пробует наркотик еще раз… Далее начинается снова периодвыжидания, но уже раза в два короче… Когда «периоды выжидания» сокращаются додвух-трех дней, можно считать, что человек уже стал наркоманом, полностьюзависит от наркоика, хотя все еще верит, что он вполне нормален. Он обманываетсебя до тех пор, пока не начнутся серьезные физиологические изменения ворганизме, не замечать которые уже невозможно. Начинаются поиски средствспасения и излечения от наркотической зависимости, но время уже упущено…
Иногда наркоманы, предчувствуя бесперспективность своейдальнейшей жизни, пытаются родить потомство: «Чтобы после себя хоть что-тооставить…» Но их ждет еще более страшное испытание: чаще всего у родителей-наркомановрождаются неполноценные дети.
Чтобы обезопасить подростков от влияния апологетов«умеренного» применения наркотиков, следует познакомить их с подобнойаргументацией, пишет Подхватилин. Так, повсеместно в наркозависимой средераспространяется мнение о том, что «легкие» наркотики не вызывают привыкания кним, что вред организму от некоторых психоактивных веществ (алкоголя, табака,паров бензина, клея и т.д.) более ощутим, чем от разового приема наркотиков.При этом замалчивается факт привыкания к наркотикам или, наоборот, приводитсямасса примеров о якобы успешном отвыкании, советы «знающих» людей, как можнолегко прекратить потребление наркотиков. Часто при этом ссылаются на рекламуразличных фирм и центров, гарантирующих избавление от наркотическойзависимости. Так внушается иллюзия о легкости избавления от наркомании,ослабляется психологический барьер перед желанием попробовать наркотик.
Наркотики стоят дорого, поэтому распространять их пытаютсясреди детей богатых родителей. При этом факт приема наркотиков «золотоймолодежью» является притягательным примером для других подростков.
Подхватилин предлагает познакомить подростков со способами,используемыми для приобщения их к наркотикам: за распространением наркотиковвсегда стоят крупные трансконтинентальные финансово-криминальные группы. Однакомолодежи чаще всего приходится сталкиваться с различными торговцами, которые,перепродавая товар, сами зарабатывают себе на «дозу». Более крупные торговцысоздают условия, в которых продавцы могут сбывать как можно большенаркотических веществ: всевозможные ночные клубы и дискотеки, где наркотикипредлагаются как средство снять напряжение, раскрепоститься, легко добитьсявзаимопонимания с людьми противоположного пола; различные фестивали пива, винаи так далее (человека в состоянии алкогольного опьянения легче уговоритьпринять наркотик под предлогом испытать «необыкновенный кайф»); секты,медитативные центры, где наркотики предлагаются как средство, расширяющееграницы восприятия и ведущее человека в неведомые мир. Часто наркотическиепсихоактивные вещества предлагаются молодежи для снятия сильных психофизическихнагрузок (стресс, переутомление, неосознанное невротическое состояние,связанное с комплексом неполноценности).
Психолог предлагает предупредить подростков о том, что иммогут предложить распространять наркотик, не потребляя его – как средствообогащения. При этом распространителя соблазняют финансовой выгодой;возможностью научиться психологически манипулировать «лохами», что можетпригодиться в дальнейшей жизни; деятельностью на благо общества – очищать егоот ненужных людей. Надо предупредить подростков, что подобная мотивацияпрактикуется в организациях экстремального толка.
И, наконец, одна их психотехник, предлагаемыхПодхватилиным, которая помогает изменить поведение подростка в прежнейсоциальной среде. Она называется «Повышение самооценки». Психолог утверждает,что эта психотехника помогает подростку не только увеличить самооценку, но инаучиться спокойно общаться с друзьями противоположного пола.
Группа школьников разделяется на пары. Один участникисполняет роль «психолога», другой -«клиента». «Клиенту» предлагается мысленнопредставить, что он сидит в помещении и через окно смотрит на улицу. А там,недалеко от окна, он видит человека, который смотрит на него с любовью.«Клиент» знает, что этот человек его любит точно (мать, отец, родственник,брат, сестра, возлюбленный…)
«Психолог» просит выделить два-три признака во внешнемоблике смотрящего, по которым он определяет, что в данный момент на негосмотрят любяще. (Это может быть улыбка, особое движение, выражение глаз, особаяпоза и т.д.)
Что при этом «клиент» чувствует? Его просят запомнить этичувства.
Далее «психолог» предлагает «клиенту» «покинуть» свое телои «вселиться» в человека за окном. И уже глазами любящего человека посмотретьна свое тело, оставленное за стеклом (максимально слиться с человеком, которыйвас любит!).
Найдите два-три внешних признака, за которые вы любитеэтого человека (взгляд, голос, поза, улыбка…). Внутренние критерии – хороший,добрый, понятливый – здесь не учитываются.
Что вы чувствуете, когда понимаете, что любите этогочеловека за стеклом? Запомните эти чувства.
Теперь вернитесь в свое тело и с полным пониманием иощущением того, что вы открыли для себя маленькую тайну. Вы теперь знаете,какие внешние признаки особенно нравятся любящему вас человеку…
Когда упражнение закончится, все собираются вместе иобсуждают тему: «Насколько чувство уверенности зависит от того, что нас кто-толюбит?» Ведущий при этом может задавать провокационные вопросы на тему полнойнезависимости человека
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы ссайта centercep.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.