Реферат по предмету "Психология"


Проблема инсайта и подход к его изучению в гештальтпсихологии

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский Государственный Университет
им. Н.Г. Чернышевского

РЕФЕРАТ
Тема: «Проблемаинсайта и подход к его изучению в гештальтпсихологии»

 Выполнила: студентка III
 курса ФФИП
 Пистер Э.В.
 Проверила: Фролова С.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
Ершов 2007

Содержание
 
Введение…………………………………………………………..1
1.        Открытиеинсайта в работах Келера…………………2
2.        Возникновениеидеи решения в анализе проблемных ситуации М. Вертгеймера…………………………………………….4
3.        Проблемаинсайта гештальтпсихологии……………….6
4.        Заключение………………………………………………….7
Список литературы

Введение
Гештальтпсихологическоенаправление в психологии возникло в начале 20-х годов в Германии. в Психологическом институте воФранкфурте-на-Майне встретились Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер(1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941). В их обсуждениях и дискуссиях о том, какстроится образ восприятия видимых движений, зарождались идеи нового направленияпсихологических исследований.
Гештальтпсихологияисследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле,разрабатывая новые экспериментальные методы.
Для гештальтпсихологииглавной мишенью служил структурализм с его трактовкой сознания как сооруженияиз «кирпичей» (ощущений) и «цемента» (ассоциаций). Однако при более пристальномрассмотрении выясняется, что приверженцы гештальтпсихологии с не меньшейрешительностью отвергли и функционализм. По сравнению с функционалистами,гештальтисты сделали следующий шаг в познании, а именно: они отказались отдополнительных элементов (или актов), которые извне упорядочивают сенсорныйсостав сознания, придавая ему структуру, форму, гештальт, и утвердили постулато том, что структурность изначально присуща самому этому составу.
 Методологический подходгештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях – понятиях психическогополя, озоморфизма и феноменологии. Понятие поле заимствовано из физики,в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома,магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементывыстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей длягештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаютсяв виде различных схем в психическом поле. При этом, гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить ипереструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по новому,благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению – инсайт.

1. Открытие инсайтав работах В. Келера
 
 Первые работы Келера,посвященные исследованию интеллекта шимпанзе, привели его к наиболее значимомуоткрытию – инсайта (озарения). Исходя из того, что интеллектуальное поведениенаправлено на решение проблемы, Келер создавал такие ситуации, в которыхподопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции, которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названыдвухфазными, так как состояли из двух частей. В первой части обезьяне нужнобыло при помощи одного орудия получить другое, которое было необходимо длярешения проблем ( например, при помощи короткой палки, которая находилась вклетке, получить длинную, находящуюся на некотором расстоянии от клетки. Вовторой части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели,например, для получения банана, находящегося далеко от обезьяны.
 Эксперимент должен былпомочь понять каким способом решается задача – происходит ли слепой поискправильного решения (по типу метода проб и ошибок) или обезьяна достигает целиблагодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию. Эксперименты Келерадоказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути, т.е. происходитмгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи.
В. Келер считал, чтообучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иномувосприятию и осознанию ситуации. Если то или иное явление входят в другуюситуацию, они приобретают новую функцию. Осознание новых сочетаний и новыхфункций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которогосоставляет суть мышления. Келер называл этот процесс переструктурированиемгештальта и считал, что он происходит мгновенно и не зависит от прошлогоопыта субъекта. Для того, чтобы подчеркнуть мгновенный, а не протяженный вовремени характер мышления, Келер дал этому моменту название «инсайт», т.е.озарение.
 С детьми Келер провелэксперимент, в котором им предлагалось достать машинку, расположенную высоко нашкафу. Можно было использовать разные предметы – лесенку, ящик, стул. Если вкомнате была лестница, то дети быстро решали предложенную задачу. Большевремени уходило в том случае, если надо было догадаться использовать ящик.Самые большие затруднения вызывал вариант, когда в комнате не было другихпредметов, кроме стула, который надо было отодвинуть от стола и использоватькак под ставку. Келер объяснял эти результаты тем, что лестница с самого началаосознается функционально как предмет, помогающий достать что-то, расположенноевысоко, поэтому ее включение в гештальт со шкафом не представляет для ребенкатрудности. Включение ящика уже нуждается в некоторой перестановке, так как ящикможет осознаваться в нескольких функциях. Что же касается стула, то оносознается ребенком не сам по себе, но уже включенным в другой гештальт – состолом, с которым он представляется ребенку единым целым. Решение данной задачипредполагает, что детям надо сначала разбить целостный образ «стол-стул» надва, а затем уже стул соединить со шкафом в новый образ, осознав его новуюфункциональную роль.
Возникновение идеирешения в анализе проблемных ситуации М. Вертгеймера.
М. Вертгеймер исследовалпроцесс творческого мышления у детей и взрослых. Он также обнаружил инсайт ипришел к выводу, что тот связан с моментом переструктурирования ситуации.
В анализе проблемныхситуаций и способов их решения Вертгеймер выделял несколько основных этаповмыслительного процесса:
1. Возникновение темы. Наэтом этапе появляется чувство «направленной напряженности», которая мобилизуеттворческие силы человека.
2. Анализ ситуации,осознания проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостногообраза ситуации.
3. Решение проблемы. Этотэтап мыслительной деятельности в значительной степени неосознан, хотяпредварительная сознательная работа необходима.
4. Возникновение идеирешения – инсайт.
5. Исполнительскаястадия.
М. Вертгеймер доказывал,что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которойпредставляется условие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемызависит правильность решения, причем хорошая схема дает возможность посмотретьна нее с разных точек зрения, т.е. позволяет создать из элементов, которыевходят в ситуацию, разные гештальты. Этот процесс создания разных образов спостоянными элементами и является процессом творчества, и чем больше различныхзначений получат предметы, включенные в эти образы, тем более высокий уровеньтворчества продемонстрирует ребенок. Поскольку такое переструктурирование легчепроизводить на образном (а не на вербальном) материале, то неудивительно, чтоВертгеймер пришел к выводу: ранний переход к логическому мышлению мешаетразвитию творчества у детей. Он также говорил, что упражнение убиваеттворческое мышление, так как при повторении происходит фиксация одного и тогоже образа и ребенок привыкает рассматривать вещи только в одной позиции.Поэтому у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе формального метода,несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, ктовообще не обучался. Вертгеймер стремился выяснить психологическую сторонуумственных операций (отличных от логических операций), которая описывалась втрадиционных гештальтистских терминах: «реорганизация», «группировка»,«центрирование» и т. п. Детерминанты этих преобразований осталисьневыясненными. В гештальтпсихологии понятие об инсайте (от англ. insight– усмотрение) стало ключевым. Инсайт означал переход к новой познавательной,образной структуре, соответственно которой сразу же меняется характерприспособительных реакций. Ему был придан универсальный характер. Это понятиестало основой объяснения адаптивных форм поведения у гештальтистов, в то времякак концепция «проб и ошибок» бихевиористов игнорировала понимание (т.е.образно-ориентировочную основу действия), каким бы оно ни было, – мгновеннымили постепенным. Адаптация считалась достижимой за счет тех же факторов,которые обеспечивают приспособление организма к среде на всех уровнях жизнедеятельности,в том числе и на уровнях, где образ вообще отсутствует.
Проблема инсайта вгештальтпсихологии
 
 Дальнейшие исследованияКелера были связаны с проблемой изоморфизма. Изучая детерминанты, лежащие воснове инсайта, он пришел к выводу о необходимости анализа физических ифизико-химических процессов, происходящих в коре головного мозга. В 1920 году Келернаписал книгу «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии», вкоторой изложены основные идеи изоморфизма, т.е. идеи подобия двух или несколькихсистем, например, подобия топографической карты рельефу местности, на нейотраженному. Ориентация на достижения в физике открывала, по мнению Келера,новые перспективы и перед психологией, для которой модели физических полей итех энергетических процессов, которые их определяют, могут служить аналогом,объясняющим происходящие в коре процессы. Изоморфизм, т.е. идея соответствияфизической, физиологической и психологической системами, позволит привестисознание с физическим миром, не лишая его самостоятельной ценности.
Внешним, физическигештальтам соответствуют нейрофизиологические, с которыми, в свою очередь,связаны психологические образы и понятия.
 Изучение изоморфизмапривело Келера к открытию новых законов восприятия – значения ( предметностивосприятия) и относительно восприятия цветов в паре ( закон транспозиции),изложенных им в книге «Гештальтпсихология» (1929г.) Однако, теория изоморфизмаосталась самым слабым и уязвимым местом не только его концепции, но игештальтпсихологии в целом.

Заключение
Идеи, развиваемыегештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследованиипознавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа, одна из первыхобратила существенное внимание на разработку новых, объективных экспериментальныхметодов исследования психики. Кроме того, это была первая (и долгое время почтиединственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структурыи качеств личности.
Психические гештальтыизоморфны (подобны) физическим и психофизическим. Иначе говоря, процессы,происходящие в коре сходны с теми, которые имеют место во внешнем мире иотражаются в ней как взаимно-однозначные системы в физике и математике (так,круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнемполе, может помочь или помешать испытуемому ее решить в зависимости от того,облегчает или затрудняет она переструктурирование схемы.
 Субъект может осознатьсвои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешитьсяот прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных скультурными и личными традициями. Такой феноменологический подход заимствовангештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого быличрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим былисвязаны недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутнойситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах, а такжерасхождения в результатах исследований бихевиористами и гештальтпсихологами,так как первые доказывали верность метода «проб и ошибок», т.е. влиянияпрошлого опыта, отрицавшегося вторым.

Список литературы:
 
1. Т.Д.Марцинковская.История психологии. 4-е издание Москва, 2004г.
2.  Фролова С.В. Историяпсихологии: Конспект лекций. – Саратов, 2006.
3. Ярошевский М.Г.История психологии – Москва, 1996г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Внушение. Гипноз
Реферат А інших працівників у процесі трудової діяльності, а також учнів, курсантів, слухачів та студентів навчальних закладів під час трудового І професійного навчання
Реферат Развитие ветеринарии в Древнем мире
Реферат Проблеми взаємодії та взаємозв'язку ринку праці й ринку освітніх послуг
Реферат Контрольная по информатике
Реферат Технологія виробництва шоколадної плитки
Реферат Региональный маркетинг
Реферат Сословная политика царского самодержавия
Реферат Факторы, влияющие на удовлетворенность браком
Реферат Енолят-анионы и енамины Таутомерия Альдольные реакции
Реферат Архитектурные ордера
Реферат Развитие представлений и понятий о Боге
Реферат Paleolithic Cave Paintings Essay Research Paper Paleolithic
Реферат Форт Росс в историографии США
Реферат Конституция в киберпространстве: закон и свобода за электронной границей (english/russian)