Реферат по предмету "Психология"


Проблема воображения в контексте функционально-системного подхода

Воображение, какпсихический процесс, традиционно связывается с творческой деятельностью,понимаемой как созидание нового, оригинального. Сущность творческойдеятельности у И. Канта воплощается в формах продуктивного воображения.Отдельные способности не носят, согласно Канту, творческого характера. Толькосинтетическое единство созерцания и мышления представляет собой творчество иреализуется в воображении. Последнее есть синтетическое единство сознательной ибессознательной деятельности.
В процесседеятельности воображение выполняет многообразные функции: оно являетсянеобходимым для получения нового знания; создавая предмет деятельности, служитосновой содержательного многообразия видов творчества. Таким образом, И. Кантнаделяет способность воображения предикатом творчества, который выражается вдеятельности образного мышления [14].
Новое Времяотдавало предпочтение творческой способности человека и было сосредоточено на воображении:«Стоит только захотеть – и мы извлечем из бытия кентавра, который галопом,пустив хвост и гриву по весеннему ветру, помчится через изумрудные луга занеуловимыми тенями белых нимф.» Воображение создает и уничтожает объекты,составляет их из деталей и рассыпает на части. Гете присуждает пальмупервенства «беспокойной и вечно юной дочери Юпитера – Фантазии». Лейбниц свелдействительность к монаде, обладающей только одним свойством – способностью крепрезентации. Вся система Канта вертится вокруг оси, создаваемойпредрасположенностью человека к воображению. Шопенгауэр поведал нам, что мир –это то, что мы представляем – фантасмагорический занавес, сотканный из образов,отброшенных на него из космических глубин. И молодой Ницше не мог объяснить мириначе как игрой скучающего божества: «Мир – это сон и дым в глазах вечнонеудовлетворенного» [20].
В ХХ столетииинтерес к воображению еще больше усиливается: философ Я.Э.Голосовкеррассматривает воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующийразум человека, разум его мифотворческого периода. По его мнению,познавательная мощь воображения, его основная деятельность по созданиюидей-cмыслообразов (то есть смысла, скрывающегося и раскрывающегося в имсотворенном образе) – эта деятельность была просмотрена, не понята и отнята увоображения. «Разум воображения», «диалектическая логика воображения» – такимикачествами наделяет его Голосовкер, считая, что у воображения был отнят егомогучий разум и загнан в область детского или наивного художественногомышления. Но именно «разум воображения» (имагинация) порождает идеи, которымиживет человечество [10].
Так оцениваливоображение и его роль в жизни человечества поэты и философы.
Но в психологиипознавательных процессов единого взгляда на природу воображения до сих пор нет.
Припсихологическом анализе различных видов деятельности типы решаемых задач могутбыть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которыепреимущественно обеспечивают их выполнение. При этом выделяются задачимыслительные, перцептивные и активизирующие воображение (имажинативные) [4]. Врешении имажинативных задач воображение выполняет следующие функции:познавательную, антиципирующую, регулирующую (в том числе – эмоциональныхсостояний), целеполагающую и контрольно-корректирующую.
Дляклассификации видов воображения выделяют разные признаки, в частности, постепени присутствия образов-воспоминаний (представлений) – от реальносуществовавших событий и объектов до активного конструирования образовпринципиально новых объектов, явлений и событий, воображение разделяют напассивное – активное и воссоздающее – творческое. Именно творческое иопределяет многообразие функций, которые выполняются воображением [12, 13, 24].
Одним из видовтворческой деятельности является конструирование ОБРАЗОВ «идеальных» объектов,то есть предметов и явлений, которые ранее частично или полностью в опытечеловека не присутствовали: «Творческой деятельностью мы называем всякую такуюдеятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли этосозданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума иличувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.» [9].
Воображение,считает также С.Л.Рубинштейн, связано с нашей способностью и необходимостьютворить новое. Деятельность воображения как психический процесс обеспечиваетсоздание новых образов на основе переработки и творческого преобразованияимеющихся у человека образов действительности. Основой воображения служатобразы памяти [23].
На взглядЛ.С.Коршуновой и Б.И.Пружинина, особенность структуры воображения состоит втом, что в ней имеет место органическое единство чувственного и логическогокомпонентов. Трудности, имеющие место при исследовании воображения, объективныи объясняются тем, что воображение связано с эмоциональной сферой и«вплетается» во все формы познавательного процесса, выступая компонентомвосприятий, представлений, мышления. Уровень развитости воображения зависит иот объема знаний, и от интеллектуальных способностей субъекта. Имеющиеся усубъекта знания способствуют формированию нового образа. Формой проявлениядеятельности воображения является наглядное представление.
Воображениехарактеризуется как творческий акт благодаря его связи с мышлением. Образывоображения формируются не только путем перекомбинирования элементовпредставлений, содержащихся в памяти, но и путем их переосмысления, наполненияновым смысловым содержанием. Эти действия требуют оценки, отбора, обобщения.Мышление, таким образом, является своеобразной программой, определяющей течениепроцессов воображения.
Воображение имышление взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга в познавательных актах.Воображение становится видом деятельности, которая формирует новые понятия, тоесть способствует переходу от чувственного к рациональному, и, прежде всего, отпредставления к понятию. Этот переход сопровождается переработкой конкретногочувственного образа [15, 16].
И.М.Розетразработал концепцию фантазии на основе анаксиоматизации – обесценивания,выступающей в единстве с гипераксиоматизацией – повышенной оценкой. [22].Данная концепция определяет механизм «оценивания» как ведущий вфункционировании воображения, но опять же не выявляет специфики воображения какпсихического процесса.
Л.М.Веккерхарактеризует воображение как «сквозной психический процесс, симметричныйпамяти, но противоположного направления» (познавательные процессы отражают какпространственно-предметные, так и временные характеристики объективного мира) ипредлагает классификацию видов воображения, структура которой отражает основныеуровни представленности познавательных процессов:
а)сенсорно-перцептивное воображение (собственно образное), включающее зрительное,слуховое, двигательное, пространственное и оперативное виды;
б) словесно-логическое(концептуальное), выступающее как элемент мышления;
в) эмоциональное[8].
А.В.Брушлинскийсчитает, что традиционное понятие воображения остается расплывчатым инестрогим, так как его обычно определяют как сочетание двух основных признаков:открытие, создание новых образов на основе переработки прошлых восприятий, ипреобразование образа познаваемого предмета как процесс или «механизм», спомощью которого получается этот результат. Но данные признаки не являютсяспецифичными, характерными только для воображения, а в одинаковой мерехарактеризуют все формы и уровни психического отражения: ощущения, восприятия,представления, мышления. Следовательно, если воображение существует, то егоспецифика заключается в чем-то другом, пока неизвестном [7]. Возможно, именнопоэтому современные исследователи интеллектуальных и творческих способностейМ.А. Холодная и В.Н. Дружинин в терминологические словари своих монографийтермин «воображение» не включили…
Необычную точкузрения на воображение высказал Ю.М. Швалб. Анализируя воображение как основаниецелеполагания, он приходит к выводу, что «воображение как психический процессне может быть описано как деятельность.… Это означает, что от многих другихпсихических процессов и функций, таких, например, как восприятие, память,мышление и др., оно само функционирует не деятельностно… и егофункционирование должно описываться в каких-то другихтеоретико-методологических схемах.» [25 ].
/>Последовательность развития взглядов напсихологическую природу воображения можно врезультате представить в виде следующих основных этапов:
·          психическая деятельность по созданиюновых образов;
·          выделение общих компонентов вдеятельности мышления и воображения: «комбинирующий разум», «словесно-логическое»,«познавательная деятельность, осуществляемая на основе мысленной программы»;
·          наличие воображения во всех формах иуровнях психического отражения, что не позволяет рассматривать воображение каксамостоятельный психический процесс;
·          и новый взгляд на воображение как нанечто, «функционирующее недеятельностно» [26, 27].
Таким образом,психологическая природа воображения в научном представлении попрежнему остаетсяпроблемой. Выявление особенностей воображения как психической функции иопределило цель данного исследования.
Так какисследование психических процессов возможно только опосредовано – черезизучение содержательно-операциональных сторон деятельности – то необходимосмоделировать деятельность, соответствующую внутренней структуре данногопсихического процесса [18].
Сузим проблему.Из всех функций, традиционно связываемых с функцией воображения, вычленимтолько ту их часть, которая связана с сознательной творческой деятельностью. Таккак, согласно Я.А.Пономареву, «Изучая любую частную форму творчества, мысталкиваемcя и с его общими законами.», в качестве объекта исследованиярассмотрим функционирование одного из видов «воображения» (здесь и далее покасохраним термин, но возьмем его в кавычки) – вербального (словесно-логического),создающего вербальный образ неизвестного объекта.
Под понятием«вербальный образ» будем понимать представление (описание) объекта (явления,состояния) посредством группы слов, создающих своим объединением определенныйсмысл. Создание вербального образа является одним из наиболее употребляемыхсредств характеристики объекта.
Для выявленияприроды и структуры вербального «воображения» рассмотрим функцию «воображения»в процессе поиска решения имажинативной задачи. Такой поиск требуетфункционирования «воображения» и содержит в себе наиболее характерныекомпоненты, присущие данному процессу. В качестве задачи может быть рассмотренпроцесс конструирования вербального образа «идеального» – неизвестного –объекта и его результат – текст. Предметом исследования при этом выступятпсихологические механизмы процесса конструирования вербального образа какмодели, отвечающей внутренней структуре самого психического процесса [26].
В качествеметодологической основы исследования использовался функционально-системныйподход, который позволяет нам рассматривать вербальный образ как искусственнуюсистему, создаваемую с целью выполнения определенной (основной) функции. Внауке под системным подходом понимается методологическое направление, одна изосновных задач которого заключается в разработке и применении методовисследования сложноорганизованных и развивающихся объектов – систем [1, 2, 5].
В литературеприводится целый ряд близких по смыслу определений понятия «Система»и связанных с ним терминов:
·          Система есть множество связанных междусобой элементов.
·          Элемент – неразложимый далее (в даннойсистеме при данном способе рассмотрения и анализа) компонент сложных объектов,явлений, процессов.
·          Структура – относительно устойчиваяфиксация связей между элементами системы.
·          Целостность системы – это ееотносительная независимость от среды и от других аналогичных систем.
·          Эмерджентность – несводимость свойствсистемы к свойствам элементов системы.
Все этиопределения взаимосвязаны, одни уточняют смысл других [21].
Б.Ф.Ломов выделилдва аспекта в системном подходе: системность психологического знания исистемный характер психических процессов. Он исходил из того, что психическиеявления включены во всеобщую взаимосвязь процессов материального мира ивыражают уникальное единство разнообразных качеств живых организмов.Психическое открывается как отражение действительности и как отношение к ней,как функция мозга и как регулятор поведения, как природное и социальное,сознательное и бессознательное. Психика объективно выступает как многомерное,иерархически организованное, динамически целое – система, функциональныекомпоненты которой онтологически неразделимы [17].
Под системнойорганизацией психологических объектов понимаются элементы структуры, ихуровневая организация и выделение системообразующих факторов. Важнейшимусловием выявления взаимоотношений между разными подсистемами в каждомконкретном случае является определение системообразующего фактора" – т.е.фактора, благодаря которому различные механизмы (элементы) объединяются вцелостную систему. Отражение человеком окружающего мира осуществляется с тойспецифической (индивидуально-неповторимой) позиции, которую он в этом мирезанимает [17].
При примененииметодологии, основанной на системном подходе, представителями практически всехнаук, в том числе и психологии, показана продуктивность использованияспецифических понятий «система», «функция системы», «подсистема», «структура»,«элемент», «целостность», «связи», «отношения» и др. [6].
Главная проблемасистемного анализа – определение самой системы, выделение ее из окружающего.Основным критерием для такого выделения является рассмотрение системы состороны целевого – функционального – назначения. Тот или иной компонент можетбыть отнесен к системе в меру его участия в достижении цели [11].
Реализацияпринципов системного подхода в данном исследовании осуществляется путемрассмотрения феномена вербального образа как системы. Как понимать систему,чтобы использовать ее как методологический инструмент в формулировке новыхзадач исследования и понимании уже накопленных материалов?
П. К. Анохинотводил решающую роль системообразующему фактору: «Поиск и формулировкасистемообразующего фактора определяет как само понятие системы, так и всюстратегию его применения в исследовательской работе. Иными словами, принесет липользу системный подход, будет зависеть от того, насколько мы успешно выделимсистемообразующий фактор и насколько полно будет описано его операциональноезначение для формирования системы». Включение в анализ результата как решающегозвена системы значительно изменяет общепринятые взгляды на систему. Всюдеятельность системы можно представить в терминах результата. Эта деятельностьможет быть выражена в вопросах, отражающих различные этапы формированиясистемы:
1) какойрезультат должен быть получен?
2) когда именнодолжен быть получен результат?
3) какимимеханизмами должен быть получен результат?
4) как системаубеждается в достаточности полученного результата? [3, с.25].
При этом, всоответствии с классическим представлением о системе, ее системное свойствовсегда больше простой суммы свойств структурных компонентов, объединенных всистему.
Возникновениесистемного свойства при объединении компонентов и обеспечивает системный эффект– способность системы выполнять свою основную функцию.
Опираясь назаконы развития искусственных систем, в соответствии с которыми любаяискусственная система создается для выполнения определенной основной функции (авербальный образ – это тоже искусственная система!), определим понятия,которыми будем в дальнейшем пользоваться:
Элемент(компонент) – исходная структурная единица, которуюможно выделить на основании различных характерных признаков.
Свойствоэлемента (компонента) – количественная и\иликачественная характеристика элемента, которая проявляется при еговзаимодействии с другими элементами. Системообразующий фактор – этосубъективная потребность (замысел), которую нужно удовлетворить с помощьюсоздания новой системы.
Система– комплекс взаимодействующих элементов, предназначенных для выполнения основнойфункции и создающих своим объединением новое системное свойство.
Системноесвойство – свойство системы, возникающее привзаимодействии свойств элементов, составляющих систему и обеспечивающих ейвозможность выполнять основную функцию.
Системный эффект– результат действия системного свойства созданной системы, удовлетворяющегосубъективную потребность – системообразующий фактор (замысел).
Системообразующаяфункция – действия, которые создают изотдельных элементов систему, обладающую необходимым системным свойством иобеспечивающую достижение системного эффекта (результата) [19].
(Значенияпонятий поясним упрощенно на конкретном примере. Предположим, возникаетпотребность создать нечто новое, до сих пор не существующее – например, объект,который будет перемещать грузы по воздуху. Эта потребность выступает как системообразующийфактор. Для реализации этой потребности необходимо, чтобы объект:
·          мог находиться в воздухе – обладалподъемной силой;
·          мог перемещаться в воздухе – имелдвигатель для горизонтального перемещения;
·          мог перемещаться в нужном направлении –имел орган управления.
Выбираем элементы,которые могут обеспечить нам эти возможности. Так, подъемной силой обладаюттеплый воздух, легкие газы (водород, гелий), крыло. Перемещаться горизонтальнопо воздуху можно под действием ветра или двигателя (винтового или ракетного).Управлять полетом можно с помощью рулей или дополнительных двигателей.
Каждый изназванных элементов обладает свойством, которое проявляется только вовзаимодействии с другим объектом. Так, например, теплый воздух обладаетподъемной силой до тех пор, пока температура окружающего воздуха ниже егособственной температуры. Винтовой двигатель или рули могут работать только ввоздушной среде определенной плотности, и т.д.
Объединяя разныеэлементы в группы, получим различные системы с конкретными системнымисвойствами: теплый воздух или легкий газ, помещенные в оболочку, позволят намсоздать воздушный шар или дирижабль; крыло и винт – винтовой самолет; крыло иракетный двигатель – реактивный самолет, и т. д. Проявление каждого конкретногосистемного свойства позволит получить определенный системный эффект, реализующийпотребность – системообразующий фактор.
Действия,которые создают систему из отдельных элементов, обладающую необходимымсистемным свойством, которое преобразует системообразующий фактор (потребность,замысел) в системный эффект (результат), выполняет системообразующая функция).
Применим данныепонятия к процессу конструирования вербального образа. В нашем исследовании подфункцией (назначением) вербального образа будем понимать передачу такойинформации об объекте (явлении, состоянии), которая вызывает системный эффект –эмоционально-смысловую реакцию, необходимую автору конструируемого образа. Аэта необходимая эмоционально-смысловая реакция при конструировании вербальногообраза неизвестного объекта возникает как результат взаимодействия свойстввзаимосвязанных компонентов, качественно-количественная представленностькоторых и определяет конечный «продукт» – системное свойство – индивидуальноесвоеобразие созданного образа, обладающего субъективным критерием «новизна».Процесс конструирования вербального образа как раз и представляет собой подборэтих структурных компонентов, взаимодействие которых обеспечивает организациювербального образа как системы.
Автор даннойработы проанализировала творческий процесс конструирования вербального образа –с позиций системного подхода – с помощью методик “Создать образ незнакомогослова”, “Ассоциативная продуктивность” и модифицированного вариантаневербального теста Торренса. В ходе исследования была раскрыта психологическаяструктура этого процесса, в состав которого входят понимание “содержания”образа, возникновение замысла и реализация замысла. Определены содержательныекомпоненты, используемые при конструировании образа, и основные мыслительныеприемы, применяемые при его создании: комбинирование, аналогизирование,трансформации. Было показано, что процесс конструирования вербального образа неизвестногообъекта содержит в себе компоненты, присущие творческому процессу:эмоциональную вовлеченность, последовательность фаз и характерные приемымышления. В результате их взаимодействия появляется продукт – вербальный образ,который обладает субъективной новизной и поэтому может, в частности,рассматриваться в качестве “единицы вербальной креативности” [26].
Экспериментальнопоказано, что для разработки вербального образа требуется эмоциональная“увлеченность материалом”. Выявлена связь между способностью к продуцированиюассоциаций и способностью конструировать вербальные образы. Установленныевзаимосвязи между показателями визуального и вербального тестов подтверждаютединство образных и вербально-понятийных компонентов в процессефункционирования «воображения».
Результатыисследования позволили сделать выводы:
1. Процессконструирования вербального образа неизвестного объекта состоит из двух фаз,включающих в себя:
а) порождениеего значения (семантизация) – возникновение замысла, и
б) разработку –подбор деталей (элементов), которые непосредственно и создают образ, врезультате чего происходит реализация замысла.
2. Основныепсихологические компоненты, которые обеспечивают реализацию замысла –конструирование системы «вербальный образ» – это:
а)взаимосвязанные интеллектуальная активность и эмоциональная вовлеченностьсубъекта в процесс конструирования;
б)эмоционально-оценочное отношение к создаваемому образу;
в) актуальныезнания (элементы «содержания»);
г) мыслительныеприемы (комбинирование, аналогизирование, трансформации), c помощью которыхсубъект преобразует имеющиеся у него знания и конструирует нужный емуобраз.
3) Способность кконструированию вербального образа положительно связана со способностьюпродуцировать ассоциации по сходству и визуальные образы.
В результатевзаимодействия этих компонентов появляется продукт – cистема «вербальныйобраз», который обладает субъективной новизной [26].
В терминахфункционально-системного подхода процесс конструирования вербального образасостоит из следующих этапов: возникающая у субъекта потребность выразитьнеобычным образом свое эмоционально-смысловое отношение к объекту (явлению,событию) проявляется как замысел – системообразующий фактор. Для реализациизамысла субъект подбирает слова (элементы) и выстраивает их определеннымобразом (структурирует). Возникает новая система – вербальный образ.Структурная организация избранных слов создает системное свойство, которое ипроизводит системный эффект – вызывает у читателя необходимую автору эмоционально-смысловуюреакцию.
То есть, чтобытакая реакция «состоялась», должны быть выполнены «управленческие-интегрирующие»действия – нужно оценить, отобрать и структурно организовать отдельныеэлементы. Как указывалось выше, эти действия – так как именно они создают изотдельных элементов систему, обладающую необходимым системным свойством иобеспечивающую достижение системного эффекта (результата) – являютсясистемообразующими и традиционно рассматривались как воображение.
Исходя извышесказанного, комплекс действий, выполняемых «воображением» при сознательнойтворческой деятельности, можно рассматривать как системообразующую(управленческую-интегрирующую!) функцию и обозначить её как креативный синтез. Спецификакреативного синтеза как высшей психической функции заключается в том, что онпредставляет собой комплекс интегративных управленческих действий (по оценке,отбору и структурированию элементов в систему), выполняемых субъектом прирешении творческих задач.
Применениефункционально-системного подхода, таким образом, позволяет согласовать различияи противоречия в существующих взглядах на психологическую природу «воображения»и рассматривать его в сознательном творческом процессе как креативный синтез –комплекс операций, реализующих системообразующую функцию и образующих новыесистемы различных уровней сложности.

Литература:
1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика. 1980. Т.1.– 230с. Т.2. – 287с.
2.Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем.//Принципы системной организации функций. М.: Наука 1973, 315 с.
3.Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. –196 с.
4.Балл Г.А. Теория учебных задач. – М.: Педагогика, 1990. – 184с.
5.Богданов А.А. Тектология. М.: Экономика, 1989. Кн. 1. – 303с.
6.Брушлинский А.В. Один из вариантов системного подхода в психологии мышления/Принцип системности в психологических исследованиях. – М.: Наука. 1990.С.97-103.
7.Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва-Воронеж. 1996.– 388с.
8.Веккер Л.М. Психические процессы. В 3 т. Т.3. Субъект. Переживание. Действие.Сознание. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. – 325с.
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение,1991. – 91с.
10.Голосовкер Я.Э. Имагинативная эстетика//Символ, Париж, 1993, №23. С.73-130.
11.Гостев А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышления//Вопросы психологии.1984, №1, С.114-119.
12.Дудецкий А.Я. Воображение. Смоленск, 1969. – 94с. 13. Дудецкий А.Я.Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. – 153с. 14.Кант И. Сочинения: В 6 т. – М.: Мысль, 1966. Т.5. – 564с. – М.: Просвещение,1991. – 189с.
15.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.: МГУ, 1979. – 144с.
16.Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. – М.: МГУ, 1989.–182с.
17.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука,1984. – 444с.
18.Максименко С.Д. Основи генетичноi психологii. – К: НПЦ Перспектива, 1998. –220с.
19.Меерович М.И., Шрагина Л.И. Законы развития искусственных систем//Успехисовременного естествознания, №5, 2004, Прил.№1. С.241-243.
20.Ортега-и-Гассет, Хосе. Две великие метафоры//Теория метафоры. М., 1990.С.68-81.
21.Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. –М.: Изд. МГУ, 1992. – 133с.
22.Розет И.М. Психология фантазии. Минск: БГУ, 1977. –312с. 23. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989, т.1. – 486с.
24.Страхов И.В. Психология воображения. Саратов, 1971. – 77с.
25.Швалб Ю.М. Психологические модели целеполагания. Киев, СТИЛОС, 1997. – 236с.
26.Шрагина Л.И. Конструирование вербального образа как творческий процесс//Дисс.… канд. психол. наук, Киев, 1999. – 180с.
27.Шрагина Л.И. Логика воображения. – М.: Народное образование, 2001. – 190с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.