Реферат по предмету "Психология"


Понятие сплоченности коллектива. Эффективность взаимодействия руководителя с подчиненными

/>/>СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ И ПОНЯТИЕ СПЛОЧЕННОСТИКОЛЛЕКТИВА2. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
3. ТИП РУКОВОДСТВА КАКОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И СОТРУДНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающееособенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностныхориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности.Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество ивзаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.
Характер руководства, проявляющийся в том или иномстиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, такжевоздействует на социально-психологический климат производственного коллектива.
Еще один фактор, воздействующий насоциально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическимиособенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человекапреломляются все влияния на него как производственного, так инепроизводственного характера. Поэтому для формирования того или исоциально-психологического климата коллектива имеют значение не столькопсихологические качества членов, сколько эффект их сочетания.
Таким образом, можно выделить следующие признаки сплоченногоколлектива:
— хорошие межличностные отношения (спецификаформальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношениемежду ними);
— демократический стиль руководства коллективом;
— оптимальный уровень психологической совместимости коллектива.
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИГРУППЫИ ПОНЯТИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА
Преждевсего, коллектив — это объединение людей во имя достижения определенной,социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может быть хотя исплоченная, но антисоциальная группа, например, группа преступников).
Во-вторых,это добровольный характер объединения, причем под «добровольностью» здесьпонимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристикагруппы, когда она не просто «задана» внешними обстоятельствами, но стала дляиндивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений, на базеобщей деятельности. Существенным признаком коллектива является его целостность.Это выражается в том, что коллектив выступает как некоторая системадеятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определеннойструктурой руководства и управления. Наконец, коллектив представляет собойособую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принципразвития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.
Коллективистскиеотношения определяются через понятия нравственности, ответственности,открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности иинформативности. Под нравственностью имеется ввиду построениевнутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностяхобщечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятиеколлективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбукаждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива илинет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои словаподтверждают делом, требовательны к себе и друг другу, объективно оцениваютсвои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательноподчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных,по-хозяйски относятся к общественному добру.
Подоткрытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживатьхорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другимиколлективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. Напрактике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощидругим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной изважнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожихна него социальных объединений.
Понятиеколлективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о егоуспехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив.Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своемколлективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставатьсяравнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важныевопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.
Дляподлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаютсяхорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношениячленов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность,уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективеблагоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.
Организованностьпроявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтномраспределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости.Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживатьи исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающиепроблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельностиколлектива.
Однимиз условий успешной работы коллектива и установления доверительныхвзаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояниядел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточнаяинформированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом,содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм иправил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.
Эффективностьпонимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач.Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллективаявляется сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллективакак целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это можетсделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг отдруга, не объединенных системой описанных отношений.
Такимобразом, коллектив – это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которойстроятся на позитивных нормах морали и духовном взаимодействии членов группы.2. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕВ ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Межличностноевзаимодействие — это постоянно действующий фактор общения членов в коллективе.В процессе общения в коллективе создается своеобразный общий банк идей,способов и приемов решения конкретных задач, которые используются в совместнойдеятельности для решения новых задач. Необходимо подчеркнуть, что деловоеобщение способствует не только решению чисто утилитарных задач, но и духовномувзаимообогащению общающихся, так как именно в процессе совместной деятельностии общения наиболее рельефно проявляется как профессиональная, так и социальнаядееспособность каждого конкретного человека.
Взависимости от меры вовлеченности человека в отношения, выделяют три его вида:
v социально-ролевоеобщение, в процессе которого индивид усваивает социальныенормы;
v деловое общение,объединяющеелюдей на основе общности деятельности, общности интересов дела;
v интимно-личностноеобщение, предполагающее особую психологическую близость,сопереживание партнеру по общению, проникновение в его внутренний мир.
Чтобыоблегчить установление психологического контакта с другим человеком, работникуследует учитывать, к какому именно общению он стремится и на какой уровеньпонимания с его стороны рассчитывают. Способность выбрать вид, манеру общения,привести выражение своих эмоций и свое поведение в соответствие с ними, а такжес поведением других людей — одно из необходимых условий сплоченностиколлектива.
Впроцессе общения в коллективе формируется общность взглядов на принципиальныевопросы, что определяет все последующее взаимодействие субъектов совместнойдеятельности, их стратегию поведения, т.е. формируется общая позиция, чтоспособствует интеграции сотрудников в единое социальное целое. Только в такихслучаях коллектив способен успешно решать задачи той сложности, котораясоответствует уровню компетентности его членов.
Поведениеучастников совместной деятельности определяется их объективнойвзаимозависимостью, которая составляет необходимое условие всякоговзаимодействия. Но для того чтобы установилось сотрудничество, нужна полная ивсесторонняя информация об условиях, задачах, способах решения поставленныхзадач и других обстоятельствах, связанных с достижением общей цели.
Полнаяинформация об условиях деятельности стимулирует сотрудничество и желание помочьдруг другу. Особенно важно активизировать деловое общение в коллективеруководителю. При этом необходимо учитывать личностные качества сотрудников,поскольку каждый из них охотнее пойдет на какие-либо уступки, если будетуверен, что в других случаях коллеги примут во внимание его точку зрения, учтутего интересы. Важно лишь объективно учитывать интересы каждого работника,пытаться встать на его место, взглянуть на положение вещей его глазами, чтобыпонять, не противоречит ли предлагаемый путь решения задачи его интересам. Итак,в деловом общении необходимы: искреннее сотрудничество; информированность обовсем, связанном с достижением цели; оптимальный стиль поведения.
3.ТИП РУКОВОДСТВА КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И СОТРУДНИКОВ
Чтоже определяет эффективность взаимодействия руководителя с подчиненными? Какпроявляется это взаимодействие в процессе делового общения?
На каждом этапеуправленческого общения руководитель оказывает разное психологическоевоздействие: отдавая распоряжения, он во многом предопределяет поведениеподчиненного; получая сведения о ходе выполнения работы, он взаимодействует сним.
Тип руководства — это выборсистемы методов и приемов, которые использует руководитель при работе сподчиненными. От этого выбора зависит авторитет руководителя. Важно так жепомнить о том, что стиль управления должен удовлетворять основным требованиям:
1)        обоснованноераспределение полномочий и ответственности между отдельными звеньями иработниками аппаратного управления;
2)        поручениявыполнения задач с учетом навыков подчиненных;
3)        внимательноеотношение к подчиненным;
4)        сплочениеколлектива;
5)        проявлениеволи и настойчивости при организации управленческих решений.
Когдадействия и поступки руководителя соответствуют системе социальных ожиданий, егоавторитет в глазах подчиненных повышается, и он быстрее и легче оказываетдейственное влияние на них, не пользуясь своим должностным преимуществом.Однако любой коллектив не состоит из абсолютных единомышленников, и в немнеизбежно возникнут противоречивые представления о допустимом и недопустимом. Итогда перед руководителем непременно встанет непростая задача — определить, накакие же силы ориентироваться в первую очередь. Волевой руководитель решиттакую задачу легко и скоро, хотя, может статься, и не совсем верно. Но излишнерефлексирующий шеф всегда рискует оказаться в состоянии конфликта с самимсобой, что очень скоро почувствуют подчиненные и не преминут этимвоспользоваться.
Небудет большим открытием сказать, что в общении каждый хочет, чтобы его поняли,но не каждый стремится понять другого, и зачастую таким«непонятливым» оказывается именно волевой руководитель, который неочень-то озабочен тем, чтобы принять все доводы подчиненных, а простонавязывает им свою волю, подавляя их «авторитетом кресла». Такойстиль руководства, как известно, именуют авторитарным. В коллективе, которымкомандует авторитарный руководитель, по-настоящему сплоченный коллектив создатьпрактически невозможно.
Демократический стильуправления — это совокупность приемов управления, манера поведенияруководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активнымвовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроляподчиненных. Демократичный руководитель предпочитает оказывать влияние на людейс помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчиненных.
Демократическийстиль — наиболее подходящий для формирования организационных взаимоотношений,поскольку формирует доброжелательность и открытость взаимоотношений как междуруководителем и подчиненным, так и между самими подчиненными. Этот стиль вмаксимальной степени сочетает в себе методы убеждения и принуждения, помогаеткаждому работнику четко сформулировать его личные цели, установить эффективнуюкоммуникацию между руководителем и подчиненным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, в заключение можно сделать следующие выводы:
Понятиеколлективизма и сплоченности коллектива включает в себя постоянную заботучленов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает,разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций,уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет егочленам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В такомколлективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.
Коллективистскиеотношения определяются через понятия нравственности, ответственности,открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности,информативности и духовного взаимодействия.
Впроцессе межличностного взаимодействия в коллективе формируется общностьвзглядов и общая позиция, что способствует интеграции сотрудников в единоесоциальное целое. Поведение участников совместной деятельности определяется ихобъективной взаимозависимостью, которая составляет необходимое условие всякоговзаимодействия.
Самымлучшим типом руководства для эффективно работающей организации является демократическийстиль. Он апеллирует к высшим уровням потребностей каждогочлена коллектива и характеризуется разделением власти и участием подчиненных впринятии решений.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 
1.        МорозовА. В. Управленческая психология: Учебное пособие для студентов. – 2-е издание.– М.: Академический Проект; Трикста, 2005.
2.        ОгарковА.А. Управление организацией: учебник. – М.: Эксмо, 2006.
3.        Основытеории управления: учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого.— М., 2004.
4.        РозановаВ. А. Психология управления: Учебное пособие, 3-изд., перераб. и доп… – М.,2006.
5.        ШикунА. Ф., Филинова И. М. Управленческая психология: Учебное пособие / А. Ф. Шикун,И. М. Филинова. – М.: Аспект Пресс, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.