Реферат по предмету "Государство и право"


Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации

Курсоваяработа
 
Бюджетныеполномочия субъектов Российской Федерации

Содержание
Введение
1.    Компетенция субъекта Российской Федерации в области собственногобюджета
2.    Компетенция субъекта Российской Федерации в отношениях сфедеральным бюджетом
3.    Компетенция субъекта Российской Федерации в отношениях с местнымибюджетами
4.    Бюджетная компетенция органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации
Заключение
Использованнаялитература

Введение
Понятие«бюджетная компетенция» выражает круг субъективных прав и субъективныхобязанностей субъекта Российской Федерации в области бюджета.
Субъективноеправо рассматривается теорией права как принадлежащая субъекту мерадозволенного поведения, обеспечиваемая государством.
Субъективнаяобязанность – предписанная субъекту мера должного, необходимого поведения.
Надо сказать,что финансово-правовая литература в качестве альтернативного понятию «бюджетнаякомпетенция» довольно часто использует понятие «бюджетные права субъектовРоссийской Федерации».
Понятие«бюджетные права» широко использовалось бюджетным законодательством дляобозначения бюджетно-правового статуса государства и егопублично-территориальных образований еще с советских времен, когда 30 октября1959 г. был принят Закон СССР «О бюджетных правах Союза ССР и союзныхреспублик», на базе которого во всех союзных республиках были приняты законы обюджетных правах этих республик и местных Советов народных депутатов.
Хотя данныйтермин говорит только о правах, не следует понимать его буквально. Как отмечаетН. И. Химичева, «в данном случае речь идет о правах особого содержания…Этиособенности заключаются в том, что бюджетные права по своим юридическимсвойствам во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в значительноймере одновременно и обязанностями (например, право утверждать бюджет, правораспределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т. д.).Таким образом, в большинстве случаев бюджетное право (полномочие) и обязанностьслиты в едином полномочии, эти полномочия отражают неразрывность прав иобязанностей субъектов бюджетного права».
Бюджетныйкодекс Российской Федерации прямо не раскрывает содержания бюджетнойкомпетенции субъекта Российской Федерации, но содержит специальную статью,посвященную компетенции органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации в области регулирования бюджетных отношений (ст. 8).
Разумеетсябюджетную компетенцию субъекта Российской Федерации нельзя отождествлять сбюджетной компетенцией его органов, но с другой стороны, как правильно на нашвзгляд, отмечается в литературе, в конкретном финансовом правоотношениидееспособность субъекта Российской Федерации приходится на долю представляющихих в данном правоотношении государственных органов.
В конечномсчете выявление бюджетной компетенции субъектов Российской Федерациипроизводится путем анализа Конституции Российской Федерации, Бюджетного кодексаРоссийской Федерации и других нормативных правовых актов бюджетногозаконодательства, а также нормативных правовых актов субъектов РоссийскойФедерации.
В условияхфедеративного устройства государства бюджетная компетенция субъектов РоссийскойФедерации основывается на разграничении этой компетенции между федеральнымцентром и субъектами Российской Федерации.
СогласноКонституции Российской Федерации различаются 1) сфера ведения РоссийскойФедерации; 2) сфера совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации; 3) сфера ведения субъектов Российской Федерации.
К сфереведения Российской Федерации в области бюджета относится: установление правовыхоснов единого рынка; финансовое и кредитное регулирование; федеральныеэкономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции);федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды региональногоразвития (п. «з» ст. 71 Конституции). Согласно пункта 3 статьи 75 Конституциисистема налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципыналогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральнымзаконом, т. е. данные вопросы также отнесены к ведению Российской Федерации.При этом федеральные законы по вопросам бюджета, принятые ГосударственнойДумой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. «а» ст. 106Конституции Российской Федерации); разработка и организация исполненияфедерального бюджета возложена на Правительство Российской Федерации, котороетакже представляет проект бюджета и отчет о его исполнении на рассмотрениеГосударственной Думы (п. «а» ст. 114 Конституции Российской Федерации).
Следуетиметь в виду, что перечень предметов ведения Российской Федерации,установленный статьей 71 Конституции Российской Федерации, являетсяисчерпывающим.
Вопросамсовместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерациипосвящена статья 72 Конституции Российской Федерации. Однако, заметим, термин«бюджет» в этой статье не употребляется. И единственное, что может иметьотношение к рассматриваемой сфере, так это «установление общих принциповналогообложения и сборов в Российской Федерации» (п. «и» ст. 72 КонституцииРоссийской Федерации).
Что жекасается предметов ведения субъектов Российской Федерации в сфере бюджетныхотношений, то в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации этисубъекты вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Об этом жеидет речь в пункте 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, которыйустанавливает, что «вне пределов ведения Российской Федерации, совместноговедения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края,области, города федерального значения, автономная область и автономные округаосуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов ииных нормативных правовых актов».

1. Компетенциясубъекта Российской
Федерации вобласти собственного бюджета
Основополагающимбюджетным правом субъектов Российской Федерации является право на собственныйбюджет.
Влитературе указывается, что право на самостоятельный бюджет – основабюджетно-правового статуса государства и его публично-территориальныхобразований. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не органамгосударственной власти. Из данное права выводится широкий круг бюджетныхполномочий материального и процессуального содержания, с помощью которых иосуществляется право на самостоятельный бюджет.
Как это нистранно, но Конституция Российской Федерации, сказав совершенно определенно оправе Российской Федерации на федеральный бюджет и праве органов местногосамоуправления на формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, нисловом не упоминает о праве субъектов Российской Федерации на свой бюджет.
Этотнедостаток в какой-то степени компенсируется Бюджетным кодексом РоссийскойФедерации, выделившим в составе бюджетной системы России бюджеты субъектовРоссийской Федерации, а также собственные законодательные акты субъектовРоссийской Федерации, конкретизирующие процедуру бюджетного процессаприменительно к бюджету субъекта Российской Федерации.
Бюджетныеполномочия субъектов Российской Федерации можно подразделить на материальные иорганизационные, что соответствует делению бюджетных правоотношений нааналогичные виды.
Кматериальным бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся теих права и обязанности, которые связаны с формированием и распределениембюджета как фонда денежных средств (т. е. при понимании термина «бюджет» в егоматериальном смысле).
Корганизационным бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятсяте их права и обязанности, которые связаны с формированием бюджетногоустройства субъекта Российской Федерации, с осуществлением бюджетного процессаи организацией использования ресурсов бюджета субъекта Российской Федерации.
К основнымматериальным бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации в частисобственных бюджетов относится следующее.
1. Право наформирование доходной части бюджета (право на доходы).
Это правореализуется главным образом путем:
а)установления источников доходов собственных бюджетов, в том числе установленияи введения на своей территории налогов и сборов субъекта Российской Федерации всоответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
б)получения закрепленных и регулирующих бюджетных доходов и включения их в бюджетсубъекта Российской Федерации;
в)привлечения в бюджет субъекта Российской Федерации заемных средств; управлениедолгом субъекта Российской Федерации;
г)направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от использованиясобственности субъекта Российской Федерации и иных доходов субъекта РоссийскойФедерации;
д)самостоятельного использования доходов, дополнительно полученных при исполнениибюджета субъекта Российской Федерации, сумм превышения доходов над расходами,образующихся в результате увеличения поступлений в бюджет, и сумм экономии порасходам бюджета субъекта Российской Федерации. Все эти средства, именуемые взаконодательстве свободными бюджетными средствами, вышестоящим органам властизапрещено изымать у субъекта Российской Федерации.
2. Право насамостоятельное расходование бюджетных средств (право на расходы).
Данноеправо реализуется путем:
а)самостоятельного определения направления расходования бюджетных ресурсов;
б)распределения бюджета (как денежного фонда) и выделения денежных средств адресатамбюджетного планирования для их использования в целях финансирования своейдеятельности и деятельности подведомственных организаций.
В итоге впроцессе расходования средств бюджета субъекта Российской Федерацииосуществляется финансирование задач и функций самого субъекта РоссийскойФедерации.
3. Право настабильность утвержденного бюджета.
В первуюочередь данное право состоит в недопустимости изъятия средств бюджета субъектаРоссийской Федерации решениями федеральных органов государственной власти впользу федерального бюджета или в пользу иных лиц.
4. Право наобразование в рамках бюджета субъекта Российской Федерации целевых бюджетныхфондов.
Целевойбюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии сзаконодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходовцелевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видовдоходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средствцелевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующиеназначению целевого бюджетного фонда.
К основныморганизационным бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации в частисобственных бюджетов относится следующее.
1.Формирование бюджетного устройства субъекта Российской Федерации определениембюджетной системы субъекта Российской Федерации и установлением основвзаимодействия входящих в эту систему бюджетов (бюджета субъекта РоссийскойФедерации и местных бюджетов).
2.Установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектовРоссийской Федерации, утверждения и исполнения этих бюджетов, осуществленияконтроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетовсубъектов Российской Федерации.
В данномполномочии речь идет о формировании в рамках бюджетного законодательствасубъекта Российской Федерации такого правового института, как бюджетныйпроцесс.
Следуетотметить, что Бюджетный кодекс Российской Федерации не определяет правовойформы бюджетного законодательства субъектов Российской Федерации, посвященного ихбюджетному устройству и бюджетному процессу.
Поэтому напрактике субъекты Российской Федерации пошли по пути импровизации в выборе этихправовых форм и определении структуры своих основных бюджетно-правовых актов,что породило их чрезвычайную пестроту. Так, в качестве такого рода правовыхактов мы имеем бюджетные кодексы субъектов Российской Федерации (такие кодексыимеют, например, Вологодская область, Калининградская область, Хабаровскийкрай), основы бюджетного устройства и бюджетного процесса (например, Самарскаяобласть), законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в субъектеФедерации (например, Удмуртская республика, Ленинградская область, Иркутскаяобласть, Астраханская область, Магаданская область), законы о бюджетномпроцессе (например, Республика Карелия, Мурманская область, Воронежскаяобласть, Амурская область, Саратовская область), закон об основах бюджетногопроцесса (г. Санкт-Петербург), закон о бюджетном устройстве, бюджетном процессеи финансовом контроле (Алтайский край) и т. п.
Подобноеразнообразие вряд ли можно объяснить спецификой (национальной, исторической,экономической, финансовой и т. п.) субъектов Российской Федерации. Речь скорееидет о различном понимании соотношения предмета правового регулирования иизбранной формы правового акта.
3.Установление бюджетной компетенции органов государственной власти субъектаРоссийской Федерации.
4.Разработка и утверждение бюджетной классификации субъекта Российской Федерации.
5.Составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов Российской Федерации иконсолидированных бюджетов этих субъектов, утверждение и исполнение законов обюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление контроля за ихисполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РоссийскойФедерации.
6.Определение порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходовот использования собственности этих субъектов, доходов от налогов и сборовсубъекта Российской Федерации, иных доходов данных бюджетов.
7.Установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов.
8.Определение перечня и порядка осуществления государственных внутреннихзаимствований субъектов Российской Федерации.
9.Установление порядка ведения бюджетного учета, которому подлежат все доходыбюджета субъекта Российской Федерации, источники финансирования его дефицита,расходы бюджета. При этом ведение бюджетного учета организуется органом,исполняющим бюджет субъекта Российской Федерации, а сам учет основывается наедином плане счетов бюджетного учета, который устанавливается ПравительствомРоссийской Федерации (ст. 240 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

2.Компетенция субъекта Российской Федерации в отношениях с федеральным бюджетом
Бюджетнаясистема Российской Федерации характеризуется не только принципомсамостоятельности бюджетов, но и принципом единства этой системы. Чтопредполагает определенное взаимодействие между федеральным бюджетом,представленным соответствующими федеральными органами государственной власти, ибюджетами субъекта Российской Федерации, представленными соответствующимиорганами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Изуказанного следует наличие у субъекта Российской Федерации определенных прав иобязанностей по отношению к федеральному бюджету, а равно у федеральных органовгосударственной власти – определенных прав и обязанностей перед субъектамиРоссийской Федерации.
Данныеполномочия субъектов Российской Федерации также можно подразделить наматериальные и организационные.
Материальныебюджетные полномочия субъектов Российской Федерации применительно кфедеральному бюджету представляют собой те субъективные права и те юридическиеобязанности этих субъектов, которые в той или иной мере связаны с движениемденежных средств из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерацииили, напротив, из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный.
К основнымматериальным бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации по отношениюк федеральному бюджету относится следующее.
1. Право наполучение доходов, относящихся к категории регулирующих доходов бюджетовсубъектов Российской Федерации (ст.ст. 48 и 52 Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации).
К числутаких доходов относятся федеральные налоги и иные платежи, отнесенные кфедеральным доходам, по которым устанавливаются нормативы отчислений (впроцентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации на очередной финансовыйгод, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разнымвидам таких доходов.
2. Право наполучение компенсации из федерального бюджета при принятии федеральнымиорганами законодательной или исполнительной власти решений, приводящих либо кувеличению расходов бюджетов субъекта Российской Федерации, либо к снижению(выпадению) доходов этих бюджетов (ст. 131 Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации).
3. Правовключать в бюджет субъекта Российской Федерации финансовую помощь изфедерального бюджета.
Оказаниефинансовой помощи из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерацииможет быть осуществлено в следующих формах:
а) предоставлениядотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектовРоссийской Федерации;
б)предоставления субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевыхрасходов;
в)предоставления бюджетных кредитов;
г)предоставления бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов,возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 133Бюджетного кодекса Российской Федерации).
4.Обязанность включать в бюджет субъекта Российской Федерации отдельные видырасходов при соблюдении условий, предусмотренных статьей 130 Бюджетного кодексаРоссийской Федерации.
Организационныебюджетные полномочия субъектов Российской Федерации применительно кфедеральному бюджету представляют собой те субъективные права и те юридическиеобязанности этих субъектов, которые связаны с организацией правовогорегулирования бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации по линиифедерального центра, участия федерального центра в осуществлении бюджетногопроцесса в субъекте Российской Федерации и проведении бюджетного контроляфедеральными органами за бюджетной деятельностью органов государственной властисубъекта Российской Федерации.
К основныморганизационным бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации поотношению к федеральному бюджету относится следующее.
1. Право напризнание верховенства бюджетного законодательства субъекта РоссийскойФедерации, принятого по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РоссийскойФедерации, по сравнению с федеральным законодательством в случаях противоречиямежду этими законодательствами.
2.Обязанность на признание верховенства федерального бюджетного законодательства,принятого по вопросам, отнесенным к исключительному ведению РоссийскойФедерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации, по сравнению с законодательством субъекта Российской Федерации вслучаях противоречия между этими законодательствами.
3.Обязанность исполнения федерального бюджетного законодательства, принятогоуполномоченными органами Российской Федерации в рамках её бюджетнойкомпетенции.
4.Установление совместно с органами государственной власти Российской Федерациипорядка и условия предоставления финансовой помощи бюджетам субъектовРоссийской Федерации.
5.Обязанность предоставления отчетности об исполнении бюджета субъекта РоссийскойФедерации в Федеральное казначейство. Единая методология отчетности обисполнении бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 241Бюджетного кодекса Российской Федерации). Кроме того, исполнительные органысубъекта Российской Федерации (речь в первую очередь идет о финансовых органах)обязаны предоставлять федеральным органам информацию, необходимую дляосуществления финансового контроля за бюджетной деятельностью субъектов РоссийскойФедерации. При этом следует иметь в виду, что сфера финансового контроля,осуществляемого федеральным центром, ограничена, как правило, использованиемтех денежных средств, которые выделены субъектам Российской Федерации изфедерального бюджета.
3. Компетенциясубъекта Российской Федерации в отношениях с местными бюджетами
КонституцияРоссийской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправленияформируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также предусматривает, чтоорганы местного самоуправления могут наделяться законом отдельнымигосударственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществленияфинансовых средств (ст. 132 Конституции Российской Федерации).
КонституцияРоссийской Федерации не предусматривает какого-либо взаимодействия бюджетовсубъектов Российской Федерации с бюджетами муниципальных образований. Однаконет никаких сомнений в том, что такое взаимодействие не только существует, нооно является необходимым для обеспечения нормальной жизни в субъекте РоссийскойФедерации. Нет необходимости доказывать и тот факт, что органы государственнойвласти субъекта Российской Федерации не могут не взаимодействовать с органамиместного самоуправления по вопросам обеспечения нормальных условиях проживанияжителей муниципальных образований, которые одновременно являются жителямисубъекта Российской Федерации.
Бюджетныйкодекс Российской Федерации этому вопросу уделяет уже больше внимания (вчастности, при определении компетенции органов государственной власти субъектаРоссийской Федерации в области регулирования бюджетных отношений). Еще большевнимания (и это вполне естественно) уделяется этому вопросу в нормативныхправовых актах субъектов Российской Федерации, которые рассматривают сферумежбюджетных отношений в связке «бюджет субъекта Российской Федерации – местныйбюджет» в качестве сферы собственного ведения.
Посколькубюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты являютсясамостоятельными звеньями бюджетной системы Российской Федерации, и каждый изэтих бюджетов функционирует на основе принципа самостоятельности, то вопрос обюджетной компетенции субъекта Российской Федерации в отношении местныхбюджетов в значительной степени упирается в вопрос о разграничении бюджетнойкомпетенции между субъектами Российской Федерации и муниципальнымиобразованиями. При этом необходимо учитывать, что субъекты Российской Федерациии муниципальные образования, представленные органами местного самоуправления,являются носителями собственной бюджетной компетенции.
Подобнобюджетным полномочиям в других сферах, бюджетные полномочия субъектовРоссийской Федерации в сфере отношений с местными бюджетами подразделяются наматериальные и организационные.
Материальныебюджетные полномочия субъектов Российской Федерации в сфере отношений с местнымибюджетами представляют собой те субъективные права и те юридические обязанностиэтих субъектов, которые в той или иной мере связаны с движение денежных средствиз бюджета субъекта Российской Федерации в местные или, напротив, из местныхбюджетов в бюджет субъекта Российской Федерации.
К основнымматериальным бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации в отношенияхс местными бюджетами относится следующее.
1.Полномочие, выраженное правом, которое одновременно является обязанностью,передавать из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам отдельныевиды расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренные пунктом1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, путем включениясоответствующих норм в закон субъекта Российской Федерации о бюджете наочередной финансовый год (ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
2. Правопередавать местному бюджету на постоянной основе полностью или частично доходыбюджетов субъекта Российской Федерации (ст.58 Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации), что осуществляется путем распределения доходов от налогов и сборов,иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта РоссийскойФедерации и местными бюджетами.
3. Правооказывать финансовую помощь из бюджета субъекта Российской Федерации местномубюджету, а также предоставлять ему бюджетные ссуды.
4. Правопредоставлять государственные гарантии субъекта Российской Федерациимуниципальным образованиям.
Следуетотметить, что некоторые субъекты Российской Федерации расширяют свои полномочияперед местными бюджетами, по сравнению с теми которые предусмотрены иливытекают из Бюджетного кодекса Российской Федерации. Например, некоторыесубъекты Российской Федерации принимают на себя обязанность по обеспечениюсбалансированности местных бюджетов.
Отметимтакже, что во многих субъектах Российской Федерации в составе бюджета субъектаРоссийской Федерации создается специальный фонд финансовой поддержки местныхбюджетов.
Организационныебюджетные полномочия субъектов Российской Федерации в сфере отношений сместными бюджетами представляют собой те субъективные права и те юридическиеобязанности этих субъектов, которые связаны с организацией правовогорегулирования бюджетной деятельности муниципальных образований субъектом РоссийскойФедерации, участия субъекта Российской Федерации в осуществлении бюджетногопроцесса в муниципальных образованиях и проведении бюджетного контроля органамисубъекта Российской Федерации за бюджетной деятельностью муниципальныхобразований.
К основныморганизационным бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации вотношениях с местными бюджетами относится следующее.
1.Разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъектаРоссийской Федерации и местными бюджетами в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
2.Определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссудиз бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.
3.Получение от органов местного самоуправления материалов, необходимых длясоставления проекта бюджета субъекта Российской Федерации и отчетности обисполнении этого бюджета, а также составления консолидированного бюджетасубъекта Российской Федерации;
4.Осуществление контроля за использованием муниципальными органами денежныхсредств, выделенных местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации впорядке оказания финансовой помощи.
Например,бюджетное законодательство Санкт-Петербурга устанавливает: «Контрольно-счетнаяпалата Санкт-Петербурга, финансовый орган Санкт-Петербурга, а такжетерриториальные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга,на которые в установленном порядке возложены полномочия по исполнению бюджетаСанкт-Петербурга на соответствующих территориях, вправе провести проверкуместного бюджета, получающего финансовую помощь из бюджета Санкт-Петербурга, атакже осуществлять контроль за расходованием средств, поступивших в местныйбюджет из бюджета Санкт-Петербурга».
5.Определение бюджетной системы субъекта Российской Федерации (или дажебюджетного устройства), со включением в эту систему (устройство) местныхбюджетов. При этом бюджетная систем определяется как двухуровневая: первыйуровень – бюджет самого субъекта Российской Федерации; второй уровень – местныебюджеты. Правда, определение понятия «бюджетная система (бюджетное устройство)субъекта Российской Федерации дается не во всех законах субъектов РоссийскойФедерации, посвященных их бюджетной деятельности.
4. Бюджетная компетенция органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации
Бюджетнаякомпетенция субъекта Российской Федерации как бы «распределяется» междуразличными органами государственной власти этого субъекта соответственноназначению и специализации каждого из них, месту органа в общей системе органовгосударственной власти субъекта Российской Федерации. При этом еще разподчеркнем, что бюджетную компетенцию субъекта Российской Федерации нельзярассматривать как совокупность бюджетных компетенций органов государственнойвласти этого субъекта. Так, право на бюджет является исключительным правомсубъекта Российской Федерации, которое не может быть передано или делегированокакому либо конкретному органу данного субъекта. Другое дело, что данноеполномочие в целях своей практической реализации делится на более мелкиеполномочия, которые рассредоточиваются по различным звеньям государственногоаппарата субъекта Российской Федерации.
К бюджетнойкомпетенции органа законодательной власти субъекта Российской Федерацииотносятся следующие полномочия:
принятие сучетом федеральных законов (в первую очередь Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации) законов, определяющих бюджетное устройство субъекта РоссийскойФедерации и организацию бюджетного процесса в данном субъекте;
введение натерритории субъекта Российской Федерации региональных налогов и сборов,установление ставок по ним, а также дополнительных льгот в пределах прав,установленных федеральными законами;
рассмотрениеи утверждение бюджета субъекта Российской Федерации, а также отчета о егоисполнении;
осуществлениеконтроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации.
Сложнееосветить бюджетную компетенцию исполнительных органов государственной властисубъекта Российской Федерации. Это объясняется тем, что, во-первых,исполнительная власть в каждом субъекте имеет достаточно сложную систему,состоящую из самых различных органов. Поэтому происходит распределениебюджетных полномочий внутри системы органов исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации. Во-вторых, системы органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации существенно различаются, как различаются и самисубъекты, демонстрируя большое разнообразие в организации своей исполнительнойвласти. В результате типизировать бюджетные полномочия отдельных органовисполнительной власти субъекта Российской Федерации практически невозможно, такони в различных субъектах столь же различны, как и различны их бюджетныеполномочия.
Поэтомупроиллюстрируем бюджетную компетенцию различных органов исполнительной властина примере отдельных субъектов Российской Федерации.
Так, всоответствии с Законом Алтайского края «О бюджетном устройстве, бюджетномпроцессе и финансовом контроле в Алтайском крае» администрация краяосуществляет в соответствии с Уставом (Основным Законом) Алтайского краяразработку и составление проекта краевого бюджета, внесение проекта краевогобюджета на утверждение краевого Совета с необходимыми документами иматериалами, исполнение краевого бюджета, в том числе сбор доходов краевогобюджета, управление государственным долгом Алтайского края, финансовый контрольза исполнением краевого бюджета, представляет отчет об исполнении краевогобюджета на утверждение краевого Совета, а другие полномочия, определенныенастоящим Законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными правовымиактами Российской Федерации и края.
Некоторыесубъекты Российской Федерации пошли по другому пути: они определяют бюджетнуюкомпетенцию исполнительной власти этого субъекта не применительно к обобщающемупонятию «администрация», а наделяют этой компетенцией главу исполнительнойветви власти: президента, губернатора и т. п.
В качествепримера можно привести Вологодскую область, где в соответствии с Бюджетнымкодексом данного субъекта Российской Федерации губернатор области обладаетследующими бюджетными полномочиями:
обеспечиваетпроведение единой государственной налоговой и бюджетной политики и осуществляетобщее руководство организацией финансов в области;
организуетв соответствии с законодательством Российской Федерации и области работу посоставлению проекта областного бюджета, принимает участие в разработке проектовбюджетов государственных внебюджетных фондов, определяет порядок распределенияфедеральных и областных налогов и сборов между уровнями бюджетной системыобласти;
представляетобласть в договорах о предоставлении средств бюджета на возвратной основе игарантий за счет средств областного бюджета, а также в уведомлениях о бюджетныхназначениях;
разрабатываетпрогноз консолидированного бюджета области и разрабатывает этот бюджет;
разрабатываетпрограмму внутренних заимствований, условия выпуска и размещения областныхгосударственных займов, определяет эмитентов областных ценных бумаг и кредитныеучреждения, обслуживающие областные государственные займы;
получает отгосударственных территориальных бюджетных фондов, органов местногосамоуправления материалы, необходимые для составления проекта областногобюджета и отчетности об исполнении областного бюджета, а также составленияконсолидированного бюджета области;
представляетбюджетные ссуды, бюджетные кредиты в пределах лимита средств, утвержденныхзаконом области об областном бюджете;
предоставляетгосударственные гарантии муниципальным образованиям, юридическим лицам от имениобласти в пределах средств, утвержденных законом об областном бюджете;
заключаетдоговоры на предоставление бюджетных инвестиций;
осуществляетконтроль за состоянием государственного долга области;
перемещаетбюджетные ассигнования, выделенные главным распорядителям бюджетных средств,между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходовфункциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах10 процентов бюджетных ассигнований, выделенных главному распорядителюбюджетных средств;
распределяетдоходы, полученные сверх утвержденных законом области об областном бюджете,пропорционально объемам расходов, утвержденным законом области;
приостанавливаетпо представлениям органов государственного финансового контроля финансированиеглавных распорядителей бюджетных средств;
принимаетрешения о текущем финансировании в пределах расходов, утвержденных закономобласти об областном бюджете;
принимаетрешения о привлечении инвестиций и других кредитных ресурсов в пределах,установленных законами области;
определяетпорядок предоставления финансовой помощи местным бюджетам;
осуществляетиные полномочия, установленные законами Российской Федерации и области.
Весьмахарактерно, что при этом Бюджетный кодекс Вологодской области содержитследующую норму: «Бюджетные полномочия, передаваемые губернатором областиорганам и структурным подразделениям администрации области, и иным учреждениями органам, устанавливаются положениями об этих учреждениях, подразделениях иорганах, которые утверждаются губернатором области».
Следовательно,бюджетная компетенция исполнительных органов рассматривается в данном случае вкачестве производной от компетенции губернатора, то есть исполнительные органыприобретают свои полномочия в порядке делегирования им своих полномочийгубернатором области.
И напротив,некоторые субъекты Российской Федерации избрали принципиально иной подход: всвоих базовых законах, посвященных бюджетному устройству, особо выделяюткомпетенцию финансовых органов исполнительной власти, учитывая, очевидно, туважную роль, которую они играют в бюджетной деятельности этих субъектов. Втаких случаях бюджетная компетенция финансовых органов исполнительной ветвивласти субъекта Российской Федерации является не производной от компетенцииглавы этой ветви власти, а носит самостоятельный характер, имея своим источникомне положение, утвержденное главой исполнительной власти, а закон субъектаРоссийской Федерации.
Показательнымв этом отношении является Алтайский край, где в соответствии с Законом «Обюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайскомкрае» комитет администрации края по финансам, налоговой и кредитной политикеявляется органом, исполняющим от имени администрации края краевой бюджет, иобладает следующими бюджетными полномочиями:
организуетработу по составлению проекта краевого бюджета, представляет проект краевогобюджета в администрацию края;
осуществляетметодическое руководство в области по вопросам составления и исполнениябюджета; бухгалтерским учетом и отчетностью бюджетных учреждений;
составляетсводную роспись доходов, расходов и источников финансирования дефицита краевогобюджета;
разрабатываетпрогноз консолидированного бюджета края;
разрабатываетпрограмму внутренних заимствований, условия выпуска и размещения краевыхзаймов, выступает от имени администрации края в качестве эмитентагосударственных ценных бумаг Алтайского края, проводит регистрацию эмиссииценных бумаг края в Министерстве финансов Российской Федерации; ведет реестрвнутреннего и внешнего долга, осуществляет управление государственным долгомАлтайского края;
получает откомитетов, управлений и других получателей средств краевого бюджета, органовместного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта краевогобюджета и отчета о его исполнении;
от имениадминистрации края предоставляет бюджетные ссуды, бюджетные кредиты, а такжегарантии в пределах лимитов, утвержденных в законе о краевом бюджете,утвержденном на очередной финансовый год;
проводитпроверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числеиспользования бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, государственных гарантийАлтайского края, бюджетных инвестиций на предмет соблюдения ими условийполучения и эффективности использования указанных средств;
составляетотчет об исполнении краевого и консолидированного бюджетов и представляет его вадминистрацию края;
открываетрасчетные и текущие бюджетные счета главных распорядителей, распорядителейбюджетных средств и иных получателей бюджетных средств.
При этомуказанный комитет имеет право:
требоватьот главных распорядителей, распорядителей и иных получателей бюджетных средствпредставления отчетов об использовании средств краевого бюджета и иныхсведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованиемсредств краевого бюджета;
получать отбанков и иных кредитных организаций сведения об операциях с бюджетнымисредствами;
направлятьпредставления главным распорядителям, распорядителям и иным получателямбюджетных средств, кредитным организациям с требованием устранить выявленныенарушения бюджетного законодательства и осуществлять контроль за ихустранением;
приостанавливатьоперации по бюджетным счетам главных распорядителей, распорядителей и иныхполучателей бюджетных средств в порядке установленном Бюджетным кодексомРоссийской Федерации;
взыскиватьв бесспорном порядке с бюджетных счетов главных распорядителей, распорядителейи иных получателей бюджетных средств средства в размере, использованном не поцелевому назначению;
взыскиватьв соответствии с договорами со всех счетов получателей средств краевого бюджетабюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, покоторым истек срок возврата, также проценты, подлежащие уплате за пользованиебюджетными ссудами и бюджетными кредитами.
Такимобразом, субъекты Российской Федерации по разному решают проблему определениябюджетной компетенции своих органов исполнительной власти: одни это делаютчерез определение компетенции администрации, другие – через определениекомпетенции главы исполнительной ветви власти (президента, губернатора и т. п.),третьи – через компетенцию финансового органа администрации.

Заключение
Такимобразом, бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации конституционноограничены только предметами ведения Российской Федерации и её полномочиями попредметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации.
Этоположение получило свое подтверждение в решениях Конституционного СудаРоссийской Федерации. Так, его Постановлением от 10 декабря 1997 г. «По делу опроверке конституционности ряда положений устава (основного закона) Тамбовскойобласти» определено, что «отнесение финансового, валютного, кредитногорегулирования к ведению Российской Федерации не препятствует органамгосударственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочийосуществлять меры по мобилизации и расходованию собственных финансовыхресурсов». Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что в кругпредметов ведения субъекта Российской Федерации входит осуществлениесобственного бюджетного регулирования в пределах полномочий, предусмотренныхстатьей 73 Конституции Российской Федерации, и это «согласуется с федеративнойприродой государства и конституционным статусом субъекта Российской Федерации ине может трактоваться как вторжение в сферу ведения и полномочий РоссийскойФедерации».
Надосказать, что наделение субъектов Российской Федерации правом принятия законовпо вопросам собственной бюджетной деятельности есть выражение принципафедерализма в организации бюджетного устройства страны. Ещё Г. Еллинек,известный юрист-государствовед конца XIX века, говоря о федеративном устройстве государства, выделял вкачестве признака такого устройства «возможность для субъекта федерациииздавать регулирующие нормы вне контроля высшей власти, то есть властвовать всилу собственного права».
СубъектыРоссийской Федерации обладают довольно разнообразными бюджетными правами иобязанностями. Представляется целесообразным их рассмотреть применительно ктрем видам бюджетов: а) собственному бюджету субъекта Российской Федерации; б)федеральному бюджету; в) местным бюджетам.

Использованнаялитература
 
1.  Бюджетный кодекс РФ
2.  localbudget.karelia.ru/book1/HTML/gl3_5.htm
3.  www.budgetrf.ru/…/publfinance_2003_03_020.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.